Доклад о игре на гитаре

Обновлено: 02.07.2024

Звукоизвлечение - одна из самых сложных и важных составляющих искусства игры на гитаре. Объективная трудность получения чистого, красивого, богато окрашенного обертонами и вместе с тем достаточно громкого звука требует особого внимания к работе над ним, в особенности на первых этапах обучения. В отечественной методике гитарного исполнительства пока не существует понятия постановка звука. При этом ставить звук - означает использовать нормы и критерии правильного звукоизвлечения, основанные на объективных законах акустики, так и на субъективных ощущениях (лучше - хуже). При этом нельзя забывать, что хороший звук достигается упорным кропотливым трудом, который неразрывно связан с психологическими, физическими и слуховыми качествами учащегося.

Цель данной работы - определить понятие игрового аппарата гитариста, сформулировать некоторые общие правила постановки правой руки и формирования полноценного звука, основываясь на современных тенденциях мирового гитарного исполнительства.

ВложениеРазмер
prilozhenie_no10.2._doklad_pervonachalnye_uroki_novyy.docx 552.33 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Подготовила Е.Н. Первушкина

Преподаватель по классу гитары

Игровой аппарат гитариста________________

Звук и способы звукоизвлечения___________

Постановка правой руки__________________

Работа над звукоизвлечением на начальном этапе обучения__________________________

Донотный период обучения_______________

Список использованных источников________

Звукоизвлечение - одна из самых сложных и важных составляющих искусства игры на гитаре. Объективная трудность получения чистого, красивого, богато окрашенного обертонами и вместе с тем достаточно громкого звука требует особого внимания к работе над ним, в особенности на первых этапах обучения. В отечественной методике гитарного исполнительства пока не существует понятия постановка звука. При этом ставить звук - означает использовать нормы и критерии правильного звукоизвлечения, основанные на объективных законах акустики, так и на субъективных ощущениях (лучше - хуже). При этом нельзя забывать, что хороший звук достигается упорным кропотливым трудом, который неразрывно связан с психологическими, физическими и слуховыми качествами учащегося.

Цель данной работы - определить понятие игрового аппарата гитариста, сформулировать некоторые общие правила постановки правой руки и формирования полноценного звука, основываясь на современных тенденциях мирового гитарного исполнительства.

ИГРОВОЙ АППАРАТ ГИТАРИСТА

Главным залогом успеха является свобода игрового аппарата. Важную роль играет выносливость и филигранность технической стороны исполнения музыканта.

Основная функция игрового аппарата - наиболее точно реализовать слуховое представление музыканта.

ЗВУК И СПОСОБЫ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ

В процессе своего развития искусство игры на гитаре разделилось по принципу звукоизвлечения на две большие ветви: так называемую испанскую и итальянскую школы. Главное их различие состоит в использовании (или неиспользовании) способа apoyando, при котором отыгравший палец правой руки останавливается на соседней струне. Этот прием заимствован у фламенкистов и в испанской школе является определяющим. В итальянской школе apoyando изначально не применялось, ибо в основе ее лежит арпеджио (игра на разных струнах), исполняемое только приемом tirando, когда палец правой, не задевая соседнюю струну, проходит выше ее внутрь ладони.

В связи с таким распределением возникает вопрос, ставший традиционным: что первично - tirando или apoyando? Практика показывает, что нет никаких явных предпосылок к преимуществу какого-либо из них, однако лишь в том случае если звукоизвлечение выполняется правильно. Направление оттягивания струны и принципы работы пальцев при верном исполнении обоих приемов мало чем отличаются друг от друга. Отличие заключается лишь в том, что tirando - универсальный способ, им можно исполнить любую фактуру без исключения; тогда как apoyando невозможно при игре аккордов, арпеджио, двойных нот, многих видов полифонической фактуры. Apoyando - прием скорее художественный, колористический, придающий особую силу и красочность звучанию гитары.

Очень часто учащиеся испытывают большие трудности при освоении tirando, в то время как apoyando они овладевают намного легче и быстрее. Но, не смотря, на некоторые преимущества в качестве звука и сроках освоения, быстрее и легче большинство учащихся овладевает неправильным apoyando, приобретая негативные навыки, от которых впоследствии бывает очень трудно избавиться. Правильное apoyando - способ не менее трудный для усвоения и по сложности траектории движения, и по мышечной деятельности, нежели tirando; поэтому к работе над ним, как и над tirando, нужно подходить так же основательно, вдумчиво и аккуратно выполняя все необходимые правила. К тому же увлечение на первых порах apoyando часто приводит к почти полному отсутствию серьезных занятий приемом tirando. Обычно результатом этого является хорошее владение звуком при исполнении отдельных нот, гаммообразных пассажей, но весьма посредственное звучание аккордов и арпеджио.

Бурное развитие исполнительства на гитаре в последнее время постепенно создает предпосылки к слиянию нескольких школ в единую, в основе которой лежит не предпочтение tirando и apoyando, а синтез различных исполнительских традиций, ориентированный в целом на эстетические принципы академической музыки. В результате оба способа звукоизвлечения становятся равноправными звукообразующими элементами мировой гитарной школы, вобравшей в себя лучшие достижения гитарного искусства.

ПОСТАНОВКА ПРАВОЙ РУКИ

Наиболее важные, ключевые правила данной постановки таковы:

Соблюдение данных правил постановки обеспечивает достаточную неподвижность кисти, способствует четкой работе пальцев, облегчает контроль над их местонахождением, освобождает пальцевые мышцы от лишнего напряжения и создает условия для правильного звукоизвлечения. Закреплению постановки правой руки помогает игра арпеджио на открытых струнах без прикосновения предплечья к корпусу гитары, для чего вначале можно ставить гитару на левое колено вертикально, располагая правую руку согласно изложенным выше правилам. Ощутив вес руки, можно играть затем простые арпеджио, постепенно переходя к обычному положению гитары. Важно сохранить чувство удержания руки в тот момент, когда предплечье начнет касаться корпуса гитары.

От правильной постановки и технического развития пальцев правой руки зависит и исполнительская свобода игрового аппарата в целом, и качественное звукоизвлечение и координация обеих рук, и исполнение сложных полифонических фактур и многое другое. Следовательно, необходимо уделить особое внимание упражнениям для правой руки и доведения их до автоматизма.

Работая над правильной постановкой руки, нельзя забывать, что сама по себе постановка - не цель, а необходимое средство для обеспечения рациональной работы пальцев. Главной же задачей остается формирование основ звукоизвлечения, культуры звука.

В современном исполнительстве сложились определенные критерии качества звучания: насыщенность и многообразие тембра, сравнительно большой динамический диапазон, ясность артикуляции, минимум посторонних призвуков, глубина и плотность тона. Что касается последнего, то для получения полноценного звука следует предварительно оттягивать струну пальцем и только потом отпускать. В этом случае все участки струны приходят в колебание равномерно, так что основной тон преобладает над обертонами. Если же струна приведена в колебание ударом, то возрастает количество ненужных обертонов и звук получается жестким и некрасивым.

При описанной выше постановке правой руки в процессе звукоизвлечения одновременно участвуют и подушечка пальца, и ноготь. Кончик пальца нажимает на струну, подушечка проминается, ноготь касается струны, которая оттягивается и немного перемещается по кромке ногтя к точке схода.

При игре на классической гитаре основными способами звукоизвлечения является tirando и apoyando. Конечно, имеются и другие способы игры, но они применяются не столь часто, поэтому сегодня мы рассмотрим только основные.

При извлечении приемом apoyando звуки получаются четко выделяющиеся, ясные и громкие. Такое звукоизвлечение можно применять и в упражнениях и гаммах, и в проигрывании мелодий, там, где требуется громкое выделение звуков. Техника исполнения звукоизвлечения приемом apoyando следующая:

  1. Палец правой руки, который должен извлечь звук из струны,

прикладывается к струне с выпрямленным последнем суставом, а предпоследний сустав должен быть немного согнут

Техника звукоизвлечения приемом tirando заключается в том, что палец, который извлекает звук, сгибается в последнем суставе и после щипка уходит в сторону, а не опирается на соседнюю струну. Способ звукоизвлечения приемом tirando применяется для проигрывания аккордов и созвучий на соседних струнах. При таком извлечении большой палец правой руки действовать должен независимо от других пальцев. Техника звукоизвлечения следующая:

  • Большой палец должен быть отдален от кисти, к струне он должен прикасаться краем последней фаланги.
  • Защипление струны должно производиться как бы по направлению к более тонкой, нижней струне, не задевая последнюю струну.

При таком звукоизвлечении большой палец можно использовать в качестве опоры, только в том случае, когда он не извлекает звуков.

РАБОТА НАД ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕМ

НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

ДОНОТНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

Когда ученик освоил движение пальцем р, сразу должны быть даны простейшие задания, направленные на усвоение навыков звукоизвлечения пальцем р. Артикуляция баса - это работа, требующая постоянного внимания, являющаяся проблемной в исполнительстве на классической гитаре. Данный навык нужно формировать уже на самом раннем этапе обучения.

Следующим этапом будет знакомство с такими аккордами, когда пальцы i, m, а извлекают звук одновременно. Так же, как в двухголосии и арпеджио, основным здесь является приготовление пальцев. Только потом можно добавить палец, а исполняя аккорды четырьмя пальцами. Ученик должен осознанно играть аккорды, выполняя подготовку пальцев, научиться ставить на струны все пальцы, и играть по очереди. Когда этот этап звукоизвлечения освоен, игра четырехзвучных аккордов не будет представлять трудности для учащегося.

Вряд ли найдется гитарист, оспаривающий важность постановки рук. Однако постановка звука подчас остается за пределами учебного процесса, особенно на ранних этапах обучения. Научить хорошему звуку трудно, многое зависит от ученика, но работать над техникой движений пальцев можно и нужно с самого начала. Такая работа представляется весьма необходимой, даже если она не приносит скорых результатов.

В данной работе мы определили понятие игрового аппарата гитариста, сформулировали общие правила постановки правой руки и формирования полноценного звука, а также коснулись проблемы работы над звукоизвлечением на начальном этапе обучения. При этом мы не рассматривали тему тембральной игры, работы над арпеджио и аккордами, постановки и принципов работы левой руки.

Практика показывает, что скрупулезное овладение основами правильного звукоизвлечения впоследствии окупается сторицей, расширяя звуковые и технические возможности, способствуя повышению уровня исполнительского мастерства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Гитман А. Начальное обучение шестиструнной гитаре. - М: Престо,

Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Изд. 4. - Р-н-Д.: Феникс, 2004. - 152 с.

Как научиться играть на гитаре./ Сост. В. Кузнецов. - М.: Классика-ХХ1, 2006, - 200 с.

Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. / Ред. В. М. Григоренко. - М.: Кифара, 2002. - 148 с.

Катанский А. В., Катанский В. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Ансамбль. Таблицы аккордов. Аккомпанемент песен: Учебно-методическое пособие. - И.: Катанский, 2008. - 248 с.

Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. / Ред. В. М. Григоренко. - М.: Кифара, 2002. - 148 с.


Готовая индивидуальная творческая работа по музыке на тему "История гитары" содержит справочные сведения из истории гитары, а также рассуждения учащегося 3 класса начальной школы о роли этого музыкального инструмента в современном музыкальном мире.

Подробнее о проекте:


В ученическом творческом проекте по музыке на тему "История гитары" ученик 3 класса описал историю появления гитары и происхождение ее названия, выявил отличительные свойства гитары от других струнных инструментов, изучил разновидности инструмента и определил роль гитары в современном мире. Данный проект рассчитан на формирование у учащихся школы интереса к инструментальной музыке и игре на гитаре.

Готовый творческий проект по музыке на тему "История гитары" содержит подробный разбор разновидностей гитары от диапазона музыкального инструмента до географии его появления, а также автор подготовил интересный материал об известных исполнителях на гитаре, провел исследование использования звучания гитары в различных стилях музыки, подготовил творческое исполнение пьесы на гитаре для своих одноклассников.

Оглавление

Введение
1. История появления гитары и происхождение ее названия.
2. Разновидности и устройство гитары.
3. Известные исполнители на гитаре.
4. Гитара в различных стилях музыки.
5. Творческое исполнение пьесы на гитаре.
Заключение
Список литературы

Введение


Вот уже второй год я учусь играть на гитаре. Мне приходится много трудиться, но я очень люблю свой инструмент. Он очень красиво звучит и можно исполнить любую музыку: народную, классическую, эстрадную. Всегда было интересно узнать историю происхождения инструмента, известных исполнителей. Оказалось, что многие мои одноклассники никогда не слышали исполнения на гитаре. Думаю, им будет полезно узнать об этом инструменте, а я с удовольствием сыграю для них на своей гитаре.

Цель работы: познакомиться с историей гитары и определить ее роль в современном мире.

  1. Изучить историю появления гитары и происхождение ее названия.
  2. Выявить отличительные свойства гитары.
  3. Изучить разновидности инструмента.
  4. Определить роль гитары в современном мире.
  5. Формировать интерес к инструментальной музыке и игре на гитаре.

Актуальность темы: Обучать всех детей музыке надо хотя бы для того, чтобы они, когда вырастут, были не только образованнее, культурнее, но и понимали, по возможности, громадность, красоту и хрупкость мира, зовущегося музыкой, и на своем личном опыте осознали сложность его познания. Научиться играть на музыкальном инструменте – большая радость и возможность давать миру красоту. Каждому ребенку важно чувствовать, что он тоже умеет делать что-то важное, красивое и нужное.

  • поиск информации
  • отбор информации
  • анкетирование
  • обработка, анализ результатов
  • систематизация собственного опыта

Гипотеза. Сейчас вокруг звучит много современной музыки. Она ритмичная и громкая. Но совсем не слышно красивой сложной музыки настоящих музыкальных инструментов. Гитара может красиво звучать, ее история, как музыкального инструмента, насчитывает сотни лет. Хочу показать в своей работе какой интересный этот инструмент- гитара. И исполнить красивую музыку на своем инструменте.

Предмет изучения: История происхождения гитары. Развитие искусства игры на гитаре.

История появления гитары и происхождение ее названия


Гитара - струнный щипковый музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего или сольного инструмента во многих музыкальных стилях и направлениях музыки, являясь основным инструментом в таких музыкальных стилях, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка, иногда джаз и др. Изобретённая в XX веке электрическая гитара оказала сильное влияние на массовую культуру.

Тар - один из предшественников гитары

Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся ко II тысячелетию до н. э. Изображения киннора (шумеро-вавилонский струнный инструмент, упоминается в библейских сказаниях) найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках в Месопотамии. В Древнем Египте и Индии также были известны похожие инструменты: набла, нефер, цитра в Египте, вина и ситар в Индии. В Древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара.

Первые упоминания о гитаре уходят далеко в прошлое, в 3700 год до нашей эры. Именно этой датой, по мнению археологов датируется гробница Фивского царя, внутри которой на стене был изображен прототип современной гитары.

Предшественники гитары имели продолговатый округлый пустотелый резонирующий корпус и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Корпус изготавливался цельным - из высушенной тыквы, панциря черепахи, либо выдолбленным из цельного куска дерева. В III-IV веках н. э. в Китае появляются инструменты жуань (или юань) и юэцинь, у которых деревянный корпус собирался из верхней и нижней деки и соединяющей их обечайки. В Европе это вызвало появление латинской и мавританской гитар около VI века. Позже, в XV-XVI веках появился инструмент виуэла, также оказавший влияние на формирование конструкции современной гитары.

В Средние века основным центром развития гитары была Испания, куда гитара попала из древнего Рима (латинская гитара) и вместе с арабскими завоевателями (мавританская гитара). В XV веке получает распространение изобретённая в Испании гитара с 5 сдвоенными струнами (первая струна могла быть и одиночной). Такие гитары получают название испанских гитар. К концу XVIII века испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений, на формирование которого оказал значительное влияние живший в конце XVIII - начале XIX века итальянский композитор и гитарист-виртуоз Мауро Джулиани.

В Россию гитара попала относительно поздно, когда в Европе она была известна уже пять веков. Но и вся западная музыка стала широко проникать в Россию лишь в конце XVII - начале XVIII века. Основательное место гитара получила благодаря приехавшим в Россию в конце XVII века итальянским композиторам и музыкантам, в первую очередь Джузеппе Сартии Карло Каноббио. Ещё через какое-то время, в начале XIX века, гитара упрочила свое положение в России благодаря приехавшим в 1821 году в Петербург Марку Аврелию Цани де Ферранти, затем гастролировавшим Мауро Джулиани и Фернандо Сор.

Разновидности и устройство гитары

гитара 1

У простых и дешёвых гитар корпус сделан из фанеры, а у более дорогих и, следовательно, качественных инструментов корпус традиционно делается из красного дерева, или палисандра, так же используется клён. Есть экзотические варианты, такие, как амарант, или венге. В изготовлении корпусов электрогитар мастера довольствуются большей свободой. Грифы гитар делаются из бука, красного дерева, и других прочных пород.

Существующее в настоящее время большое количество разновидностей гитар может быть классифицировано по следующим признакам:

По способу усиления звука:

Акустическая гитара - гитара, звучащая с помощью корпуса, изготовленного в виде акустического резонатора.

Электрическая гитара - гитара, звучащая посредством электрического усиления и воспроизведения сигнала, снятого с колеблющихся струн звукоснимателем.

Полуакустическая гитара - комбинация акустической и электрической гитары, когда в дополнение к полому акустическому корпусу в конструкции предусмотрены также и звукосниматели.

Резонаторная гитара - разновидность акустической гитары, в которой для увеличения громкости применяются встроенные в корпус металлические акустические резонаторы.

Синтезаторная гитара - гитара, предназначенная к использованию в качестве устройства ввода для синтезатора звука.

По конструкции корпуса:

Классическая гитара - акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса (XIX век).

Фолк-гитара - акустическая шестиструнная гитара, приспособленная к использованию металлических струн.

Флэттоп - фолк-гитара с плоской верхней декой.

Арктоп - акустическая или полуакустическая гитара с выпуклой передней декой и f-образными резонаторными отверстиями (эфами), расположенными по краям деки. В целом корпус такой гитары напоминает увеличенную скрипку. Разработана в 20-х годах XX века.

Джамбо - укрупненный вариант фолк-гитары, разработанный в 1937 году и ставший популярным среди кантри и рок гитаристов.

Электроакустическая гитара - акустическая гитара со встроенным звукоснимателем, особенностью которой является форма деки, облегчающая доступ к нижним ладам.


Обычная гитара - от ре(ми) большой октавы до до(ре) третьей октавы. Диапазон гитары составляет около 4-х октав.

Бас-гитара - гитара с низким диапазоном звучания, как правило, на одну октаву ниже обычной гитары. Разработана в 50-х годах XX века.

Тенор-гитара - четырёхструнная гитара с укороченной мензурой, диапазоном и строем банджо.

По наличию ладов:

Обычная гитара - гитара, имеющая лады и ладовые порожки, приспособленная для игры в равномерно темперированом строе.

Безладовая гитара - гитара, не имеющая ладовых порожков. При этом становится возможным извлечение звуков произвольной высоты из диапазона гитары, а также плавная смена высоты извлекаемого звука.

Слайдовая гитара - гитара, предназначенная для игры слайдом, в такой гитаре высота звука плавно изменяется с помощью специального приспособления - слайда, которым водят по струнам.

По месту происхождения:

Испанская гитара - акустическая шестиструнная гитара, появившаяся в Испании в XIII - XV веках.

Русская гитара - акустическая семиструнная гитара, появившаяся в России в XVIII -XIX веках.

По жанру музыки:

Классическая гитара - акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса (XIX век).

Фолк-гитара - акустическая шестиструнная гитара, приспособленная к использованию металлических струн.

Фламенко-гитара - классическая гитара, адаптированная к потребностям музыкального стиля фламенко, отличается более острым тембром звука.

Джазовая гитара. Эти гитары обладают резким звуком, хорошо различимым в составе джазового оркестра, что предопределило их популярность у джазовых гитаристов 20-х -30-х гг.

По роли в исполняемом произведении:

Соло-гитара - гитара, предназначенная для исполнения мелодических солирующих партий, характеризуется более резким и разборчивым звуком отдельных нот.

В классической музыке гитарой соло считается гитара без ансамбля, все партии берет на себя одна гитара, самый сложный вид музицирования на гитаре.

Ритм-гитара - гитара, предназначенная для исполнения ритмических партий, характеризуется более плотным и равномерным тембром звука, особенно в области низких частот.

Бас-гитара - гитара низкого диапазона, как правило, используется для исполнения басовых партий.

Четырёхструнная гитара - гитара, имеющая четыре струны. Подавляющее большинство четырёхструнных гитар - это бас-гитары либо теноровые гитары.

Шестиструнная гитара - гитара, имеющая шесть одиночных струн. Наиболее стандартная и распространённая разновидность.Семиструнная гитара - гитара, имеющая семь одиночных струн. Наиболее применима в русской и советской музыке начиная с XVIII-XIX веков до настоящего времени.

Двенадцатиструнная гитара - гитара с двенадцатью струнами, образующими шесть пар, настраиваемых, как правило, классическим строем в октаву либо в унисон. На ней играют в основном профессиональные рок-музыканты, фолк-музыканты и барды.

Известные исполнители на гитаре

Еще одним блестящим гитаристом того времени был современник и друг Ф. Сора Дионисио Агуадо. Он прославился не только как виртуозный гитарист, но и как талантливый педагог.

В отличие от мягкого и бархатистого исполнения Сора, манеру игры Агуадо отличал светлый, яркий и блестящий звук. Его творческое наследие включает десятки этюдов, вариаций, фантазий, рондо, в которых отражены его экспериментальные поиски и новаторские приемы игры на гитаре.

Идейным вдохновителем Ренасимьенто стал композитор, музыковед и фольклорист Фелиппе Педрель.

В середине 70-х годов он выступил с рядом романтических опер на сюжеты французских писателей, а в следующем десятилетии обратился к глубокому изучению народной и профессиональной музыки Испании.

В это время начинается возрождение гитарного искусства, и оно было связано с именем испанского гитариста Франсиско Тарреги-Эшеа.

Одним из самых блистательных гитаристов XX века не только в Испании, но и во всем мире, был Андрес Сеговия.

Основная проблема, которую стремился решить Сеговия – это создание оригинального профессионального репертуара. Он завязывал творческие контакты с другими музыкантами и лично обращался с просьбами ко многим композиторам. Благодаря Сеговии в большинстве консерваторий и музыкальных училищ мира был введен класс гитары.

Гитара в различных стилях музыки

Что для нас значит музыка? Никто на этот вопрос однозначно ответить не может. Для одного – это просто мелодия, для другого – музыкальная поэзия, а третий и вовсе не знает. Музыка всегда олицетворяла жизнь русского народа и во все времена слушалась с удовольствием.

Гитара в джазе

После открытия Америки, на новых землях стали образовываться центры, состоящие из обществ людей с разной музыкальной культурой. Несколько веков совместной, хотя антагонистической жизни европейцев с выходцами из Африки, вылились в рождение нового музыкального направления - джаз. Истоки этого стиля, по мнению специалистов, находятся в разнообразном народном творчестве американских негров, в частности, в специфических песнях-блюзах. Своеобразная манера пения негров отразилась и на технике игры на гитаре, которую, начиная с XIX века они использовали для аккомпанемента.

Удивительное свойство гитары в том, что в любой культурной среде она находит своё достойное место; будь то испанское фламенко, русский романс или американский блюз. Блюзовая манера исполнения породила новые технические приёмы игры на гитаре (бэнды, слайд, и мн. др.), которые легли в основу гитарной школы джаз и впоследствии и рок-музыки. Постараемся в самых общих чертах установить причинно - следственную связь появления и укоренения новой гитарной лексики.

Гитара в рок музыке

С точки зрения развития гитарных приёмов игры, рок музыка в истории электрогитары, занимает особое место. Имея корни в негритянском архаичном блюзе и отчасти в европейском фольклоре, эта музыка стала источником дальнейшего развития специфических приёмов игры на гитаре.

Большинство композиций, вошедших в историю рока, были написаны гитаристами, которые были лидерами в своих ансамблях (Д. Хендрикс, Р. Блекмор, Д. Пейдж, А. Янг, из современных, - Е. Халлен, Д. Сатриани, С. Вай, Г. Мур и многие другие. В отечественном роке картина та же: А. Макаревич, К. Никольский, В. Кузьмин, В. Бутусов, Е. Хавтан и др. - авторы большого количества композиций, вошедших в историю советской рок музыки, - именно гитаристы ).

Гитара и бардовская песня


Гитара – наверное, именно этот музыкальный инструмент является символом бардовской песни и русского шансона. Так как этот инструмент имеет самое прямое отношение к авторской песни.

Пелись эти песни часто в туристических походах, у костров, и всегда под гитару. Отсюда еще один термин: поэзия под гитару или поющаяся поэзия. Основное качество такой песни – это то, что за ней всегда стоит какое–то чувство, смысл, душа автора. Бардовская песня – живая песня, она спрашивает, советует, рассказывает, печалится и веселится. Чтобы написать хорошую бардовскую песню, совсем необязательно быть профессионалом в музыке, поэзии, быть профессиональным гитаристом.

Творческое исполнение пьесы на гитаре

Анализируя результаты опроса, я убедился в том, что мои одноклассники любят слушать музыку. Им интересно будет послушать исполнение пьесы на гитаре. Я с удовольствием сыграю для них.

гитара 2

Заключение

Появление прототипа гитары относится ко второму тысячелетию до нашей эры. Начиная с 10-13 века нашей эры, гитара имеет общеизвестный вид и распространяется по Европе.

Родиной современной гитары считается Испания. Развитие инструмента переживало спады и взлеты. Очень широко распространена по всему миру и является одним из самых известных инструментов.

Исполнение на гитаре используется во всех музыкальных жанрах. Самое широкое использование – в джазе, рок музыке, в бардовской песне, в русском романсе.

Обучение игре на гитаре играет большую роль в развитии человека, не только как музыканта, но и влияет на воспитание таких качеств как, трудолюбие, ответственность, доброта, отзывчивость, культура поведения и общения, чувство патриотизма. Кроме этого, гитара остается носителем и хранителем лучших культурных традиций, что очень важно сейчас в современном мире.

Современные школьники интересуются музыкой разной, исполнение на гитаре тоже им интересно. Нужно чаще знакомиться с разной музыкой, исполняемой на этом инструменте. Звук гитары, перенесенный через многие столетия, продолжает привлекать внимание композиторов и слушателей. Чем чаще звучит гитара, тем больше у нее поклонников. Думаю, игра на гитаре будет интересна еще долгие годы. Гитара - мой любимый музыкальный инструмент, теперь и мои одноклассники полюбили гитару.


Научные доклады

Гитара является старинным щипковым струнным музыкальным инструментом, который, к тому же широко распространен и популярен во всем мире. Она обладает своей историей, особенностями и звуком. Благодаря возможностям и широкому спектру звучания этого инструмента его используют практически во всех жанрах современной музыки.

История появления гитары

Предки современных гитар появились во ІІ тыс. до н.э. и их отголоски присущи практически всем мировым культурам. Так, одним из древних родственников гитары был киннор, шумеро-вавилонский инструмент. Он является прототипом еврейского псалтири или псалтерия, десятиструнного инструмента, на котором свои псалмы исполнял царь Давид. В Индии и В Египте были известны набла, цитра, ситар, вина. На территории Киевской Руси были распространены гусли. В Древнем Риме и Греции популярностью пользовалась кифара, а в Китае в ІІІ-IV веках появились такие струнные инструменты как юэцинь и жуань. В ХV веке в Испании изобрели струнный инструмент в 5-ью спаренными струнами, названный испанской гитарой. Она имела вытянутый корпус и небольшую мензуру. А вот прототипом современного облика гитары стали европейские струнные музыкальные инструменты VI века (латинская и мавританская гитары), которые оказали влияние на формирование ее характеристик и внешнего облика. В ХVI веке появилась виуэла, внешне сильно напоминающую классическую современную гитару. В ХVIII веке остаточно оформился внешний вид гитары и на ней стали исполняться множество произведений великих композиторов.

В Россию классическая гитара попала в ХVIII веке, где потерпела небольшие изменения в строе и добавилась одна струна. Так появилась русская семиструнная гитара, которая пользовалась популярностью вплоть до ХХ века. После Второй мировой войны стали чаще играть на шестиструнной классической гитаре. В ХХ веке изобрели новые виды гитар, благодаря которым популярность к инструменту возросла в разы.

Виды гитар

Является родоначальницей существующих видов гитар. Наибольшей популярностью пользовалась в ХІХ веке. На ней исполняли фламенко и классическую музыку (впрочем, исполняют и сейчас). В ХХ веке она обрела вторую жизнь благодаря творчеству А. Сеговии.

У нее мягкое звучание, широкий гриф и нейлоновые струны. Иногда ставят металлические, но гриф может не выдержать такой нагрузки. Для выдачи звука используется пальцевая техника игры на инструменте.

  • Неклассическая акустическая гитара

К ней относится тип гитар, которые имеют корпус типа вестерн, джамбо, дредноут. Пользуются огромной популярностью среди гитаристов, начиная с ХХ века. Отличается относительно большим корпусом, узким грифом, в который вставили анкерный стержень для регулирования прогиба, и наличием пикгарда (защитной пластинки каплевидной формы). На ней устанавливаются только металлические струны. Издает насыщенный, яркий и мощный звук. Для выдачи звука часто используется медиатор. Неклассические гитары чаще всего используются в блюзе, фолке, кантри, роке.

Представляет собой гитару со встроенным пъезозвукоснимателем. Ее можно подключать к колонке или комбику. Часто в корпусе имеется вырез для лучшего доступа к верхним ладам. В датчике гитары часто встраивают тюнер и эквалайзер для настройки музыкального инструмента.

Гитара в корпусе которой есть полость для регулятора тембра. Дека достаточно крупная, видоизменено и уменьшено резонаторное отверстие. Такой вид гитары очень любят джазмены, поэтому ее называют еще джаз-гитарой. На ней играют через усилитель и с использованием медиатора.

Гитара оснащена 12 струнами, которые скомпонованы по 2 струны в 6 пар. Изготавливается исключительно из крепкого дерева, иначе может не выдержать и сломаться гриф. Используется для игры боем. Обладает широким, объемным и насыщенным звуком.

Первая электрогитара была запатентована в 1936 году. Лестер Уильям Полфусс в50-х годах ХХ века представил миру первую цельнокорпусную электрогитару. Она повлияла на современную музыку и породила новые жанры: рок, металл, рок-н-ролл.

Гитара интересные факты

Надеемся, что доклад о гитаре 4 класс помог Вам узнать много полезной информации о струнном щипковом музыкальном инструменте. А краткий рассказ о гитаре для детей Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

История появления

Первые прототипы гитары датированы еще II тысячелетием до н. э. Подобные изделия были известны в Месопотамии, Индии, Древнем Египте.

На гитару были похожи сразу несколько инструментов:

Инструмент цитра

У ее прототипов были круглый резонирующий корпус, длинная шейка с натянутыми струнами. В XVI веке появилась виуэла, конструкция которой похожа на современные изделия.

Во времена Средневековья инструмент возник в Испании, у них было 5−6 струн. Его использовали также англичане, французы, итальянцы. А спустя два века гитара попала и в Россию, упрочнив свое положение благодаря гастролировавшим Фернандо Сор и Мауро Джулиани.

Конструкция инструмента

У гитары есть корпус и длинная шейка, которую называют грифом. Его лицевая сторона обычно выпуклая или плоская. А вдоль него натянуты струны, один конец которых закреплен на колковой коробке, а второй — на подставке корпуса, где их привязывают к барашкам.

Гриф гитары

Расстояние между верхним и нижним порожком называется мензурой гитары. Оно определяет глубину рабочей части струны. А регулировать ее длину можно с помощью специальных седел. Это простые механизмы, используемые в качестве нижнего порожка.

Чтобы извлечь из инструмента звук, нужно задеть струны. Чем они тоньше, тем выше будет звучать. А управлять этим показателем можно, если изменять длину струны. Для облегчения игры используются лады. Так называют отрезок грифа с длиной, которая повышает звук на один полутон. На их границе на грифе устанавливают порожки из металла.

Сами струны могут изготавливать из разных материалов: нейлона, стали, карбона. Их крепят в порядке толщины — от самых толстых до наименьших. Есть специальные гитары для левшей. На них струны устанавливают в обратном порядке. Сегодня можно купить практически любые изделия, они могут отличаться по технологии производства, тембру, области использования.

Струны звучат довольно тихо, поэтому музыканты используют усилители. Если гитара акустическая, то ее корпус изготавливают в виде резонатора. А на электрические инструменты устанавливают звукосниматели.

Гитары изготавливают из разных материалов. Более дешевые производят из фанеры, а дорогие модели из красного дерева, бука, палисандра, клена.

Верхняя дека обычно еловая или кедровая. А для электрических инструментов подходят даже графитовые композиты.

Классификация видов

Существует несколько видов гитары. Музыкальный инструмент может быть разным, что отражается на его строении, внешнем виде, тембре звучания и даже области применения.

Классифицируют их по нескольким признакам:

  • способу усиления звука;
  • конструкции корпуса;
  • диапазону;
  • наличию ладов;
  • стране происхождения;
  • роли в композиции;
  • количеству струн.

Гитара Антонио Торреса

В любой реферат или доклад о гитаре нужно включить описание разных видов инструмента.

Только в XIX веке испанец Антонио Торрес придал изделию современный размер и форму. Именно его модель и называют сегодня классическим.

А его дело продолжили другие производители — Франсуа де Фосса, Андрес Сеговия. Они изобрели различные конструкции и модели.

Усиление звука

По звучанию отличаются все музыкальные инструменты. Гитары имеют особые детали, которые усиливают или ослабляют колебание струн.

Существует множество разных видов моделей:

  • акустические;
  • электрогитары;
  • полуакустические;
  • синтезаторные;
  • электроакустические.

Акустические инструменты изготовлены таким образом, что их корпус играет роль резонатора. Он усиливает звук колебания струн. А у некоторых моделей есть дополнительные металлические резонаторы, встроенные в корпус.

Электрогитары отличаются наличием соответствующего звукоснимателя

Электрогитары отличаются наличием соответствующего звукоснимателя. Благодаря ему механические колебания превращаются в электрический сигнал. Он подается на отдельный аудиоусилитель, а озвучивает его специальная система.

У полуакустических моделей, кроме звукоснимателя, есть полый корпус. Он позволяет инструменту играть без усилителя. Такие гитары часто путают с электроакустическими. Но у последних есть вмонтированный пьезозвукосниматель. Он считывает колебания не со струн, а с корпуса. Синтезаторные инструменты используют в качестве устройства ввода для синтезатора.

Тип корпуса

В сочинении или рассказе на тему гитары можно описать разные корпуса. От него зависит звучание, хотя для многих музыкантов очень важен внешний вид оборудования. Некоторые сами могут придумать дизайн и даже форму для своей любимой гитары.

Согласно Википедии, инструменты по типу корпуса бывают разными:

  • классические;
  • флэттоп;
  • арктоп;
  • дредноут;
  • джамбо;
  • добро.

Классическую гитару сконструировал Антонио Торрес, с тех пор эти модели не изменялись. Флэттоп — это инструмент с верхней плоской декой.

Гитара Флэттоп

А у модели арктоп он выпуклый, резонаторные отверстия у нее похожи на букву f. Внешне этот корпус напоминает скрипку, увеличенную в 2−3 раза. Разработкой такой конструкции впервые занялась фирма Gibson в 1920-х годах.

Дредноутом называется гитара, у которой корпус увеличен и имеют прямоугольную или трапециевидную форму. Звучит она довольно громко, в тембре преобладают низкие частоты. Подобная модель также была произведена в 1920-х годах.

Джамбо — это укрупненная фолк-гитара. Она пользуется популярностью у исполнителей кантри и рока. У модели добро вместо звуковых отверстий установлен резонирующий металлический конус. А на грифе квадратное поперечное сечение и большие лады. Играть на таком инструменте можно только с помощью слайда — пластины из стекла или металла.

Лады и диапазон

В краткий текст про гитару можно включить информацию о диапазоне ее звучания. А также стоит рассказать о существовании моделей без ладов.

По первому признаку выделяют несколько типов инструмента:

У бас-гитары низкое звучание

Если никакое дополнительное оборудование музыкант не использует, то возможности инструмента составляют четыре октавы.

В зависимости от наличия ладов разделяют три вида гитар:

  • обычная;
  • безладовая;
  • слайдовая.

У обычной модели есть лады и дорожки, на ней можно играть равномерно. При этом сохраняется темперированный строй.

Если инструмент безладовый, то у него нет дорожек. Из-за этого у звуков может быть произвольная высота. На слайдовых моделях играют специальной пластиной. А высота звука изменяется плавно за счет большого расстояния между ладами.

Струны и роль в музыке

При выборе гитары стоит обратить внимание на количество струн. А также необходимо учитывать, для какого именно стиля музыки подбирается инструмент. Ребенок и взрослый наделены разными возможностями. Детям лучше выбирать более простые варианты, а опытному музыканту подойдут и профессиональные модели.

Число струн у инструментов может быть разным:

Четыре струны обычно у бас-гитары или тенора.

Шесть — у классических вариантов, а семь есть только у советских и русских моделей. Инструмент с 12 струнами предназначен для профессионального исполнения рока, фолка или баллад.

Гитара может играть разную роль в произведении:

В первом случае исполняются солирующие партии, для которых характерны резкие звуки отдельных нот. При этом в игре не задействованы другие инструменты. У ритм-гитары более плотное звучание, равномерный тембр, преобладают низкие частоты.

Бас-модели предназначены для соответствующих партий. У них низкий диапазон.

Техника игры

В любом музыкальном проекте используются гитары. Но техника игры на них не так проста, как может показаться. Важно заранее ознакомиться с содержанием композиций, подобрать правильный инструмент.

Сначала гитаристу нужно зажать пальцами левой руки струны на грифе, а правой уже извлекать из них звуки на корпусе. Сам инструмент при этом располагается под углом или горизонтально. Но гриф нужно поднять на 45 градусов, оперев гитару на колено. Если играть приходится стоя, то лучше подвесить ее через плечо на ремне. Левши для удобства переворачивают ее направо, а также перетягивают струны и меняют положение рук. Правой они зажимают гриф, а левой извлекают звуки.

Игра на гитаре

Научиться играть на гитаре непросто. Но у большинства уже после первой исполненной композиции появляется желание продолжить занятия.

На этом инструменте можно воспроизводить музыку практически любого стиля, аккомпанировать под разные выступления.

Читайте также: