Наталья павловна сказала сережа подготовит доклад о современных исследователях космоса

Обновлено: 02.07.2024

Тренировочный вариант №2 ВПР 2022 по русскому языку 5 класс. Всероссийская проверочная работа 2022 по русскому языку 5 класс варианты.

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Осен..ю лебеди ул..тают (2) в тёплые (3) земли. Ул..тела и последн..я стая. Много дней птиц.. л..тели через море и очень устали. Один м..л..дой лебе(д/т)ь (1) л..тел поз..ди всех. Силы его п..кинули, и он (не)мог дальше прод..лжать путь. Тогда он опустился на воду и сл..жил крыл..я. (4) Бл..стящее море в(з/с)колыхнулось под ним. Он грус..но гл..дел вдаль. Сильные птиц.. и(з/с)чезали за г..ризонтом. Вот они совсем скрылись из вида лебе(д/т)ь закрыл глаза. Он (не)шев..лился.
Перед зарёй лё..кий в..терок стал колыхать мор.. . Лебе(д/т)ь открыл гл..за. На восток.. кр..снела занималась заря. Он в(з/с)дохнул в(з/с)м..хнул крыл..ями и пол..тел, поднимаясь всё выше и выше.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(1) – фонетический разбор; (2) – морфемный разбор; (3) – морфологический разбор; (4) – синтаксический разбор предложения.

3. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Кухонный, партер, звонишь, понял.

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

На внутренней поверхности купола в московском планетарии горят звёзды.

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) Серёжа сообщил что сделает доклад о планетах Солнечной системы
2) По словам Серёжи доклад он готовил долго и тщательно
3) Какая планета самая большая в Солнечной системе Серёжа
4) Наталья Павловна сказала Серёжа подготовит доклад о современных исследователях космоса
Ответ.

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Байкал это очень большое озеро с пресной водой.
2) Полюбуйтесь разными цветами в заповеднике!
3) В заповеднике охраняют животных и птиц.
4) Зимой и летом ребята эти края одинаково прекрасны.
Ответ.

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Этот ручей пробивается у подножия горы и течёт на запад.
2) Мы обламывали руками небольшие льдинки и они звонко хрустели.
3) Белый и ровный свет постепенно наполнял всю комнату.
4) В синем небе внезапно раскрылись и понеслись к земле купола парашютов.
Ответ.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8−12.

Текст 2

(1)Антон Егорович всю жизнь делал для колхоза сани. (2)Он и дня не мог прожить без работы. (3)Но однажды этот великий труженик, из тех, на ком держался колхоз, заболел. (4)Местный фельдшер и вызванный из районной больницы врач выписали старику множество всяких лекарств. (5)И дочери из города таблетки прислали. (6)Но не помогали лекарства Антону Егоровичу.
– (7)Скажи, дедушка, – спросил как-то маленький внук, с которым обычно Антон Егорович коротал дома дни, – а какое лекарство всех лучше?
– (8)Нету его здесь, – хитро прищурясь, ответил дедушка.
– (9)А где оно?
– (10)В сарае лежит.
– (11)В сарае? (12)Так я сейчас мигом туда-обратно сбегаю и принесу, – обрадовался внук.
– (13)Не принести тебе, родимый. (14)То лекарство работой называется, и взять его могу только я сам.
– (15)А давай ты обопрёшься на меня, а я тебя до сарая доведу, – не унимался мальчишка.
(16)Старику надоело лежать в постели, поэтому он решил подыграть внуку. (17)Антон Егорович опёрся на жиденькое плечико внучка, потом кое-как не без его же помощи дополз до сарая, пристроился к начатым незадолго до болезни саням, кое-как взял в руки топор и медленно начал постукивать.
(18)И вот, что вы думаете… (19)Полегчало старику: вечером в тот же день он впервые за две недели поел, а ещё через неделю и совсем поправился. (20)Правду люди говорят, что труд лечит.
(По Ф. Абрамову)

8. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ.

9. Какой факт свидетельствует о том, что Антон Егорович был трудолюбивым человеком?
Запишите ответ.
Ответ.

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 7−9 текста. Запишите ответ.
Ответ.

ОТВЕТЫ

1. Осенью лебеди улетают (2) в тёплые (3) земли. Улетела и последняя стая. Много дней птицы летели через море и очень устали. Один молодой лебедь (1) летел позади всех. Силы его покинули, и он не мог дальше продолжать путь. Тогда он опустился на воду и сложил крылья. (4)
Блестящее море всколыхнулось под ним. Он грустно глядел вдаль. Сильные птицы исчезали за горизонтом. Вот они совсем скрылись из вида, лебедь закрыл глаза. Он не шевелился.
Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря. Он вздохнул, взмахнул крыльями и полетел, поднимаясь всё выше и выше.
(По Л.Н. Толстому)

2. Фонетический разбор
лебедь (1)
л – [л’] – согласный, звонкий, мягкий
е – [э́
] – гласный, ударный
б – [б’] – согласный, звонкий, мягкий
е – [и] – гласный, безударный
д – [т’] – согласный, глухой, мягкий
ь – [–]
6 букв, 5 звуков, 2 слога

Морфемный разбор (по составу)


Морфологический разбор
(в) тёплые (3) (земли)
1) (в) тёплые (земли) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: в земли
(какие?) тёплые;
2) начальная форма – тёплый; во множественном числе, в винительном падеже;
3) в предложении является определением.

Синтаксический разбор предложения
Тогда он опустился на воду и сложил крылья. (4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: он (подлежащее) опустился (и) сложил (однородные сказуемые).
Второстепенные члены предложения: (опустился) тогда – обстоятельство; (опустился) на
воду – обстоятельство; (сложил) крылья – дополнение.

3. Ку ’ хонный, парте ’ р, звони ’ шь, по ’ нял.

4. 1) Обозначение частей речи в предложении:

предл. прил. сущ. сущ. предл. прил. сущ. глаг. сущ.
На внутренней поверхности купола в московском планетарии горят звёзды;
2) обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи:
местоимение (ИЛИ личное местоимение), союз, частица. Возможное, но
необязательное указание: наречие, имя числительное, междометие

6. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Зимой и летом, ребята, эти края одинаково прекрасны;
2) объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением.
ИЛИ Обращение.
ИЛИ Обращение внутри предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе

7. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и постановка знака препинания:
Мы обламывали руками небольшие льдинки, и они звонко хрустели;
2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное предложение.
ИЛИ В предложении две грамматические основы.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе

8. Основная мысль текста.
Правду люди говорят, что труд лечит.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке

9. Ответ может быть сформулирован так:
Он и дня не мог прожить без работы.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке

Читайте также: