Научно учебный подстиль доклад сообщение 9 класс презентация

Обновлено: 05.07.2024

Разновидности научного стиля
1.
2.
3.
4.
5.
Собственно-научный
Научно-учебный
Научно-популярный
Научно-технический
Научно-справочный

4. Собственно научный подстиль

Адресатом являются ученые – специалисты в
той или ной области знания;
цель его - получение нового знания о природе,
человеке, обществе;
отличительная черта – строго логичное
научное изложение с подчеркнуто
информативной направленностью, обилие
узкоспециальных терминов, точность,
убедительность аргументации.

5. Научно-учебный подстиль

адресат – учащиеся, будущие специалисты,
цель – изложение основ наук, передача научного
знания в учебных целях,
отличительная черта – учебно-познавательная
направленность изложения, характеризующаяся
простотой и доступность, изобилующая
объяснениями, толкованиями, примерами,
иллюстрациями, пояснениями, сравнениями.

6. Научно-популярный подстиль

адресат - широкие слои населения,
цель – повышение общего культурного уровня
массового читателя, популяризация научного
знания;
отличительная черта - изложение научных
данных в доступной и занимательной форме,
использование элементов художественного и
публицистического изложения.

7. Научно-справочный подстиль

8. Научно-технический подстиль

адресат - специалисты в области технических наук
и технологии производства,
цель – применение достижений фундаментальной
науки в практике;
отличительная черта – использование элементов
делового стиля в предписаниях, характеризующих
течение технологического процесса, использование
оборудования и веществ (составление
технологических описаний, схем, технологических
карт связано со строгой регламентацией
деятельности технологов на производстве, отсюда характерные черты юридической стилистики)

Текст 1. Еще об изменениях в языке:
изменения в грамматике.
Нам осталось узнать еще об одном, последнем
типе языковых изменений. Те изменения, о
которых мы говорили раньше (если помните, это
были изменения значений и изменения в
произношении), - это изменения, которые
касаются прежде всего отдельных слов: мы узнали,
что слова могут изменять и ли свой облик, или
свое значение, или, разумеется, и то и другое
одновременно. Но бывают изменения, которые
касаются всего языка, или, как говорят лингвисты,
строя языка; другими словами, это изменения в
грамматике. (Научно-популярный)

Текст 2. Текстовая модальность как
семантическая основа текста и важнейшая
стилевая категория. (собственно научный)
До сих пор мы говорили о субъективной
модальности. Однако в тексте эта категория
существенно трансформируется и приобретает
особую роль. Значение ее для синтаксиса,
функциональной стилистики, лингвистики текста
трудно переоценить. Можно сказать, что эта
категория лежит в основе текстообразования
(семантический аспект), строя и тональности речи
и во многом определяет характер изложения
(повествования). Поэтому есть основания говорить
об этой категории как центральной для текста и
назвать ее текстовой модальностью (ТМ).

Текст 3. (научно-справочный)
Гроза

атмосферное
явление,
заключающееся в электрических разрядах
между
кучево-дождевыми
(грозовыми)
облаками или между облаками и земной
поверхностью, а также находящимися над ней
предметами. Эти разряды – молнии –
сопровождаются осадками в виде ливня, иногда
с градом и сильным ветром (иногда до шквала).
Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной
конденсации водяного пара над перегретой
сушей, а также в холодных воздушных массах,
движущихся на более теплую подстилающую
поверхность.

Текст 5. (научно-технический)
Выбор формата хранения даты-времени также
влияет на выбор того или иного из рассмотренных
выше алгоритмов. Так, алгоритмы 1 и 2 не зависят
от формата данных в базе данных, т.к. выполняют
обработку информации на уровне бизнес-логики.
Алгоритм 3 ориентирован в первую очередь на
специализированный формат представления
данных datetime, и его адаптация к формату
unixtime
негативно
сказывается
на
производительности, т.к. требует дополнительных
операций по преобразованию форматов данных.

Жанры научной речи
Собственно научный
Монография, статья, доклад, курсовая работа,
дипломная работа, диссертационная работа , тезисы,
отзыв, академическое эссе.
Научно-учебный
Учебник, методическое пособие, лекция, реферат ,
конспект, аннотация.
Научно-популярный
Очерк, книга, лекция, статья
Научно-справочный
Словарь, справочник, каталог
Научно-технический
Техническая документация, инструкция

Определите, к какой разновидности научного
стиля относятся данные тексты. Объясните
свой вывод.
1) Само слово лебедь – не просто старое, а
очень старое. Оно было таким еще в
древнерусском языке, известно, по крайней
мере, с XI века. Наш лебедь перекликается с
латинским albus – белый… Но этак мы с вами
далеко уйдем, а нам бы запомнить, что лебедь в
современной речи – мужского рода. Вот в стихах
и в песнях – пожалуйста, там “белая
лебедь”очень возможна.

Определите, к какой разновидности научного стиля
относятся данные тексты. Объясните свой вывод.
2) Лебеди - птицы семейства утиных отряда
пластинчатоклювых. Длина тела до 180 см, весят до 13
кг. Шея равна длине тела или превышает её. 6 видов,
относящихся к 2 родам - чёрные Л. и настоящие Л. В
СССР 3 вида настоящих Л.: Л.-шипун (С. olor) - самый
крупный, у самца на клюве чёрный нарост;
распространён местами на Ю. Восточно-Европейской
равнины, в Казахстане, Средней Азии и Западной
Сибири; Л.-кликун (С. cygnus) несколько меньше;
распространён широко, кроме тундры, но везде
становится редким; малый Л., или тундровый (С.
bewickii), - длина тела около 120 см, весит до 7 кг;
населяет тундры. Селятся на больших озёрах с
зарослями камыша. Л. хорошо плавают, нырять не
могут и поэтому кормятся только на мелководье.
Питаются водными и прибрежными растениями,
иногда водными беспозвоночными.

Определите, к какой разновидности научного стиля относятся
данные тексты. Объясните свой вывод.
3) В России живут три вида лебедей - кликун, шипун и малый
тундровый. Последний, не встречающийся на Южном Урале, занесен в
Красную книгу России, а два первых - в Красные книги многих
регионов. Зимой лебедь, являющийся перелётной птицей, улетает на
юг: в Азию и Средиземноморье. Но иногда остаётся зимовать на
незамерзающих водоемах области. Численность лебедей начала
восстанавливаться с 60-х годов прошлого века, когда на них была
полностью запрещена охота. Однако до сих пор белые птицы остаются
желанным объектом браконьерской охоты. В год лебедя союз охраны
птиц России будет проводить многочисленные мероприятия,
направленные на поддержку численности этого вида. В частности,
населению будут рассказывать о том, как создавать искусственные
гнезда для лебедей, как помогать, этим птицам пережить трудное время
зимовки, как спасать их в случае попадания в разливы нефтепродуктов.
Кроме того, будет собираться данные о численности и распространения
этих птиц. Отметим, лебедь для человека во многом знаковая птица.
Этот пернатый из-за своего изящного сложения олицетворяет красоту и
романтику. Белые птицы являются довольно частыми героями сказок самая известная из них сказка Г. Х. Андерсена "Гадкий утёнок". Более
того, из-за своей преданности второй половине, птицы дали жизнь
такому выражению, как лебединая верность.

Определите, к какой разновидности научного стиля относятся
данные тексты. Объясните свой вывод.
4) По нашим наблюдениям только через некоторые районы
дельты Северной Двины и южную часть Двинского залива
Белого моря весной мигрирует 260-330 тыс. особей
лебедей, гусей, казарок и уток. С учётом данных,
приведённых в работах Я. Пирота (Pirot et al., 1989), Я.
Бикмана (Beekman, 1997), о количестве зимующих в
Западной Европе гусеобразных можно отметить, что в
районе наших наблюдений ежегодно в период весенних
миграций
пролетает
32-66
%
западноевропейской зимующей популяции малого лебедя
(Cygnus bewickîi), 40-45 % - чёрной казарки (Branta
bernicla), 40-60 % - белощёкой казарки (Branta leucopsis) и
30-45 % - белолобого гуся (Anser albifrons). Кроме того,
большая часть особей этих видов останавливается на
отдых и кормёжку в устьевой области Северной Двины.

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА К О НЪЮНКТУРА, Р ЕФЕ РЕНДУМ, ПРЕДВЫБОРНАЯ К А МПАНИЯ, ИНФЛЯЦИЯ, Д И СКР И МИНАЦИЯ, ПРОГРЕ СС ИВНЫЙ, Т О Т А ЛИТАРНЫЙ, ОКК УПАЦИЯ, ПР Е З И ДЕНТ, ИММИ ГРАЦИЯ, ЭМИГРАЦИОННЫЙ, Р Е ПАТР ИА ЦИЯ, ТОЛ Е РАНТНОСТЬ, АТТ АШЕ, Ф ЕДЕ Р А ТИВНЫЙ

ТОЛКОВАНИЕ СЛОВ КОНЪЮНКТУРА – сложившаяся обстановка, создавшееся положение, временная ситуация в какой-либо области общественной жизни; ЭМИГРАЦИЯ – переселение из какой-либо страны в другую, вызываемое различными причинами (экономическими, политическими, религиозными); РЕПАТРИАЦИЯ – возвращение на Родину военнопленных, беженцев, переселенцев; ТОЛЕРАНТНОСТЬ – терпимость к чужим мнениям, верованиям; ИММИГРАЦИЯ – въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное место жительства.

ЯЗЫК РУССКОЙ НАУКИ ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 18 ВЕКА - ЯЗЫК НАУЧНЫХ КНИГ САМЫЙ СОВЕРШЕННЫЙ НАУЧНЫЕ ТРУДЫ: М. В. ЛОМОНОСОВ С. П. КРАШЕНИННИКОВ П. И. РАЧКОВ И. И. ЛЕПЕХИН И др.

ЗАДАЧА НАУЧНОГО СТИЛЯ ясно и четко донести до читателя сообщаемую информацию СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ НАУЧНОГО СТИЛЯ Специальная литература Повседневный обиход

ЖАНРЫ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ Статья; Монография; Учебник; Патентное описание (описание изобретения); Реферат; Аннотация; Диссертация; Лекция; Инструкция

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ

СПИШИТЕ ТЕКСТ, РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ. ОПРЕДЕЛИТЕ СТИЛИСТИЧЕСКУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ТЕКСТА. ДОКАЖИТЕ .

Почва это особое пр..родное тело. Она образует..ся на поверхности Земли в результате взаим..действия живой (органической) и неживой (неорганической) пр..роды. В. жнейшим свойством почвы являет..ся плодородность.

Проверь себя № 1. а) приведен б) продолжен в) изучен г) сконструирован. № 2. а) сложные предложения б) причастные и деепричастные обороты в)однородные члены г) вводные слова

Прочитайте текст. Определите, к какому стилю речи он относится. Укажите особенности стиля речи: с точки зрения построения текста лексические морфологические синтаксические особенности. Назовите термины. Какую роль они играют в тексте?

А..томобиль это сам. ходное средство предназначе(н) (нн) ое для перевозки грузов людей и выполнения специальных операций. По назначению разл. чают грузовые па..ажирские и специальные а..томобили. По типу ша(с)(сс)и а..томобили подразделяют на рамные и (без)рамные. Рамные а..томобили имеют в качестве остова раму к которой крепят составные части и м..ханизмы. (Без)рамные а..томобили (не)имеют рамы а составные части и м..ханизмы м..нтируют к кузову. В этом случае кузов а..томобиля называют н..сущим.

Выберите правильный вариант ответа 1. Научный стиль речи отличается: а) обобщенностью а б) стереотипностью в) стандартизованностью 2. Сфера применения научного стиля речи: а) выступления на митингах б) личная переписка в) специальная литература в 3. Особенности лексики: а) устойчивые сочетания б) образные средства в) однозначность слова в 4 , Особенности синтаксиса: а) осложненные простые предложения б) обилие сложных предложений б

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Стили речи: разговорный стиль"

В данной презентации рассматриваются особенности, признаки и функции разговорного стиля речи, а также приводятся примеры использования разговорного стиля в художественных произведениях.

Презентация по теме "Стили речи: научный стиль"

В данной презентации рассматриваются функции, характерные черты и особенности научного стиля.


Презентация по теме "Стили речи"

Данная презентация может использоваться как вспомогательное средство на уроках развития речи по теме "Стили речи" в 7 классе.


Презентация "Официально-деловой стиль речи. Форма и структура делового документа"

Презентация по русскому языку "Официально-деловой стиль речи. Форма и структура делового документа" знакомит обучающихся с формой и структурой разных деловых документов. Возможно использов.


Презентация к уроку "Стили речи". 9 класс.

Использовать можно презентацию при повторении темы как в начале года, так и в конце года.

Презентация на тему: " Научный стиль Основные признаки Подстили и жанры Языковые особенности Нарушевич А.Г." — Транскрипт:

2 Научный стиль Основные признаки Подстили и жанры Языковые особенности Нарушевич А.Г.

3 Сфера использования Научная, производственная, учебная и преподавательская деятельность.

4 Основные особенности Подчеркнутая информативность. Обращение к ограниченной группе подготовленных собеседников. Отвлеченность и обобщенность. Точность, однозначность высказывания. Подчеркнутая логичность, последовательность повествования. Экономное использование образных средств.

5 Отличия от других стилей В основном существует в письменной форме. Для научного стиля типичен монолог. Диалог используется в дискуссии. Авторская индивидуальность в научном стиле проявляется в меньшей степени, чем в др. стилях.

6 Подстили научного стиля Академический (собственно научный) Научно-учебный Научно-популярный (научно- публицистический)

7 Подстили научного стиля Адресат Цель Академический Ученый, специалист Выявление и описание новых фактов, закономерностей Научно- учебный Учащийся Обучение, описание фактов, необходимых для овладения материалом Научно- популярный Широкая аудитория Дать общее представление о науке, заинтересовать

8 Подстили научного стиля Отбор фактов Термины Академический Отбираются новые факты. Общеизвестные факты не объясняются Объясняются только новые термины, предлагаемые автором Научно- учебный Отбираются типовые факты Все термины объясняются Научно- популярный Отбираются интригующие, занимательные факты Минимум терминологии. Значение терминов объясняется через аналогию.

10 Основные жанры Монография – научный труд, посвященный глубокому и обстоятельному исследованию одной темы. Диссертация – научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты ее положений. Трактат – научный жанр, в котором рассматривается отдельный вопрос или проблема. Научная статья – статья, отличающаяся сугубо научным изложением информации, отсутствием эмоциональности.

11 Основные жанры Рецензия – отзыв на научную работу. Аннотация – краткая характеристика содержания научного произведения. Тезисы – кратко выраженные положения научного произведения. Дипломная работа – исследовательская работа студента-выпускника. Курсовая работа – учебный научный жанр, похожий на дипломную работу, но меньшего объема и с меньшим охватом темы.

13 Языковые особенности. Лексика 1. Употребление абстрактной лексики: понятие, метод, условие, использование и т.п. Конкретная лексика в научном стиле также может употребляться в обобщенном значении: Дуб – порода светолюбивая; Ухо – анализатор звуков (сущ-е обозначает не конкретный предмет, а класс предметов).

14 Научный стиль Художественный стиль Рост дуба продолжается очень долго, лет и больше. Дуб развивает очень мощную крону. Летний дуб - порода довольно светолюбивая. Дуб растет в довольно разнообразных почвенных условиях. Дуб обладает большой побег- производительной (порослевой) способностью. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными давно, видно, суками и с обломанной кроной, заросшею старыми болячками. С огромными своими неуклюжими несимметричными растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым уродом стоял между улыбающимися березами (Л. Толстой).

16 Виды терминов Общенаучные - используются в различных отраслях знания и свойственны научному стилю в целом: адекватный, эквивалент, гипотеза, прогрессировать и т.п. Специальные – закреплены за определенными отраслями знания: Лингв. – аффикс, морфема, сказуемое. Мед. – перитонит, инфаркт, интубация.

17 Языковые особенности. Морфология 1. Частотное употребление сущ-х средн. рода с абстрактным значением: влияние, отношение, значение и т.п. 2. Только в научном стиле используются формы множ. числа абстрактных и вещественных существительных: теплоты, длины, величины, частоты; нефти, стали, масла, глины и т.п.

19 Языковые особенности. Морфология 4. Практически не употребляются неопределенные местоимения: что-то, что-либо, кто-нибудь, кое-что и др.

20 Языковые особенности. Морфология 5. Краткие прилагательные обозначают не временный, а постоянный признак предмета: белковые вещества сложны; удельный вес минералов низок; протоплазма бесцветна.

21 Языковые особенности. Морфология 6. Глаголы используются во вневременном значении – форма глагола настоящего времени выражает абстрактное значение (что-то вроде present simple): Азот соединяется с кислородом (т.е. способен соединяться). Сравните: На наших глазах соединяются стыкующиеся корабли. 80 % глаголов в научном стиле – несовершенного вида

22 Языковые особенности. Синтаксис 1. Подчеркнутую логичность научному тексту придают синтаксические средства, которые служат для связи между предложениями, абзацами: 1) вводные слова: следовательно, итак, таким образом и т.п.

23 Языковые особенности. Синтаксис 2) наречия: Отсюда можно сделать вывод… Тогда получим следующее значение… Поэтому используем данный метод…

24 Языковые особенности. Синтаксис 3) обороты связи: Теперь перейдем к… Можно еще отметить, что… Постараемся теперь объяснить… Обратим внимание на…

25 Языковые особенности. Синтаксис 2. Порядок слов – основная информация располагается после сказуемого: 20 человек работало в лаборатории. В лаборатории работало 20 человек.

27 4. Широко используются: причастные и деепричастные обороты; сложные предложения; безличные и неопределенно- личные предложения.

28 Использование односоставных предложений Неопределенно-личные: Различают два типа морфем. Состав помещают в колбу. Обобщенно-личные: Дадим определение функции. Произведем суммирование элементов. Отнесем эту функцию к классу дифференцирующих.

29 Использование односоставных предложений Безличные: 1) с модальными словами: Нужно найти кривую; Нельзя вывести формулу; 2) с безличными глаголами: Требуется определить силу тока; 3) с предикативными наречиями: Любую правильную рациональную дробь легко выразить через простейшие дроби.

30 Языковые особенности. Синтаксис 5. Широкое использование ссылок, цитат, сносок. 6. Хорошо выраженная формальная организация текста – четкое деление на абзацы, параграфы.

31 Использование средств выразительности Обобщенность и отвлеченность научной речи не исключает выразительности. Ученые используют образные средства языка для выделения наиболее важных смысловых моментов, для убеждения аудитории. Сравнение – одна из форм логического мышления. Безо ׳ бразное (лишенное образности): Борофториды подобны хлоридам.

33 Использование средств выразительности Образное сравнение Человеческое общество похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди, подобно волнам, окруженные себе подобными, постоянно сталкиваются друг с другом, возникают, растут и исчезают, а море – общество – вечно бурлит, волнуется и не умолкает… (П. Сорокин. Общая социология)

35 Использование средств выразительности Проблемные вопросы Первый вопрос, который встает перед нами, гласит: Что за наука социология? Каков предмет ее изучения? Наконец, каковы главные отделы этой дисциплины? (П. Сорокин. Общая социология)

36 Вопросно-ответные комплексы Теперь представим себе, что эти единицы (индивиды, особи) абсолютно закупорены и не имеют никаких отношений друг с другом. Будет ли в этом случае налицо общество? Очевидно, нет. Отсюда вывод… (П. Сорокин. Общая социология).

37 Ограничения употребления языковых средств в научном стиле Недопустимость внелитературной лексики. Практически отсутствуют формы 2 лица глаголов и местоимения ты, вы. Ограниченно используются неполные предложения. Ограничено использование эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии.

38 Анализ текста. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).

42 План стилистического анализа текста I. Экстралингвистический анализ текста 1. Автор, название; адресат речи; предмет речи; цель автора. 2. Вид речи (монолог, диалог, полилог). 3. Форма речи (устная или письменная). 4. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). 5. Сфера общественной деятельности, которую обслуживает предполагаемый стиль.

43 План стилистического анализа текста II. Лингвистический анализ текста 1. Языковые особенности, обусловливающие стилевую принадлежность текста: а) лексические; б) морфологические; в) синтаксические. 2. Средства создания образности и экспрессивности текста. III. Вывод: функциональный стиль (подстиль, жанр).

44 Лингвометодический комментарий плана При анализе текста помните, что все языковые средства на материале конкретного текста рассмотреть невозможно и не нужно. Объем разбора определяется характером самого текста и его особенностями.

45 Функциональные типы речи. Описание Описательные тексты предназначены для характеристики явлений природы, предметов, лиц и т.д. путем перечисления их признаков. В зависимости от предмета, который характеризуется, тексты делятся на пейзажные и портретные – с соответствующим лексическим наполнением. В пейзажных часто используются конкретные слова: лес, речка, усадьба, слова с пространственным значением: слева, справа, сбоку, на горизонте, внизу. В портретных текстах – слова, характеризующие рост, возраст, внешность, состояние и т.п.

46 Функциональные типы речи. Повествование В повествовательных текстах дается представление о развитии описываемых событий, об их последовательности. На первый план выдвигается порядок протекания действий. Каждое предложение выражает какой-либо этап, стадию в развитии действия, в движении сюжета к развязке. Повествовательные тексты редко встречаются в чистом виде. В художественных произведениях описательные и повествовательные тексты сочетаются.

47 Функциональные типы речи. Рассуждение В текстах типа рассуждения четко выделяются три части: 1) тезис; 2) доказательство (аргументация); 3) вывод (заключение, обобщение). Часто используются вводные слова: во-первых, во-вторых, в общем, в целом, итак, таким образом, наконец, следовательно; подчинительные союзы: так как, потому, что, если… то… и др. Примерами могут служить тексты из учебников и научных книг. В художественных произведениях фрагменты типа рассуждения часто состоят только из рассуждений и не содержат тезисов и заключений. Названные и другие признаки функциональных типов текстов следует приводить в качестве обоснования для отнесения анализируемого текста к тому или иному функциональному типу.

48 Ваш анализ текста должен представлять собой связный текст!

49 Литература 1. Горшков А. И. Лекции по русской стилистике. М., Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М., 2003.

Научный стиль речи, слайд 1

Определение
Научный стиль речи - функциональный стиль речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания монологический характер строгий отбор языковых средств тяготение к нормированной речи

Слайд 4

Научный стиль речи, слайд 4

Слайд 5

Научный стиль речи, слайд 5

Особенности
Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук(естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания(статья, доклад, учебник, курсовая работа). Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.

Слайд 6

Научный стиль речи, слайд 6

Особенности
Основными характеристиками научного стиля являются: логичность - наличие смысловых связей между последовательными единицами текста последовательность - выводы вытекают из содержания, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному. понятность, доступность точность, сжатость

Слайд 7

Научный стиль речи, слайд 7

Лексика
Почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Термин - это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности. Терминологическая лексика составляет примерно 15-20% общей лексики научного стиля.

Слайд 8

Научный стиль речи, слайд 8

Морфологические особенности
Использование форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: манжет (вместо манжета). Формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа. Преобладание существительных над глаголами. Около 80% глаголов имеют несовершенный вид.

Слайд 9

Научный стиль речи, слайд 9

Синтаксические особенности
Для научного стиля речи характерны сложные построения, используемые для: передачи сложной системы научных понятий установления отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами

Слайд 10

Научный стиль речи, слайд 10

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Для достижения описанных выше целей используются: предложения с однородными членами и обобщающими словами при них(вследствие того что, ввиду того что, в то время как) вводные слова и сочетания(во-первых, наконец, с другой стороны) указывающие на тесную логическую связь абзацев слова и словосочетания(таким образом, в заключение)

Слайд 11

Научный стиль речи, слайд 11

Подстили
Научный стиль речи можно разделить на три подстиля: научный. Адресат - учёный, специалист. Цель: выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. научно-учебный. Адресат - будущие специалисты и учащиеся. Цель: обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом. научно-популярный. Адресат – все. Цель: ознакомление с описываемыми явлениями и фактами

Слайд 12

Научный стиль речи, слайд 12

Жанры
монография журнальная статья рецензия учебник лекция доклад устное выступление диссертация научный отчёт

Слайд 13

Научный стиль речи, слайд 13

Слайд 14

Научный стиль речи, слайд 14

Работу выполнили ученики 10 А класса МОУ СОШ №6 г. Амурска Бородина Галина и Якимов Серей Учитель: Плохотнюк И.В. 2011 год

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Читайте также: