Экологические обязанности граждан доклад

Обновлено: 16.05.2024

↑ Экологическое право, его предметы, объекты, источники, принципы.

Экологическое право - самостоятельная отрасль российского права, включающая совокупность установленных уполномоченными органами государственной власти правовых актов, призванных регулировать общественные отношения в области охраны окружающей среды и рационального использования ее компонентов

Является естественным правом человека, т. е. принадлежащим ему от рождения

  • природоохранное право;
  • природоресурсное право;
  • нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды.
  • земли, недра, почвы;
  • поверхностные и подземные воды;
  • леса и иная растительность, животные и другие организмы;
  • атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
  • Конституция РФ,
  • международные договоры РФ,
  • специальные законодательные акты, которые регулируют экологические отношения;
  • законодательные акты, регулирующие отношения в сфере природопользования и иные законодательные акты.
  • Нормативные указы Президента РФ также являются источниками экологического права.
  • принцип соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду;
  • принцип научного обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека;
  • принцип охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов;
  • принцип ответственности органов государственной власти Российской Федерации за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
  • принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде; – принцип запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды;
  • принцип ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

↑ Экологические права и обязанности граждан

  • право на благоприятную окружающую среду;
  • право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
  • право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу лица экологическим правонарушением.
  • создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
  • направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного само- управления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
  • принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикети- ровании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;
  • выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
  • оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
  • обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
  • предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
  • осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
  • сохранять природу и окружающую среду;
  • бережно относиться к природе и природным богатствам;
  • соблюдать иные требования законодательства.

↑ Экологическое правонарушение

Экологическое правонарушение — виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека

  • дисциплинарную,
  • гражданско-правовую,
  • административную
  • уголовную.

Право на благоприятную окружающую среду корреспондирует обязанность всех физических и юридических лиц, а также государственных органов принимать меры для сохранения окружающей среды.

↑ Способы (механизмы) защиты права на благоприятную окружающую среду

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ, санитарно-эпидемиологического надзора.

При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Федеральной службы лесного хозяйства России, иных специально уполномоченных государственных органов.

Разрушительная деятельность человека в природной среде вызывает тревогу и порождает ответную реакцию государства - не допустить гибели планетарной природы как среды обитания человечества и важнейшей предпосылки его выживания. В связи с чем на конституционном уровне была закреплена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам можно рассматривать как правовую и как моральную. Забота о природе - это нравственное требование общества, через Конституцию обращенное ко всем без исключения гражданам Российской Федерации, иностранцам и лицам без гражданств. Данная обязанность также распространяется на коллективных субъектов права - юридических лиц, объединения физических лиц, не имеющих статуса юридического лица, органы государственной власти и местного самоуправления. Все они как при издании правовых актов, так и при осуществлении какой-либо (в том числе хозяйственной) деятельности, должны учитывать положения данной статьи.

В конституционной норме можно выделить три логические части:

обязанность сохранять (т.е. оберегать от разрушения, повреждения) природу;

обязанность сохранять окружающую среду;

обязанность бережно относиться к природным богатствам.

Значительная часть обязанностей граждан по охране природы и рациональному использованию ее ресурсов установлена в законодательстве о земле, ее недрах, в водном, лесном законодательстве. За нарушение законодательства в сфере охраны природы предусмотрена материальная, административная и уголовная ответственность.

Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель и другое).

Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрены обязанности граждан по охране лесов.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено взимание платы за некоторые виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

При этом плата дифференцируется в зависимости от того, осуществлялись выбросы и сбросы в пределах установленных предельно допустимых концентраций или временно согласованных лимитов или в сверхлимитных количествах. Внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

В Алтайском крае приняты нормативные правовые акты, направленные на защиту охраны окружающей среды:


Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 21.12.2021 г.

Экологические обязанности граждан регулируются Конституцией (статья 58). Обязанности граждан в этой сфере заключаются в обязанности сохранять природу и окружающую среду, проявлять бережное отношение к богатствам природы.

Закон об охране окружающей среды (ООС) в 11 статье почти дословно дублирует рассмотренную выше норму Конституции, вменяя в гражданские обязанности соблюдение и прочих требований российского законодательства, которые могут обладать как прямым, так и опосредованным характером с закреплением в законах и подзаконных актах.

Так, ст. 65 ВК напрямую вменяет обязанность гражданам водопользователям соблюдать определенный режим при использовании водоохранных зон. ДАнный режим устанавливает Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах. Наряду с этим ст. 66 Закона об охране окружающей среды дает право государственным экологическим инспекторам требовать и осуществлять выдачу предписаний физическим лицам, касающихся устранения нарушений закона в области охраны окружающей среды и нарушения требований по охране природы, которые были обнаружены государственным экологическим контролем.

Круг гражданских экологических обязанностей является достаточно широким, он может быть установлен органами публичной власти в соответствии с их компетенцией через принятие (издание) нормативных правовых актов (законы, постановления и др.).

Особенности прав экологических объединений

В соответствии со ст. 12 Закона об ООС общественное (прочее некоммерческое объединение), которое ведет работу в сфере охраны окружающей среды, имеет право:

Отметим, что перечень полномочий общественных экологических объединений нельзя считать исчерпывающим. Ежегодно этот список может дополняться нормами, которые включены в новые или действующие правовые акты.

Образование общественного объединения происходит на основе общих интересов. Его целями является реализация общих задач, которые прописаны уставом.

Не все общественные объединения могут реализовать экологические права. Подобная деятельность характерна только для тех объединений, в уставе которых точно прописаны экологические цели. Закон об экологической экспертизе напрямую уточняет то, что общественная экологическая экспертиза может проводиться только теми организациями (объединениями), которые в основе своей работы занимаются охраной окружающей среды. Сюда можно включить организацию и осуществление экологических экспертиз. Также такие организации должны пройти регистрацию в порядке, который установлен законодательством РФ.

Особенности работы экологических объединений

Обязанности экологических объединений регулируются Законом об охране окружающей среды, в соответствии с которым общественные и прочие некоммерческие объединения в случае работы в сфере охраны окружающей среды должны соблюдать определенные требования.

В этом случае законодательная позиция не способна отразить всю полноту требований, которые предъявляются к общественным объединениям, ведущим эту деятельность.

Подобное положение обусловлено тем, что реализация общественными объединениями большей части предоставляемых им экологических прав связана с потребностью соблюдать требования и других законов, которые регламентируют процедурные вопросы. Так, проведение митингов, связанных с экологией, должно быть в соответствии с установленным федеральным законом, включая предварительное уведомление властных органов о целях, месте, времени проведения, предполагаемое количество участников и др. В процессе внесения предложений о референдуме по проблемам ООС также нельзя обойтись без того, чтобы соблюдать жесткие требования федеральных законов о референдуме, в первую очередь, о порядке инициатив его проведения. Также в процессе предъявления в суд иска о возмещении вреда ОС, важно учесть требования процессуального законодательства, включая форму и сроки предъявления исков.

Помимо этого, важный элемент взаимодействия общественных экологических объединений и органов публичной власти, включая контролирующие и правоохранительные органы, представлен соблюдением подобными объединениями принципа невмешательства в компетенцию органов. На практике это, к сожалению, имеет место, а также характерен отказ от чрезмерного прессинга по отношению к соответствующим органам, принимая во внимание мотив их недостаточной активности. В частности, это осуществляется посредством использования средств массовой информации. Подобные действия способны оказать серьезное влияние на создание ложного общественного мнения, что не всегда способствует охране окружающей среды.

Гост

ГОСТ

Понятие и виды экологических обязанностей граждан

В общем виде основные обязанности граждан закреплены в Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее , которая возлагает на каждого гражданина обязанность сохранять окружающую среду и бережно относиться к природе.

Все экологические обязанности можно классифицировать как общие и специальные. Общие обязанности как раз-таки закреплены в вышеупомянутых законах. Формулировки этих общих обязанностей не раскрывают способы их осуществления, а это в свою очередь исключает возможность привлечения физического лица к ответственности за их неисполнение. А смысл установления любых обязанностей заключается в том, что неисполнение их субъектами должно повлечь за собой негативные последствия.

Таким образом, в данном случае следует говорить о специальных экологических обязанностях, закрепленных в законодательных актах. Содержание экологических обязанностей заключается как в форме требований воздержаться от совершения каких-либо действий, так и в форме требований совершить какие-либо действия. Данные требования, установленные в нормативно-правовых актах, могут носить прямой и опосредованный характер. Такие обязанности называются позитивными и запретительными (рис. 1).

Стоит сказать, что круг экологических обязанностей граждан достаточно широк и многообразен и может устанавливаться органами публичной власти в соответствии с их компетенцией путем принятия нормативных актов (законов, постановлений, положений и т.д.). В данном случае задача участников нормотворческого процесса состоит в:

  • учете общественной потребности в установлении данных экологических обязанностей;
  • необходимости четкой формулировки данных обязанностей для правильного их понимания;
  • обеспечении своевременными и адекватными средствами принуждения в случае факта уклонения от исполнения экологических обязанностей.

Готовые работы на аналогичную тему

Основная цель установления экологических обязанностей заключается в обеспечении охраны окружающей среды, рационального природопользования и экологической безопасности.

Существует два вида экологических обязанностей: позитивные и запретительные. Итак, экологические обязанности граждан – это закрепленные в нормативно-правовых актах требования к гражданам, имеющие форму запретов, ограничений и правообязывания, неисполнение которых влечет за собой негативные последствия, установленные законодательством.

Виды экологических обязанностей

Рисунок 1. Виды экологических обязанностей

Перечень основных обязанностей граждан в сфере охраны окружающей среды

Законодательство закрепило, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую природную среду, на ее защиту от негативного воздействия, которое вызывается хозяйственной деятельностью и чрезвычайными ситуациями, а также на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда.

Основными правами граждан в области охраны окружающей природной среды являются:

  • создание общественных объединений, фондов и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность по охране окружающей среды;
  • участие в собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в других акциях, не противоречащих закону;
  • выдвижение предложений о назначении и проведении экологической экспертизы, а также участие в этой экспертизе;
  • сотрудничество с органами государственной власти РФ, ее субъектов, а также с органами местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей природной среды;
  • предъявление исков в суд о возмещении вреда окружающей среде;
  • осуществление других прав, предусмотренных законом.

Наряду с экологическими правами каждый гражданин имеет и должен выполнять определенные обязанности по охране окружающей среды, преследуя соблюдение экологических интересов общества и государства.

Граждане должны быть готовы к активному личному участию в проводимых мероприятиях и выполнять обязанности не только по рациональному использованию природных ресурсов и их охране, но и способствовать предупреждению экологических правонарушений в соответствии с экологическим законодательством.

Итак, перечислим основные обязанности граждан по охране окружающей природной среды:

  • сохранять природу и окружающую среду;
  • бережно относиться к природным богатствам, личным трудом оберегая и приумножая их;
  • соблюдать нормативы качества окружающей среды, установленные законодательством;
  • сохранять природный ландшафт;
  • препятствовать уничтожению мест обитания живых организмов: рыб, птиц, животных, насекомых;
  • не допускать засорение и уничтожение лесов;
  • действовать в соответствии со стандартами, регламентирующими условия охраны окружающей среды;
  • выполнять экологические предписания соответствующих органов и постановления должностных лиц, отвечающих за охрану природы;
  • соблюдать правила пожарной безопасности в лесах;
  • платить налоги и сборы, которые направляются на финансирование природоохранных мероприятий;
  • должностным лицам, связанным с экологической деятельностью, иметь специальную экологическую подготовку;
  • содействовать экологическому воспитанию и повышению экологической культуры подрастающего поколения и всех граждан.

Для сохранения и улучшения экологической обстановки граждане обязаны соблюдать все перечисленные выше обязанности и проводить определенные мероприятия (рис. 2).

Основными направлениями охраны окружающей природной среды являются защита атмосферного воздуха, очистка и нейтрализация сточных вод, охрана водных ресурсов, охрана почвы, лесов.

Все мероприятия по охране окружающей природной среды делятся на несколько категорий:

  1. Экономические.
  2. Естественнонаучные.
  3. Административно-правовые.
  4. Технико-производственные.

В зависимости от области применения природоохранные мероприятия классифицируются на: региональные, общегосударственные и международные.

Благодаря этим мерам многие организации имеют возможность осуществлять мониторинг природной среды и принимать соответствующие решения по их защите, претворяя в жизнь. В результате сокращается опасность исчезновения жизни на Земле, редкие представители флоры и фауны находятся под надежной защитой, а использование различных природных ресурсов становится более экономным и эффективным.

Читайте также: