Доклад российский речной регистр

Обновлено: 17.05.2024

В России есть два классификационных общества, подведомственных Минтрансу РФ и осуществляющих технический надзор, классификацию и освидетельствование судов и плавучих объектов: Российский Речной Регистр (РРР) и Российский морской регистр судоходства (РС).

Применение и выполнение правил регистров является обязанностью проектных организаций, судовладельцев, судоверфей и предприятий, изготавливающих материалы и изделия, на которые распространяются требования этих правил.

Российский Речной Регистр

Классификационное общество Российский Речной Регистр (РРР) — федеральное автономное учреждение, оказывающее услуги, направленные на обеспечение технической безопасности плавания судов, охраны жизни и здоровья пассажиров и судовых экипажей, сохранности перевозимых на судах грузов, экологической безопасности судов.

На учёте Речного Регистра находится более 23 тысяч судов.

По вопросам, касающимся обеспечения безопасности на внутренних водных путях и море Российский Речной Регистр сотрудничает с 19 зарубежными классификационными обществами.

Основная деятельность РРР — это к лассификация и оценка соответствия Правилам Регистра:

  • присвоение и подтверждение классов судов с выдачей соответствующих документов;
  • ведение учёта классифицированных судов;
  • техническое наблюдение за выполнением Правил при проектировании, постройке, модернизации, ремонте и эксплуатации судов, при изготовлении материалов и изделий;
  • освидетельствование организаций, выполняющих вышеуказанные работы, на соответствие Правилам с выдачей соответствующих документов;
  • рассмотрение и согласование технической документации на постройку, модернизацию и ремонт судов, на изготовление и ремонт изделий и материалов, предназначенных для судов;
  • освидетельствование судов, находящихся в эксплуатации, с выдачей соответствующих документов, подтверждающих их годность к плаванию.

Российский морской регистр судоходства

Технические требования Регистра обеспечивают условия безопасной эксплуатации судов и морских сооружений, охраны человеческой жизни, сохранности перевозимых грузов, предотвращения загрязнения с судов.

РС является членом Международной Ассоциации Классификационных Обществ (МАКО), объединяющей 12 крупнейших классификационных обществ мира (ABS, BV, DNV-GL, RINA и др.).

Морской регистр судоходства осуществляет классификацию и освидетельствование:

  • морских судов и судов смешанного (река-море) плавания;
  • плавучих буровых установок (ПБУ);
  • морских стационарных платформ (МСП) различного назначения;
  • морских плавучих нефтегазодобывающих комплексов (ПНК);
  • морских подводных трубопроводов (МПТ);
  • других морских сооружений.
  • рассмотрение техдокументации и техническое наблюдение за судами, плавучими сооружениями, судовыми механизмами и оборудованием с выдачей соответствующих документов;
  • обмер судов и плавучих сооружений;
  • техническое наблюдение за выполнением положений международных конвенций с выдачей соответствующих документов;
  • сертификация промышленной продукции, производств, систем менеджмента качества;
  • освидетельствование систем управления безопасностью судоходных компаний и судов на соответствие требованиям Международного кодекса;
  • сотрудничество с морскими администрациями и руководством портов при портовом контроле судов.

Компания СпутникСервис обладает свидетельством о соответствии ее услуг требованиям Российского морского регистра судоходства и свидетельством о признании компании Российским Речным Регистром.

Россия - водная держава, в ее распоряжении находится самая большая в мире сеть внутренних водных путей и далее речь пойдет о ведомстве, без которого судоходная отрасль не имела бы достаточной нормативно-технической базы, а эксплуатация любых видов водного транспорта, в том числе теплоходов была бы не безопасной.

Российский Речной Регистр (РРР) - орган государственного контроля и надзора, Федеральное автономное учреждение (ФАУ), которое осуществляет классификацию и освидетельствование плав.объектов (в настоящее время, таких объектов на учете РРР более 23 000). Главное управление учреждения расположено в Москве, остальные филиалы находятся в разных регионах России: в Хабаровске, Иркутске, Нижнем Новгороде, Самаре, Перми, Омске, Ростове-на Дону, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Якутске, Красноярске, Астрахани и Архангельске. Каждому филиалу подчинено несколько участков, а область их деятельности четко определена географическими границами.

В современном формате Речной Регистр занимается не только освидетельствованием и классификационной деятельностью. Специалисты РРР оказывают услуги в области дефектации (определении степени износа деталей и возможность их использования в объекте, который подлежит ремонту), добровольной сертификации, реализуют разнообразные экспертные, расчетные, проектно-конструкторские, консультационные, оценочные и т.д. Полный перечень видов деятельности опубликован на сайте РРР. Кроме того, ФАУ "Российский Речной Регистр" активно взаимодействует с аналогичными организациями ближнего и дальнего зарубежья по вопросам безопасности.

История возникновения и развития Российского Речного Регистра

31 декабря 1913 года, был утвержден Устав "Русского Регистра", но путь к этому событию был долгим и тернистым.

Ни для кого не секрет, что расцвет, судоходства и судостроения в России пришелся на эпоху правления Петра Великого, тогда же началось наблюдение за техническим состоянием флота и опубликованы первые государственные акты по этому поводу. Именно Петр I установил стандартные типы и конструктивные габариты (размерения) для судов - от морских кораблей до рыбацких лодок.

Хронология формирования нормативно-правовой базы РРР

За первое десятилетие своей работы (1913-1923 гг.) РР выпустил реестр судов и опубликовал семь нормативных документов - атласы с чертежами, технические условия, правила и пр.

В 1926 году специалисты РР проводят уникальную работу по разработке норм прочности для целей гражданского судостроения. Этот опыт станет первым в мировой практике.

В течение следующих 10 лет, а именно, с 1929 по 1939 гг, Речной Регистр выпускает основной нормативно-правовой пакет, благодаря чему удастся ударными темпами восстановить речной флот разрушенный в ходе гражданской войны, а в последующем приумножить число грузовых, пассажирских и специальных судов.

Новейшая история РРР

Пока страна переживала перестройку, экономика развал, а судостроение практически полную остановку, специалисты РР занимались совершенствованием нормативной базы и правил, участвовали в международной работе развивая связи с подобными зарубежными организациями.

В 2003 году РРР ввел технические руководства по обновлению и строительству, позволяющие использовать некоторое количество элементов действующих судов-доноров. Именно тогда стали появляться первые суда построенные на базе уже работающих, а судостроение пережило второй расцвет, т.к. за 10 лет с 2003 по 2013 под наблюдением РРР обновлено более 500 судов, в том числе, пассажирский теплоход "Колесовъ", который и сегодня обслуживает прогулочные линии Москвы.

Благодаря этой технологии, успешно применяемой и сегодня, столичный флот пополнился новыми современными теплоходами, такими как: Благодать, Жемчужина, Император, и др.

— техническое наблюдение за выполнением правил при проек­тировании, постройке, обновлении, переоборудовании, модернизации, ремонте и эксплуатации судов, при изготовлении материалов и изделий, освидетельствование организаций, выполняющих указанные работы, на соответствие Правилам, с выдачей соответствующих документов;

— рассмотрение и согласование технической документации на постройку, обновление, переоборудование, модернизацию и ремонт судов, на изготовление и ремонт изделий (механизмов, оборудования, устройств, предметов снабжения) и материалов, предназначенных для судов; а также компьютерных программ, используемых для целей проектирования и при эксплуатации судов;

— освидетельствование судов, находящихся в эксплуатации, с выдачей соответствующих документов;

— выдача судам смешанного (река-море) плавания с классом Речного Регистра документов, удостоверяющих годность их к плаванию в море; в установленном порядке — обмер судов, их вместимости, выдача соответствующих документов;

— освидетельствование судов, имеющих класс других класси­фикационных организаций, в случае их захода на внутренние водные пути Российской Федерации;

— исследования и экспертизы технического состояния судов, иных плавучих объектов и их элементов, а также оценочная деятель- льность в отношении этих объектов по заявкам судовладельцев, фрахтователей, страховщиков или других заинтересованных лиц;

— по заявкам физических и юридических лиц — разработка проектно-конструкторской документации, выполнение расчетов, сертификация продукции, работ, услуг, систем менеджмента качества, а также систем управления качеством, безопасностью и предотвращением загрязнения окружающей среды в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации.

Кроме того, Речной Регистр:

— принимает участие в разработке проектов технических рег­ламентов, национальных стандартов, технических условий и других нормативных документов по судостроению, судоремонту и технической эксплуатации флота;

— по поручению Федерального агентства морского и речного транспорта выполняет иные работы и услуги, способствующие обеспечению безопасности на внутренних водных путях Российской Федерации и в морских районах;

— участвует при необходимости в расследовании аварий, по­вреждений на объектах, которые находятся на его учете;

— осуществляет предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, установленных его уставом и др.

Издаваемые Речным Регистром правила, инструкции и нормы являются обязательными для всех ведомств, организаций и предприятий, которые проектируют, строят и эксплуатируют суда внутреннего плавания, категории которых приведены выше. Контроль на местах за состоянием судов осуществляют входящие в состав Речного Регистра филиалы и представительства.

Речной Регистр имеет право не выдавать или аннулировать ранее выданные документы на суда в случае их несоответствия требованиям.

Правил о проектировании, постройке, ремонте и об эксплуатации классифицируемых им судов.

Речной Регистр возглавляет генеральный директор, назначаемый на должность Руководителем Федерального агентства морского и речного транспорта, в порядке, установленном трудовым законодательством.

— федеральное государственное учреждение классификации и технического надзора за судами внутреннего и смешанного (река-море) плавания, независимо от их принадлежности и форм собственности, а также за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений в части организации и обеспечения технического контроля.

(Основан в 1939 г.) Основные цели в деятельности Российского Речного Регистра заключаются в обеспечении высоких стандартов безопасности судов, охраны человеческой жизни и экологической безопасности судов.

Основные виды деятельности:

классификация судов внутреннего и смешанного (река-мо- ре) плавания; f

классификация внутренних водных путей по условиям плавания судов;

установление границ районов морского плавания поднадзорных судов и условий, которым должны отвечать эти суда;

государственный надзор за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений в части организации и обеспечения технического контроля;

сертификация систем качества продукции;

разработка Правил классификации и постройки судов внутреннего плавания, Правил технического надзора за судами в эксплуатации и др.;

технический надзор в России и других странах за соблюдением действующих правил Российского Речного Регистра предприятиями, организациями и лицами, осуществляющими проектирование, постройку, переоборудование, модернизацию, ремонт, эксплуатацию судов, судовых устройств, механизмов и оборудования, судоходных гидротехнических сооружений и их оборудования, а также изготовляющими материалы и изделия для установки на суда и судоходные гидротехнические сооружения.

Правила Российского Речного Регистра представляют собой комплекс технических требований, направленный на обеспечение безопасности и охватывающий все основные элементы судов и порядок технического надзора над ними. і,- > Э настоящее время под надзором Российского Речного Регистра находится около 40 тыс.

них около одной тысячи судов смешанного (река-море) плавания. Кроме того, насчитывается порядка 45 тыс. поднадзорных судовых объектов (котлы, сосуды под давлением, грузоподъемные устройства, холодильные установки).

Многолетний положительный опыт эксплуатации значительного количества судов смешанного (река-море) плавания позволил создать и ввести в действие Правила классификации и постройки судов смешанного плавания Российского Речного Регистра. Эти Правила содержат технические требования к судам, а также границы морских районов для плавания указанных судов, сезоны их эксплуатации. Совокупность эксплуатационных ограничений по району плавания, интенсивности допустимого волнения и сезону эксплуатации, накладываемых на основании многолетних исследований и наблюдений по всем морским бассейнам, обеспечивает безопасность судов смешанного (река-море) плавания на уровне стандарта безопасности принятого для морских судов.

Условия плавания в море судов с классом Российского Речного Регистра подтверждено национальной Морской Администрацией. Российский Речной Регистр принимает активное участие в работе органов Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН. Действующие договоры о сотрудничестве между Российским Речным Регистром и 21 классификационным обществом зарубежных стран о сотрудничестве и взаимном замещении позволяют обеспечить широкий спектр услуг судовладельцам в области классификации, технического надзора при строительстве и эксплуатации судов, изготовления материалов и судового оборудования. Организационная структура Российского речного Регистра показана на рис. 9.

Регистр судоходства Ллойд (Lloyd's Register of Shipping. LR) — старейшее и крупнейшее в мире классификационное общество, имеющее международную репутацию первоклассного сюрвейера. Основано в 1760 г. в Лондоне. Штаб-квартира в Лондонском Сити. С инициативой создания классификационного общества выступили ряд судовладельцев, кораблестроителей, морских инженеров, купцов, главным образом с целью установления и сохранения определенных стандартов по строительству, эксплуатации и ремонту морских судов, а также их классификации в соответствии с прочностью (и другими параметрами безопасности мореплавания) корпуса, судовых двигателей, оборудования, механизмов и т.

д. Регистр судоходства Ллойд тесно сотрудничает со страховой корпорацией Ллойд в вопросах оценки риска при заключении и; исполнении договоров морского страхования.

^Главное управление Директор Зам. директора Зам. директора Зам. директора Корпусная группа Электрорадиотех- Группа экономики Механическая ническая группа и планирования

группа Группа качества

Амурская инспекция Восточно-Сибирская инспекция Енисейская инспекция Камская инспекция Московская инспекция Обь-Иртышская инспекция Северо-Западная инспекция Верхне-Волжская инспекция Доно-Кубанская инспекция Западно-Сибирская инспекция Ленская инспекция Нижне-Волжская инспекция Северная инспекция Средне-Волжская инспекция

Рис. 9. Организационная структура Российского Речного Регистра

Регистр судоходства Ллойд обеспечивает техническое консультирование клиентуры. Публикует ежегодный отчет, содержащий основные технические характеристики всех судов, прошедших классификацию в Регистре судоходства Ллойд. Кроме того, в ежегодном отчете Регистра судоходства Ллойд приводится необходимая для морских страховщиков и иных пользователей техни-ческая информация, характеризующая эксплуатационные свойства и состояние морских судов торгового флота дедвейтом 100 т. Издается с 1764 г. как так называемая Зеленая книга. Наряду с этим Регистр судоходства Ллойд публикует регистры яхт, справочники по судостроению, статистике морского транспорта, описанию морских аварий и катастроф.

В 1991 г. Регистр судоходства Ллойд получил официальную аккредитацию своего представителя в нашей стране.

Бюро Веритас (Bureau Veritas. В У) — классификационное общество Франции. Коммерческая организация в форме акционерного общества. Основано в 1828 г. Основная цель Бюро Веритас — разработка правил проектирования, постройки и эксплуатации судов, земснарядов, иных плавучих и стационарных морских сооружений. В настоящее время Бюро Веритас имеет 400 представительств и филиалов, в т.

В настоящее время Бюро Веритас организационно структурировано в интегрированную группу, деятельность которой выходит далеко за рамки морской проблематики. В составе Группы Бюро Веритас работают департаменты: морского транспорта (ведает вопросами обеспечения безопасности судов, морских плавучих сооружений, буровых платформ и механизмов), авиации и космонавтики (ведает вопросами обеспечения безопасности и качества аэрокосмических летательных аппаратов и оборудования); гражданского строительства и охраны окружающей среды (ведает вопросами контроля за качеством и безопасностью зданий, сооружений и иных объектов гражданского строительства, а также охраны окружающей среды);

промышленности (обеспечивает надзор за строительством и эксплуатацией крупных промышленных объектов, обеспечивает освидетельствование промышленных предприятий и оборудования на предмет соответствия международным стандартам); международной торговли (обеспечивает освидетельствование внешнеторговых грузов в целях минимизации риска их перевозки). В 1994 г. учреждено Бюро Веритас Русь, как дочерняя компания в Группе Бюро Веритас, ориентированное на обслуживание российского рынка.

Основано в 1867 г. Штаб-квартира в Гамбурге. Уполномочен Правительством Германии в качестве экспертной организации, осуществляющей надзор и техническую экспертизу в судостроении и эксплуатации судов. Кроме того, Германский Ллойд осуществляет проверку и выдает сертификаты надежности на механизмы, компоненты, материалы и др. для промышленных предприятий, гидравлических сооружений, электростанций, аэродромных служб и железнодорожных комплексов.

Высший орган Германского Ллойда — Совет директоров, которому подчинены ряд управлений: инспекционное, внешних связей, финансов и администрации, технического надзора за судами, за техническим состоянием корпусов, судовых механизмов, электромеханических систем и др. Кроме того, германский Ллойд имеет около 90 инспекционных групп и свыше 400 отделений в 112 странах. В настоящее время активно развивается сотрудничество между Германским Ллойдом и Российским морским регистром судоходства.

Норвежский Веритас действует как независимая некоммерческая организация, находящаяся на самофинансировании. Ру-

ководящий орган управления — Высший Совет Норвежского Ве- ритаса (64 члена, представляющие морскую и промышленную элиту) избирается советом директоров Норвежского Веритаса.

В настоящее время классификацию Норвежского Веритаса имеют 4526 судов общей валовой вместимостью 78,3 млн.

брутто- регистровых тонн (около 15% мирового тоннажа торгового флота). Классификационным обществом выдано 1076 международных сертификатов по МКУБ. Общая организационная структура классификационного общества Норвежского Веритаса представлена на рис.10.

Американское бюро судоходства (American Bureau of Shipping in USA) — классификационное общество в Соединенных Штатах Америки. Одна из крупнейших и авторитетнейших организаций данного профиля. Основана в 1862 г. Осуществляет технический надзор за строительством, ремонтом и эксплуатацией судов, а

Рис. 10. Общая организационная структура управления классификационного общества Норвежский Веритас

также их классификацией, периодическое обследование поднадзорных судов и их документации по безопасности мореплавания. В настоящее время Американское бюро судоходства наблюдает за 12,2 тыс. судов, представляющих флот валовой вместимостью 91,2 млн. per. т, плавающих под флагом 91 страны и территории.

Замыкают общую деловую инфраструктуру рынка морского страхования специалисты —диспашеры. Диспашер — специалист в области морского права, составляющий расчеты по распределению расходов по общей аварии между судном, грузом и фрахтом, т. е. д и с п а ш у. Расходы по общей аварии являются одним из объектов морского страхования. На основании составленной дис-пашером диспаши, которая предъявлена морскому страховщику, производится возмещение бремени расходов страхователя в связи с установленным юридическим фактом общей аварии.

Читайте также: