Модель 4к в дошкольном образовании доклад

Обновлено: 02.07.2024

В условиях современного динамично меняющегося общества, система образования претерпевает серьезные изменения. То, что до сегодняшнего дня транслировалось со страниц учебников и воспринималось исходной истинной, в настоящий момент времени утрачивает свою значимость и актуальность.

При этом, форма подачи актуальной информации остается прежней, т.е. на уровни ниже запросов современного поколения учащихся.

Сегодняшний современный стиль педагогического взаимодействия, интегрированный с постоянно расширяющимся информационным полем, обуславливает постоянное развитие собственных компетенций, обновление формата знаний, и формирование новых навыков.

Знание приобретает форму контекста, в рамках которого компетентность, ограниченная одним видом деятельности становится недостаточной, важном становится обладание мета-компетенциями, т.к. именно этот формат становится необходимым как для получения новых знаний, так и для трансляции их, и основываются они на многообразии мыслительной деятельности, коллективном интеллекте, эмпатии.

В системе образования России о модели 4К активно стали говорить с 2014 года, а с 2017 года данная модель продвигаются Фондом новых форм образования.

Педагог - универсальная личность, которая одновременно является учителем и учеником. Каждое его занятие- это представление, в котором он актер, писатель, поэт, художник. Умением и мастерством своим, педагог формирует личности вверенных ему учеников.

Цель программы — повысить компетентность педагога в сфере трансляции знаний, межличностного общения и сотрудничества в команде.

Основными задачами программы являются:

Развитие умения решения комплексных задач;

Формирование и развитие навыка распознавания и контроля собственных эмоций;

Развитие навыка командной работы;

Развитие критического мышления;

Развитие навыка быстрого переключения с одной задачи на другую;

Развитие информационной грамотности.

Раскроем идею программы более подробно.

Критическое мышление – это умение быстро ориентироваться в большом потоке информации, распознавать причинно-следственные связи, выделять важное и второстепенное. Способность быстро находить новые решения и понимать причины успехов и неудач.

Креативность – способность видеть и принимать нестандартные решения, позволяющая оценивать ситуацию с различных сторон и чувствовать себя уверенно в меняющихся условиях среды. Это способность генерировать собсвееные идеи и развивать начинания других людей.

Командная работа (сотрудничество) – процесс тесно связанный с коммуникацией, и относится к профессиональной сфере. Это умение определить общую цель и способы ее достижения, через распределение ролей и оценки результативности действий.

Принимая во внимание современные требования к образованию в РФ, мы приходим к необходимости развития 4К компетенций у педагогов.

В основе программы повышения компетенции педагогов лежат тренинговые занятия и проектное обучение , ориентированные на динамическое формирование требований и обеспечение их реализации в результате постоянного взаимодействия внутри самоорганизующихся рабочих групп.

Программа дает возможность:

Разработки и адаптации новых форм группового взаимодействия;

Разрабатывать оценочные инструменты личностного роста участников образовательного процесса;

Транслировать собственный опыт, через создание нового методического материала;

Высшим уровнем профессионального саморазвития педагога является не только создание им авторской системы работы и трансляции знаний, но и наглядная демонстрация его достижений в лице участников образовательного процесса.

4К: измерение критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации;

Компетенции 21 века в национальных стандартах школьного образования;

Нажмите, чтобы узнать подробности

В нее входят четыре базовых навыка, которые можно и нужно развивать с самого раннего возраста:

  • коммуникация;
  • командная работа (или кооперация);
  • критическое мышление;
  • креативность.

Зачем развивать 4К?

  1. Эти навыки востребованы в любой профессии
  2. Эти навыки становятся частью образовательного процесса
  3. Эти навыки помогут развивать личностный потенциал

Коммуникация– умение быстро и продуктивно налаживать контакты, слушать и слышать собеседника, доносить до пониманию других людей свою точку зрения в формате «равный-равному".

В современном мире способность договариваться, налаживать социальные связи, слушать собеседника и объяснять свою точку зрения стала жизненно важным умением, позволяющим управлять отношениями между людьми. Первичные коммуникационные навыки формируются у ребенка в первые полтора-два года жизни, в основном во взаимодействии с мамой и близкими родственниками. Затем такие способности, как умение правильно и эффективно общаться, чувствовать себя комфортно в любой среде и строить беседу с любым человеком, можно развивать в коллективе. Долгое время считалось, что хорошо общаются экстраверты, а вот те, кто не может ни с кем найти общий язык, — это интроверты. Теперь же показано, что факторы наследственности незначительно влияют на то, экстраверт ты или интроверт; гораздо важнее факторы среды.

Зачем нужно уметь общаться? В мире, в котором мы будем жить, сами знания и навыки будут не так важны, как умение взаимодействовать и ими обмениваться. Поэтому эффективная коммуникация выходит на первый план и становится крайне важной сферой развития детей в раннем дошкольном возрасте. Какие есть показатели успешной коммуникации для разного возраста?

3–4 года — ребенок осознаёт и ясно говорит, что нужно сделать для того, чтобы был результат, пересказывает произошедшее в деталях, может объяснить правила игры кому-то еще и ввести в игру нового ребенка в коллективе, сочиняет песни и истории.

5–7 лет — добавляет в разговор свой личный опыт, сопровождает пересказ рисунками, задает вопросы о конкретных деталях, умеет вычленить главное, может вводить свои собственные правила в игру и способен их изменять.

Развивать коммуникативные навыки нужно через игру и общение. Играть нужно больше и включать игровую деятельность как ведущую во все занятия, при любом обучении. В возрасте 4–7 лет должен произойти переход от параллельной игры, когда дети играют каждый в свое, к игре, полностью придуманной одним участником, который вовлек в нее всех остальных детей.

Командная работа– процесс тесно связанный с коммуникацией, и относится к профессиональной сфере. Это умение определить общую цель и способы ее достижения, через распределение ролей и оценки результативности действий.

Работа в команде тесно связана с коммуникацией. Цель — научиться определять общую задачу и способы ее достижения, распределять роли и оценивать результат.

Тенденция современного подхода в системе раннего образования — сводить детей в группы для совместного выполнения задач.

Если речь идет о коллективных занятиях, то оптимальное количество детей в группе — 16 человек. Должна быть кратность 4, что обеспечивает возможность работы в четверках, когда мнения могут разделиться по-разному. Не один против одного, не в паре, а с возможностью привлечь на свою сторону других детей, которые, возможно, еще не определились, и вместе выработать какое-то решение.

Бизнес-сообщества сегодня движутся в сторону создания кросс-культурных команд. Задача дошкольного образования — организация работы детей в группах, отказ от модели, когда все сидят, слушают, запоминают, много разных практических занятий.

Критическое мышление-это умение быстро ориентироваться в большом потоке информации, распознавать причинно-следственные связи, выделять важное и второстепенное. Способность быстро находить новые решения и понимать причины успехов и неудач.

Вопреки названию, такой тип мышления не направлен буквально на критику. Критическое мышление — это умение оценивать много разных вариантов и выбирать из них лучший, умение искать и находить различные способы решения задач, а не только тот, что навязан учителем.

Как воспитывать критическое мышления у детей раннего возраста? В первую очередь через создание доверительной среды. Необходимо обращаться к ребенку напрямую, бросать детям вызов, побуждать их задавать вопросы. Если ребенок задает вопрос, не нужно сразу односложно на него отвечать. Лучше вызвать ребенка на диалог и спросить его о том, как бы он сам ответил на свой вопрос. Пусть он попытается самостоятельно найти ответ.

Второй важный аспект — развитие эмоционального интеллекта, обучение детей распознаванию своих и чужих эмоций, умению их определить, назвать и контролировать.

20 лет назад никто не слышал о таких профессиях, как SMM-специалист или разработчик мобильных приложений. Сложно предугадать, чего именно рынок труда потребует еще через несколько лет, но он точно изменится. Даже работа бухгалтеров и аналитиков будет постепенно автоматизироваться, не говоря уже о физическом труде. Работодателей в основном будут интересовать навыки, которые невозможно заменить алгоритмами.

Немного теории

В 2016 году президент Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб объявил, что началась Четвертая технологическая революция. Это значит, что скоро все за нас будут делать роботы, а к 2020 году каждый востребованный сотрудник должен будет уметь:

  1. решать комплексные задачи;
  2. думать критически;
  3. творчески мыслить;
  4. управлять людьми;
  5. работать в команде;
  6. распознавать эмоции других людей и свои собственные, управлять ими;
  7. формировать суждения и принимать решения;
  8. ориентироваться на клиента;
  9. вести переговоры;
  10. быстро переключаться с одной задачи на другую.


К 2020 году критическое мышление и креативность войдут в топ-3 самых востребованных навыков, а в 2015 они занимали 4 и 10 места.

  1. Критическое мышление (Critical Thinking);
  2. Креативность (Creativity);
  3. Коммуникация (Communication);
  4. Координация (Coordinating With Others).


Систему 4К придумали в ответ на запрос работодателей, но все эти навыки стоит развивать не только тем, кто планирует достичь головокружительных карьерных высот. По большому счету, это признаки гармоничной и счастливой личности.

Практика: где учиться

Гибкие навыки формируются задолго до того, как человек начинает карьеру. Это значит, что участие в их развитии должна принимать и школа. Но, согласитесь, сложно представить развитие креативности на уроках алгебры или истории.

Работа по созданию системы 4К для школ ведется уже несколько лет. Например, здесь можно посмотреть результаты программы, которую разрабатывает НИУ ВШЭ совместно со Сбербанком для начальных классов. Цель проекта — создать инструменты развития и оценки 4К. 500 школьников из Казани прошли пробное тестирование на уровень развития навыков XXI века. Сейчас разработчики анализируют результаты, составляют статистику и оценивают работоспособность тестов.

В каких школах учат по системе 4К

Пока образование по системе 4К обкатывается в нескольких школах страны и финансируется крупными компаниями (Сбербанк, Русагро, благотворительные фонды). Только после успешного тестирования программа будет внедряться по всей России.

  • Московская школа Летово начала работу в 2018 году. Основатели школы обещают рай для трудолюбивых и способных учеников со всей страны. Лучшее оснащение, лучшие учителя, образование по системе 4К и возможность каждому ученику выбирать учебную программу. В школу принимают на конкурсной основе. Преподавание ведется на двух языках: русском и английском.Школу финансирует благотворительный фонд, поэтому учиться там может ребенок из семьи с любым достатком. Главное — способности и желание учиться.На сайте есть бесплатные вебинары и материалы по подготовке к олимпиадам. открывает двери только для московских школьников. Для учеников 10-11 классов предусмотрено 8 направлений подготовки, а девятиклассники учатся по общей программе. Прием в лицей на основе тестирования.
  • В сентябре 2019 года планируется открытие Умной школы в Иркутске. Комплекс будет состоять из трех корпусов школы и поселка для приемных семей. В школе будут организованы инклюзивное образование и индивидуальный подход к каждому ученику. Обучение бесплатное. Отбор по способностям только для поступающих в 10 класс.

Где еще можно учиться

Те, кому не повезло родиться в нужном регионе, могут развивать 4К-навыки в летних лагерях, на тренингах и онлайн-курсах:

Самообразование

Успешно развивать навыки XXI века может каждый. Главное — желание и упорство. Теорию и практику 4К в обычной жизни помогут освоить:

  • внешкольная деятельность: кружки, секции, мероприятия, волонтерство;
  • ментворкинг — умение обмениваться навыками с партнерами, учиться и учить одновременно;
  • литература по теме:

Будет рынок труда развиваться по предложенному в Давосе сценарию или нет, навыки XXI века пригодятся в жизни каждому человеку. Российские школы пока не перешли на систему 4К, но в стране появляется все больше проектов, которые обучают креативности, коммуникации, кооперации и критическому мышлению. Можно изучать теорию по книгам или довериться учителям, а за применение гибких навыков каждый в любом случае отвечает сам.

Маленькому ребенку некогда продохнуть. Только мамы разобрались, куда и на какие кружки-секции водить детей (обычно это подготовка к школе, спорт или танцы; возможно, еще и английский), как мир ушел в онлайн, а психологи забили тревогу: не тому мы учим наших детей! В жизни и дальнейшей карьере важна не математика или письмо, а стрессоустойчивость, умение работать в команде и другие навыки, так называемые soft skills.

Давайте разберемся, что это такое и как нашим детям помочь освоить 4К – четыре необходимые компетенции XXI века.


Сразу скажу, что в книге много разных заданий на развитие внимания, памяти, там есть шифровки, раскраски, и это способствует включенности маленького читателя в сюжет. Ведь дети любят кого-то спасать, а здесь они помогают Маше искать свитки со словами, которые потерялись из книжки про народы России.

Итак, 4К, которые освоила Маша Петрушкина:

Коммуникация


«Бабушка улыбнулась:

– Вижу, что ты не чеченская девочка, а как будто знаешь наши обычаи.

– Если честно, не знаю совсем.

Ребенок постоянно контактирует с другими людьми: в детском саду, на кружках, в поликлинике, на детской площадке… От качества этих контактов зависит очень многое в его жизни. Вот и Маша из нашей книги многое узнает о других народах, их обычаях, ремеслах, о стилях общения между взрослыми и детьми. Вслед за ней этому учится и маленький читатель.



В результате успешной коммуникации (вот оно, первое К в действии!) Маша добивается поставленной цели и находит все свитки со словами.

Когнитивная гибкость


Когнитивная гибкость – способность мозга адаптировать наше поведение к неожиданным ситуациям, корректировать свое поведение в соответствии с ними. Маша сначала пробует объяснить калмыцкой семье, что нельзя оставлять дыру в потолке и разводить огонь в доме, но хозяйка мягко отвечает ей:

Дальше Маша понимает, зачем нужен дымник, как устроена кибитка, и ей становится неловко. Поэтому, когда ей заваривают традиционный калмыцкий чай, в который вместо сахара и лимона кладут бараний жир, перец и лавровый лист, она уже принимает ситуацию, ей даже кажется, что напиток похож на бабушкин супчик.


И дальше, сталкиваясь с непривычным для себя укладом жизни и новыми для себя традициями, героиня книги проявляет именно её, когнитивную гибкость.

Итак, второе К освоено.

Креативное мышление


В этом задании спрятано сразу два правильных ответа. Способность находить нестандартные решения – еще одна важнейшая компетенция XXI века. И, что интересно, дети в силу меньшего, чем у взрослого, жизненного опыта придумывают гораздо больше разных вариантов решения нестандартных задач. Маша Петрушкина постоянно сталкивается с трудностями в своем путешествии и придумывает, как выйти из той или иной ситуации. Устроиться на ночлег в дупле, а вместо одеяла укрыться еловыми ветками – неплохое проявление креативного мышления.

Критическое мышление


«– А зачем вы в огонь подлили масла? – полюбопытствовала Маша.

– Для От-Ине – духа- хозяйки огня. Мы обязательно утром ее кормим, – ответила хозяйка юрты.

– Так огонь же не может есть, он же не человек.

– Всё вокруг – живое и у всего есть дух.

– И у воды есть дух?

– И у камня? И у дерева?

– Ну да. Все хакасы так считают.

– Поня-я-я-ятно.

Критическое мышление – это значит не принимать на веру все, что тебе говорят, даже если это говорит авторитетный взрослый.

А лучше всего прокачивать soft skills и себе заодно с ребенком.

На прогулке или по дороге в школу/в сад можно задавать вопросы типа:

– А как ты думаешь, если бы это была не автобусная остановка, что это могло бы быть?

Читайте также: