Информационная роль заголовков 7 класс доклад

Обновлено: 28.06.2024

Характеристика заголовков, их виды и роль в восприятии информативности и насыщенности публикации. Функции и классификация заголовков: хроника, бегущая строка, резюме, цитата, лозунги и призывы. Соответствие заголовков содержанию, графическое оформление.

Рубрика Журналистика, издательское дело и СМИ
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 02.01.2017
Размер файла 61,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Характеристика видов заголовков

2. Функции заголовков

3. Информативность заголовков

4. Соответствие заголовков содержанию

5. Нюансы графического оформления заголовков

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы исследования в данном реферате заключается в том, что несмотря на тот факт, что современная пресса постепенно переходит с бумажного варианта в электронный, особенности построения текста статьи остаются неизменными.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что рассмотрение особенностей заголовков, а также из роль в публикации является важной и актуальной задачей на текущий момент.

Целью данного реферата является изучение заголовков.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- дать характеристику видов заголовков;

- описать функции, которые выполняют заголовки;

- дать описание информативности заголовков;

- рассмотреть соответствие заголовков содержанию;

- дать характеристику нюансом графического оформления заголовков.

Данный реферат состоит из введения, пяти разделов, заключения и списка использованной литературы.

1. Характеристика видов заголовков

Выделяют множество разновидностей классификаций, благодаря которым заголовки принято относить к тем или иным видам. В рамках данного раздела реферата рассмотрим классификации, которые были предложены А.Н. Тепляшиной и Г.С. Мельником.

Рассмотрим классификацию заголовков, которая основана на информационной составляющей и насыщенности информации:

Помимо сказанного, в качестве еще одной формы игрового заголовка нередко могут использоваться всем хорошо известные словосочетания и выражения, а также распространенные крылатые фразы. Предполагается, что смысл такой фразы читателю понятен изначально в силу его образования и культурного уровня.

В современной практике журналистики зачастую можно заметить увеличение разговорных интонаций. За счет такого приема, автор статьи выражает уверенность в понимании и обращается к своему читателю как к единомышленнику.

В практике журналистской деятельности существуют также и другие разделения и классификации заголовков. Подобное разделение заголовков на отдельные группы дает возможность, особенно для начинающих журналистов, вести осмысленную работу. Например, заголовки могут быть разделены на разные типы исходя из сложности их конструкции. Исходя из данного критерия можно выделяют три типа заголовок:

Исходя из данного заголовка, в нем содержится фиксация только одного аспекта, связанного с взаимодействием гражданина и правосудия, который связан с тем, что срок ранее намеченного судебного заседания был перенесен. В заголовке нет указаний на какие-либо иные аспекты, которыми характеризуется рассматриваемый процесс, например, на то, что стало причиной принятия такого решения, хотя об этом вполне может идти речь в самой заметке. Тертычный А.А. Заголовок - слово главное… // Журналист. -- 2012. -- №1. - С. 37

Помимо всего сказанного в данном разделе, также можно обратить внимание на то, что заголовки могут подразделяться на те или иные категории и на основе иных критериев. К примеру, это может быть цель эмоционального воздействия на определенную аудиторию.

Далее, в следующий раздел данного реферата посвятим функциям заголовков.

2. Функции заголовков

Заголовок является полноправным компонентом газетного текста, который входит в его состав и является связанным с прочими компонентами, которые соответствуют целостному произведению. Заголовок предваряет текст и несет определенную информацию, которая соответствует содержанию публицистического произведения. Заголовок, который соответствует газетной полосе, обладает эмоциональной окраской. Они призван возбуждать эмоциональный интерес у читателя и привлекать его внимание. Восприятие заголовка осуществляется как речевого элемента, который находится вне текста и обладает определенной самостоятельностью. В вопросах, связанных с воздействием на читателя, та важность, которую несет заголовок, может быть определена тем, что он, равно как зачин и концовка текста, имеет весьма стилистически сильную позицию. Как правило, именно указанные части произведения способны привлечь наибольшую степень внимания читателя. Та информация, которую несут в себе заголовок, зачин и концовка, подлежит наиболее быстрому усвоению со стороны читателя.

При проведении анализа многообразия выразительных возможной, которыми обладает газетный заголовок, закономерным является вопрос касаемо того, какими функциями он обладает. Можно выделить следующие функции, которыми обладает заголовок:

Некоторыми исследователями выделяются также такие функции как интегративная и оценочно-экспрессивная.

За счет заголовков, прежде всего, осуществляется выделение материалов на полосе, а также отделение материалов друг от друга. Данную задачу выполняют все заголовки. В данном случае они несут графически-выделительную функцию. Данная функция является единственной, выражение которой осуществляется без использования языковых средств. Она реализуется за счет использования цвета, выделения шрифтом, приемами верстки, графическими средствами. За счет форы заголовка осуществляется активизация непроизвольного внимания читателя, для которого от него не требуется совершение каких-либо волевых усилий.

Осуществляя первое знакомство с заголовками, до того как читать весь текст, осуществляется реализация номинативной функции. Данная функция заключается в том, что заголовок называет текст, выступает в качестве его знака ил имени. Исходя из того, что абсолютно любой заголовок называет текст, с данной точки зрения, несмотря на его синтаксическую структуру, заголовком выполняется номинативная функция.

За счет данной функции предполагается, что после прочтения заголовка, читатель сразу же уясняет тот вопрос, касательно какой сферы жизни ведется речь в тексте, к которому относится то или иной заголовок. Представление о той теме, которая обсуждается в тексте, за счет заголовка обычно сужается до представления о каком-либо аспекте данной темы, иными словами - до определенной проблемы.

Зачастую, в процессе осуществления анализа той или иной проблемы, журналистом выдвигается какая-то важная, исходя из его точки зрения, мысль или идея, которой он отрицает или утверждает что-либо. Соответственно, в данном случае заголовок может иметь цель отразить этот главный тезис или идею, которая соответствует выступлению журналиста.

Наличие номинативной роли, которую несет заголовок, дает возможность читателю осуществить выделение того или иного текста. Однако, можно выделить и иные способы, за счет которых осуществляется привлечение внимания читателя к тексту. Привлечение произвольного внимания читателя к тексту может быть осуществлено за счет разных способов.

При рассмотрении рекламных заголовков с языковой точки зрения, их можно разлить на две группы.

К первой группе можно отнести те заголовки, которые намеренно являются неинформативными и вызывают ощущение интриги у читателя. За счет таких заголовков получает создать эффект усиленного ожидания за счет которого читатель обращается к определенному тексту.

Во вторую группу можно включить те заголовки, которые являются привлекательными за счет своей свежести.

То название, которое имеет определенный материал дает в первую очередь возможность для осознания смысла, который несет в себе публикация. В данном случае, реализуется такая функция заголовка как информативная.

Заголовок принимает участие в процессе формирования эмоционального воздействия, которое оказывает газетное произведение. Тем самым им выполняется оценочно-экспрессивная функция. Важность этой функции для газеты заключается в том, что публицистическая статья должна убедить читателя в положения, которые выносит на защиту автор статьи. Зачастую, заголовок находит свое использование в процессе создания стилистических текстовых эффектов. Данный факт проводит в возбуждение эмоции читателя, его фантазия активизируется, а внимание акцентируется на определенных частях публикации, которые обладают своим смысловым и оценочным характером.

За счет заголовка облегчается восприятие читателем текста, также он играет значимую роль в организации языковых средств. В данном случае находит свою реализацию интегративная функция.

Под интеграцией (связанностью) принято понимать средство, которое используется для того, чтобы достигнуть целостность, слитность текста. Это позволяет рассматривать текст в качестве самостоятельного единства.

Чтение публикации облегчается также в том случае, когда заголовком выполняется композиционная роль. Исходя из замысла, которые закладывается автором, а также тех особенностей, которыми характеризуется содержание, текст может иметь в своем составе отдельные части или главы. Существует также возможность объединить различные материалы под одним заголовком. За счет композиционного заголовка появляется возможность для объединения материалов различного рода под одном заглавием.

В качестве основной функции, которая соответствует заголовку в процессе закрепления содержания публикации в памяти у читателя, рассматривают номинативную функцию. Заглавие обладает своей ролью на всех этапах, которые соответствуют восприятию текста:

- до начала чтения текста;

- в процессе чтения текста;

- после того, как текст прочитан.

На разных этапах восприятия публикации на первый план выходят различные функции, которые соответствуют заголовку. Когда указанные функции заголовка газетной полосы находят свое полноценное осуществление, то активизируется как рациональная, так и эмоциональная сторона восприятия публикации читателем.

3. Информативность заголовков

Информативность является важным параметром заголовка, который привлекает внимание читателя к той или иной статье. Рассмотрим далее вопрос о том, каким образом имя текста - его заголовок - дает сигнал о том, каково содержание данного текста или как реализуется информативная функция названия той или иной публикации.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Заголовки текстов, их типы. Презентация на заданную тему содержит 24 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

ЗАГОЛОВОК – это краткое обозначение темы или основной мысли текста. ЗАГОЛОВОК – это краткое обозначение темы или основной мысли текста.

Требования к заголовку заголовок должен быть лаконичным (не более 4-5 слов) выразительным, желательно – ритмически организованным содержать какую-то интригу, чтобы привлечь читателя.

Что такое лид Это первый абзац текста, как правило, выделенный жирным шрифтом. Задача заголовка – завлечь читателя, побудить его обратить внимание на статью. Задача лида – читателя удержать, предложить ему столь увлекательную информацию, чтобы он продолжил чтение статьи.

лид Лид всегда представляет собою один абзац. • Длина лида не превышает 3-4 предложений среднего, в 15 слов, размера. • Лид не может быть меньше двух длинных или трех коротких предложений. • Текст вступления излагается в третьем лице. Очень редко допустимо второе, и никогда – первое. • Так как вступление – краткое описание материала, автор может заимствовать из текста отдельные фразы или словосочетания

Лид Первый шаг в написании лида - правильная дата. Без этого вы не сможете проверить все факты, которые поместите в лид. Быстрая проверка фактов - залог вашего успеха в качестве репортера. Главное в написании лида - рассказать всю историю в одном предложении. Некоторые информационщики называют лид для важных политических новостей "сжатый лид", поскольку он суммирует всю информацию в статье.

Лид Когда берете статью на окончательную проверку, нужно убедиться в том, что лид читается свободно, в нем нет нагромождений, ужасной лексики или недопустимой структуры предложения. Помните, что текст должен быть "напористый", включать действительный залог и живые глаголы.

Виды лидов Лид-объяснение Он очерчивает территорию, на которую автор заводит читателя. Он похож на обзорный лид, но больше на киноафишу, которая дает общее представление о содержании картины. Например: «Десятилетний мальчишка преподнес жителям городка Саутбридж (штат Массачусетс) довольно оригинальный рождественский подарок – сжег местную церковь.

Виды лидов “Представьте себе” Этот лид, похожий на театральную ремарку с описанием сцены нового действия, хорош в длинных очерках. Лучше всего, если в таком вступлении есть какая-то подробность из разряда “часы пробили тринадцать раз”. Как вот здесь: “Зима. В неотапливаемой квартире сидит старик. На нем только тонкий халат. Он склонился над столом, внимательно глядя в микроскоп. Рядом горит небольшая свечка

Виды лидов Подробность Это такой лид, для которого вы сначала обыгрываете одну незначительную деталь, а уже потом даете общий план. К примеру: “На дверях небольшого белого домика Игоря Данилова висит написанное от руки объявление. Оно гласит: “Требуется жена. Обращаться сюда”.

Практическое задание Предложите свои заголовки к одной из публикаций, ориентируясь на разную потенциальную аудиторию Есть событие: астрономы обнаружили новую, очень крупную комету. Сочините три заголовка и три лида к материалам для прессы разных типов письменно Проанализируйте типы лидов в газете (по выбору). Как связаны лид и жанр?- устно

ИТОГИ Чтобы написать хороший лид и заголовок , задайте себе несколько вопросов: О чем будет моя статья? Какие основные моменты я хочу рассмотреть? На чем сделаю акцент? Почему я берусь за эту тему? В чем ее актуальность? Почему она мне интересна? К+Ч+В, а именно: кратко, четко, важно.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

 Девятое апреля Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Девятое апреля Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

Девятое апреля Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

В массе информации, наполнившей сайты интернета, нас, прежде всего, привлекаю.

В массе информации, наполнившей сайты интернета, нас, прежде всего, привлекают заголовки.

Заголовки мелькают перед глазами: - удивляют; -раздражают; -заставляют улыбну.

Заголовки мелькают перед глазами: - удивляют; -раздражают; -заставляют улыбнуться или нахмуриться; -шокируют или оставляют равнодушными.

Заголовок, заглавие, название Если обратиться, например, к словарю В. Даля, т.

В настоящее время они употребляются как синонимы, по крайней мере, если речь.

В настоящее время они употребляются как синонимы, по крайней мере, если речь идет о текстах.

В далеком прошлом заголовки были длинными, действительно, раскрывали то, о че.

Хороший заголовок отражает и представляет содержание статьи. Прочитав его, мы.

Хороший заголовок отражает и представляет содержание статьи. Прочитав его, мы не просто узнаем, о чем этот текст, но и понимаем к какому жанру, стилю, категории он относится: -продающий; - информативный; -рекламный; -художественный; -публицистический.

Заголовок должен: -привлекать внимание; -отражать содержание статьи и ее поль.

Заголовок должен: -привлекать внимание; -отражать содержание статьи и ее пользу для читателя; -показывать принадлежность текста к определенной категории жанру, стилю; - быть достаточно кратким, чтобы читатель мог понять текст с первого взгляда.

2. Заголовок-вопрос. Популярный на веб-сайтах. Предполагается, что он кристал.

3. Заголовок-интрига. Его цель завлечь читателя и создать ситуацию, когда он.

4. Заголовок-совет. Предлагает читателю готовые рецепты для его развития, про.

5. Заголовок-клише. В нем используются распространенные фразы, пословицы, пог.


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 193 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 28.05.2020 2892
  • PPTX 502 кбайт
  • 515 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ильина Алиса Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Пашикова Екатерина Андреевна

Изучение заголовков в лингвистике. 6

Глава 2. Практическое изучение заголовков

Список используемых источников и литературы. 20

Актуальность данного исследования определяется тем, что значимость заголовков в статье любого печатного издания неразрывно связана со спросом на предложенную печатным изданием информацию. Сейчас у людей все меньше времени искать нужный материал, что уж говорить о прочтении всей газеты ради его поиска. Значит, роль заголовка в печатных СМИ многократно возрастает, ведь только от него и зависит, будет ли прочитана и изучена статья. Так как целью любого издания является его растущая тенденция популярности, рост количества тиражей, то оно, несомненно, должно уметь ярко подать любой материал, несмотря на степень его актуальности. Использование заголовков в качестве средства языковой выразительности в газетных статьях позволяет добиться поставленной задачи и дополнить основной материал.

Цель - проследить, как осуществляется главная функция заголовков современных СМИ: привлечь внимание читателя, заинтересовать его и вызвать желание продолжать чтение.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

✓ сравнение и сопоставление названий статей,

✓ классификация заголовков в соответствии с выбранной типологией,

✓ литературный обзор используемых источников для написания исследовательской работы.

Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка используемых источников и литературы.

ЗАГОЛОВОК, заглавие ср. – выходной лист, первый листок книги или сочинения, где означено название его; самое название это. Заголовком называют также название отдела, главы книги. Заголовок – головяшка, передняя и загнутая кверху часть санного полоза. [1]

ЗАГОЛОВОК , -вка, м. Название небольшого произведения, статьи. Заметка под броским заголовком. || прилагательное заголовочный, -ая, -ое. 3. шрифт. [1]

ЗАГОЛОВОК (заголовок неправ.), заголовка, м. Название книги, сочинения или части их; заглавие. [3]

ЗАГОЛОВОЧНОЕ СЛОВО (заглавное слово) англ. vocable. Слово как элемент словника (вокабула, черное слово), разъясняемое в словарной статье, выделяемое особым шрифтом и помещаемое в соответствии с принятой в данном словаре схемой расположения (алфавитной, тематической и т. п.). [3]

ЗАГОЛОВОК заголовок м. 1) То же, что: заглавие. 2) устар. Обозначение в начале листа в деловых бумагах ведомства и места, откуда и куда эти бумаги отправляются. [10]

Журналисты также выделяют понятия, тесно связанные с заголовком и составляющие его:

1) Подзаголовок – заголовочный элемент, в котором уточняется или

подчеркивается основная тема, проблема или какая-то другая существенная

2) Вводка – это особо выделенное вступление к материалу, подборке,

иногда – целевой страницы. В водке дается максимум исходной информации

о теме, проблеме публикации.

3) Вставка – это редакционное дополнение к материалу. Вставками

могут являться отдельные примечания, комментарии, призывы. Они

обособляются графически или ставятся в конце текста.

4) Рубрика – название определенного раздела газеты, журнала, а также

её разновидность – рубрика-заголовок.

5) Эпиграф— фраза в заголовке литературного произведения или перед отдельными его разделами.

Заголовок содержит ту информацию, которая, находясь в начале текста, будет прочитана первой, значит, он является самым важным элементом статьи. Он привлекает внимание читателя к тексту и является его стержнем. Успех и популярность статей, которые публикует то или иное издание, зависит от заголовка, от того, насколько он метко подобран. Заголовок может состоять из одного, пяти и более слов, но он должен быть эмоциональным, мощным по воздействию и ясным по смыслу. Это самый важный элемент текста рекламы, поэтому обычно набирается более крупным шрифтом, чем остальная часть статьи. Люди порой бегло просматривают прессу, замечая только заголовки, поэтому им должен быть понятен смысл всего обращения, передаваемый либо одним заголовком, либо комбинацией заголовка и изображения.

Анализируя ту или иную проблему, журналист выдвигает какую-то важную, с его точки зрения, мысль (идею), что-то подтверждает или отрицает, поэтому заголовок может отображать эту главную идею (главный тезис) выступления журналиста.

Многие известные лингвисты уделяли внимание выявлению роли заголовков в системе печатных изданий. Также К. Бове и У. Аренс, английские лингвисты, выделили шесть функций заголовка, на которые, по их мнению, должны обращать внимание журналисты при выборе заголовка для той или иной статьи:

Во-первых, он должен привлекать внимание. Это основная функция заголовка, ведь если заголовок не будет прочитан, то обращение, с которым выступает автор, не достигнет цели.

Во-вторых, заголовок должен быть нацелен на определенную аудиторию, он должен содержать в себе информацию, которая будет интересна конкретному читателю.

В-третьих, заголовок должен вводить читателя в главную часть текста.

В- четвертых, заголовок должен отражать главную мысль, которая важна и запомнится аудитории.

В-пятых, заголовок должен содержать информацию о статье.

В-шестых, заголовок должен отражать тот аспект статьи, который отличает его от других.

Лингвисты Гальперин. И. Р. и Веселова Н. А. полагают, что заголовки обладают следующими свойствами:

1) принадлежит тексту и предназначен к функционированию без него;

2) по своему содержанию «стремится к тексту как к пределу, а по

3) выполняет по отношению к тексту тематическую функцию;

4) именует текст, отсылая к нему, и вместе с тем является семантической сверткой всего текста.

Заголовки выделяют материалы на полосе и отделяют их друг от друга. Эту задачу выполняют все заголовки, несущие графически-выделительную функцию. Эта функция реализуется неязыковыми средствами: с помощью

шрифтовых выделений, использования цвета, графических средств, приёмов

вёрстки. Форма заголовка активизирует непроизвольное внимание читателя.

При первом знакомстве с заголовком реализуется также номинативная функция. Заглавия называют текст, представляя краткий обзор лиц того или иного события.

Заголовок участвует в формировании эмоционального воздействия на читателя, выполняя экспрессивную функцию. Её значимость для газеты определяется тем, что статья должна убедить читателя в тех положениях, которые защищает автор. Заголовок нередко включается в создание стилистических текстовых эффектов. Это возбуждает эмоции читателей, активизирует его фантазию, акцентирует внимание на отдельных смысловых и оценочных частях публикации.

Название материала помогает осознать смысл публикации, понять журналистскую мысль. В этом процессе участвует заглавие в своей информативной функции.

Таким образом, заголовок должен отражать сущность освещаемого события кратко, но ёмко.

  1. Изучение и классификация заголовков лингвистами

Вопросы, связанные с изучением специфики заголовка, неоднократно привлекали внимание лингвистов. Ученый Г. Г. Хазагеров обращает внимание на то, что заглавие является самостоятельной единицей, которая сама по себе выполняет информативную и экспрессивную функции.

Галина Сергеевна Мельник, профессор, доктор политических наук, посвятила много времени изучению эффективности заголовков, а именно их классификации, так как способом повышения заинтересованности читателя являются правильно подобранные заголовки.

А. Тертычный классифицирует заголовки по принципу их важнейших функций. Так, по признаку связи заголовка с содержанием (номинативная или назывная функция) он выделяет три разновидности:

По цели эмоционального воздействия на аудиторию А.Тертычный делит заголовки на следующие типы:

Автор многих учебников по журналистике М. Шостак дает свою типологию заголовков. Она утверждает, что современным СМИ характерны заголовки, указывающие на основную новость и конкретизирующие ее:

4) заголовок-цитата: «Первый канал: «Мы живем в аду (№ 15, 2015 г.);

3) Смешные поправки - переделка известных выражений или названий.

4)Восклицание, вопрос, многоточие.

Классификация Т.А.Фадеевой выделяет заголовки в зависимости от целевых характеристик текста:

  1. Тематический заголовок называет то, о чем пойдет речь в тексте, или обозначает место действия.
  2. Сообщающий заголовок в самом общем виде дает возможность представить, о чем пойдет речь в тексте.
  3. Эмоционально-оценочный заголовок обычно содержит эмоциональные или оценочные слова, слова с переносным значением.
  4. Парадоксальный заголовок представляет собой соединение логически несовместимых понятий.
  5. Проблемный заголовок типичен для текста, информация которого требует от читателя внимания к поставленному вопросу или заставляет порассуждать на заданную тему.
  6. Побудительный заголовок побуждает нас к каким – либо действиям.
  7. Цитатный заголовок представляет слова из текста, соотносимые с основной мыслью. В цитатных заголовках могут быть устойчивые выражения, афоризмы, пословицы и т.д. Цитатным может быть любой из видов заголовков.
  1. Анализ и систематизация заголовков по классификации М. Шостака

Читайте также: