Мясищев владимир николаевич доклад

Обновлено: 19.05.2024

В.Н. Мясищев как известный деятель в области медицинской психологии, знакомство с биографией. Особенности развития теории построения психологического эксперимента. Анализ научной работы В.Н. Мясищева "Научно-характерологический анализ литературных типов".

Рубрика Психология
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 21.10.2020
Размер файла 33,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В.Н. Мясищев и медицинская психология

Вассерман Л.И., Журавель В.А.

Статья посвящена роли выдающегося деятеля в области медицинской психологии Владимира Николаевича Мясищева. Описывается вопросы предмета и метода в психологии его вклад в определения предмета и метода в психологии, развитие теории построения психологического эксперимента, а также в клиническую и психотерапевтическую практику. Обосновано утверждение, что творческое наследие В.Н. Мясищева остается актуальным до настоящего времени.

Ключевые слова: Мясищев, медицинская психология, теория эксперимента, творческое наследие

V.N. Myasishchev and medical psychology

Wasserman L.I., Zhuravel V.A.

Abstract: The article is devoted to the role of an outstanding figure in the field of medical psychology, Vladimir Nikolaevich Myasishchev. The issues of the subject and method in psychology are described, its contribution to the definition of the subject and method in psychology, the development of the theory of constructing a psychological experiment, as well as in clinical and psychotherapeutic practice. The statement that the creative heritage of V.N. Myasishchev remains relevant to date.

Keywords: Myasischev, medical psychology, theory of experiment, creative heritage

Владимир Николаевич Мясищев (1893-1973), чей творческий путь в медицине и психологии начался еще до 1-ой мировой войны, на протяжении полувека являлся одним из самых активных, разносторонних и ярких деятелей в области медицинской психологии в нашей стране.

Научной характерологии, психологии индивидуальности в норме и патологии В.Н. Мясищев, по существу, был верен впоследствии всю жизнь.

Научная деятельность В.Н. Мясищева началась в период бурного развития отечественной и мировой медицинской психологии. Начало ее расцвета в России относится к середине 80-х гг. XIX в., когда ряд психиатров и невропатологов, а также представителей других медицинских специальностей в силу практических и познавательных потребностей приступили к решению психологических проблем медицинской науки и практики здравоохранения. Это относится и к теории психологии, и к методам не только психологического исследования, но и психологического воздействия (психотерапии), а также к вопросам психогигиены и психопрофилактики. Многие были современниками Мясищева-студента, но старшие из них находились на закате своей научной и творческой деятельности или впоследствии эмигрировали в первые годы врачебной и научной деятельности Владимира Николаевича. Он относился как бы уже к третьему поколению научно образованных психологов в русской медицине, первыми из которых по праву считаются (по алфавиту) В.М. Бехтерев, В.Х. Кандинский, П.И. Ковалевский, С.С, Корсаков, И.А. Сикорский, А.А. Токарский и В.Ф. Чиж, а позже к ним присоединились их ученики и сотрудники А.Н. Бернштейн, Г.И. Россолимо, А.Ф. Лазурский и большой ряд менее известных деятелей русской медицинской психологии. Следует сказать, что они пристально следили за развитием психологии в Европе и США, некоторые длительные сроки стажировались за границей (В.М. Бехтерев, В.Ф. Чиж, А.Ф. Лазурский), но дальнейшее их творчество шло, как правило, самобытным путем и обогащало мировую (и не только медицинскую) психологию. Здесь не место для изложения всего богатства, которое было выработано русскими психологами, работавшими в медицине, но лишь в последние годы стали широко известны причины, почему оно недостаточно использовалось и сравнительно медленно развивалось в период после революции 1917 г.

Можно с большой долей уверенности утверждать, что организационные формы научной деятельности и некоторые принципы исследований В.Н. Мясищев унаследовал от В.М. Бехтерева. Пристрастие к изучению физиологических коррелятов душевной деятельности и тем самым к подлинной объективности психологического исследования личности он перенял у И.А. Сикорского (вместе с идеями и теорией психопрофилактики, основателем которой тот явился в 1880 г.). Экспериментаторскую тщательность в психологической лаборатории, а также глубокий интерес к широкому кругу проблем теории личности - от В.Ф. Чижа. И, конечно, самой большой его любовью была научная характерология в норме и патологии, чем он, как уже сказано, стал заниматься под непосредственным влиянием А.Ф. Лазурского.

В.Н. Мясищев закончил обучение на медицинском факультете ПНИ в декабре 1919 г. Но его медицинская деятельность (в качестве санитарного врача.

В таких широких организационных рамках почти 60 лет протекала деятельность В.Н. Мясищева в области психоневрологии и медицинской психологии. Им написаны более 300 научных работ, около 280 опубликованы в печати, примерно половина их в большей или меньшей степени относится к медицинской психологии. Несколько десятков неизданных работ находятся в государственном архиве (ЦГАНТД СПб, ф.313).

Тем не менее научное творчество В.Н. Мясищева в области медицинской психологии чрезвычайно многогранно и содержит обилие мыслей, идей, наблюдений. К сожалению, по разным причинам они не всегда излагались им в законченной форме, поэтому от изучающего его творчество требуется особая сосредоточенность, вдумчивость и понимание эпохи, в которой создавались те или иные работы. Естественно не все работы равноценны и поэтому остановимся лишь на некоторых из них, которые можно отнести к ключевым или итоговым, чтобы по возможности отразить в отведенных объемах основное из вклада В.Н. Мясищева в развитие медицинской психологии.

К сожалению, последующие исторические события затормозили нормальное развитие научных исследований в области психологии даже в тех рамках, в которых они протекали в 30-е гг.

Великая Отечественная война, принесшая неисчислимые жертвы и страдания, дала, вместе с тем, новый материал для научного осмысления, например, неврологических основ личности ( в частности, на модели контузий и огнестрельных ранений головного мозга), обогатила представления о серьезнейшей роли отношения в реальной жизни, в частности, любви к отечеству, в борьбе народа с вооруженным нашествием и т.п. В.Н. Мясищев, руководивший в блокированном Ленинграде Институтом имени В.М. Бехтерева, в то время специализированного госпиталя, обобщил свои наблюдения и опыт работы вскоре после войны в ряде интереснейших публикаций (Мясищев, 1947, т.2, с.71-74; Мясищев, 1948, с. 133-147).

Заметим, что В.Н. Мясищев одним из первых среди своих современников - крупнейших отечественных психологов, работавших в медицине, понял необходимость изучения психических и социально-педагогических факторов патологического развития личности (включая раннее детство) в контексте учения о психогениях и соматогениях. При этом В.Н. Мясищев подчеркивал, что психогении не исчерпываются традиционной областью психоневрологии, но имеют широкое распространение и в области соматических заболеваний (Мясищев, 1971, с.5-9). Причем предпочтение следует отдавать не потрясениям или острым психическим травмам, а особенностям личности больного и той длительной патогенной ситуации, которая предшествовала болезни и сопровождает ее. Тем самым В.Н. Мясищев демонстрировал свое оригинальное видение психосоматических соотношений, предсказал бурное развитие этого направления в медицине и психологии, которые мы сегодня наблюдаем.

Работал Владимир Николаевич до последнего дня в своей жизни. Надо отметить, что он внезапно тяжело заболел именно во время чтения лекции по медицинской психологии студентам-психологам из Ленинградского университета в созданном им еще в 20-е гг. отделении неврозов и психотерапии Института им. В.М. Бехтерева. И через считанные часы, 4 октября 1973 года, его не стало.

Естественно, в короткой статье невозможно даже лаконично осветить и, тем более, проанализировать все стороны многогранного творчества В.Н. Мясищева в области медицинской психологии. В связи с тем огромным богатством, которое содержит его наследие как врача-практика и психолога- теоретика, было бы полезно переиздать хотя бы основные труды В.Н. Мясищева, чтобы у коллег было больше возможности читать написанное им в разные периоды его жизни.

медицинский психологический теория

1. Журавель В.А. Роль А.Ф. Лазурского в создании отечественной медицинской психологии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1977, 6, 920-923.

2. Журавель В.А. Из истории Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева, 1992, 4 , 153-158.

4. Личный фонд В.Н. Мясищева. Центральный государственный архив научно-технической документации С.-Петербурга (ЦГАНТД СПб.), ф. 403, оп. 1, ед. хр. 113.

5. Мясищев В.Н. Научно-характерологический анализ литературных типов // Вестник психологии, 1914, 3, 45-66; 4-5, 43-53

6. Мясищев В.Н. О типических вариациях сочетательно-двигательных рефлексов у человека // Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. М.- Л., 1925, 1, 291-305.

7. Мясищев В.Н. О соотношении внешней и внутренней реакции // Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. М.-Л., 1926, 2,202-207.

8. Мясищев В.Н. О так называемом психогальваническом рефлексе и его значении в исследовании личности // Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. Сборник 3-й. М.-Л., 1929а, 233-255.

10. Мясищев В.Н., Феоктистова Е.П. Характер и прошлое (к вопросу о методике анамнеза). Труды Института им. А.И. Герцена. Л., 1930, 142-169.

12. Мясищев В.Н. Работоспособность и болезни личности // Невропатология, психиатрия и психогигиена, 1935, 9-10, 167-178.

13. Мясищев В.Н. Личность и труд аномалийного ребенка // в кн.: Психические особенности трудновоспитуемых и умственно-отсталых детей. Л., 1936, 3-21

14. Мясищев В.Н. Электрокожные показатели нервно-психических состояний у человека. Ч. 1-3. Л., 1944. (Докторская диссертация).

15. Мясищев В.Н. Личность ребенка-невротика // В кн.: Дети психоневротики и учебно-воспитательная работа с ними. Л., 1944, 5-19.

16. Мясищев В.Н. Психогенез и психотерапия нервно-психических нарушений при боевых травмах мозга // Ученые записки Московского государственного университета им. Ломоносова (психология), 1947, в. 111, т. 2, 71-74.

17. Мясищев В.Н. Психологическое значение военного психопатологического опыта // Проблемы психологии Л., 1948, 133-147.

18. Мясищев В.Н. О значении психологии для медицины // Вопросы психологии, 1956, 3, 3-15.

19. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.

20. Мясищев В.Н., Тонконогий И.М. Отчет о совещании по методам исследования в патофизиологии высшей нервной деятельности человека и медицинской психологии (Ленинград, октябрь 1962) // Вопросы психологии, 1963, 3, 176-180.

21. Мясищев В.Н., Лебединский М.С. Введение в медицинскую психологию. Л., 1966.

22. Мясищев В.Н. Проблемы, методы и значение медицинской психологии // Психологические методы исследования в клинике. Л., 1967, 30-33.

23. Мясищев В.Н. Персонология, психология и медицина // Клинико-психологические исследования личности. Л., 1971а, 5-9.

24. Мясищев В.Н. Персонология, психология и медицина // Клинико-психологические исследования личности. Материалы симпозиума. Л., 1971б.

25. Мясищев В.Н. Психология и медицина // Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней. М., 1972, 41-46.

26. Мясищев В.Н., Журавель В.А. На пути создания психологической теории личности. (К 100-летию со дня рождения А.Ф. Лазурского) // Вопросы психологии, 1974, 2, 32-42.

27. Физиологическое учение И.П. Павлова в психиатрии и невропатологии. М., 1952, 385-389.

28. Центральный государственный архив научно-технической документации СПб. (ЦГАНТД), ф. 403, оп. 1, ед. хр. 39.

29. Центральный государственный архив научно-технической документации СПб. (ЦГАНТД), ф. 313.

Подобные документы

Истоки становления концепции психологии отношений В.Н. Мясищева. Концепция теории отношений В.Н. Мясищева: отношения и личности. Динамическое понимание личности как единства субъекта и объекта. Виды отношений, понятие потребности в теории отношений.

реферат [22,4 K], добавлен 09.02.2010

Предмет, задачи медицинской психологии и методы изучения психического состояния человека. Общая, индивидуальная, социальная психология. Научные школы психологии Украины. Этапы экспериментально-психологического исследования. Понятие психического здоровья.

реферат [36,4 K], добавлен 27.09.2009

Эксперимент как основной метод исследовательской работы психолога. Особенности использования методов в детской психологии. Значение эксперимента на современном этапе развития психологии детей. Разработки выдающихся психологов в области детской психологии.

курсовая работа [32,5 K], добавлен 06.02.2010

Характеристика подходов изучения личности в отечественной психологии. Личность как система отношений в концепции В.Н. Мясищева. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников. Влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка.

курсовая работа [43,9 K], добавлен 13.07.2014

Значение и происхождение термина "психология". Предмет психологической науки, проблема научной парадигмы, естественнонаучные и гуманитарные подходы в психологии. Специфика научно-психологического познания. Связь психологической теории и практики.

реферат [22,8 K], добавлен 17.04.2009

Области психологического знания: научная и житейская (обыденная) психология. Взаимосвязь психологии и научно-технического прогресса. Теснейшее взаимоотношение психологии с педагогикой. Структура и отрасли современной психологии, ее в системе наук.

реферат [20,5 K], добавлен 18.07.2011

Содержание концепции В.Н. Мясищева и ее понятийное поле. Влияние преимуществ и дефектов физической организации индивида на формирование его психических особенностей. Сознательная регуляция личности через ее отношения. Патогенетическая клиника неврозов.

Интерес студента-медика В.Н.Мясищева к психологии был несомненным. Уже в 1914 г. появилась его первая научная работа "Научно-характерологический анализ литературных типов", выполненная под руководством А.Ф.Лазурского и опубликованная в издававшемся тогда журнале "Вестник психологии".

Заметим, что В.Н.Мясищев оставался верен изучению индивидуальной типологии личности или характерологии, и в этом огромная заслуга А.Ф.Лазурского, который еще до создания медицинского факультета и лаборатории стал читать впервые разработанный им доцентский курс "медицинской психологии" в Женском медицинском институте (ныне, как известно, это Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П.Павлова).

В период бурного становления медицинской психологии В.Н.Мясищев является студентом медицинского факультета Санкт-Петербургского психоневрологического института, после окончания которого в 1919 г. работает в ряде научных медицинских и педагогических учреждений Петербурга. В 1921 г. по приглашению самого В.М.Бехтерева он начинает постоянно работать в институте. Именно с психоневрологическим институтом оказалась связанной вся его последующая долгая жизнь. В 1939 г. В.Н.Мясищев стал директором института и оставался им более 20 лет.

В 20-е годы работы в области бехтеревской "паторефлексологии", были для В.Н.Мясищева основными. Именно тогда были опубликованы его статьи "О типичных вариациях" сочетательно-двигательных рефлексов у человека (1925 г.), "О соотношении внешней и внутренней реакции" (1926 г.), "О, так называемом, психогальваническом рефлексе и его значении в исследовании личности" (1929 г.).

Возможно, что доминирование в то время физиологического подхода к изучению психики в значительной степени определило место, которое в своих научных работах В.Н.Мясищев уделял психофизиологическому направлению в исследованиях типологии личности, полагая, что это направление находится на стыке изучения высшей нервной деятельности и психологии личности. Психофизиологический метод, в частности исследование кожно-гальванического рефлекса, развивающегося в ответ на предъявление эмоционально значимых для испытуемого стимулов, позволял, по мнению В.Н.Мясищева, органично подойти к изучению проблемы личностной значимости событий жизни испытуемых и содержания переживаний, в особенности при неврозах. Это направление в работах В.Н.Мясищева привело к постепенному сосредоточению его научных интересов на проблеме личности и ее роли в развитии различных форм нервно-психической патологии, а в связи с этим и к уточнению предмета и методов в психологии.

В 1930 г. опубликована большая статья В.Н.Мясищева (совместно с Е.П.Феоктистовой)

"Характер и прошлое" (к вопросу о методике анамнеза)", в которой обсуждаются вопросы "объективного" и "субъективного" анамнеза, ценности методов наблюдения и эксперимента, анализа прошлого для понимания "скрытых причин" поведения личности в настоящем. Так закладывалось убеждение В.Н.Мясищева, что личность надо изучать в историческом, генетическом аспекте, сочетая анамнез и экспериментальные методы (психодиагностику, как сейчас сказали бы мы). Уже тогда ученый подчеркивал значение экспериментального метода в психологии, который, по его мнению, имеет огромное преимущество в области точного измерения и анализа, но он должен сочетаться с анализом "генезиса человеческой личности". Это положение тем более важно, если вспомнить, что В.Н.Мясищев как врач-психиатр и психотерапевт работал преимущественно в им же основанном отделении неврозов в психоневрологическом институте.

В период памятных многим ожесточенных дискуссий конца 60-70-х годов прошлого века о приоритете в психодиагностике патопсихологических или тестовых методик, В.Н.Мясищев поддерживал необходимость внедрения тестов, в том числе личностных, однако неизменно подчеркивая необходимость "исторического" метода в психологии. Об этом он писал и в одной из своих последних работ в 1971 г.

В 1933 г. опубликована работа В.Н.Мясищева "Задачи психофизиологического эксперимента в клинике нервных и душевных болезней". Здесь понятие "психофизиологический эксперимент" - дань времени. По существу же речь идет о концептуальном подходе к экспериментальному исследованию личности в целях патогенетической диагностики. Говоря о том, что исследователь имеет дело не со статической функцией, а с динамикой целостного процесса (скорее всего, здесь имелся в виду процесс развития и формирования личности), В.Н.Мясищев писал: "… Следует не столько даже констатировать, диагностировать, сколько стремиться к переделке личности, а сама постановка диагноза проверяется на результатах мероприятий". Такая позиция виделась ему более трудной для исследователя, но и более перспективной. По существу это предтеча развернутых уже в наши дни представлений о системной клинико-психологической деятельности врачей и психологов, в частности в процессах психотерапии и реабилитации больных.

С середины 30-х годов появляются первые статьи, в которых В.Н.Мясищев формирует свои научные представления о психологическом отношении как фундаментальной категории общей и медицинской психологии, а следовательно, и психотерапии.

Возвратил в научный обиход психологическую категорию "отношение" как базовый элемент построения теории личности В.Н.Мясищев, обосновав концепцию, которая в наше время является одной из наиболее востребованных в отечественной научной психологии в целом, а в медицинской психологии и психотерапии в особенности.

В.Н.Мясищев подчеркивал: "Личность человека рассматривается и характеризуется нами в первую очередь с точки зрения ее сознательных отношений к окружающей действительности, в отличие от обычного понимания, рассматривающего ее как систему функций". Таким образом, к середине 30-х годов В.Н.Мясищевым была в общих чертах сформулирована концепция психологии личности и методов воздействия на нее в целях лечения и воспитания. Можно с уверенностью сказать, что это - методологическая основа, потенциал многих последующих исследований в области психологии личности в общей, медицинской, социальной и педагогической психологии.

Заслуга В.Н.Мясищева прежде всего в том, что посредством концепции "отношений" он во многом способствовал сохранению в научной психологии категории личности. Раскрывая смысл этой категории, он сделал ее доступной для поколений отечественных психологов, врачей и педагогов, из сознания которых она вымывалась идеологически нагруженными психологическими текстами, когда приоритет при рассмотрении социальной природы человека отдавался коллективу, а не личности. В.Н.Мясищев развивал свою концепцию, сохраняя понятие личности, определял человека как активного субъекта отношений, деятельности и познания. Такое понимание личности, как показало время, является основополагающим и плодотворным при изучении и разрешении психологических проблем больного человека;

В.Н.Мясищев не только говорил о центральном месте понятия личности в медицине, но и развивал теоретическую и методологическую основу и экспериментальный контекст для ее изучения, в частности, при анализе нарушений психического здоровья (неврозов как модели исследования) и психотерапии как метода коррекции нарушенной системы отношений личности. Создание патогенетической теории неврозов и психотерапии, теоретической базой которой является теория отношений личности, является еще одной заслугой В.Н.Мясищева. Еще в середине 20-х годов он стоял у истоков образования в Психоневрологическом институте клиники неврозов и психотерапии, получившей затем широкую известность далеко за пределами нашей страны.

Многолетний опыт, накопленный В.Н.Мясищевым при исследовании и лечении больных неврозами, позволил ему сформулировать этиопатогенетическую концепцию неврозов и на этой основе развить свою психотерапевтическую систему. Невроз согласно этой концепции понимался как болезнь личности, как противоречия в системе особо значимых психологических отношений. Проблема требовала разработки таких понятий, как психогении, конфликты и др., а также способы и методы психологической диагностики личности. Большое значение для развития медицинской психологии имело то, что патогенетическая концепция неврозов и психотерапии содержала в скрытом виде понятие бессознательного и психодинамического конфликта, который в публикациях В.Н.Мясищева назывался внутриличностным противоречием. Психогенетическое понимание невроза предполагало в качестве его причины не столько психотравму (отдельное событие), сколько историю формирования его системы отношений и ее нарушений.

В.Н.Мясищев уже во 2-й половине 50-х годов, в период так называемой оттепели, одним из первых не только по достоинству оценил, но и открыто поддержал в печати и в выступлениях преимущества тестовых методов исследования личности. В институте им. В.М.Бехтерева, Ленинградском университете, а затем и в других учреждениях страны во многом благодаря В.Н.Мясищеву появились известные тестовые методики (ТАТ, тесты Векслера, Роршаха и др.), начались работы по их адаптации.

В.Н.Мясищев считал нужным подчеркнуть необходимость комбинирования стандартизованных и нестандартизованных методов исследования личности, сочетания экспериментального и клинико-психологического подходов. В целом можно констатировать, что психологические тесты вернулись в нашей стране в научные исследования и практическую работу клинических психологов во многом благодаря деятельности лаборатории медицинской (клинической) психологии института им. В.М.Бехтерева, которую В.Н.Мясищев создал и бережно опекал в последние 10 лет своей жизни.

Таким образом, даже краткий анализ жизни и деятельности В.Н.Мясищева и его школы показывает плодотворное влияние, которое он оказал на развитие отечественной медицинской (клинической) психологии и психотерапии. Это влияние сказывается в настоящем и, можно полагать, будет сказываться в будущем. И настоящее, и будущее содержат такие стороны развития клинической психологии, которых не знало прошлое. И настоящее, и будущее будут испытывать "теорию отношений", концепцию этиопатогенеза неврозов и систему патогенетической психотерапии В.Н.Мясищева в конкурентных взаимоотношениях с другими теориями личности и методами психотерапии. Сегодня "экологическая ниша" отечественных персонологических теорий, конечно, утратила ту изолированность от внешних теорий-"пришельцев", которая обеспечивалась покровом идеологических "занавесов". Произошла и происходит в настоящее время интеграция множества теорий, но далеко не все из них имеют такой же мощный теоретический и практический потенциал, доказанный временем, как теория отношений личности.

Теория Отношений

Раскрывая сущность понятия "отношение" в психологии, В.Н. Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро - и микробытия, в котором он живет.

Это макро - и микробытие, по-разному способствуя формированию и проявлению потребностей, интересов и склонностей человека, действуя в нерасторжимой связи с особенностями его организма и прежде всего нервной системы, создает в каждом случае ту субъективную "призму", через которую неповторимо, своеобразно в каждом случае преломляются все воздействия, которым подвергается живой, действующий человек.

Восприятие им действительности, его память, его мышление, его воображение, его внимание, хотя и фиксируют всегда особенности объективного мира, но на всех этих его психических процессах постоянно лежит печать отношения его к разным сторонам мира, частицей которого он является.

Меняется мир, в котором живет и действует человек, изменяется его роль и положение в этом мире, и, как их следствие, неотвратимо более или менее значительно перестраиваются имеющаяся у него "картина мира" и его отношение к разным сторонам этого мира.

Не отрицая великую роль деятельностей, которые постоянно выполняет живущий человек, для формирования его как знатока своего дела, умельца-мастер а, В.Н. Мясищев вместе с тем неоднократно указывал на то, что сама по себе деятельность - игра, учение, труд - для формирования основных психических качеств, составляющих нравственное ядро личности, может оказаться процессом нейтральным, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи, коллективизма, если не происходит постоянного "подкрепления" хода деятельности провоцированием взаимоотношении, побуждающих к нравственным поступкам.

В.Н. Мясищев для подтверждения этой своей научной позиции любил опираться на проверенные громадным практическим опытом мысли А.С. Макаренко о том, что выключить личность, изолировать ее, выделить ее из отношений невозможно и что "дефектные" отношения, в которые оказывается включенной личность, ведут к отклонениям в ее формировании и, наоборот, социально и педагогически нормальные отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества, составляющие структуру личности.

Одной из центральных проблем в научном наследии В.Н. Мясищева является проблема развития личности, которую он с успехом разрабатывал многие годы.В.Н. Мясищев считал, что отношения личности - ее потребности, интересы, склонности - являются не продуктом каких-то абстрактных исторических условий, а прежде всего результатом того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной для него окружающей средой и насколько эта среда дает простор для проявления и развития его индивидуальности - и в предметной деятельности, и при взаимодействии с другими людьми.

В связи с этим источником нарушений в личности, многих форм ее патологии (и прежде всего при неврозах) являются опять же совершенно конкретные общественные, производственные, социально-бытовые, семейные, личные и другие коллизии, которые человек переживает в своей жизни и которые грубо ломают дорогие его сердцу планы, встают неодолимым препятствием к достижению субъективно значимых для него целей и т.д.

Таким образом, по В.Н. Мясищеву, личность - не некое застывшее, однажды сформированное и неизменяющееся с определенного возраста психическое образование, а динамичное, подверженное многочисленным внешним и, прежде всего, социальным воздействиям изменяющееся формирование. Истинные отношения человека к действительности, не раз подчеркивал в своих работах В.Н. Мясищев, до определенного момента являются его потенциальными характеристиками и проявляются в полной мере тогда, когда человек начинает действовать в субъективно очень значимых для него ситуациях.

В.Н. Мясищева опять же в неразрывной связи с отношениями глубоко интересовала и проблема общения людей. В ряде своих работ он последовательно раскрывал взаимозависимости, которые связывают познание людьми друг друга - обращение их друг с другом, когда им приходится совместно трудиться, учиться, отдыхать и просто вместе жить. И он показал, насколько непростыми в реальной жизни оказываются эти взаимозависимости, иногда, например, один человек испытывает по отношению к другому человеку безоглядную любовь или с трудом подавляемую ненависть или когда он, скажем, совсем неадекватно оценивает себя.

Одним из фундаментальных трудов В.Н. Мясищева является его исследование во всей ее сложности проблемы характера. До настоящего времени в отечественной психологической литературе не имеется более глубокого и емкого освещения данной проблемы. Раскрывая сущность такого сложного психического образования, каким является характер, В.Н. Мясищев убедительнейшим образом показал, что характер - это устойчивая в каждой личности система отношений к разным сторонам действительности, проявляющаяся в типичных для личности способах, выражения этих отношений в ее повседневном поведении. Он с большой научной аргументированностью предложил основы типологии и классификации характеров. Привлекая огромный фактический материал, В.Н. Мясищев психологически тонко и разносторонне проанализировал конкретные разновидности формирования человеческого характера, постоянно сопрягая обнаруживающиеся в них различия с действием политических, экономических, идеологических, общекультурных, национальных и иных факторов, которые всегда проецируются на конкретные условия повседневного, будничного бытия человека, опосредованно определяя становление его характера.

ВЕБИНАР: Педагог-психолог образовательного учреждения: практика психологического консультирования педагогов и родителей

Технологии психологического тренинга для развития важнейших навыков у подростков и молодежи

ВЕБИНАР: Программа социально-психологического сопровождения воспитанников детского дома

Скоро

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой


Доктор медицинских наук. Психиатр и медицинский психолог. Член-корреспондент АПН СССР. Заслуженный деятель науки РСФСР.

Директор Ленинградского научно-исследовательского института им. В.М. Бехтерева. Заведующий кафедрой психологии ЛГУ.

Основатель ленинградской (петербургской) школы психотерапии.

В 1919 г. окончил медицинский факультет Санкт-Петербургского психоневрологического института.

В годы Первой мировой войны служил братом милосердия в психиатрической больнице в Сиворицах Петроградской губернии, затем работал в больнице в Гатчине, служил фельдшером в селе Петроградского уезда.

Работал в Педолого-рефлексологическом институте.

В 1919-1921 гг. работал в лаборатории труда Института по изучению мозга и психической деятельности, заведовал сектором психиатрии.

С 1921 г. преподавал на высших педологических курсах.

С 1922 г. работал в Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева, с 1939 г. - директор ЛНИПНИ.

В 1923 г. построил Институт трудового воспитания для больных (дефективных) детей и в течение года был его директором.

С 1929 г. был профессором, а затем возглавлял кафедру психологии ЛГУ.

В годы Второй мировой войны В.Н. Мясищев остался в Ленинграде, пережил блокаду, руководя при этом НИИ Бехтерева, где разместил временный госпиталь.

Был учеником В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского.

В конце 1910-х гг. занимался исследованиями трудовой деятельности человека и трудового воспитания детей.

В 1920-1930 х гг. выполнил большой цикл работ в области нейрофизиологии. Показал возможность исследования тонких переживаний не только с точки зрения их количественных, интенсивностных характеристик, но и оценки их качества, т.е. степени значимости для субъекта. Исследования кожно-гальванических показателей нервно-психического состояния человека привели к широкому применению этого метода в физиологических и психологических исследованиях здоровых людей, а также для изучения механизмов лечебного действия и эффективности психотерапии в клинике.

Несколько лет активно изучал психоанализ. Подтвердил некоторые выводы 3. Фрейда о сексуальных травмах как возможных источниках психических расстройств.

Исследователь проблем человеческих способностей и отношений.

Занимался исследованиями в области психологии личности (индивидуально-психологические особенности человека, типы личности, характер) и в области медицинской психологии. Личность и характер рассматривал как структурно-содержательное целое, определяемое условиями общественно-индивидуального развития. Разрабатывая концепцию личности, считал, что ее ядро составляет система отношений человека к себе и миру, формирующаяся в результате отражения действительности и взаимодействия со средой. Разработал психологию отношений и на её основе развил концепцию психогений и патогенетической, или психогенетической, психотерапии.

В годы ВОВ изучал влияние мозговых травм, ранений, разрабатывая вопросы последствий соотношений различных факторов в психическом отклонении.

В конце 1950-х - начале 1960-х гг. В.Н. Мясищев один из первых в отечественной психологии ввел в практику повседневной научно-исследовательской психодиагностической работы использование новых методов изучения личности, в том числе и тех, которые были разработаны за рубежом.

Мясищев Владимир Николаевич

Годы жизни:1892 -1973

Родина: Фридрихштадт (Российская Империя)

Мясищев Владимир Николаевич — российский психолог, невропатолог и психотерапевт.

Специалист по проблемам психофизиологии и клиники нервно-психических расстройств. Д-р медицинских наук, профессор. Чл.-кор. АПН СССР (1957).

Ученик В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского.

Директор Ленинградского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева (с 1939).

Одновременно в течение многих лет возглавлял кафедру психологии ЛГУ.

Окончил медицинский фак-т Петроградского психоневрологического ин-та (1919).

С 1919 по 1921 г. работал в лаборатории труда Института по изучению мозга и психической деятельности. Работы этого периода были посвящены исследованию трудовой деятельности человека и трудовому воспитанию детей.

В 1921 г. на 1-й Всероссийской конференции по научной организации труда и производства выступил с обоснованием необходимости особой научной дисциплины — эргологии.

ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА

. поставленной цели. Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека. Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более . годщ. ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА После обсуждения вопроса о формировании характера естественно теперь обратиться к выяснению того, как соотносятся характер и личность, тем более что .

Проблематику медицинской психологии М. разрабатывал на протяжении всей своей научной деятельности. В самом начале несколько лет активно изучал и практиковал психоанализ. Подтвердил некоторые выводы З. Фрейда о сексуальных травмах как источниках психических расстройств. В 1930—40-е гг. разработал клинико-патогенетическую концепцию неврозов, которая объясняла их возникновение и течение (но при этом не опиралась на психоанализ).

История психологии в лицах. Персоналии / под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко. под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005

Примеры похожих учебных работ

Описать психологию спорта как область психологии. Дать характеристику личности спортсмена .

. специфические свойства человека, отличающие его от животного Описать психологию спорта как область психологии. Дать характеристику личности спортсмена как субъекта спортивной деятельности. Психология спорта - это область психологической науки, .

Дисциплина: Психология развития человека

. которому, изучаемый материал базируется на научном понимании естественных и социальных процессов, согласуется с общими законами развития природы и человека; центрации на развитии личности, предполагающего, что изучение курса .

1 Роль науки в развитии общества.Научная деятельность, научные знания

. деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом. Основой разработки каждого научного исследования . психология, . научные исследования. Современные научные исследования преимущественно носят комплексный характер. . области .

Задания по психологии развития человека

. кто не имеет научной подготовки. Практический характер изложения, наличие конкретных . школьников Обучение как ведущая деятельность младшего школьника Общение младшего . опорой на знание возрастной психологии. Критерии оценивания: Показательность сюжетов .

Качество личности, дающее возможность выполнять творческую деятельность на таком .

. личности, дающее возможность выполнять творческую деятельность на таком уровне, какой недоступен для других, называется … . | одаренность+ | способность | гениальность | сензитивность | сенсибилизация ~ Метод, используемый для исследования . психологии, .

Современные исследования русского национального характера (К.Касьянова, П.И.Смирнов). .

Читайте также: