Навыки будущего для учителя настоящего доклад

Обновлено: 05.07.2024

В конце статьи вас ждет маленький бонус с полезными ресурсами, которые помогут учителю идти в ногу со временем.

В 2020 году ООН впервые включила развитие образования в число важнейших приоритетов наравне с ликвидацией проблемы голода и загрязнения окружающей среды. Эту необходимость диктует стремительно меняющийся мир и устаревание наших профессиональных знаний.

О том, какие учителя станут востребованными в эпоху трансформации способов и форматов получения знаний, мы попросили рассказать основателя школы финансовой грамотности для детей и подростков Boss Kids Магомеда Расулова.

В первую очередь от педагогов ждут глубоких знаний в предметной области: это база, которая не подвергается сомнению. Широкая эрудиция и умение выстраивать неожиданные параллели, давать парадоксальные примеры, сопоставлять явления и в целом возбуждать детское воображение — всегда были и остаются конкурентным преимуществом настоящего педагога.

Что еще должен уметь учитель в 2021 году?

Сегодня дети взрослеют в мощном информационном поле, у них формируется собственный социально-культурный контекст и язык, которым современному учителю очень важно владеть.

Роль современной детской интернет-культуры нельзя недооценивать.

Сегодняшние подростки живо интересуются современными проблемами общества, политикой и экономикой и в целом занимают более активную социальную позицию, чем их предшественники.

Нужно ли современному учителю разбираться в социально-экономической повестке? Однозначный ответ — да.

2. Удерживать интерес детей более 5 минут

2020 год неожиданно перевел все образование в онлайн. Удерживать внимание аудитории и вовлекать в таком формате гораздо сложнее, чем в очном. Поэтому на первый план выходят soft skills — эмоциональный интеллект, эмпатия, умение пробуждать интерес к материалу, выстраивать общение.

Значимость soft skills в современной педагогике — это не прихоть, а объективный тренд всей системы образования.

Не зря в российских школах в этом году в школах появилась должность учителя-наставника. Пока это пилотный проект, но мы понимаем, что в новых реалиях онлайн и смешанного обучения, такой человек необходим ребятам. Он поможет им решать многие организационные вопросы, будет следить, чтобы дети не сходили с намеченной образовательной траектории и не теряли учебную мотивацию.

Появляются и общественные инициативы по развитию soft skills у педагогов: например, благотворительный фонд Сбера запустил программу поддержки учителей методическими материалами, игровыми комплектами, приложением — необходимым подспорьем для того, чтобы сильнее увлекать ребенка и раскрывать его потенциал.

3. Мотивировать и создавать позитивную атмосферу

Дети и подростки должны чувствовать, что они причастны к чему-то очень великому, когда получают те или иные знания. Они испытывают огромный духовный запрос на принадлежность к настоящей миссии.

Современные дети открыто мечтают и делятся своими мыслями со всем миром.

Опросы говорят о том, что почти 40% представителей поколения Z хотели бы сделать собственное революционное изобретение, которое изменит нашу жизнь.

Все это нужно учитывать современному учителю: он должен быть не только источником знаний и контролером, но, скорее, мотиватором, вдохновителем и проводником в мир больших свершений и глобальных ценностей.

Проникновение онлайн-обучения, цифровых платформ и zoom-подобных инструментов в систему образования обязывает педагога учиться новому.

И даже — больше! Учитель не просто должен использовать гаджеты в работе, но и быть в курсе технологических трендов. Сегодня этим навыком обладают далеко не все педагоги.

Этот показатель говорит, в частности, об умении работать с современными гаджетами и приложениями.

Какие программы могут помочь учителю во взаимодействии с учениками?

3. Для проведения опросов стоит использовать Lecture Racing. Это удобная платформа, которая позволяет педагогу во время урока проводить мини-тестирования.

4. Точные науки (и не только) удобно преподавать с помощью IDroo — учебной доски для рисования и наглядной демонстрации материала. Инструмент позволяет работать как в группе, так и индивидуально. Это настоящая находка для репетиторов, особенно по математике, физике, химии, которые найдут в приложении множество формул и знаков.

5. Уметь слышать всех учеников и каждого по отдельности

Умение услышать высказанную мысль, интерпретировать ее, развить тему — одно из самых ценных качеств преподавателя, которые хотят видеть дети.

Школьники счастливы, когда их идея вызывает у педагога отклик.

Если речь идет о групповых занятиях, то задача педагога усложняется: он должен услышать всех и каждого, распределив свое внимание на всех, и сделать так, чтобы никто не чувствовал себя обделенным.

Таким образом, сегодня знания предметной области уже нельзя назвать единственным важным качеством классного преподавателя. Учителю важно прокачивать свои soft skills, которые влияют на степень интереса и вовлечения ребенка, его стремление совершенствоваться в предмете.

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!

Letidor, 2022 г. 18+

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов Сайта в коммерческих целях разрешено только с письменного разрешения владельца Сайта. В случае обнаружения нарушений, виновные лица могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Говорят, что учитель - не профессия, это призвание. В детстве, когда учились в школе, мы верили, что у нас будет прекрасное и счастливое будущее, но реальность поставила всё на свои места. А как в шестнадцать лет понять, каково твое призвание? В том возрасте я стояла на распутье между фармацевтикой и педагогикой, но девяностые годы, привнесшие много смуты в нашу страну, нашу юность, породили желание стабилизировать свою жизнь, привести ее к четкому порядку, что нам могла дать только школа.

И сегодня на своих уроках я убеждаю учеников, что их будущее – это не просто течение времени, а результат их труда, кропотливого и каждодневного труда над собой, над изучаемым материалом, над поставленными краткосрочными и долгосрочными целями. А учитель поможет в создании будущего, он скрепит своими знаниями те кирпичики умений и навыков, которые они сами наработают, чтобы всем вместе создать крепкий фундамент их будущего.

Современный педагог не просто передает свои знания детям, он учит их учиться, потому что без этого необходимого навыка все попытки тщетны.

Современный педагог превратился в редкий элемент социума, чья деятельность направлена не только на передачу накопленных человечеством культуры и опыта. Современный педагог, эффективно используя то, что ученики находятся в школе практически целый день, создает условия для их личностного развития, модель поведения в обществе и постоянно ведет подготовку к выполнению определенных социальных ролей в нашем обществе.

Очень трудно определиться с тем, какие навыки будущего необходимы современному учителю, но попытаемся увидеть приоритеты системы образования на ближайшее будущее.

Ситуация с распространением коронавирусной инфекции породила новые запросы к системе образования, играет свою роль и глубокое проникновение гаджетов и интернета в повседневную жизнь, растет популярность концепции непрерывного обучения (lifelong learning). И весной 2020 года дамокловым мечом повисло над учительством обучение на цифровых платформах. И вопрос не в том, что учителя были не готовы к такому повороту событий, хотя и это имело свою роль. Возникла одна из самых сложных задач — это снабдить всех учителей, всех

без исключения, всем самым необходимым для успешного и результативного обучения детей.

Пандемия выдвинула собственные требования к педагогу нового поколения — необходимость владения цифровыми компетенциями, быть способным адаптировать урок к любым условиям и формам, уметь держать внимание класса в любой ситуации.

Практико-ориентированные задания в ГИА, обучение с применением дистанционных технологий требуют постоянного обновления имеющихся знаний учителя, методик и технологий обучения. В такой среде просто необходимо обладать аналитическими способностями. Нам всем придется все больше самостоятельно анализировать информацию, выбирать самые необходимые данные и все меньше опираться на готовые методические пособия и учебники.

Многие навыки человечества в современном мире стремительно устаревают, и это в полной мере касается и нас, учителей. Поэтому умение непрерывно и самостоятельно учиться станет одним из основных требований к преподавателям.

Хотелось бы еще выделить креативное и проектное мышления. На сколько они важны, понимают те педагоги, которые уже сейчас пытаются в своей работе опираться на междисциплинарные знания и исследовательский подход. Сами того не замечая, мы пришли к тому, что наша педагогическая деятельность становится проектной: все больше она нацелена на то, что усвоенные ученик может и должен применять на практике, вместо просто отработанных часов или выполненных планов.

Из-за обилия педагогических реформ работать в сфере образования стало очень непросто, а наиглавнейшая проблема современного образования- это старение кадров. Школы еще работают и учат детей доброму и светлому, знаниям и умениям, но молодые учителя по окончании университетов не торопятся идти работать в школу. А все потому, что профессия не престижна, оплата труда низкая. Многие, кто попробовал себя в этой профессии и ушел, главным фактором ухода назвали нормативные рамки, ограничивающие творческий подход к работе учителя, бесконечные отчеты, анализы проведенных работ.

А что происходит с социальным статусом учителя? Учитель уже не обладает тем авторитетом перед родителями и детьми, учителю в лицо говорят о том, что вы, учителя, просто предоставляете услугу, вот и предоставляйте…

Что случилось с нашим обществом? Почему такое пренебрежение к людям, чей труд помогает детям вырасти грамотными, образованными людьми?

Необходимо развитие института семьи и брака по всей стране. Необходимо, чтобы родители всецело и полностью понимали, что развитие и воспитание ребенка и их ответственность тоже, а не одного учителя. Необходим тандем: учитель-ученик-родители ученика. Учитель поможет скорректировать поведение ребенка, подскажет как поступить, найдет к нему индивидуальный подход и объяснит непонятную тему урока двумя-тремя разными способами. Но ребенок сам должен стремиться к получению знаний, и это желание воспитывается в семье.

На сегодняшнем этапе развития общества, для повышения престижа и авторитета учителя следует вводить не только карательные и проверочные меры к учителям: учителей необходимо защищать, чтобы этот перманентный страх быть обязанными всем не мешал нам работать, творить, развиваться.

Судьбу не выбирают…

Судьбу и будущее не выбирают, их творят.

Творим мы: здесь и сейчас.

Рогова Наталья Сергеевна,

Говорят, что учитель - не профессия, это призвание. В детстве, когда учились в школе, мы верили, что у нас будет прекрасное и счастливое будущее, но реальность поставила всё на свои места. А как в шестнадцать лет понять, каково твое призвание? В том возрасте я стояла на распутье между фармацевтикой и педагогикой, но девяностые годы, привнесшие много смуты в нашу страну, нашу юность, породили желание стабилизировать свою жизнь, привести ее к четкому порядку, что нам могла дать только школа.

И сегодня на своих уроках я убеждаю учеников, что их будущее – это не просто течение времени, а результат их труда, кропотливого и каждодневного труда над собой, над изучаемым материалом, над поставленными краткосрочными и долгосрочными целями. А учитель поможет в создании будущего, он скрепит своими знаниями те кирпичики умений и навыков, которые они сами наработают, чтобы всем вместе создать крепкий фундамент их будущего.

Современный педагог не просто передает свои знания детям, он учит их учиться, потому что без этого необходимого навыка все попытки тщетны.

Современный педагог превратился в редкий элемент социума, чья деятельность направлена не только на передачу накопленных человечеством культуры и опыта. Современный педагог, эффективно используя то, что ученики находятся в школе практически целый день, создает условия для их личностного развития, модель поведения в обществе и постоянно ведет подготовку к выполнению определенных социальных ролей в нашем обществе.

Очень трудно определиться с тем, какие навыки будущего необходимы современному учителю, но попытаемся увидеть приоритеты системы образования на ближайшее будущее.

Ситуация с распространением коронавирусной инфекции породила новые запросы к системе образования, играет свою роль и глубокое проникновение гаджетов и интернета в повседневную жизнь, растет популярность концепции непрерывного обучения (lifelong learning). И весной 2020 года дамокловым мечом повисло над учительством обучение на цифровых платформах. И вопрос не в том, что учителя были не готовы к такому повороту событий, хотя и это имело свою роль. Возникла одна из самых сложных задач — это снабдить всех учителей, всех

без исключения, всем самым необходимым для успешного и результативного обучения детей.

Пандемия выдвинула собственные требования к педагогу нового поколения — необходимость владения цифровыми компетенциями, быть способным адаптировать урок к любым условиям и формам, уметь держать внимание класса в любой ситуации.

Практико-ориентированные задания в ГИА, обучение с применением дистанционных технологий требуют постоянного обновления имеющихся знаний учителя, методик и технологий обучения. В такой среде просто необходимо обладать аналитическими способностями. Нам всем придется все больше самостоятельно анализировать информацию, выбирать самые необходимые данные и все меньше опираться на готовые методические пособия и учебники.

Многие навыки человечества в современном мире стремительно устаревают, и это в полной мере касается и нас, учителей. Поэтому умение непрерывно и самостоятельно учиться станет одним из основных требований к преподавателям.

Хотелось бы еще выделить креативное и проектное мышления. На сколько они важны, понимают те педагоги, которые уже сейчас пытаются в своей работе опираться на междисциплинарные знания и исследовательский подход. Сами того не замечая, мы пришли к тому, что наша педагогическая деятельность становится проектной: все больше она нацелена на то, что усвоенные ученик может и должен применять на практике, вместо просто отработанных часов или выполненных планов.

Из-за обилия педагогических реформ работать в сфере образования стало очень непросто, а наиглавнейшая проблема современного образования- это старение кадров. Школы еще работают и учат детей доброму и светлому, знаниям и умениям, но молодые учителя по окончании университетов не торопятся идти работать в школу. А все потому, что профессия не престижна, оплата труда низкая. Многие, кто попробовал себя в этой профессии и ушел, главным фактором ухода назвали нормативные рамки, ограничивающие творческий подход к работе учителя, бесконечные отчеты, анализы проведенных работ.

А что происходит с социальным статусом учителя? Учитель уже не обладает тем авторитетом перед родителями и детьми, учителю в лицо говорят о том, что вы, учителя, просто предоставляете услугу, вот и предоставляйте…

Что случилось с нашим обществом? Почему такое пренебрежение к людям, чей труд помогает детям вырасти грамотными, образованными людьми?

Необходимо развитие института семьи и брака по всей стране. Необходимо, чтобы родители всецело и полностью понимали, что развитие и воспитание ребенка и их ответственность тоже, а не одного учителя. Необходим тандем: учитель-ученик-родители ученика. Учитель поможет скорректировать поведение ребенка, подскажет как поступить, найдет к нему индивидуальный подход и объяснит непонятную тему урока двумя-тремя разными способами. Но ребенок сам должен стремиться к получению знаний, и это желание воспитывается в семье.

На сегодняшнем этапе развития общества, для повышения престижа и авторитета учителя следует вводить не только карательные и проверочные меры к учителям: учителей необходимо защищать, чтобы этот перманентный страх быть обязанными всем не мешал нам работать, творить, развиваться.

Судьбу не выбирают…

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Под саморазвитием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:

планируется, управляется и контролируется самим человеком;

необходима для совершенствования каких-либо качеств или навыков человека.

Необходимость саморазвития педагога диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи, познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации.

Саморазвитие учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

На современном этапе, совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки учителя. Неоспоримо, что уровень подготовки должен постоянно повышаться — прохождение курсовой подготовки, участие в семинарах, практикумах, конкурсах, но вне самообразования идея личностного и профессионального развития педагога неосуществима. В системе подготовки учителя важное значение приобретает изменение его индивидуального стиля работы, который происходит в процессе формирования опыта творческой деятельности и зависит от условий постоянно меняющейся образовательной среды. Индивидуальный стиль работы предполагает развитие авторского мышления учителя, проявляется в овладении творческими умениями анализировать условия образовательной среды, предвидеть последствия изменения образовательной среды, оценивать собственные интеллектуальные ресурсы, прогнозировать результаты своей деятельности, выявлять потребности общества в данный период и в перспективе проектировать гибкую модель собственного образовательного маршрута в соответствии с перспективными потребностями общества.

1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период):

в рамках курсовой подготовки в КРИПО

с использованием дистанционных технологий

3) групповая самообразовательная работа:

работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег)

Учитель, готовый к стремительным переменам и владеющий новыми компетенциями уже сейчас, – какой он?

Какими знаниями и навыками должен обладать профессиональный педагог, чтобы подготовить ко взрослой жизни несколько поколений школьников, выросших в буквальном смысле с планшетами в руках?

Учитель, готовый к стремительным переменам и владеющий новыми компетенциями уже сейчас, – какой он?

Профессиональный дефицит – это то, чего мы все немного боимся. Сейчас любой первоклассник сможет рассказать взрослому, как быстро искать информацию и ориентироваться в Интернете. Молодежь настолько подкована в вопросах настройки гаджетов, что педагогу важно и нужно вникать в разные аспекты современных технологий. Но, к счастью, сейчас есть возможность приобретать знания не в хаотичном порядке, а целенаправленно, посредством курсов, видеоуроков и других способов самообразования. Современный педагог, знакомясь с цифровыми технологиями, имеет возможность консультироваться с наставниками и преподавателями в своей собственной образовательной среде, и здесь мы решили собрать воедино характеристики современного учителя, чтобы сразу стало ясно, какими компетенциями ему необходимо обладать.

-- Высокий уровень эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект – модное на сегодняшний день понятие. Он представляет собой совокупность навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

-- Умение эффективно выстраивать коммуникацию.

-- Знание методик обучения одаренных детей.

Дать школьнику больше, чем предлагает школьная программа, вполне возможно, если современный учитель владеет соответствующими навыками. Расширять горизонты особенно удобно во внеурочное время посредством предлагаемых инструментов и ступеней к углубленному освоению знаний.

-- Применение эффективных технологий оценки знаний.

У каждого учителя должна быть своя система оценки и мотиваций, которая включает в себя разнообразные средства и приемы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями.

-- Использование внешнего фокуса.

-- Быть посредником, который обеспечивает групповую коммуникацию.

Групповые задания и групповые проекты – обязательное условие образовательного процесса на сегодняшний день. Командная работа крайне важна для формирования навыков успешных специалистов. И в современных интернет-приложениях проводить ее стало гораздо удобнее.

-- Знание методик обучения детей в инклюзивном классе.

Такая возможность уже есть, в частности, в инструментах Microsoft Teams – и ее остается расширять, когда на уроке присутствуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Они подключаются к сервису и выполняют все те же задания, что и остальные ученики в классе. Однако такие школьники могут требовать отдельного внимания, и с ними возможны индивидуальные занятия, в рамках которых преподавателям нужна специальная подготовка. Сегодняшний мир формируется стремительными технологическими изменениями. Но поскольку будущее создается уже сегодня, именно преподаватель, который проводит с ребенком большую часть времени в течение дня, должен дать ученику те базовые навыки и знания, которые пригодятся ему в будущем.

Итак, подытожим. В современной школе перед педагогом стоит задача развить у ребенка как минимум четыре базовые компетенции, их еще называют 4 К:

Все эти составляющие должны помочь школьнику стать успешным специалистом в будущем, какую бы профессиональную сферу он ни выбрал. И во многом здесь помогут современные технологии Microsoft 365.

Читайте также: