Негосударственные институты и кадровое обеспечение социальной политики доклад

Обновлено: 18.05.2024

Основными негосударственными субъектами-институтами социальной политики как в демократическом обществе, так и в обществе, стремящемся перейти от тотали­таризма к демократии, являются профессиональные союзы и политические партии.

Профессиональные союзы — это форма самоорганизации трудящихся (и прежде всего наемных работников) для самозащиты своих прав, свобод и интере­сов на производстве и в обществе.

В современных демократических обществах существуют три основных типа профсоюзов.

Организации самозащиты трудящимися всех существенно важных сторон своего конкретно-исторического социального положения, а в развитом виде — своего социального положения в целом.

В странах с тоталитарными режимами (СССР, гитлеровская Германия, Италия в период правления Муссолини и т.п.) организации, называющиеся проф­союзами, носят казарменный и корпоративный характер — жестко контролируют­ся государством напрямую или через посредничество администрации предпри­ятий, не выполняют самостоятельно никаких реальных функций по представительству и защите интересов трудящихся, используются для исполнения лишь тех социальных задач, которые возлагает на них государство.

Деятельность профсоюзов в СССР направлялась и целиком контролировалась партийно-государственным аппаратом, в том числе на уровне предприятий — ад­министрацией предприятий и парткомами. Казарменно-корпоративному характеру профсоюзов соответствовал порядок объединения в одних и тех же организациях и рядовых работников, и администрации (заводской администрации, государствен­ных чиновников). Руководящие органы профсоюзов функционировали по сути как составная часть государственного аппарата.

В России за годы реформ, начатых с конца 1991 г., численность членов проф­союзов сократилась на одну треть — из-за спада производства, закрытия части предприятий, а также из-за появления и увеличения количества частных мелких и средних предприятий, на которых профсоюзы практически отсутствуют. Одно­временно произошли радикальные изменения внутри профсоюзного движения — появились новые профсоюзы, число членов и влияние которых постепенно возрас­тают.

В старых профсоюзах (подавляющая их часть входит в Федерацию независи­мых профсоюзов России — ФНПР) администрация и рядовые наемные работники по-прежнему состоят в одних и тех же организациях, что значительно затрудняет формирование механизма независимого представительства и отстаивания интере­сов трудящихся в их взаимоотношениях с собственниками предприятий, хозяйст­венной администрацией и государственными органами управления.

Создание новых профсоюзов, а также создание рабочих и стачечных комитетов, переизбрание профкомов на волнах забастовок — два главных сегодня способа лишить администрацию ее прежней роли в организациях трудящихся, ее влияния на формирование стратегии и тактики рабочего и профсоюзного движения.

Новые демократические профсоюзы, которые стали возникать еще в СССР с конца 80-х годов (СОЦПРОФ — 1989 г.. Независимый профсоюз горняков — 1990 г. и др.), ориентированы на независимость от государства, собственников и администрации предприятий, на сознательное членство, на объединение наиболее активной части работников. В большинстве новых российских профсоюзов принят в, более или менее жесткой форме классовый критерий членства: уставы не позво­ляют состоять в этих профсоюзах тем или иным работникам администрации, кото­рые в силу своей должности или профессии представляют и обслуживают интере­сы работодателей. Наиболее крупные общероссийские объединения новых профсоюзов — Всероссийская конфедерация труда (ВКТ), Конфедерация труда России (КТР) и объединение СОЦПРОФ. Есть также новые профсоюзные органи­зации, объединенные на региональном и межрегиональном уровнях или же вообще не входящие в какие-либо объединения.

Осенью 2000 г. три общероссийских объединения профсоюзов (ФНПР, ВКТ и КТР) приняты в Международную ассоциацию свободных профсоюзов (МКСП).

Для современного как российского, так и зарубежного профсоюзного движе­ния характерна тенденция дистанцирования от политических организаций. В России профсоюзные лидеры и активисты, опасаясь подчинения профсоюзов партийным аппаратам, вступают, как правило, лишь во временные тактические союзы с политическими партиями — в период предвыборных кампаний, а также эпизодически в порядке лоббирования своих интересов в органах государствен­ной власти. В то же время позиции конкретных профсоюзов по актуальным со­циальным проблемам и в реальных социальных конфликтах в значительной мере определяются политико-идеологическими позициями их руководства. В связи с этим в российском профдвижении есть профсоюзы, выдвигающие и реализую­щие стратегию и тактику социал-демократического (социал-реформистского) ти­па, анархо-синдикалистские организации, а также профсоюзы, находящиеся под явным влиянием взглядов и организаций крайне правого (сталинистского и от­крыто фашистского) толка.

Главная проблема и главная задача российского профсоюзного движения — превращение профсоюзов в эффективно действующий институт гражданского об­щества как важнейшее условие становления и устойчивости демократического со­циального устройства.

Основными негосударственными субъектами-институтами социальной политики как в демократическом обществе, так и в обществе, стремящемся перейти от тоталитаризма к демократии, являются профессиональные союзы и политические партии.

Профессиональные союзы — это форма самоорганизации трудящихся (и прежде всего наемных работников) для самозащиты своих прав, свобод и интересов на производстве и в обществе.

Организации самозащиты трудящимися всех существенно важных сторон своего конкретно-исторического социального положения, а в развитом виде — своего социального положения в целом.

В странах с тоталитарными режимами (СССР, гитлеровская Германия, Италия в период правления Муссолини и т.п.) организации, называющиеся профсоюзами, носят казарменный и корпоративный характер — жестко контролируются государством напрямую или через посредничество администрации предприятий, не выполняют самостоятельно никаких реальных функций по представительству и защите интересов трудящихся, используются для исполнения лишь тех социальных задач, которые возлагает на них государство.

Деятельность профсоюзов в СССР направлялась и целиком контролировалась партийно-государственным аппаратом, в том числе на уровне предприятий — администрацией предприятий и парткомами. Казарменно-корпоративному характеру профсоюзов соответствовал порядок объединения в одних и тех же организациях и рядовых работников, и администрации (заводской администрации, государственных чиновников). Руководящие органы профсоюзов функционировали по сути как составная часть государственного аппарата.

В России за годы реформ, начатых с конца 1991 г., численность членов профсоюзов сократилась на одну треть — из-за спада производства, закрытия части предприятий, а также из-за появления и увеличения количества частных мелких и средних предприятий, на которых профсоюзы практически отсутствуют. Одновременно произошли радикальные изменения внутри профсоюзного движения — появились новые профсоюзы, число членов и влияние которых постепенно возрастают.

В старых профсоюзах (подавляющая их часть входит в Федерацию независимых профсоюзов России — ФНПР) администрация и рядовые наемные работники по-прежнему состоят в одних и тех же организациях, что значительно затрудняет формирование механизма независимого представительства и отстаивания интересов трудящихся в их взаимоотношениях с собственниками предприятий, хозяйственной администрацией и государственными органами управления.

Создание новых профсоюзов, а также создание рабочих и стачечных комитетов, переизбрание профкомов на волнах забастовок — два главных сегодня способа лишить администрацию ее прежней роли в организациях трудящихся, ее влияния на формирование стратегии и тактики рабочего и профсоюзного движения.

Новые демократические профсоюзы, которые стали возникать еще в СССР с конца 80-х годов (СОЦПРОФ — 1989 г., Независимый профсоюз горняков — 1990 г. и др.), ориентированы на независимость от государства, собственников и администрации предприятий, на сознательное членство, на объединение наиболее

активной части работников. В большинстве новых российских профсоюзов принят

в. более или менее жесткой форме классовый критерий членства: уставы не позволяют состоять в этих профсоюзах тем или иным работникам администрации, которые в силу своей должности или профессии представляют и обслуживают интересы работодателей. Наиболее крупные общероссийские объединения новых профсоюзов — Всероссийская конфедерация труда (ВКТ), Конфедерация труда России (КТР) и объединение СОЦПРОФ. Есть также новые профсоюзные организации, объединенные на региональном и межрегиональном уровнях или же вообще не входящие в какие-либо объединения.

Осенью 2000 г. три общероссийских объединения профсоюзов (ФНПР, ВКТ и КТР) приняты в Международную ассоциацию свободных профсоюзов (МКСП).

Для современного как российского, так и зарубежного профсоюзного движения характерна тенденция дистанцирования от политических организаций.

В России профсоюзные лидеры и активисты, опасаясь подчинения профсоюзов партийным аппаратам, вступают, как правило, лишь во временные тактические союзы с политическими партиями — в период предвыборных кампаний, а также эпизодически в порядке лоббирования своих интересов в органах государственной власти. В то же время позиции конкретных профсоюзов по актуальным социальным проблемам и в реальных социальных конфликтах в значительной мере определяются политико-идеологическими позициями их руководства. В связи с этим в российском профдвижении есть профсоюзы, выдвигающие и реализующие стратегию и тактику социал-демократического (социал-реформистского) типа, анархо-синдикалистские организации, а также профсоюзы, находящиеся под явным влиянием взглядов и организаций крайне правого (сталинистского и открыто фашистского) толка.

Главная проблема и главная задача российского профсоюзного движения — превращение профсоюзов в эффективно действующий институт гражданского общества как важнейшее условие становления и устойчивости демократического социального устройства.

Гост

ГОСТ

Деятельность современных промышленных предприятий нуждаются в формировании эффективной системы управления персоналом организации и стимулирования его кадрового потенциала. В данной ситуации возникает необходимость трансформации кадровых процессов, разработки методов формирования тактики и стратегии эффективного применения кадров предприятия, которые способствуют развитию отечественной промышленности, как на внутреннем, так и международном рынке.

Проблемы современной кадровой политики

На сегодняшний день существует проблема недостаточной профессиональной подготовки персонала промышленных организаций и других учреждений. Затрудняется их адаптация к современным трудовым требованиям, что делает проблему разработки социально-экономических механизмов особо важной.

Основной проблемой, которая стоит перед промышленными предприятиями сейчас, является создание специальных служб управления персоналом, которые должны соответствовать требованиям современного менеджмента, а также собственных обучающих программ, повышению и переподготовки специалистов, поскольку созданная в советские времена система обучения практически ликвидирована.

Стоит отметить, что в новых научных исследованиях мало внимания уделяется аспектам формирования и развития эффективной системы обучения персонала и сохранению их кадрового потенциала, практике, концепции и перспективам развития, а также создание эффективной обучающей программы и поиск квалифицированных руководящих кадров.

Методология создания и разработки профессиональной системы управления квалификационным развитием кадрового потенциала практически полностью отсутствует на сегодняшний день. Качество и количество существующих публикаций не соответствует актуальности решения современных проблем.

Основной сложностью менеджмента, которая на сегодняшний день весьма актуальна и нуждается в системном рассмотрении, является проблема управления персоналом на промышленных предприятиях.

Сущность и задачи кадровой социальной политики

Реализация всех задач и целей управления персоналом осуществляется через социальную кадровую политику.

Кадровая политика – это основное направления деятельности при работе с кадрами, набор основных принципов, что реализуются кадровыми отделами и службами организации.

Готовые работы на аналогичную тему

Формирование кадровой политики организации связано с альтернативностью путей разрешения насущных задач и выбором наиболее эффективного способа. Поэтому постановка вопроса о выборе оптимальной стратегии трудообеспечения должен быть с учетом всех обстоятельств и факторов.

В современных условиях общие требования к социальной кадровой политике можно свести к следующему:

  1. Кадровая социальная политика должна быть взаимосвязана со стратегией развития организации. В данном случае она представляет кадровое обеспечение для реализации определенной стратегии.
  2. Кадровая политика должны быть лояльной и гибкой. С одной стороны она обязана быть стабильной, поскольку именно с ней связаны определенные потребности работника, а с другой – динамичной (должна корректироваться с изменениями тактики и принципов организации, экономической и производственной ситуации). Стабильными должны быть те понятия, которые ориентированы на интересы персонала и организационную культуру компании.
  3. Формирование профессионального персонала связано с издержками компании, а кадровая социальная политика должна исходить из реальных финансовых возможностей компании.
  4. Кадровая политика обязана обеспечить индивидуальный подход к сотрудникам организации.

Можно подытожить, что кадровая социальная политика в новых условиях формирования направлена на обеспечение такой системы взаимодействия с кадрами, которая ориентирована не только на получение экономического, но и социального эффекта. Кадровая политика может быть реализована только при соблюдении действующего законодательства, правительственных решений и нормативных актов.

В процессе реализации кадровой социальной политики могут быть определенные альтернативы: она может быть быстрой и решительной, основываться на формальном подходе, приоритете интересов производства, или же напротив, быть основанной на том, как реализация кадровой политики скажется на трудовой деятельности коллектива.

Рисунок 1. Кадровая социальная политика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Особенности реализации кадровой политики

Кадровая социальная политика может быть реализована через кадровую работу. Поэтому ее выбор связан не только с выявлением основной цели, но и выбором приоритетов, средств и методов. Кадровая политика базируется на системе традиций, правил, комплексе мероприятий и процедур, которые связаны с подбором кадров, а также их подготовкой, расстановкой, особенностями применения, продвижения и мотивации.

Исходя из этого, содержание кадровой социальной политики не может быть ограничено только приемом на работу, оно направлено на выявление основных позиций организации в отношении развитии и подготовки кадров, обеспечения взаимодействия между работником и работодателем.

Кадровая политика может носить и общий характер в том случае, когда касается компании в целом, а также частный, когда ориентирована на разрешение определенных задач.

Кадровая социальная политика формирует:

  • реализация основных требований на стадии приема на работу (к полу, образованию, возрасту, стажу и уровню профессиональной подготовки);
  • отношение к вложениям в рабочую силу, к воздействию на развитие и стимулирование определенных сторон рабочего персонала;
  • отношение к мотивации коллектива;
  • отношение к подготовке и переквалификации новых рабочих мест в компании;
  • отношение к внутреннему развитию персонала.

Рисунок 2. Кадровая социальная политика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Роль социальной политики на предприятии

Особое место отводится социальной политике предприятия при формировании мотивации сотрудников и повышении его производительной деятельности. В организации могут быть реализованы льготы и различные гарантии в сфере социальной защиты (социальное страхование на случай заболевания, несчастного случае на производстве, старости и прочее), которые установлены на вышестоящем уровне. Помимо этого организация может предоставлять своим работникам и членам их семей дополнительные льготы. Инициатором социальных выплат на предприятии выступают администрация или результат тарифных отношений между ней и профсоюзом.

Социальная политика компании, как основная составляющая менеджмента, представлена в виде мероприятий и целей, которые связаны с предоставлением персоналу дополнительных услуг, льгот и выплат социального характера. Чем больше таких льгот и выплат, тем привлекательнее работа в такой организации, соответственно работник не хочет терять такие возможности при увольнении. Социальные выплаты и льготы создают заинтересованность кадров в экономической деятельности предприятия.

Из этого следует, что социальное обеспечение и защита работников, сохранение здоровья и развитие личности является условием успеха любой организации.

Можно подытожить, что социально ориентированная кадровая политика организации и социальные услуги, связанные с ней, должны способствовать следующему:

  • работник должен отождествлять себя с компанией;
  • желания персонала должны совпадать с целями предприятия;
  • рост производительности трудовой деятельности;
  • работники компании должны быть защищены на социальном уровне;
  • поощрение собственной инициативы сотрудника при разрешении его проблем;
  • улучшение атмосферы в коллективе для формирования благоприятного социально-психологического климата;
  • создание положительного мнения о предприятия у его работников и контрагентов.

Социальная политика – это основная составляющая механизма совершенствования качества трудовой деятельности работников и условий для ее эффективной реализации.

Объектом воздействия социальной политики являются не только действующие работники предприятия, но и бывшие, которые уже ушли на пенсию. К факторам, которые влияют на величину социальных выплат, можно отнести размер организации, ее отраслевую принадлежность, степень воздействия профсоюзов, финансово-экономическое положение, форма собственности и прочее.

Негосударственные субъекты-институты социальной политики — это один из типов организационных структур демократического (гражданского) или пере­ходного к нему общества. Это организации, органы, движения, которые являются реально значимыми социальным силами, представляющими интересы социальных групп и социальных общностей, занимающих подчиненное положение в обществе. Это организации, органы и движения, которые действуют самостоятельно, т.е. не­зависимо от структур, представляющих интересы социальных групп, занимающих в обществе господствующее положение, в том числе независимо от государствен­ных органов власти и управления. Это организации, органы и движения, которые сохраняют свою самостоятельность и в тех случаях, когда они участвуют (в лице подконтрольных им своих представителей) в государственных и негосударствен­ных властно-управленческих структурах.

Основными негосударственными субъектами-институтами социальной политики как в демократическом обществе, так и в обществе, стремящемся перейти от тотали­таризма к демократии, являются профессиональные союзы и политические партии.

Профессиональные союзы — это форма самоорганизации трудящихся (и прежде всего наемных работников) для самозащиты своих прав, свобод и интере­сов на производстве и в обществе.

В современных демократических обществах существуют три основных типа профсоюзов.

В соответствии с действующим российским законодательством, регламенти­рующим деятельность общественных организаций, в стране созданы и активно дей­ствуют на протяжении ряда лет различные общественные организации инвалидов, ветеранов, родителей детей-инвалидов, членов многодетных семей и других лиц из числа так называемых социально уязвимых слоев населения. Многие из таких организаций получи­ли льготы, в том числе налоговые, и стали активно заниматься коммерческой и бла­готворительной деятельностью. Весьма успешно долгие годы развивались учебно-производственные структуры в системах всероссийских обществ и глухих. Получило от государства производственные мощности в ведение и владение всероссийское общество инвалидов. Весьма существенную государственную поддержку имеют общественные организации участников локальных войн (бывшие воины-интернационалисты), другие аналогичные общественные организации. На опреде­ленном этапе эти организации сыграли положительную роль в общественном озву­чивании слоев населения, содействии в решении различных, конкретных вопросов, актуальных для их членов. Постепенно они стали принимать активное участие не только в социальной, но и в политической жизни общества.

Таким образом, в силу сложившегося менталитета в государстве, в социальной политике общественные организации, объединяющие лиц из наиболее социально уязвимых слоев населения, не играют ожидаемой значимой роли, не являются са­модостаточной силой, выражающей интересы определенных слоев населения на условиях паритета с другими членами общества.

Читайте также: