Доклад социальные проблемы в красноярском крае

Обновлено: 08.07.2024

В своем докладе омбудсмен рассказал, что в 2016 году к Уполномоченному обратилось около 4000 человек, еще 1700 граждан приняли представители, которые работают в городах и поселках края на общественных началах. Обращения поступали в письменной форме, по электронной почте, а также при личном приеме.

Анализ распределения случаев нарушения прав показывает, что при общем снижении количества обращений число самих жалоб на нарушение прав граждан выросло, то есть в одном обращении могло содержаться две и более жалобы. В отношении работников полиции с позиции критики лидирующими стали следующие темы: невозбуждение уголовного дела по преступлениям, которые совершены в условиях очевидности, ненадлежащее расследование уголовных дел и работа с обращениями граждан. В основном люди обращаются в органы полиции с проблемами мошенничества. Чаще всего, мошенники действуют на рынке жилья и финансовых операций.

Также, по словам Марка Денисова, жители края жаловались на работу судов и судебных приставов, нарушения прав в сфере социальной защиты населения, нарушения трудового законодательства.

В завершение доклада, Марк Денисов отметил, что в 2016 году аппарату Уполномоченного удалось разрешить проблемы граждан в 13% случаев, в 50% случаев гражданам была оказана юридическая помощь.

Иван Серебряков попросил рассказать, как обстоят дела в других регионах Сибирского федерального округа. Уполномоченный по правам человека пояснил, что в других городах Сибири сохраняются те же тренды и продолжается рост жалоб.

Вице-спикер Дмитрий Свиридов положительно оценил доклад омбудсмена и предложил продолжать укреплять взаимодействие между чиновниками и аппаратом Уполномоченного, как на уровне краевого правительства, так и в муниципалитетах.

По результатам обсуждений краевые парламентарии приняли постановление. В документе Законодательного Собрания, правительству Красноярского края, органам местного самоуправления края рекомендовано принять меры, направленные: на предотвращение кризисных явлений в сфере долевого строительства; на своевременное и качественное проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Правоохранительным и надзорным органам рекомендовано: оперативно принимать меры, направленные на защиту участников долевого строительства от мошеннических действий недобросовестных застройщиков, а также продолжить борьбу с противоправными действиями в жилищной сфере, в сфере финансовых услуг, в том числе ипотечного кредитования и микрокредитования и обеспечить эффективный контроль над деятельностью организаций, осуществляющих строительство многоквартирных домов с привлечением денежных средств граждан.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовили студентки 4 курса Психологии и социальной педагогики:

Арбузова А.Г., Шерсткова Е.А.

В данной статье рассматривается деятельность социальной политики Красноярского края. Уделяется внимание различным социальным программам, и оказанию социальной помощи населению.

Ключевые слова: социальная политика, социальная защита, социальные программы, Красноярский край.

Социальная политика – деятельность государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы общества.

Важнейшим и приоритетным важнейшим направлением на современном этапе социальной политики Красноярского края является социальная защита населения.

Социальная защита населения Красноярского края – многопрофильная отрасль, осуществляющая социальную поддержку и социальное обслуживание слабо защищенных групп населения, прежде всего граждан пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями, семей с детьми.

Цель развития отрасли социальной защиты населения Красноярского края – повышение эффективности социальной поддержки и социального обслуживания населения с учетом социально-экономических приоритетов, определенных на уровне Российской Федерации и края.

Государственная политика Красноярского края в области социальной защиты населения предусматривает:

- направленность социальных услуг в первую очередь на поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

- содействие развитию способностей граждан (лиц) и семей к самопомощи;

- разработку и исполнение целевых программ социального обслуживания населения края;

- выделение из краевого бюджета (дополнительно к федеральному финансированию) средств, необходимых для реализации межведомственных и ведомственных программ социального обслуживания;

- развитие системы государственных и муниципальных служб, оказывающих социальные услуги населению;

- поощрение любых частных и общественных инициатив (подвижничество, благотворительность и т.п.) в области социального обслуживания;

- пропаганду идеологии социально ориентированного государства.

Особое внимание уделяется вопросам социальной защиты детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы, а также гарантиям для детей военнослужащих, погибших во время прохождения военной службы и другим категориям детей (детей, нуждающихся в стационарном лечении вне края, детей, воспитываемых в приемных семьях, одаренных детей общеобразовательных учреждений края).

Большое внимание социальной политики Красноярского края уделяется защиты инвалидов.

Несмотря на положительные итоги развития социальной сферы на протяжении последних лет, в ее деятельности сохраняется ряд проблем, основными из которых являются неудовлетворительное состояние материально- технической базы действующих стационарных учреждений и высокий спрос населения на социальные услуги в стационарных условиях, превышающий возможности имеющихся учреждений.

Была решена многолетняя проблема ликвидации очередности в дома интернаты общего типа, однако сохраняется очередность на помещение в интернаты психоневрологического профиля,

На сегодняшний день требуют реконструкции стационарные учреждения социальной защиты, находящиеся в аварийном и ветхом состоянии.

Социальные показатели края уступают уровню его экономического развития.

Для решения проблем в развитии социальной сферы Красноярского края определены приоритетные направления.

1. Повышение уровня и качества жизни граждан пожилого возраста и других категорий граждан Красноярского края, нуждающихся в социальной защите.

2. Повышение уровня социальной защищенности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, развитие системы реабилитации.

3. Повышение эффективности социальной поддержки семей, имеющих детей.

4. Улучшение качества предоставления государственных услуг по социальному обслуживанию.

Безусловно, в данной статье выделены лишь некоторые существующие проблемы социального развития Красноярского края.

Список использованных источников

Коленкина, А.А. Развитие системы социальной защиты населения в Красноярском крае / А.А. Коленкина // Вестник КрасГАУ. – 2017. – №10. –С. 219 – 222.

Лукьянова, А.А. Международного опыта при реализации программно-целевого подхода в региональном социально-экономическом развитии / А. А. Лукьянова, Е. С. Кононова // Красноярский государственный / Сибирский журнал науки и технологий. – 2016. – №11. – С. 89 – 91.


Состояние отраслей экономики региона, а соответственно — и социально экономическая безопасность региона — всегда тесно связаны с достаточностью финансирования и эффективностью исполнения расходов. И поскольку обеспечение необходимого уровня региональной безопасности — одна из приоритетных задач региональных властей, то и вопросами обеспечения инфраструктуры отраслей экономики должно заниматься государство в лице региона.

План и направления расходов бюджета в регионе утверждаются законами Красноярского края о краевом бюджете на определенный год и плановый период (два последующих года), т. е. действует трехгодичное планирование. Такие законы утверждаются ежегодно путем корректировки и индексации предыдущих законов и приведения их в соответствие с бюджетной политикой государства.

Экономическую безопасность Красноярского края следует рассматривать как совокупность текущего состояния, условий и факторов, которые характеризуют стабильность, устойчивость развития экономики региона.

Структура региональной безопасности аналогична структуре национальной безопасности. Экономика региона зависит от наличия и степени выраженности внутренних и внешних угроз. Внешние угрозы являются следствием состояния государства и мировой экономики. Внутренние угрозы возникают под влиянием текущего состояния региональной экономики. [1]

Наиболее информативными показателями, характеризующими социально-экономическую безопасность региона, являются следующие (рис. 1, 2.)


Рис. 1. Структура статистических показателей экономической безопасности региона


Рис. 2. Структура статистических показателей социальной безопасности региона

В. Сенчагов, под региональной экономической безопасностью, понимает способность субъектов Федерации противостоять кризисным ситуациям, вызываемым воздействием внешних и внутренних факторов на научно-производственный и ресурсный потенциал и их структуру, сферу обращения и институциональную инфраструктуру, социальную сферу, уровень и качество жизни людей. Его определение достаточно полно характеризует состояние экономической безопасности региона. [3]

Серьезной проблемой Красноярского края остается несовершенство использования его собственности. Около половины денежных средств, которые могли бы поступить в бюджет, теряются из-за несоответствия реальной цены объекта собственности и той, которую край получает за его аренду или продажу. В среднем, 10–20 % объектов не используются. Примерно 30 % имущества требует капитального ремонта, после которого смогло бы приносить прибыль еще в течение 50 лет, тогда как без ремонта выходит из строя или становится непригодным для дальнейшего использования. Все это связано с несколькими причинами:

– необъективная оценка стоимости имущества (вследствие чего аренда и продажа имущества осуществляется по крайне низким ценам);

– неграмотное управление имуществом, некомпетентность государственных служащих;

– недостаток программ, касающихся управления государственным имуществом;

– отсутствие регулярных конкретных методов оценки эффективности государственного имущества;

– несовершенство законодательной базы в отношении управления государственным имуществом.

Перечисленные проблемы в управлении государственной собственностью существенно снижают экономическую безопасность Красноярского края. В настоящее время происходят обезличивание собственности, размывание границ предприятий и потеря ответственности за результаты управления. Внедрение в процесс управления государственной собственностью технократических идей ведет к разрушению иерархических структур. Вместо них происходит создание сетевых структур, что усиливает процессы координации вместо управления [4].

Кроме того, представляется, что на территории Красноярского края недостаточно эффективно осуществляются:

– взыскание задолженности по арендной плате и неосновательного обогащения за пользование краевым имуществом, а также штрафных санкций в принудительном порядке;

– защита права собственности Красноярского края.

Можно выделить ряд тенденций изменения состояния основных фондов социальной сферы в организациях здравоохранения Красноярского края:

– состояние основных фондов социальной сферы в Красноярском крае значительно лучше, чем в целом по России. Однако, динамика коэффициентов годности и износа показывает постепенное устаревание основных средств с начала анализируемого периода. Нормативный износ основных фондов организаций социальной сферы (здравоохранения) по России увеличивается с 47,5 % до 53,6 %, по Красноярскому краю — с 41,5 % до 45,9 %. Таким образом, несмотря на ежегодное увеличение стоимости основных средств, речь пока не может идти об их реальном обновлении;

– несмотря на позитивные итоги 2016 года по капитальному строительству учреждений здравоохранения и обновлению основных фондов, наблюдается некоторый перевес в пользу нового строительства, нежели реконструкции и ремонта уже существующего фонда недвижимости. [2]

Таким образом, требование обеспечения социально-экономической безопасности регионов должно быть включено в число основополагающих принципов формирования и реализации региональной политики.

Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д.

Обеспечение экономической безопасности, как страны, так и региона не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.

Основные термины (генерируются автоматически): Красноярский край, социальная сфера, государственное имущество, экономическая безопасность, экономическая безопасность региона, государственная собственность, региональная безопасность, Россия, структура, текущее состояние.

Похожие статьи

Экономическая безопасность в социальной сфере: проблемы.

В статье приводится классификация угроз национальной безопасности в социальной сфере с точки зрения современной экономической трактовки, дается теоретическое обоснование применения ряда негативных проявлений в социальной сфере в качестве ключевых «точек.

Совершенствование системы экономической безопасности.

Обеспечение экономической безопасности региона является приоритетной задачей органов власти. Рассмотрены региональные и федеральные концепции обеспечения экономической безопасности и выявлен потенциал эффективной модернизации региона.

Особенности в обеспечении социально-экономической.

Ключевые слова: социально-экономическая безопасность, социально-экономическая диагностика.

К разработке стратегии администрацией региона привлекается население, партии, предприниматели, звенья и структуры экономики.

Статьи по ключевому слову "экономическая безопасность. "

Влияние экономических санкций на состояние экономической безопасности РФ.

Экономическая безопасность в банковской сфере: отзыв лицензии.

Совершенствование системы экономической безопасности региона на примере Приморского края.

Инвестиционная безопасность регионов России как подсистема.

инвестиционная безопасность, основной капитал, экономическая безопасность, Россия, РФ, Российская Федерация, прирост ВВП, риск, арктический шельф, инвестиционная деятельность.

Понятие экономической безопасности государства и ее место.

Экономическая безопасность государства — сложное социально-экономическое состояние, которое отражает огромное количество стабильно меняющихся обстоятельств материального производства и влияющих внешних и внутренних факторов.

Социальная политика и экономическая безопасность

Современные угрозы экономической безопасности России. экономическая безопасность, прожиточный минимум, Россия, государственная стратегия

Экономическая безопасность государства — сложное социально-экономическое состояние, которое отражает огромное.

Внешнеэкономическая деятельность российских регионов как.

Обеспечение экономической безопасности во внешнеторговой. экономическая безопасность, Российская Федерация, внешнеторговая деятельность, национальная безопасность, темп прироста, внешняя торговля, внешнеторговая сфера.

Экономическая и национальная безопасность: вопросы.

Экономическая безопасность — компонент и фундамент национальной безопасности [4, с. 22]. 2) Экономическая безопасность государства — состояние экономической системы, имеющей возможность реализовать себя достигая цели.

Загрязнение окружающей среды – одна из важнейших проблем человечества. Именно от того, насколько бережно мы относимся к природе, воздуху, зависит судьба нашей планеты и человечества. Особую обеспокоенность вызывают территории, где находятся крупнейшие промышленные центры. В нашей стране экологические проблемы Красноярского края занимают лидирующие позиции. Эта местность очень уязвима из-за предприятий, находящихся на ней. Разберемся, какие экологические проблемы Красноярского края существуют в настоящее время и каким образом они устраняются.

Экологическое состояние края

Этот субъект Российской Федерации - лидер по многим показателям. Имеет самую большую площадь и концентрацию полезных ископаемых, он отвечает за их добычу в больших масштабах. Здесь находятся залежи угля и никеля, графита и кварцевых песков, всевозможные виды руд. Регион занимается и заготовкой древесины, ведь больше половины территории занимают леса.

Если обрисовывать экологические проблемы Красноярского края кратко, можно сказать о том, что главная из них – функционирование вредных производств, которые загрязняют воздух, сбрасывают отходы в воду. Это усугубляется тем, что эти комбинаты (2/3 из них) находятся в самых густонаселенных городах региона: Красноярске и Норильске.

Еще одна проблема – вырубка лесов, которые являются не только природными очистителями воздуха, но и местами обитания живых организмов. Не уделяется должного внимания и насаждениям в городах.

Все это позволило внести регион в тройку по России с самой большой загрязненностью окружающей среды. Разберем подробно экологические проблемы Красноярского края.

Воздух

Хороший чистый воздух жизненно необходим всем. К сожалению, обитателям Красноярского края приходится о таком только мечтать. Ведь большие промышленные предприятия засоряют его с пугающей быстротой. Цифра, характеризующая выбросы в атмосферу, катастрофически растет. С 2000 года она увеличилась почти вдвое.

экологические проблемы красноярского края

Самое страшное, что для обывателей все эти выбросы практически незаметны, тогда как в воздухе витает половина периодической таблицы, в том числе вредные аммиак, формальдегид, оксид углерода и другие.

Последний из перечисленных компонентов – продукт, которым загрязняет воздух автотранспорт. Особенно его концентрация высока в крупных городах, и она растет каждый год. Связано это с улучшением благосостояния населения и с повышающимися грузоперевозками.

Экологические проблемы водных объектов Красноярского края также весьма масштабны. Здесь находится несколько тысяч озер с пресной водой, также через территорию протекают и реки, которые используются для строительства электростанций.

К сожалению, предприятия, функционирующие в этом субъекте, помимо воздуха, загрязняют и воду. Речь идет о выбросе в нее опасных для жизни элементов, как, к примеру, свинец или цинк. Сточные воды заводов и фабрик недостаточно очищаются, так же как плохо подвержены очистке и канализационные стоки. В результате – ухудшение качества пресной воды, от чистоты и бесперебойной подачи которой зависит жизнь в регионе.

какие экологические проблемы красноярского края

Помимо того что выбрасываются загрязненные сточные воды, они еще и недостаточно охлаждены, что приводит к гибели экосистемы водоемов. Так, в 2011 году был зафиксирован случай, когда предприятие выбросило в Енисей воду температурой в 40 градусов. Это нанесло серьезный урон экосистеме: на большом участке погиб планктон и, как следствие, рыба. Виновником оказались Красноярские теплосети.

Почва и леса

Экологические проблемы Красноярского края связаны и с состоянием почв. Загрязняются они двумя путями: при непосредственном контакте с источником (когда происходит выброс ядовитых веществ), также возможно попадание ядов по воздуху. Ведь они тяжелее и способны оседать на землю. Таким образом, земельный покров содержит свинец, цинк и другие тяжелые металлы.

Еще одна проблема – заболоченность и окисление почв, также в них содержится большое количество соли.

Экологические проблемы Красноярского края с земельными ресурсами неразрывно связаны с состоянием лесов.

экологические проблемы водных объектов красноярского края

Ведь растения и кустарники не в состоянии произрастать на загрязненной почве. В результате сокращаются лесные площади: в первую очередь страдают хвойные, мхи и лишайники.

Другие проблемы

Кроме того, экологические проблемы Красноярского края связаны и с хранением 105 миллионов тонн отходов промышленности. Из них определенная доля приходится на 1 и 2 класс опасности (самые ядовитые). Из них 20 с лишним миллионов тонн хранится в непосредственной близости жилым массивам. Как правило, этот процесс проводится с нарушением норм, что может привести к экологической катастрофе.

Следует сказать и о самых загрязненных городах края. В первую очередь, это Норильск. Этот административный центр – самый загрязненный город нашей страны, в мировой статистике он также занимает лидирующие позиции.

экологические проблемы красноярского края кратко

Причина всему – комбинат, который добывает и одновременно перерабатывает металл. Весь город погружен в смог. Усугубляет положение то, что он находится в арктической зоне, скудная природа которой неспособна справляться с колоссальными выбросами.

Красноярск немногим уступает Норильску. Здесь имеет место загрязнение воздуха (смог особо заметен в теплые дни), почв (преимущественно мышьяком) и воды (в этом повинны предприятия химической промышленности, находящиеся в непосредственной близости от города).

Принимаемые меры

Решение экологических проблем Красноярского края во многом зависит от самих жителей региона, их бдительности.

Другой путь выхода из столь катастрофической ситуации – разработка экологичных производств, не сопровождающихся вредными выбросами.

решение экологических проблем красноярского края

Также разрабатывается нормативно-правовое регулирование экологической ситуации.

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



1. Социальная структура общества

. Социальная структура Красноярского края

2.1 Общий портрет Красноярского края

.2 Демографические процессы в Красноярском крае

.3 Национальный состав Красноярского края

2.4 Национально-культурные объединения Красноярского края

.5 Труд и занятость населения Красноярского края

.6 Структура населения по доходам и расходам Красноярского края

.7 Социальная сфера Красноярского края

Список используемой литературы

В начале XXI века объединенный Красноярский край становится местом интенсивного промышленного, сельскохозяйственного и социально-культурного развития. Знание социальной структуры Красноярского края позволяет власти принимать правильные решения и устранять недостатки.

Изучение направлено на:

воспитание приверженности к гуманистическим ценностям, положенным в основу законов Красноярского края;

освоение системы знаний о деятельности жителей Красноярского края, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений в Красноярском крае, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой;

овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных, необходимых для позитивного участия в жизни Красноярского края;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений в сфере гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми разных национальностей и народов, проживающих на территории Красноярского края.

Полученные знания, жизненный и политический опыт помогут не только сформировать целостную картину мира на основе регионального материала, но и разобраться во всем его многообразии, сложностях и противоречиях.

Цель данной работы: изучение основных тенденций социальной структуры Красноярского края.

Для этого решим следующие задачи:

изучим теоретические аспекты социальной структуры общества;

охарактеризуем особенности социальной структуры Красноярского края.

Работа состоит из введения, глав основной части, заключения и списка использованной литературы.


1. Социальная структура общества

Человек - существо социальное. Он привык жить среди людей, вступая с ними в разнообразные отношения: родственные, хозяйственно-экономические, дружеские и всякие другие.

Социальная структура - совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.

В научной литературе социальная структура рассматривается в широком и узком смысле слова. В широком смысле - социальная структура это совокупность связей между сферами общественной жизни: экономической, политической, культурной. Эти связи определяются экономическими отношениями. В узком - деление общества на социальные группы и их связь между собой.

Важнейшая отличительная особенность социальной структуры заключается в том, что она тождественна системным свойствам комплекса составляющих ее элементов. В любой структуре можно выделить элементы, составляющие собственную структуру, и комплекс элементов из которых структура строится.

Социальная структура общества - это устойчивая связь субъектов социальной жизни, которые различаются между собой степенью обладания собственности, получаемого дохода, власти, престижа, образования, занимают определенные позиции и выполняют определенные социальные функции.

К важнейшим исходным социальным общностям относятся национально-этнические образования, возникающие на почве общности историко-географического происхождения, культуры, и демографические, связанные с социально-биологической природой человека.

С развитием общества появляются общности, связанные с дифференциацией трудовой деятельности, со спецификой социально-экономического положения, развитием поселенческих образований и др. В связи с этим можно говорить о социальных срезах или социальных подструктурах общества: национально-этнической, социально-демографической, социально-профессиональной, социально-классовой, поселенческой и других.

Все названные элементы переплетены сложными, многообразными и многочисленными взаимосвязями и отношениями: каждый из элементов социальной структуры, в свою очередь, является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями.

2. Социальная структура Красноярского края

2.1 Общий портрет Красноярского края

Красноярский край расположен в Центральной Сибири. Расположен в бассейне реки Енисей. На севере край омывается водами двух морей Северного Ледовитого океана - Карским морем и морем Лаптевых.

Территория края составляет 2366,8 тыс. квадратных километров - 13,8% территории Российской Федерации.

Красноярский край занимает второе место в Российской Федерации по территории после Республики Саха (Якутия) и 13 место - по численности населения (численность населения края на 1.01.2010 года - 2893,9 тыс. человек).

На территории края расположен географический центр России.

Красноярский край - субъект РФ, входит в состав Сибирского федерального округа, административный центр - Красноярск, год основания - 1628, численность постоянного населения на 1 января 2010 г. - 963,2 тыс. человек

Системы расселения автономных округов, каждый из которых по площади больше Красноярского края, крайне неразвиты, ведь их население не дотягивает до численности даже среднего города. В Таймырском АО формально преобладает городское население (66%), но концентрируется оно в единственном малом городе - окружном центре Дудинке. В Эвенкии 67% населения живет в сельской местности, а единственным городским поселением является центр округа - пгт Тура, в котором живет менее 5 тыс. человек.

Красноярский край - это богатство природными ресурсами, уникальная обширность территории, край занимает первое место в России по запасам древесины, второе - по запасам гидроэнергетических ресурсов, третье - по запасам минерального топлива. Здесь находятся месторождения руд черных и цветных металлов, золота, природного камня, нерудных строительных материалов.

Основные социально-экономические показатели Красноярского края представлены в Приложении 1.

Портрет Красноярского края включает в себя ряд противоречивых характеристик:

) лидерские позиции по показателям экономического развития;

) средний уровень социально-демографического развития;

) критические характеристики в области экологии и безопасности.

Экономическое лидерство обеспечивается деятельностью крупных корпораций по добыче и экспорту природных ресурсов и продуктов первичной переработки, при этом остается недостаточно развитой транспортно-логистическая инфраструктура.

Демографические характеристики и уровень развития социальной инфраструктуры ниже среднероссийских показателей. При сравнительно высоком уровне доходов населения сохраняется относительно высокий уровень безработицы и высокий уровень преступности.

Критической является ситуация в области экологических загрязнений и инфраструктурной безопасности, что связано со значительным износом энергетической, транспортной и жилищно-коммунальной инфраструктур.

Особенность Красноярского края - его срединное положение в Российской Федерации и Евразии, а также удаленность от основных мест концентрации промышленного производства и населения, находящихся в европейской части России.

Развитые зарубежные страны и на западе (страны ЕЭС), и на востоке (страны АТР) также находятся на большом удалении и не имеют непосредственных границ с краем. Все это определяет одну из его ключевых функций - обеспечение экономической, транспортной и социально-культурной связности страны и континента.

Значительная часть территории края расположена в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В силу своей большой протяженности с юга на север регион отличается большим разнообразием и контрастностью природно-географических и социально-экономических условий развития отдельных территорий, резким различием в структуре их экономики, эффективности производства и демографических процессов.

Современный Красноярский край - это крупнейший по площади и по численности населения регион Сибирского федерального округа, относящийся к слабо заселенным территориям с ареальным типом расселения. Основной каркас расселения нанизан на две линии: преимущественно широтную (Транссибирская магистраль и автотрасса Москва-Иркутск) и меридиональную - р. Енисей. Около 80 % населения края живут к югу от Ангары - на одной десятой территории края.

Население Красноярского края на 1.01.2010 года - 2883,9 тыс.чел. Плотность - 1,2 чел./км ², удельный вес городского населения - 75,9 %, сельского 24,1 %.

Таблица 1 - Численность населения Красноярского края

Все население, тыс.чел.

В общей численности населения, %

Динамика численности населения Красноярского края на рис.1.

Рисунок 1 - Динамика численности населения Красноярского края, тыс.чел.

Красноярский край обладает одной из самых развитых городских систем за Уралом. Доля городского населения, проживающего в 23 городах и 40 поселках городского типа, составляет 75,7 %, что выше среднероссийских показателей. Почти 40% населения региона (1140 тыс.чел.) проживает в столице края (Красноярске), четырех пригородных муниципальных районах (Березовском, Емельяновском, Манском, Сухобузимском) и двух городских округах (Сосновоборске, Дивногорске) - на территории формирующейся Красноярской агломерации. К 2030 году численность населения Красноярской агломерации будет превышать 1,1 млн. жителей.

.2 Демографические процессы в Красноярском крае

В демографической ситуации Красноярского края за последнее десятилетие произошли глубокие изменения - край из региона с устойчивым расширенным воспроизводством населения превратился в регион устойчивой депопуляции.

Демографические ресурсы Красноярского края всегда были ограниченными, а с 1990-х годов они убывают, как и в большинстве регионов страны. Естественная убыль населения началась в первой половине 1990-х годов (без автономных округов), в сельских районах этот процесс идет уже несколько десятилетий и в переходный период достиг максимума.

Темпы естественной убыли в крае примерно равны средним по Сибирскому федеральному округу и ниже средних по стране из-за более молодой возрастной структуры. Вместе с тем воспроизводственные характеристики населения края по-прежнему сохраняют более благоприятные, по сравнению со среднероссийским уровнем.

Таблица 2 - Показатели естественного движения населения в Красноярском крае

в том числе дети

в возрасте до 1 года

Естественный прирост, (убыль -), чел.

на 1000 человек населения

в том числе дети

в возрасте до 1 года

Естественный прирост, (убыль -)

на 1000 человек населения

В период 1990-2009 гг. численность жителей края уменьшилась на 273 тыс. чел. (8,6 %), при этом численность мужчин сократилась на 12,1 %, а женщин на - 5,3 %. Численность мужчин сокращалась быстрее в 2,3 раза. В 2010 г. превышение числа родившихся над числом умерших в целом по краю составило 1,3 %. За 2009 г. превышение числа умерших над числом родившихся составляло 1,5%. Возросшая общая смертность населения является наиболее острым проявлением современной неблагоприятной демографической ситуации края. Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения края, которая в настоящее время составляет 63,1 года.

Численность постоянного населения края на 1 января 2010 г. составила 2893,9 тыс. человек и за 2009 г. увеличилась на 4,1 тыс. человек, или на 0,1%.

Таблица 3 - Возрастно-половой состав населения Красноярского края

Численность постоянного населения, чел., в т.ч. в возрасте:

в % к общей численности населения: моложе трудоспособного

В общей численности населения мужчин - 1348,9 тыс. человек, или 46,6%, женщин - 1545,0 тыс. человек, или 53,4%. На каждую 1000 мужчин приходится 1145 женщин. На начало 2010 г. на каждую 1000 человек трудоспособного возраста приходилось 560 человека нетрудоспособного возраста, в том числе 265 детей и 295 человек старше трудоспособного возраста. Средний возраст жителей края составляет 37,4 года.

Таблица 4 - Распределение численности мужчин и женщин Красноярского края, по возрастным группам

Всего в т.ч. в возрасте, лет

Из общей численности население в возрасте

Численность пенсионеров края по состоянию на 1.01.2011 составляет:

Все пенсионеры, в том числе получающие:

трудовые пенсии из них:

по случаю потери кормильца

Реальное влияние на численность и состав населения, кроме естественного движения населения, оказывает миграция. Среди переселенцев значительное большинство составляют люди в возрасте от 18 до 40 лет, т.е. уезжает наиболее трудоспособная и активная часть населения, желающая иметь более высокие стандарты уровня жизни для себя и детей, и имеющая наибольшие шансы на трудоустройство в других регионах России и за рубежом.

Таблица 5 - Миграция населения Красноярского края

миграционный прирост, снижение (-)

миграционный прирост, снижение (-)

Миграция, из нее

в пределах России, в т.ч.

Международная, в т.ч.

с др. зарубежными странами

.3 Национальный состав Красноярского края

Национальный состав региона отличается чрезвычайной пестротой и большим разнообразием. В Красноярском крае проживают представители более ста национальностей и вопрос о национальной принадлежности позволит каждой национальной группе заявить о себе как о реальной силе, важной для нашего многонационального государства. Анализ данных переписи 2002 года позволяет сделать некоторые выводы по современному состоянию этнодемографической ситуации в Красноярском крае.

Во-вторых, расширился список национальностей, проживающих на территории края, со 124 до 137. Интересно, что перепись 2002 года не выявила представителей семи национальностей, отмеченных в переписи 1989 года (чуванцы, евреи грузинские и среднеазиатские, ороки и орочи, юкагиры и крымчаки). И наоборот, в последней переписи появилось 19 национальностей, ранее, как правило, не встречавшихся на территории края. Одна из главных причин этого - всплеск национального самосознания 1990-х годов и либерализация в деле определения этнической самоидентификации.

Таблица 6 - Национальный состав Красноярского края

Лица, не указавшие национальность

В-третьих, существенно изменились численность и удельный вес этносов внутри национального сообщества края. Количество старожильческого (для Красноярья) диаспорного населения уменьшилось вследствие снижения естественного прироста, миграционной убыли, культурно-интеграционных и ассимиляционных процессов. Численность татар региона за последний межпереписной период снизилась на 10%, бурят, немцев и якутов - на 15-18%, башкир, литовцев, марийцев, молдаван, поляков, тувинцев, удмуртов, финнов, хакасов и чувашей - на 20-30%, белорусов, латышей, мордвы и украинцев - в 1,5-1,7 раза, евреев - в 1,9 раза. По мнению ученых, если численность этноса уменьшилась за столь короткий срок более чем на 20%, то основную причину этого следует искать в смене этнической идентичности. Исключение составляют евреи, у которых главная причина - эмиграция и старение диаспоры. В отличие от старожильческих национальностей Красноярья значительно увеличили свое представительство в регионе за счет повышенной рождаемости и активной миграции диаспоры Кавказа, Средней и Юго-Восточной Азии.

В-четвертых, в регионе наблюдается стабилизация численности коренных малочисленных народов Севера (КМНС) с небольшой тенденцией к росту - 6% за межпереписной период. У долган и эвенков он составил 7-8%, у селькупов - 15%, ненцев и кетов - 21-22%. Исключение представляют энцы (рост в 1,8 раза) и нганасаны (убыль на 26%). Прирост северного аборигенного населения в сложных социально-экономических условиях обусловлен достаточно высокой рождаемостью, а также активной самоидентификацией метисов в пользу отнесения себя к народностям Севера. Их ожидания связаны с надеждой на адресную социальную поддержку со стороны государства через принятие и реализацию федеральных и краевых целевых программ.

В целом нерусское население проживает во всех без исключения городах и районах Красноярского края. В более чем половине из них удельный вес национальностей не превышает 10%, еще в 23 городах и районах данный показатель колеблется от 10 до 20%. В Норильске, Казачинском и Тунгусско-Чунском (ЭАО) районах доля нерусского населения находится на уровне 20-30%, в Дудинском муниципалитете (ТАО), Байкитском (ЭАО) и Пировском районах - в пределах 40-50 %, в Хатангском районе (ТАО) достигает 65%, а в Усть-Енисейском районе того же округа - 74%.

.4 Национально-культурные объединения Красноярского края

Читайте также: