Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста доклад

Обновлено: 30.06.2024

Детсадовский возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей, что требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.

Чтобы помочь ребенку овладеть умением свободно общаться, педагог должен сформировать у него коммуникативно-целесообразную речь , которая подразумевает оптимальное использование языковых возможностей в конкретных условиях общения . Другими словами, каждый человек должен излагать свои мысли так, чтобы его можно было понять. Если речь не ясна, то она не достигает цели.

В своей работе воспитатели, загруженные различной образовательной деятельностью, подготовкой к утренникам, педагогическим часам, аттестации… используют чаще всего одни и те же методы и приемы развития речи дошкольников: пересказ, беседы, пальчиковая гимнастика, рассказ по картинке, различные речевые дидактические игры.

В связи с этим передо мной встал вопрос: как можно разнообразить методы и приемы развития речи детей?

В 2010 году меня увлекли интеллект карты Тони Бьюзена. При их помощи я составляла планы педагогических проектов, которые воплощала. Уже тогда я видела, что интеллект карты можно использовать более широко: для систематизации изученного материала, изучения какой-либо темы. Попробовав использовать интеллект карты для этого, я пришла к мнению, что это очень интересно и познавательно.

Как происходит процесс работы с интеллект картами? Очень просто! Первым этапом я сама составляю интеллект карту в соответствии с изучаемым материалом или календарно-тематическим планированием ДОУ. Это в последствие будет вашим планом.

Вторым этапом необходимо распечатать картинки, соответствующие вашей интеллект карте. Я их делаю в 2-4 экземплярах, в зависимости от количества детей в группе.

Третьим этапом будет непосредственное составление интеллект карты. Карты мы всегда составляем поэтапно: сегодня одна подтема, завтра другая, послезавтра третья. Каждую новую подтему мы начинаем делать только тогда, когда по предыдущей высказался КАЖДЫЙ! ребенок.

И с каждым разом карта становится больше и больше, следовательно, устное выступление по карте становится сложнее и длительнее.

Четвертым этапом будет мониторинг. Мы смотрим, каков результат нашей работы. Какое развитие прослеживается в речи детей в процессе составления интеллект карты. Если некоторые дети продолжают затрудняться при работе с картой, для них организуется индивидуальная работа, с детьми с ограниченными возможностями здоровья можно использовать адаптированный вариант карты.

Работая с интеллект картами, мы развиваем не только речь, но и память, внимание, логику, мышление; происходит развитие познавательных интересов, творческого мышления, социально-коммуникативных навыков (работа в больших и малых группах)

Сторителлинг – это игра, которая интересна всем: и взрослым, и детям. Состоит она из девяти кубиков, на которые наклеены 54 картинки. Они погружают нас в мир фантазий и приключений. В оригинале кубики сложны для дошкольников, но я использую кубики в упрощенном варианте: распечатываю и приклеиваю к кубикам детские картинки.

Рассказывание историй раскрепощает детей, даже застенчивые дети начинают раскрепощаться, всем хочется стать сказочниками, волшебниками. У всех участников улучшается настроение, потому что сочинять истории – это не только полезно, но ещё и очень увлекательно!

Технику сторителлинг можно применять как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

Как и у каждой игры в сторителлинге есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, тему недели, настроение присутствующих… Выбираем, кто будет главным героем, а также выбираем жанр повествования: фантастика, сказка, детектив, приключения, смешная история. Очень часто сочинительство уводит нас совсем в другую сторону от первоначального замысла. И это особенно интересно и непредсказуемо.

Игра может быть организована по-разному:

Игра для одного ребенка. Бросить 9 кубиков на стол, разделить их на 3 части – начало истории, середина и развязка. Опираясь на кубики, ребёнок рассказывает историю.

Игра для трёх детей. Бросить все 9 кубиков на стол, разделить их на 3 части – начало истории, середина и развязка. Один ребёнок начинает рассказывать, опираясь на первые 3 кубика, остальные продолжают.

Когда играет больше трёх человек – кубики кидают по очереди и продолжают друг за другом историю.

В начале, когда дети только знакомятся с игрой, воспитатель начинает историю, а дети продолжают её, бросая кубики. Когда правила усвоены, и дети легко начинают включаться в процесс игры, они сами с легкостью начинают рассказ.

Структура сторителлинга.

В структуру техники сторителлинг входят следующие элементы:

Оно должно быть коротким, здесь дети входят в ситуацию и знакомятся с героем.

В некотором царстве, в некотором государстве…

Это произошло темной и дождливой ночью…

2. Развитие событий.

Здесь выявляются сюжетные направления и характеры персонажей. Эта часть дает возможность основательнее узнать проблему или конфликт, о котором рассказывается во вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, становится все напряжённее.

Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит победителем (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы.

Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением.

В процессе такой игры у детей развиваются: речь, воображение, внимание, логика, мышление, коммуникативные качества…

В игре может участвовать любое количество человек. Чем больше детей участвует, тем сложнее задача: запомнить сюжет истории.

Структура карточной игры:

Вступление. Это своеобразный сюрпризный момент: никогда не знаешь, какую карту вытянешь первой. Это может быть знакомство с главным героем или местом, где будет происходить событие, а может, увидим волшебный предмет, с которым что-то должно произойти…От того, какой выпадет первая карта, будет зависеть зачин всей истории.

Кульминация тоже до последнего момента остается в секрете. И чем закончится история не понятно до самого конца.

В одну и ту же сказку можно играть большое количество раз и каждый раз сказка будет новой, не похожей на предыдущую.

Таким образом, мы видим, что современные нетрадиционные технологии легко и в то же время очень интересно, ненавязчиво развивают речь, познавательную и социально-коммуникативную активность детей-дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной разработки заключается в современном подходе к проблеме развития речи детей дошкольного возраста. Вы можете ознакомиться с нетрадиционными методами обучения дошкольников, которые можно применять в образовательной деятельности.

Проектная деятельность и мнемоника - вот основные формы, широко применяемые педагогами для успешного развития речи ребенка. Прочитав эту статью, Вы пополните свои теоретические знания по указанной теме.

Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности и мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.

обновить научно - методический уровень компетенции педагогов;

расширить опыт педагогов по созданию условий в ДОУ для речевого развития дошкольников;

побуждать педагогов к практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования.

В настоящее время перед педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей. Анализируя опыт педагогов, я пришла к выводу, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами. Новые ФГТ подразумевают широкое применение интеграции в разнообразных образовательных областях.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)

Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)

Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Интегрированный метод включает в себя проектную деятельность. Исследовательская деятельность интересна, сложна и невозможна без развития речи. Задачи исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте – это:

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Работая над проектом дети получают знания, расширяют свой кругозор, пополняют пассивный и активный словари, учатся общению со взрослыми и сверстниками.

Очень часто для запоминания незнакомых слов, текстов, разучивания стихотворений педагоги в своей практике используют мнемонику.

Мнемоника, или мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.

Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом.

Работа по развитию связной речи детей ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОВЗ характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Работу по формированию речи у дошкольников проводится комплексно, по следующим направлениям:

- формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст);

- формирование лексико-грамматических категорий;

- формирование связной речи;

При нормальном ходе речевого развития дошкольник спонтанно усваивает многие словообразовательные модели, одновременно существующие в языке и работающие в рамках определенной лексической темы.

Многим детям требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков словообразования. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка поможет метод наглядного моделирования.
Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

Каждый педагог в своей деятельности преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Необходимо отметить, что связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями.
В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения в ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Картинно-графический план выступает здесь как средство мнемотехники.

С помощью картинно-графического плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты, учат загадки и т.д.

При составлении различных по сложности рассказов усиливается роль и значения моделирования и композиционного оформления сюжета, самостоятельного отбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка. Дети испытывают трудности в построении сюжета, тут им на помощь приходит картинно-графический план. Он служит моделью рассказа, и ребенку, при наличии наглядной опоры остается самостоятельно подобрать лексический материал, построить предложения.

Прежде, чем дать детям задание составить рассказ по серии картин, необходимо подготовительная работа: рассмотреть внимательно все картинки серии, отметить, что главное на каждой из них, определить сюжетную линию и т.д. Часто при составлении рассказа дети упускают диалоги героев, слова-признаки, характеризующие и описывающие персонажей. В картинно-графическом плане акцентируется внимание дошкольников именно на это. Если необходимо передать настроение героя – использую пиктограммы. Пиктограммы выставляются при рассматривании каждой картинки из серии, чтобы акцентировать внимание детей на определенном признаке или действии героя.

Для рассказа по сюжетной картинке картинно-графический план просто необходим. Ребенку трудно “сконструировать ситуацию”, изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ, т.е. оформить речевым материалом схему построения высказывания: зачин – развитие событий – итог.

Существует несколько видов занятий с картинным материалом.

При составлении повествовательного рассказа по этой картинке я раздаю детям карточки с фрагментами картинки и предлагаю им составить предложения. Затем выставляется большая картинка, дети находят на ней свои фрагменты. Предваряя появление картинно-графического плана, проводится беседа по содержанию картины, по ходу беседы выставляются опорные карточки-символы и фрагменты картины. Таким образом, составляя свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображенные на картине действия.

Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования и проектный метод можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы.

Список литературы.

1. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.

3. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004.

4. Малетина Н.С., Пономарева Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Дошкольное воспитание.2004.№6. С.64-68.

5. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед. 2008.№4. С.102-115.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

на тему «Нетрадиционные приёмы

Подготовила: учитель-логопед

Тимиргалеева С.С.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

-односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

-неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

- недостаточный словарный запас.

-употребление нелитературных слов и выражений.

-бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

-трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

-отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

-отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников –дело очень сложное. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи:

Один из таких факторов, по мнению С.Л.Рубинштейна, А.М.Леушиной, Л.В.Эльконина и др. – наглядность . Рассматривание предметов, объектов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания , на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С.Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

I . Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

К нему относятся: опорные схемы, мнемотаблицы, пиктограммы, предметные картинки .

Средства наглядного моделирования используются при обучении дошкольников:

Составлению описательного рассказа о единичных предметах;

Составлению рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине;

Составлению рассказов из личного опыта;

Рассказыванию (с элементами творчества).

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинают работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходят к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам. Схемы служат своеобразным зрительным планом.

Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей, явлений природы, некоторых действий и т.д. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей младшего дошкольного возраста используют цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже – усложняют или заменяют другой заставкой – изобразить персонаж в графическом виде.

Для детей старшего возраста схемы создаются в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

-модель должна отображать обобщённый образ предмета;

-раскрывать существенное в объекте;

-замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Для обогащения словаря и развития качеств связной речи детей можно разработать мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых.

Описательный рассказ . Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание – это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка выделять признаки предмета.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений . Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Принцип Эйдотехники заключается в следующем: любую информацию можно представить в виде ассоциативных образов, которые очень быстро запоминаются и с такой же легкостью могут потом воспроизводиться. Методика запоминания на основе эйдетики изменяет весь подход к запоминанию информации.

Этот способ заучивания можно спутать с демонстрацией обычных иллюстраций, но это совершенно не верно. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить.
Основной секрет эйдотехники прост и хорошо известен. Когда человек в своем изображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Использование образов (или ЭЙДОСОВ, как их назвали древние греки) и образных фантазий открывает новые возможности для развития памяти, творческого мышления, воображения, внимания. Наглядный материал облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения текстов, формируют приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

II . Следующим эффективным методом развития связной речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, Синквейна . Синквейн с французского языка переводится как "пять строк", пятистрочная строфа стихотворения.

Правила составления синквейна:

правая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Знакомя детей с понятиями "слово, обозначающее предмет" и "слово, обозначающее действие предмета", мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие "слово, обозначающее признак предмета", мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями "живой и неживой" предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя), то логопед может спросить, как назвать его по другому (папа, мужчина).

Примеры синквейна:

. РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.

. Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ.

. ЗИМА, НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО.

III . Одним из самых используемых нетрадиционных технологий считается Теория

решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером . Отличительная особенность которой заключается, в усвоении обобщенных алгоритмов организации собственной творческой деятельности.

ТРИЗ помогает в:

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОЗДАНИЮ ОБРАЗНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ

Работа по обучению детей образной речи начинается:

с обучения детей создания сравнений (первый этап).

умения детей составлять разнообразные загадки (второй этап).

составление метафор (третий этап).

Обучение детей составлению сравнений.

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.

Модель составления сравнений :

Логопед называет какой-либо объект ;

обозначает его признак ;

определяет значение этого признака ;

сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

цыпленок (объект №1);

по цвету (признак);

желтый (значение признака);

такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).

В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

На первый взгляд фраза, произнесенная логопедом, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак - это понятие более общее, чем значение данного признака.

На пятом году жизни тренинги усложняются:

в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята);

в сравнениях усиливается характеристика, второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).

В этом возрасте детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений.

В возрасте 5,5 лет дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному признаку. Логопед указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, действию и т.д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.

Н-Р: дерево по цвету золотистое, как монетки (логопед задал признак цвета, а его значение - золотистое - выбрано ребенком).

Обучения детей составлению загадок

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании.Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок . Обучение должно идти следующим образом.

Логопед вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Что бывает таким же?

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
- Какой самовар по цвету? - Блестящий.

Логопед записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Логопед просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Что бывает таким же?

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

Н-Р: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.

Табличка может выглядеть следующим образом:

Что бывает таким же?

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Что (кто) делает так же?

Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет.
- Что делает ежик?
- Пыхтит, собирает, семенит.
- Пыхтит как кто или что?
- Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение").
- Пыхтит как старый чайник (сравнение на "занижение").
- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на "завышение").
- Собирает как жадина (сравнение на "занижение").
- Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на "завышение").
- Семенит как старый дедушка (сравнение на "занижение").

Далее логопед предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".

Н-Р: Составление загадки про ежика с приемом "завышение": "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".

Н-Р: Составление загадки про ежика с приемом "занижение": "Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном".

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже?

Чем отличается?

Протокол составления загадки про гриб:
- На что похож гриб? - На мужичка.
- А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.
- Еще на что похож? - На дом, но без окон.
- А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Текст получившейся загадки: "Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке".

Оучение детей составлению метафор.

Как известно, метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.

В традиционной педагогике работа с метафорой сводится к общим рекомендациям типа "побуждать детей делать сложные сравнения", "учить детей раскрывать смысл метафор" и т. д. При таком подходе нельзя гарантировать, что дети будут составлять фразы метафорического плана в описательных рассказах, а, тем более, в реальной жизни.

Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры.

Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.

У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).

Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).

Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).

Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя).

Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).

Примеры последовательности составления метафор детьми

Метафора про дождь. Дождь капает, как слезы (сравнение с объектом). Дождь идет из туч (находится место расположения объекта).
Слова для метафорической фразы: "слезы туч".

Метафорические фразы: "Осенью тучи часто льют свои слезы", "Слезы туч были очень грустными и холодными".

Метафора про закат. Закат пылает как костер (сравнение с объектом). Закат находится на вечернем небе (место расположения объекта).
Словосочетание: "костер вечернего неба".

Метафорическая фраза: "За лесом пылал костер вечернего неба".

Не обязательно называть детям термин "метафора". Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы или посланцы Королевы Красивой Речи.

Для успешного развития у детей выразительности речи педагогам рекомендуется проводить с ними игры и творческие задания.

Игры и творческие задания для развития выразительности речи

Название игры, цель

Методические рекомендации

Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Рекомендуется с младшего возраста.

Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Правило: ведущий описывает объект, следуя от общего к частному.

Ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные). Рекомендуется со среднего возраста.

Ведущий называет какой-либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.). В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое-либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся - светящимся бывает цвет; холодным бывает температура вещества). Проводится со среднего возраста с последующим усложнением.

Таким образом, применение нетрадиционных методов и приёмов способствует эффективному запоминанию, сохранению и воспроизведению информации, и конечно формирует у детей связную монологическую речь.

Данный материал будет полезен молодым педагогам в работе по формированию связной речи у детей.

ВложениеРазмер
netraditsionnye_metody_raboty_po_formirovaniyu_svyaznoy_rechi_u_detey.docx 28.97 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные методы работы по формированию связной речи у детей

Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Она имеет прямое отношение к сознательным формам психической и произвольной деятельности. Речь ребенка формируется с первых дней под влиянием речи взрослых и в значительной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, и от воспитания и обучения.

Связная речь – это высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.

К сожалению, практика показывает, что большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной речи в достаточном объёме. На сегодняшний день ребёнок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

• Употребление нелитературных слов и выражений.

• Бедная диалогическая речь : неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

• Неспособность выстроить монолог : например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

• Отсутствие умения обосновать свои утверждения.

• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на физическое и умственное развитие. У таких детей крайне низкая работоспособность.

В арсенале современной педагогической практики существует множество методов и приемов развития связной речи дошкольников.

Как показывает практика, использование в работе с такими детьми обычных методов и приемов, не всегда дает эффективный результат.

Необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей, стимулирующие их речевую активность.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников - иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

∙ Полная интеграция (экологическое воспитание с художественной литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физ. развитием)

∙ Частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности)

∙ Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Интегрированный метод включает в себя проектную деятельность. Исследовательская деятельность интересна, сложна и невозможна без развития речи. Задачи исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте – это:

∙ формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

∙ развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

∙ формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

∙ развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. Работая над проектом дети получают знания, расширяют свой кругозор, пополняют пассивный и активный словари, учатся общению со взрослыми и сверстниками.

В развитии речи важную роль играет развитие мелкой моторики, на что влияет рисование по представлению, которое проводится в виде различных игр :

Развитие познавательной функции речи отмечается в следующих играх :

Развитие смысловой стороны речи прослеживается в театральной деятельности детей:

• в кукольном театре и играх-драматизациях.

Следующая функция речи – регуляция деятельности и поведения. Предлагаемые задания – выполнение инструкций ребёнком. Отмечается проявление ребёнком творчества, инициативности. Со временем, слово становится способом саморегуляции и самооценки.

Сказкотерапия дает педагогу большую свободу для творчества, позволяет гармонично интегрировать и применять техники других направлений. Использование сказки в дошкольном возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. В увлекательной форме и доступными для понимания словами, сказка показывает ребенку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы. Дает прочувствовать, к чему приведет тот или иной поступок героя. Это уникальная возможность пережить, проиграть жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми.

Начиная с раннего возраста, в жизнь детей вводится изосказка.

Что из себя представляет этот прием в первой младшей группе? Воспитатель рассаживает малышей в кружок за столом. Берет себе и дает каждому ребенку несколько небольших кусочков пластилина. В ходе рассказывания сказки, быстрыми движениями способом вытягивания лепит сама и предлагает детям лепить вместе с ней сказочных героев.

Когда у детей формируются элементарные навыки в рисовании (вторая половина года) воспитатель прием изосказка начинает использовать в сочетании сказка-рисунок. По той же схеме. При использовании приема изосказка воспитатель не обращает внимание на технику рисования или лепки, эта детская деятельность служит для развития мелкой моторики.

Достоинство и роль этого метода в работе с детьми с общим недоразвитием речи сегодня неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введением их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно организовать диалог, а, следовательно, влияют на развитие связной монологической речи. Работа со сказкой способствует развитию тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

Мнемоника, или мнемотехника – это система различных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника – помогает развивать:

- зрительную и слуховую память

- зрительное и слуховое внимание

- мелкую моторику рук.

Мнемосхемы могут быть использованы в работе над всеми видами связного высказывания:

составление рассказов по картинке и серии картин;

разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок;

отгадывание и составление загадок.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде.

Суть мнемосхем заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы : лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Дошкольное детство – это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательную смекалку, творческое воображение, связную речь.

Несомненно, эта технология эффективна при формировании у младших дошкольников элементарного речевого творчества, а в группах среднего и старшего дошкольного возраста при формировании навыка составления описательных загадок, сравнений, сравнительных оборотов, метафор, образных выражений и т. д. При помощи ТРИЗ педагоги учат детей фантазировать, находить причинно-следственные связи и высказывать умозаключения.

Перечень некоторых игр по методике ТРИЗ-технологии:

Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов.

Цель данного пособия : уточнять знания дошкольников в различных предметных областях; развивать вариативность воображаемых образов. "Составь слово" - используется для составления слов.

"Смешивание цветов" - закрепление получения цвета и его оттенков.

"Сочини сказку" - используется для составления различных вариантов сказок.

Формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

В основе сюжета многих сказок - действия какого- либо героя : он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия, и многому может научиться.

Активно используется в младшем возрасте, с помощью этого пособия детей учим находить слова - антонимы. Приведём пример использования пособия в разных возрастных группах :

Задания для детей 4-х лет. Воспитатель предлагает слово - существительное (прилагательное, глагол, а ребёнок говорит противоположное по значению. Пример : грусть - радость; белый - чёрный; плакать - смеяться.

Символы имён признаков вводились постепенно : от простых (цвет, форма, размер) к более сложным (температура, вес, расстояние, запах и т. д.) . В пособиях расположили 17 имён признаков, оставили ещё дополнительные пустые ячейки для будущего. Пособие можно использовать на разных видах занятий, как алгоритм составления описательных рассказов.

Игра, способствующая расширению и активизации словарного запаса детей, поле разделено на несколько предметных областей : птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.

Существует и такой нетрадиционный прием, как постановка проблемного вопроса. Этот прием учит детей рассуждать.

Проблемные вопросы начинаются вопросительными наречиями: почему? зачем?

Ответы на проблемные вопросы представляют собой сложноподчиненные предложения с придаточными причины или цели, предполагающие четкое грамматическое оформление и использование более абстрактной книжной лексики.

В обучении ответам на проблемные вопросы большую роль играет помощь педагога, как в форме образца ответа, так и в использовании такого приема, как подсказывающее начало ответа на поставленный вопрос.

Таким образом, замедленный темп речевого развития у детей можно успешно преодолеть, используя нетрадиционные приёмы и методы. Они помогут стимулировать речевую активность ребёнка и позволят, в большинстве случаев компенсировать речевое недоразвитие ребенка.


По статистике только около 15 % новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микро органические повреждения или выраженную патологию. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Речь человека отличает коммуникативная способность, т. е. исторически сложившаяся форма общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также получать из прошлого и передавать в будущее. Речь имеет прямое отношение к сознательным формам психической и произвольной деятельности. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов. Речь ребенка формируется с первых дней под влиянием речи взрослых и в значительной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, и от воспитания и обучения.

Возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины, проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на физическое и умственное развитие. Общеизвестно, что речевые нарушения у детей дошкольного возраста, не являются исключительно логопедической проблемой. Эти расстройства ограничивают познавательные возможности детей. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребенка. У таких детей крайне низкая работоспособность. Как показывает практика, использование в работе с такими детьми обычных методов и приемов, не всегда дает эффективный результат. Необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей, стимулирующие их речевую активность.

Как пример, в нашем дошкольном учреждении музыкальные занятия проводятся совместно музыкальным руководителем и воспитателем. Разучиваются песни, движения под музыку без слов (ритмопластика), движения под музыку со словами (лого ритмика), так же пальчиковая гимнастика, которая в большей мере способствует развитию речи ребенка.

Интегрированное построение образовательной деятельности, во-первых, дает детям возможность реализовать свои творческий потенциал, а именно: сочинять, фантазировать, думать, познавать, во-вторых, в интенсивно-игровой форме происходит обогащение словаря детей, формирование грамматической структуры их речи, а главное развивается познавательная активность. Свои эмоциональные впечатления и опыт восприятия музыки дети переносят на речевую деятельность: голос, создание выразительного художественно-речевого образа. Культура слухового восприятия по средствам слуха позволяет ребёнку стать полноценным зрителем — слушателем доступных для него сказок, инсценировок, драматизации. Впечатлениями от прослушивания музыкальных произведений ребёнок делиться со сверстниками, взрослыми, тем самым развивая коммуникативную функцию речи. Мелодия, сопровождающая стихи, состоит из простых, повторяющихся оборотов, доступных для воспроизведения детьми дошкольного возраста. Ритм и мелодия рифмовки акцентируют внимание на морфологическом признаке, который необходимо закрепить в активной или пассивной речи ребёнка. Многократное восприятие и воспроизведение грамматических форм, предложно-падежных конструкций, словосочетаний, которыми максимально насыщена рифмовка в соответствии с сочетанием коррекционной задачи и с активизацией различных анализаторов, способствуют формированию у детей морфологических и синтаксических обобщений в более короткие сроки. Критерием тщательного отбора содержания рифмовки является его соответствие детскому опыту. Простой текст и мелодия рифмовки рассчитаны на то, что ребёнок сможет подпевать взрослому. Пропевание, а точнее, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти, формированию воздушной струи. Стихотворный материал с музыкальным сопровождением оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребёнка: вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, формирует мотивацию к занятиям, снижает эмоциональное напряжение, содействует возрастанию общей активности.

Включение музыкально-логопедических средств языка способствует не только решению коррекционных задач, но и позволяет создать благоприятные условия для эмоционального взаимодействия взрослого и ребёнка, что особенно актуально как в период адаптации к дошкольному учреждению, так и на последующих этапах работы.

В классической дошкольной педагогике идея соединения обучения с игрой принадлежит немецкому педагогу Ф. Фребелю. Теория игрового обучения получила своё развитие в работах многих зарубежных и отечественных учёных — М. Монтессори, А. П. Усова, В. Н. Аванесова, Е. Н. Водовозова и других. Влияние словарной работы на связную речь подробно описаны Е. М. Струниной и О. С. Ушаковой. В отечественной педагогике накоплен достаточный теоретический, практический и методический материал по изучению и развитию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников. В существующих программах обучения и воспитания детей подробно описаны содержание и структура фронтальных занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. Многочисленные исследования показали важное значение игры как формы обучения, способствующей усвоению, закреплению и систематизации знаний, возможностей использования её в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Сказкотерапия являясь эклектическим направлением практической психологии, дает специалисту большую свободу для творчества, позволяет гармонично интегрировать и применять техники других направлений психологии. Использование сказки в дошкольном возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. В увлекательной форме и доступными для понимания словами, сказка показывает ребенку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы. Дает прочувствовать, к чему приведет тот или иной поступок героя. Это уникальная возможность пережить, проиграть жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми. Одним из интереснейших синтезов сказкотерапии является сказочная песочная терапия. Метод сказочной песочной терапии как один из вариантов сказкотерапии позволяет эффективно решать задачи как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций.

В сказку-инсценировку и театрализованную игру легко и органично включаются:

− задания на развитие общей моторики (например, дети, путешествуя по лесу, идут по узкому мостику, перепрыгивают с кочки на кочку, помогают бабушке месить тесто, принимают участие в строительстве нового теремка для зверей);

− игры и задания на развитие внимания и мышления (дети отгадывают загадки, вспоминают героев сказки).

Кроме того, мы используем в работе современные приемы: дети рисуют пальчиками, ладошками, используя сыпучие материалы, сухие листья; песочную терапию (помогают лисичке найти в песочнице потерявшиеся бусинки); музыкотерапию (воспитанники слушают песенки героев, подпевают им); элементы психогимнастики (изображают испугавшегося зайчика, неуклюжего медведя, храброго петушка).

Н. А. Сакович считает, что в подносе с влажным или сухим песком клиент располагает миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком и миниатюрами он облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, опирающая на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте клиента методом, который может выстроить мост между бессознательным и сознательным, рациональным и эмоциональным, духовным и физическим, невербальным и вербальным.

Путешествие по сказкам пробуждает фантазию и образное мышление, освобождает от стереотипов и шаблонов, дает простор творчеству.

Метод работы со сказкой имеет многовековую историю. Сегодня этот метод является одним из наиболее широко освещаемых в современной литературе и одним из самых перспективных. Достоинство и роль этого метода в работе с детьми с общим недоразвитием речи сегодня неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введением их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно организовать диалог, а, следовательно, влияют на развитие связной монологической речи. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, развитие, дошкольное учреждение, музыкальный руководитель, песочная терапия, речевая активность, речевая сфера, речевое дыхание, сказочная песочная терапия.

Читайте также: