Бахтин михаил михайлович доклад

Обновлено: 02.07.2024

Бахтин Михаил Михайлович- культуролог, литературовед, философ. Окончил Петроградский университет /1918/. В конце 20-х годов репрессирован, выслан в Кустанай на 6 лет. Более чем на 30 лет Бахтин был исключен из научной жизни. Создал "Философию поступка", в которой ценности становятся значимыми только благодаря индивидуальным усилиям. Главной задачей считал соединение двух областей - мира культуры и мира жизни. В культурологии ввел понятие хронотопа, как внутренней связи восприятий пространства и времени, лежащей в основе художественных систем разных исторических эпох.

В диалогизме Бахтин находил ключ к раскрытию сущности человека, его индивидуальности.

Суть учения Бахтина вытекала из представления о незавершённости, свободной открытости, "вненаходимости" человека. "Человек, - писал он, - никогда не совпадает с самим собой". В нём есть то, что не поддаётся "овнешняющему определению"и раскрывается только "в акте свободного самосознания и слова". Он всегда находится "в точке выхода", нетождественности с самим собой; к нему неприложимы никакие конечные атрибуты и навязанные закономерности. Человек свободен, и ничто не может быть предсказано или определено помимо его воли.

Бахтин отвергал материалистическое понимание истории. Индивидуализация личности, на его взгляд, совершается не в сфере социальности, а сознания. Критерий социальности исходит из принципа единства бытия. Но единство бытия неизбежно превращается в единство сознания, которое в конечном счёте трансформируется в единство одного сознания. И при этом совершенно безразлично, какую метафизическую форму оно принимает: "сознания вообще", "абсолютного Я", "абсолютного духа", "нормативного сознания"и проч.

По мнению Бахтина, важно лишь то, что рядом с этим единым и неизбежно одним сознанием уже не может сосуществовать "множество эмпирических человеческих сознаний"; последние оказываются как бы случайными и даже вовсе ненужными. Очевидно, что на почве философского монизма личность полностью закрывается для познания. Поэтому "подлинная жизнь личности доступна только диалогическому проникновению в неё, которому она сама ответно и свободно раскрывает себя".

"Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса", "Проблемы поэтики Достоевского", "К философским основам гуманитарных наук", "Литературно-критические статьи".

Биография, творческая деятельность и основные труды Михаила Михайловича Бахтина - литературоведа, одного из самых ярких и самобытных ученых и мыслителей ХХ века. Разработка проблем этики и эстетики. Анализ произведений классиков русской литературы.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 15.09.2014
Размер файла 23,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное государственное бюджетное

Высшего профессионального образования

Кафедра русской зарубежной литературы

Выполнил: студент 103 группы Борисов Евгений

Проверил: доцент кафедры русской

и зарубежной литературы Тростина М.А.

Из биографии М.М. Бахтина

Список использованной литературы

Если попытаться буквально в двух словах выделить основные особенности творчества Бахтина, то, пожалуй, это будут универсализм и свобода (именно то, что он сам считал главными признаками народной культуры). Бахтин создал новый, синтетический тип гуманитарного знания, органически сочетающего в себе лингвистический, литературоведческий, психологический и семиотический подходы. Именно поэтому многие справедливо считают его прежде всего философом, новатором в исследовании философских основ и методологии гуманитарного мышления, проблем философии культуры. Становящееся современное человековедение стремится понять человека как целостность. Блестящая разработка такого подхода к проблеме человека содержится в трудах Бахтина. И в этом, на наш взгляд, заключается главный секрет огромного воздействия ученного на мировую науку и культуру. Современное гуманитарное знание может быть только синтетическим - таков, на наш взгляд,, первый из уроков Бахтина.

Из биографии М.М. Бахтина

Михаил Михайлович Бахтин родился 17 (5) ноября 1895 года в городе Орле, в семье банковского служащего. Ранние годы прошли, помимо Орла, в Вильно (ныне -- Вильнюс) и Одессе, где он посещал гимназии и Новороссийский (Одесский) университет. Уже в эти юношеские годы Михаил Михайлович глубоко изучал наследие всемирной мысли и культуры. Он очень рано, с двенадцати-тринадцати лет, погружался в философские трактаты Канта.

В 1914--1918 годах Бахтин жил в Петербурге -- Петрограде и учился в столичном университете, в качестве вольнослушателя. Здесь Михаил Михайлович так или иначе лично соприкасался с виднейшими русскими мыслителями той поры -- В.В.Розановым, Н.А.Бердяевым, Н.О.Лосским, А.В.Карташевым и другими, с сочинениями которых он был знаком и ранее.

В начале 1929 года выходит в свет первое издание (уже под настоящим именем) всемирно знаменитой ныне книги Михаила Михайловича "Проблемы творчества Достоевского". Но незадолго до появления книги, 24 декабря 1928 года, Бахтин был арестован вместе с большой группой так или иначе связанных с ним людей и 22 июля 1929 года приговорен к "заключению в концлагерь сроком на пять лет". Он обвинялся в принадлежности к "подпольной контрреволюционной организации", пропагандировавшей "религиозные и националистические настроения".

Поскольку осужденный был тяжело болен, и пребывание в концлагере грозило ему быстрым смертельным исходом, мера наказания благодаря ходатайствам А.М.Горького и А.Н.Толстого была заменена ссылкой в город Кустанай, в Северном Казахстане, где Михаил Михайлович и прожил около семи лет, работая экономистом-бухгалтером в местном "Райпотребсоюзе".

Окончание срока ссылки не отменяло запрет на проживание в крупнейших городах СССР, тем более в столицах, и в 1936 году Бахтин стал преподавать в Мордовском педагогическом институте в городе Саранске. В следующем году он покинул Саранск и до 1945 года жил в городке Кимры и его окрестностях, работая школьным учителем. Здесь, из-за обострения болезни, ему ампутировали ногу (в 1938 году).

В 1945 году Михаил Михайлович возвратился в Саранск, где продолжил преподавательскую работу в институте. В 1967 году Бахтин был реабилитирован и в 1969 году переехал в Москву, где он и скончался 7 марта 1975 года, прожив чуть меньше восьмидесяти лет.

Для осознания всего драматизма судьбы Бахтина следует задуматься о том, что в расцвете сил (к моменту ареста ему исполнилось тридцать три года) он был, в сущности, лишен возможности публиковать свои труды. Правда, в силу инерции вскоре после ареста вышли в свет его книга о Достоевском и затем две небольшие статьи о Толстом. Но затем все попытки выступить в печати не имели успеха в течение тридцати с лишним лет -- до 1963 года, когда появилось новое, значительно дополненное издание книги о Достоевском.

Достоевского открывает для осуществления этой цели идеальные возможности. А книга о Рабле есть своего рода открытие философии народа, и опять-таки трудно назвать другой столь же превосходный "материал" для реализации этого замысла.

Здесь слово "материал", употребляется в том смысле, что для Михаила Михайловича творчество Достоевского и Рабле не выступало только как средство решения философских задач. Его книги представляют собой одновременно и наиболее глубокое исследование этих художественных миров, и философия здесь ни в коей мере не противоречит филологии; они как раз обогащают друг друга.

Это всецело относится и к остальным основным работам Бахтина, вошедшим в его сборники "Вопросы литературы и эстетики" (1975) и "Эстетика словесного творчества" (1979, 2-е изд. -- 1986). И философский труд, написанный еще в 1920-х годах, -- "Философия поступка" постоянно обращается к художественной литературе, органически соединяя философию с филологией.

биография бахтин литературовед

С 1918 по 1924 Бахтин разрабатывал в своих сочинениях проблемы этики и эстетики. Это было время расцвета русского формализма, адепты которого доказывали, что литературный текст есть прежде всего сумма технических приемов. Бахтин же выдвигал на первый план семантические аспекты произведения - не то, как оно "сделано", а то, что оно "значит". "Ничто не замкнуто в себе" - ключевое положение и его ранних трактатов, и позднейших трудов.

В последние годы жизни Бахтин вернулся к философским увлечениям своей молодости.

Идеи Бахтина повлияли на мировое и отечественное человекознание, на культурологию, литературоведение, искусствознание особенно в части концептуализации смеховой культуры, развитие идей диалога культур.

· К философии поступка.(1919-1921), Опубл. 1986.

· Проблемы творчества Достоевского 1929; Киев, 1994.

· Проблемы поэтики Достоевского. - М.,1963; 1974; 1979 (4-е изд.).

· Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1965; 1990.

· Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

· Литературно-критические статьи. - М., 1986.

· Тетралогия. - М., 1998.

· Собрание сочинений: В 7 т. / Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН. - М., 1996-:

· Т. 1. Философская эстетика 1920-х годов. - М.: Русские словари; Языки славянских культур, 2003. - 957 с.

· Т. 5. Работы 1940-х - начала 1960-х годов. - М.: Русские словари; Языки славянских культур, 1997. - 732 с. ISBN 5-89216-011-4

· Беседы с В. Д. Дувакиным. М., Согласие, 2002. - 398 с. - ISBN 5-86884-099-2

Список использованной литературы

1. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи /Сост. С. Бочаров и В. Кожинов. М.:Худож. Лит., 1986.-543с.

2. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. - СПб.: Азбука, 200. - 336с.

3. Бахтин М. М. Лекции по истории зарубежной литературы: Античность. Средние века: (В записи В. А. Мирской) / Публ., подгот. текста, предисл. и комент. И. В. Клюевой, Л. М. Лисуновой. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1999. - 212с.

5. Карпунов Г.В. и др. Михаил Михайлович Бахтин в Саранске: Очерк жизни и деятельности. - Саранск: Изд-во Сарат. ун-та. Саран. фил., 1989. -28с.

6. М.М. Бахтин в Саранске: документы, материалы, исследования.

8. М.М. Бахтин и методология современного гуманитарного знания: Тез. докл. участников Вторых саранских Бахтинских чтений / Редкол.: А. И. Сухарев (отв. ред.) и др. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1991 - 120с.

9. Аверинцев С.С. Михаил Бахтин: ретроспектива и перспектива // Дружба народов. 1988 №3. С.256

Подобные документы

Краткая биография и творческое наследие Карена Ашотовича Степаняна - литературоведа, критика, редактора; доктора филологических наук, вице-президента Российского общества Достоевского. Статьи по проблемам современной русской и зарубежной литературы.

реферат [25,1 K], добавлен 21.01.2014

Михаил Шолохов как один из самых ярких писателей XX века. Основные функции и роль пейзажа в романе-эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон". Природа тихого Дона, далекая степь и просторы как отдельные герои в романе. Отражение реальных событий на фоне природы.

курсовая работа [61,4 K], добавлен 20.04.2015

Биография Льва Николаевича Толстого - просветителя, публициста, одного из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Создание произведений "Рубка леса", "Война и мир", "Анна Каренина", "Казаки". Педагогическая деятельность писателя.

презентация [426,8 K], добавлен 19.12.2013

Ознакомление с детскими и юношескими годами жизни, образованием и литературной деятельностью Пришвина Михаила Михайловича. Написание автором первого рассказа "Сашок" и дальнейший выпуск повести "Жень-шень", а также книг "Башмаки" и "Родники Берендея".

презентация [829,0 K], добавлен 20.02.2012

Слово о полку Игореве. Горе от ума. Образ автора в романе "Евгений Онегин". Любовная лирика Пушкина. Ольга и Ленский. "Парус" Лермонтова. Мертвые души. Отцы и дети. Поэзия Фета. Сергей Есенин - один из самых ярких и самобытных поэтов XX века. Сказки Салты

Михаил Михайлович Бахтин

В 1920 переехал в Витебск, где на протяжении четырех лет преподавал в пединституте всеобщую литературу и в консерватории - философию музыки. Выступал с публичными лекциями о философии, эстетике и литературе и попутно работал над незаконченными философскими трактатами и ранней редакции книги о Достоевском.

В 1921 году Бахтин женился на Елене Александровне Околович. В 1924 переехал в Ленинград, где не смог найти постоянную работу и жил на мизерную пенсию по инвалидности (у него был множественный остеомиелит) и случайные заработки.

После окончания ссылки в 1936 из-за запрета проживать в крупных городах Бахтин устроился на работу в Мордовский государственный педагогический институт в Саранске, однако в 1937 году был вынужден уехать оттуда и до 1945 жил в Савёлово Калининской области, где работал учителем в школе № 14. В 1938 году ему из-за болезни ампутировали ногу.

В 1945 он вернулся в Саранск, где до 1961 года работал на кафедре всеобщей литературы Мордовского государственного педагогического института.

Практически забытый современниками Бахтин был возвращён в научное пространство СССР в 1960-е годы группой единомышленников, признавшей его своим учителем: в 1960 году получил коллективное письмо от литературоведов В. В. Кожинова, С. Г. Бочарова, Г. Д. Гачева, В. Н. Турбина.

В 1969 году Бахтин переехал из Саранска в Москву и с женой поселился в одном из подмосковных домов для престарелых. После смерти жены в 1971 переехал в Москву, где преодолеть болезнь и одиночество ему помогают друзья и ученики, студенты филологического факультета МГУ.

Умер Михаил Бахтин 7 марта 1975 года, не дожив около полугода до своего 80-летия.

Чем знаменит


Михаил Бахтин – крупнейший российский культуролог, историк и теоретик европейской культуры и искусства, исследователь языка и эпических форм повествования. Создатель новой теории европейского романа, в том числе концепции полифонизма (многоголосия) в литературном произведении.

Бахтину принадлежат такие литературоведческие понятия, как полифонизм, смеховая культура, хронотоп, карнавализация, мениппея, телесный верх и телесный низ. Он — автор нескольких лингвистических работ, посвящённых общетеоретическим вопросам, стилистике и теории речевых жанров. Немалое место в творчестве Бахтина также занимают проблемы театра и драматургии, философия сценического искусства в целом.

Основные работы Бахтина переведены и получили очень широкую известность на Западе. Особую популярность творчество Бахтина приобрело во Франции, где его пропагандировали Цветан Тодоров и Юлия Кристева. Также большой известностью пользуется Бахтин и в Японии, где вышло первое в мире его собрание сочинений, было издано большое число монографий и работ о нём. В Англии при Шеффилдском университете существует Бахтинский центр, ведущий научную и учебную работу.

О чем надо знать

Прямая речь


Михаил Михайлович Бахтин (5 [17] ноября 1895, Орёл — 7 марта 1975[…], Москва) — русский философ, культуролог, литературовед, теоретик европейской культуры и искусства. Исследователь языка, эпических форм повествования и жанра европейского романа. Создатель новой теории европейского романа, в том числе концепции полифонизма (многоголосия) в литературном произведении. Исследуя художественные принципы романа Франсуа Рабле, Бахтин развил теорию универсальной народной смеховой культуры.

Ему принадлежат такие литературоведческие понятия, как полифонизм, смеховая культура, хронотоп, карнавализация, мениппея, духовный верх и телесный низ.

Биография

Родился в Орле в многодетной семье, которая впоследствии переехала в Вильну, а затем в Одессу. Отец был банковским служащим.

По его словам, учился в Петроградском и Новороссийском университетах (документальных подтверждений нет). Старший брат Николай — философ, историк античности.

С 1920 года жил в Витебске, где преподавал в пединституте и консерватории, выступал с публичными лекциями о философии, эстетике, литературе. В круг его знакомых входили П. Н. Медведев, В. Н. Волошинов и И. И. Соллертинский. В 1920—1924 годах работал над незаконченными философскими трактатами и ранней редакцией книги о Достоевском.

В 1921 году женился на Елене Александровне Околович.

После окончания ссылки в 1936 году из-за запрета проживать в крупных городах Бахтин устроился на работу в Мордовском государственном педагогическом институте в Саранске, однако в 1937 году был вынужден уехать оттуда и до 1945 года жил на станции Савёлово в Калининской области, где работал учителем в школе № 14. В 1938 году из-за осложнений остеомиелита ему ампутировали ногу.

Практически забытый современниками (между 1930 и 1963 годами, кроме трёх незначительных газетных заметок, не печатался), Бахтин вернулся в научное пространство СССР в 1960-е годы, благодаря помощи единомышленников, признавших его своим учителем: в 1960 году он получил коллективное письмо от литературоведов — учёных Института мировой литературы В. В. Кожинова, С. Г. Бочарова, Г. Д. Гачева, П. В. Палиевского, В. Д. Сквозникова.

Умер 7 марта 1975 года в возрасте 79 лет. Похоронен на 21-м участке Введенского кладбища.

Наследие

Основные работы Бахтина вскоре были переведены и получили очень широкую известность на Западе. В Англии при Шеффилдском университете существует Бахтинский центр, ведущий научную и учебную работу.Особую популярность творчество Бахтина приобрело во Франции, где его пропагандировали Цветан Тодоров и Юлия Кристева. Большой известностью пользуется Бахтин и в Японии, где вышло его первое собрание сочинений, а также издано большое число монографий и работ о нём.

Архив Бахтина хранится в Отделе рукописей РГБ, фонд 913.

Философия

Эстетика словесного художественного творчества

За то, что я пережил и понял в искусстве, я должен отвечать своей жизнью, чтобы все пережитое и понятое не осталось бездейственным в ней.

Проблема текста

Бахтин обратил внимание на то, что гуманитарная мысль всегда направлена на работу с чужими мыслями, имея дело с текстом в различных его ипостасях. В свою очередь, за каждым текстом стоит система языка, состоящая из языков множества социальных групп. Исследователь работает с текстом, намереваясь создать свой текст-оценку. Таким образом, возникает диалог между автором и читателем. Однако сам автор также предполагает наличие нададресата — высшей инстанции ответного понимания. Поэтому Бахтин говорит о третьем лице в диалогической природе текста.

Бахтин исследовал ошибки, допускаемые современными ему общими методологиями литературоведения. Так, формальный метод и материальная эстетика в целом строят систему научных суждений о литературе в отрыве от вопроса о сущности искусства вообще, при этом не замечают диалогическую природу текста. Поэтика таким образом максимально сближается с лингвистикой или вовсе становится её отделом. Разумеется, работа с текстом предполагает лингвистический метод, однако он не должен быть руководящим, но частью комплексного эстетического анализа. Слово должно изучаться в лингвистике с опорой на общую эстетическую теорию, гносеологию и другие философские дисциплины.

Эстетическое должно быть понято в связи с его единством с общечеловеческой культурой. Специальной философской методологии следует указывать на взаимопроникновение сферы искусства и культуры в целом. Эмоционально-волевая напряжённость формы говорит о ценностном значении искусства. Автор не просто обрабатывает материал: его художественно-ценностная активность направлена на преобразование материала с целью передачи определённого содержания. Искусство создаёт новую форму ценностного отношения, которое уже стало действительностью. Содержание художественного произведения — это индивидуация, конкретизация действительности познания и этического поступка, находящих объединение в форме эстетического объекта.

Объектом эстетического анализа должно стать содержание эстетической деятельности (созерцание созерцателя или самого художника). Такое понимание творчества — архитектоника эстетического объекта. Произведение — это действительность в эстетической интуиции. В свою очередь, внешнее материальное произведение есть только технический аппарат для свершения эстетического объекта.

Роман

Роман как целое — это многостильное, разноречивое, разноголосое явление. Исследователь сталкивается в нем с несколькими разнородными стилистическими единствами, лежащими иногда в разных языковых планах и подчиняющимися разным стилистическим закономерностям.

Бахтин выделил основные типы композиционно-стилистических единств, на которые обычно распадается романное целое:

1) прямое авторское литературно-художественное повествование (во всех его многообразных разновидностях) ;

2) стилизация различных форм устного бытового повествования (сказ);

3) стилизация различных форм полулитературного (письменного) бытового повествования (письма, дневники и т. п:);

4) различные формы литературной, но внехудожественной авторской речи (моральные, философские, научные рассуждения, риторическая декламация, этнографические описания, протокольные осведомления и т. п.);

5) стилистически индивидуализированные речи героев.

Эти разнородные стилистические единства сочетаются в романе в стройную художественную систему и подчиняются высшему стилистическому единству целого, которое нельзя отождествлять ни с одним из подчиненных ему единств.

Язык романа — система языков, поэтому предпосылкой подлинной романной прозы является внутренняя расслоенность языка, социальная разноречивость и индивидуальная разноголосица в нём. В связи с этим ошибочно концентрироваться на языке автора или стиле произведения.

Диалогическая ориентация слова среди чужих слов (всех степеней и качеств чуждости) создает новые и существенные художественные возможности в слове, его особую прозаическую художественность, нашедшую свое наиболее полное и глубокое выражение в романе.

В этом ключе Бахтин сравнил романное и поэтическое слово. По его мнению, мир поэзии всегда освещён единым и бесспорным словом. Все конфликты, сомнения и переживания не переходят в конечный результат творческой деятельности, но остаются на этапе работы с материалом. Язык поэтических жанров, приближаясь к стилистическому пределу, становится авторитарным и консервативным, закрываясь от внелитературных социальных диалектов. Непререкаемым основанием для поэзии является только созданный язык, он же — прямая интенция поэтического творчества.

Память

В Орле в 2005 году открылся музей М. М. Бахтина.

В ноябре 2015 года в Мордовском государственном университете начал работу Центр М. М. Бахтина, объединяющий мемориальную экспозицию, библиотеку и образовательное пространство. В это же время на территории центрального кампуса Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва открылся памятник М. М. Бахтину работы скульптора Н. М. Филатова: учёный изображён сидящим в кресле, на коленях — рукописи.

Читайте также: