Национальные парки доклад по экологическому праву

Обновлено: 17.05.2024

Аннотация. В статье исследуются вопросы правового регулирования заповедников и национальных парков, их значение для экологии. Автор приводит понятие вышеуказанных охраняемых природных территорий, а также затрагивает правовые и другие проблемы в данной сфере, актуальные на сегодняшний день.

Ключевые слова: заповедник, национальный парк, особо охраняемая природная территория, биосферный заповедник.

Вопросы охраны природы на сегодня являются наиболее острыми и не утрачивают своей актуальности. Так, большое значение для экологии страны имеют особо охраняемые природные территории – особенно те, для которых установлен особый режим правовой охраны. Это заповедники и национальные парки. Согласно действующему законодательству РФ, данные виды территорий являются особо охраняемыми, так как имеют неоценимое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Именно благодаря развитию и сохранению особо охраняемых природных территорий на территории государства, можно обеспечить сохранение биологического и ландшафтного разнообразия.

Поскольку предметом рассмотрения настоящей статьи являются не все особо охраняемые природные территории, а именно национальные парки и заповедники, то перед тем, как перейти к рассмотрению особенностей их правового положения, целесообразно привести определения данных понятий.

Так, национальный парк представляет собой такую территорию, которая имеет естественный природный рельеф и находится под охраной в целях ограничения деятельности человека, которая способна причинить вред [4]. Обратим внимание, что под данное понятие подпадает не только территория, но также и акватория (любой участок планеты, где проводятся действия по сохранению его природы в первозданном виде.

Для национальных парков характерны такие особенности, как возможность проведения научных исследований, а также осуществления некоторых видов хозяйствования [5]. Сред общих признаков, которыми обладают все национальные парки, можно отметить:

- довольно обширная площадь, которая весьма привлекательна для научной и туристической деятельности.

Относительно правового регулирования национальных парков, важно отметить, что те ресурсы, которые располагаются на их территории (земля, недра, водные ресурсы, флора и фауна), могут предоставляться в пользование национальным паркам на тех правах, которые предусмотрены в федеральных законах[6]. Если речь идет не о природных, а об исторических или культурных объектах, то они могут быть переданы в пользование национальному парку только по предварительному согласованию с государственным органом, в чьей компетенции находится охрана памятников истории и культуры. Но в некоторых случаях допускается размещение земельных участков в границах национального парка, принадлежащих иным собственникам или пользователям.

Функционирование отдельно взятого национального парка осуществляется в соответствии с положением, утвержденным государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Территория национального парка может быть разделена на различные по функциональному предназначению зоны. Перечислим их:

- зона, в пределах которой запрещаются любые виды хозяйственной деятельности, а также использование территории в рекреационных целях. Это – заповедная зона;

- зона, в пределах которой допустимо посещение, но оно находится под строгим контролем и регулированием; на территории такой зоны создаются и поддерживаются условия сохранения природных комплексов и объектов. Такая зона является особо охраняемой;

- зона отдыха или рекреационная;

- зона охраны исторических и культурных объектов;

- зона, предназначенная для размещения посетителей (ночлега, обустройства палаточных лагерей, объектов туристического сервиса и пр.), т.е. зона по обслуживанию посетителей;

- зона, в границах которой ведется хозяйственная деятельность, направленная на поддержание национального парка[7].

Выше нами было рассмотрено понятие национального парка. Также считаем необходимым раскрыть понятие заповедника. Различия между данными природными территориями очевидны. Так, заповедником признается такая особо охраняемая природная территория, на которой полностью отсутствует какая-либо хозяйственная деятельность человека, т.е. это – жестко ограниченный в доступе для человека участок экосистемы (в отличие от национального парка). Такие ограничения устанавливаются с тем, чтобы защитить редкие виды животных и растений, которые находятся на территории заповедника. Таким образом, основное отличие заповедника от национального парка в степени ограничения человеческой деятельности: если в национальном парке она разрешена частично (некоторые ее виды, например, научные исследования и туристические экскурсии), то вход в заповедник допускается только при наличии специального разрешения, выдаваемого органами природоохраны; естественно, что деятельность человека на заповедных территориях будет находиться под запретом.

Говоря о правовом регулировании вопроса об особо охраняемых природных территориях, в частности, заповедниках и национальных парках, следует обратить внимание и на существующие проблемы в данной области. Так, прежде всего, это непродуманные действия со стороны органов власти по реальной оценке количественных возможностей создания национальных парков в определенный промежуток времени, а также в отсутствии определенных критериев, согласно которым надлежит выбирать территорию под национальный парк.

Наиболее актуальным в настоящее время остается вопрос о создании и функционировании биосферных заповедников. На наш взгляд, стоит уделить внимание решению самых острых проблем в данной сфере. Рассмотрим их далее подробно.

Если сравнивать другие особо охраняемые природные территории и биосферные заповедники, то функции, выполняемые последними, значительно шире и важнее. Являясь по своей сути образцом окружающей среды, данный вид заповедников представлен в качестве своеобразных международных стандартов. Основная проблема заключается в том, что какие-либо принципы, согласно которым происходит выбор территории под размещение на ней биосферного заповедника, отсутствуют. Также наблюдается отсутствие необходимых оснований для того, чтобы моделировать на территории заповедника биосферные процессы[4].

Другой, не менее острой, на наш взгляд, является проблема зонирования территории, на которой располагается биосферный заповедник. Это обусловлено наличием множества противоречий между функциями биосферных заповедников. Приведем пример: для того, чтобы сохранить существующее разнообразие экологических систем, необходимо соблюдение строгого режима охраны такой территории, т.е. деятельность человека на ней должна быть крайне минимальна. Однако, здесь есть и обратная сторона: как же проводить научные исследования, если нет возможности проведения экспериментов, которые, в свою очередь, неизбежно нарушают естественное течение всех природных процессов. Еще одно существенное противоречие кроется в том, что установления строгого охранного режима невозможно там, где присутствует огромное количество людей, а территория биосферного заповедника как раз предполагает такое массовое присутствие[3].

Еще одной острой проблемой для заповедников в целом является стремительный рост хозяйствования на их территориях. Это ощутимо потому, что до сих пор законодательство об охране окружающей среды не закрепило положения о неприкосновенности заповедных территорий, что порождает условия для нарушений. Появляются существенные противоречия между охраной и местным населением, и чтобы их сгладить, необходимо, чтобы результаты, полученные в научных исследованиях, были полностью использованы в хозяйственной деятельности конкретного региона. Важно также постоянно повышать уровень экологического образования граждан, вовлекая их в решение проблем охраны местной окружающей среды.

Список литературы

1. Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 N 33-ФЗ (последняя редакция).

2. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция).

3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 02.08.2019).

4. Гальперин, М.В. Общая экология: Учебник / М.В. Гальперин. - М.: Форум, 2016. - 336 c.

5. Иванов А.Н., Чижова В.П. Охраняемые природные территории: Учебное пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. - 119 с.

6. Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие - М.: Юриспруденция, 2005.-168 с.

7. Шемишученко Г.А. Человек и его право на безопасную (здоровую) окружающую среду // Государство и право. 2004. № 10.

На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты. Государственные природные заповедники являются научно-исследовательскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Что нельзя делать в заповеднике

Согласно Положению о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1991 г. (в редакции постановления Правительства РФ от 23 апреля 1996 г. № 527), к числу запрещенных на территории заповедников видов деятельности относятся:

действия, изменяющие гидрологический режим земель;

изыскательские работы и разработка полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова, выходов минералов, обнажении и горных пород;

рубки главного пользования, заготовка живицы, древесных соков, лекарственных растений и технического сырья, а также иные виды лесопользования;

сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, сбор и заготовка дикорастущих плодов, ягод, грибов, орехов, семян, цветов и иные виды пользования растительным миром;

строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отделений, строительство зданий и сооружений, дорог и путепроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедников;

промысловая, спортивная и любительская охота, иные виды пользования животным миром;

применение минеральных удобрений и химических средств защиты растений;

транзитный прогон домашних животных;

нахождение, проход и проезд посторонних лиц и автомототранспорта вне дорог и водных путей общего пользования;

сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, кроме предусмотренных тематикой и планами научных исследований в заповедниках;

пролет самолетов и вертолетов ниже 2000 м над сушей и водным пространством без согласования с заповедником или контролирующими природоохранными органами, а также преодоление самолетами над территорией заповедника звукового барьера;

иная деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов, угрожающая состоянию природных комплексов и объектов, а также не связанная с выполнением возложенных на заповедник задач.

Создание национальных парков

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских и культурных целях и для регулируемого туризма.

Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану, передаются в пользование национальным паркам по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников.

Конкретный национальный парк функционирует на основании положения, утверждаемого государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

Просвещение и туризм

Согласно Положению о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденному постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 10 августа 1993 г. № 769 (действующему в части, не противоречащей Федеральному закону об особо охраняемых природных территориях), эколого-просветительская деятельность национальных природных парков включает выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, организацию музеев и экспозиций под открытым небом, создание и обустройство учебных экскурсионных троп и маршрутов, организацию школьных лесничеств, прохождение учебной и производственной практики студентами высших и средних специальных учебных заведений соответствующего профиля, освещение деятельности национальных природных парков в средствах массовой информации и иные формы и методы социально-экологического воспитания, образования и пропаганды экологических знаний.

Развитие регулируемого туризма и отдыха в природных условиях осуществляется в соответствии с утвержденными проектными материалами путем предоставления национальными природными парками в аренду (пользование) заинтересованным юридическим лицам земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений. В случае отсутствия юридических лиц, заинтересованных в строительстве и эксплуатации объектов туризма и отдыха, национальные природные парки могут самостоятельно осуществлять эти работы за счет средств, выделяемых из бюджета, при этом доходы от эксплуатации этих объектов учитываются в сметах расходов национальных природных парков.

Режим охраны территорий национальных парков

На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:

а) заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;

б) особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;

в) познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;

г) рекреационная, предназначенная для отдыха;

д) охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;

е) обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;

ж) хозяйственного назначения, в пределах которой, осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

В границах рекреационной зоны национального парка могут находиться территории, предназначенные для спортивной и любительской охоты и рыболовства. При этом охотопользование на территориях национальных парков осуществляется ими самостоятельно или путем предоставления охотничьих угодий в аренду другим охотопользователям.

В национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения (к которому, вне всяких сомнений, может относиться и русское), допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования, на специально выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность и связанные с ней виды пользования природными ресурсами. В этом случае осуществление промысловой охоты и рыболовства не будет противоречить закону, если эта деятельность будет оговорена в индивидуальном положении о парке и вестись по согласованию с его дирекцией.

Организация обслуживания посетителей

Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков осуществляется в соответствии с утвержденными проектами на основании лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, предоставляемых дирекциями национальных парков, если предлагаемые услуги по организации обслуживания посетителей не противоречат целям деятельности национальных парков и не причиняют ущерба природным комплексам и объектам историко-культурного наследия.

Постановлением Правительства РФ, от 3 августа 1996 г. № 916 утверждено Положение о порядке предоставления, и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков. Согласно этому Положению, право на осуществление конкретных видов деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха и условия их осуществления являются неотъемлемой частью правового статуса и режима территории национального парка и должны быть отражены в положении о нем.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Национальные законодательства зарубежных стран, регулирующие безопасность личности в уголовном судопроизводстве

Национальные законодательства зарубежных стран, регулирующие безопасность личности в уголовном судопроизводстве Национальные законодательства зарубежных стран в пос­ледние три десятилетия характеризуются изменениями в материальном и процессуальном праве,

§ 5. Международные и национальные принципы в области авторского права

§ 5. Международные и национальные принципы в области авторского права Под принципами подразумеваются основополагающие начала в области авторского права и смежных прав.Исходя из анализа положений Бернской конвенции, можно выделить два основных принципа правовой охраны

Глава IV Право природопользования. Виды прав на природные объекты и ресурсы

Глава IV Право природопользования. Виды прав на природные объекты и ресурсы Право природопользования – это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей,

Статья 55.20. Национальные объединения саморегулируемых организаций

Статья 55.20. Национальные объединения саморегулируемых организаций 1. Национальные объединения саморегулируемых организаций являются общероссийскими негосударственными некоммерческими организациями, объединяющими саморегулируемые организации на основе

9. Понятие права собственности на природные ресурсы, его виды

9. Понятие права собственности на природные ресурсы, его виды Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, которые проживают на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты 1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:1) единство

45. Государственные органы Индии

45. Государственные органы Индии Парламент в Индии состоит из:1) Президента Индии;2) Совета штатов (верхняя палата), представляющего интересы штатов;3) Народной (нижней) палаты в качестве органа общегосударственного представительства.Президент Индии является главой

25. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ

25. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ Государственная граница – это линия, проходящая по вертикальной поверхности, которая определяет пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) и пространственный предел государственного суверенитета (Закон

§ 1. Геополитические замыслы украинских стратегов по вытеснению России из Черноморского бассейна. Государственная Дума защищает национальные интересы России

§ 1. Геополитические замыслы украинских стратегов по вытеснению России из Черноморского бассейна. Государственная Дума защищает национальные интересы России С середины 90-х годов внешняя политика украинских лидеров, пришедших к власти при мощной западной поддержке,

Государственные финансы

Государственные финансы Усиленная централизация государства в особенности благотворно сказалась на упорядочении финансов и налоговой системы. Финансовый кризис конца XVIII в., усилившийся в правление Директории, был окончательно преодолен, и государственное

§ 3. Государственные природные заказники и памятники природы

§ 3. Государственные природные заказники и памятники природы (виды заказников; режим заказников; памятники природы)Объявление территории государственным природным заказником или памятником природы допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей,

§ 4. Парки и сады

Национальные парки -это природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения федераль­ного значения, предназначенные для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных целях и для регулируемого туризма. Их территории (акватории) включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность.

Природные объекты, находящиеся на территории национальных парков, и объекты недвижимости безвозмездно предоставляются им в бессрочное (постоянное) пользование.

Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Вокруг национального парка создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Национальные парки учреждаются постановлением Правительства РФ при согласии субъектов РФ на передачу соответствующих земель субъектов РФ в федеральную собственность. Учреждение осуществляется на основании представления представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченного территориального органа в области охраны окружающей среды.

На землях национальных парков устанавливается дифференцированный режим с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Могут быть выделены следующие функциональные зоны.

· 1 заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйствен­ная деятельность и рекреационное использование территорий;

· 2 особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на терри­тории которой допускается строго регулируемое посещение;

· 3 познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримеча­тельными объектами национального парка;

· 4 рекреационная, предназначенная для отдыха;

· 5 охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обе­спечиваются условия для их сохранения;

· 6 обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслужи­вания посетителей;

· 7 хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения фун­кционирования национального парка.

На территориях национальных парков запрещается любая деятель­ность, противоречащая целям и задачам национального парка.

Национальные парки - юридические лица, которые финансируются за счет средств федерального бюджета и других, не запрещенных законом, источников. Национальным паркам предоставляются налоговые льготы, установленные для них законодательством РФ и субъектов РФ. Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц национальных парков, поступают в самостоятельное распоряжение национальных парков и учитываются на отдельном балансе.

Национальный парк может выступать учредителем и участвовать в деятельности фондов, ассоциаций и иных организаций, способствующих развитию национальных парков.

Земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения, не подлежат приватизации.

Национальные парки вправе иметь собственную символику.

Природные парки - это природоохранные рекреационные учре­ждения, находящиеся ъ ведении субъектов РФ. Их территории (акватории) включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей землей.

Задачи природных парков:

· сохранение природной среды, природных ландшафтов;

· разработка и внедрение эффективных методов охраны приро­ды и поддержание экологического баланса в условиях рекреа­ционного использования территорий природных парков;

· создание условий для отдыха и сохранение рекреационных ресурсов.

Решение об образовании природных парков принимают исполни­тельные и представительные органы государственной власти субъектов РФ по представлению специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окру­жающей среды по согласованию с органами местного само­управления.

Режимы охраны и использования устанавливаются на территориях природных парков в зависимости от экологической и рек­реационной ценности природных участков. На территориях природных парков могут быть выделены: природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных объектов и комплексов.

На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение ре­жима содержания памятников истории и культуры.

В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, способствующие снижению экологи­ческой, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.

Природные парки - юридические лица, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих субъектов РФ. На основании законодательства РФ и субъектов РФ природные парки пользуются налоговыми льготами.


Национальный парк — это особая территория с естественным рельефом, находящаяся под защитой с целью ограничения вредоносной деятельности людей [4]. Под этим наименованием может выступать не только территория, но и акватория — т. е. совершенно любой участок Земли, на котором осуществляются действия, направленные на сохранение его естественной природной первозданности [1].

Первыми практику создания национальных парков еще в 1872 году стали применять в США. В отечественной же истории путь их становления и развития исключительно мал, начало их создания было положено только во времена СССР в 80-х годах XX века. В качестве примеров могут послужить рассматриваемые ниже национальные парки.

Национальный парк Куршская коса создан в 1987 году. В Калининградской области находиться лишь южная половина косы, северная же располагается — в Литве. Огромные лесные пространства соседствуют здесь с пустынной местностью. Среди главных достопримечательностей — Танцующий лес, природный музей, озеро Лебедь, дюны Мюллера и Эфа, станция орнитологов.

Национальный парк Ленские столбы располагается в Якутии, на побережье реки Лены. Статус национального приобрел в 2018 году. Главным образом представляют интерес вертикально располагающиеся известняковые скальные образования, которые тянутся вдоль русла реки на огромные расстояния. Их возраст насчитывает 400 тысяч лет. На них обнаружены первобытные рисунки и рунические письмена. Особой известностью пользуются как речные маршруты, так и тропы проложенные на вершины скал, где имеются смотровые площадки.

Национальный парк Таганай находится в Челябинской области, неподалёку от города Златоуст. Был основан в 1991 году. За волшебную красоту местной природы именуется Русской Швейцарией. Интереснейшие природные объекты — высокие горные массивы, необычные скалы-останцы, Каменная река, древние минеральные рудники, болотные комплексы.

Национальные парки создаются, чтобы современные люди смогли лично увидеть всю бескрайнюю красоту девственной природы. Также в национальных парках можно производить научные исследования, вести некоторые виды хозяйственной деятельности [5].

Вопреки тому, что определение национального парка универсально, в разных государствах существуют свои особенности. Как следствие нормы взаимодействия с природными объектами отличаются.

Универсальный термин — национальный парк, дали на десятом съезде Генассамблеи Международного Союза Охраны Природы. Общими признаками для национальных парков определили:

− первозданность экосистемы или минимальное воздействие на нее;

− достаточно крупную площадь;

− заинтересованность данными объектами деятелями науки, духовной сферы или туризма.

Согласно законодательству Российской Федерации, например, необходимым является условие наличия абсолютно диких участков экосистемы в национальном парке. Если же данное условие не соблюдено, этот участок не будет являться национальным парком.

В число отличительных признаков, связывающих понятия национального парка в разных странах, относятся:

  1. Богатство рельефа, флоры и фауны, включая редкие и вымирающие виды.
  2. Объективная красота ландшафтов;
  3. Культурно-исторические события на территории;
  4. Туристический потенциал.

Нельзя путать национальный парк и заповедник [2].

Заповедник — это участок нетронутой человеком экосистемы, доступ на территорию которого жестко ограничен с целью защиты находящихся в нем редких видов животных и растений. Таким образом, основная цель заповедника — сохранение естественного хода жизни всех структур, составляющих экосистему.

Главное, в чем национальный парк отличается от заповедника, — степень ограничения деятельности человека. В национальных парках разрешены достаточно многие виды деятельности — от научных исследований до организации туристических походов.

В заповедник же невозможно зайти без специального разрешения органов природоохраны, а практически все виды человеческой деятельности там запрещены. Перемещение по территории ограничивается, пресекаются любые мероприятия, несущие опасность хоть какой-либо части природной системы.

В рассматриваемой области можно выделить следующие проблемы:

− неумение органов власти реально оценить количественные возможности создания национальных парков за конкретный временной период,

− отсутствие четких критериев выбора территорий под национальный парк,

− трудности с определением степени значимости объектов для придания им статуса национального парка.

На протяжении всего периода организации национальных парков в России не перестает остро стоять вопрос бюрократизма, проволочек и порой некомпетентности со стороны ряда федеральных и региональных чиновников, существуют сложности с финансированием жизнедеятельности национальных парков (недостаточность средств, выделяемых федеральным бюджетом, и неразвитость опыта получения национальными парками собственных средств за счет оказания платных услуг).

Острейшие проблемы поднимаются при решении земельного вопроса, который, в свою очередь, возникает из-за лоббирования определенными структурами (землевладельцами или пользователями) своих экономических интересов [3].

Крайне актуальна проблема недовольства местных жителей (опасение нарушения их традиционного уклада жизни, закрытия территорий для посещения, невозможность сбора грибов, ягод, лекарственных растений).

Для решения вышеизложенных проблем необходимо активно работать в данном направлении, усилить контроль над ответственными лицами в органах исполнительной власти соответствующих субъектов РФ, уделяя внимание позициям экологического сообщества и местных жителей в решении каждого конкретного вопроса.

Читайте также: