Национальное центральное бюро интерпола доклад

Обновлено: 19.05.2024

Интерпол - это международная организация, основной задачей которой является объединение усилий национальных правоохранительных органов стран-участниц в области борьбы с общеуголовной преступностью. Это единственная международная организация, принимающая непосредственное участие в борьбе с преступностью. Интерпол не осуществляет никаких вмешательств в деятельность политического, военного, религиозного и расового характера (статья 3 Устава).

Содержимое работы - 1 файл

Интерпол.doc

Интерпол - это международная организация, основной задачей которой является объединение усилий национальных правоохранительных органов стран-участниц в области борьбы с общеуголовной преступностью. Это единственная международная организация, принимающая непосредственное участие в борьбе с преступностью. Интерпол не осуществляет никаких вмешательств в деятельность политического, военного, религиозного и расового характера (статья 3 Устава).

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНТЕРПОЛА

Формально Интерпол был создан в 1923 году на Международном полицейском конгрессе в Вене. Первая попытка была предпринята на первом Конгрессе криминальной полиции, который состоялся в Монако в 1914 году. Говорят, что проведение конгресса было инициировано князем Монако Альбертом Первым. Как-то князь познакомился с красивой молодой немкой, на которой собрался жениться и которая, как потом выяснилось, оказалась наводчицей в воровской шайке. Лишившись фамильных драгоценностей, незадачливый жених призвал лучших сыщиков мира и объявил сбор первым международным съездом сотрудников уголовной полиции. На призыв потрясенного женским коварством князя откликнулись 188 человек из 24 стран, в том числе три дамы. Они договорились создать единый банк данных и разработать процедуру ускоренной выдачи преступников странам-участницам. Следующую встречу - через два года в Бухаресте - отменила Первая мировая война.

К идее князя Альберта вернулись в 1923 году.

С 1946 года по 1989 год штаб-квартира Интерпола располагалась в Париже. Затем она переехала в Лион. Она же является региональным центром для Европы, Средиземноморья, Северной Америки и Ближнего Востока. Другие центры Интерпола расквартированы в Найроби (для Восточной Африки), Абиджане (для Западной Африки), Буэнос-Айросе (для Южной Америки), в Токио (для Азии) и Пуэрто-Рико (для стран Карибского бассейна и Центральной Америки). Организация

В 1956 году Интерпол получил свое нынешнее название (Международная криминальная полиция) и новый устав - конституцию.

С 1982г. Интерпол получил в ООН статус Международной Межправительственной Организации.

Ее членами являются более 150 государств, бывший СССР вступил в нее с 1990 г.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И СТРУКТУРА ИНТЕРПОЛА

Цель Организации: B соответствии со ст. 2 из Конституции Организации, Цели ИНТЕРПОЛА Устав Международной организации уголовной полиции Интерпол: « (a), гарантировать и продвинуть самую широкую взаимную помощь между всеми правоохранительными органами , в соответствии с законами, существующими в различных странах и в духе Универсальной Декларации Прав человека. (B), устанавливать и развить все учреждения, которые могут внести свой вклад в предотвращение и подавлению преступлений. « Пределы действия установлены в статье 3: « Это строго запрещает для Организации предпринять любое вмешательство или действия политического, военного, религиозного или расового характера(знака). « Согласно интерпретации, данной статьи 3, политическое нарушение - то, которое, как рассматривается, является преобладающе политического характера(природы) из-за обстоятельств окружения и основных поводов, даже если нарушение непосредственно закрыто(охвачено) в соответствии с законом уголовного преступника в стране, в которой это было совершено(передано). Эта интерпретация, основанная на преобладающих аспектах нарушения, реализована в решении, принятом Генеральной Ассамблеей ИНТЕРПОЛА в 1951. Кроме того, решение, принятое в 1984 заявляет, что, вообще, нарушения, как рассматривается, не являются политическими, когда они совершены(переданы) вне зоны конфликта и, когда жертвы не связаны с целями, преследуемыми нарушителями.

В состав Генеральной Ассамблеи входят представители всех стран-членов. Количественный состав делегации нигде не оговорен. Однако устав требует включать сюда чиновников уголовной полиции высокого ранга, служащих, функции которых в национальном масштабе связаны с деятельностью Интерпола, а также специалистов по вопросам, включенным в повестку дня очередной сессии Генеральной Ассамблеи (ст. 7). В работе сессии могут принимать участие в качестве наблюдателей представители стран, не входящих в Интерпол, а также делегаты от международных организаций.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕРПОЛА

Основными направлениями деятельности Интерпола являются:

- Во-вторых, это международный розыск преступников, подозреваемых в совершении международных преступлений, лиц, пропавших без вести, похищенных ценностей и других объектов преступного посягательства. На долю международного розыска преступников приходится основной объем всей розыскной работы Интерпола. Он включает в себя оперативно-розыскные действия, проводимые за пределами территории государства, где было совершено преступление. В розыске участвует полиция нескольких стран с соблюдением национального законодательства и ведомственных инструкций. Интерпол не только координирует действия полиции нескольких стран, но и оказывает помощь в снабжении информацией из своих картотек.

- И, в-четвертых, международный розыск похищенных ценностей. К их числу относятся автомобили и другие транспортные средства, произведения искусства (картины, скульптуры, антиквариат, другие музейные экспонаты), археологические ценности, оружие и т.п. Рассмотрим кратко деятельность Интерпола на примере розыска похищенных произведений искусства. Эта работа строится на тесном сотрудничестве не только с государствами-членами организации, но и с Международным советом музеев и ЮНЕСКО - инициатором Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1970 г.) и Конвенции об охране всемирного, культурного и природного наследия (1972 г.). При этом государства взяли на себя обязательства содействовать розыску и возвращению незаконно вывезенных произведений искусства, выявлять факты их купли - продажи, а на таможнях требовать специальные разрешения на их вывоз в другие страны. Интерпол принимает участие в организации их розыска, а также на конференциях, семинарах, совещаниях, проводимых международными организациями по вопросам борьбы с хищениями и контрабандой произведений искусства.

Вступление нашей страны в Интерпол в 1990 году, ставшее началом пути, явилось событием действительно исторического значения.

В последнее время все большее значение приобретает совместная антитеррористическая работа правоохранительных органов разных стран. Россия, осознавшая угрозу международного терроризма раньше, чем другие государства, входит в число самых активных участников этой борьбы. Взаимодействие с зарубежными коллегами по линии Интерпола позволяет существенно повысить эффективность пресечения каналов финансирования и иной поддержки террористических формирований, по розыску исполнителей и организаторов терактов.

Международная организация уголовной полиции существует с 1919 года. В 1956 году принят новый Устав, используемый и на сегодняшний день. Он знаменовал переименование данной структуры в Interpol. Штаб-квартира данной организации находится во Франции. В 1990 году в состав Интерпола вошел Советский Союз, после распада которого его место заняла Россия.

Устав

В соответствии с указом Президента РФ, подписанным в 1996 году, Россия является полноправным членом международной структуры и должна действовать в соответствии с ее правилами. Все регулирующие нормы включены в устав Национального бюро. Руководствуясь его предписаниями, Международная организация уголовной полиции Интерпол обязана:

  1. Создать условия, в которых все правоохранительные органы смогут совместно взаимодействовать в соответствии с законодательными нормами.

Например, обязательно должна учитываться Всеобщая декларация прав человека.

  1. Организовывать структуры и учреждения, деятельность которых будет направлена на активную борьбу с уголовной преступностью.

При этом Интерпол не имеет права вмешиваться в политические, военные, религиозные или расовые события, которые происходят на территории какого-либо государства.

Структура

Интерпол состоит из:

  • Генеральной ассамблеи и секретариата;
  • Исполнительного комитета;
  • Национального центрального бюро;
  • Советников.

Генеральная ассамблея – высший орган, состоящий из делегатов, которых могут назначить только члены.

Каждая страна имеет право выдвинуть одного или нескольких делегатов. Но делегация от конкретной страны может представить только одного руководителя. Решение о том, кто получит эту должность, принимается компетентным правительственным органом другого государства.

Деятельность в России

В последний раз сессия Генеральной ассамблеи проводилась на территории России в 2008 году в Санкт-Петербурге. Центральной темой данного мероприятия стало «Совместное укрепление потенциала полиций стран – членов Интерпола. На обсуждение был поднят вопрос о борьбе с преступностью, в рамках которого рассматривались 6 направлений, связанных с:

По завершению 77-й сессии было принято решение создать структуры, которые могли бы обеспечить решение по вынесенным на обсуждение вопросам. Ими стали всемирные и региональные антикриминальные центры.

Функции

  • вести деятельность, предусмотренную официальным Уставом;
  • принимать решения и давать рекомендации членам организации;
  • рассматривать план действий на будущий год, который составил Генеральный секретариат Интерпола;
  • устанавливать регламентирующие положения, необходимые для определенных работ;
  • избирать должностные лица, на которых будет лежать ответственность за выполнение поставленных задач;
  • определять финансовую политику;
  • разрабатывать принципы и меры, при помощи которых можно выполнить поставленные задачи;
  • рассматривать и принимать решения о сотрудничестве с другими структурами.

Сессии Генеральной ассамблеи проводятся каждый год по заранее составленному и утвержденному графику. Однако при возникновении чрезвычайной ситуации может быть созвано экстренное собрание. Такими полномочиями обладает Исполнительный комитет, но решение о незапланированной сессии может быть принято и без него, если за это проголосует большинство членов Интерпола.

Исполнительный комитет и его деятельность

Исполнительный комитет включает:

  • президента Организации;
  • трех вице-президентов;
  • девять делегатов.

Все перечисленные члены обязательно должны быть выбраны от разных стран, а не от одной, руководствуясь принципом справедливого географического представительства. Президент и вице-президенты избираются путем голосования Генеральной ассамблеей исключительно из делегатов. Один из членов Интерпола сможет получить президентскую должность, если за него проголосует 2/3 всех участников организации. В противном случае проводятся перевыборы. Если даже после них необходимый результат отсутствует, Президент избирается путем сбора обычного большинства голосов на четырехлетний срок. При этом вице-президенты должны выбираться среди представителей разных континентов, но только на 3 года. Перевыборы на второй срок для людей, занимающих указанные должности, невозможны. Кроме того, они уже не могут числиться делегатами в Исполнительном комитете.

Президент Интерпола должен хотя бы раз в год созывать Исполнительный комитет путем созыва. Его члены не имеют права действовать в качестве представителей государств, от которых их выбрали. Они должны выполнять функции исключительно Национального бюро.

Исполнительный комитет обязан:

  • контролировать процесс реализации распоряжений Генеральной ассамблеи;
  • планировать повестку для предстоящих сессий;
  • контролировать все действия Генерального секретаря;
  • представлять предложения, которые могут повысить эффективность поставленных задач;
  • заниматься выполнением поручений, возложенных руководством Интерпола.

Генеральный секретариат – группа постоянно действующих служб Организации.

В полномочия данной структуры входят:

  • поддержание контактных связей с национальными и международными органами;
  • эффективное и результативное руководство действиями Национального бюро;
  • подготовка материалов, которые могут помочь в повышении результативности деятельности организации.

Генеральный секретариат является международным центром по борьбе с преступностью. Его функции несут в основном информационный характер, а розыском лиц, нарушивших закон, занимается Национальное центральное бюро.

Генеральный секретариат состоит из:

  • административного персонала;
  • Генерального секретаря;
  • сотрудников технической сферы.

Именно последние отвечают за реализацию функций Интерпола и обеспечивают его фактическую деятельность.

Человек, который будет занимать должность Генерального секретаря, может быть предложен исключительно Исполнительным комитетом. Его кандидатура рассматривается Генассамблеей, после чего проводятся выборы. Длительность срока, в течение которого он обязан выполнять возложенные на него функции, составляет 5 лет.

В полномочия Генерального секретаря входят:

  • решение финансовых вопросов;
  • подбор персонала и контроль его работы;
  • организация и направление деятельности постоянных служб на основе распоряжений, принятых Генассамблеей или Исполнительным комитетом.

Функции НЦБ

НЦБ – Национальное центральное бюро, поддерживающее взаимодействие с Интерполом и правоохранительными органами в разных государствах.

Национальное бюро полиции обязано:

  • оказывать помощь в реализации запросов международных правоохранительных структур в соответствии с соглашениями, подписанными правительством России;
  • обеспечивать результативное информационное сотрудничество между государствами в раскрытии уголовных дел;
  • проверять, насколько эффективно выполняются договоры, составленные для борьбы с преступностью, которые приняла РФ.

Власти России утвердили постановление о деятельности НЦБ в стране еще в 1996 году. В соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами, Национальное бюро Интерпола является структурой органов МВД и выступает в качестве отдельного подразделения криминальной милиции. Оно имеет статус Главного управления и вправе сотрудничать с любыми правоохранительными и государственными структурами в стране. Руководителя НЦБ имеет право назначать и увольнять с должности Министр внутренних дел РФ. При необходимости его полномочия позволяют создавать территориальные филиалы организации.

К прямым функциям НЦБ относятся:

  1. Прием, обработка и направление в Генеральный секретариат или подразделения Национального бюро в других государствах запросов, следственных поручений, оповещений от правоохранительных органов. На основе данных действий может проводиться розыск, задержание и экстрадиция граждан, совершивших серьезные преступления. Кроме того, посредством межгосударственного сотрудничества НЦБ ведется расследование уголовных дел, связанных с похищением предметов, документов, крупных финансовых сумм и их транспортировкой за границу.
  2. Принятие мер, способствующих своевременной обработке запросов, поступающих из филиалов Интерпола в других государствах, а также принятию решений по ним.
  3. Рассмотрение вопросов о том, могут ли быть исполнены на территории РФ просьбы, составленные в соответствии с Уставом и решением Генассамблеи, которые поступили из правоохранительных или государственных органов других стран.
  4. Сбор информации о лицах, организациях, инцидентах, предметах, и документах, относящихся тем или иным образом к противоправным действиям международного уровня.
  5. Изучение зарубежного опыта по борьбе с преступностью, а также изобретение решений, которые помогли бы правоохранительным органам его применить на территории России.
  6. Отправка сведений в Генеральный секретариат Интерпола об уровне преступности и лицах, которые имеют к ней отношение. Национальное бюро собирает информацию о проблемах международного уровня. К ним относятся: терроризм, посягательство на исторические и культурные ценности, распространение психотропных веществ, наркоторговля, производство и внедрение в оборот поддельных купюр. Однако если сведения могут нанести вред России, их передача не допускается.

В 2006 году вступила в силу Инструкция по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола. Данный документ включает комплекс мер, которые способствуют эффективному поиску лиц на международном уровне посредством передачи информации о них. Его принятие стало одним из основных условий, обеспечивающих выполнение общих задач Интерпола.

Процессы интернационализации преступности, т.е. возрастание в ней удельного веса иностранных и международных элементов, объективно обусловливают необходимость налаживания и развития международного, прежде всего межгосударственного, сотрудничества в правоохранительной сфере.

Международная борьба с преступностью - одна из многих областей сотрудничества государств. Под международной борьбой с преступностью подразумевается сотрудничество государств в борьбе с определенными видами преступлений, совершаемых индивидами. Сотрудничество государств в борьбе с различными видами преступлений осуществляется не только на основе соглашений, но и в рамках международных организаций, органов, конференций.

Международное сотрудничество правоохранительных органов государств мира развивается с начала XX в. в рамках Международной организации уголовной полиции - Интерпол,

Интерпол - официальное сокращенное наименование Международной организации уголовной полиции, штаб-квартира которой находится во Франции, в г. Лионе. Участвуют в ней практически все страны. СССР стал членом в 1990 г. Россия обрела членство в порядке правопреемства. Свое членство оформили и другие бывшие советские республики. Ныне действующий Устав Интерпола вступил в силу в 1956 г.

1. История создания Интерпола

В 1910 г. из Буэнос-Айреса поступает предложение учредить международный союз уголовной полиции.

Однако Первый международный конгресс криминальной полиции состоялся с 14 по 20 апреля 1914 года в Монако, поводом для которого послужила одна забавная история.

В 1914 году 66-летний князь Монако Альберт I, страдавший от одиночества после развода, познакомился с привлекательной молодой немкой. Та, используя привязанность князя, вместе со своим другом похитила его фамильные драгоценности. После чего юные воры скрылись в Италии. Потрясенный произошедшим, князь пригласил в апреле в Монако ведущих юристов и офицеров полиции со всего мира на встречу, которую назвал I Международным съездом сотрудников уголовной полиции. На нее съехались 188 представителей из 24 стран, в том числе из России. Ее результатом стали рекомендации создать единый банк данных по международным преступлениям и выработать ускоренную процедуру выдачи преступников странами-участниками. Следующая встреча была назначена через два года в Бухаресте, но разразилась Первая мировая война.

После I Мировой войны Европе наблюдался резкий рост преступности. Наиболее напряженная ситуация была в Австрии. Начальник полиции Вены, Йоган Шобер, получив одобрение своего правительства, провел в 1923 году встречу руководителей полицейских организаций 20 государств Европы. В результате, появилась Международная криминальная Полиция (Интерпол). Это знаменательное событие имело место 7 сентября 1923 года. Первоначально штаб-квартира новой организации находилась в Вене, а Шобер был её председателем. Международная криминальная полиция (Интерпол) была создана для унификации работы полиции более 125 государств в их борьбе против международного криминала[2] .

До 1938 года Интерпол буквально процветал. Однако с приходом к власти в Австрии нацистов все документы были перевезены в Берлин. С началом II Мировой войны деятельность Интерпола была парализована[3] .

После разгрома нацистов Франция предложила перевести штаб-квартиру, секретариат и основной штаб международной полиции в Париж. От такого предложения сложно было отказаться, так что второе рождение Интерпола произошло уже в Париже. Уже в 1955 году сеть Интерпола охватывала 55 государств (по сравнению с 19 в 1946 году). Современная система Интерпола была утверждена в 1956 году, когда и была переименована в Организацию Международной Криминальной Полиции (International Criminal Police Organization).

В 1989 году штаб-квартира Интерпола (Генеральный секретариат) переехала из предместья Парижа в Лион, где находится и по сей день[4] .

В 1996 г. Генеральная Ассамблея ООН утверждает межправительственный статус Интерпола как наблюдателя на Генеральной Ассамблее. В 1997 году Интерпол и ООН подписывают соглашение о сотрудничестве, что свидетельствует о высоком авторитете данной организации.

Сегодня Интерпол является ведущей международной организацией, которая благодаря своей уникальной структуре, правовой базе и техническому оснащению способна эффективно и рационально координировать международное полицейское сотрудничество. Международная организация уголовной полиции – это механизм и посредник в практическом сотрудничестве служб уголовной полиции разных государств в их повседневной работе над раскрытием конкретных преступлений, а также координации и кооперации предпринимаемых ими усилий. В этом механизме сотрудничества Интерпол действует как единый мировой центр по выработке совместной полицейской стратегии и тактики борьбы с международной уголовной преступностью. Интерпол является уникальной международной организацией, принимающей непосредственное практическое участие в предупреждении и подавлении международной преступности. Своими силами он не может вести самостоятельные расследования, заниматься раскрытием преступлений и розыском преступников в разных странах. Таких оперативных сил нет, да и с точки зрения современного международного права такая деятельность невозможна. Но он может координировать практические операции полиции нескольких стран, способствовать слаженности и одновременности их проведения, согласовывать с заинтересованными и занятыми в них странами начало и сроки таких операций, объявлять в международный розыск скрывшегося преступника[5] .

2. Интерпол как международное сотрудничество

правоохранительных органов государств мира

Штаб-квартира Интерпола расположена в Лионе. Именно там содержатся досье на всех известных мировых преступников с подробным описанием обстоятельств их преступлений, личных характеристик, отпечатков пальцев, результатов тестов ДНК, а также специфики их преступной специализации. В случае необходимости, эта информация пересылается по конфиденциальным каналам в различные страны.

Интерпол — это и механизм, и посредник в практическом сотрудничестве служб уголовной полиции разных государств в их повседневной работе над раскрытием конкретных преступлений, координации и кооперации предпринимаемых ими совместных усилий. В этом механизме сотрудничества Интерпол действует как единый мировой центр по выработке совместной полицейской стратегии и тактики борьбы с международной уголовной преступностью[6] .

2.1 Структура

Интерпол имеет следующую организационную структуру.

Генеральная Ассамблея состоит из делегатов, назначаемых государствами-членами. Ассамблея определяет задачи и принципы деятельности Интерпола, избирает должностных лиц Интерпола, дает рекомендации членам Организации. Ассамблея проводит свои сессии ежегодно[7] .

Исполнительный комитет состоит из Президента Интерпола, трех вице-президентов и девяти делегатов, избираемых Генеральной Ассамблеей (Президент на четыре года, остальные лица - на три года). Исполком готовит заседания Генеральной Ассамблеи, контролирует исполнение ее решений, выполняет другие функции. Исполком собирается на заседания не реже одного раза в год. Постоянно действующим органом Интерпола является Генеральный секретариат, состоящий из Генерального секретаря (избирается Генеральной Ассамблеей на пять лет) и технического и административного персонала (назначается Генеральным секретарем).

Для обеспечения сотрудничества с Интерполом каждое государство-участник определяет орган (национальное центральное бюро - НЦБ), осуществляющий непосредственное взаимодействие с Организацией.

Советники осуществляют научное консультирование Интерпола и назначаются Исполкомом на три года[8] .

2.2 Цели, задачи и направления деятельности Интерпола по

борьбе с преступностью

Целями Интерпола являются:

а) обеспечение широкого взаимодействия всех органов уголовной полиции в рамках внутреннего законодательства и в духе Всеобщей декларации прав человека;

б) создание и развитие учреждений, которые могут способствовать предупреждению уголовной (в отличие от политической) преступности и борьбе с ней.

При этом подчеркивается, что речь идет прежде всего о международной преступности. Здесь сталкиваемся со специфическим понятием международного преступления. Оно не включает такие преступления, как преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности. Речь идет лишь об общеуголовных преступлениях, включая и некоторые конвенционные.

Принципами Интерпола являются уважение законодательства государств и международного права, недопустимость вмешательства в деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.

Интерпол собирает и систематизирует уголовно-розыскную и иную криминалистическую информацию; участвует в международном розыске; снабжает информацией национальные полицейские службы. Основными задачами деятельности являются: борьба с преступлениями против личности и собственности; борьба с организованной преступностью и терроризмом; борьба с незаконной торговлей оружием, наркотиками, драгоценными металлами и камнями[9] ; борьба с торговлей людьми, проституцией[10] ; борьба с преступлениями сексуального и иного характера в отношении несовершеннолетних; борьба с мошенничеством и фальшивомонетничеством; борьба с преступлениями в сфере экономики и кредитно-финансовой области.

В Стратегическом плане развития Интерпола (на начало XXI века) отмечено, что все сферы преступной деятельности должны быть охвачены всемирной системой обмена полицейской информацией с определенной формой представления данных. В этих целях Генеральный Секретариат Интерпола оснащен современными коммуникациями, которые позволяют Национальным центральным бюро во всем мире связываться друг с другом при помощи системы электронной почты. При использовании этого оборудования можно войти в базы данных, содержащие информацию о находящихся в международном розыске преступниках, похищенных автомобилях и художественных работах. Время ответа колеблется от нескольких минут до секунд, то есть оперативные сотрудники могут почти немедленно получить ответ на запрос по базам данных криминальной информации. При идентификации личности подозреваемого система может также использоваться для передачи фотографий и отпечатков пальцев. Информация о международных преступлениях и данные о преступниках, передаваемые через сеть телекоммуникации, хранятся в многочисленных базах данных, сосредоточенных в штаб-квартире Интерпола (г. Лион, Франция). Базы данных, которые входят в информационную систему Интерпола, являются глобальным хранилищем существующей криминальной информации. Все поступающие данные автоматически подвергаются перекрестным проверкам с уже имеющейся информацией для выявления совпадений и установления ранее неизвестных связей[11] .

Новейшей стратегической системой, которую уже устанавливают в Интерполе, является автоматизированная система идентификации отпечатков пальцев. Эта система будет полностью интегрирована с компьютерной телекоммуникационной системой Интерпола, с тем чтобы отпечатки пальцев могли быть переданы электронным способом[12] .

Информационная деятельность Интерпола включает рассылку розыскных карт, содержащих установочные данные, описывающих внешность, содержащих фотографии, отпечатки пальцев лиц, находящихся в розыске. Рассылаются также карты-уведомления, содержащие сведения о международных преступниках, а также карты на лиц, пропавших без вести, и карты на неопознанный труп, карты похищенной собственности. Рассылается информация о новых и вызывающих особый интерес способах совершения преступлений[13] .

Опыт свидетельствует о наличии трех основных факторов, которые обычно препятствуют успешному международному сотрудничеству. Во-первых, из-за структурных различий между правоохранительными органами разных стран иностранным представителям часто сложно разобраться в том, какое именно подразделение уполномочено заниматься конкретным видом деятельности, либо предоставлять определенную информацию. Во-вторых, между различными странами существуют языковые барьеры, которые могут препятствовать успеху сотрудничества. В-третьих, проблемы возникают по причине существования значительных различий в законодательстве и юридической практике в разных уголках мира.

С целью устранения подобных проблем было принято решение об учреждении правительствами всех стран-членов Интерпола на своей территории постоянных полицейских бюро, которые должны осуществлять функции Национальных центральных бюро Интерпола и служить центрами международного сотрудничества между правоохранительными органами различных стран.

В центральных органах Интерпола и НЦБ Интерпола в государствах-участниках ведется большая научно-исследовательская работа, в частности собирается и распространяется информация в области криминалистики, криминологии, уголовного права и т.д., издают многочисленные ведомственные бюллетени (например, Бюллетень "Подделки и подлоги") и др.

Российская Федерация является членом Интерпола с сентября 1990 г. (в порядке правопреемства). В МВД России создано НЦБ Интерпола в РФ, принято Положение о НЦБ Интерпола[14] .

НЦБ Интерпола в Российской Федерации - это подразделение криминальной милиции, входящее в состав центрального аппарата МВД России, имеющее статус главного управления. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных подразделений (филиалов) НЦБ осуществляются Министром внутренних дел РФ.

В задачи НЦБ Интерпола в Российской Федерации входят: 1) обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях; 2) оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации; 3) наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участниками которых является Российская Федерация.

Деятельность НЦБ Интерпола осуществляется на основе взаимодействия с правоохранительными и иными государственными органами РФ, а также международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных государств - членов Интерпола.

НЦБ Интерпола осуществляет свою деятельность исключительно в сфере борьбы с уголовными преступлениями, не затрагивая преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер.

НЦБ Интерпола осуществляет следующие функции:

2) принимает меры по исполнению международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами государств - членов Интерпола запросов из Российской Федерации;

3) определяет, подлежат ли согласно Уставу Интерпола и обязательным решениям Генеральной Ассамблеи Интерпола, федеральным законам и международным договорам РФ исполнению на территории РФ запросы, поступившие из НЦБ Интерпола иностранных государств, и направляет их в соответствующие госорганы РФ;

4) иные функции, предусмотренные Положением о НЦБ[15] .

В настоящее время Интерпол - это крупная международная организация, вторая по численности после ООН и самая крупная организация правоохранительных органов, членами которой являются 184 государства. Сотрудничество полицейских органов в рамках Интерпола основано на действиях, предпринимаемых этими органами на территории своих стран и в строгом соответствии с их национальными законодательствами.

После распада СССР НЦБ Интерпола в России стало правопреемником союзного Бюро. Днем образования российского НЦБ Интерпола считается 27 сентября 1990 г.

Первым начальником НЦБ Интерпола стал первый заместитель Министра внутренних дел СССР генерал-полковник внутренней службы Трушин Василий Петрович.

Работа Интерпола еще раз доказывает неотвратимость наказания за совершенные преступления. Преступник должен осознать, что правосудие не имеет территориальной привязанности и независимо от того, где совершено преступление, наказание будет неминуемы

Список литературы

1. Зайцева Е. Система международных уведомлений Интерпола // Российский следователь. – 2007. - №7.

2. Ищенко Е.П., Топорков А. Криминалистика. – М., 2006.

3. Казанцев С. Борьба с международной преступностью. – М., 2006.

4. Калугина М. Информационное обеспечение организации противодействия торговле людьми по каналам Интерпола // Общество и право. – 2008. - №3.

5. Лукашук И. Международное право. – М., 2005.

6. Мацкевич И. Преступность в условиях глобализации // Международный уголовный процесс и международная юстиция. – 2009.- №1.

7. Международные организации: Словарь – справочник / Сост. Т. Каверин. – М., 2006.

8. Нигматуллин Р. Сотрудничество государств в борьбе с незаконным оборотом наркотиков // История государства и права. – 2008. - №22.

9. Радионов К. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. – М., 1990.

10. Шлянцев Д.А. Международное право. – М., 2006.

[1] Международные организации: Словарь – справочник / Сост. Т. Каверин. – М., 2006. – С. 158.

[2] Казанцев С. Борьба с международной преступностью. – М., 2006. – С. 47.

[3] Радионов К. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. – М., 1990.

[4] Шлянцев Д.А. Международное право. – М., 2006. – С. 144.

[5] Казанцев С. Борьба с международной преступностью. – М., 2006. – С. 49.

[6] Лукашук И. Международное право. – М., 2005. – с. 445.

[7] Шлянцев Д.А. Международное право. – М., 2006. – С. 144.

[8] Международные организации: Словарь – справочник / Сост. Т. Каверин. – М., 2006. – С. 158.

[9] Нигматуллин Р. Сотрудничество государств в борьбе с незаконным оборотом наркотиков // История государства и права. – 2008. - №22.

[10] Калужина М.А. Информационное обеспечение организации противодействия торговле людьми по каналам Интерпола // Общество и право. – 2008. - №3. – С. 18.

[11] Радионов К. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. – М., 1990.

[12] Ищенко Е.П., Топорков А. Криминалистика. – М., 2006. – С. 456.

[13] Зайцева Е.С. Система международных уведомлений Интерпола // Российский следователь. – 2007. – №7. – С. 19.

[14] Международные организации: Словарь – справочник / Сост. Т. Каверин. – М.,2006. – С.158.

[15] Казанцев С. Борьба с международной преступностью. – М., 2006. – С. 56.

[16] Мацкевич И.М. Преступность в условиях глобализации // Международное уголовное право и международная юстиция . – 2009. - №1. – С.3.

90 лет назад, 7 сентября 1923 года, была создана Международная комиссия уголовной полиции, более известная как Интерпол.

Международная организация уголовной полиции Интерпол (International Criminal Police Organization–INTERPOL) — крупнейшая в мире международная межправительственная организация, принимающая участие в борьбе с общеуголовной преступностью.

Членами организации являются 192 государства.
Штаб квартира расположена в Лионе (Франция).

Идея создания Международной организации уголовной полиции возникла в 1914 году на первом международном конгрессе криминальной полиции в Монако. Юристы и служащие полиции из 14 стран рассмотрели вопрос о возможности учреждения отдела по учету международной криминальной информации и унификации процедуры экстрадиции преступников.

В 1923 году на втором международном конгрессе криминальной полиции эта идея была реализована и создана Международная комиссия уголовной полиции (International Criminal Police Commission, ICPC) с центром в Вене (Австрия).

В 1938 году организация практически прекратила свое существование из-за оккупации Австрии фашистской Германией и последовавшего в 1942 году переезда штаб-квартиры ICPC в Берлин.

Организация была воссоздана по инициативе бельгийского правительства в 1946 году. Новая штаб-квартира расположилась в Париже (Франция). Тогда же впервые появилось сокращение INTERPOL (international police), которое было выбрано для обозначения телеграфного адреса организации.

В 1956 году организация стала полностью автономной, получила свое нынешнее название и устав. В 1989 году штаб-квартира организации (Генеральный секретариат) переехала в Лион.

В 1971 году Генеральная Ассамблея ООН утвердила межправительственный статус Интерпола как наблюдателя. В 2004 году было открыто региональное отделение Интерпола при штаб квартире ООН в Нью Йорке (США).

В 2009 году региональное отделение организации было открыто при штаб квартире Евросоюза в Брюсселе (Бельгия).

СССР стал членом Интерпола 27 сентября 1990 года на 59 й сессии Генеральной ассамблеи Интерпола в Оттаве (Канада). С 1 января 1991 года в структуре МВД СССР начало действовать Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ Интерпола). После распада СССР НЦБ Интерпола России стало правопреемником союзного Бюро.

Территориальные подразделения НЦБ Интерпола действуют в 78 субъектах России.

Интерпол обеспечивает широкое взаимное сотрудничество всех органов уголовной полиции, ведущееся в рамках существующего законодательства и в духе Всеобщей декларации прав человека, даже в тех случаях, когда между отдельными странами отсутствуют дипломатические отношения.

Высший руководящий орган — Генеральная Ассамблея. В период между ее сессиями высшим административным органом с более узкими полномочиями является Исполнительный комитет во главе с президентом. С ноября 2012 года президентом Интерпола является Мирей Баллестрази (Mireille Ballestrazzi), которая до этого в течение двух лет занимала должность вице президента организации.

Постоянно действующий рабочий орган — Генеральный секретариат.
В составе секретариата действуют четыре отдела: административный, полицейский, научно-исследовательский и технического обеспечения. В структуре полицейского отдела действуют подотделы по борьбе с незаконной торговлей оружием и международным терроризмом, подотдел обработки информации о различных фактах фальшивомонетничества. Специальный подотдел занимается сбором и анализом информации о незаконном распространении наркотических средств. Он включает службу руководителя со специальным подразделением по связям и сотрудничеству, находящуюся в Бангкоке (Таиланд), группу по проведению операций и группу разведки.

Особое положение в системе органов управления Интерполом занимают Национальные центральные бюро (National Central Bureau, НЦБ), идея создания которых была предложена на Генеральной Ассамблее в Берлине в 1926 году.

Просьбы и запросы Генерального секретариата и НЦБ отдельных государств поступают непосредственно к руководителю НЦБ данной страны. Так достигается высокая оперативность деятельности.

Информационные каналы Интерпола являются на сегодняшний день самыми оперативными и надежно защищенными. Основной системой связи, разработанной для обмена информацией между странами членами Интерпола, является глобальная телекоммуникационная система I 24/7.

Специалисты Интерпола регистрируют сведения о международных преступлениях, отпечатки пальцев и фотоснимки преступников. Также ведутся картотеки, содержащие сведения о похищенных в различных странах автомобилях, произведениях искусства и других ценностях; о лицах, пропавших без вести; о неопознанных телах; картотека нарезного ручного огнестрельного оружия всех стран мира.

Интерпол ведет розыск лиц, подозреваемых в совершении международных преступлений, включая оперативно-розыскные действия, проводимые за пределами территории государства, где было совершено преступление. В случае успеха преступника задерживают и водворяют под стражу, после чего по дипломатическим и другим каналам производятся переговоры о его выдаче (экстрадиции) государству, на территории которого совершено преступление или гражданином которого он является.

Международный розыск лиц, пропавших без вести, проводится в рамках Интерпола в случаях, когда национальный розыск не принес успеха и были собраны доказательства того, что разыскиваемый покинул пределы государства инициатора розыска.

Также организация ведет розыск похищенных ценностей (транспортных средств, произведений искусства, археологических ценностей, оружия).

Интерпол – крупнейшая в мире международная полицейская организация, в которую в настоящее время входят 188 государств. Она способствует сотрудничеству полиции разных стран, обеспечивает поддержку и оказывает помощь всем организациям, властям и службам, целью которых является борьба с преступностью.

Для обеспечения сотрудничества в борьбе с международной преступностью каждая страна определяет орган, который будет выступать в качестве национального центрального бюро (НЦБ), осуществляющего взаимодействие с различными учреждениями своей страны, НЦБ стран-членов и Генеральным секретариатом Организации.

Деятельность НЦБ Интерпола регламентирована Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства России, международными договорами, общепризнанными принципами и нормами международного права, Уставом Интерпола, обязательными решениями Генеральной Ассамблеи, Положением о Национальном центральном бюро Интерпола, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел России, Инструкцией по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденной приказом МВД России от 6 октября 2006 г. № 786.

НЦБ Интерпола осуществляет свою деятельность исключительно в сфере борьбы с общеуголовными преступлениями, не затрагивая преступлений, носящих политический, военный, религиозный и расовый характер. Обмен информацией с Генеральным секретариатом и НЦБ Интерпола иностранных государств осуществляется на основных официальных языках Организации (английском, французском, испанском).

Основной системой связи, разработанной для обмена информацией между странами-членами Интерпола, является глобальная телекоммуникационная система I-24/7, в основе которой лежат самые современные информационные технологии.

Членство в Интерполе дает возможность доступа ко всем базам данных Генерального секретариата Интерпола, оперативную круглосуточную связь с правоохранительными органами стран-членов Организации, возможность вывести на международный полицейский уровень огромный массив информации по разыскиваемым физическим и юридическим лицам, автомашинам, культурным ценностям, похищенным и утраченным документам. При этом информационные каналы Интерпола являются на сегодняшний день самыми оперативными и надёжно защищёнными.

Территориальные подразделения НЦБ Интерпола действуют в 78 субъектах Российской Федерации. На сегодняшний день они являются связующим звеном между НЦБ и региональными правоохранительными органами, решая задачи по обеспечению эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях.

Состав, структура и направления деятельности Интерпола

1. Генеральная Ассамблея – это пленарный совещательный орган, являющийся высшим органом организации:

- принимает решения по основополагающим вопросам

- определяет принципы и устанавливает общие меры, отвечающие достижению целей организации

- изучает и утверждает общую программу деятельности

- принимает резолюции и дает рекомендации по вопросам находящимся в компетенции Организации

- Определяет финансовую стратегию организации

- Генеральная Ассамблея состоит из делегатов государств-членов. Сессии проходят каждый год. Ее работу организует исполнительный комитет.

- Генеральная Ассамблея может принимать решения только на пленарной сессии. Решения принимаются на основе резолюций или занесения в протокол.

2. Исполнительный комитет – это избираемый организацией совещательный орган.

Роль Исполнительного комитета:

- Контролирует решение Генеральной Ассамблеи;

- Готовит повестку дня сессий Генеральной Ассамблеи;

- Контролирует администрацию и работу Генерального секретаря;

- Представляет на рассмотрение Генеральной Ассамблеи все программы или проекты, которые считает полезными;

- Предлагает кандидата на пост Генерального секретаря.

Основные направления деятельности Интерпола следующие:

2. Международный розыск.

3. Розыск подозреваемых для наблюдения за ними и контроля за их перемещениями.

4. Розыск лиц, пропавших без вести.

5. Розыск похищенных предметов (транспортных средств, произведений искусства, оружия и др.).

3. Интерпол и РФ: вопросы и проблемы

СССР был принят в члены Интерпола 27 сентября 1990 года на 59-й сессии Генассамблеи в Монреале,

Россия как правопреемник СССР является полноправным членом Интерпола Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. N 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола"

На основе его Устава, международных договоров РФ и российского законодательства в рамках МВД создано Национальное центральное бюро Интерпола в России (НЦБ РФ). 14 октября 1996 г. вынесено Постановление Правительства РФ N 1190 "Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола", Инструкция о порядке обработки информации в НЦБ РФ и другие документы.

НЦБ РФ является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД РФ на правах главного управления. Его штатная численность 60 человек, а главная функция-координация взаимодействия российской милиции с аналогичными органами других государств-членов Интерпола и его Генерального секретариата.

В 2004 г. приказом МВД России № 859 в структуре НЦБ Интерпола при МВД России был создан Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европолом (РНКП), в функции которого входят организация и осуществление сотрудничества компетентных органов РФ (МВД России, ФСБ России, ФТС России, ФСКН России, Росфинмониторинг) с Европолом, а также выработка мер, направленных на усовершенствование механизма взаимодействия.

Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европейской полицейской организацией (Европолом) является структурным подразделением Национального центрального бюро Интерпола при Министерстве внутренних дел Российской Федерации.

РНКП обеспечивает в пределах своей компетенции функции МВД России как головного (центрального) компетентного органа Российской Федерации в рамках Соглашения о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией.

Задачи Интерпола у нас довольно многочисленны, в их число входят:

· оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РК;

· наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участниками которых является РФ.

Объявление в международный розыск преступника не может осуществляться без согласия Генеральной прокуратуры РФ и другими правоохранительными органами имеющим отношение к тому или иному уголовному делу. Так например в 2003 году с использованием возможностей Интерпола за рубежом было установлено местонахождение 92 человек, разыскивавшихся правоохранительными органами России. 39 из них были задержаны.

С помощью международных коллег по Интерполу только в прошлом году в нашу страну депортировало более десятка преступников, замешанных в криминальных деяниях международного размаха.

С одной стороны, никаких трений у Интерпола с российскими правоохранительными органами не должно возникать хотя бы потому, что Национальное центральное бюро (НЦБ) официально входит в структуру центрального аппарата МВД России на правах главного управления и его возглавляет действующий генерал-майор российской милиции Тимур Лахонин. Более того, в центральных милицейских органах всех субъектов Российской Федерации с 1997 по 2008 год были созданы филиалы НЦБ Интерпола.

Формально они отвечают за взаимодействие с НЦБ Интерпола других стран и с Генеральным секретариатом этой международной организации. То есть, по сути, Интерпол как бы вживлён в систему наших правоохранительных органов, в чём-то дублируя их функции, а в чём-то ведя явный надзор. Но, с другой стороны, НЦБ этой международной организации в России напрямую подчиняется не Москве, а Лиону и именно там принимаются все ответственные решения, касающиеся деятельности этой международной организации.

Читайте также: