Нейропсихологическая коррекция детей с овз доклад

Обновлено: 05.07.2024

В последние годы наметился рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии и испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом развитии является актуальной проблемой современной педагогики психологии и дефектологии.

Для осуществления психолого-медико-педагогической помощи детям с проблемами в развитии на базе детского сада создана в 2009 г. консультативная группа компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов.

ВложениеРазмер
bogachenko_l.p._statya_belgorod.doc 60 КБ

Предварительный просмотр:

Богаченко Л.П. г. Белгород

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

В последние годы наметился рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии и испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом развитии является актуальной проблемой современной педагогики психологии и дефектологии.

Для осуществления психолого-медико-педагогической помощи детям с проблемами в развитии на базе детского сада создана в 2009 г. консультативная группа компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов.

Консультативная группа для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов, является одной из форм коррекционно-развивающего обучения детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, в возрасте от 2 до 8 лет, которые в силу индивидуальных особенностей развития не могут посещать дошкольные образовательные учреждения.

Основными задачами группы являются:

- обеспечение максимальной реабилитации, социализации детей с отклонениями в физическом и психическом развитии;

- обеспечение доступности обучения с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка и коррекция дефекта;

- индивидуальное сопровождение развития ребенка до поступления в школу в процессе систематического активного взаимодействия с семьёй:

Комплектование группы компенсирующей направленности осуществляется городской психолого-медико-педагогической комиссией по её направлению в соответствии с рекомендациями врачей-специалистов.

Основные формы работы консультативной группы:

- индивидуальный характер коррекции на начальных её этапах с постепенным переходом к групповым формам работы;

- индивидуальные занятия и занятия малыми группами по 2-3 человека 3 раза в неделю при обязательном присутствии родителей.

Консультативную группу для детей с ОВЗ посещают дети с различными нарушениями в развитии: это задержка психического и речевого развития, нарушение опорно-двигательного аппарата, синдромом аутизма, умственной отсталостью, сахарным диабетом, так же есть дети со сложной структурой дефекта.

Трудности психологической реабилитации и адаптации детей с нарушениями в психическом развитии в значительной степени обусловлены сложной структурой и степенью тяжести их дефекта, что проявляется в своеобразных особенностях их умственного и эмоционально-волевого развития. Поэтому своевременная психолого-педагогическая помощь им является одним из важнейших звеньев системы их реабилитации.

При исследовании различных психических функций у детей с отклоняющимся развитием выявлены особенности их психического развития. У детей данной категории отмечается недостаточность различных видов восприятия, выражены двигательные нарушения в сочетании с повышенной возбудимостью, двигательным беспокойством, драчливостью, импульсивностью, не способностью к игровой деятельности. Для них характерна моторная неловкость, слабое развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук, поэтому они с трудом овладевают навыками самообслуживания. Логическое мышление может быть даже более сохранным в сравнении с памятью, вниманием умственной работоспособностью. Внимание характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью. Несформированность некоторых знаний и недостаточность самоорганизации речевой деятельности влияет на процесс и результат мыслительной и игровой деятельности. У детей с отклонениями в развитии слабо формируется мотивация учебной деятельности.

Учитывая специфику группы, специалистами (педагогом-психологом, учителем-дефектологом, инструктором по физической культуре) при подготовке детей к школьному обучению используется нейропсихологический подход, который сегодня приобретает особую значимость и актуальность. Этот подход позволяет построить работу с такими детьми, исходя из их потенциальных возможностей, и наметить индивидуальную программу в развитии высших психических функций, создать базовую предпосылку для подготовки к школе.

Эффективность обучения детей с проблемами психического развития зависит от многих факторов и в том числе от раннего выявления дефектов. Для этого необходимо диагностическое обследование ВПФ у детей, которое позволяет описать причины и механизмы имеющихся нарушений, поставить функциональный или топический диагноз и указать пути восстановления несформированных или нарушенных функций.

Методика состоит из нескольких блоков, каждый из которых предназначен для обследования соответствующей языковой функции фонематического слуха; фонологической способности; словаря; фонематического строя речи (морфологии и синтаксиса). Блок подразделяется на разделы соответственно входящим в функцию звеньям. Звенья представлены базисными и небазисными субфункциями. Базисные, в свою очередь, разделены на относящиеся к гностико-праксическому и символическому уровням мозга. Конкретные задания представлены в виде проб.

Большая часть проб, используемых в настоящей методике, является традиционной и совпадает с теми, которые применяются в различных системах нейропсихологической диагностики нарушений речевой и других ВПФ (А.Р. Лурия, И.М. Тонконогий, В.М. Шкловский, Т.Г. Визель, Е.П. Кок, В.Я. Репин, Е.Д. Хомская и др.).

Современные представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе, данные о пластичности детского мозга и его больших резервных возможностях дают возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы в рамках нейропсихологического учения, опирающегося на системный подход

Работы В.М.Бехтерева, А.Л.Леонтьева, А.Р.Лурия, А.Н.Анохина доказали влияние сформированности тела на уровень развития высших психических функций и речи. Поэтому коррекционно - развивающая и формирующая работа в нашем детском саду направлена "снизу вверх" (от движения к мышлению), а не наоборот.

Опыт работы с детьми с отклонениями в развития показывает, что воздействие только на двигательную функцию даёт свой эффект и на уровне эмоциональной и интеллектуальной сфер, - его называют "эффектом ненаправленной коррекции",- что в очередной раз говорит о базовом значении моторного развития для созревания других психических функций. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается!

В связи с этим, на специальных занятиях, предусмотренных программами Шевченко С.Г., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., специалисты консультативной группы используют элементы нейропсихологических упражнений, учитывая индивидуально-типологические особенности детей. В коррекционно-развивающей и формирующей работе основной акцент делается на применение методов нейропсихологической коррекции. К ним относятся: растяжки, массаж, дыхательные, глазодвигательные, перекрёстные (реципрокные) упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, игры для развития координации движений и мелкой моторики рук, коммуникативной и когнитивной сферы, игры на релаксацию и визуализацию.

Использование данных методов при подготовке к школе детей с отклонениями в развития позволило построить работу с ними, учитывая их индивидуальные особенности: состояние здоровья, физические показатели, особенности нервной системы, развитие и функционирование головного мозга.

С детьми, у которых был выявлен недостаточно сформированный подкорковый уровень, проводились упражнения на взаимодействие левой и правой части тела (кинезиологические и телесные).

Для активизации теменных зон мозга наиболее эффективным было использование массажа и самомассажа (ежедневно); пальчиковой гимнастики; игр с предметами, имеющими различную фактуру; лепка и рисование букв, цифр.

Для теменно-затылочной зоны использовались:

  1. игры и упражнения на развитие зрительной рецепции: разрезные картинки, нелепицы, игры-лабиринты, зашумленные фигуры, перечеркнутые изображения;
  2. игры и упражнения на освоение пространства: упражнения перед зеркалом, движения в различных зонах пространства, ходьба по ориентирам.

Для стимуляции височных зон в группе была создана гармоничная звуковая среда, что способствовало расширению слухового восприятия за счет использование природных, бытовых шумов, аудиокассет с записью голосов животных и птиц.

Большое значение для активизации лобных зон отводилось формированию программы действий (постановка целей и задач). Для этого учили детей выполнять задания по строго заданной инструкции (пошагово), работали над усвоением правил и норм поведения, развивали коммуникативную и эмоционально-волевую сферы, способствовали развитию обобщающей функции слов (закончи предложение, найди сходство и различие, подбери общее слово, задания на классификацию).

Эффективность нейропсихологического подхода при подготовке к школьному обучению подтверждается результатами выходной диагностики: у детей не только повысился потенциальный энергетический уровень, но и расширился круг представлений о собственном теле, развились память, мышление, воображение, восприятие, произвольность (умение контролировать себя, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия), снизилось психомоторное напряжение.

В последнее время среди учеников младших классов возрастает число детей с трудностями в обучении, обусловленными, в первую очередь, недостаточным уровнем их когнитивно-личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и задержкой психического развития (ОВЗ/ЗПР) на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.

Одним из наиболее продуктивных подходов к решению задач преодоления возникающих трудностей в обучении, профилактики отставаний в психическом развитии детей младшего школьного возраста является нейропсихологический подход. Базируется он на теории развития высших психических функций Выготского Л.С., теории системной динамической локализации высших психических функций Лурии А.Р. [6,7] и теории нейропсихологической реабилитации Цветковой Л.С. [9]

Нейропсихологическая коррекция - один из методов эффективной помощи детям для преодоления: снижения работоспособности, быстрой утомляемости, несформированности пространственных представлений, рассеянного внимания, ухудшения памяти, трудностей мышления, проблем самоконтроля в учебе.

Цель работы представить систему работы и создания условий для формирования познавательной и личностной сферы на коррекционно- развивающих занятиях с детьми ОВЗ/ЗПР.

Задачи:

  • провести теоретический анализ литературы по проблеме познавательной и личностной сферы на коррекционно- развивающих занятиях с детьми ОВЗ/ЗПР;
  • показать систему коррекционно-развивающей работы с нейропсихологическим подходом;
  • провести сравнительный анализ коррекционно-развивающей работы за 2020-2021 учебный год.

Основная часть

Деятельность в рамках данной программы психологического развития приводят к улучшению познавательной сферы (восприятия, сформированности мыслительных операций сравнения, установления закономерностей, внутреннего плана действия, вербально- смыслового анализа, рассуждающего мышления) и когнитивно- личностной сферы обучающихся (формирование положительного отношения к школе и учению, нарастание уверенности в себе, повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы, стремление отстаивать свое мнение, формирование положительной самооценки, повышение школьной мотивации, снижение уровня тревожности при ответах на уроках).

Введение нейропсихологического подхода значительно улучшило результаты коррекционно-развивающей работы, так как по результатам нейропсихологической диагностики нам становятся понятны причины школьных трудностей, скрытых в особенностях работы мозга конкретного ребенка.

Коррекционно-развивающая работа с ребенком включает в себя четыре основных этапа:

  • Диагностический этап
  • Установочный этап
  • Коррекционный этап
  • Этап оценки эффективности коррекционного воздействия.

Диагностический этап. Программа нейропсихологических занятий строится исходя из индивидуальных особенностей каждого ребёнка, опираясь на результаты нейропсихологического тестирования.

Диагностические данные используются не только для выбора коррекционных приемов, но и для оценки эффективности воздействия. В адаптированных программах (1-4 класс) специально выделено время (по два урока) для диагностики в начале обучения и конце.

Установочный этап. На данном этапе с ребенком устанавливается эмоциональный контакт, который помогает в коррекционной работе. Цель установочного этапа - снятие тревожности, повышение уверенности в возможности достижения позитивных изменений, создание у ребенка установки на коррекционную работу.

Коррекционный этап. На данном этапе осуществляется коррекционное воздействие в соответствии с проблемным полем, выявленным по результатам нейропсихологической диагностики и диагностики психических процессов Векслера.

Нейропсихологическая коррекция носит пролонгированный характер, максимальный эффект достигается спустя 6-7 месяцев после окончания психокоррекционного воздействия.

Практическая часть

Занятия с детьми ОВЗ проводятся в соответствии с расписанием. В первых, вторых и третьих классах проводятся индивидуальные занятия. Коррекция четвероклассников проводится малыми подгруппами.

В структуру нейропсихологического занятия входит:

  • Проработка первого блока- блока активации, тонуса и энергетики.
  • Упражнения, направленные на активизацию межполушарных взаимодействий, синхронизацию работы полушарий.
  • Упражнения, направленные на развитие произвольности, самоконтроля, снятие импульсивности, развитие навыка удержания программы.
  • Упражнения, направленные на развитие пространственных функций, формирование пространственных представлений.
  • Развитие мелкой моторики
  • Развитие психических процессов: памяти (образной, слуховой, долговременной), внимания, мышления, речи, воображения. Дополнительно в первых и вторых классах формирую навык чтения.
  • Рефлексия.

Ниже представлена таблица структуры нейропсихологического занятия (табл 1).

Таблица 1. Структура нейропсихологического занятия

Упражнения, направленные на активизацию межполушарных взаимодействий, синхронизацию работы полушарий

Упражнения, направленные на развитие произвольности, самоконтроля, снятие
импульсивности, развитие навыка удержания программы.

Упражнения, направленные на развитие пространственных функций, формирование пространственных представлений

Развитие мелкой моторики

Рисование по образцу и воображению. Мозайка, работа с мелкими деталями.

Развитие психических процессов: памяти (образной, слуховой, долговременной), внимания, мышления, речи

Для проведения нейропсихологических занятий разработан сборник игр и упражнений, направленный на развитие разных параметров. (Приложение 3)

По результатам первичной нейропсихологической диагностики (перед началом занятий в начале учебного года) выявлено 5 компонентов, с самыми высокими показателями не сформированности: 50% детей с несформированной серийной организацией движений, 62% с проблемами слухоречевого фактора, 58% с нарушениями слухового фактора, 58% с неразвитым межполушарным фактором. Самое большое количество детей с нарушениями пространственного фактора- 87%. Таким образом, упражнения для развития данных факторов я использую на каждом занятии.

График трудностей усвоения компонентов входящих в структуру нейропсихологической диагностики представлен ниже. (рис. 1)


Рис. 1. График трудностей усвоения компонентов, входящих в структуру нейропсихологической диагностики.

Вывод по результатам коррекционно-развивающей работы за текущий период (2019-2020 учебный год).

По результатам вторичной нейропсихологической диагностики (после проведения занятий в конце учебного года) можно сделать вывод, что улучшились параметры:

  • На 35% серийной организацией движений;
  • На 19% реципрокной координации движений;
  • На 35% графической пробы;
  • На 20% блока приема, переработки и хранения;
  • На 5% орального праксиса;
  • На 11% зрительного фактора;
  • На 10% слухоречевого;
  • На 13% слухового фактора;
  • На 47% пространственного фактора;
  • На 24% межполушарного фактора;
  • На 16% фактора программирования, регуляции и контроля произвольных действий.

Таким образом, по пяти параметрам произошли значительные улучшения показателей.

Заключение

Изложенные выше результаты были достигнуты благодаря использованию комплексного подхода к построению программы коррекции. Занятия сочетают в себе двигательные (телесно- ориентированные) и когнитивные приемы. Так же на эффективность работы влияет широкое использование игровых нейропсихологических методов, которые обеспечивают не только развивающее воздействие, но и снимают эмоциональное напряжение, снижают уровень неуверенности и негативное отношение к учебной деятельности.


С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую помощь ребёнку, привлечь к работе, например, дефектолога. Вся нагрузка ложится на обычных педагогов дошкольных учреждений – воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога – психолога.

Применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием, о которых сегодня делюсь опытом, может оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной организации этой технологии. Такой подход поспособствует достижению возрастных нормативов в общем развитии и, в частности, речевом.

Почему применяю именно нейропсихологию?

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление. Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным.

Своё знакомство с теоретическим и практическим опытом в области нейропсихологии начала с 2001 года, работая педагогом - психологом в ДОУ.

Изучала новую информацию путём саморазвития: читала публикации, книги, просматривала обучающие видео, вебинары с целью повысить свои профессиональные навыки.

Работая воспитателем с детьми с особыми образовательными потребностями, решила применять полученные знания в профессиональной деятельности.

Провела следующую работу:

2. Подобрала системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием.

3. Ежедневно отводила время в работе с детьми на выполнение упражнений с последующим их усложнением.

4. Привлекла специалиста – руководителя изостудии – включение двуручного рисования.

5. Поддерживала взаимосвязь с учителем – логопедом, которая также применяла с детьми упражнения в своей практике.

6. Вовлекла родителей (качественное выполнение упражнений с ребенком дома по рекомендациям воспитателя).

Удалось добиться следующих результатов:

– Дети включаются в деятельность более активно, они начали лучше воспринимать информацию.

– У детей стало преобладать произвольное внимание над непроизвольным.

– Качество двигательных навыков стало значительно выше, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно сократились.

– В режимных моментах и при выполнении какого-либо задания дети начали удерживать алгоритм последовательности действий.

– На занятиях по продуктивным видам деятельности детям удается доводить начатое дело до конца, получая результат своей работы.

– Уровень развития коммуникации и речевой деятельности возрос.

– Выполнение упражнений доставляет детям удовольствие, заряжает их энергией и позитивом, повысилась работоспособность.

– Улучшилась внешняя социализация и коммуникация детей (дети с радостью делились новыми навыками со сверстниками, демонстрируя свои новые умения), повысилась их самооценка.

– Повысилась мотивация родителей для участия в образовательной деятельности ДОУ.

Составляющие компоненты психомоторного развития, используемые мною в работе:

1. Развитие мелкой моторики.

2. Глазодвигательные упражнения.

Помогают расширить объём зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти. Тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление.

3. Упражнения для развития артикуляции. Большая часть моторной коры мозга участвует в мышечных движениях полости рта - артикуляция её активизирует.


5. Дыхательные упражнения. Развивают умение произвольно контролировать свое дыхание, самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями.

6. Растяжки. Направлены на нормализацию тонуса мышц. Выполнение растяжек способствует преодолению у детей гипотонуса мышц (вялость), зажимов и гипертонуса – повышенного двигательного беспокойства.

1. Правой рукой захватите мышцу посередине левого плеча (надкостную мышцу).

3. Возвращаемся в исходное положение: рука опускает мышцу, шея и глаза занимают свое исходное положение, губы расслабляются.

5. Делайте упражнение по ощущениям, сколько считаете нужным.

6. Поменяйте руку и повторите то же самое.


7. Функциональные упражнения – это упражнения, направленные на развитие определённых когнитивных функций (памяти, внимания, и др.), развитие саморегуляции.

Примеры функциональных упражнений.

Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами. Ноги вместе – руки врозь. Ноги врозь – руки вместе. Ноги вместе – руки вместе. Ноги врозь – руки врозь.

Цикл прыжков повторить несколько раз.


8. Коммуникативные упражнения – направлены на развитие общения между детьми. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга.

Примеры коммуникативных упражнений.

9. Упражнения для релаксации. Проводятся в конце занятия с целью интеграции приобретенного опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.

Все упражнения использовались как в совокупности и представляли собой комплекс психомоторной гимнастики (имели чёткую структуру с ритуалом начала занятия, релаксацией, ритуалом окончания), так и выступали элементом непосредственной образовательной деятельности, применялись в режимных моментах.

– зарядка или утренняя совместная деятельность (5-7 мин.) – ползательные, дыхательные, пространственные упражнения, растяжки;

– физминутка (во время занятия, 1-2 мин.) – глазодвигательные упражнения, или на развитие межполушарного взаимодействия;

– игры на свежем воздухе (лето до 20 минут, зима – 10 минут) – пространственные упражнения, коммуникативные и игры на регуляцию движения;

– пробуждение (2-3 минуты) – дыхательные упражнения, растяжка.

Имеют как немедленный, так и накапливающийся эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Применение данного метода позволяет:

Улучшить у детей память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить работоспособность к произвольному контролю.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:

Занятия проводятся по 10-15 минут.

Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.

Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

От детей требуется точное выполнение движений и приёмов.

Упражнения проводятся стоя и сидя за столом.

Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, после этого обучать дошкольников.

Рекомендую коллегам освоить этот метод коррекции и внедрять его в работе с детьми.

Есть ограничения. Дети с эпилептической готовностью, дети с психиатрическими проблемами, генетическими синдромами, сердечной недостаточностью, астмой нуждаются в сопровождении врача.

Список используемой литературы:

1. Горячева Т.Г., Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция при нарушениях психического развития в детском возрасте. Москва, 1999.

2. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998.

3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

4. Конева Е. А., Рудаметова Н. А. Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей со специальными образовательными потреб­ностями. – Новосибирск, 2008.

5. Лютова Е.К., Монина. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2005.

6. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – М.: Генезис, 2005.

7. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002.

8. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2010.

9. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: Аркти, 2009.

10. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2003.

11. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2007.

12. Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. / Составитель А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк.

Комментарии

Светлана опубликовано 18:31 3.04.2019

Спасибо за статью! Сама уважаю нейропсихологию, с удовольствием применяю много лет многие из представленных Вами упражнений и вижу положительные результаты. Удачи в Вашем творчестве!

Татьяна опубликовано 17:40 16.01.2021

Интересно, а есть ли специалисты-нейропсихологи, которые занимаются проблемами обучения самой музыке - я сталкиваюст в своей работе с тем, что некоторые дети даже в старших классах муз.школы путаются в элементарных вещах - звук выше или ниже, неверно называют "имена" нот при чтении с листа и многое другое.


В настоящее время психологи, педагоги, врачи констатируют катастрофическое нарастание числа детей с отклонениями в психическом развитии. Это целый ряд патофеноменов: обилие сосудистых и костно-мышечных проблем, детский церебральный паралич, эпилепсия. Масса детей демонстрирует гиперактивность, дефицит внимания, задержки психоречевого развития, интеллектуальную неполноценность. Наблюдается рост проявлений агрессивности, токсикоманий, иных форм делинкветного поведения, несформированности произвольной саморегуляции, различные психопатологические феномены (повышенную возбудимость, истощаемость, склонность к психоподобным явлениям). На основе всех этих дисфункций лежит поражение центральной нервной системы. Поражение ЦНС является результатом внутриутробного поражения или возникшего в младенчестве дисфункции, следствии черепно-мозгововых травм, болезней.

В недрах подкорковых систем мозга формируются и регламентируются условия и интегративные механизмы удовлетворения исконных потребностей разного ранга (витальных, коммуникативных, саморазвития). Обширный репертуар функций реализуется благодаря тому, что эти церебральные структуры (начиная с эмбрионального периода) не только обеспечивают уникальное взаимодействие между нейробиологическими, соматическими и психическими процессами человека, но и образуют базис для онтогенеза подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий. А их дефицитарность закономерно приводит к нарушениям и искажениям процессов развития на различных уровнях их мозгового обеспечения [4].

Систематическое изучение соотношений между мозгом и сознанием началось в 1861 году, когда французский ученый Брока установил, что некоторым нарушениям экспрессивных речевых способностей — афазиям неизменно предшествуют поражения определенного участка левого полушария. Это заложило основы новой науки — церебральной неврологии, которой в последующие десятилетия удалось постепенно составить карту человеческого мозга. С ее помощью различные способности — лингвистические, интеллектуальные, перцептивные и т. д. — были соотнесены с определенными мозговыми центрами [3].

Успехи психологии, нейрофизиологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) начала CC века подготовили почву для формирования новой дисциплины — нейропсихологии. Первые нейропсихологические исследования проводились еще в 20-е годы Л. С. Выготским, однако основная заслуга создания нейропсихологии как самостоятельной отрасли психологического знания принадлежит А. Р. Лурия [5]. Эффективность нейропсихологических технологий признаются сегодня всеми специалистами, работающими над проблемой психолого-педагогического сопровождения процессов развития.

1 блок — энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга. Данный блок включает неспецифические структуры разных уровней:

- ретикулярную формацию ствола мозга;

- неспецифические структуры среднего мозга, его диэнцефальных отделов;

- медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга.

Первый блок формирует, контролирует (активируя, тормозя, катализируя и т. д.) и моделирует все наши соматические, когнитивные, эмоционально-потребностные процессы в их взаимодействии. Именно он опосредует оптимальный статус и иерархию в первую очередь регуляторных уровней поведения человека, их сбалансированный ансамбль в условиях постоянно меняющейся внешней и внутренней информации. Этот аспект работы блока имеет непосредственное отношение к процессам внимания — общего, неизберательного и селективного — а также сознания в целом [4]. Помимо общих неспецифических активационных функций первый блок мозга непосредственно связан с процессами памяти, с запечатлением, хранением и переработкой информации. Первый блок мозга, как уже говорилось выше, является непосредственным мозговым субстратом различных мотивационных и эмоциональных процессов и состояний.

2 блок — блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (исходящей извне) информации. Включает основные анализаторский системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Его мозговая организация обеспечивается задними (височными, теменными, затылочными и зонами их перекрытия) конвекситальными (наружными) отделами коры больших полушарий. Отчасти к этому блоку мозга примыкают и премоторные отделы, поскольку никакие переработка и хранение информации невозможны без элементов ее отреагирования [5]. Это операциональный уровень заложенных и приобретенных в течение жизни навыков и автоматизмов в любой сфере человеческого бытия: письма и речи, различных сенсомоторных паттернов (от сосания соски, еды ложкой, завязывания шнурков, пользование носовым платком и мытья посуды до игры на фортепиано и живописи), памяти, алгоритмов мышления.

3 блок — блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности — включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Лобные доли характеризуются большой сложностью строения и множеством двусторонних связей с корковыми и подкорковыми структурами. К третьему блоку мозга относится конвекситальная лобная кора с ее корковыми и подкорковыми связями.

Не смотря на то, что все эти блоки принимают участие в психической деятельности человека и в регуляции его поведения, тот вклад, который вносит каждый из этих блоков в поведение человека, глубоко различен, и поражения, нарушающие работу каждого из этих блоков, приводят к совершенно неодинаковым нарушения психической деятельности [1].

Поражения аппаратов первого блока (стволовых отделов мозга, аппратов медиальной коры или лимбической области) приводит к модально-неспецифичекому снижению тонуса коры и делает избирательное, селективное протекание психической деятельности невозможным или очень трудным. Поражение аппаратов второго блока (вторичных отделов левой височной или теменно-затылочной области) существенно нарушает условия, необходимые для приема и переработки информации, причем каждое из этих поражений приводит к отчетливым модально-специфическим (зрительным, слуховым, пространственно-кинестетическим) нарушениям, а поражение этих аппаратов левого полушария коренным образом ограничивают возможность переработки соответствующей информации при помощи языка. Поражения аппаратов третьего блока (лобных отделов мозга) не изменяя общего тонуса коры и не затрагивая основных условий процесса приема информации, существенно нарушает процесс ее активной переработки, затрудняя процесс возникновения намерений, программирования действии, препятствует стойкой регуляции и контролю за их протеканием [2].

Традиционные методы коррекции детей с отклонениями в развитии разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, ориентированные на преодоления трудностей усвоения речи, слухо-речевой памяти, письма, счетных операций и т. д. Второе направление — методы двигательной коррекции (танцы, гимнастика, ЛФК, массаж и т. п.) и телесно-ориентированные психотехники. Таким образом, при коррекции психического развития ребенка должны применяться когнитивные и двигательные методы с учетом их взаимодополняющего влияния.

Суть данного подхода заключается в аксиоме, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций.

В современной детской популяции очень редко можно встретить вариант отклоняющего развития, не связанный с дизонтогенезом межполушарных взаимодействий на уровне 2-го функционального блока мозга. Методы коррекции 2-го блока мозга направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушария. С помощью коррекции мы можем начинать внедрение специальных когнитивных процедур более высокого порядка [4]. Мишенями здесь становятся те психические функции, которые надстраиваются в онтогенезе над сенсомоторным фундаментом. Это: соматогнозис, тактильный, зрительный, слуховой гнозис, моторная и речевая кинетика, память, пространственные представления и речь.

Методы коррекции 3-го функционального блока мозга направлены на формирование оптимального функционального статуса передних отделов мозга, что приводит в онтогенезе к закреплению контролирующей роли произвольной саморегуляции над всеми иными составляющими психики, что, собственно, и является целью и результатом нормального онтогенеза [4]. Упражнения направленные на формирование навыков внимания и преодоления стереотипов, формирование программирование, целеполагание, на развитие способности к самоконтролю, коммуникативных навыков, интеллектуальных процессов.

Необходимо помнить тот факт, что этапность интенсивного включения методов коррекции различных функциональных блоков мозга не является случайной. Когда мы говорим о векторе актуализации метода в направлении от 1-го к 3-му функциональному блоку мозга, нам необходимо учитывать, что первой должна быть внедрена система упражнений, ориентированных на формирование произвольной саморегуляции; то есть интенция направлена от 3-го к 1-му, затем ко 2-му и вновь к 3-му функциональным мозговым блокам. Первоочередная оптимизация психологических конструкторов, опосредуемых лобными системами мозга, является фундаментом и обязательным условием нейропсихологической коррекции в целом.

1. Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. / А. Р. Лурия. — М.: МГУ, 1975.

2. Лурия, А. Р. Мозг человека и психические процессы. / А. Р. Лурия. — Т. 2. — М.: Педагогика, 1970.

3. Сакс, О. Человек который принял жену за шляпу, и другие истории из врачебной практики. / Оливер Сакс. — М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011. — 318 с.

4. Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. / А. В. Семенович — 6-е изд. — М.: Генезис, 2013. — 474 с.

5. Хомская, Е. Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. 4-е изд. / Е. Д. Хомская. — СПб.:Питер, 2011. — 496 с.

Основные термины (генерируются автоматически): блок мозга, произвольная саморегуляция, психическая деятельность, блок, отклоняющее развитие, взаимодействие, мозг, отдел коры, дыхательная система, комплексное нейропсихологическое сопровождение.

Похожие статьи

Использование логоритмических занятий в комплексе.

блок мозга, произвольная саморегуляция, психическая деятельность, отклоняющее развитие, блок, мозг, взаимодействие, отдел коры, дыхательная система, комплексное нейропсихологическое сопровождение.

Телесно-ориентированные практики в работе с детьми.

Нейропсихологический подход к реабилитации пациентов.

блок мозга, психическая деятельность, коррекция нарушений, слово, острое нарушение, мозговое кровообращение, нейропсихологическая коррекция, реабилитационная программа.

Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи.

Оценка продуктивности психической деятельности происходила согласно традиционной для нейропсихологии системе

следующее заключение: программа разработанная с учетом нейропсихологических особенностей развития мозга оказалась эффективна при таких.

Нейропсихологический подход к изучению патогенеза дисграфии

По концепции А. Р. Лурия, в рамках нейропсихологического подхода, модель мозга была разделена на три основных блока

‒ III блок, обеспечивающий программирование, регуляцию и контроль психической деятельности.

Применение нейролингвистического подхода в процессе обучения.

Мысль имеет непосредственные физические проявления, мозг и тело представляют собой одну систему.

С этими детьми была проведена последовательная систематическая работа по программе нейропсихологического сопровождения развития детей, которая включала в.

Системный анализ развития высших психических функций.

– определение дефицитарного блока мозга (по А. Р. Лурии); – определение направлений профилактики развития и углубления дефектов. В качестве примера приведем данные нейропсихологической диагностики Егора Е., 6 лет (посещает логопедическую группу).

Перспективы в нейропсихологический реабилитации афазии

А. Р. Лурия писал: «Мозг человека является органом, регулирующим всю его деятельность, и поражения мозга, которые носят

Ключевые слова:инсульт, высшие мозговые функции, нейропсихологические синдромы, межполушарное взаимодействия, механизм викариата.

Изучение и комплексный психоанализ высших психических.

. результатом системной деятельности мозга, где каждая из мозговых структур вносит свой вклад в построение и

Похожие статьи. Нейропсихологический подход к реабилитации пациентов.

Системный анализ развития высших психических функций у детей.

Читайте также: