Русский народный костюм воронежской области доклад

Обновлено: 02.07.2024

Презентация 16.02.2018 --> Смотрели: 0 (0) Проходка 13.02.2018 --> Смотрели: 1 (0)

-Метки

-Цитатник

Как подшить брюки: обработка низа брюк брючной тесьмой Обработка низа — одна из&nbs.

Густав Малер: К 158 летию со дня рождения великого австрийского композитора и дирижёра Се.

Как прошить утолщения на швах Так советуют проходить толстые швы используя приспособле.

Вспоминая Дмитрия Когана. Мне посчастливилось слышать его исполнение вживую. Он прожил.

Симпатичная летняя сумочка крючком. Для лёгких предметов пойдет. Или на пляж — для полот.

-Рубрики

  • Жизнь (8)
  • Народный костюм (8)
  • Воронежский костюм (5)
  • Рязанский костюм (3)
  • Мой сказочный мир (4)
  • Деревья и все, что с ними связано (3)
  • Вятские Поляны - фестиваль шляп (2)
  • Козий пух придонских коз (1)

-Ссылки

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Статистика

Ключевые моменты народного костюма Воронежской губернии такие.

Основные цвета — черный, красный и белый, а также розовый, оранжевый, синий-голубой и зеленый.

Ткани использовались конопляные, шерстяные и крапивные.

понева воронеж

репей воронежский

Тип костюма — южновеликорусский, с поневой у замужних женщин. Сарафан носят до замужества. Хотя в некоторых селах сарафан носили и замужние.

Понёва (или панёва) — характерная одежда для юга, одна из древнейших одежд восточных славян — набедренная одежда, первоначально сшитая из трех прямых продольных полотнищ шерстяной домоткани (саму ткань делали на специальном станке, ширина которого была около 35 см).

понева рапашная

воронежская понева

воронежский костюм/6356113_ (200x391, 20Kb)

Вариант глухой поневы — понева с прошвой — четвертым куском ткани, обычно, из другого материала и другого цвета. Прошва вставлялась в переднюю часть поневы, делалась короче и украшалась тесьмой или кружевом. Иногда прошву покрывали вышивкой.

Совершеннолетие девушек отмечалось в народе обрядом - "впрыгнуть в поневу" с лавки или в праздник на девушку при всех родных подруги надевали поневу. Окончательно поневу надевали во время свадьбы.

Женский праздничный костюм. Начало XX века. Село Шубное Острогожского уезда.

Из коллекции Богучарского частного музея русского народного костюма и кукол.

воронежский костюм

Женский праздничный костюм. Конец 19-начало 20 века.

Село Веселое Бирюченского уезда. Из коллекции ВОКМ.

воронежский костюм

Женский праздничный костюм. Начало XX века.

Село Медово Богучарского уезда. Из коллекции ВОКМ.


Женский праздничный костюм. Начало XX века.

Хутор Дивногорье Острогожского уезда. Из коллекции ВОКМ.

воронежский костюм

В народной одежде Воронежской губернии присутствует такая яркость и разнообразие форм и конструкций, что удивительно, откуда взялась такая несхожесть одежды, в пределах одного края?

Обратимся к истории.

Затем, в 18 веке, земли Воронежской губернии начали дариться знати. Потянулись государственные и крепостные крестьяне из Рязанской, Тамбовской, Орловской, Московской, Курской губерний и Малороссии. На новое место жительства ехали семьями и даже селами. Все переселенцы несли свои традиции и обычаи, само собой, это касалось и одежды.

Цитата из записок этнографа Л.И.Некрасовой: «. Цуканы — московские колонисты конца XVII — и начала XVIII века, среди которых много старообрядцев — живут по древнему Дону и Хворостани к северу от Коротояка, на местах прежних хазарских поселений.

Женский праздничный костюм. Начало XX века. Село Коротояк Коротоякского уезда.

Из коллекции Богучарского частного музея русского народного костюма и кукол.

воронежский костюм

Женский праздничный костюм. Начало XX века.

Село Афанасьевка Бирюченского уезда. Из коллекции ВОКМ.

воронежский костюм

И так со временем сформировался многообразный, при этом единый по характеру своему облик народного костюма Воронежской губернии.

Женщины надевали рубахи, вышитые шерстяными нитями, вышивка украшала рукава и верхнюю часть рубахи, иногда их расшивали золотыми нитями и блестками, сверху рубахи одевали поневу, завершал костюм передник-запон, он же занавеска или завеска и пояс-покромка.

Женский праздничный костюм. Село Русская Тростянка Острогожского уезда.

Из коллекции Богучарского частного музея русского народного костюма и кукол.

воронежский костюм

Женский праздничный костюм. Начало XX века. Село Шубное Острогожского уезда.

Из коллекции Богучарского частного музея русского народного костюма и кукол.

воронежский костюм

Каждая девочка, начиная с 6-7 летнего возраста, сама должна была наткать 5-6 покромок для будущего замужества, а украшали их пожилые женщины.

Костюм девочки. Начало XX века. Село Россошь Нижнедевицкого уезда. Из коллекции ВОКМ.

воронежский костюм

Девушка в венце. Конец XIX- начало XX века.

Село Новая Ольшанка Нижнедевицкого уезда. Из коллекции ВОКМ

воронежский костюм

Девичий костюм. Начало XX века.

Село Афанасьевка Бирюченского уезда. Из коллекции ВОКМ.

воронежский костюм

К нагрудным украшениям-оберегам относятся бусы и монисто из бисера, гайтан, грибатка (гребатка).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Номинация : « Историко-культурное наследие и ценностный мир российской молоде.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Номинация : « Историко-культурное наследие и ценностный мир российской молоде.

Народный костюм - художественный образ, часть отечественной истории, отражени.

Народный костюм - художественный образ, часть отечественной истории, отражение многовековой жизни народов нашей родины, их обычаев и традиций.

Русский народный костюм Воронежской губернии. Воронежская область отличается.

Русский народный костюм Воронежской губернии. Воронежская область отличается большим разнообразием костюмов из-за хаотичного заселения края. Русская одежда, несмотря на ее разнообразие, делилась на две группы: северновеликорусских губерний и южновеликорусских. На территории Воронежской губернии преобладал южновеликорусский тип.

Русский национальный костюм имеет свои особенности в зависимости от региона.

Русский национальный костюм имеет свои особенности в зависимости от региона и отличается особенностями покроя, тканью, цветовой гаммой, орнаментом, составом костюма и способом ношения различных его частей.

Виды декора: Воронежской губернии повсеместно было распространено ткачество д.

Виды декора: Воронежской губернии повсеместно было распространено ткачество девичьих шерстяных праздничных кушаков, полихромных в редкую продольную цветную полоску.

Вышивка. в Воронежской губернии вышивка была неотъемлемой частью костюма. Люб.

Вышивка. в Воронежской губернии вышивка была неотъемлемой частью костюма. Любой русский народный костюм непременно был украшен элементами вышивки.

Кружевоплетение. Кружево в воронежской области развивалось параллельно с запа.

Кружевоплетение. Кружево в воронежской области развивалось параллельно с западно-европейским. Оно уступало ему по тонкости плетения и изяществу рисунка, но оно всегда было более добротным по техническому качеству и своеобразным по художественному решению орнамента.

. В воронежском народном костюме обязательно присутствуют цвета: белый, красн.

. В воронежском народном костюме обязательно присутствуют цвета: белый, красный и черный. Каждый из цветов имеет свое значение и символику. Красный цвет – самый любимый цвет в русском народном искусстве. Слова “красный” и “красивый” для русского человека имели одинаковое значение: красна девица, красны молодцы, весна – красна. Основные цвета.

Белый цвет. Белый цвет как бы олицетворяет благородство, духовность, девствен.

Черный цвет. У разных народов черный цвет ассоциировался с тьмой, пеплом, печ.

Черный цвет. У разных народов черный цвет ассоциировался с тьмой, пеплом, печалью, отрешением. Он вызывал чувство подавленности, утраты. Но надо заметить, что черный цвет - цвет земли и покоя - один из самых любимых в Воронежской губернии. Использование черных тканей для шитья девичьих сарафанов, верхней одежды говорит о традициях, уходящих к более древним пластам культуры.

Одежда жителей Воронежской губернии изготавливалась из конопляных, шерстяных.

Одежда жителей Воронежской губернии изготавливалась из конопляных, шерстяных и крапивных тканей. Домашние ткани подвергались окраске растительными красителями или глинистыми коричневыми и жёлтыми массами. Шёлковые, ситцевые и шерстяные платки также могли входить в состав костюма.

Традиционный женский костюм. Традиционный женский костюм Воронежской губернии.

Традиционный женский костюм. Традиционный женский костюм Воронежской губернии включал в себя головной убор, расшитую рубаху, понёву, передник, пояс-покромку.

Понёва. Понёва – это юбка, состоящая из трёх полотнищ шерстяной или хлопчатоб.

Понёва. Понёва – это юбка, состоящая из трёх полотнищ шерстяной или хлопчатобумажной ткани, стянутая на талии узким пояском. Понёвы в Воронежской губернии были самыми красочными нарядами из всех губерний.

Рубаха. Основу женского костюма повсеместно составляла рубаха. Шилась она дли.

Рубаха. Основу женского костюма повсеместно составляла рубаха. Шилась она длиной до пояса из домотканой холстины, позже – из покупной фабричной ткани. Каждая женщина имела в своем сундуке целый набор рубах на любой случай жизни.

Передник и пояс. Важным элементом женского костюма Воронежского края был пере.

Передник и пояс. Важным элементом женского костюма Воронежского края был передник. Его носили девушки и женщины в комплекте с понёвой. Обязательной деталью женского костюма были пояса. Женщины носили тканный или тканевый пояс. Существовало два способа подвязывания пояса: высоко под грудью или низко под животом

Головной убор. Без головного убора комплекс одежды был бы неполным. Без него.

Головной убор. Без головного убора комплекс одежды был бы неполным. Без него женщина не могла ходить ни на людях, ни дома. По нему можно было определить возраст его владелицы, ее семейное положение

Мужской костюм. Мужская одежда Воронежского края была более однотипной, чем ж.

Мужской костюм. Мужская одежда Воронежского края была более однотипной, чем женская. В состав костюма входили рубаха, порты, пояс, обувь, головной убор.

Рубаха и пояс. Мужские рубахи шили с косым разрезом ворота, то есть – косовор.

Рубаха и пояс. Мужские рубахи шили с косым разрезом ворота, то есть – косоворотки. Обязательной принадлежностью как женского, так и мужского костюма был пояс. Находиться в обществе без пояса считалось крайне неприличным, а распоясать человека означало обесчестить его.

Проведя исследование истории традиционного народного костюма Воронежского кр.

Проведя исследование истории традиционного народного костюма Воронежского края, мы поняли, что он раскрывает внутреннее духовное содержание и положение человека в обществе. Эта работа подтолкнула нас вышить красивый орнамент на рубахе, а так же более глубже изучить и другие аспекты народного костюма: вышивка, кружевоплетение.

Краткое описание документа:

Целью данной работы является исследование истории формирования воронежского народного костюма и его важнейших особенностей. Костюм каждого народа формируется на протяжении длительного времени. Он отражает экономику, идеологию, социальные отношения, природно–географическую среду.

Как же получилось, что именно одежда выявляет не только внешний образ человека, но и его внутренний мир?

Мерзлютина Ирина Александровна

Данная работа участвовала в школьном конкурсе исследовательских проектов "Хочу всё знать" и была награждена дипломом Iстепени. Презентация к проекту разбита на 2 части.

ВложениеРазмер
Текст работы 25.81 КБ
Презентация часть 1. 2.75 МБ
Презентация часть 2. 2.99 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Прогимназия №2

Школьный конкурс исследовательских проектов

Женский народный костюм

Выполнила: Зорина Полина,

Руководитель: Мерзлютина И. А.

Моё знакомство с народным костюмом Воронежской области началось в сентябре 2011 года, когда я начала заниматься в музыкальной школе, отделение народного вокала. Через какое-то время мой преподаватель Ирина Николаевна принесла мне народный костюм. Он был мне велик, и маме пришлось его ушивать.

В школе я как-то спросила у Ирины Николаевны настоящий ли мой костюм. Ирина Николаевна ответила, что его придумал художник, в соответствии с тем как было принято в Воронежской губернии. Мне стало интересно, и я решила узнать поподробнее про народный костюм своего родного края.

Так появилась тема моего исследования. СЛАЙД 1.

Мой классный руководитель, Мерзлютина Ирина Александровна помогла мне определить цель и задачи исследования, и моя работа началась.

ЦЕЛЬ: выявить характерные особенности женского костюма Воронежской области.

  • Изучить историю появления первого костюма;
  • Узнать, какой материал использовался для изготовления костюма;
  • Изучить из каких элементов состоит женский народный костюм и какую тайну хранит его нарядное узорочье;
  • Провести практическую работу.

ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ.

Из литературы я узнала, что до середины 20-х годов XX века Воронежская область входила в состав Воронежской губернии. Столицей Воронежской губернии являлся город Воронеж.

Местность, занимаемая Воронежской губернией до конца XVII века, в основном была пустынной степью с редкими поселеньями и кочевьями. Активное заселение Воронежской губернии началось при Петре I во время Азовских походов и строительства флота на реке Воронеж. Из-за характера своего заселения Воронежская губерния отличалась большим разнообразием костюмов. В разных уездах, сёлах, а иногда и в пределах одного села можно было увидеть всевозможные комплекты костюмов.

Самые ранние сведения об одежде Воронежского края содержаться в письменных источниках XVII – XVIII веков.

ИЗ ЧЕГО ИЗГОТАВЛИВАЛАСЬ ОДЕЖДА.

Одежда жителей Воронежской губернии изготавливалась из конопляных, шерстяных и крапивных тканей. Домашние ткани подвергались окраске растительными красителями или глинистыми коричневыми и жёлтыми массами. Шёлковые, ситцевые и шерстяные платки также могли входить в состав костюма. Женщины искусно сочетали покупные ткани с домоткаными, сохраняя местные традиции в композиции и колорите костюма.

В воронежском народном костюме обязательно присутствуют три цвета – белый, красный и чёрный.

Белый цвет связан со светом, ощущением лёгкости, олицетворяет благородство и духовность.

Красный цвет считался праздничным. Цвет плодородия, света, долголетия, власти.

Чёрный – цвет земли и покоя – один из самых любимых в Воронежской губернии.

СЕМЕЙНЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ОТЛИЧИЯ В ОДЕЖДЕ.

Одежда отражала семейные и возрастные отличия.

В Воронежской губернии дети до 15 лет носили только длинную подпоясанную рубашку. Одежда пожилых людей почти не украшалась и отличалась неяркими тонами. Самой нарядной была одежда замужних женщин до рождения первого ребёнка. До замужества девушки носили сарафаны. Одежда семейных женщин включала в себя понёву.

Традиционный женский костюм Воронежской губернии включал в себя головной убор, расшитую рубаху, понёву, передник, пояс-покромку.

Каждая девочка, начиная с 6-7 летнего возраста, сама должна была наткать 5 – 6 покромок для будущего замужества, а украшали их пожилые женщины.

В некоторых районах женщины носили костюмы сарафанного типа. В таком случае отличия между женским и девичьим костюмом заключалось в различных головных уборах.

А теперь мне бы хотелось познакомить вас с некоторыми деталями женского костюма Воронежской губернии.

Понёва – это юбка, состоящая из трёх полотнищ шерстяной или хлопчатобумажной ткани, стянутая на талии узким пояском.

Важным элементом женского костюма Воронежского края был передник. Его носили девушки и женщины в комплекте с понёвой, юбкой и сарафаном.

По яркости, цвету и богатству украшений девичий сарафанный комплекс был беднее понёвного, но не менее красив. Он состоял из чёрного шерстяного сарафана, рубахи, головного убора – клеёнки, которую в некоторые местах называли обручем, набора платков и шалей, набора обуви, шубы, корсетки, нашейных украшений: мониста или стеклянных бус.

И вообще, головной убор играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было определить возраст его владелицы, ее семейное положение: девушка на выданье, молодая женщина, женщина в возрасте, старушка.

СВАДЕБНОЕ ПЛАТЬЕ ПРАБАБУШКИ.

С амым нарядным и торжественным костюмом был свадебный .

У некоторых жителей воронежской земли сохранились старинные крестьянские костюмы, доставшиеся им по наследству. Моя бабушка показала мне свадебное платье моей прабабушки. Этому платью ручной работы, расшитому красивыми узорами уже 100 лет.

В ходе выполнения исследовательской работы, меня очень заинтересовало, что в те времена девочки 7 лет сами плели пояс - покромки. Я решила попробовать тоже сплести такой поясок. Вот что из этого получилось.

Кроме этого я познакомила со своей работой своих одноклассников.

В ходе подготовки доклада мы решили, что растет интерес к народному костюму. Можно посетить выставки народного костюма в областном краеведческом музее, в музее имени Крамского. Также выпускаются книги, проводятся концерты.

Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Национальная одежда является своеобразной книгой, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Мое знакомство с народным костюмом Концерт посвященный Дню Матери, 17 ноября 2011 г.

Историческая справка До середины 20 - х годов 20 века Воронежская область входила в состав Воронежской губернии. Столицей Воронежской губернии являлся город Воронеж.

Историческая справка Местность занимаемая Воронежской губернией до конца 17 века в основном была пустынной степью с редкими поселеньями и кочевьями. Активное заселение Воронежской губернии началось при Петре I во время Азовских походов и строительства флота на реке Воронеж.

Из-за характера своего заселения Воронежская область отличается большим разнообразием костюмов. В разных уездах, селах, а иногда и в одном селе можно было увидеть различные костюмы. Самые ранние сведения об одежде Воронежского края относятся к 17-18 векам. История народного костюма

Одежда жителей Воронежской губернии изготавливалась из конопляных, шерстяных и крапивных тканей. Домашние ткани подвергали окраске растительными красителями или глинистыми коричневыми и желтыми массами Шелковые, ситцевые и шерстяные платки также могли входить в состав костюма. Женщины искусно сочетали покупные ткани с домоткаными, сохраняя местные традиции в костюме. Из каких тканей шили народный костюм

В воронежском народном костюме обязательно присутствуют три цвета – белый , красный и черный . Белый цвет связан со светом, ощущением легкости, олицетворяет благородство. Красный цвет считался праздничным. Цвет плодородия, света, долголетия. Черный – цвет земли и покоя – один из самых любимых в Воронежской губернии. Цветовая гамма народного костюма

Одежда отражала семейные и возрастные отличия. В Воронежской губернии, как и во многих других, дети до пятнадцати лет носили только длинную подпоясанную рубашку. Одежда пожилых людей почти не украшалась и отличалась неяркими тонами. Самой нарядной была одежда замужних женщин до рождения первого ребенка. Семейные и возрастные отличия в одежде

До замужества девушки носили сарафаны. Одежда семейных женщин включала в себя поневу. Если женщинам обычай не позволял ходить и работать с непокрытой головой, то девушек он не касался. Семейные и возрастные отличия в одежде

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Традиционный женский костюм Воронежской губернии включал в себя головной убор, расшитую рубаху, поневу, передник, пояс-покромку. Каждая девочка, начиная с 6 - 7-летнего возраста, собственноручно должна была наткать 5 покромок для будущего замужества, а украшали, вытканные покромки пожилые женщины. В некоторых районах женщины носили костюмы сарафанного типа. В таком случае отличие между женским и девичьим костюмом заключалось в различных головных уборах. Состав женского народного костюма

Передник – важный элемент женского костюма Воронежского края. Его носили девушки и женщины в комплексе с понёвой, юбкой или сарафаном. Существовали следующие разновидности передников: туникообразный, нагрудный, поясной. Передник

Девичий сарафанный комплекс не такой яркий и не так богато украшен как женский понёвный комплекс. Он состоял из чёрного шерстяного сарафана, рубахи, головного убора – клеёнки, которую в некоторых местах называли обручем, платка или шали, нашейных украшений: кругового и висячего мониста или стеклянных бус. Девичий костюм

У некоторых жителей воронежской земли сохранились старинные крестьянские костюмы, доставшиеся им по наследству. Моя бабушка сохранила часть свадебного платья моей прапрабабушки. Этому платью ручной работы, расшитому красивыми узорами уже 100 лет. Бабушкино платье

В ходе подготовки доклада мы решили, что растет интерес к народному костюму. Можно посетить выставки народного костюма в областном краеведческом музее, в музее имени Крамского. Также выпускаются книги, проводятся концерты.

Женский костюм Воронежской губернии

На протяжении многих веков большинство населения России составляли крестьяне. Самой судьбой своей неотделимый от земли, пахарь был частью родной природы, и костюм его в наибольшей степени отвечал особенностям жизни. Крестьянин лишь по крайней нужде отлучался из своего селения, чужедальние гости тоже были редки. Поэтому в его одежде, избежавшей внешних влияний, ярко выразились миропонимание, обычаи, характер, вкус - внутренняя суть коренного человека.

E.H. Губанова, канд. пед. наук, доцент Борисоглебского государственного педагогического института, и О.В. Ожерельева, ст. преподаватель того же вуза, рассказывают на страницах журнала об особенностях женского костюма Воронежской губернии.

Костюмы разных губерний, уездов отличались характерными, ярко выраженными чертами, что проявлялось в цветовой гамме, покрое, количестве предметов одежды, характере украшений и в самой манере ношения костюма. Всё в народном костюме - и цветовая гамма, и каждая деталь -имело символическое значение.

Русская народная одежда, несмотря на разнообразие, делится на две группы: одежду крестьян северовеликорусских и южновеликорусских губерний. К южновеликорусской относится и одежда воронежских крестьян. Женский крестьянский костюм был двух типов: понёвный тип предназначался только для замужних женщин, сарафанный тип - для девушек.

Понятие понёва (понява) - общеславянское и обозначает кусок ткани, покрывало. Понёва - это юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или хлопчатобумажной ткани, стянутая на талии узким пояском - гаещником. Из всех южновеликорусских губерний понёвы Воронежской губернии по богатству и художественным качествам были самыми красочными нарядами. По декоративно-художественному оформлению понёвы разных местностей различались между собой. В Воронежской губернии самой распространённой была понёва с чёрными клетками - черноглазка. Изредка встречались понёвы с бледно-синими клетками - синеглазки (рис. 1, 2).

Одной из важнейших составляющих женского костюма был передник. Его носили в комплексе и с понёвой, и с сарафаном. Были зафиксированы следующие разновидности передников: туникообразный, нагрудный, поясной. Туникообразный передник - запан, завеска, нарукавник, насовник - является наиболее древним и восходит к плечевой туникообразной одежде. Нагрудный передник - фартук, занавеска - шился с грудинкой, повязывался выше груди и укреплялся на шее и плечах при помощи шнурков.


Основной частью комплекса девичьей одежды был глухой многоклинный сарафан из тонкой шерстяной ткани домашней выделки всегда чёрного цвета (рис. 3). Шился он из шести или семи клиньев, расположенных сзади, и одного прямого сквозного полотна - спереди. Проёмы для головы и рук украшались полосками кумача, вышивкой и иногда позументом или вилючим гарусом. Подол окаймляли красным поясом (плотной тесьмой домашнего ручного плетения шириной два-три сантиметра). Девочки-подростки подпоясывали сарафан вязаным цветным кушаком, девицы постарше – тканным из тонкой шерсти кушаком красного, малинового, зелёного и реже синегоцвета.


Основу женского костюма повсеместно составляла рубаха - станушка (рис. 4). Шилась она длиной до пояса из домотканой холстины с прямыми поликами (плечевыми вставками), пришитыми по основе или по утку, или с косыми поликами. Наиболее широкое распространение получила рубаха с косыми поликами. По покрою девичья рубаха не отличалась от женской. Разница была только в орнаментальном декорировании поликов рукава. Рукава рубахи замужней женщины украшались богаче и ярче, чем рукава девичьей рубахи. Полики рукавов девичьей рубахи не ткались, а вышивались. Согласно утвердившейся веками народной традиции вышивать рукава своей рубахи должна была сама девушка.



Поясу придавалось особое значение в традиционном народном костюме. Помимо утилитарного назначения, по мнению ряда учёных, на ранней стадии развития человеческого общества пояс имел магический смысл - служил оберегом, способствующим благополучию и приносящим удачу. Функция магического знака у пояса долгое время сохранялась не только в обрядах, но и в повседневной жизни. Ходить без пояса считалось грехом. Традиция ношения пояса особенно долго соблюдалась старообрядцами. Так, в сёлах Каширского района женщины-старообрядки в середине XX в. подпоясывали не только верхнюю одежду, но и ночную нательную рубашку. В этнографической литературе описывается традиция опоясывания в свадебном обряде и запрете на опоясывание в погребальном обряде. В селе Платава Репьёвского района долго сохранялся обычай, согласно которому невеста, недавно похоронившая мать, должна была надевать к венцу только неукрашенный пояс -подпояску горючую, означавший, что она не радуется замужеству. Пояс мог символизировать принадлежность к определённому социальному статусу: в Нижнедевицком районе существовал особый девичий пояс, который носили только девушки до замужества, после замужества вместе с понёвой надевали покромку.


Архаической деталью женского костюма были поясные украшения в виде одиночных или парных подвесок. Подвески представляли собой прямоугольные куски ткани на твёрдой основе, украшенные вышивкой, позументом, бисером, пуговицами, лентами и подвешенные петлёй к поясу (рис. 7, см. рис. 1, 2, 3). На территории Воронежской области бытовали наспинные женские украшения: нанизанный на тесёмку шёлковый шнур или лента, дополненная вышивкой, стеклярусом, кисточками - мохрами. Такие украшения называли: заметка, задник, манжеты, подмахорник(рис. 8).


Природа никогда не признавала бесцветья, и это качество она заложила в душу русского народа. Для создательниц русской народной одежды Воронежского края характерно было дробление укра-шений, которое ни в коем случае не нарушало цельности ансамбля, наоборот, делало его более многокрасочным, живописным и сочным. Цветовой облик одежды строился по принципу сопоставления ярких, контрастных и насыщенных красок, образующих между собой полную гармонию. Яркость цвета, его контрастность и насыщенность обусловливаются своеобразием окружающей природы с её ярким и радостным многоцветьем.


Зелёный цвет символизировал растительный мир: зелёные посевы на крестьянских полях и огородах, буйные травы бесчисленных лугов, ароматный растительный покров степей, бархатную зелень садов и дремучих лесов, а также изобилие, радость, свободу, надежду, спокойствие. В одежде этот цвет применялся несколько меньше, чем красный.

Жёлтый цвет был символом кратковременной разлуки, ультрамариновый - воды и неба, а также целомудрия, верности, белый - горя и смерти. Голубой цвет применялся редко и в малых количествах в виде узких полосок, квадратиков и нашивных бусинок. Вкрапливался он лишь для того, чтобы усилить звучание окружающего красного цвета, и означал бескровность, холод, ненастье, страх.

Чёрный цвет - излюбленный в Воронежском крае, он символизировал землю и вечный покой. Чёрный цвет квадратов понёвы уравновешивает многоцветность узорных украшений, подчёркивает ритмическое повторение каждого цвета, создаёт определённый своеобразный стиль, не нарушая радостного звучания ярких красок. В этой одежде чувствуется природный вкус её создателей, глубокое внутреннее стремление к красоте. Чёрными были девичий сарафан и даже подвенечная одежда, мужские головные уборы, обувь, пояса для стариков.




Распространение фабричных изделий постепенно разрушало многовековые традиции народной деревенской одежды, особенно вблизи торгово-промышленных городов. В результате движения за рационализацию женской одежды появились практичный английский костюм, блузки, юбки.

Таким образом, русский традиционный костюм, известный нам по памятникам XVIII - первой четверти XX вв., представляет собой довольно своеобразное явление народной культуры.

Читайте также: