Народные промыслы воронежской области доклад

Обновлено: 18.05.2024

2 Воронежская область Воронежская область находится в центральной части Восточно-Европейской равнины, в бассейне среднего течения реки Дон. Территория ее занимает 52,4 тыс. кВ. км, население – человек, в том числе и городское и сельское человек. Преобладает русское население 93,5%, а в юго-западной части живут украинцы.

3 НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО: Художественная керамика; Металлообработка; Изделия из камня; Обработка дерева; Изготовление шалей, платков; Узорное ткачество; Ковроделие; Вышивка и кружево; Роспись по ткани; Народный костюм; Художественное плетение из лозы и соломки; Народные игрушки.

4 Традиционные промыслы Воронежской области: Резьба по дереву Плетение из лозы Изготовление шалей, платков Художественная керамика

5 Народный костюм Кружево Узорное ткачество

6 Традиционные промыслы Воронежской области : Народные игрушки Изделия из камня Металлообработка

7 Условные обозначения Елань-Коленово

8 Художественная керамика. Керамика – от латинского: Keramos – глина, изделия из глины

11 Изделия из глины: Различные сосуды; Ритуальные и декоративные фигурки животных, птиц, фольклорных персонажей; Декоративные вставки, печные и каменные изразцы, облицовочные пластины; Лампадки, подсвечники; Копилки; Блюда Игрушки, свистульки.

12 Чаще всего при археологических раскопках люди находят керамические изделия, обычно это посуда. Особенности развития этого искусства в Воронежском крае во многом обусловлены историей освоения территории.

15 Традиции знаменитой Карачунской игрушки и гончарного дела продолжают ныне работники Рамонской фабрики художественной керамики.

17 Село Карачун под Рамонью В Карачуне жил и работал народный мастер Василий Иванович Лямзин ( ). ( ). Его работы - незатейливые свистульки в виде собачек, барашков, оленей, коников, кукольной посуды.

18 Село Оськино Хохольского района В январе 2002, на Рождество Христово Президент Путин совершил поездку по золотому кольцу и посетил в городе Суздале Музей русского народного творчества. Многие из вас видели на своих телеэкранах, с каким интересом он рассматривал детские керамические игрушки. Теперь все знают, что изготовлены они нашим мастером Сергеем Федоровичем Щеблыкиным. Копии его работ есть в музее Крамского в Воронеже.

19 Любовь Алексеевна Усова Острогожские игрушки

20 Перепелицына Марина Ильинична

21 Арефьева Галина Ивановна

22 Многие сюжеты в ее работах появились благодаря изучению песенного и игрового фольклора, местных традиций и обычаев, благодаря знакомству со сказками воронежских сказительниц. Для мастера все игрушки словно живые, все дороги сердцу, ведь Галина Ивановна лепит все то, что ей близко и дорого, что согревает душу. Галина Ивановна Арефьева – народный мастер Воронежской области, вот уже много лет возрождающая воронежскую "заманку", так называли в старину детскую игрушку.

23 Арефьева Галина Ивановна Галина Ивановна

28 Сама Елена Матвеева в интервью "Российской газете - Неделя" - Черноземье 4606 описывает свою куклу следующим образом: «Форма воронежской матрешки напоминает пасхальное яйцо. Ценители увидели в нем глубокий философский смысл - символ бесконечности рода человеческого: яйцеобразная деревянная кукла скрывает внутри подобное себе существо.

Воронежская земля издавна славилась своими мастерами. Уже в середине 19 века в разных селах и городах нашей губернии сложились народные художественные промыслы. Известность получили вышивка, кружевоплетение, гончарное дело, изготовление глиняной игрушки, резьба по дереву, вязание, изготовление ковров и другие. Наиболее распространённой была ручная вышивка: она украшала одежду, полотенца, скатерти, покрывала, ковры, кисеты, сумочки.… Среди украшений славились бусы и гайтаны. Большое разнообразие вышивки и украшений сохранил народный костюм Воронежской губернии.
Далеко за пределами области были известны пуховые платки. Этот промысел был сосредоточен на территории современных Новохоперского, Поворинского, Грибановского районов. Известно, что в середине 20-х годов XX века в одной только новохоперской Русановке женщины вязали около 8 тысяч платков в месяц.
Ковроделием и художественным ткачеством славились села Павловского, Острогожского, Богучарского, Рамонского, Бобровского, Новохоперского, Бутурлиновского районов. Изделия расходились по всей России и закупались в другие страны. Особую славу приобрели знаменитые ковры из Елань-Колено.
Керамическое производство было известно глиняной посудой, кирпичами, черепицей и игрушкой. В 1911 году в нашей губернии насчитывалось более 200 гончарных заводов. Наибольшее их число было в Семилукском, Рамонском. Калачеевском, Хохольском районах.
В местах расположения лесных массивов - Новохоперском, Павловском, Бобровском, Борисоглебском, Новоусманском, Бутурлиновском районах – получила развитие деревообрабатывающая промышленность и художественная резьба по дереву.

Воронежский краеведческий сборник. Из истории культуры края / Сост. А. И. Гайворонский. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1985. – 201 с.
Губанова Е. Воронежская глиняная игрушка: прошлое, настоящее, будущее / Е. Губанова // Народное творчество. – 2008. - № 2. – С. 37- 39.
Губанова Е.Н. Декоративно-прикладное искусство Воронежского края и его изучение в школе / Е.Н. Губанова. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2003. – 120 с.
Ильинский Н. В. Рамонь / Н. В. Ильинский. – Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1984. – 111 с.
Мастера художественных ремесел Воронежской области / Сост. Н.П. Красикова, Е.Г. Матвеева. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2004. – 96 с.
Матвеева Е. Воронежская матрешка. Воронежский костюм. Воронежская роспись / Е.Матвеева //Народное творчество.- 2007.- №2.- С.26-27.
Фролова Г. Лозоплетение в Новой Усмани / Г. Фролова // Народное творчество. – 2010. - № 4. – С. 30.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТРАДИЦИОННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

выполнила: преподаватель

дисциплин изобразительного цикла

Ермакова О.И.

Художественные промыслы Воронежской области

Воронежская земля издавна славилась своими мастерами. Уже в середине 19 века в разных селах и городах нашей губернии сложились народные художественные промыслы. Известность получили вышивка, кружевоплетение, гончарное дело, изготовление глиняной игрушки, резьба по дереву, вязание, изготовление ковров и другие. Наиболее распространённой была ручная вышивка: она украшала одежду, полотенца, скатерти, покрывала, ковры, кисеты, сумочки. Среди украшений славились бусы и гайтаны. Большое разнообразие вышивки сохранил народный костюм Воронежской губернии. Далеко за пределами области были известны пуховые платки. Этот промысел был сосредоточен на территории современных Новохоперского, Поворинского, Грибановского районов. Известно, что в середине 20-х годов XX века в одной только новохоперской Русановке женщины вязали около 8 тысяч платков в месяц.
Ковроделием и художественным ткачеством славились села Павловского, Острогожского, Богучарского, Рамонского, Бобровского, Новохоперского, Бутурлиновского районов. Изделия расходились по всей России и закупались в другие страны. Особую славу приобрели знаменитые

ковры из Елань-Колено.

Керамическое производство было известно глиняной посудой, кирпичами, черепицей и игрушкой. В 1911 году в нашей губернии насчитывалось более 200 гончарных заводов. Наибольшее их числобыло в Семилукском, Рамонском. Калачеевском, Хохольском районах.
В местах расположения лесных массивов — Новохоперском, Павловском, Бобровском, Борисоглебском, Новоусманском, Бутурлиновском районах – получила развитие деревообрабатывающая промышленность и художественная резьба по дереву.

Наша страна принадлежит к числу немногих мировых держав, которые наряду с развитием технического прогресса, сумели не растерять исторические традиции и стилевые особенности народных художественных промыслов.
Воронежцы нередко с успехом принимают участие в различных конкурсах и выставках, представляя на них этнографические народные костюмы, музыкальные инструменты – гитары, баяны, аккордеоны, изделия художественных промыслов из керамики, дерева, лозы, войлока, шерсти. Рассмотрим самые известные и самобытные промыслы Воронежской области.

Арефьевский потешный промысел .

hello_html_690ae163.jpg

Галина Ивановна Арефьева

Художественная тестопластика .

Один из самых ярких представителей этого прикладного искусства – воронежская мастерица Светлана Богомолова, разработавшая авторскую программу обучения детей лепке изделий из соленого теста. Она объединила исторические традиции и сказочные сюжеты с современными приемами и мотивами народного костюма.


hello_html_m83dfce6.jpg


hello_html_3650ae3d.jpg

Художественная ручная вышивка.

hello_html_m11c2b3b6.jpg


Художественное лозоплетение .

ставит своей целью:
• освоение людьми с инвалидностью ремесел народных промыслов, в основном - плетения из лозы художественных изделий: сувениры, утилитарные и эксклюзивные изделия;

• обучение с последующим трудоустройством;

• реализация изделий из лозы.

hello_html_7588f7a0.jpg

Глиняная игрушка-свистулька.

Традиционный промысел юга (Калачеевский район) Воронежского региона. Ученица знаменитого калачеевского гончара Георгия Сезинцева, Ольга Козинина более 15 лет обучает мастерству детей, сама создает высокохудожественные игрушки. Благодаря таким подвижникам промысел возрождается.
Карачунская игрушка. Глиняная народная игрушка, традиционная для Рамонского района Воронежской области. Самый известный рамонский мастер - керамист Василий Лямзин. Его лучшая ученица и последователь, Галина Котельникова создала свой особый авторский стиль, более двадцати лет ведет кружок в Рамоновсом лицее. Воспитала десятки учеников, выбравших профессию игрушечника или связанную с художественными промыслами.

hello_html_m4001b2d0.jpg

Народная кукла. Лоскутное шитье .

Продолжатель этого народного искусства – Лариса Курова, живет в Воронеже. Она работает в традиционной технике и обучает этому своих учеников. Ее работы отличаются высочайшим художественным вкусом и неоднократно представляли Воронежскую область на разного рода конкурсах декоративно-прикладного творчества, как всероссийских, так и международных.

Художественная роспись по дереву .

hello_html_735c39c8.jpg

hello_html_m50f32651.jpg

Елена Матвеева

Гончарный промысел.


Воронежское ткачество

История художественного ткачества как и других видов народного искусства и художественных ремесел Воронежской области до сих пор мало изучена. В Древней Руси обыкновенное и художественное ткачество было известно издавна. Древние русские ткани XI-XIII вв. археологи находили в разных областях. Ручной ткацкий станок с вертикальным расположением основы появился примерно за 5-6 тыс. лет до н.э. Его изобретение было одним из важнейших достижений человека на первой ступени его развития Со временем конструкция станка усовершенствуется, возникает множество вариантов, в том числе и горизонтальный станок, который у русского и многих других народов дожил до сегодняшнего дня. На окраине Воронежа недалеко от Лысой горы археологами были обнаружены и извлечены из раскопок таши - грузила из обожженной глины для рыболовных снастей, пряслица для веретен, что красноречиво говорит о развитости в то время прядильного, ткацкого и сетевязального ремёсел у наших далеких предков.

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ (52.4 тыс. кв. км)

На окраине Воронежа находится так называемая Воронежская аномальная зона, знаменитая тем, что там приземляются неопознанные летающие объекты.
Первая посадка произошла в 1989 году на глазах у многих очевидцев. Расследованием этого случая занимался известный исследователь Генрих Силанов, один из авторов книги НЛО в Воронеже.
Впрочем, те же уфологи считают, что к Воронежской аномальной зоне можно отнести и другие районы области.
Из мест силы под Воронежем следует особо выделить Косmомарово и Новохоnёрскую зону.

КОСТЁНКИ - Музей


В 1979 году в Костёнках был открыт музей, выстроенный прямо над одной из костёнковских стоянок, возрастом около 20 000 лет.
Под крышей музея было законсервировано древнее жилище, выстроенное из костей мамонта и окруженное пятью ямами-кладовыми для хранения запасов пищи
Идея создания музея принадлежала известному советскому ученому-археологу А. Н. Рогачеву. Построен же музей был на средства воронежских властей, но раскопки и консервация памятника осуществлялись под руководством А.Н. Рогачева и силами экспедиции Ленинградского отделения Института археологии АН СССР. Тогда же была создана временная выставка, которая существует до сих пор, оправдывая известную поговорку, что "нет ничего более постоянного, чем временное". В 1983 году музей, бывший тогда филиалом Воронежского областного краеведческого музея, открылся для посещения широкой публикой. В 1991 году филиал "Костёнки" отделился от Воронежского краеведческого музея и приобрел статус музея-заповедника, включившего в свою территорию не только музей над стоянкой Костёнки-11, но и все верхнепалеолитические памятники Костенковско-Боршевского района, а также Боршевское славянское городище. Основными целями музея-заповедника является охрана, изучение и популяризация стоянок верхнего палеолита.

КУЧУГУРЫ - (Смотреть видео)


В Воронежской области есть деревня, почти все обитатели которой - переселенцы из крупных российских городов.
Они ведут отшельнический образ жизни, отказываются от благ цивилизации.
Что сподвигло вполне успешных людей на такие радикальные перемены?

Кате Сидоренко 24 года. Родилась и выросла в Санкт-Петербурге. Работала переводчицей в представительстве британской компании. Ей сулили блестящую карьеру. Но неожиданно для всех четыре года назад она решила поменять неоновые огни Невского проспекта на разбитые фонари в деревне Кучугуры. Теперь вместе с другими поселенцами она строит здесь новую утопию - мир, в котором нет искушений большого города.
"Мы пытаемся создать свою реальность, - рассказывает Катя Сидоренко, - поэтому мы и прозвали наше место Планета Кучугуры.

Мы уже настолько отличаемся от обычного городского жителя, что все приезжают и говорят: как, вы не пьете таблетки, не выпиваете совсем?!
Вы не курите, рожаете дома - какой кошмар! Вот такая реакция у людей".
Экопоселение Кучугуры - это бывшие врачи, инженеры, военные. Как правило, вполне успешные люди. Приехали сюда из крупных городов России. География - от Сургута до Краснодара. Сегодня здесь уже 25 семей добровольных переселенцев в сельскую глушь.
"Наступает такой момент в жизни каждого человека, наверное, когда хочется что-то менять. Такой момент наступил", - сказала жительница деревни Кучугуры Ирина Коржова.
Дорога Ирины - это десять приёмных детей. Но в экопоселении это норма. Здесь почти каждая семья берет на воспитание сирот. Под детский дом творчества отдали целое здание.
Благодаря поселенцам в вымирающей деревне прогремел демографический взрыв. За пару лет население здесь увеличилось в десятки раз. Коренные жители, вначале отнесшиеся к пришлым с подозрением, теперь им даже благодарны - в селе отремонтировали начальную школу, которую собрались закрывать, и даже проложили новую дорогу. Кроме того, у местных пенсионеров появился гарантированный доход - продают бывшим программистам и психологам картошку и морковку. В сельском хозяйстве бывшие горожане пока не преуспели.
Деньги зарабатывают, продавая мёд, цветы и открывая мини-столярные мастерские. У экопоселенцев покупают мебель, скамейки, окна и беседки даже в областном центре. Сделано качественно, дёшево и, конечно, из экологического материала. Кроме того, местные мастера не срывают заказы, потому как не пьют. Алкоголь, никотин и мясо здесь под запретом. Всё это осталось в прошлом, в городской жизни.

"Разве можно жить в городе, где выхлопные газы, где курят, пьют, бошку отрывают?
Разве там хорошо жить?
Детей там воспитать не получится, - считает Алексей Сидоренко, житель деревни Кучугуры.
Недавно экопоселенцы объединились в общественную организацию - опять же для борьбы с цивилизацией. Требуют от властей изменить маршрут сельхозавиации соседнего хозяйства - с колорадским жуком они предпочитают бороться врукопашную.
В Кучугурах переселенцы уже 8 лет строят "Город Истины" От односельчан новосёлы отличаются тем, что не пьют, не курят, избегают "крепких"выражений и за святого почитают индийского гуру.
Мама Рая, мама Ира и индийский святой Саи Баба. В этой необычной семье растёт 8 приёмных детей. Возраст от 5 до 14 лет.
Лидия Кошелева, глава Кучугуровского сельского поселения: "Саи Баба есть там у них, и наша обычная иконы была. Индийские палочки там постоянно. Ароматизированные. ". В Кучугурах они уже 8 лет строят город Истины. Так переселенцы пишут в Интернете. Это село, говорят, все как один увидели во сне. Теперь сюда едут со всей России. Каждая семья берёт на воспитание малышей. Приёмных в селе уже 30 детей. Усыновлять детей в Нижнедевицке переселенцам пока запретили. Но мама Рая все равно намерена взять еще.

КОСТОМАРОВО


В Подгоренском районе Воронежской области есть село Костомарово, окруженное холмами и меловыми горами. Неподалеку от него расположен Свято-Спасский женский монастырь. По преданию, здесь две тысячи лет назад побывал апостол Андрей Первозванный. С гор ему открылся вид, удивительно напоминавший пейзаж, открывавшийся ему с Иерусалимской Голгофы. Апостол повелел поставить на вершине одной из меловых гор каменный крест и основать пещерный монастырь.
До сих пор сохранился большой двупрестольный пещерный собор. у входа в него стоят величественные меловые столбы, созданные самой природой. Они напоминают башни древних монастырей.
Как и во многих святых местах, здесь происходит немало чудес. Так, однажды в стародавние времена монах, молившийся в пещере, увидел, как своды её раздвинулись, и оттуда хлынул свет, а затем появилась Матерь Божия. Когда видение исчезло, осталась глубокая трещина, идущая через пещерную стену и потолок. По словам геологов, такая трещина не могла возникнуть естественным путём - даже при землетрясении.
В одном из храмов собора - Серафимовском, а также в пещерках-затворах порой слышится чьё-то пение. В Спасском храме ниша, где когда-то лежала плащаница Божией Матери, источает чудный аромат.
Как-то строители видели внутри Серафимовского храма седобородого старца, молившегося перед Царскими вратами. Дедушка в храме не раз являлся и детям. По всем описаниям - это святой Серафим Саровский.

НОВОХОПЁРСКАЯ ЗОНА


На востоке Воронежской области, неподалеку от города Новохопёрска, расположена аномальная зона Желтояр (чаще её называют Новохопёрской аномальной Зоной), где нередко появляются НЛО, а также хрональные миражи, то есть видения событий прошлого.
В Новохопёрской зоне видели объекты в форме тарелок, треугольников, трапеций и гуманоидов в белых скафандрах.
Военные летчики, пролетая над территорией Хопёрскога заповедника, постоянно видят светящиеся предметы, которые сопровождают самолеты до самой посадки. При приближении к взлетной полосе они тают в воздухе. Пилоты даже дали странным объектам название ~ белые ангелы.
Жители деревни Победонище наблюдали, как из-под грушевого дерева выскакивали серебристые шары, которые куда-то летели по извилистой траектории.
Участникам экспедиции Воронежского комитета по изучению аномальных явлений, побывавшим в зоне, удалось заснять на пленку видения событий далекого прошлого. На фотографиях изображены люди в солдатской форме возле палаток. А на одном из снимков проявился фантом самолёта.

Исследователи считают, что это картины Великой Отечественной войны, когда-то здесь проходила линия фронта. Так, известному исследователю зоны Г.М. Силаиову удалось сфотографировать призрак чешского солдата в форме времен Второй мировой. Позднее выяснилось что в этом месте действительно располагалась чешская воинская часть, входившая в состав Советской армии.
Воронежские уфологи обратились к местным властям с оригинальным предложением: создать в Новохопёрском районе Центр космического туризма. Они полагают, что и в России, и за рубежом найдется немало желающих полюбоваться на эти чудеса.

Воронежская земля издавна славилась своими мастерами. Уже в середине 19 века в разных селах и городах Воронежской губернии сложились народные художественные промыслы.. В работах народных мастеров отражены быт, нравы и особенности характера наших предков. Известность получили вышивка, кружевоплетение, гончарное дело, изготовление глиняной игрушки, резьба по дереву, вязание, изготовление ковров.

Изучение народных промыслов помогает детям лучше узнать свой край, его историю, приобщает детей к народным традициям, помогает развивать патриотические чувства.

Цель. Развитие познавательного интереса детей к народному творчеству.

Задачи.

- Приобщать детей к народным традициям и обычаям

-Расширять представления о своеобразии родного края, богатстве культуры

-Осуществлять духовно-нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

-Развивать творческие способности.

Автор проекта – Безменова Татьяна Фёдоровна, воспитатель МКОУ Верхнекарачанская СОШ (дошкольная группа)

Проект является творческо –познавательным, краткосрочным – две недели (с 25.01-6.02.2020г.) Направлен на развитие детской любознательности, познавательного интереса, творческих способностей детей, рассчитан на детей разновозрастной группы, педагога, родителей.

Проект включает в себя несколько этапов:

Интеграция образовательных областей:

Актуальность.

В условиях современного общества, главными приоритетами в воспитании ребенка являются его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой самостоятельной жизни. А такие категории, как нравственность, патриотизм и духовность занимают далеко не первые места. Необходимо с раннего детства закладывать основы патриотизма, формировать у дошкольников систему знаний о русской народной культуре, знакомить с декоративно-прикладным творчеством родного края. Погружение в мир народной культуры, декоративно-прикладного искусства, традиций, праздников невозможно без знакомства с изделиями народных умельцев, с историей зарождения различных видов народного творчества.

Проблема.

В нашем современном мире дети хорошо знакомы с компьютером, планшетом, всякого рода, гаджетами, но мало знакомы с народным творчеством, практически ничего не знают о Воронежском декоративно-прикладном творчестве, традициях родного края.

Гипотеза.

Если знакомить дошкольников с народными промыслами

Воронежской области, мастерством местных умельцев, то это позволит детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свой край, богатый славными традициями.

Предполагаемый результат.

В результате проведения комплексной работы по приобщению к декоративно-прикладному искусству, у детей появится желание больше узнавать о творчестве Воронежских мастеров. Знакомство с произведениями народных умельцев, с историей промыслов, поможет сформировать у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Данный проект будет способствовать развитию эстетического вкуса, творческих способностей детей.

Подготовительный этап (с 25.01-27.01.2020 г.)

Цель.

Подготовка к практическому этапу.

Содержание работы на подготовительном этапе:

Сбор информации, подготовка методической и художественной литературы по теме проекта. Оформление серии выставок, содержащих информацию о народных промыслах Воронежской области. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала. Составление перспективного плана, разработка конспектов НОД, создание развивающей среды.

Практический этап (с 28.01 -5.02.2020 г.)

Цель.

Знакомство детей разновозрастной группы с народным промыслом Воронежской области.

Задачи.

-Формировать у детей любознательность, познавательный интерес

-Развивать мышление, воображение, умение делать выводы и заключения

-Воспитывать бережное отношение к традициям и истории родного края

-Совершенствовать творческие способности детей

Содержание работы на практическом этапе. Проведение тематических НОД, бесед. Изготовление народных игрушек, поделок, рисунков. Оформление выставки художественного творчества по мотивам народных росписей, игрушек. Чтение литературных произведений. Знакомство с видами народного художественного промысла и умельцами Воронежской области (презентации). Заучивание стихов, поговорок, пословиц. Проведение русских народных игр.

Заключительный этап (06.02.2020 г.)

Цель. Подвести итоги проекта

Итог.

Используемая литература.

1. Воронежский краеведческий сборник: История культуры края /Сост. А. И. Гайворонский. Воронеж, 1985

2. Загоровский В. П., Олейник Ф. С., Шуляковский Е. Г. История Воронежской области: Учебное пособие для средней школы. Воронеж, 1964

3. Пономарев П. Д. Народный костюм Воронежской губернии. Воронеж, 1994

4. Записки воронежских краеведов. Вып. третий / Сост. А. И. Гайворонский. Воронеж, 1987

5. Конышева Н. М. Секреты мастеров (ремёсла древние и современные). М., 1997

6. Пономарев П. Д. Народный костюм Воронежской губернии. Воронеж, 1994

7. Пономарев П. Д. Художественное ткачество в Воронежском крае // Русская провинция: Записки краеведов. Воронеж, 1992

8. Силин В. Осторогожские игрушки // Коммуна. 1997, 30 июля

9. Воронежские край с древнейших времен до конца XVII века. Документы и материалы по истории края. / Сост. В. П. Загоровский. Изд. Воронежского университета. Воронеж, 1976




















Читайте также: