Налоговое планирование в мировой экономике доклад

Обновлено: 02.07.2024

Все больше предпринимателей сегодня обращают свое внимание на инструменты международного налогового планирования. Это связано с возрастающими рисками для российского бизнеса:

  • нестабильность российского законодательства, и в частности налогового;
  • периодические кризисные явления в экономике;
  • высокие налоговые ставки и прогрессивно увеличивающаяся нагрузка на предпринимателей.

Консультанты "JBI Group" разработают наиболее привлекательный для Вас комплекс мероприятий по планированию бюджета налогов, в зависимости от того, на какой ступени развития находится деятельность Вашей организации, с учетом ее целей и задач на ближайшую и долгосрочную перспективу.

Механизм использования зарубежной компании основан на переводе капиталов и доходов резидентов по оптимальным налоговым маршрутам в страны с льготным режимом налогообложения (оффшорные зоны, страны с умеренным уровнем налогообложения), инвестиций – в наиболее доходные, надежные и необлагаемые активы на международных рынках капитала.

Важнейшим преимуществом международного налогового планирования с использованием зарубежных компаний является гарантия сохранности капитала. Активы, которые юридически находятся на территории РФ, ввиду угрозы рейдерских захватов и политических рисков зачастую защищены довольно посредственно. В любой момент компания может быть подвержена проверке со стороны налоговых органов, которые при этом нередко блокируют расчетный счет, налагают арест на имущество. Если же активы хранятся за рубежом (включая возможность передачи активов в международный траст), их сохранность повышается, а значит, снижаются риски потери активов в результате действий государственных органов и противоправных действий конкурентов, рейдеров и иных лиц, которые могут поставить цель поглощения компании.

Существует множество способов международного налогового планирования, которые включают в себя использование как оффшора, так и оншорной компании.

Низконалоговая компания может использоваться в качестве холдинга. Так, для России классической юрисдикцией для создания холдинга является Кипр в силу, во-первых, выгодного налогового соглашения с Россией, предполагающего низкий налог на дивиденды у источника в России при выплатах на Кипр, и, во-вторых, низкой ставки налога на самом Кипре.

Часто оффшорные компании используются для владения авторскими правами, торговыми марками, патентами и другой интеллектуальной собственностью. При этом лицензионные выплаты (роялти), идущие из страны основной деятельности транснациональной корпорации, накапливаются в офшорной зоне в безналоговом режиме.

Оффшорная компания может использоваться в качестве финансовой, выдавая кредиты (как правило, связанным с ней компаниям) и получая их обратно с процентами. Проценты при этом также накапливаются в безналоговом режиме.

Существуют и иные способы снижения налоговой нагрузки за счет оффшорный и оншорных копаний.

Практическое налоговое планирование — это один из этапов плановой деятельности как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого хозяйствующего субъекта. Сегодня расскажем, в чем заключается методика прогнозирования фискальных платежей на каждом уровне, какие используются принципы и инструменты, какие задачи решаются при его постановке и реализации.

Бюджетно-налоговое планирование и регулирование: цели и задачи

Налоговое планирование на микро- и на макроуровне представляет собой составление планов налоговых платежей. Но цели стоят на разных уровнях разные. Предприятия стараются минимизировать суммы уплачиваемых налогов, а государство — сделать так, чтобы поступления в бюджет были максимально возможными.

Налоговое планирование должно основываться на положениях действующего законодательства. Оптимизация фискальных платежей как со стороны государства, так и со стороны хозяйствующих субъектов должна осуществляться в рамках правового поля и учитывать экономическую целесообразность того или иного действия.

Налоговые платежи являются одной из основных доходных статей бюджета любого государства.

Налоговое планирование на макроуровне

Государственная политика по налогам и сборам состоит в том, чтобы определить такие параметры фискальных платежей, чтобы, с одной стороны, обеспечить наполняемость бюджета, а с другой — не возложить излишнее бремя на бизнес и население.

На государственном уровне формируются как текущие (краткосрочные), так и стратегические (долгосрочные) планы. При их формировании очень важно соблюсти интересы всех сторон. От правильности прогноза поступлений фискальных платежей зависит план выполнения задач, на выполнение которых они направляются.

Государственное налоговое планирование включает следующие этапы:

  1. Определение целей и задач, которые будут выполняться за счет поступлений налогов и сборов.
  2. Оптимизация законодательства в области налогов и сборов для достижения поставленных целей.
  3. Разработка порядка распределения обязанностей и полномочий органов власти в этой области.
  4. Определение объемов и порядка распределения прогнозных поступлений.
  5. Разработка контрольных мероприятий в области сбора и расходования поступлений от налогов и сборов.
  6. Анализ и сопоставление плановых и фактических показателей и учет сделанных выводов при дальнейшем планировании.

Налоговое планирование на микроуровне

Целью, которую преследует налоговое прогнозирование и планирование на макроуровне, всегда является минимизация фискальных платежей. При этом очень важно не выходить за рамки правового поля. Агрессивное налоговое планирование на грани установленных законодательством норм может привести к обратному эффекту. Штрафные санкции за несоблюдение требований законодательства могут значительно превысить получаемую выгоду от применения незаконных схем оптимизации.

На сегодняшний день в РФ поставлены достаточно эффективные системы контроллинга за правильностью формирования налогооблагаемых баз и выявлением незаконного вывода активов и финансовых результатов из-под налогообложения.

Мы не будем останавливаться на противоречащих законодательству методиках оптимизации, а рассмотрим только законные инструменты. На микроуровне налоговое планирование включает:

  1. Формирование полного перечня уплачиваемых налогов и сборов.
  2. Анализ ставок, возможных к применению льгот и вычетов.
  3. Поиск путей снижения налогооблагаемых баз.
  4. Рассмотрение возможностей применения спецрежимов и анализ их эффективности.

Применяемые методы и инструменты

В различных ситуациях возможно применение различных методов и инструментов. Это зависит от множества факторов:

  • возможностей компании внутрихолдингового планирования;
  • преследуемых целей и ожидаемого экономического эффекта;
  • применяемой системы налогообложения;
  • вида деятельности.

Наиболее часто используемым является ситуационный метод. Ситуационный метод налогового планирования предусматривает следующие элементы:

  1. Определение перечня уплачиваемых налогов, анализ ставок и льгот. На основе этих данных формируется налоговое поле.
  2. Определение типовых хозяйственных операций, осуществляемых организацией.
  3. Формирование пакета возможных договорных отношений по типовым хозоперациям.
  4. Анализ применения тех или иных договоров, экономических операций на величину налоговой базы.
  5. Выбор наиболее оптимального варианта.

Расчетно-аналитический метод предусматривает вывод о прогнозных суммах налоговых платежей на основе анализа данных предшествующих периодов и учета прогноза изменений объемов продаж, расходных статей, численности работников. Также при применении этого метода учитывается вступление в силу новых законодательных норм.

Балансовый метод предусматривает составление на основе прогнозных данных бухгалтерских операций, оценку их влияния на сумму активов и пассивов компании и финансовый результат.

Специальные узкоспециализированные методы учитывают специфику влияния отдельной операции на объем налогооблагаемой базы. Например, к таким методам относятся следующие операции:

Особенности плана фискальных платежей в группе компаний

На сегодняшний день многие организации при ведении деятельности объединяются в холдинги, концерны или просто составляют объединение групп компаний. Корпоративное налоговое планирование является сложным инструментом, позволяющим оптимизировать общую сумму фискальных платежей.

Кроме обычного прогнозирования на уровне каждого отдельного предприятия, при планировании очень важно не допускать перекосов внутри группы компаний. Например, когда одна компания холдинга уплачивает высокий налог на прибыль, а другие ведут убыточную деятельность. В этом случае задача сотрудников, ответственных за планирование налогов, провести анализ возникшей ситуации и вынести на рассмотрение руководства предложения об устранении перекосов. Например, можно:

  • пересмотреть внутрихолдинговые контакты. Если одна компания предоставляет остальным в аренду активы, то для корректировки сумм затрат можно пересмотреть суммы арендных платежей;
  • перераспределить работников между компаниями. Это позволит уменьшить затратную нагрузку по зарплате и уплачиваемым страховым взносам;
  • оптимизировать применение спецрежимов. Если одна из компаний в группе работает на УСН, то остальные, работающие с ней и уплачивающие налоги по ОСНО, теряют право на применение вычета по НДС.

Крупные корпорации применяют еще и международное налоговое планирование. Суть его заключается в том, что регистрируется подразделение холдинга в другом государстве с более мягким налогообложением и выводится в него налогооблагаемая база: активы, прибыль.

Оформите заявку на услугу, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Международное налоговое планирование (МНП) — это совокупность инструментов, которые позволяют учитывать налоговые аспекты при структурировании владения активами, выборе операционной модели бизнеса, защите активов с целью обеспечения интересов наследования, принимая во внимание такие факторы как налоговое резидентство конечного бенефициара, вид деятельности, место ведения бизнеса / место нахождения актива, страны сбыта и иные.

Всем нам известно, что различные государства не только обладают весьма отличающимися природными, трудовыми и финансовыми ресурсами, но и имеют подчас радикально отличающиеся налоговые системы. Причем здесь мы ведем разговор не только о ставках — отличаться могут даже сами принципы взимания налогов.

В современном мире трудно представить себе хотя бы одну крупную транснациональную корпорацию, которая бы в той или иной степени не использовала разумные возможности для снижения затрат, в том числе налоговых. К примеру, уже давно многие производители из развитых западных стран, такие как General Motors и PepsiCo, переводят свои основные производственные мощности в страны, где рабочая сила дешевле. В этом смысле международное налоговое планирование является таким же методом снижения затрат, но при этом, как правило, не требует существенных капитальных вложений. Многие известные компании применяют методы международного налогового планирования, открывая дочерние предприятия в разных странах с благоприятным налоговым климатом, тем самым минимизируя свои налоговые выплаты.

Налогообложение при осуществлении операций и проведении сделок с участием иностранных компаний приобретает все большее значение для транснациональных и ведущих мировых групп компаний. В современном мире задачей налоговой службы является не только своевременная и правильная подготовка налоговой отчетности, но и грамотное планирование налоговой нагрузки, реалистичная оценка налоговых рисков и управление эффективной ставкой налогообложения группы независимо от того, насколько широка география бизнеса.

Мы оказываем нашим клиентам содействие в устранении необоснованных налоговых потерь и управлении налоговыми рисками, возникающими при работе в иностранных государствах или с иностранными партнерами.

Если Вы планируете зарегистрировать компанию в офшорной зоне, необходимо учесть следующие аспекты:

  • определиться с целью, которую Вы планируете достичь, и оценить, будет ли учреждение офшорной компании в этом аспекте эффективным;
  • определиться с доступными возможностями по открытию банковского счета такой компании;
  • оценить налоговые последствия регистрации иностранной компании для бенефициара;
  • оценить налоговые последствия операционной деятельности и управления компанией;
  • оценить налоговые последствия для российских компаний группы, если такие компании будут являться дочерними по отношению к иностранной или будут осуществлять с ней какие-либо операции.

Правомерность международного налогового планирования

В то же время существует множество способов международного налогового планирования, которые включают в себя использование как офшора, так и неофшорной компании, в зависимости от конкретных целей.

Один из самых распространенных вопросов на практике – законно ли использование офшоров в налоговом планировании? Ответ на этот вопрос зависит от множества факторов. Использования нерезидентных структур может быть как легальным средством налогового планирования, так и средством незаконного обхода налогов или уклонения от уплаты налогов.

Поэтому, для правомерного и юридически безопасного использования нерезидентных структур в международных коммерческих операциях, необходимо:

  • следовать нормам законодательства (причем не одной, а сразу нескольких стран: во-первых, страны регистрации компании, во-вторых, страны/стран, где компания фактически осуществляет свою деятельность, и в-третьих, страны/стран налогового резидентства ее контролирующих лиц);
  • использовать льготы или освобождения, предоставляемые национальными законами и международными договорами, только в установленных ими пределах и допустимыми способами;
  • не допускать злоупотребления правами в налоговой сфере, в частности, искусственного создания условий для применения налоговых льгот и освобождений. Действия налогоплательщика (например, выбор иностранных контрагентов, вариантов заимствования, использования объектов интеллектуальной собственности и т.д.) должны быть мотивированы с точки зрения деловой цели, обусловлены разумными экономическими причинами;
  • учитывать не только нормы законодательства и международных договоров, но и текущие позиции налоговых органов, судебную практику по налоговых спорам, перспективные направления налоговой политики соответствующих государств, а также современные подходы к толкованию международных налоговых соглашений.

Наши услуги:

1. Реструктуризация для соответствия требованиям изменившегося налогового законодательства и правоприменительной практики

Налоговые органы разных стран все большее внимание уделяют борьбе с злоупотреблениями, направленными на получение необоснованной налоговой выгоды при осуществлении трансграничных операций. Это выражается во внедрении специальных механизмов противодействии таким злоупотреблениям как на национальном, так и на международном уровне. Налогоплательщикам зачастую приходится модифицировать существующую структуру в связи с такими изменениями в законодательстве.

Мы оказываем клиентам следующие услуги в связи с такой реструктуризацией:

  • разработка вариантов модификации структуры для сокращения количества иностранных компаний;
  • анализ влияния международных соглашений, направленных на противодействие размытию налоговой базы и гармонизацию правил налогообложения в ЕС, на эффективную ставку налогообложения Группы;
  • анализ вопросов применения Договоров об избежании двойного налогообложения, в том числе требований к бенефициарному собственнику доходов;
  • анализ вопросов применения правил о контролируемых иностранных компаниях в Эстонии и других юрисдикциях;
  • анализ вариантов снижения административных затрат, связанных с содержанием и управлением иностранными компаниями группы, за счет сокращения спектра используемых юрисдикций или количества компаний.

2. Проработка налоговых аспектов сделок по приобретению активов бизнеса за рубежом или в которых присутствует иностранный элемент

Налогообложение в связи с осуществлением сделок по приобретению активов/бизнеса за рубежом или в структуре которых присутствует иностранный элемент, в том числе в связи с созданием совместных предприятий (СП), подразделяется на следующие блоки ключевых налоговых вопросов:

  • выделение активов для передачи в СП;
  • возможность снижения налоговых затрат при осуществлении сделки или создании СП;
  • интеграция приобретенной структуры в существующую структуру Группы.

Мы оказываем нашим клиентам следующие услуги в рамках указанных выше блоков налоговых вопросов:

  • выбор компании в Группе, которая будет являться покупателем/участником СП;
  • разработка вариантов интеграции приобретенного бизнеса в существующую структуру;
  • поиск эффективных с налоговой точки зрения механизмов репатриации прибыли;
  • анализ структуры сделки с точки зрения применения законодательства о контролируемых иностранных компаниях и концепции бенефициарного собственника доходов;
  • анализ вариантов финансирования приобретения и финансирования приобретенного бизнеса в будущем с точки зрения налогообложения.

3. Подготовка структуры собственности определенных активов/дивизионов для снижения налоговых затрат при их будущей продаже

Когда Группа планирует продажу определенных активов или дивизионов в ближайшем или отдаленном будущем, необходимо обеспечить, чтобы такая продажа не была связана со значительными налоговыми затратами для продавца. Чтобы этого добиться, необходимо провести анализ существующей структуры, определить объем активов для возможной продажи и подготовить структуру к продаже.

В этой связи мы оказываем клиентам следующие услуги:

  • выбор структуры собственности, связанной с минимально возможными налоговыми затратами при будущей продаже;
  • разработка плана перехода для снижения налоговых затрат на каждом этапе перехода к новой структуре.

4. Анализ налоговых аспектов выхода Группы на новые рынки

При расширении географии бизнеса на новые рынки зачастую возникает необходимость присутствия персонала Группы за рубежом для осуществления функций по развитию бизнеса. При этом налоговой задачей может являться как снижение налоговых затрат, связанных с таким присутствием за рубежом, так и наоборот – перенос части прибыли в иностранную юрисдикцию вслед за переводом персонала, осуществляющего функции в связи с получением такой прибыли.

Мы оказываем клиентам следующие услуги, связанные с выходом Группы на новые рынки:

  • выбор формы присутствия за рубежом;
  • анализ преимуществ с налоговой точки зрения создания торговой, закупочной или сервисной компании и выбор страны ее инкорпорации;
  • формирование цепочки поставок или совместного предоставления услуг, эффективных с налоговой точки зрения.

Для структур, основанных на продаже результатов интеллектуальной деятельности:

  • разработка структуры владения и управления объектами интеллектуальной собственности и другими нематериальными активами;
  • анализ возможности применения специальных режимов для налогообложения доходов от деятельности, связанной с использованием объектов ИС;
  • анализ вариантов операционной модели, отвечающей задачам бизнеса и позволяющей снизить эффективную ставку налогообложения операционной деятельности.

5. Разработка эффективной с налоговой точки зрения структуры финансирования и казначейства

Какую бы форму привлечения финансирования ни выбрала Группа, задачей налоговой службы является обеспечение налоговой эффективности привлечения такого финансирования, то есть чтобы стоимость финансирования не увеличивалась за счет дополнительных налоговых затрат.

Мы помогаем клиентам разработать оптимальную с налоговой точки зрения структуру финансирования и деятельности казначейства путем анализа следующих вопросов:

  • возможность вычета процентов по финансированию на уровне операционных компаний, получающих финансирование (в том числе при перераспределении средств внутри Группы компанией, получающей финансирование);
  • возможность снижения затрат по налогу у источника на проценты по финансированию;
  • анализ налоговых аспектов различных структур перераспределения свободных финансовых ресурсов между компаниями Группы;
  • налогообложение деятельности внутригруппового казначейства.

6. Разработка структуры управления иностранными компаниями

Обоснованное стремление Группы контролировать свои дочерние компании в иностранных государствах может приводить к налоговым рискам, например, рискам создания постоянного представительства или признания компаний налоговыми резидентами в странах, в которых осуществляются функции по управлению такими компаниями.

Мы оказываем нашим клиентам следующие услуги, целью которых является снижение указанных рисков:

  • разработка структуры управления иностранными компаниями для снижения налоговых рисков во всех вовлеченных юрисдикциях;
  • оценка структуры управления с точки зрения правил о контролируемых иностранных компаниях.

7. Расчет налоговых последствий по правилам КИК

В соответствии с требованиями действующего законодательства, налоговый резидент России – контролирующее лицо (как физическое, так и юридическое) обязано отчитываться о прибыли контролируемых иностранных организаций, структур без образования юридического лица, оценивать применимые освобождения, при необходимости уплачивать налог с прибыли КИК.

Наша единая команда специалистов из разных областей оказывает клиентам услуги:

  • по подготовке аудированной отчетности по МСФО;
  • по расчету прибыли КИК;
  • по подготовке и подаче налоговой отчетности в налоговые органы;
  • по оценке необходимых изменений структуры в будущем с точки зрения правил КИК.

В рамках второго этапа амнистии капиталов физические лица могут задекларировать свое имущество, а также счета и вклады, открытые в иностранных банках, и, таким образом, получить гарантии (освобождения от ответственности) в рамках налогового, валютного и уголовного законодательства.


Налоговое планирование позволяет плательщику налогов оптимизировать нагрузку на бизнес путем применения льгот, различных налоговых режимов и прочих законодательно предусмотренных возможностей. О принципах и методах планирования налогов читайте в данной статье.

Какое значение имеют налоговое планирование и прогнозирование?

Значение налогового планирования в современных условиях ведения бизнеса сложно переоценить. Используя налоговое планирование, можно вполне легально снизить налоговую нагрузку на бизнес, что обеспечит уменьшение расходов и повысит конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Заниматься налоговым планированием можно уже на стадии регистрации бизнеса, ведь организационно-правовая форма, структура будущего предприятия и даже его месторасположение могут сыграть впоследствии решающую роль в налоговой оптимизации и уменьшении налогового бремени.

Суть налогового планирования заключается в признании фискальными и иными контролирующими органами за плательщиком налогов права применять все дозволенные действующим законодательством средства, способы, приемы с целью уменьшения налогового бремени. Налоговое планирование представляет собой целый комплекс мер, которые объединяют все сферы деятельности компании, при этом оно способствует выполнению уставных целей, снижению затрат и получению прибыли.

Самым действенным способом повышения доходности бизнеса является не просто снижение размера уплачиваемых налогов (этого можно добиться, снизив число операций и замедлив оборачиваемость капитала), а построение эффективного менеджмента и налоговое планирование. То есть снижение налогового бремени должно являться для предприятия не тактическим ходом, а грамотно выстроенной стратегией.

Для того чтобы определиться, необходимо ли что-то кардинально менять в системе управления компании, следует сначала высчитать налоговую нагрузку. Рассмотрим различные ситуации:

  • Если общая налоговая нагрузка не превышает 15% от чистого дохода компании по итогам года, то потребность в налоговом планировании и прогнозировании у предприятия минимальная. Для контроля за состоянием налоговых платежей может следить главный бухгалтер или его заместитель.
  • Если налоговая нагрузка составляет от 20 до 35% у предприятий малого и среднего бизнеса, то потребность в налоговом планировании актуальна. Для того чтобы прогноз и налоговое планирование осуществлялись эффективно и своевременно, необходимо ввести штатную единицу, которой следует поручить эти функции. Отдельный специалист, а в крупных компаниях — целая команда профи будет контролировать все налоговые обязательства и участвовать в составлении бизнес-планов на следующий год с целью осуществления бизнес-прогноза. Для реализации крупных или нестандартных проектов будет целесообразным привлекать специалиста по налоговому планированию на аутсорсинговой основе.

Эксперты КонсультантПлюс подготовили шаблон должностной инструкции специалиста по налоговому планированию. Получите пробный демо-доступ к К+ и переходите к документу. Это бесплатно.

  • Если налоговая нагрузка превышает 40%, то предприятию жизненно необходимо уделить пристальное внимание налоговому планированию. Иначе оно просто станет неконкурентоспособным и в конечном счете может и вовсе обанкротиться. В такой ситуации налоговое планирование должно стать самым важным элементом работы топ-менеджмента. Для средних и крупных компаний предпочтительно создание отдела по налоговому планированию.

В современной бизнес-среде сложились основные подходы к уменьшению налоговой нагрузки, что является главной целью налогового планирования:

  • применение всех возможных налоговых льгот, предусмотренных в Налоговом кодексе;
  • разработка правильной учетной политики, которая бы позволила использовать все имеющиеся пробелы в налоговом законодательстве в свою пользу;
  • контроль за тем, чтобы не были пропущены сроки уплаты налоговых платежей.

Различают следующие виды налогового планирования:

  1. корпоративное — проводимое в пределах одной отдельно взятой компании;
  2. партнерское — осуществляемое в ряде компаний, связанных друг с другом по форме управления или бизнес-сотрудничеством;
  3. национальное — реализуется в случае, если хоздеятельность компании ведется лишь в одной стране;
  4. международное — осуществляется в тех случаях, если бизнес ведется на территории нескольких стран.

Общие принципы налогового планирования

Применяя те или иные способы, методы и приемы налогового планирования, налогоплательщику надлежит придерживаться основных принципов, которые позволят ему добиться своих целей при минимальных усилиях и без нарушения законодательства. Принципы налогового планирования можно разделить на несколько основных групп:

  1. Принцип законности, что означает соблюдение всех налоговых норм при расчете и оплате налоговых платежей. Именно этот принцип и является основополагающим, он позволяет дистанцировать и отмежевать налоговое планирование от обвинений в уклонении от уплаты налогов.
  2. Принцип оперативности — подразумевает произведение своевременного налогового планирования. Это означает, что утвержденные учетная и налоговая политики компании должны вовремя пересматриваться для быстрого реагирования на изменение норм налогового законодательства, позволяющих снизить бремя по уплате налогов. Также изменения должны своевременно вноситься и в случае появления нового направления деятельности, расширения или другого переформатирования бизнеса.
  3. Принцип оптимальности, предполагающий использование таких механизмов, которые бы привели к уменьшению налоговой нагрузки без ущерба для бизнес-целей и интересов владельцев предприятия. Следует помнить, что налоговое планирование —это всего лишь средство для разрешения определенных задач, а не самоцель. Бизнесменам потребуется достичь равновесия между величиной налоговой нагрузки и размером ожидаемой прибыли, которая могла быть направлена на расширение бизнеса. Аналитикам необходимо заранее просчитывать, какой экономический эффект следует ожидать от внедрения того или иного метода налогового планирования, не покроют ли затраты на его внедрение всей ожидаемой доходности как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Необходимо своевременно просчитать, не приведет ли сокращение одного налога к росту других обязательных платежей.
  4. Принцип обоснованности предполагает, что налогоплательщик заранее подготовил необходимые аргументы для объяснения перед налоговыми инспекторами и защиты своей позиции в суде в случае применения непопулярных или спорных методов налогового планирования.
  5. Принцип комплексности, обозначающий, что при налоговом планировании учитываются не только нормы налогового законодательства, но и других правовых отраслей, особенно гражданского законодательства.
  6. Принцип профессионализма, говорящий о том, что к такой деятельности надлежит привлекать квалифицированных специалистов, что означает грамотное составление первичных документов, договоров, регистров, отчетности и пр.
  7. Принцип конфиденциальности, означающий, что налогоплательщик не должен афишировать посторонним лицам применяемые на предприятии методы налогового планирования.

Формы налогового планирования

Организация налогового планирования может быть облечена в такие формы:

  • систематизация сведений о налогообложении, постоянный мониторинг изменений в законодательстве;
  • реализация предусмотренных этапов планирования и постоянный контроль за выполнением всех налоговых обязательств;
  • анализ принимаемых решений под призмой соблюдения налогового законодательства;
  • выполнение ряда мероприятий по оптимизации налогообложения при росте налоговой нагрузки.

Налоговое планирование обычно имеет следующие направления:

  1. выбор перед проведением госрегистрации организационно-правовой формы;
  2. выбор подходящего налогового режима;
  3. определение объекта налогообложения и его изменение в случае возникновения необходимости;
  4. изменение направления хоздеятельности, реструктуризация (создание обособленных подразделений с иными формами налогообложения в зависимости от направления бизнеса);
  5. регистрация бизнеса в оптимальном для уплаты налоговом географическом месте (выбор ИФНС, близость к производственным активам, особые экономические зоны, особенности регионального налогового законодательства в виде льгот и сниженных ставок налогов и пр.);
  6. полноценное применение всех существующих налоговых льгот — с этой целью необходимо регулярно мониторить изменения налогового законодательства и анализировать их применимость к деятельности налогоплательщика;
  7. планирование распределения полученной прибыли с целью переформатирования бизнеса для возможности применения дополнительных налоговых льгот.

Методы налогового планирования

Налоговое планирование подразумевает использование комплекса методов, направленных на снижение налоговой нагрузки и повышение финансовой эффективности бизнеса. Налоговое планирование включает использование как внешних, так и внутренних методов. Внешние методы могут повлечь за собой наступление глобальных последствий для бизнеса, поэтому их использование достаточно ограничено. К ним можно отнести замены, которые могут повлиять на налоговую политику компании (группы компаний): налогового субъекта, налоговой юрисдикции и вида деятельности.

Перечислим основные внутренние методы налогового планирования:

    Выбор учетной политики, утверждаемой раз в год, — это самая важная часть планирования. Так, например, переоценка основных средств позволяет существенно и легально сэкономить на уплате налогов на имущество и прибыль.

Расчетный пример, а также информацию о том, какая налоговая нагрузка по налогу на прибыль является низкой, смотрите в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

  • объемов работ (влияет на налог на прибыль, НДС);
  • среднесписочного состава служащих (влияет на уплату НДФЛ и взносов во внебюджетные госфонды);
  • размера (количества) используемых в хоздеятельности активов, в т. ч. и земельных участков (влияет на налоги на землю, имущество).

ИТОГИ

Налоговое планирование позволяет легально снизить налоговую нагрузку на предприяетие или ИП. Методов и принципов проведения налогового планирования достаточно много. Основные из них мы рассмотрели в данной статье.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: