Художественная роспись по керамике доклад

Обновлено: 27.04.2024

Керамика — это все разновидности изделий, выполненные из глины.

Терракота имеет светлый красно-коричневый цвет обожженной глины, которую не покрывают глазурью.

Майолика имеет естественный цвет обожженной глины и пористый черепок. Ее покрывают глазурью и цветной эмалью.

Фаянс в отличие от майолики имеет более тонкий черепок, в основном белого цвета, а его пористость компенсируется прозрачными глазурями.

Фарфор — наиболее совершенный вид керамики. Его свойства: белизна, прочность, стойкость к агрессивным средам.

Географические центры художественной керамики

o Гжель (Московская обл.). Это самый крупный и известный в России керамический промысел. Возник в 17 веке. Продукция: разные виды керамики, в т. ч. фарфор. Основное изделие: посуда (больше всего чашки и чайники). Сюжетный рисунок: цветы, птицы, деревья, архитектурные сооружения. В росписи преобладает синий и золотой цвета на белом фоне.

o Скопин (Рязанская обл.). Фигурная посуда, например, в виде рыб, льва, птиц и игрушка в виде разных животных, в т. ч. полуфантастических. Основная палитра глазури: коричневая, зеленая и желтая.

o Село Дымково (Кировская обл.). Глиняная игрушка в форме свистулек. Материал: красная глина. Основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий, медный. Фон: белый. Свистульки изготавливают в виде разных зверей.

o Город Каргополь (Архангельская обл.). Глиняная игрушка в виде фигур зверей, разных сказочных персонажей, деревенских жителей. Чаще других вылепляют фигурки медведей, оленей, собак (ведь Каргополь расположен на севере Русской равнины недалеко от тундры!). Цвета: синий, коричневый, зеленый, красный. Особенность: лепка несколько примитивная, упрощенная, фигурки людей приземистые.

o Деревня Филимоново (Тульская обл.). Глиняная игрушка. Фигурки животных и людей. Сюжеты: деревенский и городской быт, сказочные образы. В росписи присутствуют геометрические элементы: треугольники, кружки и точки. Основные цвета: красно-розовый, зеленый и желтый, фон бело-серый.

o Аул Балхар (Дагестан). Гончарная посуда, в основном — кувшины и мелкая пластика. Рисунок: растительные и геометрические формы.
Кувшины копируют античные изделия. Пластика — это в основном одиночные фигуры животных, выступающие не как игрушки, а как скульптурная композиция. Особенность: изделия не покрывают глазурью. Поверхность изделий — матовая с красноватым оттенком.

Бытовая посуда с крупным растительным орнаментом и яркой цветной глазурью — ведущее направление украинской керамики. Другой характерный её вид — декоративная скульптура, украшенная лепными деталями.

o Село Опошня (Полтавская обл.).

o Продукция: разнообразная посуда, игрушки и декоративные фигуры зверей, особенно львов. Фон: красный и белый.

o Город Васильев (Киевская обл.).

o Продукция: вазы, тарелки, кашпо. Основные цвета: золотисто — коричневый и изумрудно — зеленый. Особенность: небольшой рельеф на гладкой поверхности.

o Село Косово (Ивано-Франковская обл.). Проживают гуцулы (смесь украинцев и молдаван).

o Продукция: квасные и молочные кружки, подсвечники, вазы. Рисунок: разные растения. Основной цвет: желто-зеленый. Особенность: заглубленный по контуру рисунок.

В основном керамическая посуда красного, черного, серого цветов. Геометризованный орнамент. Лепной рельеф. Рисунок: природные узоры.

В Белоруссии изготавливают керамическую посуду, а также игрушки из глины, чаще в форме свистулек. Цвета: темно-зеленый, белый, желтый. Основной центр — город Ивенец.

Керамику (кувшины, миски, горшки, подсвечники, вазы) изготавливают в основном в юго-восточной части страны (Латгалия). Цвета: зеленый, желтый, коричневый.

Разнообразная гамма продукции из керамики (посуда, игрушки, скульптура). Формы строгие, без всяких украшений. Цвет — коричневый.

Изделия выполнены в лаконичной форме и без какого-либо декора. Особенность: трещиноватая структура глазури.

Сосуды для вина, зерна и муки, чаши, кувшины, тарелки. Без глазури. Рельеф на сосудах в виде горного козла или барана. Геометрический рисунок — ромб, крест, круг. Фон: темно-коричневый, черный. Орнамент бирюзовый, желтый, серо-голубой.

Сосуды для воды, теста, сыра, масла, соли больших размеров. Особенность: ленточный узор и рельеф чаще всего в виде женской головы. Цвет: коричневый. Глазурь отсутствует.

Керамическое искусство развито в основном в горных районах (Бадахшан). Продукция: сосуды для молока, кувшины для воды, маслобойки, чаши. Их формы довольно примитивны. Геометрический орнамент темно-коричневого или красного цвета на розовато-золотистом фоне. Также изготавливают игрушки в виде драконов белого, красного и синего цветов.

Развито искусство поливной керамики (Хорезм. Бухара. Фергана. Самарканд. Ташауз. Риштан) Цвета: зеленый, коричневый, черный на голубом фоне.

У жителей нашей страны, а также у гостей и туристов очень ценится художественная керамика. Изделия из обожженной глины представляют широко распространенный и очень древний вид народного ремесла. В нем используют легко доступный природный материал. Различного назначения посуда — кувшины, миски, тарелки, фляги, горшки, а также игрушки являются наиболее типичными изделиями народного производства.

Майолика имеет естественный цвет обожженной глины и пористый черепок. Для использования майоликовых изделий в утилитарных целях их поверхность покрывают глазурями и цветными эмалями, что позволяет сделать черепок водонепроницаемым. Декорирование майолики обогащается нанесением ангоба-беложгущейся глины в виде очень тонкого слоя. На его фоне глазури и цветные эмали приобретают повышенную звучность. Это недорогой вид художественной керамики.

Фаянс в отличие от майолики имеет более тонкий черепок, преимущественно белого цвета, а его пористость в значительной степени ликвидируется прозрачными глазурями. Фарфор представляет собой наиболее совершенный вид художественной керамики. Белизна, механическая прочность, стойкость к химическому и температурному воздействию обеспечили широкие возможности применения в производстве изделий технического назначения, посуды, скульптуры и других художественных произведений. Каолин, глина, полевой шпат, кварц — непременные компоненты сырьевой массы — дают в результате обжига тонкий, прозрачный черепок. Ювелирная проработка конструктивных и декоративных деталей в сочетании с изысканной росписью ставит фарфоровые изделия в один ряд с наиболее ценными произведениями декоративно-прикладного искусства.

Способы изготовления художественной керамики в истории развития этих изделий претерпели некоторые изменения. Ручная лепка сосудов сохранилась в некоторых районах нашей страны до сих пор. Но стремление усовершенствовать труд и добиться идеально собранной формы сосуда привело к использованию гончарного станка с кругом, на котором вытягивается из куска сырой глины подчиненный принципу симметрии предмет. Последующие изменения в гончарном станке касались переходов от вращения круга рукой к ножному приводу, а затем и к электромеханическому движению. Принцип его работы сохранился до настоящего времени.

На современном производстве гончарный станок заметно вытеснен литьем в гипсовые разъемные формы. Жидкую глиняную массу — шликер — заливают в форму, влага впитывается гипсом, а на стенках формы как бы отпечатывается будущий сосуд. Излишки шликера заблаговременно выливают, оставляя лишь небольшой слой массы. Полученный полуфабрикат проходит дополнительную подработку: прикрепление ручки и носика, если это чайник; зачистка швов от литья; декорирование процарапыванием; заглаживание поверхности — лощение и т.д. Все эти операции выполняют по сырому черепку. По завершении их изделие подсушивают. Потом художественная керамика проходит обжиг.

В декорировании этих изделий чаще всего используют роспись. Этот вид украшения имеет разнообразные приемы. Декорирование ангобами — тонкорастертой белой или с примесью красителей жидкой глины — связано как с покрытием поверхности целиком или частично, так и с нанесением узора на необожженный сосуд пипеткой, рожком или грушей. Ангоб при этом впитывается в черепок не полностью, сохраняя рельефность орнамента художественной керамики. В число декорирующих материалов входят прозрачные (бесцветные и цветные) и непрозрачные глазури. Для народных гончарных изделий характерно своеобразное применение прозрачных глазурей в виде частичного покрытия изделия, что создает игру матовой и блестящей поверхности.

Свободные поливы цветными непрозрачными глазурями — эмалями — издавна использовались для создания живописных эффектов. Основной цвет черепка был прикрыт эмалями, в то время как прозрачные бесцветные глазури подчеркивали естественный цвет глины. Глазурованные изделия с росписью обжигают, как правило, в два-три приема. Первый, утильный обжиг придает изделию прочность, обеспечивает твердость черепка. Второй обжиг проводят как окончательный, закрепляющий роспись и глазурь (при подглазурной росписи). Если же выполняют надглазурную роспись, то обжиг делают трижды (утильный, поливной и закрепляющий надглазурные краски). Подглазурная роспись требует более высокой температуры обжига, поэтому ее палитра более сдержанна. В надглазурной росписи цветовой спектр шире, так как температура обжига художественной керамики не превышает 700 °С.

Некоторым особняком в данном искусстве стоят центры, где создают глиняную игрушку. Ее лепят вручную и расписывают свободно, сочиняя каждый раз новые варианты. Во многих центрах роспись производится клеевыми красками и связана с технологией, не требующей обжига (подсушивание и обжиг полуфабриката не исключены). Лишь в отдельных промыслах игрушку выполняют параллельно с посудой, по той же технологии с глазурованием и обжигом Данные виды художественной керамики можно встретить во многих областях России. В центрах народного искусства, имеющих глубокие исторические традиции, игрушка сохраняет мотивы и образы, которые связаны с культовыми обрядами, олицетворяют силы природы. Поэтому в них повторяются изображения женской фигуры (образ матери-природы), коня, оленя, птицы. Будучи символами важных для человека явлений, скульптурные изображения имеют обобщенный полуфантастический характер.

Оставаясь внешне архаичной и подчас весьма примитивной по форме, глиняная игрушка претерпевала изменения, отражала новые явления реальной жизни. Так, в XIX в. в ряде промыслов изготовления игрушки появились изображения людей — представителей разных социальных слоев общества: крестьян, горожан, солдат, барынь. В работах современных мастеров наряду с изображением одинарных символических фигур все чаще встречаются многофигурные композиции с изображением жанровых сцен. В силу исторических особенностей центры данного производства у каждого народа развивались по-своему. На этой основе отрабатывалась и закреплялась технология изготовления изделий, ставшая частью художественной традиции, которая характеризует своеобразие искусства художественной керамики в каждом регионе нашей страны.

Изделия из обожженной глины представляют ши­роко распространенный и очень древний вид народ­ного ремесла. В нем используют легко доступный природный материал. Различного назначе­ния посуда — кувшины, миски, тарелки, фляги, горш­ки, а также игрушки являются наиболее типичными изделиями народного производства.

Фаянс в отличие от майолики имеет более тон­кий черепок, преимущественно белого цвета, а его пористость в значительной степени ликвидируется про­зрачными глазурями. Фарфор представляет собой наиболее совершен­ный вид художественной керамики. Белизна, механическая прочность, стойкость к химическому и температурному воздейст­вию обеспечили широкие возможности при­менения в производстве изделий технического назна­чения, посуды, скульптуры и других художественных произведений. Каолин, глина, полевой шпат, кварц - непремен­ные компоненты сырьевой массы — дают в резуль­тате обжига тонкий, прозрачный черепок. Ювелирная проработка конструктивных и декоративных деталей в сочетании с изысканной росписью ставит фарфоро­вые изделия в один ряд с наиболее ценными произве­дениями декоративно-прикладного искусства.
Способы изготовления художественной керамики в ис­тории развития этих изделий претерпели некоторые изменения. Ручная лепка сосудов сохранилась в некоторых райо­нах нашей страны до сих пор. Но стремление усовершенствовать труд и добить­ся идеально собранной формы сосуда привело к ис­пользованию гончарного станка с кругом, на котором вытягивается из куска сырой глины подчиненный принципу симметрии предмет. Последующие измене­ния в гончарном станке касались переходов от враще­ния круга рукой к ножному приводу, а затем и к элек­тромеханическому движению. Принцип его работы сохранился до настоящего времени.

На современном производстве гон­чарный станок заметно вытеснен литьем в гипсовые разъемные формы. Жидкую глиняную массу — шли­кер — заливают в форму, влага впитывается гипсом, а на стенках формы как бы отпечатывается будущий сосуд. Излишки шликера заблаговременно выливают, оставляя лишь небольшой слой массы. Полученный полуфабрикат проходит дополнительную подработку: прикрепление ручки и носика, если это чайник; за­чистка швов от литья; декорирование процарапывани­ем; заглаживание поверхности - лощение и т.д. Все эти операции выполняют по сырому черепку. По за­вершении их изделие подсушивают. Потом художественная керамика прохо­дит обжиг.
В декорировании этих изделий чаще все­го используют роспись. Этот вид украшения имеет разнообразные приемы. Декорирование ангобами — тонкорастертой белой или с примесью красителей жидкой глины - связано как с покрытием поверхно­сти целиком или частично, так и с нанесением узора на необожженный сосуд пипеткой, рожком или гру­шей. Ангоб при этом впитывается в черепок не пол­ностью, сохраняя рельефность орнамента художественной керамики. В число декорирующих материалов вхо­дят прозрачные (бесцветные и цветные) и непрозрач­ные глазури. Для народных гончарных изделий ха­рактерно своеобразное применение прозрачных глазу­рей в виде частичного покрытия изделия, что создает игру матовой и блестящей поверхности.

Свободные поливы цветными непрозрачными глазурями — эма­лями — издавна использовались для создания живо­писных эффектов. Основной цвет черепка был при­крыт эмалями, в то время как прозрачные бесцветные глазури подчеркивали естественный цвет глины. Глазурованные изделия с росписью обжигают, как правило, в два-три приема. Первый, утильный обжиг придает изделию прочность, обеспе­чивает твердость черепка. Второй обжиг проводят как окончательный, закрепляющий роспись и глазурь (при подглазурной росписи). Если же выполняют надглазурную роспись, то обжиг делают трижды (утильный, поливной и закрепляющий надглазурные краски). Подглазурная роспись требует более высокой темпе­ратуры обжига, поэтому ее палитра более сдержанна. В надглазурной росписи цветовой спектр шире, так как температура обжига художественной керамики не превышает 700 °С.

Некоторым особняком в данном искусстве стоят центры, где создают глиняную игрушку. Ее лепят вручную и расписывают свободно, сочиняя каждый раз новые варианты. Во многих центрах роспись про­изводится клеевыми красками и связана с технологи­ей, не требующей обжига (подсушивание и обжиг по­луфабриката не исключены). Лишь в отдельных про­мыслах игрушку выполняют параллельно с посудой, по той же технологии с глазурованием и обжигом Данные виды художественной керамики можно встретить во многих областях России. В центрах народного искус­ства, имеющих глубокие исторические традиции, игрушка сохраняет мотивы и образы, которые связаны с культовыми обрядами, олицетворяют силы природы. Поэтому в них повторяются изображения жен­ской фигуры (образ матери-природы), коня, оленя, птицы. Будучи символами важных для человека яв­лений, скульптурные изображения имеют обобщен­ный полуфантастический характер.

Оставаясь внешне архаичной и подчас весьма при­митивной по форме, глиняная игрушка претерпевала изменения, отражала новые явления реальной жизни. Так, в XIX в. в ряде промыслов изготовления игруш­ки появились изображения людей - представителей разных социальных слоев общества: крестьян, горо­жан, солдат, барынь. В работах современных масте­ров наряду с изображением одинарных символических фигур все чаще встречаются многофигурные компози­ции с изображением жанровых сцен. В силу исторических особенностей центры данного производства у каждого народа развивались по-своему. На этой основе отрабатывалась и закреп­лялась технология изготовления изде­лий, ставшая частью художественной традиции, кото­рая характеризует своеобразие искусства художественной керамики в каждом регионе нашей страны.

Русский народ славится своим творчеством. Среди всего многообразия направлений и промыслов особое место занимает гжельская роспись. Рисунки на керамике в этом неподражаемом стиле снискали всемирную известность. В чем же секреты этого волшебного искусства?

Что такое роспись гжель?

История гжельской росписи

Об этом творчестве упоминает московский царь Калита в завещании, изданном в 1328 году. Затем сам Иван Грозный говорит об этих великолепных рисунках в своих грамотах. Развитие промысел получил в 17 веке, когда глиняная утварь стала поставляться в столицу. Тогда это были в основном изделия для аптекарского дела и разного рода мелкие поделки. Постепенно мастера освоили выпуск кухонной посуды. В 19 веке было налажено производство полуфаянса, а к концу столетия народный промысел гжель стал изготавливать фарфор и тонкий фаянс.

Гжель особенности росписи

Стилистика работ настолько ярко выражена, что она с успехом применяется в интерьере дома, в вышивке и одежде. Характеристики присущие орнаментальной росписи гжель:

  • исключительно ручная работа;
  • неизменно белый фон (исключение – зеркальные работы, где основа темно-синяя);
  • узоры и орнаменты составлены смешением синего и белого цветов;
  • цветовые переходы отличаются резкостью;
  • выдерживание строгой последовательности оттенков;
  • предмет и его декор составляют цельную композицию;
  • элементы позолоты подчеркивают сине-кобальтовый колорит.

Гжельская роспись – что это такое, история возникновения, особенности и техника росписи

Чем выполняется роспись гжели

Основными инструментами и материалами, которые искусство гжель использует в производстве своих творений, являются оксид кобальта, глазурь, шпатели и кисти различного размера и вида. Изначально химический реагент, применяемый в качестве основной краски, имеет черный цвет. Однако, в процессе обжига меняет его на синий. В зависимости от степени концентрации получаются разнообразные оттенки.

Инструментальный состав дополняет стеклянная палитра, где художник смешивает краски, добиваясь нужного колорита. Готовый рисунок покрывается глазурью белого цвета. Далее изделие подвергают обжигу. Молочная глазурь становится прозрачной. Гжельская роспись предусматривает зеркальный прием: по глухому кобальтовому тону наносится композиция рисунка белой краской. Создается 3D эффект морозных белоснежных узоров.

Роспись гжель основные цвета

Традиционно рисунки гжель выполняются только оттенками синего. В этой особенности заключается изумительное мастерство художников: при помощи одного колера показать всю палитру мира. Перечень цветов не очень длинный:

  • фоновый цвет фарфора – белый;
  • разнообразные оттенки от бледно-голубого до насыщенного ярко-синего;
  • темный кобальтовый;
  • белый цвет росписи на синем фоне в приеме зеркальной проекции;
  • золотой или платиновый декор.

Приемы росписи гжели

  • направлений наносимых линий;
  • положения кисти при рисовании;
  • длины ворса применяемого инструмента.

Базовая техника росписи состоит из нескольких приемов:

Элементы гжельской росписи

Народ в своем творчестве отражает сюжеты окружающей действительности. Элементы росписи гжель имеют ярко выраженные сюжеты:

    Растительные. Классический стилизованный вид растений с четко прорисованными деталями.

Гжельская роспись – что это такое, история возникновения, особенности и техника росписи

Гжельская роспись – что это такое, история возникновения, особенности и техника росписи

Гжельская роспись – что это такое, история возникновения, особенности и техника росписи

Гжельская роспись – что это такое, история возникновения, особенности и техника росписи

Гжель техника росписи

Вся процедура разбивается на отдельные стадии. Этапы росписи гжель – нанесение мазков кистью один за другим, так чтобы цветовой переход четко менял полутона от светлого к темному. Движение производится от центра к краю. Возможен вариант обратного убывания цвета: от темного центра к светлому краю. Контрастные переходы могут чередоваться с постепенной тушевкой. Играют роль следующие нюансы:

  • плотность и ширина наносимого кистью мазка;
  • направление движения ворса;
  • толщина краски на инструменте художника.

Основные стадии освоения техники:

  1. Синюю и белую капли осторожно стягивают друг к другу для получения оттенков. Аккуратными движениями растушевывают полутона.
  2. Освоение гжельской росписи включает изучение простого мазка – это перемещение кисти перпендикулярно ворсу.
  3. Можно разучить технику рисования волны. Попеременно распределяют усилие нажатием с основания к окончанию инструмента и поворачивают его на 180°.
  4. Капли рисуются быстрым убиранием кисти с поверхности изображения, предварительно нажав основанием и поставив точку.

Как сделать трафарет для росписи под гжель?

Создать гжелевый рисунок можно не только на фарфоре. Мотивы этого творчества великолепно смотрятся на разных поверхностях и предметах. Для создания трафарета понадобится:

  • лист бумаги формата А4;
  • краска гуашь;
  • кисти номерами 1,2,3,6,8;
  • шпатель, палитра;
  • вода.

В качестве примера можно рассмотреть роспись тарелки гжель, изображение птицы:

  1. На палитре шпателем размешать краску.
  2. Кисть №8 окунуть в разведенную гуашь, чтобы одной стороной взять больше красящего вещества.
  3. Прислонив мизинец к листу, сделать серпообразный мазок. Он изображает туловище.
  4. Каплевидной техникой и короткими мазками рисуются бедра и начала крыльев.
  5. Волнообразными движениями формируют хвост.
  6. №3 делать обводку крыльев темным оттенком.
  7. Кистью №1 прорисовывают мелкие детали.
  8. Эскиз переносят с бумаги на предмет.

Роспись гжель изделия

Гжельская роспись – что это такое, история возникновения, особенности и техника росписи

Гжельская роспись – что это такое, история возникновения, особенности и техника росписи

    • глухой кобальт (на темном фоне белая с золотым роспись);

    Гжельская роспись – что это такое, история возникновения, особенности и техника росписи

      • фарфор костяного и белого цвета (разнообразная посуда в голубых тонах с глянцевым блеском и сверкающей позолотой).

      Гжельская роспись – что это такое, история возникновения, особенности и техника росписи

      Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

      Югринова Валентина Владимировна

      Люди издавна стремились украсить свои жилища, создать ощущение уютного и гостеприимного дома, передать каждой вещи в доме тепло домашнего очага и духа семьи. Хозяйки, которые много времени проводят на кухне, знают как важно, чтобы все окружающие предметы были наполнены красотой. Посуда – очень важный элемент домашней обстановки, несущий не только бытовую нагрузку, но и являющийся значительной частью декора интерьера.

      Посуда может быть не только средством для приготовления и принятия пищи, она еще является и отличным помощником для формирования интерьера кухонного помещения. В настоящее время возрастает ее роль как одного из значимых аксессуаров современных дизайнов кухонных интерьеров. И если у вас есть настроение привнести некую неповторимость, то ее можно активно использовать в оформлении интерьера. Моя идея расписать посуду показалась мне оригинальной и неповторимой, так как, прежде всего она выполнена своими руками и в единственном экземпляре. Этот вид декор ативно - прикладного творчества привлекает прежде всего своей доступностью: необходимые материалы всегда есть в продаже и по приемлемой цене. Использование трафаретов дает возможность заниматься творчеством даже без особенных художественных навыков. Самое же приятное – я собственноручно создала эксклюзивные предметы декор а, а также лишилась головной боли по поводу выбора подарков друзьям и родным. И возникла идея.

      Выполнить декор посуды, в технике роспись по стеклу.

      Кухня – это одно из основных помещений в квартире и загородном доме. Хозяйка дома и другие члены семьи проводят на кухне много времени. Ведь кухня является не только местом приготовления и потребления пищи, но и своеобразным центром общения семьи. Именно поэтому, от правильного оборудования и благоустройства кухни во многом зависит удобство домашней работы и отдых жильцов, а также комфорт и уют квартиры в целом.

      Формулировка цели и задачи работы.

      Целью данной работы: Воспитание и развитие чувства прекрасного, светлого доброго, путём восприятия окружающего мира, посредством данной техники. Задачи : Изучить технику росписи по стеклу. Узнать историю данной техники. Научиться работать в этой технике.

      1.3. Исследования для выбранной темы работы. Банк идей.

      Для выполнения данной работы было проведено исследование, возник вопрос Что выполнить? В какой технике? Чему можно научиться новому?

      Выполняли или нет

      Актуальность (для меня)

      Изготовление швейного изделия

      Техника росписи по стеклу

      Из таблицы мы видим, что на уроках технологии мы занимались и разбирали всевозможные виды работ, и что нельзя останавливаться на достигнутом.

      Пообщавшись с мамой, я решила, что для меня интереснее будет заняться росписью по стеклу. К тому же мне данная техника пригодится в дальнейшем. Дома нашлись предметы утвари, посуда, которые являлись, неброскими и мне захотелось их оживить, к тому же мама поддержала мою затею. Пред выполнением этой работы, конечно же, я решила апробировать данную технику. Ведь эта работа выполнялась впервые. Я расписала креманки под мороженое и банки под сыпучие продукты красками, попробовали поработать контуром. Скажу Вам прямо, это очень сложно. Ведь линии должны иметь хороший контур. А это сложно.

      1.4. Анализ задачи

      1. Предназначены для размещения в интерьере кухни
      2. Оригинальные
      3. Процесс изготовления интересен
      4. Эстетичные и привлекают внимание

      Стекло - замечательный материал, играющий важнейшую роль в интерьере наших домов. Стекло может выполнять множество функций и поэтому выступает в самых разных формах; сопровождает нас в быту, пленяя своими отблесками, цветами и волнующей хрупкостью. Еще в античные времена умелые ремесленники расписывали зеркала или стекла шкафов и украшали множество предметов утвари, изображая на них сценки из жизни или цветочные и геометрические узоры. Они пользовались красками, которые со знанием дела сами изготавливали, смешивая разные типы глины и натуральные растительные масла. История стекла уходит в глубокую древность. Известно, что в Египте и Месопотамии его умели делать уже 6000 лет назад. Вероятно, стекло начали изготавливать все же позже, чем первые керамические изделия, так как для его производства требовались более высокие температуры, чем для обжига глины. Если для простейших керамических изделий было достаточно только глины, то в состав стекла необходимо минимум три компонента.

      Изделия из стекла так же, как и из керамики, практически не подвергаются атмосферным воздействиям и хорошо сохраняются даже под слоем земли. Эти изделия оказались важнейшими документами далекого прошлого. Они донесли до нас бесценную информацию об уровне культуры и техники древних народов. Благодаря стеклу до нашего времени дошли величайшие художественные произведения различных эпох культуры человечества.

      Первый стекольный завод в России был построен в 1636 г. близ г. Воскресенска под Москвой. На нем выдували оконное стекло и стеклянную посуду. Через 30 лет в селе Измайлово, также под Москвой, был построен завод, на котором изготовляли высококачественные стаканы, графины, фляги, рюмки, кувшины и др. Особенно быстро стеклоделие развилось при Петре I. В XVIII в. около Москвы действовало шесть стекольных заводов.

      Широкое распространение стеклянных изделий наблюдается лишь в эпоху развитого средневековья - в IX-XII вв. В этот период фиксируется не только их массовое распространение, но и переход в новое качество - широкое использование в быту глазурованной, т.е. покрытой тонким слоем стекла, керамики. В результате обычная бытовая посуда стала не только очень яркой, гигиеничной и практичной в использовании, но и являла собой удивительные по красоте художественные росписи, покрывавшиеся затем прозрачной цветной глазурью.

      Главный потребитель стекла в настоящее время - строительная индустрия. Больше половины всего вырабатываемого стекла приходится на оконное для остекления зданий и транспортных средств: автомашин, железнодорожных вагонов, трамваев, троллейбусов. Кроме того, стекло используют в качестве стенового и отделочного материала в виде пустотелых кирпичей, блоков из пеностекла, а также облицовочных плиток. Примерно треть производимого стекла идет на изготовление сосудов различного типа и назначения. Это прежде всего стеклянная тара - бутылки и банки. В большом количестве стекло расходуется на изготовление столовой посуды. Стекло пока незаменимо для производства химической посуды. В довольно большом количестве из стекла изготавливают вату, волокно и ткани для тепловой и электрической изоляции.

      Керамика (греческое - гончарное искусство, от слова keramos - глина) - это изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками. Керамика распространена в быту (посуда, фигурки из керамики, вазы, картины), она применяется в строительстве, в искусстве. Можно выделить основные виды керамики: терракота, майолика, фаянс, фарфор.

      История керамики разнообразная и очень интересная. Когда человек научился обрабатывать глину, он начал изготавливать посуду. Все керамические изделия делаются из глины, но из разных сортов глины, с различными добавками, поэтому они выглядят такими разными. С самых древнейших времен человек изготавливает изделия из керамики, произведения искусства, посуду. В развитии художественной керамики было сделано много замечательных открытий. Люди экспериментировали с сортами глин и примесей, с приемами формовки и обжига, украшения изделий. В стремлении получить тонкую, красивую, прочную керамику, производители из разных стран делали похожие изобретения.

      Секрет производства фаянса, известный мастерам Древнего Египта в 15 в. до н. э., позже вновь был изобретен в 3-4 веках в Китае. В 18 веке европейцы открывали секрет фарфора, уже с 6 века известный китайским мастерам. Мастера керамики из Англии и Франции, создали свои разновидности фарфора, например, мягкий фарфор или костяной фарфор. Преемственность традиций при производстве керамики видна в истории гончарного искусства, которое всегда было связано с домашним ремеслом.

      Керамическое производство относится к числу наиболее древних на земле. Наличие легкодоступного материала - глины обусловило раннее и практически повсеместное развитие керамического ремесла.

      Чтобы не упустить каких - либо важных моментов в технике росписи, я попыталась изобразить процесс создания графически:

      Читайте также: