Неязыковые средства выразительности доклад

Обновлено: 30.06.2024

ВложениеРазмер
neverbalnye_sredstva.docx 15.42 КБ

Предварительный просмотр:

Невербальные средства выразительного чтения.

Невербальные средства (мимика, телодвижения, жесты, позы) способствуют повышению точности и выразительности речи. Они являются дополнительными средствами воздействия на слушателей.

Неязыковые средства выразительности органично связаны с интонацией, а их характер зависит от ситуации и содержания высказывания, поэтому их никогда не надо придумывать. Выбор читающим невербальных средств должен непроизвольно вытекать из психологического состояния, возникающего в связи с восприятием и осмыслением текста. Использование жестов и мимики должно быть разумным, ими нельзя злоупотреблять, иначе это приведет к гримасничанию, формализму и отвлечет слушателей от смысла высказывания.

Важным компонентом исполнения является выразительная мимика. Следует помнить о том, что неточное, а также чрезмерное использования мимики затрудняет восприятие и раздражает зрителей. Поэтому при подготовке к исполнению рекомендуется начитывать текст перед зеркалом, анализируя и корректируя выражение лица.

Интонация - это ответ на ситуацию разговора. В процессе своей собственной речи человек не задумывается над ней: она - проявление внутреннего его состояния, его мыслей, чувства.

Невербальное поведение человека тесно связано с его психическим состоянием и является средством выражения этого состояния. Именно поэтому внимание к невербальному поведению партнёра по общению дает колоссальное количество информации о его индивидуально-психологических и социально-психологических особенностях.

Невербальные средства общения делятся на несколько групп:

Неязыковые средства выразительности.

Педагогу целесообразно соблюдать правила использования неязыковых средств выразительности:

При подготовке к исполнению произведения рекомендуется начитывать текст перед зеркалом, анализируя и корректируя выражение лица.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционное рисование, как средство развития творчества у дошкольного возраста.Статья для педагогов и родителей

Все мы в детстве мечтали стать художниками и рисовали ,то что нам хотелось. Каждый ребёнок с раннего возраста и до подросткового рисует грандиозные, многофигурные со сложными переплетением сюжетов ком.


Статья для педагогов "Информационно-компьютерные технологии как эффективное средство в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога."

В данной статье показаны пути повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса с дошкольниками с ЗПР посредством информационно-компьютрных техноогий.


Статья для педагогов и родителей на тему: «Первые шагив устранении за.


Познакомить с новым видом декоративно-прикладного искусства – пластилинография, с некоторыми приемами работы с пластилином при изготовлении плоскостных, полуобъемных поделок .


Конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью образовательные и воспитательные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в кот.


Буклет для педагогов и родителей "Рекомендации по заучиванию и выразительному чтению стихов с детьми дошкольного возраста"

Рекомендации по заучиванию и выразительному чтению стихов с детьми дошкольного возраста.

НЕЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Работу выполнила


НЕЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Работу выполнила студентка группы 11 НК Бурдина Александра


СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ Те или иные средства выразительности выбираются в зависимости от цели высказывания. Педагог должен хорошо владеть и технической стороной речи (дыхание, голос, дикция, соблюдение орфоэпических норм), и интонацией (громкость, паузы, темпоритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр), и неязыковыми средствами выразительности (жесты, мимика, поза).


НЕЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Невербальные средства (мимика, телодвижения, жесты, поза) способствуют повышению точности и выразительности речи. Они являются дополнительными средствами воздействия на читателя.


Определить особенности проявления эмоциональных состояний можно по мимике – выразительным движениям мышц лица, по пантомимике – выразительным движениям всего тела, по вокальной мимике – выразительным свойствам речи. Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции у людей и играет видную роль в человеческом общении. Владение выразительными движениями предполагает также тонкое понимание всех оттенков и нюансов в выражении лица, жеста и движения тела другого человека.


МИМИКА Главный показатель чувств -мимика, то есть выражение лица(глаз, бровей, губ). Под мимическими средствами понимаются движения лицевых мускулов и движения головы. Посредством мимики говорящий передает эмоции, подчеркивает мысль(нахмуриться, улыбнуться, выделяет ритмику звучания). Глаза помогают обучающимся установить визуальный контакт. Визуальный контакт помогает регулировать разговор.


Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом: Удивление – поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот; Страх – приподнятые и сведённые над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт; Гнев – брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой; Печаль – брови сведены, глаза потухшие, уголки губ слегка опущены; Счастье – глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.


ЖЕСТЫ v Жесты – движение рук – очень сильное выразительное средство. o Жестом можно многое сказать и без слов. Быстрая чрезмерная жестикуляция создает впечатление того, что человек размахивает руками, и тем самым затрудняет восприятие не только жеста, но и слова. “Лишние жесты – это сор, это грязь, это пятна”, – считал К. С. Станиславский. ü Выверенный, точный жест усиливает воздействие слова, помогает понять смысл фразы, приоткрывает ее подтекст, уточняет значение слов-указателей места (там, туда, оттуда и т. п. , эмоциональное состояние говорящего, его намерения). Язык жестов – один из самых древних языков. Человек использует жесты, чтобы выразить своё отношение к сказанному.


ВИДЫ ЖЕСТОВ: Эмоциональные жесты – это жесты, передающие различные оттенки чувств (волнение, радость, восторг, ненависть, печаль, огорчение, недоразумение, растерянность, смятение). Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь и тому подобное. Указательный жест – это жест, с помощью которого говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место (наряду, сверху, там, подчеркивает порядок движения (по очереди, через одного). Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, поворотом тела подобное. Некоторые указательные жесты условны. Указательный жест рекомендуется использовать в исключительных обстоятельствах, когда есть предмет (или наглядное пособие, на который можно указывать.


К символическим жестам относятся движения, которые несут конкретное значение, понятное другим людям. Открытые жесты – это жесты искренности и открытости. Жесты защиты – это жесты, которыми мы реагируем на возможные конфликтные ситуации. Жесты оценки имеют отношение к задушевности и мечтательности. Жесты подозрения и скрытности часто используют ораторы, когда они не уверены, как подойти к предмету разговора, или сомневаются в реакции слушателей. Жест противопоставления Кисть руки выполняет движение в воздухе "там" и "здесь". Такие движения производят при фразах "ходить туда-сюда", "одно на север, другое на юг", "большие и маленькие" и др. Жест разъединения (или расподобления) (ладони раскрываются, как бы разъезжаются в разные стороны. )


ЖЕСТ ЗАЩИТЫ


ЖЕСТЫ ОЦЕНКИ


ОТКРЫТЫЙ ЖЕСТ


ЖЕСТЫ ПОДОЗРЕНИЯ


ПАНТОМИМИКА v Один из видов выразительных движений человека, охватывающий те изменения в походке, осанке, жестах, которые передают его психическое состояние, переживания, отношение к тем или иным явлениям. Пантомимические изменения обычно возникают невольно, как внешнее проявление общего эмоционального состояния человека.

Каждое движение души имеет своё естественное выражение в голосе, жесте, мимике.

Определить особенности проявления эмоциональных состояний можно по мимике – выразительным движениям мышц лица, по пантомимике – выразительным движениям всего тела, по вокальной мимике – выразительным свойствам речи. Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции у людей и играет видную роль в человеческом общении. Владение выразительными движениями предполагает также тонкое понимание всех оттенков и нюансов в выражении лица, жеста и движения тела другого человека.

Жесты и мимика трактуются, как неречевые средства выразительности. Они выполняют в речи две функции:

2) способствуют достижению однозначности коммуникации, точности и выразительности речи.

Мимика

Неречевые средства играют огромную роль в общении, так как чтобы понять смысл высказывания, недостаточно проникнуть в смысл слов, необходимо понять чувства говорящего проанализировать его неречевое поведение.

Главный показатель чувств – мимика, то есть выражение лица (глаз, бровей, губ).

Под мимическими средствами понимаются движения лицевых мускулов и движения головы. Посредством мимики говорящий передаёт эмоции, подчёркивает мысль (нахмуриться, улыбнуться, выделяет ритмику звучания.

Глаза помогают общающимся устанавливать визуальный контакт.

Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность это помогает сосредоточиться на том, что он говорит. Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий то посмотрит в глаза слушающему, то отводит их в сторону, это означает, что он ещё не закончил говорить.

Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

Удивление – поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;

Страх – приподнятые и сведённые над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;

Гнев – брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;

Печаль – брови сведены, глаза потухшие, уголки губ слегка опущены;

Счастье – глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.

Жесты

Жесты – движение рук – очень сильное выразительное средство.

Жестом можно многое сказать и без слов. Быстрая чрезмерная жестикуляция создает впечатление того, что человек размахивает руками, и тем самым затрудняет восприятие не только жеста, но и слова.

“Лишние жесты – это сор, это грязь, это пятна”, – считал К. С. Станиславский.

Выверенный, точный жест усиливает воздействие слова, помогает понять смысл фразы, приоткрывает ее подтекст, уточняет значение слов-указателей места (там, туда, оттуда и т. п., эмоциональное состояние говорящего, его намерения.

Язык жестов – один из самых древних языков. Человек использует жесты, чтобы выразить своё отношение к сказанному.

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Наблюдая за выступающими по телевидению, обратите внимание, как часто говорящий в такт речи размахивает рукой.

Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.

Эмоциональные жесты – это жесты, передающие различные оттенки чувств (волнение, радость, восторг, ненависть, печаль, огорчение, недоразумение, растерянность, смятение).

Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь подобное.

Указательный жест – это жест, с помощью которого говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место (наряду, сверху, там, подчеркивает порядок движения (по очереди, через одного).

Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, поворотом тела подобное. Некоторые указательные жесты условны. Указательный жест рекомендуется использовать в исключительных обстоятельствах, когда есть предмет (или наглядное пособие, на который можно указывать.

Изобразительные жесты применяются в случаях:

1. Если не хватает слов, чтобы полностью передать представление.

2. Если одних слов недостаточно по каким причинам (повышенная эмоциональность говорящего, не владение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает);

3. Если необходимо усилить впечатление и повлиять на слушателя дополнительно и наглядно.

Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя язык слов подменять жестами.

К символическим жестам относятся движения, которые несут конкретное значение, понятное другим людям.

Например, поклон как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актер широко разводит руки в стороны, словно обнимает сидящих в зале.

Открытые жесты – это жесты искренности и открытости.

Они могут сопровождаться приложением ладоней к груди или поднятие плеч. Например, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, и наоборот, когда чувствуют свою вину, прячут их в карманы или за спину.

Жесты защиты – это жесты, которыми мы реагируем на возможные конфликтные ситуации.

Например, руки, скрещенные на груди, — собеседник принял защитную позицию. Поэтому если мы видим такой жест, необходимо пересмотреть то, что делаем или говорим, ибо партнер начинает убегать от обсуждения.

Жесты оценки имеют отношение к задушевности и мечтательности.

Жесты подозрение и скрытности часто используют ораторы, когда они не уверены, как подойти к предмету разговора, или сомневаются в реакции слушателей.

Жесты доминантности – подчиненности

Превосходство может быть выражено в приветственном рукопожатия. Когда человек крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить нечто вроде физического превосходства. И, наоборот, когда он протягивает руку ладонью вверх, значит он готов принять подчиненную роль.

Как выразительно читать.

Чтобы читать тексты перед детской публикой, недостаточно научиться изображать различные оттенки эмоций, активно жестикулировать и звучно разговаривать.

Выразительное чтение получится только в том случае, если технические навыки вы дополните умением глубоко чувствовать произведение.

Инструкция.

1. Подготовка к выразительному чтению начинается со знакомства с текстом. Чтобы транслировать через себя мысли автора и эмоции героев, нужно прочувствовать их в полной мере. Разберитесь в сюжете произведения, уясните для себя логические связи. После этого подумайте о мотивах поступков героев, об их чувствах, переживаниях.

Для создания более точного представления о тексте можно выяснить, в каких обстоятельствах оно создавалось, что при этом пережил автор.

Только имея максимально полное представление о стихотворении, рассказе или пьесе, вы сможете передать созданные автором образы юным слушателям.

2. Распечатайте отрывок текста, который будете читать вслух. В зависимости от сюжета выберите темп и ритм чтения. Расставьте в тексте паузы.

Логические паузы необходимы там, где стоят знаки препинания, благодаря им высказывание становится законченным.

Пауза после запятой должна быть короче, чем после точки или многоточия.

Другим символом пометьте расположение психологических пауз. Они помогают чтецу выделить значимые части фразы или предложения.

Вы сможете выделить фразу, сделав паузу перед ней или после нее.

Такой же прием выразительности перед или после предложения привлечет внимание к сути всего предложения целиком.

3. Чтобы суметь использовать средства выразительного чтения, нужно научиться правильно дышать.

Существуют различные техники обучения, которые желательно осваивать под руководством преподавателя сценической речи или ораторского искусства. Вы можете попытаться самостоятельно регулировать объем и равномерность вдохов и выдохов.

4. Основные инструменты выразительного чтения – сила голоса и интонация. Прочувствовав мысль и эмоцию, которую вы выражаете, вы сможете определить, когда нужно говорить громче, а когда – переходить на шепот. Когда стоит улыбнуться, а когда – добавить в голос отстраненности.

В произведении, в котором есть авторская речь, часто присутствуют прямые указания на повышение или понижение тона героя и его переживания. Вам достаточно следовать им без излишней драматизации, театральности. Наибольшей выразительности вы добьетесь, когда научитесь эмпатии, то есть сопереживанию, пропусканию текста через себя.

6. Если во время эмоциональной речи вы используете жесты, потренируйтесь перед зеркалом. Прочтите монолог, двигаясь так, как вам привычно. Посмотрите, не является ли жест дубликатом интонационного выделения фразы. Не противоречит ли он тексту в эмоциональном плане. Не отвлекает ли размашистая жестикуляция от сути произведения. Если вам сложно оценить себя в зеркале, попробуйте записать свое выступление на видео.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Неязыковые средства выразительности. Презентация на заданную тему содержит 18 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Средства выразительности речи Те или иные средства выразительности выбираются в зависимости от цели высказывания. Педагог должен хорошо владеть и технической стороной речи (дыхание, голос, дикция, соблюдение орфоэпических норм), и интонацией (громкость, паузы, темпоритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр), и неязыковыми средствами выразительности (жесты, мимика, поза).

Неязыковые средства выразительности Невербальные средства (мимика, телодвижения, жесты, поза) способствуют повышению точности и выразительности речи. Они являются дополнительными средствами воздействия на читателя.

Определить особенности проявления эмоциональных состояний можно по мимике – выразительным движениям мышц лица, по пантомимике – выразительным движениям всего тела, по вокальной мимике – выразительным свойствам речи. Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции у людей и играет видную роль в человеческом общении. Владение выразительными движениями предполагает также тонкое понимание всех оттенков и нюансов в выражении лица, жеста и движения тела другого человека. Определить особенности проявления эмоциональных состояний можно по мимике – выразительным движениям мышц лица, по пантомимике – выразительным движениям всего тела, по вокальной мимике – выразительным свойствам речи. Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции у людей и играет видную роль в человеческом общении. Владение выразительными движениями предполагает также тонкое понимание всех оттенков и нюансов в выражении лица, жеста и движения тела другого человека.

Мимика Главный показатель чувств -мимика, то есть выражение лица(глаз, бровей, губ). Под мимическими средствами понимаются движения лицевых мускулов и движения головы. Посредством мимики говорящий передает эмоции, подчеркивает мысль(нахмуриться, улыбнуться, выделяет ритмику звучания).Глаза помогают обучающимся установить визуальный контакт. Визуальный контакт помогает регулировать разговор.

Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом: Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом: Удивление – поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот; Страх – приподнятые и сведённые над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт; Гнев – брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой; Печаль – брови сведены, глаза потухшие, уголки губ слегка опущены; Счастье – глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.

ЖЕСТЫ Жесты – движение рук – очень сильное выразительное средство. Жестом можно многое сказать и без слов. Быстрая чрезмерная жестикуляция создает впечатление того, что человек размахивает руками, и тем самым затрудняет восприятие не только жеста, но и слова. “Лишние жесты – это сор, это грязь, это пятна”, – считал К. С. Станиславский. Выверенный, точный жест усиливает воздействие слова, помогает понять смысл фразы, приоткрывает ее подтекст, уточняет значение слов-указателей места (там, туда, оттуда и т. п., эмоциональное состояние говорящего, его намерения). Язык жестов – один из самых древних языков. Человек использует жесты, чтобы выразить своё отношение к сказанному.

Виды жестов: Эмоциональные жесты – это жесты, передающие различные оттенки чувств (волнение, радость, восторг, ненависть, печаль, огорчение, недоразумение, растерянность, смятение).Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь и тому подобное. Указательный жест – это жест, с помощью которого говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место (наряду, сверху, там, подчеркивает порядок движения (по очереди, через одного).Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, поворотом тела подобное. Некоторые указательные жесты условны. Указательный жест рекомендуется использовать в исключительных обстоятельствах, когда есть предмет (или наглядное пособие, на который можно указывать.

К символическим жестам относятся движения, которые несут конкретное значение, понятное другим людям. К символическим жестам относятся движения, которые несут конкретное значение, понятное другим людям. Открытые жесты – это жесты искренности и открытости. Жесты защиты – это жесты, которыми мы реагируем на возможные конфликтные ситуации. Жесты оценки имеют отношение к задушевности и мечтательности. Жесты подозрения и скрытности часто используют ораторы, когда они не уверены, как подойти к предмету разговора, или сомневаются в реакции слушателей. Жест противопоставления Кисть руки выполняет движение в воздухе "там" и "здесь". Такие движения производят при фразах "ходить туда-сюда", "одно на север, другое на юг", "большие и маленькие" и др. Жест разъединения (или расподобления) (ладони раскрываются, как бы разъезжаются в разные стороны.)

Читайте также: