Научный доклад это определение

Обновлено: 18.05.2024

(англ. science report) – научный документ, содержащий изложение результатов научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы, опубликованной в печати или прочитанной в аудитории.

Найдено научных статей по теме — 15

Научные контакты. О докладе на экономическом симпозиуме в Польше

Восстановление экономического роста в России. Научный доклад ИНП РАН

Представленный научный доклад ИНП РАН анализирует ключевые макроэкономические и финансовые меры современной антикризисной политики России, обосновывает главные направления восстановления роста в базовых секторах и социальной сфере

Концепция развития промышленности Республики (научно-докладная записка)

Внешнее восприятие научно-технологического комплекса России на примере докладов ОЭСР

В настоящей статье анализируется восприятие российского научно-технологического комплекса (НТК) в докладах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) за 2014 и 2016 годы.

Из докладов и выступлений на международной научно-методической конференции (март 2004 г. )

Из докладов и выступлений на международной научно-методической конференции (март 2005 г. )

Из докладов и выступлений на международной научно-методической конференции (март 2003 г. )

Итоги научно-исследовательской деятельности ТГУ за 1997 год (доклад на Ученом совете университета 20

95. 02. 035. Научные исследования: время сетевых структур. Доклад группы "научные исследования, техн

Вступительное слово научных редакторов к материалам ежегодного аналитического доклада "промышленност

Доклад и обсуждение на XI Ежегодной научной конференции РИЭПП «РОЛЬ ЦЕНТРОВ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОЛЬЗОВАНИ

Актуальность поставленных в докладе и последующем обсуждении проблем и предлагаемых решений обусловлена поручениями Президента Российской Федерации В. В. Путина по разработке к осени 2016 г.

Концепция управления национальным имуществом Научный доклад на заседании Президиума Российской акаде

Доклад директора ФСИН России на научно-практической конференции по вопросам реформирования уголовно-

В статье рассмотрены цели и задачи работы межведомственной рабочей группы, результатом которой должно стать совершенствование законодательства, изменения в практике исполнения наказаний, а также проблемы в этой области требующие р

Доклад и обсуждение на XI Ежегодной научной конференции РИЭПП. «РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ “ИЗОБРЕТЕНИЕ”

В настоящее время биотехнологии вызывают все больший интерес как с социальной, так и с экономической точки зрения.

Доклад — один из видов устного выступления, содержащее публичное развёрнутое, глубокое изложение определённой темы. К учебным докладам относятся школьные доклады, студенческие доклады и любые другие доклады, подготавливаемые учащимися высших и средних учебных заведений по заданию преподавателя.

Научный доклад готовится научными работниками для представления своих результатов на научной конференции, научном семинаре и др. Тезисы доклада, представленного на конференции, в обязательном порядке публикуются в сборнике тезисов докладов этой конференции. Кроме этого, возможна публикация статьи, написанной автором по материалам сделанного доклада, в сборнике трудов конференции

Структура доклада, как правило, индивидуальна и зависит от особенностей научной работы и темы доклада, однако традиционно включает в себя три части. Вступление. Формулируется тема доклада, определяется место рассматриваемой проблематики среди других научных проблем и подходов, даётся краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема и др. Основная часть. Излагается основной материал в форме связного, последовательного, доказательного повествования, лишённого ненужных отступлений и повторений. Заключение. Подводятся итоги, формулируются выводы, подчёркивается значение рассмотренной проблемы и др

Требования к докладу. Подготовка доклада требует серьёзной исследовательской работы, которая должна включать в себя следующие этапы. Изучение наиболее важных и актуальных научных работ и научных текстов (например, книг, статей, диссертаций и других научных исследований) по теме доклада (в случае учебного доклада перечень, как правило, определяется преподавателем). Анализ изученного материала с выделением наиболее значимых с точки зрения раскрытия темы доклада фактов, мнений и научных положений. Обобщение изученного материала и логическое построение материала доклада в форме развёрнутого плана. Написание текста доклада в соответствии с требованиями научного стиля.

Тезис – это доказываемое положение или утверждение. Тезисы доклада, статьи или другого объемного (как правило – текстового) материала – совокупность отдельных положений, логически связанных друг с другом. При этом часто подразумевается, что их доказательство имеет место в тексте основной (объемной) публикации.

Основная цель написания любых тезисов – обобщить имеющийся материал, дать его суть в кратких формулировках, раскрыть содержание относительно большой по объему публикации или доклада; глубоко разобраться в вопросе, проанализировать его и создать возможность противопоставления своих мыслей мыслям других, либо дополнение последних.

Классификация тезисов научных работ

Такие тезисы могут быть представлены двумя основными группами:

1. Написанные тезисы по уже имеющемуся материалу (большой статье или докладу).

2. Написанные тезисы до того, как составлен доклад.

Можно выделить 3 основных типа тезисов:

• К постановке проблемы;

• Новая методика работы.

Некоторые общие требование к написанию тезисов

• Каждое утверждение (тезис) должно быть кратким и ёмким.

• Каждое утверждение должно быть обосновано либо логикой, либо эмпирикой.

• Не пишите доклады, рефераты, теоретические записки.

• Не стремитесь рассмотреть в тезисах решение проблемы, тезисы – это аналитический труд по выбранной те-ме.

• Соблюдайте научный стиль, меньше эмоций – выше результативность.

• Даже неподготовленный читатель должен понять ваш текст.

46. Научная статья, ее структура и содержание. Теоретические и эмпирические статьи.

Теоретические научные статьи содержат в себе результаты исследований, выполненных с помощью таких методов познания, как абстрагирование, синтез, анализ, индукция, дедукция, формализация, идеализация, моделирование. Главенствующее значение имеют логические законы и правила.

Научная статья имеет четкую структуру и, как правило, состоит из следующих частей.

1 Название (заголовок).

3 Ключевые слова.

5 Обзор литературы.

6 Основная часть (методология, результаты).

7 Выводы и дальнейшие перспективы исследования.

8 Список литературы.

47. Методические рекомендации по разработке рефератов, докладов и статей.

Реферат– письменный доклад или выступление по определённой теме с обобщением информации из одного или нескольких источников. Реферат предполагает осмысленное изложение информации, наиболее важных и главных аспектов (с точки зрения автора) темы, которые были выделены в результате изучения литературы и других источников информации. Это самостоятельная научно- исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, делает выводы, обобщения. Чтобы выразить свое собственное мнение по определённой проблеме, студенту требуется, во-первых, хорошо знать исходный материал, а во-вторых, быть готовым грамотно передать его содержание в письменной форме, про-анализировав информацию сделать логичные выводы Реферат является одной из форм отчётности по изучению дисциплины, он позволяет структурировать знания студентов. Цель работы над рефератом- обретение студентом навыков библиографического поиска необходимой литературы, умения самостоятельно собирать данные, анализировать их, формулировать выводы.

Написание текста реферата.

Титульный лист заполняется по единой форме

Содержание включает названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

Введение. В этой части реферата обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цели работы и основные вопросы, которые предполагается раскрыть в реферате. Объём введения не должен превышать двух страниц.

Основная часть реферата может быть представлена одним или несколькими разделами, которые могут включать 2-3 подраздела. Здесь достаточно полно и логично излагаются главные положения в используемых источниках, раскрываются все пункты плана с сохранением связи между ними и последовательности перехода от одного к другому. Автор должен следить за тем, чтобы изложение материала точно соответствовало цели и названию раздела (подраздела). Материал в реферате рекомендуется излагать своими словами, не допуская дословного переписывания из литературных источников. В тексте обязательны ссылки на первоисточники, т. е. на тех авторов, у которых взят данный материал в виде мысли, идеи, вывода, числовых данных, таблиц, графиков, иллюстраций и пр. Работа должна быть написана грамотным литературным языком. Сокращение слов в тексте не допускается, кроме общеизвестных сокращений и аббревиатуры. Каждый раздел рекомендуется заканчивать кратким выводом. Заключение. В этой части обобщается изложенный в основной части материал, формулируются общие выводы, указывается, что нового лично для себя вынес автор реферата из работы над ним. Выводы делаются с учётом опубликованных в литературе различных точек зрения по проблеме, рассматриваемой в реферате, сопоставления их и личного мнения автора реферата.

Заключение по объёму не должно превышать 1-2 страниц. Приложения могут включать графики, таблицы, диаграммы, расчёты. Они обязательно должны иметь внутреннюю (собственную) нумерацию и название.

Список использованных источников. Здесь указывается использованная для написания реферата литература, периодические издания и электронные источники информации. Список составляется согласно правилам библиографического описания [5, с. 8]. Объём реферата составляет 15-30 страниц машинописного текста (в зависимости от требований преподавателя).

1. Научиться убедительно и кратко излагать свои мысли в устной форме. (Эффективно продавать свой интел-лектуальный продукт).

2. Донести информацию до слушателя, установить контакт с аудиторией и получить обратную связь, желательно используя технику визуализации информации.

План и содержание доклада

Важно при подготовке доклада учитывать три его фазы: мотивацию, убеждение, побуждение.

В первой фазе доклада рекомендуется использовать:

- актуальные местные события;

- оптический или акустический эффект;

- неожиданное для слушателей начало доклада

Как правило, используется один из перечисленных приёмов.

Главная цель фазы открытия (мотивации) – привлечь внимание слушателей к докладчику, поэтому длительность её минимальна .

Третья фаза доклада должна способствовать положительной реакции слушателей. В заключении могут быть использованы: - обобщение; - прогноз; - цитата; - пожелания; - объявление о продолжении дискуссии; - просьба о предложениях по улучшению; - благодарность за внимание.

Статья — это произведение, обстоятельно освещающее какую-либо тему, идею, вопрос, содержащее элементы их анализа и предназначенное для периодического, продолжающегося издания или сборника как составная часть его основного текста.

Критерии написания научной статьи по содержанию:

-актуальность – это острота поднятой проблемы и значимость ее решения не только в настоящем, но и в будущем;

-новизна и оригинальность (предлагается новая идея, технология, способ, прием или оригинальный вариант расширения, апробации, доказательства эффективности чей-то авторской идеи, метода, технологии, поэтому часто определяется сравнением с имеющимися разработками);

-убедительность (определяется достоверностью цитат, аргументированностью выводов, наличием статистических результатов и логичностью их интерпретаций);

- научность (касается исследования и разработки чего-то нового, использования научных методов познания);

- методичность (связана с оптимизацией структуры новшества, последовательности и условий его реализации).

48. Этика научно-исследовательской работы студента.

Научная этика - это совокупность установленных и признанных научным сообществом норм поведения, правил морали научных работников, занятых в сфере научно-технологической и научно-педагогической деятельности.

Планирование. Процесс планирования научного труда основывается на следующих принципах:

1. Необходимо рассчитать работу по времени, поэтапно, с учетом затрат времени на решение технических вопросов: заказ и получение книг в библиотеке.

2. Рассчитать работу по времени в целом.

3. Предусмотреть запас времени.

4. Составить детальный план работы (календарный), лучше письменно.

5. Вести картотеки (электронные, фактографические, адресные и др.) и записи исследований, фиксировать ход работы.

49. Структура учебно-научной работы, ее основные композиционные элементы.

Структура научного произведения:

1. Титульный лист.

4. Главы основной части.

6. Список используемых источников.

8. Вспомогательные указатели.

Актуальность – обязательное требование к любой научной работе. Поэтому введение должно начинаться именно с обоснования актуальности выбранной темы. Объяснение актуальности должно быть немногословным: достаточно 1–2 страниц машинописного текста.

Композиция научной работы – это последовательность расположения основных частей, к которым относят основной текст (т.е. главы и параграфы), а также части ее справочно-сопроводительного аппарата.

Стандарта по выбору композиции научной работы не существует. Каждый автор избирает любой строй и поря-док организации научных материалов, чтобы получить внешнее расположение их и внутреннюю логическую связь в таком виде, какой он считает лучшим, наиболее убедительным для раскрытия своего творческого замысла.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Что это такое?

Научный доклад – это научная работа в миниатюре, где автор полноценного исследовательского проекта кратко излагает суть: проблема, действия и результат. Здесь важен акцент на практику, освещать теорию можно очень кратко и емко или вовсе опустить данный фрагмент научного изыскания.

Научный доклад

Работа над докладом

Научный доклад может быть представлен в двух формах: устной – в виде выступления автора перед коллегами или комиссией, в письменной – в виде полноценного небольшого проекта. Независимо от формы представления проведенного исследования с помощью научного доклада автора должен показать три ключевых навыка: анализ информации и систематизация данных, грамотная интерпретация полученных результатов, а также готовность к дополнительным вопросам.

Миссия научного доклада заключается в кратком и емком представлении глобального исследования, отражении его сути и мастерства автора. Он необходим в определенных случаях: по требованию организаторов научно-исследовательского мероприятия (конференция, симпозиум и пр.), для защиты проекта на публике, для знакомства экзаменаторов с исследованием и пр.

Специфика выполнения научного доклада

Приступать к формированию научного доклада целесообразно и возможно только по мере проведения исследования, получения окончательных результатов и подведения итогов. Чаще всего создание этого документа начинается сразу же по мере формирования чернового или окончательного варианта научной работы, раньше подготовить текст для выступления не удастся.

В научном докладе особое место отводится практической части исследования. Теоретические аспекты доступны и известны всем, а вот результаты экспериментально-аналитической части могут быть уникальны и неординарны.

Специфика научного доклада

Особенности выполнения научного доклада

Несмотря на небольшой объем (в среднем около 2-6 страниц печатного текста), научный доклад должен соответствовать таким требованиям как:

  • Написание текста производится строго в рамках академического письма;
  • В докладе отмечается лишь суть исследования, с акцентом на цель, мероприятия и полученный результат;
  • Краткость и емкость изложения, читабельность и понятность, последовательность и логичность мыслей автора;
  • Возможно использование вводных конструкций и клише, отсутствие личных местоимений (обезличенная форма);
  • Наличие четкой структуры: титульник, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы;
  • Ключевые тенденции и закономерности, изменения целесообразно отмечать графически, чтобы упростит процесс внимания в информацию, отслеживание перемен и их воздействия на объект исследования.

Сам текст доклада (основная часть) – носит формальный характер и выполняется строго в научном стиле, но введение и заключение должно содержать и культурно-этические элементы: приветствие коллег и членов комиссии, благодарность за проявленное внимание и пр.

Немаловажную роль в оценке научного доклада и исследования в целом играет правильное оформление. Текст должен быть без ошибок и опечаток, структурирован логически и формально (главы, подпункты, абзацы), оформлен с учетом действующих норм (поля, шрифт, номер страницы, уникальность и пр.).

При оценке научного доклада эксперты уделяют особое внимание следующим моментам:

  • Логичное повествование хода исследования;
  • Анализ полученных результатов и аргументированные выводы автора;
  • Умение работать и обрабатывать информацию, преобразовывать ее в более сжатый и емкий вид, выделять исключительно важные моменты (суть) и грамотно ее преподносить;
  • Оформление, следование четким требованиям.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

От качества научного доклада и может зависеть успех автора научной работы. Поэтому к его написанию следует подойти с особым вниманием и ответственностью.

Инструкция по выполнению научного доклада

Важно отметить, что тема научного доклада изначально предопределена. Она полностью идентична с темой полномасштабного исследования: курсовой, дипломной, научной работы и т.д.

Инструкция по выполнению научного доклада

Схема выполнения научного доклада

Прежде, чем приступать к написанию научного доклада, автору необходимо подготовиться:

  • Еще раз изучить полноценную версию исследования и выделить основные моменты: цель и задачи, объект и предмет, методология и инструментарии, информационная база, новизна и значимость. Установление этих ориентиров облегчит подготовку введения доклада;
  • Определить основные термины, методики и кратко их отметить. Достаточно выделить наиболее распространенные приемы, актуальные методики и перечислить их с кратким описанием (что делать, в какой последовательности и пр.);
  • Отметить ключевые моменты практической части: последовательность действий и полученный результат на каждом этапе. Здесь важно сразу же предоставлять результаты анализа: о чем свидетельствуют те или иные тенденции и отклонения, на чем отражаются и что провоцирует их появление;
  • Подвести итог, обозначив актуальную проблему и предложив новый способ ее решения с учетом современных возможностей объекта. Притом все мероприятия по решению проблемы должны быть реалистичными, выполнимыми и достижимыми. Если имеются результаты апробации, то автору следует сразу же отметить степень эффективности предложенных мер, пояснить возможность использования полученных и проверенных результатов в перспективе (где, как уместны и пр.).

В научном докладе не нужно подробно расписывать каждый этап или мероприятие. Достаточно пронумеровать их, отметив: что было сделано (анализ деятельности ООО), что выявлено (какая проблема), что предпринято (что предлагает автора), что получено (результат новшеств).

В основу научного доклада должны лечь только достоверные, поверенные и обоснованные сведения, подтверждающие точность и верность результатов и рекомендаций автора.

Пример формирования научного доклада

  • Введение призвано очертить ключевые моменты и заинтересовать аудиторию;
  • Основная часть – раскрыть основные моменты и решить проблему;
  • Заключение – подвести итог, подчеркнуть самостоятельность и компетентность автора, эффективность решений.

Для формирования оглавления научного доклада достаточно взглянуть на оглавление научного изыскания и преобразовать его следующим образом: введение, теоретические аспекты по теме (краткий очерк, современные тенденции), характеристика объекта исследования диагностика проблемы и ее проявления, возможности объекта, рекомендации автора и оценка их эффективности (мероприятия, анализ результатов), заключение список литературы.

Титульный лист должен быть оформлен с учетом требований ГОСТ: образовательное учреждение, вид работы (доклад, научный доклад), тема, исполнитель, руководитель (преподаватель), дата защиты.

Титульный лист доклада

Как оформить титульный лист?

Оформление содержания доклада

Создаем оглавление

Основной текст доклада представлен в виде текстовой информации, которая кратко рассказывает об истории становления этики и риторики, их взаимосвязи и важности, проблемах, важности, основных факторах и тенденциях.

Что должно быть в научном докладе? Содержание научного доклада Основная часть научного доклада

Заключение подводит итог: зачем нужна риторика и этика, как она сказывается на общении и презентации личности, чем способствует (ее значимость) и пр.

Выводы в научном докладе

Заключительная часть доклада

Список литературы подчеркивает основу исследования (научные труды, данные и пр.).

Список литературы

Оформляем список литературы по всем требованиям и стандартам

По мере формирования научного доклада обязательно перечитайте его, проверьте на ошибки, логичность и последовательность ясность и читабельность, оформление.

Написание научного доклада представляет собой тщательную переработку проведенного исследования, поэтому он всегда получается уникальным.

Научный доклад облегчает защиту любого проекта независимо от уровня сложности, направления деятельности и темы. Он поможет как студенту при защите курсовой, дипломной работы, так и ученому на защите монографии, диссертации, на конференции и пр.

Притом обратите внимание, что комиссия чаще всего задает вопросы автору по тем моментам, которые он опустил в научном докладе, но указал в полномасштабной работе (термины, определения, формулы, промежуточные результаты, причина выбора конкретного мероприятия или метода и пр.). Поэтому у него есть шанс досконально подготовиться к ним, пометив их отдельно.

Научный доклад – это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно – конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории.

Требования к докладу:

Отражается новизна и практическая значимость темы.

Раскрывается основное содержание темы.

Обосновываются выводы и предложения (авторские).

Может иметь форму связного текста или тезисов (публикуются в сборниках по итогам мероприятия: конференции, семинара, симпозиума и т.д.).

Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях, выставках и других мероприятиях.

Для каждой исследовательской работы предоставляется специальный стенд. Материалы, предназначенные для стендового доклада могут быть предварительно оформлены на листе ватмана.В верхней части стенда крепится название работы (840 ×100 мм, шрифт не менее 48), под ним указываются фамилия автора и научного руководителя (шрифт 36), название учреждения, города. В левом углу указывается номер стенда, выделенный при регистрации.

Требования к стендовому докладу

Наглядность . Нацелена на формирование представления о тематике и характере выполненной работы.

Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок – схемы и т.д.) и текстового материала устанавливается 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.

Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1 – 2 минуты.

Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.

Структура стендового доклада

Цели и задачи работы.

Описание сделанного в процессе исследования.

Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности.

Основные результаты и выводы.

Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.

Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде.

Литературный обзор – краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников, с указанием направлений исследований, которые ведут различные ученые.

Порядок работы над литературным обзором

Общее ознакомление с источником информации (беглое чтение или просмотр).

Выделение наиболее важных частей прочитанного.

Составление тезисного плана прочитанного.

Выписывание из текста полных и содержательных цитат с точными ссылками на источник, указать его выходные данные.

Сравнение данной информации с той, которая получена из других источников.

Критическая оценка прочитанного, оформление замечаний только на объективной основе.

В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен ставить перед собой исследовательскую задачу.

Подготовка литературного обзора - обязательный этап исследовательской работы, ориентированный на глубокое овладение материалом и обеспечение научной достоверности и обоснованности суждений.

Научная статья – своеобразный литературный жанр. Цель написания научной статьи – обозначение какой – либо научной проблемы и известных способов её решения.

Структурные компоненты научной статьи

Описание проблемы и её актуальности для теории и практики.

Краткие данные о методике исследования.

Анализ собственных научных результатов и их обобщение.

Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.

Ссылки на цитируемую литературу.

Научный отчет – документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно – исследовательской или опытно – экспериментальной работы.

Структура научного отчета

Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы.

Значимость проведенной работы, её исследовательская ценность и практическая значимость.

Характеристика применявшихся методов исследования.

Описание результатов исследования.

Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы.

Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.

Список литературы: что за чем идёт?

Как мы уже сказали, одним из вопросов оформления списка источников является рубрикация – последовательность размещения библиографических описаний.

Правильно расположить источники не так уж и сложно, если знать несколько правил:

Тематическую рубрикацию можно вносить в работу не только в случае с правовыми источниками. Если в вашем исследовании много ссылок, а его уровень достаточно высокий (дипломная, ВКР, диссертация и т.п.), вы можете объединить подгруппы источников в отдельные разделы списка. Проконсультируйтесь на эту тему со своим научным руководителем.

Содержание глав выпускной квалификационной работы

Содержание глав выпускной квалификационной работы (дипломного проекта)
Примерное содержание глав выпускной квалификационной работы (дипломного проекта)

Глава 1. Как правило, первая глава содержит описание проблемы, вводит в саму проблему, описывает состояние теории исследования на эту тему и нормативно-правовое обеспечение, анализирует исторический опыт (исторические проблемы), проводиться анализ зарубежного опыта решения проблемы исследуемой в рамках дипломной работы на практике.

Глава 2. Традиционно во второй главе уже проводится подробный анализ предмета исследования, описываются его основные параметры и характеристики. Так же приводятся доказательства ранее выдвинутых положений и строится аргументация, приводятся расчеты, формулируются выводы и предложения.

Безусловно, представит определенный интерес сравнительное исследование зарубежного опыта по решению аналогичных проблем.

Большое значение имеет правильная трактовка понятий (дефиниций), их точность и научная обоснованность. Термины, употребляемые в выпускной квалификационной работе (дипломном проекте), должны быть обоснованными (например, понятия из законов РФ) либо со ссылкой на исследования ученых и практиков. Точно так же общепринятыми должны быть и формулы, исключение составляют впервые вводимые те или иные научные понятия, расчеты.

Каждая рекомендация, сделанная в выпускной квалификационной работе (дипломном проекте), должна быть обоснована с позиций эффективности, целесообразности и перспектив использования в практической деятельности или учебном процессе.

29. Правила оформления исследовательской работы

Любая исследовательская работа или проект школьника оформляется на листах формата А4 с одной стороны.
Выставляются поля:
левое поле - 20 мм
правое - 10 мм
верхнее - 15 мм
нижнее - 15 мм
Текст исследовательской работы (проекта) набирают шрифтом Times New Roman.
Размер шрифта 14.

Междустрочный интервал – 1,5 (полуторный).

Выравнивание текста на странице - по ширине.

Обязательны абзацные отступы с величиной на усмотрение автора. Текст исследовательского проекта должен быть хорошо читаемым и правильно оформленным.

Подготовка работы к рецензированию. Составление доклада

Рецензирование письменных работ. Отзывы и рецензии научного руководителя, консультанта и рецензента о письменную работу, их выступления на защите письменной работы является необходимым элементом ее творческого и критического обсуждения, гарантом выполнения установленных требований и объективность оценки.

В отзывах (рецензиях) устанавливаются актуальность избранной темы, степень обоснованности научных положений, сформулированных выводов и рекомендаций, их достоверность, полнота и новизна, даются рекомендации по их использованию, а также делается вывод о соответствии письменной работы установленным требованиям, указывается на ее связь с государственными или отраслевыми научными программами, приоритетными направлениями развития науки и техники, определенными Верховной Радой Украины, и т.п.

Объективность оценки обоснованности основных положений работы, их достоверности, новизны и значимости зависит от полноты освещения положительных и отрицательных сторон работы, в частности анализа ключевых проблем, выводов и утверждений, путей использования результатов, завершенности содержания и качества оформления исследования.

Отзыв научного руководителя работы пишется в произвольной форме и указывается уровень подготовки студента по данной учебной дисциплине или к научной деятельности или выполнения профессиональных функ ций по специализации юридической деятельности, а именно:

• степень самостоятельности при выполнении работы;

• новизна поставленных научных, учебных и практических вопросов, оригинальность путей их решения;

• умение использовать нормативно-правовые акты и правоприменительные решения, научную и учебно-методическую литературу;

• степень овладения методами исследования;

• полнота и качество разработки темы;

• логичность, последовательность, аргументированность, литературная грамотность изложения материала;

• соответствие требованиям государственного стандарта образования;

• возможность практического применения выводов, рекомендаций работы;

• заключение о соответствии требованиям и оценка работы по четырехбальной системе: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.

Для оценки уровня научной и практической значимости результатов, разработок и рекомендаций, изложенных в письменной работе, используют рецензии юридических учреждений и организаций, органов государственной власти, общественных объединений, политических партий.

В рецензии, кроме вопросов, тождественных вопросам содержания отклика, обращается внимание на определение актуальности проблемы для правотворческой и правозасто-совної практики, учет требований соответствующих руководящих документов, выводы, предложения и рекомендации, возможности их практического применения.

Если установлены существенные нарушения требований к подготовке и оформлению письменных работ (заимствования чужих работ без ссылок, несоответствие содержания письменной работы выбранной теме исследования или специализации, специальности подготовки), в отзыве и рецензии должны быть указаны конкретные причины, через которые письменная работа не рекомендуется к защите.

Отзыв (рецензия) не должен состоять из короткого формального выводу о том, что письменная работа соответствует установленным требованиям, или иметь неопределенный характер и содержать формулировку подобные "значительный научный интерес", "существенный вклад", "шаг к решению проблемы".

Отзывы (рецензии) лично подписываются их авторами, в случае необходимости официально удостоверяются. Копии письменных отзывов (рецензий) выдают студентам не позднее чем за десять дней до защиты письменной работы.

Во время выступления на защите письменной работы, как правило, объявляют полный текст отзыва (рецензии).

Доклад — вид самостоятельной научно — исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Этапы работы над докладом.

Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 — 10 источников).
Составление библиографии.
Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.
Разработка плана доклада.
Написание.
Публичное выступление с результатами исследования.
В докладе соединяются три качества исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы.

Научный доклад – это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно – конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории.

Требования к докладу:

Отражается новизна и практическая значимость темы.

Раскрывается основное содержание темы.

Обосновываются выводы и предложения (авторские).

Может иметь форму связного текста или тезисов (публикуются в сборниках по итогам мероприятия: конференции, семинара, симпозиума и т.д.).

Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях, выставках и других мероприятиях.

Для каждой исследовательской работы предоставляется специальный стенд. Материалы, предназначенные для стендового доклада могут быть предварительно оформлены на листе ватмана.В верхней части стенда крепится название работы (840 ×100 мм, шрифт не менее 48), под ним указываются фамилия автора и научного руководителя (шрифт 36), название учреждения, города. В левом углу указывается номер стенда, выделенный при регистрации.

Требования к стендовому докладу

Наглядность . Нацелена на формирование представления о тематике и характере выполненной работы.

Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок – схемы и т.д.) и текстового материала устанавливается 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.

Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1 – 2 минуты.

Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.

Доклад в науке и служебный доклад

Доклад в науке

Какую роль доклад играет в науке?

Служебный и научный доклады наиболее распространенные виды данного жанра.

Студенческие доклады чаще всего пишутся для выступлений на конференциях, семинарах или для защиты курсовой, дипломной работ, магистерской диссертации, отчетов по разным видам практик.

Служебные доклады пишутся с целью подачи определенной информации вышестоящему должностному лицу или руководству. Как правило, это ответ на запрошенный вопрос.

Эти виды докладов кардинально отличаются по структуре, лексическому наполнению и стилистике.

Виды доклада по способу изложения

Какие виды докладов существуют

Виды научного доклада

Кроме распределения по сферам использования, популярной является классификация докладов по способу изложения:

  • устные доклады (основываются на письменных вариантах, но дают возможность обсудить вопрос в кругу слушателей, пр чем времени на обсуждение выделяется больше, чем на изложение самого доклада);
  • письменный краткий (подает краткое содержание научного труда или исследования, его объем зависит от объема первоисточника);
  • письменный подробный (кроме содержания труда, в такие доклады добавляют сведения, которые стали базой итоговых выводов).

Несмотря на то, какой вид доклада нужно подготовить, он должен соответствовать научному стилю и общепринятой структуре.

Структура научного доклада

Композиция научного доклада традиционно включает в себя такие компоненты:

  • название (оно должно отображать тему, и при этом вызывать интерес читателя или слушателя);
  • вступление, как правило, знакомит реципиентов с новизной и актуальностью выбранной проблемы;
  • определение цели доклада;
  • краткий анализ существующих трудов по теме;
  • методы, которые были использованы в ходе исследования;
  • информация о проведении исследования, с добавлением научных фактов, теорий, гипотез;
  • результаты исследования;
  • выводы и рассказ о перспективе дальнейшей разработки темы;
  • рекомендации от автора.

Критерии подбора темы

Тема доклада

Как выбрать тему для доклада?

Доклады, которые приходится писать студенту, могут предоставлять выбор темы самому учащемуся или же не оставляют ему такого права. Последние касаются докладов на защиту квалификационных работ или отчетов по практике.

Если будущая работа предполагает самостоятельный выбор темы, следует воспользоваться такими правилами:

  • Перед выбором темы – главное определить круг реципиентов, ведь проблема должна быть актуальной и интересной для круга слушателей, перед которыми вы будете выступать.
  • Для того чтобы не промахнуться с выбором темы желательно почитать специализированные научные журналы, просмотреть просторы интернета и определить наиболее актуальные проблемы в рамках специальности или обширной темы.
  • Тема должна быть интересной для самого автора, вселять в него вдохновение, придавать творческих сил и энергии.
  • Для написания доклада выбирают узкую тему, которую можно раскрыть полно и интересно.

Советы, которые помогут превратить скучный доклад в интересный рассказ

Советы докладчикам

Советы для начинающих

Доклад в науке – это не только изложение сухих фактов и теории, при умелом построении и изложении материала он способен проявить автора, как талантливого ученного и прекрасного оратора.

О том как подготовить доклад и докладчика на конференцию вы можете узнать, посмотрев видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Читайте также: