Философия культуры и канта и гердера г гегеля доклад

Обновлено: 04.07.2024

При этом центром всей культурологической проблематики немецкого философа становится проблема человека, который изначально оказывается противоречивым существом, поскольку одновременно принадлежит и миру природы, и миру свободы. Только последний из них и есть подлинно человеческий мир, т.е. мир культуры. Как естественное существо человек не свободен – он находится целиком во власти внешних для него причин и следствий, во власти времени. Именно в природе, где господствуют законы зоологии, и лежит источник зла. Но зло не фатально. Оно может и должно быть преодолено, побеждено культурой: моралью, всеобязательной силой морального долга (категорическим императивом). Однако теория морали не может быть простым объяснением человеческого поведения и его причин, стремлений и желаний индивида, поскольку мораль не является неотъемлемой характеристикой человека. На практике человек, обладающий знанием, что такое хорошо и что такое плохо, вполне может совершать дурные поступки, противоречащие моральным принципам. И. Кант исходит из признания неморальности обычного человека и не питает иллюзий относительно врожденного человеческого благородства.

Мораль, по мнению философа, не может являться тем, что побуждает индивида психологически, что образует внутренний механизм его естественных склонностей и стремлений. Наоборот, она предписывает личности определенные нормы поведения, предъявляет ей требования, обязывает выполнять долг и ограничивает влечения. Таким образом, нравственность – это долженствование, обращенное к человеку, а не заложенное в нем природой чувство или стремление.

Итак, моральный закон (долг) имеет объективный характер, он определяет психику человека извне и лишь в самом сознании может выступать как нечто внутреннее, коренящееся в самой душе человека. И здесь И. Кант делает очень важный вывод: если мы воспринимаем принципы как свойства нашего разума, то в силу этого мы должны добровольно выполнять нравственные принципы, а не делать это из-под палки. Развивая дальше свою теорию, философ доказывает, что нравственные поступки может совершать только свободный человек, внутренняя свобода которого и служит мерой его достоинства и самоуважения. В этом положении И. Канта заключена суть его гуманистической концепции культуры.

Далее И. Кант говорит о том, что, возможно, мир природы (зла и жестокости) и мир свободы (морали и культуры) так бы и разошлись, не встретив друг друга, если бы их не соединила, не связала великая сила Красоты (сила искусства). Высшее проявление культуры есть ее эстетическое проявление – этот вывод И. Канта был восторженно принят и положен в основу общего представления о сущности и назначении культуры всем европейским романтизмом конца XVIII – начала XIX века.




Заметный вклад в разработку вопросов культуры романтизма внес Фридрих Шиллер (1759-1805), утверждая, что перед красотой, созданной человеком, никто не сможет устоять. Искусство покоряет и возвышает людей. Ф.Шиллера возмущает тот факт, что общество, разделив людей имущественно, разделяет их и культурно. Польза становится великим идолом времени. Меркантилизм и предпринимательство враждебны красоте. И Ф. Шиллер задается вопросом: как можно спасти целостность и гармоничность человеческого характера, что можно противопоставить натиску торгашества и денежному расчету?

В качестве ответа Ф. Шиллер предлагает концепцию эстетического воспитания. Он считает, что только красота приведет к свободе, добру и справедливости. А красоту создает искусство, в котором жизнь не только воспроизводится, но и идеализируется. В основе идеализации жизни лежит игра творческих сил художника, этот инструмент, с помощью которого человек создает мир прекрасного.

Красота является необходимым условием формирования индивида. Все остальные виды человеческой деятельности развивают лишь его отдельные стороны, делая его односторонним. Следовательно, одна из важнейших задач культуры состоит в том, чтобы подчинить человека форме уже в чисто физической его жизни и сделать его, насколько это возможно, эстетическим, ибо только на основе эстетического, а не физического может развиться моральное состояние.

Мир эстетического идеален, создан искусственно, но он привлекателен для людей, готовых бежать в него от реальности. Все народы, вышедшие из состояния варварства, склонны к наслаждению видимостью, к украшениям в игре. Таким образом, Ф. Шиллер приходит к выводу, что игра творческих сил художника и эстетическая видимость являются основными ценностями культуры, гарантирующей человеку мораль, справедливость, равенство.

Если у И. Канта сущность культуры заключается в преодолении животного, чувственного начала в человеке не только силой разума, но, прежде всего, силой морали, а у Ф. Шиллера сводится к примирению чувственных и рационально-этических начал, то у Фридриха Шеллинга (1775-1854) на первый план выдвигается эстетическое осознание культуры.

В немецкой классической философии фигура Ф. Шеллинга занимает особое место. Его теоретические интересы не менее широки, чем интересы И. Канта или Г.В.Ф. Гегеля. Ф. Шеллинг – поборник красоты и искусства как основных культурообразующих факторов. К концу жизни в связи с глубоким интересом к мифологии, которую он считал источником божественного откровения, философ приходит к мысли о том, что в становлении культуры религия занимает даже более важное место, чем искусство.

Уже в первых своих работах философ проявляет большой интерес к сменяющим друг друга проявлениям духовной культуры человечества, таким, как иудаизм, античность, христианство и мироощущение нового времени. При этом он нигде не пишет специально о культуре, но, анализируя разные типы проявления сознания (искусство, науку, религию) как этапы исторической эволюции и восхождения духа, он, таким образом, дает понимание самой сущности человеческой культуры, ее пути, ее цели, ее предназначения.

Развитие мировой культуры обнаруживает такую целостность и логику развития, которые не могут быть выведены из суммы индивидуальных усилий. Скорее наоборот, творчество отдельных людей и даже целых народов подчиняется этой скрытой логике, которая обнаруживает себя лишь тогда, когда все многообразие культурных явлений будет понято как саморазвертывающееся целое. Именно такой способ рассмотрения и составляет заслугу Г. Гегеля.

Главная характеристика культуры – творчество – раскрывается им как диалектический процесс создания нового, в котором старое не забыто и не уничтожено, но, будучи пережито, лишь переосмысливается как предпосылка нового. При этом разум важнее и значительнее того, что он познает и осмысливает. Поэтому культура, развивающаяся по своей логике, претворяет разум в действительность. Все действительное – разумно, – утверждает Г. Гегель, – все разумное – действительно.

Панлогизм гегелевской концепции человека, человеческой культуры и истории представляет собой высшую отметку, кульминацию рациональной тенденции классической философии, отразившую в себе мироощущение прогрессивных, восходящих социальных сил. Идеалом и образцом культуры, выстроенной на рациональных и логических началах, Г. Гегель считает западноевропейскую культуру, утверждая, что только она, в отличие от культур других рас, выражает самосознание духа. Тем самым он дает обоснование европоцентризму, рассматривающему европейское сознание как центр культурного развития человечества, а его модели утверждает как абсолютные и универсальные.

При этом центром всей культурологической проблематики немецкого философа становится проблема человека, который изначально оказывается противоречивым существом, поскольку одновременно принадлежит и миру природы, и миру свободы. Только последний из них и есть подлинно человеческий мир, т.е. мир культуры. Как естественное существо человек не свободен – он находится целиком во власти внешних для него причин и следствий, во власти времени. Именно в природе, где господствуют законы зоологии, и лежит источник зла. Но зло не фатально. Оно может и должно быть преодолено, побеждено культурой: моралью, всеобязательной силой морального долга (категорическим императивом). Однако теория морали не может быть простым объяснением человеческого поведения и его причин, стремлений и желаний индивида, поскольку мораль не является неотъемлемой характеристикой человека. На практике человек, обладающий знанием, что такое хорошо и что такое плохо, вполне может совершать дурные поступки, противоречащие моральным принципам. И. Кант исходит из признания неморальности обычного человека и не питает иллюзий относительно врожденного человеческого благородства.

Мораль, по мнению философа, не может являться тем, что побуждает индивида психологически, что образует внутренний механизм его естественных склонностей и стремлений. Наоборот, она предписывает личности определенные нормы поведения, предъявляет ей требования, обязывает выполнять долг и ограничивает влечения. Таким образом, нравственность – это долженствование, обращенное к человеку, а не заложенное в нем природой чувство или стремление.

Итак, моральный закон (долг) имеет объективный характер, он определяет психику человека извне и лишь в самом сознании может выступать как нечто внутреннее, коренящееся в самой душе человека. И здесь И. Кант делает очень важный вывод: если мы воспринимаем принципы как свойства нашего разума, то в силу этого мы должны добровольно выполнять нравственные принципы, а не делать это из-под палки. Развивая дальше свою теорию, философ доказывает, что нравственные поступки может совершать только свободный человек, внутренняя свобода которого и служит мерой его достоинства и самоуважения. В этом положении И. Канта заключена суть его гуманистической концепции культуры.

Далее И. Кант говорит о том, что, возможно, мир природы (зла и жестокости) и мир свободы (морали и культуры) так бы и разошлись, не встретив друг друга, если бы их не соединила, не связала великая сила Красоты (сила искусства). Высшее проявление культуры есть ее эстетическое проявление – этот вывод И. Канта был восторженно принят и положен в основу общего представления о сущности и назначении культуры всем европейским романтизмом конца XVIII – начала XIX века.

Заметный вклад в разработку вопросов культуры романтизма внес Фридрих Шиллер (1759-1805), утверждая, что перед красотой, созданной человеком, никто не сможет устоять. Искусство покоряет и возвышает людей. Ф.Шиллера возмущает тот факт, что общество, разделив людей имущественно, разделяет их и культурно. Польза становится великим идолом времени. Меркантилизм и предпринимательство враждебны красоте. И Ф. Шиллер задается вопросом: как можно спасти целостность и гармоничность человеческого характера, что можно противопоставить натиску торгашества и денежному расчету?

В качестве ответа Ф. Шиллер предлагает концепцию эстетического воспитания. Он считает, что только красота приведет к свободе, добру и справедливости. А красоту создает искусство, в котором жизнь не только воспроизводится, но и идеализируется. В основе идеализации жизни лежит игра творческих сил художника, этот инструмент, с помощью которого человек создает мир прекрасного.

Красота является необходимым условием формирования индивида. Все остальные виды человеческой деятельности развивают лишь его отдельные стороны, делая его односторонним. Следовательно, одна из важнейших задач культуры состоит в том, чтобы подчинить человека форме уже в чисто физической его жизни и сделать его, насколько это возможно, эстетическим, ибо только на основе эстетического, а не физического может развиться моральное состояние.

Мир эстетического идеален, создан искусственно, но он привлекателен для людей, готовых бежать в него от реальности. Все народы, вышедшие из состояния варварства, склонны к наслаждению видимостью, к украшениям в игре. Таким образом, Ф. Шиллер приходит к выводу, что игра творческих сил художника и эстетическая видимость являются основными ценностями культуры, гарантирующей человеку мораль, справедливость, равенство.

Если у И. Канта сущность культуры заключается в преодолении животного, чувственного начала в человеке не только силой разума, но, прежде всего, силой морали, а у Ф. Шиллера сводится к примирению чувственных и рационально-этических начал, то у Фридриха Шеллинга (1775-1854) на первый план выдвигается эстетическое осознание культуры.

В немецкой классической философии фигура Ф. Шеллинга занимает особое место. Его теоретические интересы не менее широки, чем интересы И. Канта или Г.В.Ф. Гегеля. Ф. Шеллинг – поборник красоты и искусства как основных культурообразующих факторов. К концу жизни в связи с глубоким интересом к мифологии, которую он считал источником божественного откровения, философ приходит к мысли о том, что в становлении культуры религия занимает даже более важное место, чем искусство.

Уже в первых своих работах философ проявляет большой интерес к сменяющим друг друга проявлениям духовной культуры человечества, таким, как иудаизм, античность, христианство и мироощущение нового времени. При этом он нигде не пишет специально о культуре, но, анализируя разные типы проявления сознания (искусство, науку, религию) как этапы исторической эволюции и восхождения духа, он, таким образом, дает понимание самой сущности человеческой культуры, ее пути, ее цели, ее предназначения.

Развитие мировой культуры обнаруживает такую целостность и логику развития, которые не могут быть выведены из суммы индивидуальных усилий. Скорее наоборот, творчество отдельных людей и даже целых народов подчиняется этой скрытой логике, которая обнаруживает себя лишь тогда, когда все многообразие культурных явлений будет понято как саморазвертывающееся целое. Именно такой способ рассмотрения и составляет заслугу Г. Гегеля.

Главная характеристика культуры – творчество – раскрывается им как диалектический процесс создания нового, в котором старое не забыто и не уничтожено, но, будучи пережито, лишь переосмысливается как предпосылка нового. При этом разум важнее и значительнее того, что он познает и осмысливает. Поэтому культура, развивающаяся по своей логике, претворяет разум в действительность. Все действительное – разумно, – утверждает Г. Гегель, – все разумное – действительно.

Панлогизм гегелевской концепции человека, человеческой культуры и истории представляет собой высшую отметку, кульминацию рациональной тенденции классической философии, отразившую в себе мироощущение прогрессивных, восходящих социальных сил. Идеалом и образцом культуры, выстроенной на рациональных и логических началах, Г. Гегель считает западноевропейскую культуру, утверждая, что только она, в отличие от культур других рас, выражает самосознание духа. Тем самым он дает обоснование европоцентризму, рассматривающему европейское сознание как центр культурного развития человечества, а его модели утверждает как абсолютные и универсальные.

Гегель

Фихте

51. Натуралистическая школа.

Главная черта этого направления состоит в стремлении подчеркнуть биологическую обусловленность культуры, значительно преувеличивая ее. Школа объединяет преимущественно медиков, психологов, биологов, которые пытаются объяснить культуру от псих-о-биологической природы человека. Культура представляется им таким же приспособлением человека и окружающей среде, как и приспособляемость в животном мире.Главные представители З.Фрейд (1856-1939), К.Г.Юнг (1875-1961).Зигмунд Фрейд - австрийский врач и психолог, основатель психологического учения (психоанализа) - считал, что культура обеспечивает совместную жизнь людей, ограничивая их антисоциальные влечения и предоставляя вытесненным влечениям некоторые запасные выходы на основе сублимации. Фрейд исходил из предпосылки, согласно которой отдельный человек не знал ограничений в своем следовании принципу удовольствия, тогда как член общества характеризуется очевидным нарушением автоматического и немедленного удовлетворения своих влечений. Поэтому культура, по Фрейду, есть нечто иное, как отказ от удовлетворения желаний бессознательного, и следовательно, прогресс культуры означает уменьшение человеческого счастья (а счастье - это "естественное" счастье, достигаемое в следовании "принципу удовольствия"). Хотя "естественное" счастье и недостижимо, культура, считает Фрейд, должна создать особые механизмы для обеспечения отказов от требований "принципа удовольствия". Культура не сможет существовать, если внешнее ограничение влечения не станет внутренним. Этому должны способствовать три фактора: 1) любовь (но без сексуальных целей); 2) общие переживания, общественные идеалы и ценности; 3) религия, которая формирует особые общие переживания. В своей концепции о происхождении культуры З.Фрейд опирался на так называемый биологический закон, согласно которому индивидуальное развитие организма (онтогенез) в сжатой форме повторяет главные этапы развития всего вида (филогенез).Карл Густав Юнг - швейцарский психолог и философ культуры - главным понятием своей концепции культуры делает коллективное бессознательное. Главным в развитии культуры, по Юнгу, является взаимодействие бессознательно-архетипических и сознательных компонентов психики. В связи с этим культуре угрожают две опасности. С одной стороны, это растворение личностного начала в стихии "коллективного бессознательного", что характерно для мистических религиозных культов Востока. С другой - абсолютизация человеческого "я", при которой архетипически-бессознательное подавляется и игнорируется (это характерно для индивидуалистической и технократической европейской культуры). Подлинной задачей культуры, считает Юнг, является индивидуация, т.е. определенное уравновешивание сознательного и бессознательного начал. Цель культуры состоит в том, чтобы осуществлять толкование архетипической символики и тем самым облегчать процесс индивидуации.1 - социум;2 - культура;3 – природа.

52.Культу́рная антрополо́гиянаука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах ее проявления и на всех исторических этапах ее развития. Ее представителями были Херсковиц и Лнви-Стросс, о которых мы поговорим.

М. Херсковиц, (1895 -1963) - американский антрополог, оказавший значительное влияние на общетеоретический аспект исследования культур, создатель "культурного релятивизма" (относительности) как способа понимания ценностей культур. В общем плане ученый определял культуру как созданную человеком среду. В современных культурологических исследованиях М. Херсковиц понимал культуру в качестве психологической реальности. В каждой культуре он видел неповторимо уникальную модель, определяемую постоянной традицией, которая проявляется в присущих каждому народу специфических системах ценностей.

Леви-Стросс - французский этнограф и социолог. Испытал влияние французской социологической школы и американской антропологии . Главный концептуальный акцент в творчестве Леви-Стросса - анализ структур мышления и социальной жизни, не зависящих от индивидуального сознания и выбора. Леви-Стросс считает разум "скорее продуктом, чем причиной культурной эволюции". Культура обладает примерно одинаковым набором признаков в различных обществах. Леви-Стросс выдвигает концепцию "нового гуманизма",Основу такого гуманизма составляет "сверхрационализм", предполагающий единство чувственного и рационального. Леви-Стросс обнаруживал единство физических, физиологических, психологических и социальных закономерностей.

Профессиональная культура характеризует уровень и качество профессиональной подготовки. Состояние общества безусловно влияет не качество профессиональной культуры. Поскольку для этого необходимы соответствующие учебные заведения, дающие квалифицированное образование, институты и лаборатории, студии и мастерские и т.п. поэтому высокий уровень профессиональной культуры и является показателем развитого общества.

Применение этой методологии было продемонстрировано на примере нескольких “примитивных” культур (команчи, маркизцы, танала, алорцы и др.). В 1946-51 К. опробовал эту методологию на материале современного Американского общества; предметом исследования был базисный тип личности амер. негра. Результаты опубликованы в книге “Клеймо угнетения” (1951), написанной совместно с Л. Оувси; в ней выявлены две осноаные особенности, характерные для личности американского негра: заниженная самооценка и агрессивность. Эти две психол. “констелляции”, которые тесно связаны друг с другом и образуют “ядро” характера, доминирующее среди чернокожего населения США, объяснялись как результат адаптации негров к условиям их жизни в Америке, т.е. условиям бесправия, угнетения и расовой дискриминации. В этой же книге К. рассмотрел и проанализировал различные превращения, происходящие с агрессивностью вследствие ее вытеснения (пассивность, заискивание, снижение аффективного потенциала, сдерживаемая ярость, ненависть, страх, уступчивость, раздражительность, дерзость и т.д.); анализ паттернов агрессивности имел определенное Теоретическое значение.

56) Диалектика культуры личности в работе М Маклюэна "Культура -наше дело"

Динамично развивающаяся в конце XX века компьютеризация всех сторон жизни современных высокоразвитых стран на практике вновь и вновь подтверждает многие аспекты культурологической теории Маклюэна. Формирование информационной культуры значительно меняет представления человека о природе, обществе и о самом себе.

57) Историческая типология культур А. Тойнби и его работа “Цивилизация перед судом истории”

. Историческая типология культур: глобальные и локальные.

В современной культурологии сложились два основных подхода к пониманию культурно-исторического развития и многообразия. Первый называют линейно-прогрессистским. Он тесно связан с философскими концепциями истории, а также с наличием исторического и эмпирического материала.

Существенной проблемой для всякого исторически масштабного исследования является установление неких дискретных временных отрезков - периодов. Периодизация - база дальнейших типологических исследований культуры, необходимый инструмент в работе с непрерывно текущим реальным временем.

Членение времени, представление его линейно направленным от прошлого через настоящее в будущее. (Геродот, И.Г. Гердер, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс).

"Линейная" схема в понимании исторического развития культуры утвердилась во второй половине 19 века в исторической науке, этнографии и археологии. Древний мир - Средние века - Новое время (Новейшее). Археологи выделяют Каменный век (палеолит - мезолит - неолит) и века металлов (медный век - бронзовый век - железный век).

Другой подход связан с выделением локальных культур. Формирование этой типологии связано с одной стороны, укоренившиеся в науке представления о культурной самобытности разных народов, а с другой - явное влияние со стороны биологических наук, обусловили идею представлять в культурологии и в истории социальные процессы по типу биологических. Предполагалось, что общество можно мыслить как организм с процессами рождения - развития - смерти. (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, Ф Ницше, А.Тойнби, П.А. Сорокин)

Начиная с 21 цивилизации, Тойнби к концу своего многотомного сочинения по ходу дела утрачивает 8, но, кажется, не дает себе труда заметить потерю, увлекаемый потоком осмысления движения или неподвижности истории.

Исследование предмета и основных проблем философии культуры. Характеристика натуралистического и рационалистического подходов в исследовании культуры. Анализ идей Ж.Ж. Руссо и Иоганна Гердера. Классические модели культуры: Иммануил Кант и Георг Гегель.

Рубрика Философия
Вид лекция
Язык русский
Дата добавления 12.07.2015
Размер файла 21,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

История появления термина "культура". Определение культуры в современной российской и западной философии и социологии. Анализ взглядов Руссо, Канта, Гердера по вопросам происхождения и сущности культуры, ее развития, взаимодействия природы и культуры.

реферат [26,1 K], добавлен 25.01.2011

Проблема культуры в философии. Взаимосвязь культуры и человека. Возникновение и значение культуры. Национальная форма культуры. Человеческая деятельность - необходимейший элемент культуры. Уровень и состояние культуры. Бескультурье.

реферат [38,4 K], добавлен 19.10.2006

Философия культуры - основная проблематика. Выявление возможности перехода философии культуры на метатеоретический уровень развития. Исторические предпосылки рассмотрения понятия культуры в качестве средства объяснения теоретической способности человека.

реферат [40,8 K], добавлен 11.02.2015

Философско-антропологическая направленность в определениях культуры. Универсальность философских категорий. Культурологические концепции М. Вебера и М. Шелера. Диалектическая взаимосвязь философии и культуры. Характеристика полнофункциональной личности.

реферат [28,3 K], добавлен 28.04.2014

Общая характеристика культурного аспекта в немецкой классической философии. Критическая философия И. Канта. Абсолютный идеализм Гегеля и материализм Л. Фейербаха. Завершающий этап развития немецкой философии - идеи и работы К. Маркса и Ф. Энгельса.

Немецкая классическая философия развивалась в основном в первой половине XIX в. Истоками этой философии были учения Платона, Аристотеля, Руссо, а непосредственными предшественниками явились И. Гете, Ф. Шиллер, И. Гердер. В немецкой классике большое развитие получила диалектика как теория развития всего сущего и метода философского мышления. Ее суть состоит во всестороннем рассмотрении мира как единого, противоречивого и динамического целого. Немецкая классическая философия стала вершиной диалектической мысли. Она внесла также значительный вклад в осмысление человека как существа духовного и деятельного, активного творца новой реальности – мира культуры. (Горбачев В.Г., Основы философии: Курс лекций. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.)

Немецкая классическая философия представляет собой крупное и влиятельное течение философской мысли Нового времени, подводящее итог ее развитию на данном отрезке западноевропейской истории. Традиционно к этому течению относят философское учение И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля и Л. Фейербаха. Всех этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении проблем, непосредственная личная зависимость: младшие учились у старших, современники общались друг с другом, спорили и обменивались идеями.

Немецкая классическая философия внесла существенный вклад в постановку и разработку философских проблем. В рамках этого течения была переосмыслена и заново сформулирована проблема отношения субъекта и объекта, разработан диалектический метод познания и преобразования действительности. (Радугин А.А., Философия: Курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 2003.).

1.1. И. КАНТ

Познавательные способности задают принципы совокупных способностей души. По Канту, познавательная способность задает принципы как себе самой, посредством разума, так и двум другим способностям, чувству удовольствия/неудовольствия и способности желания (необычная, но не противоречивая логика).

Кант очень тонко чувствует те трудности, которые связаны с пониманием природы идеализацией науки. В них, собственно, скрыта тайна науки как достоверного всеобщего и необходимого знания. Кант видел недостатки решения проблемы идеализаций как в эмпирических, так и в рационалистических построениях. Кант делит знание на 2 рубрики: апостериорное (послеопытное) и априорное (доопытное) знание. Вывести идеализации буквально из экспериментальных данных невозможно, поэтому не правы эмпирики, считающие такое выведение возможным. в то же время заблуждаются рационалисты, в их числе Декарт и Лейбниц, признавая идеальное знание врожденным для человека; они не показывают, как и благодаря чему оно появляется. И вообще тезис о врожденности идеализацией излишне натуралистичен. Кант предлагает свое решение одной из сложнейших философских проблем. Приступающий к познанию индивид располагает сложившимися до него в науке формами познания, категориями, которые обеспечивают возможность познания. С одной стороны, индивид обладает готовыми категориальными конструкциями, с другой – эмпирическими данными. Благодаря своему продуктивному воображению индивид объединяет то и другое, синтезирует рациональное чувственное. В этом синтезе и состоит природа науки.

Рассудок выполняет функцию подведения многообразия чувственного мира под единство понятия. Но рассудок не реализует ценностное отношение человека к миру. Последнее осуществляет способность суждения (осуждения). Теперь речь идет не о познании, а об оценках. Способность суждения позволяет подвести явления внешнего мира, с которыми контактирует человек, под единство, лишенное и познавательного, и морального интереса. На основе способности суждения развивается эстетический вкус. Но и эстетическая по своей природе способность суждения имеет свои пределы применимости.

1.2. Г. ГЕГЕЛЬ

Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В синтезе как бы примеряются между собой тезис и антезис, из которых возникает новое качественное состояние. Однако не следует думать, что в этом третьем моменте полностью уничтожены два первых. Гегелевское снятие означает в такой же мере преодоление, в какой и сохранение тезиса и антезиса, но сохранение в некотором высшем, гармонизирующем единстве. Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития – утверждения, отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез.

1.3. Л. ФЕЙЕРБАХ

Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек – не творение Бога, а часть – и притом наиболее совершенная – вечной природы.

Критикуя трактовку познания предшествующими немецкими философами и будучи недоволен абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Тем самым в теории познания Фейербах выступает как сенсуалист, полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств – зрение, слух, осязание, обоняние, - обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей; не признавая никакой сверхчувственной реальности, Фейербах отвергает и возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляции.

Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с Богом. Любовь к Богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви – любви к другим людям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горбачев В.Г., Основы философии: Курс лекций. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.

3. Радугин А.А., Философия: Курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 2003.

4. Фролов И.Т., Введение в философию: Учеб. Пособие для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

Читайте также: