Нетерпимость к коррупционному поведению доклад

Обновлено: 04.07.2024

Правовое воспитание можно определить как целенаправленную деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан.

Антикоррупционная направленность правового воспитания основана на повышении в обществе, в целом, позитивного отношения к праву и его соблюдению; повышении уровня правовых знаний, в том числе, о коррупционных формах поведения и мерах по их предотвращению; формировании у государственных, муниципальных служащих и у граждан представления о мерах юридической ответственности, которые могут применяться в случае совершения коррупционных правонарушений.

Основными формами реализации правового антикоррупционного воспитания являются:

- антикорруционное образование, т.е. формирование нетерпимости к коррупционному поведению в рамках обучающих программ школьного, высшего, послевузовского и дополнительного образования;

- антикоррупционная пропаганда, прежде всего через средства массовой информации, в том числе с использованием социальной рекламы;

- проведение органами государственной власти и местного самоуправления различных мероприятий (слушаний, совещаний, семинаров, конференций и др.) антикоррупционной направленности.

Целью антикоррупционного воспитания является воспитание ценностных установок и развитие способностей, необходимых для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции, формирование негативного отношения к коррупционным проявлениям.

Антикоррупционная пропаганда также важное условие противодействия коррупции. Она включает в себя проведение мероприятий по организации антикоррупционного образования, направленных на формирование антикоррупционного мировоззрения.

К задачам антикоррупционного воспитания и пропаганды относятся ознакомление граждан с сутью, причинами, последствиями коррупции, поощрение нетерпимости к проявлениям коррупции, демонстрирование возможности борьбы с коррупцией.

Основной результат антикоррупционного воспитания видится в подготовке человека, способного выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями властных структур на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправомерных действий.

Для достижения этого результата необходима работа с человеком в различные возрастные периоды.

В целях антикоррупционной пропаганды Министерством образования и науки Карачаево-Черкесской Республики в учебные планы образовательных учреждений, в соответствии с государственным образовательным стандартом, были введены темы, раскрывающие современные подходы к противодействию коррупции. Особое внимание уделено таким дисциплинам как уголовное право, административное право и менеджмент.

Меры по антикоррупционному воспитанию и пропаганде осуществляются и учебными заведениями, расположенными на территории республики.

Так, Карачаево-Черкесской государственной технологической академией проведены мероприятия, направленные на пропаганду противодействия коррупции, получение и анализ информации об отношении студенчества к коррупционным правонарушениям.

Среди проведенных мероприятий можно выделить:

а) конкурс на лучший студенческий реферат и доклад по антикоррупционной тематике;

б) анонимное анкетирование среди студенчества экономического института на наличие коррупционных проявлений, с внесением предложений по их искоренению;

в) составление образовательной программы по антикоррупционной тематике, которая была включена в учебные планы в цикле факультативных занятий.

Также в цикле образовательных дисциплин проведены семинары, осуществляющие антикоррупционное воспитание студентов.

Данные мероприятия были направлены на антикоррупционное образование студентов и привлекли их внимание к проблеме коррупции в современном обществе.

Все мероприятия имели своей целью проведение антикоррупционной пропаганды, формирование в сознании студентов негативного отношения к коррупции.

Похожие документы:

Средства массовой информации как инструмент проведения антикоррупционной политики в карачаево-черкесской республике

. общественного сознания под влиянием антикоррупционной пропаганды, формирование антикоррупционного поведения и негативного отношения к проявлениям коррупции. В обществе должна быть создана .

Муниципальные программы противодействия коррупции

. комплексные меры по минимизации коррупции, на формирование у населения устойчивого негативного отношения к проявлениям продажности должностных . 2004. . На муниципальном уровне при поведении антикоррупционной экспертизы необходимо определить как пробелы .

Муниципальные программы противодействия коррупции

. комплексные меры по минимизации коррупции, на формирование у населения устойчивого негативного отношения к проявлениям продажности должностных . 2004. . На муниципальном уровне при поведении антикоррупционной экспертизы необходимо определить как пробелы .

Жоғарғы сот кітапханасы противодействие коррупции в судебной системе

. бороться с этим негативным явлением; - формирование негативной позиции граждан по отношению к коррупции; - повышение профессионализма . для преодоления коррупции, принятия особых антикоррупционных принципов и стандартов поведения, присущих первым .

Качкина т б качкин коррупции через образование

. негативного отношения к любому проявлению коррупции; стимулировать мотивацию активного антикоррупционного по­ведения. — сформировать практические навыки: умение распознавать коррупцию .


Методы: методологической основой проведенного исследования является диалектический метод познания и основанные на нем общенаучные (исторические, логические, системные) и частнонаучные методы (группировка, анализ, синтез, сравнение, интерпретация и др.).


Ключевые слова :

теория права игосударства; коррупция; профилактика коррупции; юридическая неопределенность; антикоррупционное мировоззрение; коррупционное поведение; нетерпимость


Cписок литературы :

1. Антикоррупционное законодательство субъектов Российской Федерации: сборник нормативных правовых актов / сост. В. М. Баранов, И. И. Бикеев, П. А. Кабанов и др.; отв. ред. В. М. Баранов. М.: Проспект, 2017. 1120 с.
2. Антикоррупционное процессуальное законодательство субъектов Российской Федерации: сборник нормативных правовых актов / сост. В. М. Баранов, И. И. Бикеев, П. А. Кабанов и др.; отв. ред. В. М. Баранов. М.: ГР-Пресс, 2018. 1152 с.
3. Кабанов П. А., Мулюков Ш. М., Газимзянов Р. Р. Коррупция и борьба с ней: терминологический словарь. Казань, 2004. 56 с.
4. Коррупция и антикоррупционная политика: словарь-справочник / А. Э. Бикмухаметов, Р. Р. Газимзянов, П. А. Кабанов и др.; под общ. ред. П. А. Кабанова. М.: МедиаПресс, 2008. 141 с.
5. Коррупция и антикоррупционная политика: терминологический словарь / И. И. Бикеев, А. Э. Бикмухаметов, Р. Р. Газимзянов и др.; под общ. ред. Г. И. Райкова, П. А. Кабанова, Д. К. Чиркова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: МедиаПресс, 2010. 178 с.
6. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: Терминологический словарь / под науч. ред. П. А. Кабанова. Казань, 2010. 146 с.
7. Все о коррупции и противодействии ей: терминологический словарь / под ред. И. И. Бикеева, П. А. Кабанова. Казань: Познание, 2014. 228 с.
8. Глоссарий юридических терминов по антикоррупционной тематике / Н. А. Власенко, Ю. Н. Беляева, М. В. Залоило, Е. В. Сидорова и др. М.: ИНФРА-М, 2016. 168 с.
9. Антикоррупционная политика. Юридический словарь-справочник / авт.-сост. Н. В. Исаков, И. Н. Клюковская, Е. В. Кобзева и др.; под ред. А. В. Малько, И. Н. Коновалова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017. 272 с.
10. Урматова А. Д. О единстве терминологии нормативных правовых актов // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2016. № 9. С. 196–198.
11. Фомина Л. Ю. Обеспечение единства терминологии нормативных правовых актов: проблемы и перспективы // Социально-политические науки. 2012. № 1. С. 96–100.
12. Реутов В. П. Единство терминологии как проявление культуры юридического языка // Юридическая техника. 2016. № 10. С. 265–269.
13. Кондрашова Т. В. К вопросу об единстве терминологии в уголовном законодательстве и праве // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Право. 2003. № 2. С. 322–326.
14. Кабатаева К. Т. Единство юридической терминологии и системный подход к правовой терминологии // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 8–3. С. 71–74.

37. Марголина Ж. С. Формирование нетерпимости к коррупционному поведению – основная мера профилактики коррупции // Противодействие преступлениям коррупционной направленности: материалы Международной научно-практ. конференции, посвященной выдающемуся российскому ученому Николаю Сергеевичу Алексееву / под общ. ред. А. И. Бастрыкина. М., 2016. С. 128–132.
38. Пестова Т. П. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению как мера по профилактике коррупции // Актуальные вопросы науки. 2018. № 35. С. 56–58.
39. Тороков Д. А. Формирование нетерпимости к коррупционному поведению, как способ преодоления коррупции в государственном управлении // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 (56). С. 1076–1077.
40. Бикеев И. И., Кабанов П. А., Никитин С. Г. Проблемы финансовой поддержки органами публичной власти Российской Федерации антикоррупционной деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (аналитический доклад к заседанию рабочей группы президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции по взаимодействию со структурами гражданского общества 26.06.2018). Казань: Познание, 2018. 14 с.
41. Шапкина Е. А., Яресько А. И. Общественный контроль как инструмент формирования нетерпимости к коррупционному поведению // Право и государство: теория и практика. 2017. № 12. С. 37–41.
42. Трофимов Е. В. Эффективность правового (антикоррупционного) просвещения целевой аудитории в контексте формирования нетерпимости к коррупции // Современные тенденции развития частного права, исполнительного производства и способов юридической защиты: материалы III Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. Е. В. Трофимов. СПб., 2017. С. 138–142.
43. Пропагандирование нетерпимости к коррупции в обществе и выработка механизмов правовой защиты граждан, сообщивших о коррупционных проявлениях, совершаемых в отношении их // Сборник выступлений на заседании Общественного Совета при Главном следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу. СПб., 2013. 49 с.
44. Соколова О. В., Дмитриева М. А. Пути взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества по вопросам правового просвещения граждан и в формировании в обществе активного негативного отношения к коррупции: региональный аспект // Право как эффективный инструмент регионального развития: проблемы и перспективы, барьеры и возможности: сборник трудов XIII Всероссийских декабрьских юридических чтений в Костроме к 220-летию именного Указа Павла I от 12 декабря 1796 года об учреждении Костромской губернии. Кострома, 2017. С. 211–215.
45. Кабанов П. А. Антикоррупционное образование как правовая категория регионального антикоррупционного законодательства: опыт критического анализа // Полицейская деятельность. 2014. № 1. С. 81–92.
46. Кабанов П. А. Антикоррупционная пропаганда как инструмент противодействия коррупции в Республике Татарстан: вопросы повышения качества правового регулирования // Право и политика. 2013. № 9. С. 1130–1138.
47. Васильев С. А., Зенин С. С. Формы, направления и способы формирования антикоррупционного мировоззрения // Юридический мир. 2015. № 3. С. 20–25.
48. Жмуров Д. В., Поклад В. И. Новые термины в криминологии // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. Т. 9, № 3. С. 460–465.

Антикоррупционное воспитание молодежи: проблемы формирования российской модели

Коррупция, как и любой вид криминальных деяний, возникла и будет существовать только в условиях государственно организованного общества. Сегодня коррупция в России — это самая актуальная проблема управления и прямая угроза национальной безопасности государства. В России, конституционно позиционирующей себя правовым государством, коррупция, к сожалению, стала привычным явлением, и что самое тревожное — проявление вполне терпимого отношения к ней в обыденной жизни как к неизбежному и свойственному новым условиям хозяйственной деятельности.

Тем не менее, несмотря на пристальное внимание к столь порочному социальному явлению, коррупция с каждым годом разрастается. Исходя из криминолого-криминалистической характеристики этого деяния, специалисты всех стран мира пытаются выработать эффективные методики и сформировать действенные модели борьбы с коррупцией. Есть вполне успешные примеры борьбы с ней. До мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. Греция являлась самой коррумпированной страной ЕС, обходя по этому показателю только Румынию и Болгарию. Однако с 2012 г. в стране развернулась жестокая борьба с коррупцией. Была создана Генеральная инспекция, напрямую подчиненная парламенту. Разработан и действует комплекс политических, идеологических, правовых и воспитательных мер. В результате на скамье подсудимых оказался и был осужден на 20 лет лишения свободы, например, бывший министр обороны Цохадзапулос!

Кстати, он получал так называемые бонусы от крупного бизнеса за заключение выгодных оружейных контрактов.

Есть сингапурский вариант борьбы с коррупцией. Там установлен высокий уровень зарплаты для госслужащих, но при этом принимаются жесткие меры. Например, были поголовно уволены все сотрудники таможенной службы. Заметим, что по этому же пути пошли в Грузии периода президентства М. Саакашвили, когда изгнанию с государственной службы подвергся весь личный состав действующей системы дорожно-патрульной службы.

Коррупция как негативный социальный феномен, являющийся не только национальной, но и глобальной проблемой современных государств, является подвидом девиантного (отклоняющегося) поведения. Ее нельзя минимизировать лишь силовыми или законодательными методами. Влияние на сознание молодого человека и воспитание в нем нетерпимости к коррупции являются весьма значимыми факторами в борьбе с данным феноменом.

Статистика показывает, что коррупционные модели поведения особенно присущи современной молодежи, которая зачастую выбирает их в качестве приоритетного способа решения возникающих проблем в различных сферах. Ярким примером служит пласт высших учебных заведений, однако практика показывает, что в школе ситуация обстоит не менее удручающе.

Анализируя данную проблему, можно с уверенностью сказать, что такое поведение является отклоняющимся не только от правовых норм, но и от норм нравственности и этики. Ускоренный прогресс указанного подтипа поведения служит причиной социальной аномалии, неправильной социализации молодежи, изначальному недоверию к закону и системе правосудия, падению ее духовного и нравственного развития, укоренению стереотипов незаконного поведения, снижения законопослушности и др. Неслучайно особо пристальное внимание в рамках молодежной политики уделяется феномену коррупции на поведенческом уровне в среде молодежи. Государство четко понимает, что антикоррупционное воспитание общества является решающим фактором повышения эффективности борьбы с коррупцией в России.

Именно антикоррупционное образование и воспитание молодежи, от которых зависит будущее страны, способствуют решению указанной проблемы посредством устранения глубинных причин, связанных с массовым сознанием, правовой и политической культурой.

Антикоррупционное воспитание в рамках образовательных учреждений воздействует на самое главное — чувственные, подсознательные, рациональные и ценностные компоненты массового сознания. Это является весьма важным условием успешности борьбы с коррупционными моделями поведения в молодежной среде.

Следует выделить основные задачи антикоррупционного воспитания молодежи: знакомство студентов с феноменом коррупции (понятием, характеристиками, типами, классификациями, причинами, последствиями, механизмами распространения и т.д.); формирование нетерпимости к проявлениям коррупции; ознакомление с возможностями и механизмами борьбы с коррупцией; воспитание ценностей и установок, необходимых для формирования нетерпимости к коррупции. При этом, на наш взгляд, целесообразно было бы выделить отдельный вид подготовки профессионалов по борьбе с коррупцией, в том числе это мог бы быть специальный курс обучения.

Современная молодежь характеризуется достаточно сильным уровнем деформации правосознания. Зачастую взятка и другие коррупционные практики кажутся чем-то привычным, обыденным и даже нормальным. Именно антикоррупционное воспитание, активно внедряемое в образовательную систему и молодежную политику в настоящее время, будет способствовать формированию личности, которая наделена знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности нашего государства.

Далее, не менее важной проблемой является отсутствие антикоррупционного воспитания в традиционной системе воспитания. В данном аспекте справедливо задают вопрос о том, во сколько лет необходимо начинать антикоррупционное воспитание и конкретно на какую возрастную категорию направлены те или иные разработанные методические рекомендации, а также, что не менее важно, как организовать эту работу? Выделить тему коррупции из контекста жизни в стране в детской аудитории затруднительно. В настоящее время почти отсутствуют специалисты, которые готовы жертвовать свое время на проведение воспитательных бесед с детьми, не хватает и материала, который был бы наработан и готов к применению, адаптирован под нынешнее жесткое общество, в том числе подростковую среду. Не менее важной проблемой является и консервативность педагогической деятельности.

Также следует отметить: одной из проблем в области антикоррупционного воспитания является тот факт, что увеличение числа лекций и бесед по проблемам коррупции способствуют обогащению знаний учащихся о данном явлении, но не отказу от коррупционных действий в будущем, когда у них появится такая возможность. Как мы отмечали выше, опасность состоит еще и в том, что эта программа (при формальном подходе) может превратиться в курс информирования о возможностях коррумпированного поведения. Такую роль, собственно, играет телевидение, тиражируя различные криминальные сериалы, являющиеся по сути систематизированными наглядными пособиями по противоправной деятельности.

Нельзя обойти тот факт, что в нашем обществе сложилось устойчивое мнение о силе закона, коррупции и в целом государстве. Данные социологических исследований показывают, что проблема коррупции прочно укоренилась в общественном сознании и воспринимается уже как естественная составляющая российского общества. Существенную роль в этом вопросе играет роль средств массовой информации, так как каждый день с газетных полос и телеэкранов, гражданам говорится о низкой эффективности работы государственных органов в данном направлении. Исходя из этого, у учащихся, особенно в школах, формируется негативное отношение к мероприятиям, направленным на воспитание правового сознания. Особо примечательно то, что мы с уверенностью, на основе данных ведущих научных школ по психологии, можем утверждать: данное устойчивое мнение передается с психологическими задатками, т.е. ребенок рождается уже подготовленным к реалиям, а реалии плачевны.

В рамках антикоррупционного воспитания нельзя недооценивать роль семьи. Проблема в данном аспекте состоит в том, что родители зачастую недостаточно заинтересованы в подготовке ребенка к взрослой, осознанной жизни. Наоборот, они застольными, бытовыми рассуждениями о состоянии коррупции в России служат негативным элементом в антикоррупционном воспитании общества.

Таким образом, проанализировав проблему борьбы с коррупцией через призму подготовки общества в котором уважают закон, в котором любое отступление от закона общественно порицается, можно сделать вывод о том, что основным ожидаемым результатом антикоррупционного воспитания видится подготовка человека, способного выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями властных структур на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества, и т.д. В работе с учащимися начальных классов необходимо обращать особое внимание на формирование культуры поведения и потребности соблюдения правил. С нашей точки зрения это базовая задача системы антикоррупционного воспитания. Если человек убежден, что должностные лица всегда будут действовать по правилам, то он не будет нарушать правила и предлагать взятки за их нарушения.

Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупционной деятельности, должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения. Разработка и реализация комплекса мер по повышению уровня внутренней культуры личности и укреплению морально-этических принципов человека, особенно детей и молодежи; воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, формирование особой, крайне неблагоприятной для коррупционной системы психологической среды в обществе должны быть поставлены в разряд важнейших направлений деятельности школы.

Завершая рассмотрение данной темы, отметим: мы не убежденными в том, что только благодаря работе с молодым поколением и посредством лишь антикоррупционного воспитания можно победить коррупцию. Антикоррупционное воспитание заслуженно занимает свое место в построении правового государства, так как является элементом повышения равно правового сознания общества и его правовой культуры.

ФОРМИРОВАНИЕ В ОБЩЕСТВЕ НЕТЕРПИМОСТИ К КОРРУПЦИОННОМУ ПОВЕДЕНИЮ КАК МЕРА ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ - тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам из журнала Аграрное и земельное право

ФОРМИРОВАНИЕ В ОБЩЕСТВЕ НЕТЕРПИМОСТИ К КОРРУПЦИОННОМУ ПОВЕДЕНИЮ, КАК МЕРА ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ

ПИЩУЛИН Валерий Гаврилович,

доктор педагогических наук, профессор, кандидат юридических наук, директор Троицкого филиала Челябинского государственного университета;

КЛЫШЕВА Айгуль Ермековна,

Краткая аннотация: в статье рассматриваются некоторые правовые и организационные проблемы формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

The article shows some legal and organizational problems of formation in the society intolerance for corruption.

Ключевые слова: коррупция; профилактика; общество. Corruption; prevention; society.

На общем неблагоприятном фоне особое беспокойство специалистов вызывает проблема противодействия коррупционным преступлениям, статистика которых также свидетельствует об увеличивающихся темпах их роста. Наиболее ярким проявлением коррупции в России является взяточничество. По данным Главного информационно-аналитического центра МВД России, в 2004 г. на территории страны было выявлено 8,9 тысяч фактов взяточничества (получение и дача взятки), в 2005 г. - 9,8 тысяч, в 2006 г. - 11 тысяч, в 2007 г. - 11,6 тысяч, в 2008 г. - более 12,5 тысяч, в 2009 г. - 13,

1 тысяч, и в 2010 г. -12 тысяч . Динамика очевидна, и она не может не тревожить.

Коррупция относится к числу наиболее опасных негативных социальных явлений, приводящих к разрушению основ правопорядка и резко ослабляющих все государственные институты.

Многообразие причин возникновения и распространения коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления, а также необходимости разработки эффективных мер ее профилактики ставит на повестку дня вопрос о более качественном изучении данного негативного явления.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт3, в борьбе с коррупционной преступностью решающую роль играет не тяжесть наказания, а его неотвратимость. С учетом высочайшего уровня латентности коррупции (что обусловлено, прежде всего, тем, что коррупционная связь выгодна обеим сторонам в ней уча-

3 С 2000 г. по 2009 гг. в Китае расстреляны за коррупцию около 10 тыс. чиновников, еще 120 тыс. получили по 10 - 20 лет заключения (Овчинников В. За взятку - к высшей мере // Российская газета, 2009, 25 июня. Несмотря на суровые наказания, даже на публичные казни, полностью искоренить случаи сговора предпринимателей и чиновников не удается. (Овчинников В. Как искоренить коррупцию // Российская газета (Неделя). 2006. 10 ноября. № 4218).

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2012. № 9(93)

ствующим), обеспечение неотвратимости наказания является весьма трудной задачей. Кроме того, карательные меры не приводят к существенной минимизации распространения коррупции без применения системы профилактических мер. Проблема коррупции не столько правовая, сколько социально-политическая. Ясно, что и стратегия превенции должна ориентироваться на меры экономические, социальные, политические1.

Положительная динамика роста коррупционных преступлений связана как с общим снижением духовно-нравственного потенциала общества, с господствующим в нем правовым нигилизмом, неверием в неотвратимость наказания, так и с ослаблением государственного контроля и несовершенством законодательства.

Перечень мер по профилактике коррупции содержится в ст. 6 антикоррупционного Закона. Указанные меры сформулированы в качестве основных направлений деятельности и напрямую применяться не могут, соответственно, для их реализации потребовалось принятие ряда законодательных и подзаконных актов, внесение изменений в существующие, что частично было реализовано.

Так, если такая мера профилактики кор-

1 Кузьминов Я. Тезисы о коррупции. М., 1999. С. 5-7.

2 СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

3 Криминология: Учебник / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунее-

ва. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С. 185.

Действительно, сформировав в обществе нетерпимость к коррупционному поведению, можно обеспечить ее надежную минимизацию, не только значительно сократив ее социальную базу, но и повысив уровень неотвратимости за коррупционные правонарушения за счет активного информирования граждан о ставших им известными фактах коррупции или попытках их склонения к ней5.

Реализация данной меры связана с повышением уровня правовой культуры, что достигается осуществлением правового воспитания.

Под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан. Данное понятие включает в себя также получение и распространение знаний о праве и других правовых явлениях, усвоение правовых ценностей, идеалов.

4 Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ // СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3609; Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 // Росс. газ. 2010. 5 марта. № 46.

правового воспитания основана на повышении в обществе, в целом позитивного отношения к праву, его неукоснительное соблюдение, повышение уровня правовых знаний, в том числе о коррупционных формах поведения и мерах по их предотвращению, формировании у государственных, муниципальных служащих и у граждан представления о мерах юридической ответственности, которые могут применяться в случае совершения коррупционных правонарушений.

Основными формами реализации правового антикоррупционного воспитания могут являться:

1) Антикорруционное образование, т.е. формирование нетерпимости к коррупционному поведению в рамках обучающих программ школьного, высшего, послевузовского и дополнительного образования. Также, антикоррупционное образование основывается на дополнительных образовательных программах и реализуется путем профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов в целях обучения навыкам выявления и профилактики коррупционных правонарушений, формирования нетерпимого отношения к проявлениям коррупции в обществе, повышения уровня правосознания и правовой культуры.

В первой редакции Национального плана противодействия коррупции, утвержденной указом Президента РФ от 31 июля 2008 г. № Пр-1568, в качестве одного из направлений противодействия коррупции было названо: усиление антикоррупционной составляющей при преподавании учебных дисциплин, предусматривающих изучение правовых и морально-этических аспектов управленческой деятельности в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования.

2) Антикоррупционная пропаганда, прежде всего через средства массовой информации, в том числе с использованием социальной рекламы.

Антикоррупционная пропаганда представляет собой целенаправленную деятельность средств массовой информации, содержанием которой является просветительская работа в обществе по вопросам противостояния коррупции в любых ее проявлениях, воспитание в населении чувства гражданской ответственности за судьбу реализуемых антикоррупционных программ, укрепление доверия к власти.

То есть применительно к пропаганде можно говорить о формировании антикоррупционного общественного сознания, при помощи следующих мер:

- информирование общества о проводимых мероприятиях по реализации антикоррупционных мер и об их результатах (в СМИ);

- проведению публичных информационных мероприятий с участием общественных объ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

ВАТЕЛЬ АНТОН ЮРЬЕВИЧ, КОСТЕННИКОВ МИХАИЛ ВАЛЕРЬЕВИЧ, КУРАКИН АЛЕКСЕЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ — 2014 г.

ГУЩИНА Н.А., РЕПЕР Н.А. — 2010 г.

ТОХТАРБАЕВА С.М. — 2015 г.

БАРАБАНОВА СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВНА, БЕЛЯКОВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ, БЕЛЯКОВА ДАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА, КОЖИН АРКАДИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ — 2015 г.

Читайте также: