Новая ядерная политика сша претензии на мировое господство доклад

Обновлено: 01.05.2024

Представленный Обзор ядерного потенциала — документа, определяющего основные принципы ядерной политики США, который также именуют ядерной доктриной страны — явился радикальным шагом в стремлении обозначить Россию и Китай как главную угрозу — и даже не самой Америке — а всему мировому порядку, стабильности и миру на планете.

В принятой ранее в декабре прошлого года Стратегии национальной безопасности уже говорилось о том, что Россия и Китай стремятся подвергнуть ревизии, коренным образом изменить положение вещей в мире. И мерой этих вещей Америка всё ещё пытается считать себя и свои национальные интересы, на которые следует держать равнение всем странам без исключения.

В этой фразе сквозит неприкрытая обида на тех, кто отказывается признавать за Вашингтоном право распоряжаться планетой как собственностью, навязывая всем без исключения мнение о том, как следует жить. Ядерная доктрина наследует Стратегии национальной безопасности, но идёт немного дальше, указывая на Россию как на страну, которая способна из непонятных побуждений нанести первой ядерный удар.

Но в обоих документах предельно открыто заявлено о том, что политика сдерживания является приоритетной задачей. Несмотря на то что в Обзоре ядерного потенциала есть и упоминание о желательности российско-американского сотрудничества, в целом документ представляет собой обоснование необходимости модернизации ядерного вооружения для того, чтобы обеспечить доминирование над главным нарушителем спокойствия и врагом человеческой свободы. То есть с Россией вообще нельзя говорить никак иначе, кроме как с позиции силы.

То есть Россия представлена в качестве агрессивного бузотёра, затеявшего самоубийственную и крайне опасную для всех бучу только ради того, чтобы иметь возможность скрутить Америке фигу. Это отнюдь не США вели и ведут на разных континентах разрушительные войны, стремясь обеспечить себе контроль над странами, чья политика выбивается из предписанного Вашингтоном курса.

Это не Вашингтон несёт ответственность за сотни тысяч загубленных жизней и за то, что некогда вполне успешные государства, в которых жили миллионы людей, сейчас представляют из себя конгломерат враждебных другу административно-территориальных образований. А в некоторых стёртых Америкой с политической карты мира странах продолжаются кровавые и не имеющие шанса на прекращение войны.

Удивительное дело — прошлая доктрина, принятая в 2010 году, когда президентом США являлся Б. Обама, сегодня выглядит как призыв к миру и дружбе. В документе предыдущей американской администрацией, акцент был сделан на необходимости налаживать сотрудничество с Россией и Китаем, поскольку в мире сегодня всё настолько взаимосвязано, что нарушение баланса может нанести ущерб всей системе международной безопасности.

Представление о России и Китае как постоянно возрастающей угрозе вызвано не только намерением найти точку опоры, с которой начнётся собирание новой, а, по сути, прежней Америки — триумфатора и абсолютного гегемона, каким она стала после развала СССР и завершения холодной войны. Важным фактором является противодействие государствам, обозначившим свою политику на изменение однополярного статуса нынешнего мироустройства, который обеспечивал политическое главенство и экономическое могущество США последние 25 лет после поражения СССР в холодной войне и его ликвидации. Америку не сделать снова великой , если однополярный мир рухнет.

Именно поэтому все эти доктрины и стратегий имеют собственную определенную деструктивную логику, направленную прежде всего против России, но с другой стороны эти документы являются косвенным похоронным свидетельством, тоскливой, хотя и пытающейся казаться грозной поминальной песнью. В них фактически констатируется и оплакивается утраченное Америкой мировое господство и описывается архитектура нового мира, в котором обозначается появление новых центров силы.

Поскольку эта формула вновь заработала, к роли мирового управляющего уже нет возврата: говорить с собой с позиции силы Москва и Пекин теперь уже едва ли позволят, поскольку и сами являются обладателями такой же самой силы.

image_pdf
image_print

Аннотация. В статье представлены результаты анализа основных доктринальных документов администрации США 2009—2012 гг., отражающих взгляды американского руководства на ядерное оружие и эволюцию основных установок ядерной политики США.

Summary. The article presents the results of an analysis of the main doctrinal documents of the US administration in 2009-2012, reflecting the views of the American leadership on nuclear weapons and the evolution of the basic principles of US nuclear policy.

ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Кузнецов Алексей Андреевич — заместитель начальника отдела Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, майор

ЯДЕРНАЯ ПОЛИТИКА США В ДОКТРИНАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТАХ

После Второй мировой войны США постоянно стремились к глобальному доминированию с опорой на военную мощь. Военно-политическое руководство США — единственной страны, применившей ядерное оружие в войне, пыталась поддерживать лидерство своего государства стратегическими вооружениями. Не стала исключением и ядерная политика администрации президента Б. Обамы. Прикрываясь курсом на разоружение, она реализовала программы разработки и модернизации ядерного арсенала, а также развития стратегических вооружений в неядерном оснащении.

Американское министерство обороны по требованию конгресса США провело несколько комплексных обследований для формирования последующей американской военной стратегии и оборонного бюджета8. После экспертной оценки основных составляющих военного строительства 1 апреля 2010 года были опубликованы сразу два военно-доктринальных документа, отразивших некоторые аспекты ядерной политики США, — Четырёхлетний обзор оборонной политики (QDR-2010) и Обзорный доклад по противоракетной обороне (Обзор по ПРО).

Таким образом, США продолжают поиск средств устранения своей ракетно-ядерной уязвимости. Анализ QDR-2010 и Обзора по ПРО показал, что администрация Обамы стремится уменьшить роль ядерного оружия путём развития потенциала неядерных вооружений. Это стремление стало основой Обзора ядерной политики (NPR), который должны были опубликовать 1 февраля 2010 года вместе с другими стратегическими документами Пентагона, но разногласия в администрации Обамы по этому докладу заставили несколько раз откладывать срок его публикации13.

В итоге третий в истории NPR был обнародован 6 апреля 2010 года и отражал основные положения пражского выступления Обамы, представленные в преамбуле к этому документу. В нём в очередной раз подчёркнута установка на достижение мира и безопасности без ядерного оружия.

Позитивным можно считать и обещание американской администрации добиться ратификации ДВЗЯИ. Её отсутствие ставило США в один ряд с такими странами, как Китай и Иран.


Новый Обзор ядерной политики — Nuclear Posture Review — был выпущен администрацией президента США Дональда Трампа 2 февраля. Это стало четвертым по счету масштабным пересмотром со времен администрации Билла Клинтона. О том, чем новый Обзор отличается от предыдущих, — в материале ТАСС.

Эволюция доктрины

Со времен окончания холодной войны в США успели три раза пересмотреть подход к роли и потенциалу имеющегося ядерного оружия. И если отталкиваться от заявления начальника штаба американских ВВС, президент США Дональд Трамп станет продолжателем традиции, по которой каждый глава государства начиная с Билла Клинтона пересматривает этот подход. Тем более что Конгресс США требует предоставления новой доктрины от каждой администрации.

Первый такой пересмотр произошел 18 сентября 1994 года, когда президент Клинтон одобрил рекомендации NPR, подготовленные Пентагоном. Это был первый в эпохе однополярного мира документ о пересмотре роли разрушительного оружия в политике США.

По меркам того времени документ казался весьма революционным и предполагал следующее:

  • значительное и крупнейшее за все время существования ядерного оружия снижение его роли в обеспечении безопасности страны;
  • стремление сократить количество ядерного оружия ввиду новых обстоятельств (распада СССР);
  • рассмотрение ядерного оружия не только в качестве инструмента обеспечения национальной безопасности, но и международной (стран — союзников США).

Однако спустя десятилетия этот обзор стали рассматривать как сохранивший атрибут ядерной политики времен противостояния с СССР.

Система противоракетной обороны США. Досье

Второй пересмотр произошел в 2002 году. В первом NPR XXI века прослеживалось желание администрации президента Джорджа Буша — младшего отойти от существовавшего ранее режима контроля над стратегическими вооружениями. Напомним, что именно в 2002 году США в одностороннем порядке вышли из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО). Тогда же и началась разработка национальной системы ПРО.

Обзор 2002 года также внес изменения в классическое понятие ядерной триады. "Старая триада" состояла из тяжелых ядерных бомбардировщиков, межконтинентальных баллистических ракет (МБР) наземного базирования и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ). "Новая триада" состоит из противоракетной обороны, высокоточного оружия и классической триады в качестве третьего компонента.

Наконец, на своем первом сроке в 2010 году президент Барак Обама одобрил третий пересмотр. За год до этого Обама произнес речь в Праге, ставшую впоследствии одной из самых известных его речей. В ней американский президент объявил о необходимости стремления к миру без ядерного оружия. NPR 2010 года хоть и намного мягче, чем предыдущий, но все же далек от идеи, высказанной Обамой в Праге.

В нем США впервые взяли на себя обязательство не использовать ядерное оружие против тех стран, за исключением Ирана и КНДР, которые не обладали таким оружием и не нарушали ДНЯО (Договор о нераспространении ядерного оружия). Вашингтон также отказался от разработки ядерных бомб для поражения сильно укрепленных подземных объектов (nuclear bunker busters).

Доктрина Трампа

Как мир отреагировал на новую ядерную доктрину США

Новый Обзор ядерной политики 2018 года рассматривает военную стратегию России как предусматривающую "ядерную эскалацию". При этом в нем говорится, что Вашингтон не желает "относиться как к противнику ни к России, ни к Китаю", а Москва имеет перед Вашингтоном "значительные преимущества" в сфере производства стратегического и тактического ядерного оружия.

По мнению американской стороны, Россия также "отвергает усилия США", направленные на дальнейшее сокращение наступательных вооружений. Последний договор, заключенный между Вашингтоном и Москвой, — Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) 2011 года — предполагает сокращение ядерных арсеналов до 700 развернутых носителей и 1550 боезарядов на них. Но срок выполнения обязательств по СНВ-3 истек 5 февраля текущего года, а срок действия договора истечет уже через три года.

"Существенные неядерные стратегические нападения", как говорится в документе, могут привести к ответному ядерному удару со стороны США. Причем в понятие "неядерного нападения" входят даже кибератаки.

Наконец, доктрина предполагает увеличение расходов на ядерный арсенал более чем в два раза в ближайшие десять с лишним лет, рекомендует частично уменьшить мощность ядерных боеголовок для баллистических ракет подлодок (БРПЛ) и разработать ядерные крылатые ракеты морского базирования.



Фактор России


Конечно, можно иронизировать по поводу использованной лексики, но столь емкая и при этом исчерпывающая характеристика ядерной доктрины Российской Федерации заслуживает самой высокой оценки. Стоит подчеркнуть, что данный подход российского внешнеполитического ведомства носит реактивный характер. В случае же проактивного доведения до партнеров, противников и общественности основ российской политики в области ЯО, его качественных и количественных характеристик, дискуссионные вопросы относительно отечественных концепций и вооружений могли бы разрешаться до попадания в документы уровня NPR.

Американский ответ

Вашингтон планирует сдерживать Россию комбинацией нескольких элементов, в которую входят:

В российско-американское уравнение стратегической стабильности фактически включаются ядерные арсеналы союзников США, поэтому их учет при дальнейших переговорах становится обоснованным.

resru2.jpg

Рис. 1 Новые средства доставки ЯО, с комментариями и правками Ханса Кристенсена из Федерации американских ученых (выделены красным).

По мнению авторов документа, в распоряжении президента США, таким образом, появится инструмент для ядерного удара, не ведущего к полноценной ядерной войне.


Помимо уже перечисленных направлений развития американского ядерного арсенала, значительное внимание уделяется несколько менее заметным широкой публике аспектам: системе ядерного командования, контроля и коммуникаций (NC3), а также непосредственно ядерным боезарядам.

Отмечается, что качественно изменились и возросли угрозы в киберпространстве и космосе, двух ключевых площадках для реализации функций управления и связи, причем не только в области ядерного оружия.

Темы нераспространения, ядерного терроризма и контроля над вооружениями в новой редакции NPR в определенной мере ушли на второй план — соперничество великих держав вступило в свои права.


Доктрина как катализатор дискуссии

Темы нераспространения, ядерного терроризма и контроля над вооружениями в новой редакции NPR в определенной мере ушли на второй план — соперничество великих держав вступило в свои права.

Читайте также: