Доклад методическое обеспечение гиа

Обновлено: 18.05.2024

Любой учитель, работающий в 9 классе, с тревогой и волнением ожидает успешной сдачи основного государственного экзамена каждым выпускником. При этом было бы хорошо, чтобы результаты основного государственного экзамена соответствовали потенциальным возможностям выпускников основной школы.

С введение государственной итоговой аттестации по математике в 9 классе изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но сместился акцент к требованиям умений и навыков. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, большие по объёму (читать ученики не любят), задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач сопровождается математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, или на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике.

Для успешной сдачи основного государственного экзамена учащимся 9-х классов необходима мотивация. Зачастую учащиеся не осознают серьезности предстоящего экзамена. Много ребят со слабой математической подготовкой, нарушением памяти, нежелающих учиться. Часто в классах бывают дети, которые в силу разных причин (болезнь, соревнования, семейные проблемы, не желание учиться) часто пропускают уроки. Все эти причины соответственно приводят к плохой успеваемости, к низким показателям результатов сдачи основного государственного экзамена. В нашей школе решение педсовета введена отработка пропущенных уроков.

Я считаю, что экзамен по математике - это итог работы и ученика, и учителя на протяжении пяти лет обучения в школе, поэтому подготовка к нему является важной составляющей учебного процесса. Поэтому целенаправленная работа по подготовку начинаем с 5 класса. Подготовленность детей разная, уровень классов из года в год тоже разный. Многие ученики приходят с плохим знанием таблицы умножения. Поэтому считаю важным и необходимым этапом урока должны стать устные упражнения. Их значение велико в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ученика. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.

Так как с введением обязательного ОГЭ по математике возникала необходимость научить учащихся средних классов решать быстро и качественно задачи базового уровня. При этом необыкновенно возросла роль устных вычислений и вычислений вообще. Многие вычислительные операции, которые мы имеем обыкновение записывать в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно не требуют этого. Нужно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно. Конечно, для этого требуется организовать отработку такого навыка до автоматизма.

Поэтому уже в конце 7-го класса и в 8 классе знакомлю учащихся со сборниками заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе следующих авторов: Л. В. Кузнецова, Ф.Ф.Лысенко, Ященко И.В.

Задания из этих сборников включаю при изучении отдельных тем, при повторении, закреплении изученного материала, в домашние задания.

Я в своей работе, в систему подготовки к ОГЭ по математике включаю следующие компоненты:

При изучение текущего учебного материала включать, соответствующие, экзаменационным заданиям.

В содержание текущего контроля включать экзаменационные задачи.

Изменить систему контроля над уровнем знаний учащихся по математике.

Итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.

Консультации и дополнительные занятия.

Также в работе активно использую ИКТ- технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы), тесты в режиме он-лайн, которые очень эффективно помогают в подготовке к экзамену и мне, как учителю и моим ученикам. Анализирую содержание экзаменационных работ и кодификатор тем, в рабочей программе по подготовке к ОГЭ рассмотрены темы для итогового повторения.

Уроки итогового повторения по окончанию 7, 8 класса строю следующим образом. На уроке разбираются типовые задачи по 2-3 темам. На дом задаются аналогичные задачи. На следующем уроке выясняются затруднения, которые возникли у учеников, прорабатывают эти задачи. Затем даётся проверочная работа. Ученики, не выполнившие работу, обязаны дома проработать дополнительный вариант и сдать зачёт на дополнительном занятии. Через определённое число уроков проводится тренировочная работа по целому блоку тем, анализируется, корректируется и проводится зачетная работа по данному блоку тем. Затем цикл повторяется по другим темам. После итогового повторения проводятся работы в условиях, приближенных к экзаменационным. Важно, чтобы ученики сдали обязательную часть зачётной работы.

Информация о выполнении зачётных работ в обязательном порядке доводится до сведения родителей, я пытаюсь повысить их ответственность за обучение детей. Для этого используется диагностическая карта. Постоянно провожу мониторинг выполненных тестов.

Важным элементом подготовки к ОГЭ является обучение заполнению бланков. Учащиеся часто допускают ошибки при их заполнении во время предэкзаменационных работ, кто от волнения, кто по невнимательности. Поэтому работа в этом направлении ведётся с учащимися 9 класса на консультациях. Начинаю эту работу во втором полугодии. Ребятам выдаю на дом варианты работ ответы которых они должны сдать на бланках.

Подготовку к ОГЭ в 9 классе начинаем в начале года

1. Работа с родителями. Для обучающихся и их родителей в сентябре – октябре проводим совместное родительское собрание, на котором рассказываемо организации и проведении ОГЭ по математике в 9 классе и то, как необходимо к экзамену подготовиться, чтобы получить высокий результат, набрать максимальное количество баллов.

На первом же собрании знакомим родителей с нормативно-правовыми документами, со структурой тестов, теми изменениями, которые произошли в этом учебном году, с порядком проведения экзамена, системой оценивания. Со многими родителями совместно с детьми зачастую приходится встречаться и работать в индивидуальном порядке.

На первых занятиях знакомлю учащихся с нормативно-правовыми документами, провожу инструктаж по правилам выполнения Кимов. Знакомлю с содержанием работ, их особенностями. На нескольких занятиях задания выполняем коллективно, с полным объяснением и записью на доске, прорешиваем несколько тестов (1 часть). При этом стараюсь знакомить с тем, как правильно читать задания, несколько раз прочитать вопрос задания. Стараюсь каждого ученика вызвать при этом к доске.

Во время итогового повторения и изучения нового материала, начиная с 7 или 8 и 9 класса, ребята заполняли и использовали на уроках и дома блокнот для правил (у каждого своя тетрадь), куда записывались основные формулы, правила и т.д. Она помогала при решении заданий, а при систематическом использовании в работе формулы и алгоритмы решений быстрее запоминались.

Для успешной сдачи экзаменов девятиклассникам необходима определённая система подготовки.

При подготовке учащихся к ОГЭ учителю необходимо:

формировать у учащихся навыки самоконтроля;

формировать умения проверять ответ на правдоподобие;

систематически отрабатывать вычислительные навыки;

формировать умение переходить от словесной формулировки соотношений между величинами к математической;

учить проводить доказательные рассуждения при решении задач;

учить выстраивать аргументацию при проведении доказательства;

учить записывать математические рассуждения, доказательства, обращая внимание на точность и полноту проводимых обоснований..

Что движет учеником в процессе исторического познания?

В 5-7 классах это может быть интерес к предмету в целом, возможность получить положительную отметку, завоевать авторитет в глазах учителя, родителей, желание быть успешным. Формы проявления интереса, активности разнообразны: яркие ответы, системность в подготовке домашнего задания, активное изучение дополнительной литературы.

В 10-11 классах интерес к предмету приобретает практический характер, рассматривается с позиции его необходимости в получении дальнейшего образования. Отметка выступает не мотивом, а критерием качества знаний. В этот период высока внутренняя, собственная мотивация. Учитывая особенности восприятия, которыми обладает каждый из учащихся, следует включать в занятия разные виды деятельности. Тогда ученики могут стать успешными, почувствовать, что и они могут достигнуть победы.

Еще одним методом подготовки учащихся к итоговой аттестации является регулярное изучение нормативных документов по ЕГЭ и ГИА; изменений, вносимых в структуру КИМов; аналитических отчетов ФИПИ по результатам экзаменов текущего года, в которых дается не только качественный анализ заданий и типичных ошибок, допущенных выпускниками, но и даются ценные методические рекомендации по подготовке к экзаменам в следующем году.

Предлагаю вашему вниманию несколько педагогических приемов, исходя из типичных ошибок учащихся в экзаменационных работах.

Поэтому очень важным вести работу по формированию ведущих понятий курса. Для этого, начиная с младших классов, учащиеся могут вести специальные словари терминов, по которым следует проводить регулярные письменные контрольные работы и устные опросы на каждом уроке в качестве дополнительных заданий при ответе у доски. Таким образом происходит закрепление понятийного минимума как отдельным учеником, так и класса в целом. Однако в особую группу понятий уместно выделить многозначные понятия (общество, культура и др.). Важно фиксировать различные значения этих понятий, выявлять их соотнесенность, иерархичность.

2) Опыт последних лет проведения ЕГЭ и ГИА показал, что по-прежнему высок (около20%) уровень невыполнения заданий на анализ и интерпретацию текста, предполагающих умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме. Первые задания С – требуют наличия репродуктивного по сути умения: найти в неадаптированном тексте ту или иную социальную информацию. Вместе с тем отсутствие данного умения говорит о том, что выпускник в целом не овладел умением смыслового чтения, и, как следствие, – о его неготовности без посторонней помощи работать с научной литературой.

Поэтому, важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ и ГИА является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке.

3) Отдельно следует остановиться на задании по обществознанию С8. Оно требует составления сложного плана развернутого ответа по конкретной теме курса. Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание по теме, требующее привлечения внутрикурсового материала, материала из смежных учебных дисциплин, а также, по возможности, оперативных знаний по обществознанию, получаемых из СМИ. Следует иметь в виду, что составление сложного плана как вид деятельности далеко не часто используется в педагогической практике преподавания обществоведческого курса.

Формирование навыков составления развернутого плана на многочисленных примерах показывает, что учащиеся усваивают этот прием не сразу, не на одном уроке, а постепенно. Работа над приемом требует от учителя настойчивости и терпения. Методисты считают, что основная работа по этому направлению, должна проводиться в 5-7 классах, быть систематической и последовательной.

4) Наиболее сложная часть экзамена по обществознанию – эссе.

Кроме того, для подготовки к написанию эссе можно использовать технологию ПОПС, при которой ученик имеет готовый алгоритм учебных действий, выраженных первыми буквами сокращения ПОПС:

­ П -позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, “Я считаю, что смертная казнь не нужна…”);

­ О -обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: “Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнасилований, убийств…”);

­ П -пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя обороты типа: “Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…”;

­ С -следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, “В связи с этим (сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…”).

Самое главное, что дает применение данной технологии, ученики высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме.

Очень хороший эффект дает при подготовке к ЕГЭ и ГИА проектная деятельность, которая соответствует деятельностно-компетентностной парадигме образования и ориентирована на подготовку информационных и предметных компетенций, проверяемых ЕГЭ заданиями части А,В и С.

На уроках и во внеурочной деятельности применение проектной технологии способствует развитию ключевых компетентностей обучающихся (учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой), что повышает самооценку ребенка и помогает ему самореализоваться. В ходе проектной деятельности формируются и развиваются следующие умения: ставить цель, планировать и выбирать виды деятельности, осуществлять отбор содержания материала и т.д., используя для этого возможности компьютера. Проекты часто выходят за рамки предметного содержания и носят характер междисциплинарного исследования, следовательно, переходят на уровень социально-значимых результатов.

Таким образом, при подготовке к ГИА, ЕГЭ по истории и обществознанию, считаю необходимым прежде всего использовать системно-деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к ЕГЭ, ГИА. Такая поэтапная подготовка позволяет учителю организовать учебный процесс как самостоятельный, творческий поиск самого ученика в партнёрском взаимодействии с учителем.

В работе я постаралась обобщить свой опыт подготовки к ГИА по русскому языку,здесь описываются основные приемы и методы подготовки к ГИА.

Оценить 3535 0

Методические приемы подготовки учащихся к ГИА

Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, является отражением потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания. Компетенции рассматриваются как осознанные человеком способности реализации знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной ситуации.

Новая форма аттестации по русскому языку и математике за курс основной школы – ГИА, еще недавно рассматривавшаяся как одна из возможных, - становится преобладающей, а с 2013 года – основной и единственной.

Важную роль при подготовке к ГИА играют следующие компоненты:

Обучение на курсах повышения квалификации(Нарушевич А.Г.,ЦыбулькоИ.П.)

Участие в семинарах, конференциях, практикумах, консультациях, творческих мастерских по обмену опытом, изучению документации, регламентирующей итоговую аттестацию, проведение и посещение мастер-классов, открытых уроков .

Использование специальной литературы, учебных дисков, Интернет ресурсов

Последовательная, систематическая работа по подготовке учащихся

Своевременная информированность об изменениях в проведении экзамена

Наличие дополнительных часов для подготовки к ГИА(элективы, факультативы, дополнительные занятия)

Доступность учебных пособий и ресурсов Интернет

Компетентность и осведомленность о процедуре проведения экзамена

Как же подготовить детей к успешной сдаче ГИА? От чего зависит эффективность этой работы?
С чего каждый из нас начинает подготовку к ЕГЭ и ГИА?

Учитель-предметник должен :
•организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету;
•проанализировать результаты муниципальных, региональных , школьных тестирований .
•составить план собственной работы по подготовке обучающихся в процессе преподавания предмета к итоговой аттестации
Работать в тесном контакте с классным руководителем и родителями.

Необходимо выделить также следующие направления работы по подготовке учащихся к ГИА:

формирование умения решать задания разного уровня;
•развитие мотивации и целеполагания;
•формирование положительного отношения к экзамену;
•развитие самоконтроля;
•формирование уверенности и положительной самооценки.

Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят уча­щимся в ходе сдачи ГИА реально повысить балл. Зная типовые конструк­ции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на по­нимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответст­вующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

При этом основную часть работы желательно проводить не перед самим экзаменом, а заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче за­четов по пройденным темам, т.е. в случаях не столь эмоционально напря­женных, как сдача ГИА и ЕГЭ.

Психотехнические навыки, полученные учащимися в процессе обу­чения, не только повышают эффективность подготовки к сдаче ГИА и ЕГЭ, но и позволяют учащимся более успешно вести себя во время экзамена, способ­ствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Учителя русской словесности создают свои системы подготовки учащихся к успешному выполнению заданий ГИА, позволяющие учитывать как уровень владения русским языком школьниками конкретного общеобразовательного учреждения, муниципального района в целом, так и индивидуальный уровень каждого.

В процессе преподавания русского языка в 9 классах у меня также сложилась определённая система подготовки учащихся к ГИА по русскому языку.

Основная цель данной работы - обеспечить качественную подготовку выпускников по предмету на основе формирования различного вида компетенций .

Перед учителем-словесником, работающим в 9 классе встают следующие задачи :
-систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;
-совершенствование умения излагать учебный текст;
-совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.
Главные принципы, на которых строится работа, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.
Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволяют учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов. На занятиях используются:
• Лекции учителя с различными видами заданий;
• Составление обобщающих таблиц и схем
• Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
• Самостоятельный отбор материала
• Работа в группах;
• Проведение деловых игр и практикумов;
• Работа с пакетами КИМов;

Анализ результатов экзамена позволяет выявить серьёзную проблему, стоящую перед основной школой, – проблему организации планомерной и постоянной работы над освоением учениками лексического богатства русского языка. Решить эту задачу помогают толковые, фразеологические и иные словари. Однако освоение лексики может быть по-настоящему эффективным только в том случае, если оно проводится на основе текста. Лексическая работа чрезвычайно важна как при обучении восприятию текста, так и при формировании продуктивных умений. Работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, работа по расширению словарного запаса учеников основной школы становится всё более актуальной сегодня, когда дети меньше читают, а Интернетом пользуются как средством для сетевых игр или для общения на принятом в сети сленге.

Давайте попробуем посмотреть на ГИА по русскому языку позитивно, разобраться, проверки каких знаний и умений учащихся требует этот экзамен и как в процессе подготовки к нему школьники могут систематизировать свои знания, восполнить пробелы в них и соотнести с ними свои практические навыки.

Итак, задания итоговой аттестации в 9 классе проверяют:

- лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

- языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

- коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Первая часть экзамена состоит в написании сжатого изложения по прослушанному тексту и требует от школьника мобилизации памяти, владения норм правописания, навыков информационной обработки текста (выделить главное, отсечь второстепенное, при этом используя адекватные лексические и грамматические средства). Вряд ли кто-нибудь будет спорить, что в наш информационный век умение воспринимать и обрабатывать информацию - это отнюдь не школьно-академическое, отвлеченное требование, а действительно важное умение, постоянно используемое в жизни.

Как известно всем, 2 часть ГИА по русскому языку содержит 7 тестовых заданий с выбором ответа (А1-А7)и 9 заданий с кратким ответом(В1-В9)

Целью заданий А1-А4 является выявление уровня сформированности практических умений извлекать информацию из прочитанного текста

Задания части 2 направлены на проверку ряда специальных лингвистических и языковых умений: опознавать, анализировать, классифицировать и оценивать языковые явления и факты с точки зрения их уместности, целесообразности и выразительности. Каждое из заданий направлено на выявление определенной языковой компетентности учащегося:

- адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения

-понимание текста как продукта речевой деятельности, его смысловой и композиционной ценности

-извлечение информации из различных источников

-нахождение синонимов, антонимов, омонимов

-умение определять лексическое значение слова

-умение производить лексический анализ слова

-знание выразительных средств русской речи

Задания А5-А9 предполагают знание орфографических правил

Свою работу мне приходится строить по нескольким направлениям: групповая работа, работа в парах и индивидуальная работа(как правило она ведется отдельно с сильными и слабыми учениками)Сильный ученик во время урока не всегда имеет возможность получить ответы на свои вопросы. Слабому ученику приходится каждый пример, каждое задание повторять по нескольку раз.

Задание третьей части проверяет умение строить собственное высказывание-рассуждение, при этом уделяется особое внимание умению аргументировать. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной и профессиональной сфере. К тому же умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры.

Как видим, все три части работы связаны между собой и воспроизводят логику познавательной деятельности ученика, а также комплексно проверяют умения в области владения русским языком.

Групповая работа проводится по сборникам тестов Сениной Н.А, Малюшкина А.Б. и других авторов(сборники подбираю в начале учебного года)Это дает возможность обучать тестированию, делать пояснения всему классу одновременно.

Также групповую работу выполняем в режиме онлайн- тестирования, когда все ребята выполняют один и тот же вариант, сами видят результаты и ошибки. Плюсы этой работы-экономия времени, полная охваченность аудитории, возможность единовременного контроля и оценки учащихся. Минусы- возможность списывания, подсказок, обращение к словарям и ресурсам Интернета. Это может создать иллюзию легкости ГИА, что недопустимо при подготовке к данной работе.

Мы должны помнить о том, что подготовка к ГИА проводится в виде занятий, на которых ученики уже не будут заново изучать всю программу по предмету. Они узнают о тех особенностях тестирования, которые позволят им получить максимум баллов. Подготовка ориентирована не просто на экзамен, а именно на сдачу ГИА. Это значит, что они во время обучения:

получат навыки тестирования;

поймут особенности формулировок заданий;

научатся распределять время на выполнение тестовых заданий;

узнают о самых распространенных ошибках;

узнают, по каким темам больше всего вопросов в тестах

Работа в парах также, на мой взгляд, является эффективным способом подготовки к ГИА, потому что ребята не только находят ошибки друг у друга, они пытаются объяснить, проанализировать выполненное задание, дать правильный ответ. Пары я продумываю заранее, они бываю 3-х видов: сильный-сильный, слабый-слабый, сильный- слабый. Такие занятия в парах помогают выявить самые проблемные темы, самые слабые места. Зачетный лист в форме ГИА позволяет научить ребят правильно заполнять бланки, обращать внимание на каждую мелочь при тестировании. Ребята ставят сами + или -, сами подсчитывают баллы.

Индивидуальная работа, как правило, чаще ведется со слабыми учениками и направлена в первую очередь на сдачу экзамена

Анализ экзаменационных работ говорит о том, что большая часть выпускников испытывает затруднения при выполнении всех видов заданий ГИА, что объясняется преимуществом информационного принципа преподавания над практико-ориентированным подходом к обучению русскому языку в основной школе.

С учащимися также проводится определённая информационная работа:

1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:

- правила поведения на экзамене;

- правила заполнения бланков;

- Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ГИА.

-Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.

- Пробные внутришкольные ГИА.

Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориен­тироваться во времени и уметь его распределять. Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.

Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися. Но всех нас объединяет одно: необходим результат. И это не только успешная сдача выпускниками 9 - х классов ГИА , это прежде всего воспитание личности, уважительно относящейся к обществу, языку, владеющей письменной и устной речью, личности компетентной.

Совсем скоро нам предстоит сдать ОГЭ по математике. Почему НАМ?

В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ можно выделить следующие составляющие:

- предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);

- информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);

- психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Какие же методы и приемы помогут достичь этой готовности?

В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ОГЭ.

Первый принцип – тематический. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.

Второй принцип – логический. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.

Третий принцип – тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.

Четвёртый принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.

Пятый принцип – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.

Шестой принцип – контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

В прошлом году я выпустила параллель 9-х классов и сегодня хочу поделиться своим опытом работы.

Работа с родителями .

Особое место в подготовке к ГИА занимает работа с родителями.

В сентябре проводим общешкольное родительское собрание, на котором директор и завуч школы рассказывают о результатах ГИА прошлого года, об организации и проведении ГИА. Знакомим родителей с нормативно-правовыми документами. Рассказываем какие варианты для успешной подготовке к ГИА предлагает наша школа в этом году. Стараемся вовлечь родителей в эту работу.

В начале второго полугодия, непосредственно перед пробными ОГЭ, зам директора проводит повторное собрание и более подробно знакомит с теми изменениями, которые произошли в этом учебном году, с порядком проведения экзамена и системой оценивания.

Учителя-предметники непосредственно выходят на род собрания.

Со многими родителями и детьми приходится встречаться и работать в индивидуальном порядке.

Т.о. родителей стараемся тоже озадачить и вовлечь в подготовку к ОГЭ.

Информационный стенд

Информационное обеспечение осуществляем через уголки подготовки к итоговой аттестации. На уголках размещаются положение об итоговой аттестации, образцы бланков, инструкции по их заполнению, правила поведения на ГИА, права учащихся во время проведения ГИА, порядок проведения апелляции, советы учащимся и их родителям , демонстрационные варианты, кодификаторы, спецификации. Так же на сайте школы размещены ссылки на ресурсы, на которых можно найти всю необходимую информацию.

Материалы для подготовки к экзамену

В начале учебного года закупили для каждого сборники 3000 задач для подготовкие к ОГЭ по математике. И активно их использовали как на уроках, так и для домашней работы.

Различные пособия для подготовки к ГИА

Бесплатные On-line тесты ГИА 9 класс

Видеоуроки для подготовки к ГИА.

Сайт Дмитрия Гущина

Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям.

В учебниках чаще всего встречаются традиционные формулировки заданий, поэтому решаем и разбираем задания из КИМов.

После объяснения нового материала и его первичного закрепления, стараюсь продемонстрировать все разнообразие заданий по данной теме из первой и второй части экзаменационных материалов.

И затем включаю такие задания из открытого банка задач в текущие и самостоятельные и контрольные работы.

Устная работа

Особое внимание уделяю устной работе на уроках. Это один из важных приемов при подготовке учащихся к ГИА.

Система устного повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Поэтому на каждом уроке даем устные задания из ОГЭ открытого банка задач первой части.

Например, задание №3. Числа на прямой, сравнение чисел.

№ 4. Несложные вычисления со степенями и корнями.

№ 10. Работа с графиками функций.

№ 19. Геометрия на клетчатой основе.

Домашнее задание в соответствии с КИМами

Применяю различные формы домашнего задание задания из сборника типовых экзаменационных вариантов (под ред. И.В. Ященко) и открытого банка заданий: 4 - 5 заданий из варианта или тематические задания. Те задания, которые вызвали затруднения, разбираем на доске.

Тематическое повторение.

Оставляю запас времени для повторения.

Несмотря на систематическую работу в течении года, всё же стараюсь закончить изучение текущего материала к концу третьей четверти, чтобы всю 4 четверть оставить для повторения. Начинаю тематическое повторение.

Начинаем повторять по темам – кратко и только нужное, и сразу смотрим где эта теория применяется. 3-4 урока провели – затем зачет или самостоятельная работа. И тоже фиксируем в таблице мониторинга.

Повторение геометрии

Дифференцированный подход

Я делила учащихся на группы в зависимости от уровня их математической подготовки. Это позволяло осуществлять мне дифференцированный подход и параллельно работать как со слабоуспевающими, так и предоставить более широкие возможности для хорошо успевающих ребят. Например, для одной группы я готовила карточки-помощники с краткой справочной информацией по какому-либо заданию и там же образцы рассуждений, а для второй группы делала подборку заданий из второй части по данной же теме и ключи к ним.

Ребят второй группы регулярно знакомила с новыми возможностями по подготовке к экзамену. Например, вебинары- как один из эффективных элементов дистанционного обучения.

Регулярно решала задания 2 части и вывешивала их на информационном стенде, с тем чтобы ребята могли самостоятельной знакомиться с интересными решениями и грамотным оформлением решения.

Организация работы с тестами

Даже работу с тестами можно организовать по –разному. Например, на первых порах тесты разбираются совместно с учителем в классе. Затем, можно организовать работу в парах (причем по одинаковым силам), дети даже сами с удовольствием выбирают себе напарника, и это далеко не друг-подружка, они в 9 классе очень четко понимают, что получат гораздо большее, если их силы будут равны. Во второй половине года, многие уже желают работать самостоятельно, получив потом ключи от учителя и задав вопросы по тем, заданиям, где не могут найти ошибку. 3-4 задания , которые вызвали наибольшие затруднения, разбираем вместе на доске.

Тренировочные работы в течение года.

Основной метод подготовки в общеобразовательных классах - решение типовых и тренировочных заданий, тестов КИМ. Для эффективной подготовки к ОГЭ нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма. Видеть единственный возможный вариант ответа среди четырех предложенных.

Такая форма позволяет ребятам привыкать к работе с КИМами, самостоятельно мониторить свои успехи, учиться работать над темпом своей работы, учит уметь выбирать нужное и знакомое из кимов.

И если в начале года на работу с одним вариантом КИМ только первой части тратится 2 урока совместной работы, то к концу года примерно 80-90% учащихся справлялись на 3 за 1 урок. Так как уже точно знали, что они могут решить и начинали именно с этих заданий.

Мониторинг подготовки к ГИА по математике .

Примерно раз в четверть в первом полугодии и ежемесячно во втором полугодии провожу тренировочные репетиционные работы. С обязательным дальнейшим разбором. Результаты всех тестов регулярно вношу в в таблицу, тем самым отслеживая динамику роста у отдельных учеников, выявляю темы, требующие повторения и корректировки. Кроме того, мне нужно это для работы с родителями.

Дополнительные занятия по подготовке к ГИА

Регулярно проводим дополнительные занятия по подготовке к ГИА.

В некоторых школах выделяются дополнительные часы для подготовки к экзамену, если же таких часов нет, то необходимо предусмотреть время для подготовки на каждом уроке.

Если есть возможность проводить отдельно консультации по уровню подготовленности детей, то это просто замечательно.

Обучение технике сдачи экзамена

Педагогу необходимо научить учащегося так называемой технике сдачи государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ. Следует заострить внимание выпускника на следующих важных моментах:

- Следить за временем. Помнить, что время экзамена ограничено. Если не получается решить задание, не надо тратить на него время, следует перейти к решению следующего задания. После завершения всей работы в оставшееся время можно вернуться к пропущенным заданиям и постараться их решить.

- А иногда даже научить пользоваться обычными часами со стрелкой!

- Прочитать полностью всю работу, оценить её сложность. Выбрать те задания, которые являются самыми простыми, не требующими больших усилий. Выполнение работы начинать с этих заданий.

- Выполнять задание только на черновике. Прежде чем перенести ответ в бланк, проверить своё решение. Обратиться к инструкции, к условию задания, если все в порядке, аккуратно перенеси ответ в бланк.

Со слабыми ребятами важны любые мелочи при работе с тестами. (пример выбор ответа из 4). + или зачеркнуть.

Учим включать интуицию

Выбираем минимум для слабоуспевающих

Это особенно актуально сейчас, когда остался всего месяц до экзамена. Выбрать порядка 12 заданий и работать в первую очередь с ними. Только после этого ребята выбирают ещё задания, решение которых возможно тоже под силу.

Заполнение бланков.

В течение года систематически проводилась работа по заполнению бланков. С заполнением бланков возникает масса проблем, поэтому чем раньше учащиеся по ним начинают работать, тем меньше вероятность допущения ошибок в оформлении. Обращала внимание на то, что если получена обыкновенная дробь, необходимо обратить ее в десятичную, каждый символ (цифра, знак минус, запятая или точка с запятой) пишутся в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами, единицы измерений указывать не нужно и т.д. Ответы в тетрадях и на доске записывали в клеточках.

Мотивация к успешной сдаче (создание положительного настроя)

Кроме того, дети и сами должны чувствовать и видеть, что и учитель готовится к экзамену. Что он заинтересован в поиске информации для них, что учитель не отмахнется от ребенка на переменке, а обязательно подскажет ответ на вопрос. У меня были ребята, которые не посещали дополнительные занятия, готовились сами, и я с удовольствием отвечала на вопросы, с которыми они столкнулись. Наоборот, для таких детей ещё и дополнительно подскажешь, чем можно воспользоваться.

​​​​​​​ Подготовка к ГИА – это всегда трудоемкий и ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит результат.

Конечно, подготовка к урокам, консультациям, проведение дополнительных занятий, подборка заданий, подготовка самостоятельных и контрольных работы в соответствии с КИМами, занимают много времени и сил, но, если правильно организовать свою деятельность и заинтересовать обучающихся в получении положительной оценки, то вся проведенная работа принесёт результат. Надеюсь, что мой опыт будет полезен вам, и, возможно, пригодится в дальнейшей работе.

Читайте также: