Наблюдатели на выборах доклад

Обновлено: 05.07.2024

В преддверии приближающихся выборов The Village разобрался в том, как стать наблюдателем и зачем это нужно.

Кто такие наблюдатели

Как стать наблюдателем

Наблюдателем может быть любой совершеннолетний россиянин вне зависимости от места жительства и прописки. При этом наблюдателей на избирательные участки направляют только участвующие в выборах партии и кандидаты. Можно обратиться напрямую к ним — в этом случае нет необходимости состоять в партии, однако к волонтерам могут предъявлять другие требования, чтобы обеспечить вовлечение в наблюдательскую деятельность сторонников.

Окончательные списки наблюдателей должны быть сформированы за три дня до начала выборов, однако подавать заявку в партию или НКО лучше заранее, чтобы было время на утверждение списков перед их передачей в избирательную комиссию. Так, желающим наблюдать на муниципальных выборах в Москве Елена Бабченкова рекомендует направлять заявки не позднее 4 сентября.

Подготовка к выборам

Что должен и не должен делать наблюдатель

Дмитрий Нестеров

Самое важное — это распознать и правильно зафиксировать, что произошло противозаконное деяние, привлечь внимание председателя комиссии и дежурящего на участке сотрудника полиции, потребовать задержать нарушителя. В реальности при фальсификациях председатель участковой комиссии обычно сам вовлечен в их организацию, и потому он будет скорее мешать фиксации или предотвращению фальсификации. Не всегда и сотрудники полиции оказываются на стороне закона. Но даже в этом случае сработает публичная огласка нарушения. Даже если вброс или „карусель“ не удалось предотвратить, выход информации за пределы участка может остановить повторение вбросов или остановить поездку „карусельщиков“ на следующие избирательные участки.

Наблюдателям стоить помнить, что им запрещено прикасаться к бюллетеням или помогать избирателям голосовать, даже если они сами об этом просят. Также наблюдатели не могут принимать участия в подсчете голосов, участвовать в работе комиссии или агитировать избирателей за какого-либо из кандидатов.

Как вести себя на участке

Отношение комиссий к наблюдателям зачастую зависит от региона. По словам Дмитрия Нестерова, чем чище в электоральном плане регион, тем обычно радушнее участковые комиссии относятся к наблюдателям.

Дмитрий Нестеров

Сколько времени это отнимает

Дмитрий Нестеров

Есть разные подходы к степени вовлеченности в наблюдение за выборами. Минимальный уровень — наблюдение в день голосования. Новичкам при таком подходе надо пройти обучение до выборов (обычно это лекция на два-три часа), в день голосования прийти за полчаса до открытия избирательного участка (к 07:30) и провести день на участке, контролируя работу комиссии. В 20:00 участки закрываются и начинается самый важный этап — подсчет голосов. Наблюдателю важно проконтролировать сам подсчет и получить по его окончании правильно заверенную копию итогового протокола, где зафиксированы количество голосов, поданных за участников выборов, и другие важные параметры прошедшего голосования. Обычно этот этап занимает еще два-три часа, хотя в случае проблем подсчет может затянуться.

Можно ли так заработать

Опасно ли быть наблюдателем

Однако специалисты такие случаи называют исключениями и отмечают, что в большинстве регионов наблюдать безопасно, поскольку власти заинтересованы в спокойном ходе выборов. По мнению Елены Бабченковой, при принятии простых мер предосторожности и адекватной оценке происходящего на избирательном участке опасность практически исключена.

Зачем все это нужно

Дмитрий Нестеров

Присутствие наблюдателей изменяло планы фальсификаторов на результаты выборов или на те показатели явки, которые организаторы выборов хотят натянуть. Есть реальные истории, когда присутствие наблюдателей действительно позволяло получать мандаты по меньшей мере части независимых от власти депутатов. Кроме того, вскрытые и задокументированные наблюдателями фальсификации и следующие публичные скандалы иногда заставляли власти целых регионов изменять электоральную политику постфактум, отказываясь от применения массовых фальсификаций.

Гост

ГОСТ

Цели наблюдения за выборами

Наблюдение за выборами – это мониторинг выборов наблюдателями государственного или международного уровня, имеющими полномочия на такую деятельность.

Соблюдение справедливости и законности в процессе выборов является главной целью наблюдателей. Нахождение наблюдателей на избирательных участках также обеспечивает соблюдение общепринятых международных стандартов и защиту политических и гражданских прав человека. Самое главное право наблюдателей – объявление выборов нелегитимными.

Субъекты, обладающие правом контроля над избирательным процессом

В процессе избирательной кампании обязательными участниками являются члены участковой избирательной комиссии, а также вышестоящие члены избирательной комиссии и должностные лица этих аппаратов, допустимо общественное наблюдение – народные представители избираемых политических сил (кандидатов), представители средств массовой информации.

В полномочия наблюдателей входит не только мониторинг избирательной кампании, а и присутствие на всех заседаниях, определенных участковыми избирательными комиссиями, а также наблюдение за работой со списками избирателей, открепительными удостоверениями и избирательными бюллетенями.

Готовые работы на аналогичную тему

Для обеспечения легитимности и признания действительности выборов на международном уровне на выборы допускаются международные наблюдатели. Самой влиятельной международной организацией, которая осуществляет контроль над легитимностью выборов, является департамент электорального мониторинга ООН.

Существуют и другие международные организации, имеющие полномочия наблюдателей:

  • Африканский союз;
  • Европейский Союз;
  • Конгресс местных и региональных властей Совета Европы;
  • Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе По данной теме мы уже выполнили реферат Договоры в Европе подробнее .

Задачи общественного наблюдения в избирательном процессе

Наблюдатели должны проконтролировать важнейшие действия избирательных комиссий (территориальных и участковых):

  • определение помещения для проведения выборов и их оборудование;
  • передача избирательных бюллетеней;
  • контроль наличия на участках прозрачных ящиков для голосования (на каждом участке не более трех);
  • оценивание общей ситуации на избирательных участках.

Наблюдателей назначают на президентских выборах кандидаты и их доверенные лица, на выборах политических партий уполномоченные представители политических сил. Наблюдатель начинает свою функцию с явки на закрепленный за ним участок, при себе он должен иметь направление и документы, удостоверяющие личность, пройти регистрацию у председателя в реестре.

Наблюдатели обязаны проконтролировать наличие доступной информации для избирателей:

  • информация обо всех участниках голосования;
  • увеличенная копия итогового протокола с номером и адресом избирательного участка, названия политических сил (фамилии имя отчество кандидатов) в том же порядке, что и в избирательном бюллетене.

Требовать внесения других данных в протокол неправомерно. Наблюдатель обязан занять место в специально отведенной для наблюдения зоне. Избирательная комиссия не обязана обеспечивать наблюдателя питанием, канцелярией, мебелью и пр.

Наблюдатель должен в течение избирательного процесса следить за соблюдением следующих правил:

  • каждому избирателю должен выдаваться только один бюллетень (в случае отсутствия совмещенных выборов);
  • в кабину для голосования избиратель может входить только один избиратель;
  • только по просьбе избирателя к нему может зайти другой избиратель, который не является участником избирательного процесса;
  • разъяснять правила заполнения бюллетеней имеет право только члены избирательной комиссии.

Стоит учесть и роль самого избирателя в общественном наблюдении над избирательным процессом. Каждый избиратель, который первым придет на избирательный участок имеет право присутствовать при установке пустых ящиков для голосования, обладает правом присутствовать при опечатывании ящиков (избирательных урн), при объявлении количества полученных на определенный участок избирательных бюллетеней и открепительных заявлений. Каждый избиратель обладает наблюдательным правом в процессе своего голосования, предъявить замечания по поводу замеченных им нарушениях избирательного закона к участковой избирательной комиссии.

На сегодняшний день существует возможность интернет наблюдения за избирательным процессом, то есть интернет трансляции за любым интересующим избирательным участком, для этого следует заранее за три дня до голосования зарегистрироваться на сайте избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, указать интересующие избирательные участки.

Наблюдатель не имеет право нарушать закон: мешать работе избирательной комиссии, нарушать порядок на участке, проводить агитационные действия, работать с избирательными бюллетенями и другими документами избирательной комиссии, входить в кабину к избирателям.

В случае нарушения законодательства наблюдателем, он удаляется с избирательного участка. В этом случае комиссия должна документально заверить свое решение об удалении наблюдателя и последнему предоставить копию этого решения.

В случае нарушения закона членом комиссии он отстраняется от работы в комиссии, при этом сохраняет за собой право решающего и совещательного голоса.

Нарушения правил членом комиссии можно фиксировать на камеру. Наблюдатель не имеет право снимать крупным планом лица избирателей и других наблюдателей или членов комиссии без их согласия. Распространение зафиксированной информации при некоторых обстоятельствах может рассматриваться, как нарушение права на конфиденциальность персональных данных.

Наблюдатель – это гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума.

Основная задача наблюдателя заключается в том, чтобы обеспечить содействие законности проведения выборов, проследить за надлежащим проведением процесса голосования и подведения его итогов, за точностью подсчета голосов избирателей и правильностью составления протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, вскрыть факты правонарушений и предпринять меры по обеспечению их пресечения.

Наблюдатель не является организатором выборов. Основная его функция – в осуществлении наблюдения, главное его предназначение – обеспечить общественный контроль за голосованием и установлением его итогов, гарантировать соблюдение избирательных прав.

При проведении муниципальных выборов наблюдатель может быть назначен:

– избирательным объединением, зарегистрировавшим муниципальный список кандидатов.

Наблюдателями не могут быть назначены:

– выборные должностные лица;

– высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации);

– главы местных администраций, а также лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц;

– члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены.

Данное направление должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования).

Установление иных, кроме указанных в Федеральном законе, настоящем Законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается.

Наблюдатель вправе:

1) знакомиться со списками избирателей, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования, а также реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в избирательной комиссии открепительными удостоверениями в случае проведения голосования по открепительным удостоверениям.

3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

4) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

6) обращаться к председателю соответствующей избирательной комиссии, а в случае его отсутствия – к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

7) знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах муниципальных выборов по избирательному округу, общих результатах муниципальных выборов и с приложенными к ним документами, получать от избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;

9) обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в вышестоящую избирательную комиссию или в суд;

10) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях.

11) производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.

Наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней;

3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени;

4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;


Что должен делать наблюдатель?

Основная обязанность наблюдателя – проследить за соблюдением закона при проведении голосования и подсчета голосов. В случае выявления нарушений наблюдатель должен либо постараться их пресечь, либо зафиксировать (здесь можно ознакомиться с Кратким списком типовых нарушений законодательства на выборах).

Что конкретно должен делать наблюдатель?

Следить за всем происходящим на участке, фиксировать все возможные нарушения, в том числе при помощи фото- и видеосъемки (cогласно Инструкции ЦИК РФ от 17августа 2011 г. № 26/254-6 наблюдатели имеют право вести фото- и видеосъемку процесса голосования, процедуры подсчета голосов избирателей, не допуская при этом нарушений тайны голосования и не препятствуя работе избирательной комиссии), а также составления различных заявлений и жалоб, и затем, в случае обнаружения серьезных нарушений, подавать жалобы в вышестоящие избирательные комиссии и в суд.

Главное средство борьбы с нарушением закона, которым располагает наблюдатель - гласность и информированность. Поэтому, по возможности, наблюдателю необходимо написать отчет о том, как проходило голосование на его участке, и разместить отчет в социальных сетях. Cоциальные сети читают миллионы, a протоколы судебных решений - единицы.

Что конкретно имеет право делать наблюдатель?

а) знакомиться со списками избирателей, участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

б.1) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума;

в) присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования;

г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участников референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, участников референдума; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

д) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

е) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;

з) обжаловать в порядке, установленном статьей 75 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;

и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях.

Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, референдума, вправе:

а) присутствовать на заседаниях комиссий;

б) знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, в том числе составляемыми повторно, получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов;

в) присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение;

г) находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку.

Наблюдатель не вправе:

а) выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени;

б) расписываться за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;

в) заполнять за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени;

г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

е) совершать действия, препятствующие работе комиссии;

ж) проводить агитацию среди избирателей, участников референдума;

з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

В один и тот же момент времени на одном и том же участке может находиться только один наблюдатель от одного кандидата или партии. Это не относится к членам УИК от того же кандидата или партии.

Читайте также: