Неформальные молодежные объединения доклад

Обновлено: 17.05.2024

Наряду с официально оформленными (зарегистри­рованными) общественными молодежными объедине­ниями в современном обществе широко распростране­ны неформальные молодежные объединения (НМО). Отличительной особенностью неформальных объе­динений являются отсутствие официальной, например, государственной регистрации; их самоорганизация (пер­воначально); стихийное (основанное на желании и вза­имном договоре участников группы) возникновение общегрупповой символики, правил, норм, ценностей и целей жизнедеятельности группы.

НМО следует отличать от таких смежных образова­ний, как неформальная группа и неформальная груп­пировка. Объединение небольшого числа подростков на основе близости возраста и территориальной общности (например, дворовая компания или друзья-одноклассни­ки) получило название неформальная группа.

Неформальное молодежное объединение — своеобраз­ное культурное течение, включающее в себя большое количество молодых людей, существующее на протя­жении нескольких десятилетий, часто имеющее меж­дународный характер. Направленность НМО представ­лена широким спектром: от явно асоциальных группи­ровок White power — белая власть (националистское движение) до вполне безобидных и законопослушных битников (вариант современного развития движения хиппи).

Это первые пос­левоенные стиляги, выходцы из рабочего класса с не­законченным средним образованием, неспособные по этой причине получить хорошо оплачиваемые должно­сти или рабочие специальности, требующие высокой квалификации. Они просто копировали стиль поведе­ния и одежды молодежи высших слоев общества. Ти­пичный тэд носил пиджак свободного покроя с бар­хатным воротничком, брюки-дудочки, ботинки на ре­зиновой платформе и галстук-шнурок.

Чуть позже, в конце 60-70-х гг., возникают движе­ния рокеров, панков и др. Данные молодежные течения являлись своеобразными контркультурными обра­зованиями, противостоящими официальной государ­ственной системе норм и ценностей. Наряду с асоци­альными образованиями в этот же исторический пери­од достаточно активно развивались и просоциальные молодежные объединения (Greenpease, различные ре­лигиозные течения и т.п.).

Принадлежность к той или иной неформальной груп­пе — практически обязательный элемент процесса со­циализации в подростковом возрасте.

Психологическим основанием возникновения подро­стково-молодежных групп (группировок) является одна из ведущих поведенческих реакций данного возрастно­го периода — реакция группирования со сверстниками.

Процесс вхождения (примыкания) подавляющего большинства подростков в ту или иную неформальную молодежную группу можно отразить как процесс пос­ледовательного удовлетворения базовых потребностей человека: потребностей в самоутверждении и общении (см. схему 1).

Попытка разрешить эту проблему привела к возникновению в США еще в начале 30-х гг. XX столе­тия так называемой уличной социальной работы, ко­торая в настоящее время является одной из самых ши­роко распространенных в мире и перспективных форм взаимодействия с молодежными неформальными груп­пировками. Street workers — уличные работники осуще­ствляют социально-педагогическую деятельность непос­редственно в местах времяпрепровождения молодежи, пытаясь наладить контакт с ребятами, оказать своевре­менную помощь и поддержку.


Одним из ведущих направлений работы с нефор­мальными группами (группировками) учреждений до-суговой сферы в настоящее время являются, с одной стороны, развитие на своей базе разнообразных видов деятельности, привлекательных и популярных в моло­дежной среде (рок-клубы, фан-клубы и т.п.) и, с дру­гой, организация и проведение в микросоциуме серии мероприятий и акций, ориентированных на привлече­ние молодежи (праздники, конкурсы, дискотеки и т.п.).

Широко распространенной формой работы с нефор­мальной средой общения ребят в последнее время ста­ли так называемые молодежные музыкальные клубы, предоставляющие им возможность регулярного обще­ния и становящиеся достаточно быстро для большин­ства основным местом тусовки.

До­вольно часто принципиальным для определения стра­тегии дальнейшей работы с группой является опреде­ление типа ее неформального лидера (физический или интеллектуальный). Также важно установление совокуп­ности основных нравственно-моральных, идеологичес­ких и иных ценностей, которыми руководствуется в своей жизни данная группировка.

Основными направлениями социально-педагогичес­кой деятельности в сфере неформальных молодежных группировок являются:

- профилактика расширения чис­ленности неформальных групп асоциальной, кримино­генной направленности за счет исключения возможно­сти создания молодежной группы под руководством взрослого, имеющего убеждения противоправного ха­рактера (например, вернувшегося из мест лишения сво­боды), а также за счет переориентации группировки на социально одобряемые виды деятельности (созда-ние временных рабочих мест, смена неформального ли­дера группы и т.п.);

- изыскание возможностей для обес-печения (материального и пр.)

существования нефор­мальной группы положительной направленности (пред­ложение различных вариантов занятости, обществен­но-полезной деятельности, занятий физкультурой и спортом, овладение боевыми искусствами и т.п.), например, создание на базе любительского музыкально­го коллектива группы, выступающей на официальной основе.

Вопросы и задания

2. К вам обратилась мама восьмилетнего мальчика. По ее словам, сына терроризирует группа старших подростков (дразнят, избивают без визуально наблюдаемых послед­ствий, отбирают деньги и пр.). Ваши действия?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностное становление подростка, организация его досуга с ориентацией на просоциальную деятельность - насущные проблемы современного российского общества. Отсутствие в последние десятилетия в нашей стране необходимых и доступных условий для продуктивного, духовно насыщенного времяпровождения молодежи на фоне глубоких социально-экономических противоречий влечет за собой рост беспризорности, алкоголизма, наркомании, правонарушений. Особое внимание обращается на вовлечение подростков в неформальные молодежные объединения. Этот процесс крайне неоднозначный, интенсивно влияющий на самосознание человека, как правило, разрушающий морально-нравственные основы его личности, влекущий за собой раскол смысла жизни, а потому и всегда опасный. Учитывая, что, согласно исследованиям агентства ИТАР-ТАСС, более 15% россиян в возрасте от 10 до 30 лет объединены сегодня в неформальные молодежные объединения (в крупных городах процент выше), вопросы воспитания с учетом существующих реалий являются не только узко - специальными, сугубо педагогическими, но приобретают государственную значимость.

Цель работы: рассмотреть влияние неформальных объединений на подростков.

Задачи:
- рассмотреть группу просоциальных неформальных объединений
- рассмотреть группу асоциальных неформальных объединений
- рассмотреть группу антисоциальных групп неформальных объединений

Неформальное молодежное объединение (группировка) – своеобразное культурное течение, включающее в себя большое количество молодых людей, существующее на протяжении нескольких десятилетий, часто имеющее международный характер. Неформальные объединения для ребят есть способ свободного самовыражения, неограниченного проявления инициативы и бесконтрольного (со стороны взрослых) общения.

Направленность неформальных молодежных объединений представлена широким спектром: от явно асоциальных группировок до вполне безобидных и законопослушных. Различные неформальные молодежные объединения имеют свою идеологию, специфику типичных видов деятельности, символику одежды, сленг и т.п.

Неформальная группа – это группа, деятельность, которой определяется, прежде всего, активностью ее членов, а не инструкциями каких - либо инстанций. Неформальные группы играют важную роль в жизни детей, подростков и молодежи, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать о том, о чем не так просто поговорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей.

Неформалы – это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.

Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп – соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа, микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.

Условия зарождения неформальных молодежных организаций и их роль в развитии отечественного молодежного движения.

Молодежная субкультура - система ценностей, и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет.

В период социально-экономических преобразований в России конца XX - начала XXI века повсеместно наблюдается рост насилия, жестокости, резко обострились проблемы воспитания подрастающего поколения. Происходящие в молодежной среде процессы не могут не вызывать острых дискуссий среди ученых: историков, философов, политологов, социологов и др. Среди многочисленных проблем молодежи, особый интерес представляет проблема неформальных молодежных объединений как объекта социально-политического анализа.

Участие молодежи в общественной и политической жизни представляет интерес не только с точки зрения ее собственного развития, но и с точки зрения совершенствования структуры всего общества, развития политической системы. От того, насколько активна молодежь, на что направлена ее преобразовательная деятельность, зависит характер общественного развития страны. Поэтому исследование неформальных молодежных объединений имеет большое значение, как для понимания процессов, происходящих внутри самой рассматриваемой социальной группы, так и для объяснения тенденций развития общества в целом. История нашей страны свидетельствует, что в периоды, когда удавалось сплотить и организовать молодое поколение, общество и государство заметно продвигались вперед в решении социально-экономических, политических, геополитических и других проблем.

Толчком к возникновению многочисленных неформальных молодежных движений в России послужили события 90-х гг. XX века: на молодежь по сути дела не обращали внимания, считая, что она сама может сделать правильный выбор. В результате этого российская молодежь, по примеру западных сверстников, давно включившихся в подобные процессы, пыталась самореализоваться путем создания различного рода неформальных групп и движений.

Возникновение неформальных молодежных организаций является во многом стихийным процессом, обусловленным социальной ситуации. Ситуация быстрого и радикального перелома, изменения основ экономической, политической и духовной жизни общества послужила стимулом к широкому зарождению и развитию субкультурных и контркультурных процессов в молодежной среде. В рамках неформальных молодежных движений и раньше существовали различные структуры и явления, представляющие собой альтернативные формы общественных и культурных процессов. Нередко они были своеобразным вызовом обществу, стихийным протестом против определенных общественных явлений.

В качестве основных причин возникновения и развития молодежного экстремизма в России можно назвать издержки социально-экономических реформ , безработицу, наркоманию, криминализацию, трансформацию духовно-нравственных и семейных ценностей, обострение межэтнических конфликтов.

Образ неформалов в общественном мнении.

Отношение к неформальным молодежным движениям в нашей стране открыто негативное. Население, правительство, политические партии считают, что неформалы разлагают общество, служат криминализации, пропагандируют насилие и т.д. Неформалов обвиняют в различных правонарушениях и преступлениях, не зная сути движения, не понимая его идеологии.

Вместо того чтобы безосновательно обвинять молодежь и ее объединении я и движения необходимо выявить причины, по которым молодые люди уходят в различного рода неформальные организации. Сегодня требуются целенаправленные воздействия на подрастающее поколение в рамках государственной молодежной политики, а для этого необходимо знать и понимать причины появления этих движений и участия в них молодежи.

К неформалам власть должна повернуться лицом: сегодня они достаточно реальная и мощная сила, которая может, как способствовать, так и препятствовать развитию государства и общества. Запрещением таких групп ничего нельзя решить. Вместо запрещенных объединений появляются новые, часто еще более радикальные. Необходимо искать другие способы решения проблемы.

Неформальные молодежные движения в принципе невозможно искоренить, так как они представляют собой для молодежи способ самовыражения и самореализации. При этом, необходимо регулировать их деятельность, чтобы они не становились явно антигосударственными, способными подорвать современные устои общества. И ни в коем случае нельзя забывать об их существовании.

Современные исследования неформальных молодежных объединений должен быть, в первую очередь, способом избавления от негативистских предубеждений и основой выработки дифференцированного подхода к оценке мировоззрения, отклоняющегося от общепринятого, и деятельности современных формальных и неформальных молодёжных объединений, не вписывающейся в стандартные рамки.

Любое проявление невнимания к молодёжным проблемам способно, подобно эффекту бумеранга, создать ещё большие проблемы для настоящего и будущего общества. Возрастает опасность распространения в России молодежного экстремизма.

Обратим внимание на то, что среди представителей старшего поколения негативное отношение к молодежным субкультурам преобладает над позитивным: Вредными, разлагающими молодежь субкультурные молодежные объединения считают 39% респондентов старше 40 лет. Не видят в них ничего плохого 14% взрослых и лишь 4% находят субкультурные объединения полезными для молодежи, позволяющими ей самовыражаться.

Безразличное отношение выразили 25%, а ничего не знают о молодежных течения 15% представителей старшего поколения.

Возвращаясь к молодежи, отметим, что симпатию к тем или иным субкультурным движениям выразили около трети респондентов (30%).

Молодым мужчинам субкультуры явно интереснее, чем девушкам (39% против 24%), которые заметно чаще проявляют безразличие (52% против 38%).

Естественно, самые молодые чаще отмечают близость их взглядам тех или иных субкультурных течений. С возрастом интерес снижается и нарастает безразличие.

Асоциальные.
Асоциальные группы - это группы, которые стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу общества. Примеры: панки, байкеры, хиппи, готы.
Считают себя свободными людьми, независимыми от родителей и общества.
Асоциальные группы, в которых еще не совершаются, но как бы созревают преступления, называют криминогенными группами. Члены криминогенных групп, в отличие от преступных, не имеют четкой ориентации на совершение преступлений, но нередко совершают их в проблемных, конфликтных ситуациях или при благоприятных для этого условиях.
Асоциальная молодёжная субкультура выделяется в общем русле молодёжной субкультуры как негативное социально-психологическое явление, отражающее специфический способ жизнедеятельности группы, в нравственном и психологическом плане обособленной и отчуждённой от других групп. В широком смысле под антисоциальной субкультурой понимаются все отрицательные социально-психологические проявления деятельности, отношений и общения людей, в узком смысле - нормы, ценности, традиции, обычаи, привычки, образ жизни правонарушителей.
Элементы такой субкультуры сосредоточиваются в криминальных группах и других закрытых и полузакрытых общностях. К признакам антисоциальной субкультуры относятся её тайный характер, негативное отношение членов группы к общепринятым правилам, система атрибутов и символов, обязательных для выполнения всеми носителями субкультуры.
Асоциальные молодёжные группы - противостоящие обществу и представляющие для него опасность, социальные группы с криминальной ориентацией. Социальные предпосылки их возникновения: кризис общества и семьи, социальная несправедливость, бюрократизм государственных. и общественных организаций и особенно учебно-воспитательных учреждений, неразработанность систем социального воспитания, плохая организация досуга, а в результате - разочарование молодёжи в нравственных идеалах и ценностях общества, формирование взглядов и норм, вступающих в противоречие с общепринятыми.

Цель: Обоснование особенностей педагогической деятельности с неформальными молодежными объединениями и изучение разработок и рекомендаций по осуществлению такой деятельности.
Задачи:
1. изучить историю молодежных неформальных объединений.
2. сформулировать классификацию неформальных молодежных объединений.
3. выявить основные задачи и принципы педагогической работы с неформальными молодежными объединениями.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические основы педагогической работы с неформальными молодежными объединениями…………………………………………………..5
1.1 История молодежных неформальных объединений……………………….5
1.2 Классификация неформальных объединений………………………. ….11
1.3 Задачи, принципы и особенности педагогической работы с неформальными молодежными объединениями………………………………………………….18
1.4 Методы и направления педагогической работы с неформальными объединениями молодежи…………………………………………………….…22
Выводы по главе 1……………………………………………………………..…28
Глава 2 Индивидуальная работа с подростками из неформальных объединений молодежи………………………………………………………………………. 30
Выводы по главе 2………………………………………………………………..46
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы……………………………………………………………. 49

Файлы: 1 файл

1.КУРСОВИК.docx

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ

ФАКУЛЬТЕТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

НОВАКОВСКАЯ ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

специальность

Научный руководитель:

Москва, 2011г.

Глава 1 Теоретические основы педагогической работы с неформальными молодежными объединениями…………………………………………… ……..5

1.1 История молодежных неформальных объединений……………………….5

1.2 Классификация неформальных объединений………………………. ….11

1.3 Задачи, принципы и особенности педагогической работы с неформальными молодежными объединениями…………………………………………… …….18

1.4 Методы и направления педагогической работы с неформальными объединениями молодежи…………………………………………………….… 22

Глава 2 Индивидуальная работа с подростками из неформальных объединений молодежи………………………… ……………………………………………. 30

Объектом исследования являются неформальные молодежные объединения.

Предметом исследования является педагогическая основа взаимодействия с неформальными объединениями.

Цель: Обоснование особенностей педагогической деятельности с неформальными молодежными объединениями и изучение разработок и рекомендаций по осуществлению такой деятельности.

Гипотеза: Если эффективно воздействовать на неформальные молодежные объединения, то можно социально адаптировать подростков и предотвратить правонарушения.

  1. изучить историю молодежных неформальных объединений.
  2. сформулировать классификацию неформальных молодежных объединений.
  3. выявить основные задачи и принципы педагогической работы с неформальными молодежными объединениями.
  4. определить методы и направления педагогической работы с неформальными молодежными объединениями.
  5. описать персональную работу с подростком из неформальных молодежных объединений.

Методы исследования:

  1. Исторический подход – выяснение тенденций исторического развития неформальных молодежных объединений.
  2. Анализ и синтез педагогической работы с неформальными объединениями молодежи.
  3. Теоретическое моделирование педагогической работы с неформальными объединениями молодежи.

Глава 1. Теоретические основы педагогической работы с неформальными молодежными объединениями

1.1 История неформальных молодежных объединений

Возникновение на Западе молодежных неформальных объединений связано с неприятием молодежью сложившихся в их странах общественно - экономических систем, социальных и духовных ценностей. Это протест против существующих порядков и поиск более справедливых и достойных форм человеческого существования. Этот молодежный протест значительно усилился в период общественных переломов и кризисов.

«В 40-х - 50-х годах – появляются небольшие группы молодежи, стремившиеся обособиться от окружающего общества, противопоставить себя ему. У них появились особые прически и одежда, специфические жесты, язык, способы поведения и особые формы искусства, в первую очередь музыки. Для них характерен пристальный интерес к самому себе и себе подобным, к музыке и в то же время пробуждающееся стремление к участию в политической жизни. Таковыми были, в частности, битники, не имевшие постоянного места жительства, обитавшие в подвалах, носившие примитивные одежды. Свой образ жизни они демонстративно противопоставляли презираемому ими буржуазному комфорту. Они были заняты поисками смысла жизни и не отвергали работу, но лишь по желанию и насколько это необходимо для поддержания жизни.

1953-54 гг. — начало эры рок-н-ролла. С помощью дискотек рок начал формировать новый тип массовой культуры, затрагивая широкий круг проблем — от секса до внешней политики.

В период перестройки, демократии и гласности количество неформальных молодежных объединений резко возросло. Изучение их выявляет наличие многих уже знакомых нам форм молодежного движения Запада.

Различные неформальные группы молодежи нередко контактируют и даже взаимодействуют друг с другом! Хиппи, металлисты, панки часто знают друг друга, могут переходить из одного молодежного объединения в другое. В крупном городе существуют обычно эпицентры взаимодействия различных групп неформалов — районные и городские. Районные места сборищ находятся обычно на окраинах. Там собирается много металлистов, небольшие группы панков, брейкеров, байкеров, обычно дружески относящихся друг к другу, и враждующие с ними левые экстремисты.

Подростки обычно знакомятся с неформалами и подключаются к ним в районных эпицентрах. Затем они могут переходить в группы городского эпицентра (где-нибудь на главных улицах) .

Гост

ГОСТ

Неформальные молодежные организации

Неформальные молодежные организации - это любительские молодежные объединения.

Неформальные молодежные организации формируются спонтанно. Социальные связи и взаимоотношения в них формируются под воздействием социокультурной среды в процессе деятельности их членов для достижения какой-то определенной цели. Стоит отметить, что цель в неформальной группе часто бывает не совсем понятна всем ее членам.

Их появление связано с отказом молодежи от социально-экономических систем, общественных и духовных норм, ценностей своих стран. Можно сказать, что это некий протест, направленный против уже сложившихся и существующих правил и порядков, а также поиск наиболее справедливых, правильных, подходящих и достойных форм и способов существования человека.

Многие эксперты видят одной из причин появления неформальных объединений резкие изменения, связанные с НТП, урбанизацией всего населения.

В данных условиях процесс социализации в семье теряет силу воздействия на того или иного подростка и определенные типы неформальных объединений, клубы привлекают тех несовершеннолетних, которые не могут войти в структуру окружающего сообщества. Такие факторы, как влияние иностранной культуры и моды, также играют важную роль.

Принадлежность к группе мотивируется большой надеждой найти в ней полное или хотя бы частичное удовлетворение своих личных запросов. Небольшая группа способна удовлетворять намного больше потребностей индивида. Если сумма удовлетворения, полученного в той или иной группе, снижается до минимального уровня, то человек практически сразу покидает ее.

Готовые работы на аналогичную тему

Исследователи провели анализ всех существующих причин вступления и участия подростков в различных неформальных организациях. Это:

  • желание научиться необычному, особенно современному западному искусству;
  • неудачи в школе и отчуждение от школьной команды;
  • отсутствие интереса ко всему, бездействие;
  • равнодушное отношение к учебе;
  • потребность в каких-то особенных эмоциональных впечатлениях;
  • недостаток внимания к подросткам в семье;
  • свежесть впечатлений, полученных подростками в организациях, внутренняя свобода;
  • способность протестовать против сформированного положения молодежи в современном обществе.

Виды неформальных молодежных организаций

Неформальные молодежные объединения классифицируются следующим образом:

Такие групповые привычки называются неформальными групповыми нормами. Механизм, который контролирует соблюдение таких стандартов, называется групповым давлением.

По социально-правовому критерию действующие сегодня неформальные молодежные объединения делятся на:

Существенную роль в решении социальных проблем молодежи могут сыграть неформальные группы, члены которых находятся в определенных социально-психологических, неформальных дружеских отношениях. Вступление в неформальные группы может способствовать более эффективному преодолению трудных жизненных ситуаций, с которыми часто сталкиваются дети, подростки, юноши и девушки.

Читайте также: