Национальные проблемы в отдельных странах пути и методы решения доклад

Обновлено: 30.06.2024

Во-первых, это народы, большая часть которых живет в Российской Федерации и, как правило, имеет националь­но-государственные образования. К ним, помимо русских, относится большинство народов алтайской семьи: тюркская группа — татары, чуваши, башкиры, якуты, тувинцы, хакасы и др.; монгольская группа — буряты, калмыки и др.; тунгусо-маньчжурская группа — эвенки, эвены и др. Сюда же относятся уральская семья, включающая в себя финно-угорскую группу (мордва, удмурты, марийцы, коми и др.) и северо-кавказская семья, подразделяющаяся на нахско-дагестанскую группу (чеченцы, аварцы, лезгины, ингуши и др.), абхазо-адыгскую группу (кабардинцы, ады­гейцы, черкесы и др.) и другие этносы (народы).

В-третьих, выделяемые специалистами мелкие под­разделения этносов, которые в большинстве живут за пре­делами России. Это — евреи, турки-месхетинцы, асси­рийцы, абхазы, каракалпаки, румыны, венгры, китайцы, курды и другие этнические группы.

В феномене национальной культуры происходит одновременно противоречивый процесс (способный при определенных условиях привести к этнокультурному конфликту) постоянного воспроизводства органичных для каждого народа способов его функционирования и развития в традиционно-охранительных формах.

1. Национальные культуры в конфликтных процессах в России

Каждый этнический коллектив, на протяжении столетий живущий в заданных природой климатических условиях (экологической нише) с набором тех или иных естественных ресурсов, влияющих на формирование структуры его производственной деятельности, вырабатывает в себе и определенный стереотип видения и воспроизводства действительности в присущих ему формах культурного освоения действительности. Причем для всех, особенно малочисленных народов, функционирующих в иноэтническом окружении и обладающих относительной ограниченностью внутриэтнической культурной информации, характерно стремление как сохранить наиболее существенные компоненты своей собственной культуры, так и заимствовать значительные по объему и количеству разнообразные элементы других - инонациональных культур.

Самобытность национальной культуры в системности ее характеристик выражается в единстве содержания и формы.

Национальные культуры разделены по видам и жанрам, в них преобладающую роль играет профессионально-специализированное культур­ное творчество, национальные культуры присущи круп­ным социально-этническим коллективам (от сотен тысяч до десятков миллионов людей), в которых обязательно наличие слоя интеллигенции. Они вбирают в себя дости­жения науки и технического производства, вытесняют местные диалекты и функционируют на основе обще­национального литературного языка. Крупные нации обладают дифференцирован­ным общественным сознанием с присущими ему предмет­ными формами с интегрирующей ориентацией в различ­ных сферах жизнедеятельности.

Различия между культурами оказы­вают большое влияние на возникновение и развитие кон­фликтных ситуаций во взаимодействии народов в Россий­ской Федерации.

В процессах этнокультурного взаимодействия народов России, других стран СНГ прослеживаются, усиливаясь особенно в последние годы, две взаимопротивоположные тенденции: прежде всего дифференциации, изоляции культур, возрастающего стремления сохранить свою куль­турно-языковую самобытность, роста национального самосознания и, с другой стороны — идущая снизу, от масс населения тенденция перехода культур, взаимокультурного смешения различ­ных элементов, интернационализации различных пластов куль­туры. Эти противоречия общесоци­ологического характера в нынешней российской действи­тельности и действительности всех стран СНГ переплелись с противоречиями конкретно-исторического содер­жания, указывающими специфику современных меж­национальных конфликтов.

2. Причины национальных противоречий

Нынешнее российское содержание национальных противоречий, в том числе в сфере взаимодействия куль­тур, связано с широким спектром причин, наиболее сущест­венными из которых, на наш взгляд, являются следующие.

Во-первых, это причины национально-исторического п орядка, охватывающие всю совокупность условий и факторов су­ществования и сосуществования народов России. После распада СССР как единого государства существенно из­менилась этнополитическая ситуация в соотношении рус­ских и нерусских во вновь образовавшемся суверенном государстве России: если в Союзе русских было около 50% всего населения, то в Российской Федерации их около 82%, а по этому показателю она сближается с такими стра­нами, как Франция и Великобритания, не относимых в официальных документах к многонациональным. Но Россия именно таковой остается.

Поэтому не случайно, что исторические причины со­временных межнациональных конфликтов тесно переплелись, во-вторых, с причинами национально-административно­го, культурно-автономизационного характера, выражающего стремление каждого народа приобрести статус национально-суверенного государственного образования.

В реальности взаимоотношения различных народов в рамках единого государства превращаются, что было и до недавнего времени в России, в мощное давление одной культуры на другую.

Похожие страницы:

Национальные конфликты как социальное явление

. (Хорватия, Босния и т.д.) и прибалтийские государства. В СНГ национальные проблемы, противоречия и конфликты в той или иной . . Из развитых стран достаточно остро национальные проблемы затронули Великобританию, Канаду, Бельгию, Германию .

Национальный и языковой состав населения страны

. советский и постсоветский периоды………………………………………………. 9 4.Национальные и языковые проблемы и варианты их решения………………………………………………………………. 20 Заключение . . Современная Россия характеризуется острыми национальными проблемами. Появилась угроза распада России .

Национальная политика России (1)

. создания специальных государственных учреждений, занимающихся национальными проблемами в рамках данной административной единицы. В большинстве .

Проблемы малого бизнеса в России (2)

. им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.1 Крупный бизнес в основном определяет экономическую . развития малого предпринимательства в 2009 году //Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства .

Проблемы внедрения инновационных методов работы с молодежью

. жизненных планах, и в ценностных ориентациях, и в отношении к национальным проблемам и религии. И хотя, разумеется, у поколений “отцов . преемственности поколений, сохранения и развития национальной культуры, воспитания у молодежи бережного отношения .

Национальные проблемы СССР – это проблемы взаимоотношений между представителями различных народов и республик СССР.

Причины национальной проблемы

В 1980-х гг. отношения между народами, входившими в состав СССР начали обостряться. В основе кризиса национальных отношений лежали такие причины:

Количество погромов и жертв в них возрастало с каждым годом, поэтому межэтническая нестабильность все чаще становилась причиной эмиграции из СССР.

Попытки решения национальных проблем

Впервые на пленуме ЦК КПСС национальный вопрос был поднят в 1989 г. Принятый документ «О национальной политике партии в современных условиях не только не содержал никаких новых методов решения проблем, но эти решения, как считается, еще больше усугубили национальный вопрос. Только в апреле-мае 1990 г. Верховный Совет СССР принял законы, которые должны были нормализовать межнациональные отношения:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. “Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории Союза ССР”,
  2. “О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР”,
  3. “Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик”.

Правда эти закны появились тогда, когда центральная власть была недостаточно сильна, а обстановка требовала твердой политической воли и решительных, немедленных действий. В результате по всем аспектам национальной проблемы правительство страны принимало решения слишком поздно, а если и действовало вовремя, то достаточно вяло. Особенно это проявлялось в Прибалтике, Средней Азии, Закавказье. Неэффективность мероприятий М.С. Горбачева по национальному вопросу стал одним из причин постоянного спада его политического авторитета и влияния.

Большое внимание уделялось обоснованию идеи о насильственном захвате СССР (до него – Россией) тех государств и земель, историческими наследниками которых считали себя советские республики, претендовавшие на независимость. Согласно этой идее считалось, что:

  • русские и СССР были и есть оккупанты;
  • пребывание республик в составе СССР – незаконно;
  • восстановление же исторической справедливости требует независимости.

Одна из основных исторических идеологем состояла в обвинении русского народа в преступлениях и пороках сталинизма. Следствием этого стала немыслимых размеров демонизация исторического образа России как страны-агрессора.

Таким образом, Прибалтика была первой, кто отсоединился от СССР, а позже такие же процессы произошли во всех остальных республиках СССР.

Так как национальный вопрос всегда имеет конкретно-историческое социальное содержание на каждом историческом этапе развития той или иной страны в данную эпоху, то и решение его предполагает нахождение различных конкретных путей, методов и форм для каждой страны. Вместе с тем, при всем разнообразии подходов и механизмов в решении национального вопроса можно выделить общие начала и принципы, наблюдаемые в странах, где приходилось или приходится решать национальный вопрос. Наряду с этим отмечаются существенные отличия, как в понимании сущности национального вопроса, так и в путях разрешения сложных межнациональных проблем.

В марксистской программе в качестве основы решения национального вопроса было выдвинуто право наций на самоопределение. При этом марксисты исходили из действия двух объективных взаимосвязанных тенденций в национальном вопросе в условиях капитализма. Первая – пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против всякого национального гнета, создание национальных государств. Вторая – развитие и учащение всяческих сношений между нациями, ломка национальных перегородок, создание интернационального единства капитала, экономической жизни, политики, науки, мирового рынка.

Марксисты отстаивали принципы добровольного объединения наций, интернационализма. Выдвинутые марксизмом политические принципы решения национального вопроса – самоопределения, равноправия, антиколониализма, защиты прав народа и человека и другие – получили всеобщее признание. В частности, в соответствии с принципом самоопределения каждый народ (нация) имеет право устанавливать любую форму отношений с другими народами (добровольное объединение в единое государство, автономия, федерация и т.д. вплоть до отделения и образования независимого государства), свободно определять собственный социальный выбор, внутреннее устройство (общественный строй, форму правления и т.д.). Отстаивая право на самоопределение, марксисты исходили из необходимости его реализации с учетом интересов других народов и в той форме, которая в максимальной степени содействует интересам борьбы за социальный прогресс и мирное сотрудничество народов.

В XX в. решение национального вопроса осуществлялось, в основном, по следующим направлениям. Во-первых, достижение колониальными угнетенными народами политической независимости, становление на самостоятельный путь развития. В результате успехов национально-освободительной борьбы потерпела крушение колониальная система, получили независимость сотни народов мира. Во-вторых, остается актуальной задача достижения экономической независимости, эквивалентного экономического обмена, ликвидации остатков колониальной зависимости. В-третьих, актуальной проблемой в международных отношениях является необходимость преодоления разрыва в социально-экономическом развитии между народами развитых стран и большинством народов бывших колониальных и полуколониальных стран Азии, Африки и Латинской Америки. Указанные направления относятся к решению национального вопроса в мировом международном аспекте.

В странах развитой демократии решение национальных проблем осуществляется, в основном, по таким направлениям. Во-первых, в плане урегулирования взаимоотношений доминирующей и меньшей по численности этносоциальных общностей (например, англичан с валлийцами и шотландцами в Великобритании, англо-канадцев с франкоканадцами, англосаксонского ядра американской нации с другими этническими группами страны). Во-вторых, урегулирование этнических проблем на уровне взаимоотношений этнических групп одинакового социального и правового статуса (валлонов и фламандцев в Бельгии, некоторых иммигрантских групп в Великобритании, этнических меньшинств в США и т.д.). В-третьих, как проблема политической дезинтеграции многонациональных государств по этническому признаку. Чаще всего это проявляется в стремлении к политической автономии (например, баскская проблема в Испании, корсиканская во Франции, проблема единства Италии и т.д.). Именно этот аспект проблемы актуален для современной России, где проблемы этнического сепаратизма и дезинтеграции возникают.

Можно выделить несколько моделей регулирования межэтнических отношений, которые в той или иной степени применяются в странах Запада, снижая в значительной мере национально-этническую напряженность. При этом основной акцент делается на усиление гибкости государственной политики в области удовлетворения этнокультурных потребностей общества. Так, в США решение этнических проблем осуществлялось в аспекте политики культурного плюрализма, проводимой в 1960-1970 гг. Культурный плюрализм предполагал толерантность государства в отношении выходцев из разных этносов и обеспечение соответствующих условий для сохранения и развития их этнокультурной среды, а также оказание помощи этническим группам в улучшении их статуса в американском обществе.

В Канаде снижению межнациональной напряженности способствовала политика многокультурности. Во Франции в связи с обострением отношений между центром и периферийными районами (Бретань, Корсика и др.), а также между коренным населением и иммигрантами правительство страны было вынуждено изменить национальную политику. В частности, с 1982 г. официально признаются языки и культуры этнических меньшинств, в школах вводится изучение национальных языков и диалектов (корсиканского, эльзасского, каталонского, баскского, окситанского, бретонского, фламандского), учреждаются этнические программы на радио. Корсике предоставляется статус автономии, ограниченной сферами образования и культуры, а также радиовещания.

В других полиэтнических странах западного мира (за исключением Испании) проблемы межэтнических отношений ощущаются не столь остро. Но и там эти вопросы не остаются без внимания. Наиболее благополучной в этом отношении является Швейцария, где, в частности, на равноправной основе функционируют четыре языка: немецкий, французский, итальянский, ретороманский. В Швеции языковая политика базируется на концепции многокультурности, что предполагает двуязычное обучение – на языке страны происхождения и на шведском. Правительством финансируются этническая пресса, специальные радио- и телепередачи на языках крупных иммигрантских групп. С переходом Бельгии к федеративному государственному устройству (1992 г.) здесь также разумно решаются межэтническая и межъязыковая проблемы валлонов и фламандцев.

Что касается стран Азии, Африки и Латинской Америки, то здесь положение в межэтнической среде остается сложным. В Африке дает о себе знать трайбализм, в Азии (в некоторых странах) – межэтнические противоречия и конфликты, в Латинской Америке дискриминации подвержены коренные народы. Решение национальных проблем на этих континентах идет медленно.

Решение национального вопроса – процесс трудный и долгий. С ликвидацией одних национальных проблем возникают другие, требующие к себе столь же пристального внимания. Вообще национальные проблемы будут существовать, покуда есть сами нации и национальные различия. Поэтому встречающийся вывод о том, что национальный вопрос где-то решен полностью и окончательно раз и навсегда, нельзя воспринимать как факт, скорее это – пока желаемое, а не действительное.

В этот день:

Дни рождения 1900 Родился Харри Альбертович Моора — эстонский археолог. Основные его научные работы посвящены возникновению классового общества на территории современной Прибалтики, городищам Эстонии, историко-культурным областям и районам Прибалтики, этногенезу прибалтийских народов, археологии железного века Прибалтики. 1931 Родился Леонид Павлович Хлобыстин – советский археолог, доктор исторических наук, организовал Заполярную экспедицию, проводил исследования в Арктике (на Кольском полуострове, Шпицбергене), на Таймыре и Ямале, исследователь андроноидного памятника Липовая Курья в Зауралье. Дни смерти 1928 Умер Виктор Иванович Гошкевич — украинский археолог, исследователь скифских городищ. 1939 Умер Говард Картер — английский археолог и египтолог, совершивший в 1922 году в Долине Царей близ Луксора открытие гробницы Тутанхамона (KV62), признанное одним из наиболее известных событий в египтологии.

Многонациональная среда стала типичной чертой и условием жизни современного общества. Представители различных народностей соседствуют и взаимодействуют друг с другом, поэтому неудивительно, что часто возникают межнациональные конфликты, которые могут приводить к развязыванию вооруженных конфликтов и кровопролитным войнам. С такими проблемами сталкиваются многие государства, но каждое из них решает возникшие сложности по-разному.

Межнациональные конфликты

Основные понятия

Осложнение отношений между народами

При межнациональных столкновениях на первый план выходят сложные глубинные процессы отношений различных этнических групп и общностей. Влияние на развитие таких ситуаций могут оказывать разные факторы, в том числе религиозная сфера, культурные, территориальные, исторические и политические проблемы. Решение межнационального конфликта будет отличаться с учётом его причины, а также особенностей народности или группы людей, проживающей на определённой территории.

Факторы развития

В каждом случае факторы и причины межнациональных конфликтов отличаются. Проблемы могут появляться буквально на пустом месте или назревать десятилетиями, когда у соседствующих национальностей имеются культурные различия или территориальные претензии. К факторам, оказывающим влияние на развитие межнациональных конфликтов, относят:

  • тип поселения;
  • национальный состав в регионе;
  • возраст социально активной группы;
  • социальное положение;
  • история взаимоотношений;
  • политические взгляды;
  • уровень образования.

Развитие межэтнических конфликтов

Вне зависимости от факторов, которые приводят к развитию межэтнических конфликтов, в итоге происходит массовое нарушение прав граждан и действующих законов. При отсутствии должного контроля со стороны государства это может привести к этническим чисткам и полноценной войне. Подобное отмечалось в бывшей Югославии, где федеральный центр всеми силами стремился сохранить быстро распадающееся многонациональное государство. В результате отмечались этнические чистки в различных регионах Сербии.

То же относится и к африканским странам, где межэтнические конфликты стали повседневной частью жизни местного населения. На черном континенте постоянно вспыхивают вооруженные столкновения между различными племенами, при этом их причиной является не только возможный раздел территории и природных ресурсов, но и копившаяся годами ненависть между кланами.

Возможные предпосылки

Успешность разрешения имеющихся конфликтов будет во многом зависеть от правильности определения причины их возникновения. Чаще всего это серьёзная деформация в национальной политике, а также копившаяся в течение многих десятилетий неудовлетворенность положением нации или группы людей. Бывает достаточно даже малейшей искры, чтобы разразился кровопролитный конфликт, решить который в последующем будет крайне сложно.

Обычно межэтнические конфликты проявляются на фоне ухудшения экономической ситуации в стране, специалисты даже стоят графики и таблицы прямой зависимости роста напряженности от состояния домашних хозяйств. Это приводит к социальной неудовлетворённости, когда одна группа или нация получает определенные привилегии от государства, а другая общность вынуждена выносить тяготы и лишения нищеты. Классическим примером межнациональных конфликтов являются войны в Африке, которые возникают на фоне депрессивной экономики и бедности населения.

Войны в Африке

В постсоветских странах причинами конфликтов являются искусственность создания отдельных государств, закостенелость структуры управления, а также нежелание видеть и решать проблемы, которые могут привести к многочисленным национальным или этническим стычкам и общей напряженности.

Еще одной причиной развития межнациональных государственных конфликтов является исторический фактор. В прошлом различные этносы могли воевать за территорию, находились в зависимости друг от друга, что приводило к ограничению в правах, ущемлению национальных интересов, традиций, культуры и языка. Сегодня же, когда такие нации оказались в условиях одной страны и компактного проживания, исторические взаимоотношения и былые проблемы не забыты, они постепенно тлеют, а малейшего повода бывает достаточно для развития столкновения или даже полномасштабной войны.

Формы конфликтов

Существует несколько основных цивилизованных и нецивилизованных форм конфликтов. Это могут быть как дискриминации по национальному признаку или вероисповеданию, так и открытые столкновения, приводящее к массовым беспорядкам и локальным войнам. Принято выделять следующие формы и типы межнациональных конфликтов:

  • локальные сепаратистские и гражданские войны;
  • массовые беспорядки с грубым нарушением прав личности;
  • религиозный фундаментализм.

Массовые беспорядки

Последний наиболее опасен, так как на почве расхождений в вероисповедании часто отмечаются массовые беспорядки и этнические чистки. В последующем решить подобные проблемы и примирить враждующие нации бывает крайне сложно, а зачастую даже невозможно.

Пути преодоления проблемы

Сложность урегулирования межнациональных и расовых проблем состоит в том, что универсальных подходов в подобном случае попросту не существует. Мировой опыт показывает, что такие ситуации проще и эффективнее урегулировать мирными способами. Силовое решение будет лишь эффективно до тех пор, пока в регион введены войска, обеспечивающие полную безопасность в городе или в отдельной области. Но как только силы правопорядка покинут мятежный проблемный регион, конфликт вновь вспыхнет с прежней силой.

Проведение переговоров

Одним из вариантов решения проблемы является разделение, то есть деконсолидация сил. В рамках такой работы отсекают радикальные группы и элементы, поддерживая стороны, которые склонны к переговорам и компромиссам. Делаются попытки прервать конфликт, подписав временное перемирие враждующих сторон. Это позволяет снизить накал страстей и уменьшить эмоциональный фон противостояния.

Для предупреждения межнациональных и международных конфликтов проводят мирные переговоры, в которых могут участвовать как противоборствующие стороны, так и третьи силы, выступающие гарантом исполнения всех достигнутых договоренностей.

Первоначально обговариваются жизненно важные потребности, а в последующем на переговорном процессе затрагиваются уже социальные, экономические и бытовые вопросы. Только таким способом можно преодолеть обострение и решить возможные проблемы.

Лишь комплексным подходом к предотвращению межнациональных конфликтов, пути решения и план которого утвержден всеми сторонами, можно будет избежать массовых беспорядков, развития религиозного фундаментализма и локальных войн. При этом выработанное решение должно учитывать интересы всех замешанных сторон. В будущем уже после достижения консенсуса и мира часто требуется полный пересмотр нормативно-правовых актов и законодательства, которое регулирует вопросы жизни граждан, вовлеченных в межэтнические столкновения в России и Европе.

Читайте также: