Не причиняй вреда природе доклад

Обновлено: 20.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

НЕ причиняй вреда природе!

С чего же начать ознакомление малыша с природой? Это все то, что нас окружает: растения, животные, солнце, небо, вода, камень, попавшийся под ноги да все что угодно, в конце концов, мы сами. Однажды отправившись куда – то с ребенком. Просто остановитесь и осмотритесь вокруг. Сколько всего вас окружает интересного. Это и стоящее рядом дерево и мягкая зеленая трава, пролетевшее насекомое, парящая высоко в поднебесье птица, кошка перебегающая улицу. Поднимите свой взор и ему откроется прекрасное голубое небо, а может оно и не голубое а украшено редкими облачками, из которых того и гляди закапает звонкий дождик. Оглянувшись вокруг, вы увидите массу объектов для обсуждения.

Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники. Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту.

Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.

Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли, научить видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Правила поведения, которые нужно соблюдать в природе.

*Не разоряй птичьи гнезда.

*Не ломай ветки деревьев.

*Не разоряй муравейники.

*Не лови бабочек ради забавы.

*Не обижай лесных жителей.

*Не рви много цветов.

*В лесу держитесь вместе.

*Не оставляй после себя мусор, закопай его.

*После отдыха на природе загасите костер водой.

*Если ты потерялся, начинай кричать, чтобы тебя нашли.

Правила грибников и ягодников.

*Не собирайте незнакомые грибы.

*Не собирайте грибы, растущие вдоль обочин дорог.

*Не собирайте незнакомые ягоды.

*Не пробуйте на вкус даже одну ягоду. Обязательно покажите ягоды взрослым.

Правила поведения с животными и насекомыми.

*Не убегайте от собаки на улице.

*Не гладьте незнакомых животных.

*Не трогайте собаку или кошку, когда они едят или кого-то охраняют, особенно своих детенышей.

*Не маши руками перед осой или пчелой.

*Не давай сесть на себя оводам и слепням. Их укусы болезненны.

*Внимательно осмотри свое тело и волосы после прогулки в лесу. Клеща надо немедленно удалить.

У людей, живущих в современном обществе,множество проблем.Но,пожалуй,одной из самых острых и насущих является проблема сохранения окружающей среды.Мы уже привыкли к разговорам о том,что мир стоит на грани экологической катастрофы,что ежедневно на Земле исчезают все новые и новые виды растений и животных;мы физически страдаем от загрязнения воздуха,воды,почвы.Погруженные в повседневные дела и заботы,мы,к сожалению,забываем,что мир живой и неживой природы не вечен,он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека.Мы хорошо владеем культурной поведения в обществе,но далеко не всегда умеем правельно вести себя по отношению к природе.

Чувство природы является основой экологического-и эстетического сознания человека.Для этого детей необходимо не только просвещать,но и учить тому,как вести себя в природе.Вот некоторые правила поведения в природе:

  • Лекарственные растения-это общее достояние,это наше богатство,которое надо бережно использовать и охранять.Собирать растения нужно грамотно,со знанием дела.Не разрешайте детям бесцельно их рвать.
  • Насекомые опыляют растения,создают красоту нашему лугу.Ловля их-браконьерство.Без бабочек,кузнечиков,стрекоз,шмелей и пчёл наш луг-не луг.Не ловите бабочек,кузнечиков,стрекоз,шмелей и пчел.
  • Ягоды-источник пищи не только человека,но и животных.Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям,они долго болеют и даже могут погибнут.Ягоды,орехи собирайте так,чтобы не повредить веточки.
  • Не разоряйте муравейники.
  • Не рви паутину,не уничтожай пауков,они полезны.
  • Не убивай лягушек,жаб,змей,они полезны.
  • Не сбивай ногами несъедобные грибы,они нужны лесу.
  • Старайся ходить по тропинкам тихо и осторожно.
  • Не оставляй после себя мусора.
  • Все отходы после отдыха нужно увозить с собой в город,особенно стеклянную посуду и упаковку из искусственных материалов.В природе нет организмов,которые бы их разложили.
  • Бросать что-либо в водоём не допустимо,Пруд,реки,озёра-это место обитания многих животных и растений.Нельзя превращать их в кладбища всякого хлама только потому,что под водой нам не видно все это безобразие.Водоем-это жизненное пространство рыб,бесчисленного количества разных беспозвоночных и микроорганизмов,а также многих птиц и зверей.От чистоты водоёмов зависят возможности полноценного отдыха и рыбного промысла.Как часто по вине бестолковых людей другие вынуждены обращаться к врачу с ранами на ногах.

Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребёнком как таблица умножения.

Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей,например:не затушённому костру,оставленному мусору.Им целесообразно противопоставлять правильные практические действия:уборку мусора,расчистку родников и т.д.Особое внимание уделите искоренению в некоторых детях стремление мучить животных,убивать их.Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать экологические ситуации.Например:

Дети нашли в лесу ёжика и принесли его домой.Хорошо ли это для ежа?В чужой среде он погибнет:человек не сможет обеспечить ему необходимые для жизни условия.Дикое животное должно жить на воле;значит ежа надо вернуть в лес.Животные в природе не потерянные и не брошенные;они живут своей жизнью.

Можно использовать и словесные ситуации,которые необходимо обсуждать с детьми.Например:На ваших глазах ребёнок подбежал к стае голубей и разогнал их.

  • Дайте оценку этому поступку.
  • Как бы вы поступили?
  • Что надо делать,когда встречаете птицу?
  • Надо ли помогать птицам?Как?
  • Нужно ли срывать несъедобные ягоды рябины,калины без необходимости?

В заключении хочется сказать,что показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знание и поведение ребёнка в природе,но и его участие в улучшении природного окружения своей местности.В этом велика ваша роль,родители.Своим отношением к природе,своим поведением Вы оказываете сильное воздействие на личность ребёнка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


"Не причиняя вреда природе"

Основы экологического воспитания наших детей надо направлять на формирование ответственного отношения к окружающей среде. Поэтому мы предлагаем родителям начать экологиче.

Не причини вреда природе

Не причини вреда природе.


Консультация для родителей по экологическому воспитанию "Не причиняя вреда природе!"

Консультация для родителей всех возрастных групп детского сада по экологическому воспитанию "Не причиняя вреда природе!".


ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ НЕ причиняй вреда природе!

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВНЕ причиняй вреда природе!С чего же начать ознакомление малыша с природой? Это все то, что нас окружает: растения, животные, солнце, .


Итоговое родительское собрание. Круглый стол на тему "Не причиняя вреда природе"

Круглый стол на тему "Не причиняя вреда природе" посвященный году экологии в России в 2017.


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "НЕ причиняй вреда природе!"

Образовательная область " Познавательное развитие".


Не причиняй вреда природе.

У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и несущих является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стои.

Человек сильно влияет на природу. С каждым годом ухудшается экология. Портится окружающая среда, растёт количество заболеваний, связанных с этим. О том, что природа в опасности говорят многие факторы:

  • вырубка лесов,
  • высыхание рек, озёр,
  • разрушение озонового слоя,
  • осушение болот,
  • загрязнение почвы,

Деревья обеспечивают нас кислородом и поглощают вредные вещества, которых становится всё больше из-за разрастающейся промышленности. В лесах живут звери и птицы. Вырубка лишает их привычной среды обитания, а человека свежего воздуха. Необходимо возобновлять традицию посадки лесов вместо вырубленных.

Реки мельчают, фабрики и заводы сбрасывают в водоёмы отходы – это убивает многие виды рыб и речных животных. Те же фабричные выбросы в атмосферу разрушают озоновый слой, который оберегает нас от вредного ультрафиолета. Из-за разрушения этого слоя повышается температура на планете. Ледники медленно тают, уровень воды поднимается, затапливает города.

Вредные химические элементы из больших свалок мусора около городов проникают в почву с дождём, а оттуда в грунтовые воды – источник питьевой воды. Не только реки загрязняют, моря и океаны покрыты нефтяными пятнами и мусором. Происходит это из-за аварий на нефтяных платформах и танкерах. Нефть покрывает липкой плёнкой птиц, животных, и они умирают. Погибает планктон – пища многих морских обитателей.

Человек сам губит природу, бросая мусор в лесах, отстреливая вымирающих животных. Брошенный в лесу окурок или пластиковая бутылка могут стать причиной пожара и уничтожить гектары лесного массива. Редкие животные никогда больше не появятся на земле. Хоть исчезающие растения и животные и занесены в Красную книгу, человека это не останавливает.

Вариант 2

Человек является неотрывной частью природы, в то же время человечество использует природные богатства. Людей постоянно станови­тся всё больше, наука и техника идёт вперед, всё заметнее про­являются изменения в природе, вызванные деятельностью че­ловека. Люди действительно из­менили Землю, но при этом сде­лали ее во многом более опасной для себя самого.

Долг каждого человека любить, разумно пользоваться природой, не наносить ей вред, а наоборот оберегать и восстанавливать её. Несмотря на это, сегодня человек постоянно наносит природе такой вред, что это всё чаще это приводит к экологическим катастрофам.

Сегодня природа действительно находится в большой опасности. Основные экологические проблемы:

  1. недра Земли истощаются и загрязняются;
  2. множество видов животных и растений находятся на гране вымирания или вовсе вымерли;
  3. загрязнения начинают причинять вред здоровью людей;
  4. потепление и парниковый эффект;
  5. вырубка лесов;
  6. из-за неправильного использования водных ресурсов пустыни непрерывно растут, делая непригодными для проживания всё больше территорий.

Охрана природы — задача всего человечества. Для этого необходимо международное сотрудничество. Сегодня уже заключено множество международных соглашений и создано международных организаций.

Но нужны не только международные организации, каждый должен заботится о природе. Для начала, нужно бережно относиться к ней, к окружающим нас животным и растениям, которые очищают воздух, которым мы дышим. Все люди должны перестать мусорить. Ещё можно начать сортировать мусор и относить на переработку макулатуру, пластик и стеклянные бутылки, как это делают во всех развитых странах мира. Благодаря переработки снизится количество мусора.

Кроме этого, каждый человек может бережней относится к природным ресурсам: использовать меньше воды и экономить электроэнергию.

Когда люди задумаются, как много вреда они наносят природе, а после будут заботливее, то наша планета просуществует гораздо дольше, и мы все сможем насладиться природными богатствами, а не будем пожинать плоды природных катастроф.

Ребенок редко предвидит последствия собственных действий. В этом, собственно, и заключается отличие ребенка от взрослого, который думает не только о текущем времени, но и экстраполирует собственные действия в грядущее, рассматривает свою ответственность в глобальном смысле.

По сути, человек является тем более взрослой и состоявшейся личностью, чем больше различных связей и последствий собственных действий может рассмотреть, оценить и, самое главное, сделать выводы. Ведь грамотные выводы определяют грамотные действия, а грамотные действия определяют благополучие. Конечно, есть разные люди и кому-то благополучием может казаться несчастье других или причинение другим вреда, но мы здесь будем исходить из концепции о людях как априори стремящихся к благу и счастью (не только своему, но и других) созданиях.

Таким образом, если человек понимает последствия собственных действий, то не станет вредить остальным и тем более себе. Если посмотреть на текущую ситуацию, то люди определенно не осознают последствия своих действий.
К примеру, редкий человек, набирая кучу ненужных пластиковых мешков в магазине, задумается о том как эти мешки в итоге оказываются в мировом океане, который загрязняют или сжигаются на свалках и превращаются во вредный воздух, которым этот самый человек потом дышит. Редкий человек задумается о том какие химикаты он регулярно использует, хотя по сути не нуждается в этом. Вообще, сейчас мы часто видим как большинство людей стремится не к благу, но просто к комфорту.

В этом заключается основная проблема, в детском сознании, которое не может продумывать последствия собственных действий даже на минимальной дистанции. Основная опасность для природы в развращенных умах, которые не считаются с тем как они получают то или иное, они все считают заслуженным и нужным для себя.
В этом существенная проблема и общества и каждого отдельного человека. Города, культура потребления – подобные факторы, воспитывают людей далеких от экологического сознания. Люди просто не привыкли размышлять о тех последствиях, которые несут их собственные действия, так как существуют изначально в тепличной культуре, окутанные комфортом.

В этом основная опасность для природы, в людях, которые принимают свое негативное воздействие на природу как данность и просто ищут где чисто, чтобы и оттуда взять нужное, оставив только грязь. Поэтому чтобы избавить природу от опасности в первую очередь следует навести чистоту в уме.

Окружающий мир 3 класс

Природа в опасности

Популярные сегодня темы

Полуостров Камчатка, расположенный в северо-восточной части Евразии, является одной из наиболее уникальных территорий, находящихся в нашей стране. Одна из особенностей – географическое положе

Австрия, официально Австрийская Республика, является не имеющей выхода к морю страной в восточной части Центральной Европы, которая граничит с чешской Республикой, Германией, Венгрией, Италие

Кувшинка белая плавает на поверхности, но после цветения затягивает цветок под воду, где развивается плод. Когда семена созревают возвращается на поверхность.

Морской её назвали из-за того, что привезли из Америки, а свинкой из-за хрюкающих звуков. Морских свинок впервые приручили 5 тыс. лет назад племена Анд в Южной Америке.

Кувырок вперед является одним из наиболее простых акробатических элементов. Он используется для самых разных целей, от разминки в секциях борьбы до развития вестибулярного аппарата на уроках

Мы часто слышим о полезных свойствах морской водоросли под названием ламинария (также известна как морская капуста). Но что она из себя представляет? Где растет?

То, что Земля без человека выглядела бы совсем по-другому – очевидный факт. Сейчас стремительно растущее население требует всё больше продовольствия и территорий для проживания. Многочисленные предприятия, производящие продукцию для улучшения комфорта существования и удовлетворения растущих потребностей, расходуют всё большее количество невозобновляемых природных ископаемых.

Когда человек стал оказывать влияние на природу

С тех пор, как древний человек освоил примитивные орудия труда, научился возделывать землю и выращивать домашних животных, он стал оказывать воздействие на живой и неживой мир вокруг себя. В начале развития человеческой цивилизации ущерб, наносимый природе, был минимальный – человек брал из окружающей среды лишь необходимый для выживания минимум, а естественный баланс быстро восстанавливался.

Влияние человека на природу

Активное и многообразное влияние человека на природу, которое уже значительно изменило облик планеты, связано с началом промышленной революции в конце 19 века. С ускорением научно-технического прогресса и развитием современных технологий антропогенное воздействие на среду обитания приобрело опасные последствия.

Не стоит забывать, что человек – это часть природы. Загрязняя и видоизменяя окружающий мир, люди приносят вред и самим себе. Подавляющее большинство современных болезней медики считают последствием ухудшения экологической обстановки.

Отрицательное влияние человека на природу

Везде, где появляется человек, он стремится изменить и приспособить окружающую среду под свои нужды. Поэтому влияние человека на природу в первозданном виде носит только разрушительный комплексный характер.

Уничтожение или видоизменение естественных экосистем являются последствием:

  • вырубки лесов;
  • прокладывания дорог;
  • расширения территорий городов и сельскохозяйственных угодий;
  • изменения русел рек;
  • возведения плотин и затопления прилегающих равнин при строительстве гидроэлектростанций;
  • разработки полезных ископаемых.

Прямое воздействие человека на природу

Последствия для человека вырубки лесов

Последствия вмешательства человека в локальную экосистему – вымирание растений и животных, естественная среда обитания которых разрушается. Исчезновение одного или нескольких представителей живой природы приводит к нарушению баланса, вызывает дальнейшую цепную реакцию. Уже из-за косвенного влияния человека на окружающую среду уничтожены десятки видов представителей флоры и фауны, не сумевших приспособиться к изменённым условиям. Многие дикие животные были истреблены целенаправленно.

Последствия вырубки лесов

Последствия загрязнения природы

Вода, воздух и земля – основные составляющие биосферы, которые тесно взаимосвязаны и практически в равной степени подвергаются загрязнениям. Источниками выбросов являются все виды деятельности человека:

  • бытовой мусор;
  • токсичные производственные отходы;
  • химические сельскохозяйственные удобрения;
  • радиация.

Если в 1970 году количество отходов на планете в результате жизнедеятельности человека составляло 40 млрд. т., то на начало 21 века эта цифра увеличилась до 300 млрд. т. – такая масса мусора подавляет естественную способность природы Земли к самовосстановлению.

В почву и жизненно важные источники пресной воды ежедневно попадают отработанные промышленные и сельскохозяйственные стоки. Последствия – практически все крупные реки относятся к сильно загрязнённым (Дунай, Сена, Тибр, Миссисипи, Волга, Дон, Ганг, Нил), они, в свою очередь, несут отравленные воды в мировой океан.

Последствия кислотных дождей

Треть океанической поверхности покрыта масляной плёнкой, образующейся при добыче, транспортировке и переработке нефти – основного энергоисточника современной цивилизации. Разлитые на воде нефтепродукты нарушают взаимодействие живых организмов и атмосферы, что приводит к губительным последствиям для океанических форм жизни.

Результат работы промышленности и автомобилей – повышенная концентрация в атмосфере отравляющих веществ: оксидов азота, серы, соединений алюминия, свинца, ртути и других тяжёлых металлов. Сернистый газ – причина кислотных дождей, которые уничтожают дикую растительность и сельскохозяйственные посевы, негативно сказываются на состоянии природы и здоровье человека.

Последствия для природы и человека техногенных аварий

Техногенные аварии имеют катастрофические последствия для огромного региона или всей планеты, а не только оказывают пагубное влияние на отдельные виды животных или растений. После аварии на Чернобыльской АЭС до сих пор непригодными для проживания остаются обширные площади, так как уровень радиации там превышает предельно допустимый в десятки раз. Утечка тяжёлой воды на станции Фукусима могла бы привести к заражению всего мирового океана и глобальной экологической катастрофе, последствия которой трудно представить.

Последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС

Положительное влияние человека на природу

Относительно благоприятное воздействие, оказываемое человеком на природу – создание новых экосистем, которые бы не появились естественным образом. Например, при орошении пустынь возникают живые ландшафты, вокруг населённых пунктов формируются новые зелёные зоны. Однако искусственные системы часто нежизнеспособны без постоянного контроля и помощи человека.

Чаще всего под положительным влиянием человека на окружающую среду подразумеваются действия, направленные на минимизацию негативных последствий и попытки восстановить нанесённый природе ущерб. Таким образом человек старается защитить окружающую среду прежде всего от самого себя и сохранить приемлемые экологические условия для настоящего и будущих поколений.

Способы решения возникающих проблем в природе

Развитие цивилизации невозможно без изменения первозданного вида Земли. Человек потребляет природные ресурсы, стараясь максимально удовлетворить свои растущие и, не всегда оправданные, потребности. Запасы планеты не безграничны, их неразумное использование ставит под сомнение сам факт существования человека. Для уменьшения пагубного влияния человека на природу и сохранения благоприятной экологической ситуации необходимо комплексное внедрение целого ряда природоохранных мероприятий:

Способы решения экологических проблем

  • создание заповедников и заказников для сохранения естественной среды обитания дикой природы и восстановления исчезающих видов животных и растений;
  • разработка новых, экологичных способов добычи полезных ископаемых;
  • активный поиск альтернативных источников энергии;
  • внедрение безотходных технологий производства;
  • создание мощных очистных сооружений, препятствующих попаданию загрязняющих веществ в биосферу;
  • раздельный сбор и переработка мусора;
  • выведение новых сортов сельскохозяйственных культур с повышенной урожайностью, что позволяет отказаться от возделывания дополнительных угодий;
  • рациональное использование земель, препятствующее быстрому истощению почвы.

Будущее человечества напрямую зависит от сохранения природного баланса, а свойство к самовосстановлению у живой и неживой составляющей планеты резко ограничено. Разрушительное и непродуманное воздействие человека на природу может привести к глобальной экологической катастрофе, которая будет иметь необратимые последствия. Создание благоприятной среды – вопрос выживания человеческой цивилизации.

Видео по теме: Воздействие человека на природу

Экологические проблемы лесных зон

Причины экологических проблем лесных зон

Экологическая ситуация в России

Современная экологическая ситуация в России

Добыча полезных ископаемых

Перечень экологических проблем, связанных с добычей полезных ископаемых

Не вредите природе даже в

В последнее время природа все чаще дает нам понять, что она обижена на нашу неумную деятельность: то снег выпадет там, где его отродясь не видели – в Африке или на юге Азии, то дожди затопят Европу, то засуха оставит без урожая громадные регионы.

Не вредите природе даже в

Непотушенный окурок или уголек, бутылка из прозрачного стекла, брошенная на сухую траву (эффект увеличительного стекла) в сухую ветреную погоду могут за несколько минут превратить спокойный зеленый лес в огненный ад, в котором погибнет масса живого.

Ученые подсчитали, что 1 гектар леса поглощает не меньше 5 тонн углекислого газа в год, выделяя за это же время 10 тонн кислорода. Для примера, за один час гектар леса поглотит весь углекислый газ, выделяющийся при дыхании 200 человек. Убедительные цифры, не правда ли? И подобных примеров можно привести множество.

Не забывайте, что в городских парках и скверах живых существ может быть не намного меньше, чем в диком лесу, но они значительно уязвимее и всецело зависят от людской прихоти. Наши предки давно уже сформулировали основные принципы поведения человека по отношению к природе. Давайте и мы будем им следовать.

Не следует приближаться к звериным норам и птичьим гнездам, если в них есть молодняк, который обычно выдает себя писком. Если ваша собака плохо воспитана, весной и в начале лета не спускайте её с поводка в парке, лесу, на пустырях, где могут быть птичьи гнезда или молодняк диких животных. Старайтесь не создавать в этот период лишний шум, который отпугивает птиц и животных. Детеныши, не успевшие убежать вслед за взрослыми, могут потеряться и погибнуть.

Бережно относитесь и к самым маленьким обитателям леса. Не обрывайте паутины, просто их обойдите. Не разрушайте муравейники и не наступайте на муравьиные тропы. Без необходимости не переворачивайте камни, коряги, старые бревна, не ломайте замшелые пни. Под ними и в них живет большое количество живых существ. Захотите в этом убедиться, присядьте ненадолго в сторонке. Вызванная вашими шагами тревога стихнет, и на пни выползут ящерицы, заспешат по своим делам многоножки, появятся жуки, засуетятся птицы, вылезет из норки мышь – лес заживет своей обычной жизнью.

Не вредите природе даже в

Старайтесь без нужды не нарушать лесную почву. Не забывайте, что проезжающий автомобиль колесами уплотняет ее, приводя к гибели многих живых существ. Не приносят лесу пользы и выхлопные газы. Ходить по лесу желательно по уже имеющимся тропинкам, не прокладывая без нужды новые. Если идете по бездорожью, старайтесь не ломать и не вытаптывать растения.

Собирая грибы, ягоды, орехи, старайся не причинять природе лишнего вреда. Не крушите все вокруг, чтобы пробраться к вожделенному грибу или ягодной кисти. Не срывайте все ягоды и орехи до единого, кроме вас, на них еще много кто имеет виды. Не забывайте, что в природе все растения нужны, это относится и к мухоморам, и к бледным поганкам, и к различным грибам-трутовикам.

Кстати, сбор любимого нами березового сока отнюдь не безвреден для деревьев. Отказаться от этого лакомства трудно, но не переусердствуйте, а ранки на березах обязательно замазывайте, лучше всего садовым варом, можно и обычным пластилином.

Понятно, что вред, который может нанести природе конкретный турист, охотник или грибник, обычно невелик, но по возможности надо стараться его минимизировать до предела. Природа щедро делится с нами своими дарами, но ждет и к себе бережного отношения и заботы.

Читайте также: