Неравенство как источник конфликта доклад

Обновлено: 17.05.2024

Основными признаками социального неравенства, как известно, являются различия в отношениях собственности, власти и статуса. В той или иной мере эти особенности отражены в социально-классовой структуре общества, фиксирующей неравенство в отношениях между социальными группами, вплоть до индивида.

В связи с социально-политическим и социально-экономическим неравенством находятся и существенные различия в образе жизни, культуре, психологии социальных групп и индивидов.

Социальные действия, имеющие целью создание материальных и духовных ценностей, их обмен и распределение, неизбежно ведут к напряженности между социальными группами, а при определенных условиях – к открытому конфликту.

Обычно в основе непосредственного столкновения интересов больших социальных групп лежит расхождение между достигнутым уровнем получения материальных и культурных благ и твердым убеждением, что доступ к ним несправедливо ограничен противоположной стороной.

В условиях, когда группа не имеет осознанных потребностей, она не в состоянии начать единые действия. Поэтому вначале они носят спонтанный, хаотический характер. Однако под влиянием тех или иных обстоятельств происходит быстрое (или медленное) осознание интересов, их кристаллизация.

Под сомнение начинает ставиться не только существующая система раздела благ, но само групповое господство. Конфликт приобретает политический характер.

Исторический опыт последних десятилетий свидетельствует, что государственный социализм не смог полностью ликвидировать частную собственность и социальное неравенство классов. Не смог он избавить общество и от социальных конфликтов. Но это не причина игнорировать темные, асоциальные стороны рыночного капитализма, особенно нерегулируемого.

Вполне возможно, что рыночная экономика – лучшая производственная система из известных сегодня, но для того, чтобы ее преимущества приняли гуманистический характер, демократическое государство должно взять на себя ответственность за смягчение тех типичных форм отчуждения и порабощения человека, которые она способна порождать.

На деле это означает перераспределение доходов со стороны государства в пользу обездоленных, прогрессивное налогообложение.

Механизмы и детали этого перераспределения вырабатывались и реализовывались различными путями: от компромиссов и переговоров до конфликтов. Однако в исторической перспективе последнее явно нежелательно, ибо чревато взаимными социальными потерями.

Надо заметить, что в обществе не существует вполне эффективных способов полного устранения конфликтов, связанных с неравенством больших социальных групп. Во-первых, как показывает история человечества, социальное неравенство постоянно вопроизводится.

Периодически повторяющиеся революции значительно меняют типы, формы и методы осуществления неравенства, однако устранить его в принципе не в состоянии.

В любом обществе всегда существовал и, видимо, будет существовать конфликт интересов между различными социальными группами, хотя бы за право обладать и (или) распоряжаться жизненно важными ресурсами.

Эта борьба настолько длительна, насколько их объект – те же ресурсы, например, ограничены во времени и пространстве. Представляется постоянным и стремление изменить формы и виды собственности.

В то же время эти конфликты могут быть смягчены либо перенесены на другие уровни. Однако эти возможности сильно ограничиваются культурным уровнем населения, растущей социальной поляризацией, сохранением отчуждения и другими не менее важными обстоятельствами.

Какое значение имеют различия в типах противоречий для понимания природы конфликтов? Связь здесь состоит в том, что в большинстве случаев развитие конфликта в какой-то мере отражает объективное противоречие, лежащее в его основе.

Так, вряд ли удастся устранить конфликты, проистекающие из объективных противоречий между новыми и старыми элементами социальной структуры.

Сохранение устаревших институтов (например, системы управления, политической партии и т.д.) неизбежно порождает социальные конфликты, связанные со стремлением освободиться от старых, обветшавших догм и установлений. Можно сказать, что в качестве общего правила глубина и острота конфликта также взаимосвязаны с глубиной породившего его противоречия, хотя от этого правила могут быть и отступления.

В психологической литературе стало уже достаточно традиционным разделение на предметную и субъект-субъективную сферы внутригрупповой активности, деловые (предметные) и личные (эмоциональные) взаимосвязи.

Аналогичным образом в акте человеческого общения различаются уровень содержания общения и уровень взаимоотношений, т.е. одно и то же социальное взаимодействие проходит как бы в двух планах: как процесс, затрагивающий содержательные стороны того или иного материального или идеального предмета, и как процесс реализации отношений взаимодействующих субъектов друг к другу.

Иными словами, в конкретном повседневном взаимодействии люди или государства и обмениваются взглядами по поводу тех или иных внешних предметов и событий, и одновременно с этим неизбежно находятся в отношениях друг с другом, т.е. соприкасаются своими интересами.

Противоборство когнитивных структур может быть вовсе не связано с нарушением отношений между субъектами.

Научный спор или парламентские дебаты могут и должны в принципе происходить между людьми, уважающими друг друга и не имеющими никаких взаимных личностных или иных претензий.

Различия между идеологиями, культурами или религиями наций могут быть поводом для острых дискуссий, не затрагивающих тем не менее хороших добрососедских отношений людей.

Наблюдаемые нами постоянно войны на религиозной или идеологической почве имеют другую истинную причину – стремление одной или обеих сторон навязать свои взгляды, а это уже проблема столкновения интересов, зачастую скрытых от стороннего наблюдателя.

Актуальность данной работы заключается в том, что наша жизнь немыслима без столкновений, как в повседневной жизни, так и в политически общественной, что иногда приводит к глобальным последствиям, если вовремя не разрешить конфликт.

Основными признаками социального неравенства, как известно, являются различия в отношениях собственности, власти и статуса. В той или иной мере эти особенности отражены в социально-классовой структуре общества, фиксирующей неравенство в отношениях между социальными группами, вплоть до индивида.

В связи с социально-политическим и социально-экономическим неравенством находятся и существенные различия в образе жизни, культуре, психологии социальных групп и индивидов.

Социальные действия, имеющие целью создание материальных и духовных ценностей, их обмен и распределение, неизбежно ведут к напряженности между социальными группами, а при определенных условиях - к открытому конфликту.

Целью исследования данной работы является определение неравенства как источник конфликта.

Объект исследования – неравенство в управление конфликтами

Предмет исследования – особенности конфликта неравенства.

Для достижения поставленной цели формулируются следующие задачи:

1) теоретический анализ подходов к определению понятия конфликт;

2) выявление определение неравенства как источник конфликт;

Методологическая база исследования — в работе использовался метод ретроспективного анализа

Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном изучении истории пути преодоления социального конфликта в общества. Это может существенно дополнить известные на сегодня исследования по смежной проблематике.

1.Понятие конфликта, его содержание

Конфликты наносят значительный ущерб эффективному взаимодействию в группах, становятся причиной потерь производственных ресурсов и времени. Управление конфликтом представляет собой систему своевременного обнаружения конфликтной ситуации, выявление причин и комплекса методов решения конфликта и недопущения его в будущем.

Процесс управления конфликтом имеет следующие стадии: принятие конфликта и первичная оценка ситуации; исследование конфликта и определение его причин; поиск путей решения конфликта, осуществления организационных мероприятий, направленных на преодоление конфликта [1] . Понятие конфликта принадлежит и к повседневности, и к науке, которая наделяет его своим особым содержанием. Конфликты возникают постоянно: в транспорте, в магазине, в близком кругу, предприятии или организации.

Четкий ответ на вопрос, какой системой управлять и какие у нее цели, позволяет уменьшить их остроту [3] .

Внутренняя среда организации включает в себя несколько составляющих [4] :

–социальная подсистема, куда входят работники организации и весь комплекс их профессиональных взаимодействий;

–организационная подсистема, состоящая из коммуникационных процессов; субординации, распределение полномочий, трудовой распорядок и пр.;

Основными признаками социального неравенства, как известно, являются различия в отношениях собственности, власти и статуса. В той или иной мере эти особенности отражены в социально-классовой структуре общества, фиксирующей неравенство в отношениях между социальными группами, вплоть до индивида. В связи с социально-политическим и социально-экономическим неравенством находятся и существенные различия в образе жизни, культуре, психологии социальных групп и индивидов.

Социальные действия, имеющие целью создание материальных и духовных ценностей, их обмен и распределение, неизбежно ведут к напряженности между социальными группами, а при определенных условиях – к открытому конфликту.

Исторический опыт последних десятилетий свидетельствует, что государственный социализм не смог полностью ликвидировать частную собственность и социальное неравенство классов. Не смог он избавить общество и от социальных конфликтов. Но это не причина игнорировать темные, асоциальные стороны рыночного капитализма, особенно нерегулируемого. Вполне возможно, что рыночная экономика – лучшая производственная система из известных сегодня, но для того, чтобы ее преимущества приняли гуманистический характер, демократическое государство должно взять на себя ответственность за смягчение тех типичных форм отчуждения и порабощения человека, которые она способна порождать. На деле это означает перераспределение доходов со стороны государства в пользу обездоленных, прогрессивное налогообложение. Механизмы и детали этого перераспределения вырабатывались и реализовывались различными путями: от компромиссов и переговоров до конфликтов. Однако в исторической перспективе последнее явно нежелательно, ибо чревато взаимными социальными потерями.

Надо заметить, что в обществе не существует вполне эффективных способов полного устранения конфликтов, связанных с неравенством больших социальных групп. Во-первых, как показывает история человечества, социальное неравенство постоянно вопроизводится. Периодически повторяющиеся революции значительно меняют типы, формы и методы осуществления неравенства, однако устранить его в принципе не в состоянии. В любом обществе всегда существовал и, видимо, будет существовать конфликт интересов между различными социальными группами, хотя бы за право обладать и (или) распоряжаться жизненно важными ресурсами. Эта борьба настолько длительна, насколько их объект – те же ресурсы, например, ограничены во времени и пространстве. Представляется постоянным и стремление изменить формы и виды собственности.

В то же время эти конфликты могут быть смягчены либо перенесены на другие уровни. Однако эти возможности сильно ограничиваются культурным уровнем населения, растущей социальной поляризацией, сохранением отчуждения и другими не менее важными обстоятельствами.

Какое значение имеют различия в типах противоречий для понимания природы конфликтов? Связь здесь состоит в том, что в большинстве случаев развитие конфликта в какой-то мере отражает объективное противоречие, лежащее в его основе. Так, вряд ли удастся устранить конфликты, проистекающие из объективных противоречий между новыми и старыми элементами социальной структуры. Сохранение устаревших институтов (например, системы управления, политической партии и т.д.) неизбежно порождает социальные конфликты, связанные со стремлением освободиться от старых, обветшавших догм и установлений. Можно сказать, что в качестве общего правила глубина и острота конфликта также взаимосвязаны с глубиной породившего его противоречия, хотя от этого правила могут быть и отступления.

В психологической литературе стало уже достаточно традиционным разделение на предметную и субъект-субъективную сферы внутригрупповой активности, деловые (предметные) и личные (эмоциональные) взаимосвязи[7]. Аналогичным образом в акте человеческого общения различаются уровень содержания общения и уровень взаимоотношений[8], т.е. одно и то же социальное взаимодействие проходит как бы в двух планах: как процесс, затрагивающий содержательные стороны того или иного материального или идеального предмета, и как процесс реализации отношений взаимодействующих субъектов друг к другу. Иными словами, в конкретном повседневном взаимодействии люди или государства и обмениваются взглядами по поводу тех или иных внешних предметов и событий, и одновременно с этим неизбежно находятся в отношениях друг с другом, т.е. соприкасаются своими интересами.


Выясним, какие конфликты являются социальными. Назовём две основные группы причин социальных конфликтов. Охарактеризуем взгляды функционалистов и марксистов на проблему социального неравенства. И поставим вопрос: нужно ли стремиться к его ликвидации?


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "04.1. Социальное неравенство и социальные конфликты"



Троянская война. Рисунок на древнегреческой вазе

Причины социальных конфликтов можно свести в две группы. Во-первых, это социальное неравенство: в обладании богатством или властью. И, во-вторых, культурная разнородность. Даже в самом монолитном обществе могут существовать разные представления об иерархии ценностей (в смысле, что в жизни самое важное), о приемлемом и неприемлемом поведении и так далее. Но и в конфликтах второй группы, если как следует разобраться, часто можно обнаружить борьбу за распределение ресурсов.


Говоря о социальной дифференциации, вы уже отделяли неравенство, порождаемое естественными и социальными причинами. Социальное неравенство – такое положение вещей в обществе или внутри отдельной социальной общности, когда индивиды и социальные группы обладают неравными жизненными шансами. Неравны их возможности удовлетворять свои потребности. Они имеют неравный доступ к таким социальным благам, как богатство, власть, престиж. И связано это с тем, что они располагаются на разных ступенях социальной лестницы.

Возможна ли в человеческом обществе ситуация полного социального равенства? Большинство социологов отрицательно отвечают на этот вопрос. Его нет ни в одном из современных нам обществ. Такие примеры не встречаются в письменной истории человечества. И по свидетельству этнографов, нет и не было равенства в самых примитивных общинах, с которыми их приходилось сталкиваться.

Каковы причины социального неравенства? Познакомимся с несколькими вариантами ответа на этот вопрос.

Французский социолог Давид Эмиль Дюркгейм в конце XIX века сформулировал теорию функционализма.


Эмиль Дюркгейм (1858–1917)

Вторая причина неравенства, по мнению функционалистов, – разный уровень развития способностей у людей. Чтобы поощрить наиболее талантливых к борьбе за занятие самых значимых для общества позиций, надо эти позиции сделать максимально привлекательными с точки зрения обеспеченности ресурсами.

Другое объяснение существованию социального неравенства предложил Карл Маркс.


Карл Маркс (1818–1883)

Отношение к собственности на средства производства определят размер общественного богатства. И те социальные группы, которые владеют собственностью и получают максимальные доходы, стремятся сохранить такое положение вещей, не допуская представителей низших сословий до власти. Отсюда следует, что, ликвидировав частную собственность, можно ликвидировать социальное неравенство. Но попытка осуществить эту идею на практике завершилась неудачей.

Читайте также: