Доклад зеленая экономика юнеп

Обновлено: 02.07.2024

Проблемам взаимодействия экономики и экологии традиционно уделяется недостаточно внимания. Вместе с тем сложно оспорить то, что обеспечение экономического роста связано с ростом загрязнения и деградацией окружающей среды. Это выражается в исчерпании природных ресурсов, нарушении баланса биосферы и изменении климата, что ограничивает возможности дальнейшего развития

По прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), при современном способе производства и уровне потребления к 2050 г. в сравнении с 2000-м мир лишится от 61 до 72 % флоры и фауны, а сохранность природных территорий будет необратимо нарушена на 7,5 млн кв. км. В 2015 г., по расчетам группы ученых из проекта Global Footprint Network, годовые ресурсы планеты (объем ресурсов, который Земля может предоставить для пользования, а затем восстановить), были исчерпаны всего за 7 месяцев и 13 дней. Подобные расчеты ученые делают еще с 1970-х гг., и как оказалось, с каждым годом годовые ресурсы тратятся все быстрее. Так, в 2015 г. объем ресурсов был исчерпан на шесть дней раньше, чем в 2014-м.

- невозможность бесконечного расширения сферы влияния в ограниченном пространстве;

- невозможность удовлетворения бесконечно растущих потребностей в условиях ограниченности ресурсов;

- на Земле все является взаимосвязанным.

1. Внедрение возобновляемых источников энергии (далее - ВИЭ). Отметим, что, по утверждению экологов, более половины всех горючих полезных ископаемых должны оставаться неразведанными во избежание значительного изменения климата на планете.

2. Совершенствование системы управления отходами. В настоящее время в развитых странах мира на душу населения производится от 1 до 3 кг твердых бытовых отходов в день, и только в США это количество увеличивается на 10 % каждые 10 лет. В России свалки в общей сложности занимают более 2 тыс. кв. км.

3. Совершенствование системы управления водными ресурсами. Сейчас каждый шестой человек на планете испытывает нехватку пресной питьевой воды.

5. Органическое земледелие в сельском хозяйстве. Предполагает отказ от применения гербицидов, пестицидов, ядохимикатов, а также удобрений искусственного происхождения. Продукты органического земледелия не содержат генетически модифицированные организмы, перерабатываются без использования Е-ингредиентов и хранятся вне контакта с ненатуральными веществами.

6. Энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве. Наличие жилых комплексов, оборудованных неэффективными теплоизоляционными конструкциями и системами теплоснабжения, влечет значительные тепловые потери.

7. Сохранение и эффективное управление экосистемами. Все многообразие видов деятельности человека в биосфере приводит к изменениям, направленность и степень которых принято называть экологическим кризисом.

- уважения (процветание и благополучие для всех);

- предосторожности (учет предельных нагрузок на планету);

- участия (при принятии решений);

- экономической, социальной и экологической устойчивости;

- эффективности (стабильное производство и потребление);

- связи между поколениями (инвестиции в будущее).

- энергоэффективность и альтернативную энергетику,
- системы управления электроэнергией,
- экологический транспорт,
- управление отходами, воздушными и водными выбросами.

Эти технологии позволят достичь следующих целей, которые ставит перед собой современная мировая экономика:

1. Сокращение загрязнения окружающей среды и повышение ресурсной эффективности в строительстве, на производстве, в сельском хозяйстве и в инфраструктурных секторах.

ным процессам конечного потребления (электрические или гибридные двигатели).

3. Сокращение уязвимости и адаптация к климатическим изменениям путем создания систем раннего предупреждения и устойчивых к температурным аномалиям технологий; улучшение управления биоразнообразием и лесными ресурсами.

4. Повышение благосостояния за счет более продуктивного и устойчивого использования ресурсов биоразнообразия, включая натуральную косметику и фармацевтику.

- эффективное использование природных ресурсов,
- сохранение и увеличение природного капитала,
- уменьшение загрязнения, низкие углеродные выбросы,
- предотвращение утраты биоразнообразия,
- рост доходов и занятости,
- в целом - снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Очевидно, эти характеристики диаметрально противоположны нынешней модели экономического развития.

Сегодня в соответствии с результатами анализа экологического следа деятельность человека превышает физические возможности Земли почти на 20 %. Если проследить изменение зависимости экологического следа от ВВП на душу населения в разных странах мира в динамике, то можно отметить наличие положительной линейной корреляции между ними - чем выше ВВП, тем большее значение экологического следа приходится в расчете на душу населения в стране.

- материальная поддержка приоритетных отраслей в форме долевого участия в уставном капитале;

- торговля квотами на выброс;

- замена морально и физически изношенного оборудования;

- создание программ утилизации и переработки отходов;

- выделение большего числа государственных образовательных грантов в области экологически чистых технологий.

- позволяет обеспечивать сопоставимые темпы роста и уровень занятости, смягчать безработицу;

Сейчас в мире сложилось так, что основной груз ответственности за сохранение оставшегося биоразнообразия лежит на экономически развитых странах. Закономерно, что именно в этих странах запускаются различные проекты, проводятся форумы, составляются программы, направленные на стабилизацию и улучшение состояния окружающей среды. Большинство таких проектов и программ создается в сфере энергетики.

Потенциалом для перехода к устойчивому развитию и использования ВИЭ обладают страны БРИКС. Эти страны уже активно включились в процессы устойчивого развития и постепенно переходят от высоко- к низкоуглеродной экономике - в основном за счет развития ВИЭ. Отметим, что совместно реализуемых проектов пока нет.

Бразилия - одна из первых стран, где начали применять биотопливо на основе биоэтанола, получаемого в процессе переработки сахарного тростника. Национальный энергетический план Бразилии ставит своей целью достичь к 2030 г. ежегодного производства 60 млрд л биоэтанола и 18,5 млрд л биодизеля. Страна планирует к 2020 г. перевести 80 % транспорта на биотопливо из сахарного тростника. На уровне государства оказывается налоговая поддержка всем компаниям, занимающимся производством биотоплива.

- PROINFA - гибридная схема, направленная на развитие в общей сложности 3 300 МВт альтернативной энергии;

- Фонд развития энергетики;

- Бразильский национальный банк -предоставляет льготное финансирование проектов по ВИЭ;

Индия - быстрорастущая экономика, но при этом пятая часть населения полностью лишена доступа к электроэнергии. Тем не менее правительство страны выстраивает политику по развитию энергетики, опираясь на принципы устойчивого развития. ВИЭ становятся все более важной частью энергетического баланса Индии.

Касательно ЮАР необходимо отметить, что хотя африканский регион обладает значительным потенциалом в использовании ВИЭ, основные инициативы по развитию этой отрасли начались лишь 10-15 лет назад. Среди существующих на данный момент программ по развитию альтернативной энергетики выделим Комплексный план по развитию электроэнергетических ресурсов и Программу по снабжению независимых энергопроизводителей ВИЭ. Первая международная конференция по ВИЭ на африканском континенте прошла 4-7 октября 2015 г.

Вместе с падением объемов добычи нефти и ее цены снижается и инвестиционная привлекательность отрасли, а изменившие направление финансовые потоки могут изменить структуру ВВП.

- Экологическая и Климатическая доктрины РФ,

- Комплексный план реализации Климатической доктрины РФ на период до 2020 г. и пр.

К сожалению, в экологических рейтингах Россия пока стабильно занимает одни из последних мест. Причинами этого могут служить:

- экспортно-сырьевая ориентированность экономики;

- высокий удельный вес энергоемких, вредных для окружающей среды отраслей;

- инертность технологической и институциональной базы, несовершенство законодательства;

- износ основных фондов;

- высокие тарифы и платежи для стартующих проектов по инфраструктуре, доступу к сырью;

- отсутствие комплекса экономических стимулов.

Отдельно выделим барьеры, препятствующие развитию ВИЭ:

- низкая конкурентоспособность по отношению к традиционному ископаемому топливу в текущих рыночных условиях;

- отсутствие федеральных и региональных программ поддержки использования ВИЭ;

- недостаточный уровень научной поддержки;

- приоритетными должны стать просветительские проекты, направленные на информирование россиян об основных причинах ухудшения состояния окружающей среды;

- следует работать над качеством государственного управления состоянием окружающей среды (здесь целесообразным представляется создание реальных экономических стимулов);

- раскрывать информацию о воздействии хозяйствующих субъектов на окружающую среду и данные корпоративного экологического контроля;

- необходимо соответствующее принципам устойчивого развития ценообразование, включая отказ от неэффективных субсидий.

Человечеству с каждым годом приходится все чаще и чаще задумываться о том пути, по которому оно идет. С начала промышленной революции в мире человек не задумывался о том, какой вред его деятельность наносит окружающей среде. Люди просто об этом не знали. Однако, незнание законов окружающей среды не освобождает человечество от ответственности, которое оно несет перед будущими поколениями.

Причины глобальных финансовых, энергетических и экологических кризисов корнями уходят в десятилетия интенсивного и нерационального извлечения и использования природных ресурсов наряду с плохим управлением. В результате неуклонно растет огромная, но в основном скрытая экологическая задолженность перед планетой и будущими поколениями. Естественно, что это ядовитая задолженность, которую человечеству будет трудно погасить, учитывая изменение климата и неустойчивые структуры роста и потребления. При этом эта экологическая задолженность не полностью учитывается ни в финансовых пакетах мер по спасению той или иной экономики, ни в планах по их озеленению.

Отсутствие средств контроля за уничтожением природного капитала, отсутствие подотчетности и непоколебимая вера в модель экономического развития, которая слабо связана со здравым смыслом, привели к нынешнему состоянию экосистем. Однако, по мере того, как люди стали осознавать, какие угрозы несет в себе использование данной модели развития, тем больше стали задумываться о том, что мир нуждается в новом решении проблемы.

Решением данной проблемы является зеленая экономика. Это относительно новое понятие в экономической науке. Оно появилось более 20 лет назад. И прежде чем раскрыть сущность этого термина, рассмотрим его историю возникновения и изучим его определения от различных организаций.

И хотя суть темы первого доклада заключалась в том, что экономика может и должна прийти на помощь экологической политике, второй и третий доклады расширили проблемную зону до глобальных проблем: изменение климата, истощение озонового слоя, вырубки тропических лесов, и потери ресурсов в развивающихся странах.

Новый Глобальный Зеленый Курс призвал правительства выделять значительную долю финансовых средств в зеленые секторы для достижения трех целей:

  1. восстановление экономики;
  2. искоренение нищеты;
  3. сокращение выбросов углерода и деградации экосистем.

Данный курс также предложил основу для зеленых программ стимулирования и для благоприятной внутренней и международной политики. В июне 2009 года, в преддверии Конференции Организации Объединенных Наций (ООН) по изменению климата в Копенгагене, ООН выступила с заявлением в поддержку зеленой экономики. В заявлении выражалась также надежда на то, что восстановление экономики за счет озеленения коричневой экономической модели развития станет поворотной точкой в развитии человечества.

В феврале 2010 года премьер-министры и главы делегаций ЮНЕП Глобального форума по окружающей среде на уровне премьер-министров в Нуса-Дуа признали в своем заявлении, что концепция зеленой экономики может в значительной мере решить текущие проблемы и предоставить возможности экономического развития и многочисленные выгоды для всех народов.

Они также признали ведущую роль ЮНЕП в дальнейшем определении и продвижении концепции и призвали данную организацию внести свой вклад в эту работу в рамках процесса подготовки к Конференции ООН по устойчивому развитию в 2012 году.

В последние годы также был создан ряд неправительственных организаций и коалиций, которые направлены на пропаганду зеленой экономики как концепции и проведение исследований, анализа и информационно-пропагандистской работы.

Итак, три основных этапа в развитии экономической модели развития по мнению Зеленой Экономической Группы:

Концепция "зеленой экономики" приобретает все большую популярность и
вызывает бурные дискуссии. При этом существуют опасения, что переход к
новой экономической модели будет ограничивать возможности роста и
препятствовать решению социальных проблем.

Новый доклад ЮНЕП "Навстречу "зеленой экономике": путь к устойчивому
развитию и искоренению бедности" показывает, что такие сомнения
необоснованны. Наоборот, "зеленая экономика" стимулирует экономический
прогресс и создает рабочие места, при этом снижая риски от таких глобальных
угроз, как изменение климата, утрата экосистемных услуг и дефицит водных
ресурсов.

По оценкам экспертов, в краткосрочной перспективе "зеленая экономика"
способна обеспечить рост ВВП, увеличение доходов на душу населения и
занятости в таких же или даже более высоких темпах, чем традиционная
"коричневая" экономика. В средне- и долгосрочной перспективе "зеленая
экономика" обгонит "коричневую" и к тому же даст намного больше преимуществ
с точки зрения охраны окружающей среды и уменьшения социального
неравенства.

Для перехода к "зеленой экономике" необходимо в 2012-2050 гг. инвестировать
всего лишь 2% мирового ВВП в десять ключевых секторов: сельское хозяйство,
жилищно-коммунальное хозяйство, энергетику, рыболовство, лесное хозяйство,
промышленность, туризм, транспорт, утилизацию и переработку отходов и
управление водными ресурсами. Авторы доклада считают, что эти средства
вполне можно привлечь при условии реализации продуманной государственной
политики и использования инновационных механизмов финансирования.
Дополнительные ресурсы могут быть получены за счет прекращения
субсидирования в энергетике, водном хозяйстве, рыболовстве и сельском
хозяйстве. Общая сумма субсидий на производство и потребление ископаемого
топлива в 2008 г. превысила 650 млрд. долл. США, что препятствует более
широкому использованию возобновляемых источников энергии.

В докладе отмечается, что при переходе к "зеленой экономике" мировая
потребность в энергии сначала несколько увеличится, но к 2050 г., в
основном благодаря существенному повышению энергоэффективности, вернется к
нынешнему уровню - то есть будет на 40% меньше, чем в сценарии обычного
развития. Связанные с энергетикой выбросы CO2 к 2050 г. сократятся на треть
по сравнению с их нынешним уровнем, а концентрация этих выбросов в
атмосфере достигнет уровня, необходимого для ограничения глобального
потепления двумя градусами Цельсия.

При переходе к "зеленой" экономике будет создано столько новых рабочих
мест, что со временем это компенсирует сокращение занятости в "коричневой"
экономике. Особенно это касается сельского и жилищно-коммунального
хозяйства, энергетики, лесной промышленности и транспорта. Однако в
секторах, где природный капитал в значительной степени истощен, например, в
рыбном хозяйстве, произойдет временное снижение занятости и доходов, что
потребует осуществления программ переквалификации рабочей силы.

По мнению авторов, мировые лидеры, гражданское общество и бизнес обязаны
все вместе переосмыслить и заново определить традиционные показатели
богатства, процветания и
благосостояния. В докладе подчеркивается, что самая серьезная опасность,
подстерегающая мир сегодня - это опасность того, что все останется без
изменений.

ENG

Рецензия


Библиография

Атлас туристических ресурсов Республики Башкортостан / Под ред. А. Н. Дегтярева. Уфа, 2007. 275 с.

Болотов А. Т. Избранные труды. М.: Агропромиздат, 1988. 416 с.

Дегтярев А. Н., Усманов Ю. И., Солодилова Н. З., Матвеева Л. Д. Природный комплекс Южного Урала как туристический ресурс: эколого-экономические аспекты // Изв. Самар. НЦ РАН. 2003. Т. 5, № 2. С. 240–248.

Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Злобин Ю. А. Плодородие вашего участка (Советы фермеру и садоводу-любителю). М.: Знание, 1993. 48 с. (Усадьба. Подворье. Ферма, № 1–2).

Миркин Б. М., Хазиахметов Р. М. Устойчивое развитие – продовольственная безопасность – агроэкология // Экология. 2000а. № 3. С. 180–184.

Миркин Б. М., Хазиахметов Р. М. О концепции экологически ориентированного управления степной агроэкосистемой // Степной бюл. 2000б. № 8. С. 30–34.

Миркин Б. М., Хазиев Ф. Х., Хазиахметов Р. М. Сестайнинг агроэкосистем: история, концепция, конструктивный подход. Препринт. Уфа: Башк. НЦ УрО РАН, 1992. 36 с.

Природные ресурсы и окружающая среда России (Аналитический доклад) / Под ред. Б. А. Яцкевича, В. А. Пака, Н. Г. Рыбальского. М.: НИА-Природа, РЭФИА, 2001. 572 с.

Розенберг Г. С. Волжский бассейн: на пути к устойчивому развитию. Тольятти: ИЭВБ РАН; Кассандра, 2009. 477 с.

Розенберг Г. С., Евланов И. А., Селезнёв В. А. и др. Опыт экологического нормирования антропогенного воздействия на качество воды (на примере водохранилищ Средней и Нижней Волги) // Вопросы экологического нормирования и разработка системы оценки состояния водоемов: Материалы объединенного пленума Научного совета ОБН РАН по гидробиологии и ихтиологии, Гидробиологического общества при РАН и Межведомственной ихтиологической комиссии (Москва, 30 марта 2011 г.). М.: Т-во науч. изданий КМК, 2011. С. 5–29.

Селезнёв В. А., Селезнёва А. В. Методика расчета предельно допустимых сбросов и временно согласованных сбросов веществ в поверхностные водные объекты со сточными водами (проект) // Экология и пром-сть России. 1998. № 12. С. 32–36.

Селезнёва А. В. Экологическое нормирование антропогенной нагрузки на водные объекты. Самара: Самар. НЦ РАН, 2007. 107 с.

Селезнёва А. В., Селезнёв В. А. Проблемы восстановления экологического состояния водных объектов // Водное хозяйство России. 2010. № 2. С. 28–44.

Селезнёва А. В., Селезнёв В. А., Сайриддинов С. Ш. Инструмент превентивного воздействия. Экологическое нормирование биогенной нагрузки на источники питьевого водоснабжения (на примере Саратовского водохранилища) // Вода-Magazine. Водопользование, водоснабжение, водоотведение. 2012. № 4 (56). С. 40–43.

Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г., № 1225-р). М., 2003. 32 с.

Green Economy Developing Countries Success Stories / Sukhdev P., Stone S., Nuttall N. Geneva (Switzerland): United Nations Environment Programme, 2010. 26 p.

Qu Weishuang, Barney G. O., Symalla D. J., Martin L. A. The Threshold-21: national sustainable development model // Integrated Global Models of Sustainable Development: Encyclopedia Technology, Information, and Systems Management Resources: Part of Encyclopedia of Life Support Systems (EOLSS) / Ed. by Akira Onishi. Oxford(UK): Developed under the Auspices of the UNESCO, EOLSS Publ., 2001. V. II. P. 78–87.



© 2011 - 2022 Петрозаводский государственный университет
Разработка и техническая поддержка - РЦ НИТ ПетрГУ
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку файлов Cookies
и других пользовательских данных, в соответствии сПолитикой конфиденциальности

Читайте также: