Направления воспитания военнослужащих доклад

Обновлено: 30.06.2024

В своей работе я попытаюсь раскрыть сущность содержания особенности и задачи методы воспитания, способствующие укрепления воинской дисциплины на боевых традициях Внутренних Войск.
Данная работа действительно актуальна, где затрагиваются такие понятия, которые необходимые будущему офицеру для более грамотной его подготовки и в дальнейшем для решения вопросов, косаемых воинской дисциплины в подразделении.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………… 3
Цели, содержание, направления воспитания военнослужащих ……… 4
Методы воспитания военнослужащих и способствующие укреплению воинской дисциплины ………………………………………………………. 11
Воинская дисциплина и пути ее укрепления ………………………….. 16
Воспитания личного состава на боевых традициях …………………… 21
Заключение …………………………………………………………………. 25
Список литературы ………………………………………………………….. 26
Приложение …………………………………………………………………. 27

Содержимое работы - 1 файл

курсовая.doc

  1. Цели, содержание, направления воспитания военнослужащих ……… 4
  2. Методы воспитания военнослужащих и способствующие укреплению воинской дисциплины ………………………………………………………. 11
  3. Воинская дисциплина и пути ее укрепления ………………………….. 16
  4. Воспитания личного состава на боевых традициях …………………… 21

Будучи основой обеспечения военной безопасности Российской Федерации, Российская армия составляет опору ее государственности. Она может успешно выполнить свое историческое предназначения. Для этого требуется должное кадровое обеспечение укомплектованности войск гражданами, которых необходимо воспитывать в них высокую дисциплинированность и пригодными для успешного выполнения обязанностей на воинских должностях.

Современный этап развития армии представляет повышенное требования к военным кадрам к их дисциплинированности и профессионализму, выдвигая новые задачи по воспитанию военнослужащих с целью укрепления воинской дисциплины.

В своей работе я попытаюсь раскрыть сущность содержания особенности и задачи методы воспитания, способствующие укрепления воинской дисциплины на боевых традициях Внутренних Войск.

Данная работа действительно актуальна, где затрагиваются такие понятия, которые необходимые будущему офицеру для более грамотной его подготовки и в дальнейшем для решения вопросов, косаемых воинской дисциплины в подразделении.

1. Цели, содержания, направления воспитания военнослужащих

Система воспитания военнослужащих прошла сложный путь своего становления и развития от петровских времен до наших дней. Она базируется на мощном фундаменте достижений военно-педагогической мысли и практике, широкого педагогического опыта, органично впитана их развита и внесла свой вклад в мировую педагогическую культуру, создала основу для развития новых отечественных традиций воспитания военнослужащих.

Воспитание военнослужащих – это целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и иных организаций, а также органов военного управления и должностных лиц вооруженных сил по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с требованиями функционирования современной военной организации государства обеспечения готовности военнослужащих к выполнению задач по предназначению в интересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства 1 .

Воспитания военнослужащих осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации, нормативно правовых актов вооруженных сил и Концепции воспитания военнослужащих, а также директив и приказов главнокомандующего Внутренними Войсками.

Оно осуществляется на основе многовековых нравственных устоев, воинской традиции, патриотизма и уважительного отношения к народам и народностям многонационального Российского государства, общечеловеческих ценностей лучших образцов отечественной и мировой культуры.

Воспитания военнослужащих и укрепление воинской дисциплины – приоритетное направление служебной деятельности всех должностных лиц в

Вооруженных Силах и Внутренних Войсках МВД РФ 2 . Как сложное социально-педагогическое явление и процесс, оно имеет определенную структуру, основными элементами которой выступают цель воспитания, его субъекты и объекты их взаимодействия, закономерности, содержание, принципы, формы, методы, средства и приемы воспитания оценка и самооценка результатов.

Важнейший системообразующий структурный элемент процесса воспитания – его цель 3 . Это определяется тем, что она пронизывает весь процесс, определяет его направленность и тесно связана со всеми другими элементами. Цель воспитания служит исходным началом, выступает в качестве идеала, модели личности военнослужащего, составным элементом каждого воспитательного взаимодействия и конечным его результатом. Под ней понимается желаемая, запланированная личность, военнослужащего с соответствующими качествами.

В подходах к рассмотрению целевых установок воспитания российских граждан и воинов в науке и практике пока нет единства. Приемлемым с теоретической и прикладной точке зрения представляются предложения считать целью воспитания всестороннее развитие личности военнослужащего, обладающего высокими морально-боевыми качествами.

Таким образом, основная цель воспитания военнослужащих - формирование и развитие у военнослужащих качества отношений гражданина-патриота военного профессионального и высоконравственной разносторонне развитой личности.

Цель определяет задачи, содержания воспитательного процесса, выбор форм, метод, средств и приемов, служит ориентиром для самовоспитания воинов 4 .

Содержание воспитательной работы на всех уровнях воспитания военнослужащих определяется государственной политикой в духовно-нравственной сферой общества.

Целенаправленные элементы процесса воспитания военнослужащих – это субъекты и объекты.

Если субъект представляет собой ведущую сторону воспитательного процесса, то объект – главную. Перед армейскими воспитателями стоит задача подготовить надежного вооруженного защитника Отечества побудить его к самосовершенствованию, помочь стать активными участниками этого двустороннего процесса.

Во взаимодействии военнослужащих формируется их отношение деятельности. Любое общение воспитателя с воспитанником проходит через внутренний мир, сознание и чувства. Именно в этом взаимодействии происходит формирование и развитие личности военнослужащего, которое зависит от того, на сколько педагогически грамотно осуществляется воспитательная деятельность, на сколько она гармонично сочетается с интересами личности и коллектива, их потребностями, убеждениями, стремлениями 5 .

Субъекты воспитания – это различные категории военнослужащих и воинские коллективы 6 .

  • Проходящие военную службу офицеры, прапорщики, мичманы;
  • Проходящие военную службу по контракту и по призыву, солдаты, курсанты;
  • Воинские коллективы.

Для достижения целей воспитания и укрепления воинской дисциплины включает комплексное решение следующих задач:

  • Формирование готовности беспрекословности выполнить приказ старшего начальника и ответственности за отданный приказ подчиненному;
  • Развития чувства долга, чести, гордости за профессию;
  • Формирование личной ответственности за выполнение служебно-боевых задач.

Понимая воспитание, как основу укрепления воинской дисциплины: социально-педагогическое явление, с точки зрения которого все имеет воспитательный аспект, должностные лица на личном примере в педагогически целесообразной организации службы, административной деятельности, с использование воспитательных возможностей обучения, уставной дисциплинарной практики, индивидуальной работы с целью укрепления воинской дисциплины подразделения решают многочисленные задачи.

Такая их деятельность не исключает активного участия в традиционных организационных мероприятиях:

  • Провидение занятий по общественно-государственной подготовки;
  • Информирование личного состава;
  • Беседах;
  • Подведение итогов.

Воспитательное влияние деятельности субъекта может быть не посредственно (прямым) или опосредованным (косвенным) 7 .

Непосредственное (прямое – это такое влияние, которое осуществляется в контакте воспитателя с воспитанниками.

Опосредованное (косвенное) - через педагогическую косвенную среду.

Повышение эффективности системы воспитания способствует:

  • Наличие государственных подходов к государственно-патриотическому воспитанию граждан РФ, основанных на развитии традиционных российских ценностей, таких как патриотизм, защита Отечества, долг, честь совесть, ответственность.
  • Объединение усилий средств массовой информации, ведомственных, общественных и иных организаций в интересах государственного патриотического воспитания граждан России;
  • Осуществление целенаправленной государственной социальной политики в отношении военнослужащих и членов их семей;
  • Соответствующие современным требованиям, финансовое и материально-техническое обеспечения воспитательного процесса в войсках;
  • Совершенствование подготовки субъектов воспитания.

Особенность закономерностей в сфере воспитания военнослужащих состоит в том, что они проявляются как основные тенденции, что дает основное для творческого учета этой специфики в практической работе с личным составом частей.

Подобно любому другому процессу, в воспитании военнослужащих источником развития служат противоречия.

Приоритетными направлениями в совершенствовании воспитания военнослужащих признаются:

  • Творческое использование воспитательного потенциала различных религиозных концессий;
  • Совершенствование интернационального воспитания военнослужащих в духе дружбы народов.

Воинское воспитание – процесс систематического и целеустремленного воздействия на духовное и физическое развитие военнослужащих в целях подготовки его к вооруженной защите Отечества 8 .

Основные направления воинского воспитания:

  • Создание условий и мотивации роста профессионализма военнослужащих в процессе перехода вооруженных сил на конкретную систему комплектования;
  • Обеспечение соответствия профессиональной и морально-психологической подготовки военнослужащих решаемые задачи;
  • Моделирование реальных условий обстановки современного боя в ходе учебно-воспитательного процесса;
  • Создание условий по обеспечению безопасности военной службы;
  • Использование в воспитательных целях системы воинских традиций и ритуалов.

В работе по укреплению правопорядка и воинской дисциплины: 9

  • Эффективность работы должностных лиц воинской части, военно-учебного заведения по укреплению правопорядка и воинской дисциплины;
  • Деятельность командиров по сохранению жизни и здоровья военнослужащих;
  • Наличием практической помощи должностным лицом воинской части, военно-учебного заведения в поддержании правопорядка, укреплению воинской дисциплины, проведении анализа состояния воинской дисциплины и правопорядка, вскрытие причин происшествий, преступлений, грубых дисциплинарных проступков подготовке выводов и предложений по их профилактике.

Таким образом, содержания воспитательной работы с военнослужащими включает ряд ключевых моментов: определение места, роли, научных и организационных выбор и использование методов, форм, средств и приемов изучения и учет уровня профессиональной воспитанности военнослужащих, согласованную педагогическую деятельность органов воинского управления, государственных и административных органов. Приведение в систему представлений о сущности, содержании, принципах воспитания будет способствовать повышению эффективности воспитательной деятельности офицеров которые сегодня сталкиваются со значительными трудностям и противоречиями в воспитании солдат и сержантов, а так же военнослужащих проходящих военную службу по контракту.

  1. Методы воспитания военнослужащего способствующие укреплению воинской дисциплины

Воспитание военнослужащих – это целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и иных организаций, а так же органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с требованиями функционирования современной военной организации государства, обеспечения готовности военнослужащих к выполнению задач по предназначению в интересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства.

Воспитание военнослужащих осуществляется на основе Конституции РФ, указов президента РФ, постановлений правительства РФ, нормативных правовых актов Министерства обороны и Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ.

Основная цель воспитания военнослужащих – формирование и развитие у военнослужащих качеств гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной разносторонне развитой личности. Цель определяет задачи, содержание воспитания, выбор форм, методов, средств и приемов, служит ориентиром для самовоспитания воинов.

Структура воспитательной деятельности

Содержание воспитания военнослужащих

государственно-патриотическое
воинское
нравственное
правовое
экономическое
эстетическое
физическое
экономическое

Направления воспитательной деятельности

Психологическая работа
Культурно-досуговая работа
Работа по укреплению правопорядка и воинской дисциплины
Военно-специальная работа
Информационно-воспитательная работа

Принципы воспитания военнослужащих

Целенаправленность и целесообразность
Воспитание в коллективе и через коллектив
Согласованность и преемственность воспитательных воздействий
Гуманизм и демократизм
Индивидуальный и дифференцированный подход
Целенаправленное стимулирование воспитательной деятельности
Воспитание в различных видах деятельности
Единство слова и дела, научной теории и практики
Комплексный подход к воспитанию
Гражданско-патриотическая и военно-профессиональная направленность
Сочетание высокой требовательности с уважительным отношением к личности
Единство воспитания, самовоспитания и перевоспитания

Индивидуальные

- создание ситуаций успеха;

Стимулирование

Формы воспитательной работы

- лекции, доклады, беседы, собрания, митинги, информирования;

- экскурсия, культпоход, читательская конференция, слеты;

- стенная печать, радиогазета, соревнования.

Содержание воспитания военнослужащих Вооруженных Сил раскрывается через совокупность основных его видов: государственно-патриотическое, воинское, нравственное, правовое, экономическое, эстетическое, физическое и экологическое воспитание.

Государственно-патриотическое воспитание — оказание воздействия на военнослужащих в целях формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства.

Основные направления государственно-патриотического воспитания военнослужащих таковы:

- формирование активной гражданской позиции личности военнослужащего, позволяющей ему

эффективно решать государственные задачи в мирное и военное время;

- наращивание морального духа Вооруженных Сил на основе героических традиций народов России и Вооруженных Сил;




- творческое использование воспитательного потенциала различных религиозных конфессий.

Воинское воспитание — процесс систематического и целеустремленного воздействия на духовное и физическое развитие военнослужащих в целях подготовки их к вооруженной защите Отечества.

Основные направления воинского воспитания:

- обеспечение соответствия профессиональной и морально-психологической подготовки военнослужащих решаемым ими задачам;

- моделирование реальных условий обстановки современного боя в ходе учебно-воспитательного процесса;

- поддержание строгого уставного порядка в организации службы войск, быта и повседневной деятельности в воинских частях (подразделениях);

- создание условий по обеспечению безопасности военной службы;

- обеспечение личной примерности должностных лиц всех категорий военнослужащих в выполнении воинского долга;

- использование в воспитательных целях системы воинских традиций и ритуалов.

Нравственное воспитание—оказание воздействия на сознание, чувства и волю военнослужащих с целью формирования у них необходимых духовно-нравственных черт и качеств.

Основными направлениями нравственного воспитания выступают:

- разъяснение военнослужащим социальной значимости военной службы;

- стимулирование потребности военнослужащих в моральном самосовершенствовании;

- использование духовно-нравственного потенциала общественных объединений в интересах воспитания военнослужащих.

Правовое воспитание — целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию военнослужащих с целью формирования у них устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения.

Основные направления правового воспитания:

- организация правовой пропаганды;

- повышение теоретической и методической подготовки военнослужащих по правовым вопросам;

- обобщение и распространение передового опыта правового воспитания;

- контроль над соблюдением законности и правопорядка, воинской дисциплины и дисциплинарной практики;

- организация правовой защиты интересов военнослужащих и членов их семей.

Экономическое воспитание — воздействие на военнослужащих в целях формирования у них экономических знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения должностных обязанностей.

Основными направлениями экономического воспитания военнослужащих признаются:

- формирование бережного отношения к государственному имуществу, рационального использования материально-технических и учебно-методических средств;

- использование в воспитательной работе с военнослужащими экономических стимулов;

- обучение военнослужащих умению предвидеть и оценивать экономические последствия своей деятельности.

Эстетическое воспитание — воздействие на военнослужащих в целях разностороннего развития эмоционально-чувственной сферы их духовного мира.

Основные направления эстетического воспитания военнослужащих:

- привитие эстетического отношения к военной форме одежды;

- повышение эстетического содержания воинских ритуалов; развитие героико-патриотической и военной тематики в современном искусстве;

- знакомство с художественно-творческой жизнью Вооруженных Сил, творчеством военных художников, писателей, композиторов и поэтов;

- приобщение к военной проблематике в театре, кино, литературе, живописи.

Физическое воспитание — воздействие на военнослужащих в целях совершенствования их физической культуры, организации активного досуга, укрепления здоровья и закаливания, формирования морально-волевых, боевых и психологических качеств, необходимых для выполнения боевых (учебно-боевых и иных) задач.

Основными направлениями физического воспитания военнослужащих считаются:

- организация плановой физической подготовки различных категорий военнослужащих в соответствии с задачами видов Вооруженных Сил и родов войск Вооруженных Сил;

- проведение спортивно-массовых мероприятий;

- организация активного досуга личного состава в выходные и праздничные дни;

- пропаганда здорового образа жизни;

- популяризация лучших спортивных достижений.

Экологическое воспитание — воздействие на военнослужащих в целях формирования у них экологического мышления необходимых экономических, юридических, нравственных, эстетических взглядов на природу, роль и место человека в обеспечении охраны окружающей среды.

Основные направления экологического воспитания военнослужащих:

- разъяснение причин негативных экологических последствий воинской деятельности и возможностей их предотвращения;

- вовлечение военнослужащих в практические мероприятия по охране природы; осуществление экологического обучения военнослужащих.

В содержательном плане процесс воспитания военнослужащих включает следующие направления:

- работу по укреплению правопорядка и воинской дисциплины;

Информационно-воспитательная работа включает:

- проведение занятий по общественно-государственной подготовке;

- взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, средствами массой информации, ведомственными, общественными и иными организациями в интересах формирования у военнослужащих высоких духовно-нравственных и психологических качеств, гордости за принадлежность к Вооруженным силам, готовности выполнить воинский долг, стремление в совершенстве овладеть воинскими навыками и знаниями;

- проведение мероприятий, направленных на повышение престижа военной службы, авторитета ВС;

- проведение воинских мероприятий и ритуалов, посвященных дням воинской славы России, традициям вооруженной защиты Отечества, памятным датам в истории вида, рода войск ВС, военно-учебного заведения;

- ежедневный просмотр и прослушивание информационных программ российского радио и телевидения;

- организацию подписки на периодические печатные издания, регулярность их получения и распространения в воинской части (подразделении), военно-учебном заведении.

Работа по укреплению порядка и воинской дисциплины включает:

- работу должностных лиц воинской части (подразделения) по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, объективность в оценке состояния воинской дисциплины;

- деятельность командования по сохранению жизни и здоровья военнослужащих, недопущение совершения правонарушений в отношении местного населения, по профилактике преступлений, связанных с хранением и сбытом наркотических средств, а также употреблению наркотиков и спиртных напитков;

- практическую помощь должностным лицам воинской части (подразделения) в поддержании правопорядка, укреплении воинской дисциплины и правопорядка, вскрытии причин происшествий, преступлений, грубых дисциплинарных проступков, подготовке выводов и предложений по их профилактике.

Военно-социальная работа включает:

- деятельность командования воинской части (подразделения) по обеспечению прав, гарантий и льгот военнослужащих и членов их семей, предусмотренных законодательством РФ;

- изучение социальных процессов среди военнослужащих воинской части (подразделения), выработку предложений командованию по предупреждению негативных социальных явлений и участие должностных лиц воспитательной работы в их реализации;

- проведение работы по разъяснению правовых актов Министерства обороны по социальным вопросам, правовому воспитанию военнослужащих;

- своевременность рассмотрения жалоб и предложений;

- проведение юридических консультаций и оказание адресной помощи в случае нарушения социальных прав военнослужащих.

Психологическая работа включает:

- формирование морально-психологической устойчивости и готовности военнослужащих к выполнению задач в любых условиях обстановки, высокой мотивации к овладению воинской специальностью (профессией), на поддержание здорового морально-психологического климата в воинской части (подразделении);

- психологический анализ служебной деятельности, учебно-воспитательного процесса и выработку мер по увеличению их эффективности;

- изучение индивидуальных психологических особенностей военнослужащих, социально-психологических процессов в воинских коллективах и прогнозирование их развития;

- организацию психологической помощи и психологической реабилитации военнослужащих, получивших психическую травму;

- психологическую профилактику нарушений воинской дисциплины, девиантного поведения;

- организацию мероприятий психологического обеспечения караульной и внутренней служб;

- методической обеспечение занятий по боевой подготовке в интересах формирования психологической устойчивости военнослужащих;

- наличие подразделений психологической помощи и реабилитации, укомплектованность специалистами психологической работы и эффективность их деятельности.

Культурно-досуговая работа включает:

- организацию и эффективность работы по формированию эстетическими, художественными средствами нравственно-этических и культурных качеств, воспитание военнослужащих в духе патриотизма, верности военной присяге, воинскому долгу, беззаветной преданности своему народу и Отечеству;

- наличие материально-технической базы культурно-досуговой работы (клуба, библиотеки, музея, читальных залов) и ее использование в культурном обслуживании военнослужащих;

- взаимодействие военных учреждений культуры со средствами массовой информации, ведомственными, общественными и другими организациями в интересах культурно-досугового обслуживания военнослужащих;

- работу по приобщению военнослужащих и членов их семей к национальным и общечеловеческим культурным и нравственным ценностям, самодеятельному творчеству.

Воспитание военнослужащих – это целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и иных организаций, а так же органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с требованиями функционирования современной военной организации государства, обеспечения готовности военнослужащих к выполнению задач по предназначению в интересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства.

Воспитание военнослужащих осуществляется на основе Конституции РФ, указов президента РФ, постановлений правительства РФ, нормативных правовых актов Министерства обороны и Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ.

Основная цель воспитания военнослужащих – формирование и развитие у военнослужащих качеств гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной разносторонне развитой личности. Цель определяет задачи, содержание воспитания, выбор форм, методов, средств и приемов, служит ориентиром для самовоспитания воинов.

Читайте также: