Наука в интернете доклад

Обновлено: 17.05.2024

Я задал несколько вопросов об авторстве и научных публикациях в Интернете представителям ряда сетевых изданий:

1) Считаются ли публикации научных работ (американских ученых) в Интернете полноценными научными публикациями?

2) Есть ли практика предоставления автору логов, т.е. статистики обращений к его работам?

3) Учитываются ли ссылки в Интернете на научные работы (опубликованные как в Интернете, так и традиционными способами) при подсчете индекса цитирования ученого и каковы правила такого учитывания?

Ответы можно суммировать следующим образом:

Публикации в Интернете не считаются научной публикацией. На них не ссылаются, статистики обращений к ним не предоставляется, и соответственно такие публикации никак не учитываются в индексе цитирования. Сетевые издания отличаются от несетевых тем, что здесь можно легко вносить задним числом любые изменения в ранее опубликованный текст. Или убрать его. Или поставить в прошлый выпуск совсем другой текст. Наука - среда институциональная, главной составляющей которой является рецензирование, а без этого кучи графоманского мусора задавят самое науку.

Я бы не сказал, что графоманство (рукописное или сетевое) для постсоветской науки входит в первую десятку критичных опасностей. Но как бы там ни было, я пытался возражать по существу и поэтому предложил простую систему индексации научных публикаций в Интернете.

Начнем с того, что АльтаВиста и многие другие поисковые системы индексируют документы в полнотекстовом режиме. Проблема датировки документа разрешается АльтаВистой просто: она периодически делает переиндексацию и соответственно ставит дату последней переиндексации документа. При этом обновляется и полнотекстовый вариант индекса индексированного файла, если файл был изменен.

Чего не делают пока поисковые системы - не указывают на обнаруженные отличия файла от предыдущей версии, то есть не делают версионную индексацию. Но эта проблема разрешима. Для этого необходимо следующее:

1) Сертификация со стороны многих государств одной из поисковых систем с полнотекстовой индексацией для индексации научных статей с согласованными условиями.

2) Периодическая публикация индекса цитирования из базы индексов полнотекстовой регистрации ресурса сертифицированной поисковой системы, а не из самого ресурса.

3) Поддержка этим сертифицированным поисковым ресурсом версионной индексации.

Что такое версионная индексация? Это означает, что если вы индексируете документ, индексируется полнотекстовая версия и ставится дата регистрации.

Эта полнотекстовая версия является фактом научной публикации, и все исследования в области индекса цитирования, приоритета и ссылок проводятся по установленному "факту научной публикации". Затем, скажем, вы регистрируете измененный документ. В этом случае, если текст изменен на уровне до 50%, указывается поверсионно картина изменений. Точно так же, как это происходит в MS Word, начиная с 6-й версии. Если изменений больше 50%, регистрируется полностью новый документ.

Насколько я знаю, на сегодня ни одна из описанных мной технических характеристик не является недостижимой. Речь идет не о технической невозможности, а об отсутствии инициативы.

Можно ли подделать статистику сертифицированной поисковой системы, изменить индекс полнотекстового документа или дату его создания? Да, но точно так же можно подделать документы ВАК и тому подобных организаций авторского права.

При поверсионной системе индексации в публикацию действительно можно вводить изменения, но не задним числом, а текущим, которое проставляется индексирующей системой для соответствующей версии сетевой публикации. Что же касается сетевого мусора или некачественных графоманских псевдонаучных статей, то этот аргумент служит только для оправдания неповоротливой национально-государственной институциональной науки.

Мне кажется, мы забыли, во имя чего создавались наука, научные институты и технологии рецензирования. А создавались они для развития науки и обеспечения устойчивости ее функционирования.

Однако с самого начала было одно всем известное обстоятельство: какое-либо достижение ученого могло быть опубликовано только после предварительного рецензирования. Причина этого была в дороговизне самой публикации. Что же меняется с появлением Интернета?

Публикация становится невероятно дешевой, мобильной, доступной и независимой от статуса автора. Это меняет наши взгляды на самое научную публикацию: нечто может явиться фактом науки до того, как будет доказана его научность. Интернет позволяет минимизировать потери от неактуальности или экзотичности исследований любого ученого, который в данный момент не может быть признан (понят) научным сообществом, но тексты которого тем не менее становятся достоянием общественной мысли. Да, при этом будет много мусора, графоманства и прожектерства, но это не самое худшее, и эту плату за свободу самовыражения большинство стран уже готовы заплатить.

Институт рецензирования при этом отнюдь не изживает себя; напротив, именно с развитием Интернета впервые появляется масштабная потребность в рецензировании. Однако рецензирование не является ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ УСЛОВИЕМ ПУБЛИКАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ. Выяснение научной ценности публикации начинается ПОСЛЕ того, как она становится доступной мировому научному сообществу.

Добавлю, что интерактивный индекс цитирования работы ученого в Интернете позволяет представить не просто набор абстрактных цифр, которые выражают количество людей, процитировавших произведение, но как минимум еще:

1) актуальные ссылки на все места цитирования для установления контекста цитат;

2) точное указание всех авторов, процитировавших ту или иную сетевую публикацию в Сети или вне ее;

3) указание индекса цитирования самих процитировавших авторов.

Последнее положение позволяет установить не просто индекс цитирования, а взвешенный индекс цитирования, то есть индекс цитирования, зависящий от уровня цитируемости самих процитировавших авторов.

Диссертация обросла ритуалами, формальностями и условностями, которые затрудняют само восприятие ее как факта научной мысли. С развитием Интернета как нового средства коммуникации между ученым сообществом старому способу представления научного достижения в виде диссертации приходит конец. Науке как институциональной национально-государственной системе научной коммуникации тоже приходит конец.

Речь не идет о возможности вхождения науки в Интернет - это происходит на наших глазах и независимо от нас. Речь - о техническом, институциональном и социальном воплощении этого процесса. Тот, кто хочет превратить Интернет в среду научной коммуникации, ищет пути. Тот же, кто не хочет, ищет причины невозможности этого.

Попытки некоторых ученых и журналистов отмахнуться от принципиальной постановки проблемы неконструктивны. Напоследок задам всем им простой вопрос: является ли данная статья, размещенная в Интернете, ненаучной просто потому, что ни один ученый совет ее не признал и ни один ВАК не сертифицировал? Ответ на этот вопрос зависит от того, что именно мы считаем наукой.

Мне показалось интересным соединить в одной публикации суждения о взаимоотношениях науки и интернета специалистов из разных сфер: технической и гуманитарной. Елена Григорьева – профессионал в области сайтостроения, электронных изданий, компьютерного дизайна. Автор этих строк – профессионал в области общественных наук. А. Алексеев. 30.01.2013

Ниже – две статьи Е. Григорьевой и одна статья (заметка) А. Алексеева.

Последняя - публиковалась в журнале «Антропологический форум (2011, № 14).

Е. И. Григорьева, З. Р. Зарипова,

Институт социологии РАН. Москва

В статье рассматриваются особенности электронных публикаций, описываются технические возможности таких публикаций. В частности, использование перекрестных ссылок, мультимедиа-ресурсов, средств интерактивности. Приведен обзор Интернет-ресурсов с точки зрения площадок для научных публикаций.

В специализированных печатных изданиях уже давно и профессионально отработаны подходы к формированию редакционного портфеля, системе оценок научных публикаций, оформлению статей и многое другое. Интернет-публикация имеет свои особенности, свои привлекательные черты.

Во-первых, простота публикации. Сейчас любой желающий может создать себе сайт, блог, завести аккаунт в социальных сетях и публиковать там всё, что сочтёт нужным. Нет очереди, нет строгих рецензентов и редакционной политики.

Хотя, стоит заметить, не все авторы готовы на активный диалог со своими читателями. Возможно, что наличие комментариев, необходимость реагирования на них для кого-то некомфортна.

В-третьих, возможность использования более широкого диапазона средств передачи информации.

Традиции книгопечатания, традиции написания научных материалов сложились давно. Но электронная форма представления информации обладает большими возможностями.

Вторая очевидная возможность - использование более качественного и более разнообразного графического материала. Нет ограниченной журнальной площади или дорогой бумаги для книги. Изображение можно привести в цвете и, при необходимости, в достаточно хорошем разрешении.

Третья возможность, на которую хочется обратить особое внимание – возможность вставить трактовку каких-то терминов, понятий. Трактовка может быть выполнена в виде всплывающего окна над основным текстом и (или) в виде ссылки на словарь, энциклопедию, где подробно объясняется данное понятие. Этот же механизм можно использовать для какого-то уточнения, дополнения, которое важно, но разрывает основной материал.

Четвертое. Если необходимо, к статье можно приложить исходные данные, полученные результаты, промежуточные результаты и т. п. в формате, пригодном для использования на компьютере читателя. Т. е. дать читателю возможность самому повторить результат или провести какое-то исследование на этих данных.

Пятое – использование аудио и видео материалов. Использование таких материалов не ради украшения и развлечения и не ради того, чтобы показать, что автор умеет обращаться с такими данными, а ради более полного представления темы. Пример. В статье анализируются результаты нескольких фокус-групп по какой-то проблеме. Можно дать в качестве приложения аудио и (или) видеозапись фокус-групп.

Второй пример. Статья посвящена вопросам экологии. В нее полезно включить видео с ландшафтом местности, о которой идет речь в статье. И может быть, оформить не как приложение к статье, а как одна из составных частей основного текста.

И, шестое - наличие интерактивных элементов. Например, каких-то схем, которые реагируют на выбор читателя. Например, в статье, посвященной вопросам экологии, можно дать не только видео с изображением ландшафта, но и какие-то схемы, карты, которые будут меняться в зависимости от времени года, выбранного читателем.

Заметим, что современные версии программ для верстки располагают средствами для включения элементов мультимедиа в текст формируемого издания.

Следует признать, что подготовка хорошего электронного издания – процесс более трудоёмкий, чем подготовка традиционного печатного издания, т. к. включает все этапы предпечатной подготовки печатного издания и требует включения дополнительных возможностей.

Сегодня в сети Интернет электронные издания представлены очень широко, они охватили не только огромный спектр аналогичных традиционных изданий, но и освоили новые виды, не повторяющие издание на бумаге. Это: электронные журналы, электронные энциклопедии и словари, электронные интерактивные книги, мультимедиа библиотеки, электронные архивы и т. д.

Сюда же надо включить и специализированные web-сайты, блоги и социальные сети, которые, по существу, тоже являются изданиями, но только в электронном сетевом представлении.

Все эти электронные издания в большей или меньшей степени соответствуют формальным признакам хорошего Интернет-издания, и именно они сегодня создают ту информационную и коммуникативную сетевую среду, в которой, в значительной степени, функционирует профессиональное сообщество.

Необходимо наличие нескольких факторов для того, чтобы издание было признано профессиональным сообществом. Тут и профессионализм web-разработчика сайта и работы команды, обслуживающей сайт, и активная позиция читателей

Е. И. Григорьева,

Институт социологии РАН

О количественно-качественной оценке работы учёного

В статье рассматривается проблема оценки деятельности учёного. Обозначены проблемы использования индекса цитирования, его объективности. Кроме этого приводятся рассуждения о роли Интернет в научной деятельности, о необходимости публикаций в сети. Затронут вопрос создания Интернет-ресурсов с саморегуляцией публикуемых материалов, престижности и необходимости Интернет-публикаций.

Так что делать? Не отказываться же от оценки вообще.

Так может быть просто взять за основу оценки индекса цитирования учёного системы оценки индекса цитирования сайта? Вряд ли прямое копирование поможет. Сайт оценивает как нечто целое, единое, со всей информацией, которая на нем опубликована. А у учёного оцениваются отдельные статьи.

Но обратить внимание на Интернет всё же стоит.

А Интернет это совсем особая среда.

Во-первых, неограниченная аудитория.

Во-вторых, там намного проще опубликовать свою работы, чем на бумаге. Нет серьезной проблемы в том, чтобы завести себе собственный сайт, собственную страничку в социальных сетях, собственный блог. И публиковать там всё, что захочется.

Посетитель Интернета прекрасно понимает, что информацию на личном сайте никто не рецензирует, кроме самого автора и его близких друзей и соратников. Значит, информация может быть не совсем точной.

Давайте рассмотрим типичную схему. Автор разрабатывает какую-то тему, получил интересный материал. Исследование еще не закончено, написать полноценную научную статью пока невозможно. Но уже есть необходимость апробировать результаты, поделиться с научным сообществом мыслями, идеями. Можно написать небольшую статью и разослать ее по друзьям и знакомым. Потом собрать их ответы, проанализировать и идти дальше. Это хороший путь. Есть и другой. Можно опубликовать эту же статью на своем сайте, в своем блоге. А друзьям и приятелям разослать ссылку на страницу в Интернете.

У каждого из этих подходов есть свои плюсы и минусы. Выбор определяется личными предпочтениями автора. Если статья опубликована на сайте, то ее смогут прочитать и те, кто нашел ее самостоятельно, т. е. аудитория потенциально шире. Комментарии и замечания публикуются на странице со статьей, доступны другим посетителям. А это значит, что может быть организована дискуссия, широкий обмен мнениями по затронутой проблеме.

Это первое и очевидное что дает Интернет.

Вернемся к вопросу о количественно-качественной оценке работы ученого и о роли интернет-сообщества в этой оценке.

Допустим, что существует сайт с очень простой системой публикации статьи. Еще допустим, что это сайт какого-то профессионального сообщества. Например, так сложилось, что на данном сайте публикуются статьи преимущественно по социологии. Как Вы думаете, химик будет там публиковать свои материалы, если даже статья не проходит никакого рецензирования? Вряд ли, потому что это для него не престижно.

Так мы подошли к возможности саморегулируемости Интернет-издания.

Блоггеров много, а на слуху – Навальный. Потому что писал то, что оказалось интересным многим. Его цитировали, на него ссылались. Он стал популярным, сделал себе Имя. И теперь все знают, что если это пост Навального, значит, его надо прочитать. Верно?

Конечно, и в Интернете не всё просто и гладко. Что делать, если на одну нормальную, подчеркну, нормальную, а не суперинтересную статью придут пары тысяч просто бредовых? Уже было несколько случаев, когда ВАКовский журнал публиковал статью, сгенерированную компьютером. А там есть рецензенты и редакторы. Для этого существует штат модераторов, в том числе абсолютно добровольных, из числа читателей.

Но это еще одна среда для общения, для самовыражения учёного. Среда особая, специфическая. Среда с обратной связью. И среда с очень широкими возможностями. В том числе с возможностью опубликовать что-то новое, не традиционное и получить на это отклики.

В этой статье автор не претендует на полноту изложения, не выдвигает готовые решения. Здесь рассмотрен путь, направление. Статья написана с целью призвать всех заинтересованных лиц к обсуждению роли Интернета, возможности появления Интернет-ресурсов, на которых будут публиковаться научные статьи, и научное сообщество само будет регулировать, управлять этим ресурсом. Призвать к разговору о престижности интернет-публикаций, о их форме и содержании.

Алексеев А.Н., независимый исследователь

Согласимся, что Интернет – не просто новейшее технологическое средство, а социальный институт, возникновение которого произошло буквально на наших глазах, а функционирование успело за пару десятилетий наложить существенный отпечаток на деятельность всех остальных институций. Интернет – важнейший элемент и фактор современной информационной революции.

Относительно научного знания Интернет выполняет, как минимум, следующие основные функции: а) распространение знаний; б) техническое обеспечение научной коммуникации; в) информационный источник или ресурс. (а) и (в) суть внешние, а (б) – внутренняя для социального института науки функция Сети.

Современный ученый, избегающий или лишенный возможности использовать Интернет в этих трех его ипостасях фактически обречен на катастрофическое снижение собственного потенциала познания, общения и творчества.

Понятно, что Интернет – очень слабо дифференцированное информационное пространство, в котором качественное знание перемешано с информационным мусором, массовая, специальная и личная коммуникация переплетены, наука соседствует с паранаукой и т. д. Но, в сущности, это свойственно не только Интернету, а и современной человеческой коммуникации вообще.

При обращении к Интернету возрастает роль профессиональной, нравственной и, если угодно, эстетической избирательности субъекта. Пользователь Интернета, будь то в процессе информационного поиска, электронного общения, публичной коммуникации, постоянно выступает в роли эксперта. Чем качественнее эта экспертиза, тем производительнее его информационный труд.

Глобальная информационная база предоставляет, так сказать, равные возможности для чрезмерной доверчивости и для контроля достоверности. Вопрос о фильтрации, отделении научного знания от его имитаций и суррогатов в Интернете решаем отчасти техническими средствами (по аналогии с борьбой со спамом). Однако по-прежнему последнее слово остается не за машиной, а за человеком, оперирующим с информацией в Сети.

Когда-то на заре Просвещения эпистолярное общение выступало одной из первичных форм научной коммуникации. Сейчас, с развитием Интернета, происходит своего рода реинкарнация этой формы, при всевозрастающем значении многополюсных диалогов (полилогов), форумов, заочных конференций и т. п. Мало того, становится нормой повседневное рабочее сотрудничество отдельных ученых и научных коллективов, разделенных в пространстве.

Подводя итог нашим ответам на вопросы журнала, можно сказать: будучи продуктом научно-информационного и технического развития, Интернет становится его (этого развития), приоритетным глобальным фактором.

Общее представление о видах электронных источников информации. Классификация сетевых ресурсов по назначению и информационному содержанию сайтов. Рассмотрение преимуществ и недостатков использования интернета в процессе дистанционной научной работы.

Рубрика Программирование, компьютеры и кибернетика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.04.2015
Размер файла 22,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Ресурсы сети интернет в научных исследованиях: преимущества и недостатки

Шестакова Елена Михайловна

Михайлюк Оксана Николаевна

Екатеринбург, 2015 год

1. Виды сетевых ресурсов

2. Преимущества интернет-ресурсов

3. Недостатки интернет-ресурсов

Ещё в конце прошлого века основным источником получения информации для проведения научных исследований были исключительно печатные издания: учебники и научные труды, справочники, методические пособия, журналы, газеты.

Получить их можно было в публичных или научных библиотеках, а также прибрести в книжных магазинах и издательствах. Кроме изданных книг в библиотеках образовательных и научных заведений хранятся и неопубликованные документы: диссертации, депонированные рукописи, отчеты о научно-исследовательских работах и т. п.

Эти материалы не предназначены для широкого и многократного использования, но представляют большую ценность с точки зрения получения информации для новых научных исследований. Отметим один очень большой недостаток библиотечного хранилища данных. Различные кодексы, законы и другая нормативно-правовая документация часто претерпевает изменения, в нее вносятся поправки и дополнения. Поэтому, например, читая кодекс годичной давности, нельзя быть уверенным, что информация в нем полностью актуальна и соответствует действительности.

Параллельно нужно отслеживать все изменения, связанные с этим документом. Это неудобно и требует затратить на анализ гораздо больше времени, чем если бы документ и изменения были единым целым. Как вариант, можно попробовать найти самый свежий вариант документа, что тоже не всегда возможно. Кроме печатных документов важным объектом для исследований являются электронные источники информации.

К электронным источникам информации можно отнести радио- и телевещание, Интернет (будет рассмотрен подробнее ниже) и любую другую информацию, распространяемую в электронном виде (например, на различных компьютерных носителях).

1. Виды сетевых ресурсов

Сетевые ресурсы могут быть как открытыми (доступными для любого посетителя), так и закрытыми. Доступ к информации на закрытых сайтах возможен либо для заранее определенных групп пользователей (определить такие группы можно, например, по принадлежности сетевого адреса компьютера посетителя к определенной стране, а также множеством других способов), либо с применением специальных ключей/паролей.

Последний вид сетевых ресурсов чаще всего используется для организации доступа к внутренней информации какой-либо организации или для совершения интернет - продаж.

По своему назначению сайты могут быть (в зависимости от своего содержимого, контента) информационными, новостными, сервисными (предоставляющими определенные сервисы, такие как поиск информации, самые разные виды калькуляторов и т. п.), посреднические (например, доски объявлений или биржи контента) или технические. Контент каждого сайта является интеллектуальной собственностью его владельца и охраняется законом о защите авторских прав.

2. Преимущества интернет-ресурсов

Главной целью сети Интернет всегда была связь. И Интернет преуспел в этой области, более того, новейшие технологии расширяют возможности связи, делая их быстрее и надежнее. С появлением Интернета, общение с любым уголком Земли стало доступно так же просто, как разговор с соседом.

Теперь мы можем общаться с человеком из другой части мира, за доли секунды. На помощь людям приходит электронная почта, которая позволяет нам общаться с родными и близкими целыми часами. Кроме такой классической схемы переписки предлагают различные решения для ведения диалога, когда адресаты обмениваются информацией одновременно, в режиме реального времени. Телекоммуникационные технологии позволяют значительно расширить круг профессионального общения. Для этого служат разного рода форумы и конференции на узкоспециализированных либо общедоступных ресурсах. Тематическое общение расширяет возможности для приращения и распространения научного опыта.

В сети Интернет можно вести совместную работу над научным исследованием. При этом каждому исследователю будет всегда доступна актуальная версия документа, а также архив научных работ каждого участника. За счет такой схемы увеличивается эффективность работы как отдельных участников, так и все группы в целом.

С развитием сети Интернет и компьютерных технологий в общем стала возможной ситуация, когда работа полностью создается и издается исключительно в цифровом виде. Поэтому иногда посредством Интернета можно получить документ, в принципе недоступный в бумажном варианте. В России такие публикации пока в новинку, а на Западе этим уже мало кого можно удивить.

Используя Интернет можно не только скачать бесплатно или купить электронные документы, но и приобрести обычные печатные издания в интернет - магазинах. Это бывает очень полезно, так как только в крупных городах существует достаточно обширный рынок научной литературы. Не возникнет особых проблем и с покупкой литературы за рубежом, американские и европейские интернет - магазины принимают оплату с помощью международных пластиковых карт, а также электронных платежных систем. Доставляются книги и/или диски доставляются покупателю обычной почтой.

3. Недостатки интернет-ресурсов

К сожалению, подавляющее большинство этих ресурсов англоязычны, поэтому пользование ими подразумевает знание английского языка, причем на достаточно высоком уровне для понимания и правильной интерпретации специализированных научных текстов.

С этим же явлением связан и другой недостаток - ограниченное число русскоязычных электронных книг научной тематики, энциклопедий, словарей и периодики в свободном доступе. В отличие от западных ресурсов, подавляющее большинство изданий в российском Интернете находится в закрытом платном доступе. Такая ситуация, как ни странно, сохраняется уже достаточно давно и является характерной чертой русскоязычного Интернета (Рунета). Вариант использования спутникового Интернета в труднодоступных районах пока не рассматривается как альтернатива кабельным или радиоканалам из-за чересчур высокой стоимости такого способа связи. Причем, дорого как само спутниковое оборудование, так и тарифы пользования связью.

Многие периодические издания создают свои страницы в Интернете. Но лишь немногие из них добросовестно следят за их своевременным наполнением и доступностью. Зачастую материалы на сайтах выкладываются в неполном объеме и с большой задержкой, когда информация уже не так актуальна. Редакции таких электронных журналов неохотно идут на контакт с читателями, видимо из-за того, что сами организаторы ресурса не до конца понимают, зачем собственно создана электронная копия в Интернете, воспринимают недостаточно серьезно, больше как дань моде.

Поэтому со временем некоторые электронные издания завершают свою работу, навсегда исчезая с просторов сети Интернет. При этом их печатные оригиналы живут и процветают.

Даже если электронный журнал наполняется качественно и оперативно, уровень доверия к нему обычно ниже, чем к печатным аналогам. Это происходит из-за виртуальности, кажущейся не солидности электронного издания. электронный сайт интернет

К примеру, исследователь сохранил ссылку на полезный ресурс и через некоторое время решил им воспользоваться. Вполне вероятно, что документа может уже не быть на старом месте. Он может быть перемещен либо вовсе удален. Это происходит по множеству причин: поломки оборудования, взлом ресурса злоумышленниками, заражение его вредоносными программами. В конце концов, автор, разместивший материал, может решить просто удалить его без объяснения причин, либо переместить, но забыть или не пожелать указать новое местоположение документа.

Проблема соблюдения авторских прав на Интернет - публикации до сих пор остается очень острой, но до сих пор нерешенной. Даже при покупке какого-либо документа сохраняется большая вероятность создания несанкционированных копий или публикации его покупателем в свободном доступе. Решение этой проблемы ведется как на законодательном, так и на техническом уровнях. К недостаткам интернет - ресурсов можно отнести и их энергозависимость, а также зависимость от работоспособности компьютера и сетевых устройств.

То есть, поломка компьютерного оборудования или отключение электроэнергии разом лишает исследователя доступа в Интернет. Однако, подобные обстоятельства относятся скорее к форс-мажорным ситуациям, нежели к серьезным недостаткам всей сетевой инфраструктуры.

Интернет легко и естественно занимает роль одного из основных ресурсов для проведения научных исследований. Это не случайно, ведь по оперативности и полноте доступа к самой свежей информации он легко опережает все другие способы. За последние несколько десятилетий Всемирная Сеть стала одной из неотъемлемых составляющих современной цивилизации. Все недостатки и проблемы, связанные с интернет-ресурсами, являются следствием его новизны и неоспоримых преимуществ. Как и все новое, сеть Интернет развивается и совершенствуется, постепенно ее ресурсы расширяются и систематизируются, открывая новые возможности и горизонты для научного поиска. Пользуясь сетевыми ресурсами, исследователь получает уникальные возможности для самообразования, поскольку активизируется познавательная деятельность, формируются информационная культура, навыки исследовательской и аналитической деятельности, а также умение самостоятельно принимать решения.

В большинстве случаев можно говорить о том, что современное научное исследование без привлечения ресурсов сети Интернет не может быть достаточно полным.

К сожалению, для получения новой исследовательской информации Интернет используется в настоящее время недостаточно широко. Это объясняется во многом спецификой информационно-библиографической культуры научного сообщества и тем, что поиск необходимой для исследования информации, в некотором смысле также представляет собой научную деятельность. В идеале на базе сети Интернет возможно формирование открытой научно-образовательной среды, наполнять которую будут специалисты-профессионалы. Объединенные вычислительные, информационные и коммуникативные ресурсы сделают научные исследования более эффективными и информативными.

1. Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Р.А. Сабитов. - 2-е изд. - Челябинск, 2002. - 138 с.

Подобные документы

Общее представление о поисковых службах. Характеристика видов информационно-поисковых систем, анализ их преимуществ и недостатков. Приемы простого поиска с помощью ключевых слов. Сохранение информации на компьютере для ее последующего использования.

учебное пособие [313,9 K], добавлен 10.10.2011

реферат [1,2 M], добавлен 23.04.2011

История создания международной сети Интернет. Появление службы WWW, упростившей общение и передачу данных. Управление сетевыми ресурсами, преимущества и недостатки сети. Электронный доступ к источникам информации. Возможности общения: ICQ и SKYPE.

реферат [37,7 K], добавлен 01.02.2011

Понятие и сущность интернета, его роль и значение в современном обществе. Общая характеристика основных способов защиты информации (браузеры, прокси-серверы и антивирусные программы) при работе в сети интернет, а также оценка их достоинств и недостатков.

реферат [30,3 K], добавлен 17.11.2010

Понятие, развитие, формы организации Интернет. Сеть Интернет как информационный канал. Особенности средств массовой информации в глобальной сети, ее функции и возможности. Исследование электронных версий газет и информационных агентств в сети Интернет.

Наблюдение закономерностей, характеризующих современный Интернет, от биологических до информационных и социальных, а также влияние на общество и бизнес мотивировал провести междисциплинарные исследования чтобы продвинуть понимание что такое сетевая наука.

Сетевая наука изучает не отдельный объект или группу объектов, а связь между этими объектами на протяжении длительного времени.

Однако в последнее время засвидетельствовано появление ещё двух новых междисциплинарных направления: веб-наука и интернет-наука.

История сетевой науки

Сетевая наука может быть прослежена со времени когда математические истоки восходят к основополагающей работе швейцарского, немецкого и российского математика Леонардо Эйлера о теории графов в XVIII веке и ее социальном аспекте. Математические рамки, предлагаемой теория графов также были подхвачены психологами, антропологами и другими социологами создавшими междисциплинарную дисциплину под названием социальные сети.

Междисциплинарность социальных сетей расширилась еще больше к концу 20-го века со взрывом представляющим интерес для изучения сетей в биологических, физических и технологических, социальных системах.

  • Физическая сфера – автомобильные и железные дороги, электросети, водопроводные, канализационные, финансовые, телеaонные и т.п.
  • Биологическая –экспрессия генов, метаболизм, экология…
  • Социальная – государства, учебные заведения, онлайновые социальные сети.

Сетевая наука

Термин сетевая наука возник как междисциплинарная область, которая опирается на такие дисциплины, как физика, математика, информатика, биология, экономика и социология, чтобы охватить сети, которые были не обязательно социальными.

Исследование сетей включает в себя разработку объяснительных моделей для понимания возникновения направления, строительства прогностических моделей эволюции связи и построение предписывающих моделей для оптимизации результатов работы.

Сетевая наука преимущественно сосредоточена на понимании и описании доступа к большим наборам данных.

Один из основных постулатов сетевой науки является выявление общих, лежащих в основе принципов и законов. Учитывая впечатляющий рост и влияние социальных сетей, которые захватили воображение многих чтобы понять эволюцию возникли различные приоритеты в их реализации.

Сетевая наука стремится понять эволюцию сетей независимо от того где они появляются. Учитывая их интеллектуальную взаимодополняемость, ученые предлагают совместное использование и гармонизацию инфраструктуры и исследования данных по всем трем направлениям: веб, интернет и сетевые науки.

Кроме того, появление онлайновых социальных сетей и потенциала для изучения онлайновых взаимодействий на массивные, глобальные масштабы таит в себе обещание дальнейшего, потенциально бесценного развития.

Социальные машины современности были концептуализированы Тимом Бернерсом-Ли в 1999 в виде изобретения Интернета. Семантическая сеть и связанные данные технологии могут обеспечить дальнейшую поддержку социальных машин.

Веб-наука

Изучение интернета и его влияния требует междисциплинарного подхода не только на технологическом уровне, но и на социальном, политическом и коммерческом. Установление взаимосвязи между эти уровнями влияют друг на друга, исследуя потенциальные основополагающие законы и изучение способов использования этих отношений в различных областях человеческой деятельности.

Веб-Наука опирается на дисциплины, которые включают в себя социальные науки, такие как антропология, коммуникация, экономика, право, философия, политология, психология, и социология, информатика, инженерия.

Главная повестка веб-научных исследований в понимании, как развивается сеть как социально-технический феномен и как мы можем гарантировать, что она будет продолжать развиваться и приносить пользу обществу в будущем на долгие годы.

Интернет-наука

В интернете сложилась инфраструктура из-за которой большая часть человеческой деятельности стала сильно зависящей от неё. После всего лишь нескольких десятилетий развития Интернета сложилось так, что если бы Интернет стал недоступен, то последствия этого были бы очевидны для общества, коммерции, экономики, обороны, и даже правительств.

Успех проекта Интернет часто приписывали распределенной модели управления, принципу сетевой нейтральности и его открытости.

В то же время, проблемы, связанные с конфиденциальностью, безопасностью, открытостью и устойчивостью появились.

Выявлен ряд принципиальных направлений, по которым интернет должен развиваться: доступность, открытость, масштабируемость, устойчивость, открытость, безопасность, конфиденциальность и устойчивость.

Это мотивирует необходимость междисциплинарных исследований в области интернет-науки в части психологических, социологических и экономических последствий эволюции в этих принципиальных направлениях.

Следовательно, интернет-наука — это формирующаяся междисциплинарная область, которая объединяет в сеть инженерия, вычислительная техника, безопасность, математика, физика, социология, экономика, политика, науки и право.

Интернет-наука-это инженерная дисциплина и речь идет о создании более совершенных, прочных, надежных, эффективных и устойчивых систем.

Междисциплинарные связи

Веб наука, интернет и сетевая наука опираются на ряд дисциплин для исследования в правительстве, бизнесе, обществе, устройствах и окружающей среде. Однако каждый из этих элементов совместно развивается в различные, уникальные способы. Эти субъекты и их содержание взаимодействуют создавая ассоциации между ними и интерпретируя их.

Интернет наука как аспект коммуникации между субъектами и ресурсами, как процессы которые могут формировать передачу и преобразование информации.

Сетевая наука как сущности проявляющие определенные характеристики и придерживаемые основополагающих законов, которые могут помочь понять эволюцию.

Однако, чтобы лучше понять сходства и различия между ними эти области создают потенциал для выявления более детальной схожести.

Читайте также: