Негосударственные институты и кадровое обеспечение социальной политики доклад
Обновлено: 18.05.2024
Основными негосударственными субъектами-институтами социальной политики как в демократическом обществе, так и в обществе, стремящемся перейти от тоталитаризма к демократии, являются профессиональные союзы и политические партии.
Профессиональные союзы — это форма самоорганизации трудящихся (и прежде всего наемных работников) для самозащиты своих прав, свобод и интересов на производстве и в обществе.
В современных демократических обществах существуют три основных типа профсоюзов.
Организации самозащиты трудящимися всех существенно важных сторон своего конкретно-исторического социального положения, а в развитом виде — своего социального положения в целом.
В странах с тоталитарными режимами (СССР, гитлеровская Германия, Италия в период правления Муссолини и т.п.) организации, называющиеся профсоюзами, носят казарменный и корпоративный характер — жестко контролируются государством напрямую или через посредничество администрации предприятий, не выполняют самостоятельно никаких реальных функций по представительству и защите интересов трудящихся, используются для исполнения лишь тех социальных задач, которые возлагает на них государство.
Деятельность профсоюзов в СССР направлялась и целиком контролировалась партийно-государственным аппаратом, в том числе на уровне предприятий — администрацией предприятий и парткомами. Казарменно-корпоративному характеру профсоюзов соответствовал порядок объединения в одних и тех же организациях и рядовых работников, и администрации (заводской администрации, государственных чиновников). Руководящие органы профсоюзов функционировали по сути как составная часть государственного аппарата.
В России за годы реформ, начатых с конца 1991 г., численность членов профсоюзов сократилась на одну треть — из-за спада производства, закрытия части предприятий, а также из-за появления и увеличения количества частных мелких и средних предприятий, на которых профсоюзы практически отсутствуют. Одновременно произошли радикальные изменения внутри профсоюзного движения — появились новые профсоюзы, число членов и влияние которых постепенно возрастают.
В старых профсоюзах (подавляющая их часть входит в Федерацию независимых профсоюзов России — ФНПР) администрация и рядовые наемные работники по-прежнему состоят в одних и тех же организациях, что значительно затрудняет формирование механизма независимого представительства и отстаивания интересов трудящихся в их взаимоотношениях с собственниками предприятий, хозяйственной администрацией и государственными органами управления.
Создание новых профсоюзов, а также создание рабочих и стачечных комитетов, переизбрание профкомов на волнах забастовок — два главных сегодня способа лишить администрацию ее прежней роли в организациях трудящихся, ее влияния на формирование стратегии и тактики рабочего и профсоюзного движения.
Новые демократические профсоюзы, которые стали возникать еще в СССР с конца 80-х годов (СОЦПРОФ — 1989 г.. Независимый профсоюз горняков — 1990 г. и др.), ориентированы на независимость от государства, собственников и администрации предприятий, на сознательное членство, на объединение наиболее активной части работников. В большинстве новых российских профсоюзов принят в, более или менее жесткой форме классовый критерий членства: уставы не позволяют состоять в этих профсоюзах тем или иным работникам администрации, которые в силу своей должности или профессии представляют и обслуживают интересы работодателей. Наиболее крупные общероссийские объединения новых профсоюзов — Всероссийская конфедерация труда (ВКТ), Конфедерация труда России (КТР) и объединение СОЦПРОФ. Есть также новые профсоюзные организации, объединенные на региональном и межрегиональном уровнях или же вообще не входящие в какие-либо объединения.
Осенью 2000 г. три общероссийских объединения профсоюзов (ФНПР, ВКТ и КТР) приняты в Международную ассоциацию свободных профсоюзов (МКСП).
Для современного как российского, так и зарубежного профсоюзного движения характерна тенденция дистанцирования от политических организаций. В России профсоюзные лидеры и активисты, опасаясь подчинения профсоюзов партийным аппаратам, вступают, как правило, лишь во временные тактические союзы с политическими партиями — в период предвыборных кампаний, а также эпизодически в порядке лоббирования своих интересов в органах государственной власти. В то же время позиции конкретных профсоюзов по актуальным социальным проблемам и в реальных социальных конфликтах в значительной мере определяются политико-идеологическими позициями их руководства. В связи с этим в российском профдвижении есть профсоюзы, выдвигающие и реализующие стратегию и тактику социал-демократического (социал-реформистского) типа, анархо-синдикалистские организации, а также профсоюзы, находящиеся под явным влиянием взглядов и организаций крайне правого (сталинистского и открыто фашистского) толка.
Главная проблема и главная задача российского профсоюзного движения — превращение профсоюзов в эффективно действующий институт гражданского общества как важнейшее условие становления и устойчивости демократического социального устройства.
Основными негосударственными субъектами-институтами социальной политики как в демократическом обществе, так и в обществе, стремящемся перейти от тоталитаризма к демократии, являются профессиональные союзы и политические партии.
Профессиональные союзы — это форма самоорганизации трудящихся (и прежде всего наемных работников) для самозащиты своих прав, свобод и интересов на производстве и в обществе.
Организации самозащиты трудящимися всех существенно важных сторон своего конкретно-исторического социального положения, а в развитом виде — своего социального положения в целом.
В странах с тоталитарными режимами (СССР, гитлеровская Германия, Италия в период правления Муссолини и т.п.) организации, называющиеся профсоюзами, носят казарменный и корпоративный характер — жестко контролируются государством напрямую или через посредничество администрации предприятий, не выполняют самостоятельно никаких реальных функций по представительству и защите интересов трудящихся, используются для исполнения лишь тех социальных задач, которые возлагает на них государство.
Деятельность профсоюзов в СССР направлялась и целиком контролировалась партийно-государственным аппаратом, в том числе на уровне предприятий — администрацией предприятий и парткомами. Казарменно-корпоративному характеру профсоюзов соответствовал порядок объединения в одних и тех же организациях и рядовых работников, и администрации (заводской администрации, государственных чиновников). Руководящие органы профсоюзов функционировали по сути как составная часть государственного аппарата.
В России за годы реформ, начатых с конца 1991 г., численность членов профсоюзов сократилась на одну треть — из-за спада производства, закрытия части предприятий, а также из-за появления и увеличения количества частных мелких и средних предприятий, на которых профсоюзы практически отсутствуют. Одновременно произошли радикальные изменения внутри профсоюзного движения — появились новые профсоюзы, число членов и влияние которых постепенно возрастают.
В старых профсоюзах (подавляющая их часть входит в Федерацию независимых профсоюзов России — ФНПР) администрация и рядовые наемные работники по-прежнему состоят в одних и тех же организациях, что значительно затрудняет формирование механизма независимого представительства и отстаивания интересов трудящихся в их взаимоотношениях с собственниками предприятий, хозяйственной администрацией и государственными органами управления.
Создание новых профсоюзов, а также создание рабочих и стачечных комитетов, переизбрание профкомов на волнах забастовок — два главных сегодня способа лишить администрацию ее прежней роли в организациях трудящихся, ее влияния на формирование стратегии и тактики рабочего и профсоюзного движения.
Новые демократические профсоюзы, которые стали возникать еще в СССР с конца 80-х годов (СОЦПРОФ — 1989 г., Независимый профсоюз горняков — 1990 г. и др.), ориентированы на независимость от государства, собственников и администрации предприятий, на сознательное членство, на объединение наиболее
активной части работников. В большинстве новых российских профсоюзов принят
в. более или менее жесткой форме классовый критерий членства: уставы не позволяют состоять в этих профсоюзах тем или иным работникам администрации, которые в силу своей должности или профессии представляют и обслуживают интересы работодателей. Наиболее крупные общероссийские объединения новых профсоюзов — Всероссийская конфедерация труда (ВКТ), Конфедерация труда России (КТР) и объединение СОЦПРОФ. Есть также новые профсоюзные организации, объединенные на региональном и межрегиональном уровнях или же вообще не входящие в какие-либо объединения.
Осенью 2000 г. три общероссийских объединения профсоюзов (ФНПР, ВКТ и КТР) приняты в Международную ассоциацию свободных профсоюзов (МКСП).
Для современного как российского, так и зарубежного профсоюзного движения характерна тенденция дистанцирования от политических организаций.
В России профсоюзные лидеры и активисты, опасаясь подчинения профсоюзов партийным аппаратам, вступают, как правило, лишь во временные тактические союзы с политическими партиями — в период предвыборных кампаний, а также эпизодически в порядке лоббирования своих интересов в органах государственной власти. В то же время позиции конкретных профсоюзов по актуальным социальным проблемам и в реальных социальных конфликтах в значительной мере определяются политико-идеологическими позициями их руководства. В связи с этим в российском профдвижении есть профсоюзы, выдвигающие и реализующие стратегию и тактику социал-демократического (социал-реформистского) типа, анархо-синдикалистские организации, а также профсоюзы, находящиеся под явным влиянием взглядов и организаций крайне правого (сталинистского и открыто фашистского) толка.
Главная проблема и главная задача российского профсоюзного движения — превращение профсоюзов в эффективно действующий институт гражданского общества как важнейшее условие становления и устойчивости демократического социального устройства.
ГОСТ
Деятельность современных промышленных предприятий нуждаются в формировании эффективной системы управления персоналом организации и стимулирования его кадрового потенциала. В данной ситуации возникает необходимость трансформации кадровых процессов, разработки методов формирования тактики и стратегии эффективного применения кадров предприятия, которые способствуют развитию отечественной промышленности, как на внутреннем, так и международном рынке.
Проблемы современной кадровой политики
На сегодняшний день существует проблема недостаточной профессиональной подготовки персонала промышленных организаций и других учреждений. Затрудняется их адаптация к современным трудовым требованиям, что делает проблему разработки социально-экономических механизмов особо важной.
Основной проблемой, которая стоит перед промышленными предприятиями сейчас, является создание специальных служб управления персоналом, которые должны соответствовать требованиям современного менеджмента, а также собственных обучающих программ, повышению и переподготовки специалистов, поскольку созданная в советские времена система обучения практически ликвидирована.
Стоит отметить, что в новых научных исследованиях мало внимания уделяется аспектам формирования и развития эффективной системы обучения персонала и сохранению их кадрового потенциала, практике, концепции и перспективам развития, а также создание эффективной обучающей программы и поиск квалифицированных руководящих кадров.
Методология создания и разработки профессиональной системы управления квалификационным развитием кадрового потенциала практически полностью отсутствует на сегодняшний день. Качество и количество существующих публикаций не соответствует актуальности решения современных проблем.
Основной сложностью менеджмента, которая на сегодняшний день весьма актуальна и нуждается в системном рассмотрении, является проблема управления персоналом на промышленных предприятиях.
Сущность и задачи кадровой социальной политики
Реализация всех задач и целей управления персоналом осуществляется через социальную кадровую политику.
Кадровая политика – это основное направления деятельности при работе с кадрами, набор основных принципов, что реализуются кадровыми отделами и службами организации.
Готовые работы на аналогичную тему
Формирование кадровой политики организации связано с альтернативностью путей разрешения насущных задач и выбором наиболее эффективного способа. Поэтому постановка вопроса о выборе оптимальной стратегии трудообеспечения должен быть с учетом всех обстоятельств и факторов.
В современных условиях общие требования к социальной кадровой политике можно свести к следующему:
- Кадровая социальная политика должна быть взаимосвязана со стратегией развития организации. В данном случае она представляет кадровое обеспечение для реализации определенной стратегии.
- Кадровая политика должны быть лояльной и гибкой. С одной стороны она обязана быть стабильной, поскольку именно с ней связаны определенные потребности работника, а с другой – динамичной (должна корректироваться с изменениями тактики и принципов организации, экономической и производственной ситуации). Стабильными должны быть те понятия, которые ориентированы на интересы персонала и организационную культуру компании.
- Формирование профессионального персонала связано с издержками компании, а кадровая социальная политика должна исходить из реальных финансовых возможностей компании.
- Кадровая политика обязана обеспечить индивидуальный подход к сотрудникам организации.
Можно подытожить, что кадровая социальная политика в новых условиях формирования направлена на обеспечение такой системы взаимодействия с кадрами, которая ориентирована не только на получение экономического, но и социального эффекта. Кадровая политика может быть реализована только при соблюдении действующего законодательства, правительственных решений и нормативных актов.
В процессе реализации кадровой социальной политики могут быть определенные альтернативы: она может быть быстрой и решительной, основываться на формальном подходе, приоритете интересов производства, или же напротив, быть основанной на том, как реализация кадровой политики скажется на трудовой деятельности коллектива.
Рисунок 1. Кадровая социальная политика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенности реализации кадровой политики
Кадровая социальная политика может быть реализована через кадровую работу. Поэтому ее выбор связан не только с выявлением основной цели, но и выбором приоритетов, средств и методов. Кадровая политика базируется на системе традиций, правил, комплексе мероприятий и процедур, которые связаны с подбором кадров, а также их подготовкой, расстановкой, особенностями применения, продвижения и мотивации.
Исходя из этого, содержание кадровой социальной политики не может быть ограничено только приемом на работу, оно направлено на выявление основных позиций организации в отношении развитии и подготовки кадров, обеспечения взаимодействия между работником и работодателем.
Кадровая политика может носить и общий характер в том случае, когда касается компании в целом, а также частный, когда ориентирована на разрешение определенных задач.
Кадровая социальная политика формирует:
- реализация основных требований на стадии приема на работу (к полу, образованию, возрасту, стажу и уровню профессиональной подготовки);
- отношение к вложениям в рабочую силу, к воздействию на развитие и стимулирование определенных сторон рабочего персонала;
- отношение к мотивации коллектива;
- отношение к подготовке и переквалификации новых рабочих мест в компании;
- отношение к внутреннему развитию персонала.
Рисунок 2. Кадровая социальная политика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Роль социальной политики на предприятии
Особое место отводится социальной политике предприятия при формировании мотивации сотрудников и повышении его производительной деятельности. В организации могут быть реализованы льготы и различные гарантии в сфере социальной защиты (социальное страхование на случай заболевания, несчастного случае на производстве, старости и прочее), которые установлены на вышестоящем уровне. Помимо этого организация может предоставлять своим работникам и членам их семей дополнительные льготы. Инициатором социальных выплат на предприятии выступают администрация или результат тарифных отношений между ней и профсоюзом.
Социальная политика компании, как основная составляющая менеджмента, представлена в виде мероприятий и целей, которые связаны с предоставлением персоналу дополнительных услуг, льгот и выплат социального характера. Чем больше таких льгот и выплат, тем привлекательнее работа в такой организации, соответственно работник не хочет терять такие возможности при увольнении. Социальные выплаты и льготы создают заинтересованность кадров в экономической деятельности предприятия.
Из этого следует, что социальное обеспечение и защита работников, сохранение здоровья и развитие личности является условием успеха любой организации.
Можно подытожить, что социально ориентированная кадровая политика организации и социальные услуги, связанные с ней, должны способствовать следующему:
- работник должен отождествлять себя с компанией;
- желания персонала должны совпадать с целями предприятия;
- рост производительности трудовой деятельности;
- работники компании должны быть защищены на социальном уровне;
- поощрение собственной инициативы сотрудника при разрешении его проблем;
- улучшение атмосферы в коллективе для формирования благоприятного социально-психологического климата;
- создание положительного мнения о предприятия у его работников и контрагентов.
Социальная политика – это основная составляющая механизма совершенствования качества трудовой деятельности работников и условий для ее эффективной реализации.
Объектом воздействия социальной политики являются не только действующие работники предприятия, но и бывшие, которые уже ушли на пенсию. К факторам, которые влияют на величину социальных выплат, можно отнести размер организации, ее отраслевую принадлежность, степень воздействия профсоюзов, финансово-экономическое положение, форма собственности и прочее.
Негосударственные субъекты-институты социальной политики — это один из типов организационных структур демократического (гражданского) или переходного к нему общества. Это организации, органы, движения, которые являются реально значимыми социальным силами, представляющими интересы социальных групп и социальных общностей, занимающих подчиненное положение в обществе. Это организации, органы и движения, которые действуют самостоятельно, т.е. независимо от структур, представляющих интересы социальных групп, занимающих в обществе господствующее положение, в том числе независимо от государственных органов власти и управления. Это организации, органы и движения, которые сохраняют свою самостоятельность и в тех случаях, когда они участвуют (в лице подконтрольных им своих представителей) в государственных и негосударственных властно-управленческих структурах.
Основными негосударственными субъектами-институтами социальной политики как в демократическом обществе, так и в обществе, стремящемся перейти от тоталитаризма к демократии, являются профессиональные союзы и политические партии.
Профессиональные союзы — это форма самоорганизации трудящихся (и прежде всего наемных работников) для самозащиты своих прав, свобод и интересов на производстве и в обществе.
В современных демократических обществах существуют три основных типа профсоюзов.
В соответствии с действующим российским законодательством, регламентирующим деятельность общественных организаций, в стране созданы и активно действуют на протяжении ряда лет различные общественные организации инвалидов, ветеранов, родителей детей-инвалидов, членов многодетных семей и других лиц из числа так называемых социально уязвимых слоев населения. Многие из таких организаций получили льготы, в том числе налоговые, и стали активно заниматься коммерческой и благотворительной деятельностью. Весьма успешно долгие годы развивались учебно-производственные структуры в системах всероссийских обществ и глухих. Получило от государства производственные мощности в ведение и владение всероссийское общество инвалидов. Весьма существенную государственную поддержку имеют общественные организации участников локальных войн (бывшие воины-интернационалисты), другие аналогичные общественные организации. На определенном этапе эти организации сыграли положительную роль в общественном озвучивании слоев населения, содействии в решении различных, конкретных вопросов, актуальных для их членов. Постепенно они стали принимать активное участие не только в социальной, но и в политической жизни общества.
Таким образом, в силу сложившегося менталитета в государстве, в социальной политике общественные организации, объединяющие лиц из наиболее социально уязвимых слоев населения, не играют ожидаемой значимой роли, не являются самодостаточной силой, выражающей интересы определенных слоев населения на условиях паритета с другими членами общества.
Читайте также: