Надзор за деятельностью оценщиков в рф доклад

Обновлено: 02.07.2024

За эти годы оценка плотно вплелась в жизнь потребителей и государства, как самого крупного из них, а также в иные сферы деятельности, в том числе в банковский сектор и финансовые рынки.

Ряд управленческих решений не принимается без привлечения оценщика, во многих случаях стоимость, определенная оценщиком, является обязательной при совершении сделок.

В определенный период развития оценочной деятельности было решено перейти на саморегулирование рынка оценочных услуг и минимизацию государственного вмешательства.

Саморегулируемые организации – профессиональные объединения оценщиков, законодательно наделенные рядом важнейших функций, в том числе в части разработки стандартов и правил оценочной деятельности, методического обеспечения своих членов. Кроме того, саморегулируемым организациям оценщиков государством была передана важнейшая функция по осуществлению контроля за деятельностью оценщиков.

Вместе с тем, на определенном этапе развития оценочной деятельности стало очевидно, что позиция регулирующих органов должна быть более активна. При этом необходимо сохранить базовый принцип саморегулирования данной сферы.

Учитывая некую разобщенность саморегулируемых организаций оценщиков, был создан Совет по оценочной деятельности при Минэкономразвития России, призванный обеспечить диалог оценочного сообщества, потребителей оценочных услуг и государства в решении стратегических и практических решений оценочной отрасли.

В настоящее время усилия Минэкономразвития России, как регулятора оценочной отрасли, при взаимодействии с оценочным сообществом и потребителями услуг оценщиков направлены на:

  • Создание условий минимизации рисков, связанных с некачественным предоставлением услуг в области оценки имущества:
    • Выработка мер, направленных на повышение эффективности функционирования механизмов ответственности оценщиков и саморегулируемых организаций оценщиков.
    • Разработка и внедрение системы мер, направленных на повышение квалификации оценщиков.
    • Совершенствование информационной составляющей оценочной деятельности.


    Официальный сайт Минэкономразвития России. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.



    Деятельность


    Государственный надзор


    Государственный надзор за деятельностью СРО оценщиков

    Государственный надзор за деятельностью СРО оценщиков

    Контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков осуществляется путем:

    • проведения проверок саморегулируемых организаций оценщиков;
    • контроля за исполнением саморегулируемыми организациями оценщиков предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, выявленных в ходе проведения проверок саморегулируемых организаций;
    • систематического наблюдения за исполнением саморегулируемыми организациями требований Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".


    Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Срок проведения проверки (с даты начала проверки и до окончания проверочных мероприятий) не может превышать 20 дней.

    В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований (непредставление или несвоевременное представление саморегулируемой организацией запрашиваемых документов в установленный срок, выявление в результате рассмотрения представленных документов необходимости запроса и изучения дополнительных документов, обращение саморегулируемой организации с просьбой о продлении срока проведения проверки по уважительным причинам, подтверждаемым соответствующими документами) по мотивированному предложению должностных лиц Росреестра, проводящих проверку, срок проведения проверки продлевается руководителем Росреестра (лицом, его замещающим) или территориального органа, принявшего решение о проведении проверки, но не более чем на 10 дней.

    Общий срок проведения проверки с учетом предусмотренного настоящим пунктом срока продления не может превышать 30 дней.

    Плановая проверка деятельности саморегулируемых организаций оценщиков проводится один раз в два года.

    Плановая проверка проводится за период деятельности саморегулируемой организации, не подлежавший проверке при проведении предыдущих проверок, но не превышающий трех лет деятельности, непосредственно предшествовавших году проведения проверки (проверяемый период).

    Проведение плановых проверок осуществляется в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, утвержденным приказом руководителя Росреестра.

    План подлежит согласованию и представлению в органы прокуратуры.

    Основанием для включения проверки саморегулируемой организации в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение двух лет со дня получения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации или окончания проведения ее последней плановой проверки.

    Решение о плановой проверке саморегулируемой организации оценщиков оформляется приказом руководителя Росреестра.

    Внеплановая проверка деятельности саморегулируемой организации оценщиков проводится на основании заявлений юридических лиц, физических лиц, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, правоохранительных органов о нарушении саморегулируемой организацией оценщиков либо ее членами Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

    Основаниями для проведения внеплановой проверки саморегулируемой организации также являются:

    • истечение срока исполнения саморегулируемой организацией ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений;
    • приказ руководителя Росреестра (лица, его замещающего) (территориального органа), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Минэкономразвития России;
    • поступление в отношении саморегулируемой организации в Росреестр (территориальные органы) обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
    • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

    Решение о внеплановой проверке саморегулируемой организации оформляется приказом руководителя Росреестра либо приказом руководителя территориального органа по поручению руководителя Росреестра.

    По итогам проверки саморегулируемой организации составляется акт проверки. Акт проверки оформляется на бумажном носителе в двух экземплярах. По итогам проверки филиалов и (или) представительств саморегулируемой организации составляется справка о результатах проверки (в одном экземпляре). Справка или ее копия прилагается к акту проверки.

    Акт проверки, а также справка о результатах проверки филиалов и (или) представительств подписывается всеми членами комиссии.

    Один экземпляр акта проверки (с приложениями к нему) вручается руководителю саморегулируемой организации (иному уполномоченному лицу) под расписку об ознакомлении с актом проверки либо направляется в саморегулируемую организацию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, который приобщается к экземпляру акта, оставшемуся в деле Росреестра.

    Срок направления акта проверки - один рабочий день с даты его подписания.

    Если руководитель саморегулируемой организации (иное уполномоченное лицо) отказался от получения и подписания акта и/или акт возвращен в Росреестр, председателем комиссии во всех экземплярах акта проверки производится соответствующая запись.

    По результатам проверки деятельности саморегулируемой организации при выявлении в деятельности саморегулируемой организации нарушений законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности принимаются следующие меры:

    • вынесение предписания;
    • направление в суд заявления об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
    • передача материалов по подведомственности, в том числе для решения вопроса о рассмотрении материалов в рамках производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении.

    Предписание подписывается руководителем Росреестра (его заместителем) либо руководителем территориального органа (его заместителем) и направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручается лично под расписку руководителю саморегулируемой организации (иному уполномоченному лицу) в срок не более трех рабочих дней со дня принятия решения по результатам проверки.

    При вынесении предписания саморегулируемой организации оценщиков устанавливается разумный срок устранения выявленных в ходе проверки нарушений законодательства Российской Федерации.

    Срок исполнения предписания может быть продлен по мотивированному ходатайству саморегулируемой организации.

    Непредставление саморегулируемой организацией в установленные сроки информации об устранении нарушений либо неустранение указанных в предписании нарушений в установленные сроки является основанием для принятия решения о проведении внеплановой проверки или применения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, мер ответственности, в том числе обращения в суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

    Основанием для подачи в арбитражный суд заявления об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков являются:

    • выявление нарушения одного из требований, установленных частью третьей статьи 22 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";
    • невыполнение в установленный срок предписания Росреестра об устранении выявленных нарушений.

    График работы: понедельник, вторник, среда, четверг - с 9:00 до 18:00;

    пятница - с 9:00 до 16:45

    Телефоны для справок: 8 800 100 34 34, для физических лиц: (495) 986-90-49, (495) 917-57-98, для юридических лиц: (495) 917-15-24

    Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций находится по адресу: 109028, г. Москва, ул. Воронцово поле, д. 4 а

    Телефон: (495) 531-0819, доб. 1114

    Почтовый адрес для корреспонденции: 101000, Москва, Чистопрудный бульвар, д. 6/19

    Документы

    Анкета для проведения Росреестром (его территориальными органами) опроса представителей саморегулируемых организаций


    pdf (31.1 KБ)

    В настоящее время создается достаточно большое количество юридических лиц, о чем свидетельствует статистика, подготовленная Федеральной налоговой службой. Как известно, юридические лица создаются в виде коммерческих и некоммерческих организаций. К некоммерческим организациям, в том числе относятся саморегулируемые организации (далее – СРО). Согласно гражданскому законодательству СРО напрямую отнесены к организационно-правовой форме как ассоциации и союзы. В форме ассоциации (союза) создаются, в том числе, объединения оценщиков, где членство является обязательным условием. Следует отметить, что все СРО с обязательным членством контролируются государственными органами власти.

    Согласно положению о Росреестре, данный орган является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль (надзор) за деятельностью:

    • СРО кадастровых инженеров;
    • национального объединения СРО кадастровых инженеров;
    • СРО оценщиков;
    • СРО арбитражных управляющих.

    Порядок осуществления надзора за деятельностью СРО утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 29.04.2011 № 203 (далее - Порядок).

    Таким образом, предметом надзора выступает соблюдение СРО оценщиков ФЗ Закона об оценочной деятельности, а также других нормативно-правовых актов, регулирующих их правовой статус.

    Рассматриваемая функция Росреестра реализуется посредством проведения плановых и внеплановых проверок деятельности СРО. Также Россрестром, осуществляется надзор за исполнением требований анализа и прогнозирования состояния исполнения требований при осуществлении СРО своих полномочий, в том числе, проведения анализа поступивших в государственный орган документов и сведений и (или) размещенной информации на официальном сайте СРО.

    При осуществлении контроля и надзора за соблюдением СРО законодательства России, Росреестр проверяет следующие положения и сведения:

    • соответствие СРО организационной структуры требованиям законодательства России;
    • необходимые документы СРО, такие как: учредительные документы, стандарты и правила оценочной деятельности и т.д.;
    • обязательное число оценщиков;
    • ведение реестра оценщиков;
    • наличие компенсационного фонда;
    • осуществление контроля за соблюдением оценщиками требований законодательства;
    • применение в отношении оценщиков, состоящих в СРО, мер дисциплинарного воздействия;
    • соблюдение требований по обеспечению информационной открытости в сетях интернет о своей деятельности и деятельности своих оценщиков, входящих в СРО;
    • организацию информационного и методического обеспечения своих членов;
    • организацию проведения профессиональной переподготовки оценщиков.

    Согласно Положению о Росреестре и Административному регламенту, проведение плановых проверок относится к полномочиям центрального аппарата Росреестра, который расположен в г. Москве.

    Плановые проверки осуществляются в соответствии с планом проверок, утверждаемым на календарный год.

    Территориальные органы участвуют в проведении плановых проверок центральных аппаратов СРО, а также их филиалов, находящихся на подведомственных территориях.

    В соответствии с абз. 2 ст. 24.5 Закона об оценочной деятельности, плановая проверка деятельности СРО оценщиков осуществляется один раз в 2 года в соответствии с планом, утверждаемым Росреестром.

    Ежегодный план проведения проверок СРО доводится до сведения заинтересованных лиц посредством размещения его на официальном сайте органа по надзору в сети Интернет в срок не позднее 15 января года проведения плановых проверок.

    По результатам проверки Росреестр принимает решение о применении мер в отношении СРО, таких как:

    • вынесение предписания об устранении выявленных нарушений;
    • направление в суд заявления об исключении сведений о СРО из единого реестра СРО оценщиков;
    • передача материалов по подведомственности, в том числе для решения вопроса о рассмотрении материалов в рамках производства по уголовному или административному делу.

    Основанием для подачи в арбитражный суд заявления об исключении СРО оценщиков из единого государственного реестра является выявление нарушения одного из требований, установленных ч. 3 ст. 22 Закона об оценочной деятельности.

    В вышеуказанной норме содержатся следующие требования:

    • объединение в составе этой организации в качестве ее членов не менее чем 300 физических лиц, отвечающих требованиям к субъектам оценочной деятельности;
    • наличие компенсационного фонда;
    • наличие коллегиального органа управления;
    • наличие стандартов и правил оценочной деятельности;
    • наличие официального сайта в сетях интернет.

    В силу Административного регламента исполнение Росреестром функции по контролю и надзору за деятельностью СРО все проверки проводятся:

    1. по месту нахождения и (или) ведения деятельности СРО, то есть по юридическому адресу ассоциации или союза;
    2. без выезда по месту нахождения и (или) ведения деятельности СРО.

    Документарная проверка проводится по месту нахождения Росреестра путем рассмотрения имеющихся в Росреестре документов и сведений. Документарная проверка проводится в случае, если результат проверки может быть достигнут на основании имеющихся в органе материалов и документов.

    Плановые проверки осуществляются в форме выездных проверок. Плановая проверка СРО не может длиться более тридцати дней. СРО извещают о планируемом контроле заказным письмом с уведомлением за три дня до начала проверки. При документарной проверке СРО направляет сведения и документы, относящиеся к предмету контроля, а также запрошенные. Срок — в течение десяти дней после получения соответствующего требования.

    Согласно обобщенной практике Росреестра по проверке СРО оценщиков за 2016 год планово проверено 6 СРО оценщиков из 15, что на 8 % меньше количества плановых проверок 2015 года.

    По результатам плановых проверок на конец 2016 года выдано 4 предписания руководству саморегулируемых организаций оценщиков, 1 предписание руководству СРО оценщиков находилось в стадии подготовки и 1 плановая проверка СРО оценщиков завершена без вынесения предписания, так как нарушения были устранены.

    Перейдем к рассмотрению внеплановых проверок. Так, решение о проведении внеплановой проверки деятельности СРО оценщиков принимается Росреестром на основании заявлений и жалоб любых субъектов правоотношений, которые содержат информацию о нарушении СРО оценщиков Закона об оценочной деятельности.

    В 2016 году в Росреестр и его территориальные органы поступили: 40 заявлений о нарушении СРО оценщиков законодательства, что на 16 % меньше количества аналогичных заявлений в 2015 году.

    На основании указанных жалоб (заявлений) Росреестром проведены 11 внеплановых проверок СРО оценщиков (в 2015 году - 15).

    По результатам проведенных в 2016 году внеплановых проверок выдано 7 предписаний руководству СРО оценщиков.

    В ходе проведенных в 2016 году проверок деятельности саморегулируемых организаций оценщиков выявлялись следующие типичные нарушения требований законодательства России, такие как:

    1. нарушение порядка проведения контроля, установленного статьями 22.2, 24.3 и 24.4 Закона об оценочной деятельности;
    2. неисполнение обязанности по контролю за осуществлением своими членами обязательного страхования ответственности, установленной частью девятой статьи 24.7 Федерального закона об оценочной деятельности.

    Из указанных выше сведений Росреестр делает вывод, что характер допускаемых нарушений законодательства, регулирующего деятельность саморегулируемых организаций, по сравнению с 2014 и 2015 годами не претерпел существенных изменений.

    Вместе с тем в 2016 году по сравнению с 2014 и 2015 годами в деятельности СРО оценщиков наметилась тенденция по уменьшению количества случаев приема в состав членов лиц, не соответствующих требованиям законодательства России.

    В целом создание эффективно действующей системы саморегулирования на территории России обеспечило необходимые условия защиты прав граждан и юридических лиц, послужило гарантией реализации прав и законных интересов граждан, а также позитивно повлияет на устранение коррупционных проявлений, в частности при проведении мероприятий государственного контроля (надзора).

    Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что результатом выполнения государственной функции Росреестра является выявление и пресечение нарушений СРО оценщиков положений нормативно-правовых актов России, контроль (надзор) за соблюдением которых входит в компетенцию рассмотренного органа, путем применения мер, предусмотренных законодательством.

    Думается, что такая деятельность является важной составляющей поддержания принципа законности и правопорядка. Именно такие функции служат правомерному функционированию правовой системы, а также способствуют верному выстраиванию правоотношений.

    На современном российском рынке все более востребованными становятся услуги по профессиональной оценке различного вида имущества, прав требования, обязательств, услуг. Установление рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной стоимости объектов оценки проводится субъектами оценочной деятельности - оценщиками, которые, в свою очередь, обязаны быть членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков[1].

    Об основных задачах таких организаций и о том, кто осуществляет контроль за их деятельностью расскажет начальник отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Алтайскому краю Наталья Петренко.

    Что представляет собой саморегулируемая организация оценщиков, и какие к ней предъявляются требования?

    - Это некоммерческая организация, созданная для регулирования оценочной деятельности и контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований законодательства и объединяющая оценщиков на условиях членства. Статус приобретается некоммерческой организацией с даты ее включения в единый государственный реестр СРО оценщиков.

    Основанием для включения некоммерческой организации в единый госреестр является выполнение ею следующих требований: объединение в составе этой организации не менее 300 оценщиков; наличие компенсационного фонда; коллегиального органа управления (совета, наблюдательного совета); функционально специализированных органов и структурных подразделений; утвержденных стандартов и правил оценочной деятельности; официального сайта.

    Кто ведет реестр СРО оценщиков, и сколько организаций в данном реестре?

    Единый государственный реестр СРО оценщиков ведет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

    Каковы основные функции СРО оценщиков?

    К основным функциям относится разработка и утверждение стандартов и правил оценочной деятельности; представление интересов своих членов в их отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления; прием в члены и прекращение членства в СРО оценщиков; контроль за деятельностью своих членов по соблюдению ими требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, правил деловой и профессиональной этики и т.д.

    Кто и каким образом осуществляет надзор за деятельностью СРО оценщиков?

    В рамках своих полномочий Управление Росреестра по Алтайскому краю проводит внеплановые проверки СРО оценщиков, плановые проверки проводятся только по поручению Росреестра.

    Какие нарушения допускают СРО оценщиков в своей деятельности?

    В ходе проведенных Росреестром в 2016 году проверок выявлялись следующие типичные нарушения: порядка проведения контроля за соблюдением оценщиками требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, стандартов оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики. Кроме того, к нарушениям относится неисполнение обязанности по контролю за осуществлением своими членами обязательного страхования ответственности.

    Какие меры могут быть приняты к СРО оценщиков по результатам проверочных мероприятий?

    При выявлении нарушений Росреестром могут быть приняты следующие меры: вынесение предписания об устранении в разумные сроки выявленных нарушений; направление в суд заявления об исключении сведений об организации из единого реестра СРО оценщиков.

    Кроме того, нормами КоАП РФ предусмотрена административная ответственность СРО оценщиков и их должностных лиц за неисполнение порядка информационной открытости деятельности организации (ст. 14.52).

    Санкции данной статьи довольны серьезны. Так, отсутствие на сайте информации, предусмотренной законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. для должностных лиц и от 15 тыс. до 30 тыс. руб. для юридических лиц.

    Отсутствие информации о компенсационном фонде, а также сведений, содержащихся в реестре членов СРО оценщиков, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 30 тыс. руб., на юридических – от 20 до 50 тыс. руб. Отсутствие официального сайта СРО оценщиков влечет наложение административного штрафа от 30 до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 50 до 200 тыс. руб. для юридических лиц.

    Н.Ю. Петренко, начальник отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Алтайскому краю

    Об Управлении Росреестра по Алтайскому краю

    Читайте также: