Музыкально хореографический образ доклад

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Гуня Алена Николаевна

Тема : Выразительные средства современного танца в создании хореографического образа.

Многие современные балетмейстеры делают в своих постановках акцент на технику, выдвигая ее на первый план, больше отталкиваются от физических и профессиональных возможностей исполнителей, отодвигая на второй план разнообразные выразительные средства современной хореографии, эмоционально и лексически обедняя танец и, тем самым, забывая о раскрытии хореографического образа.

Художественный образ – одна из основных категорий эстетики, которая характеризует присущий только искусству способ отображения и преобразования действительности. Образом также называется любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении.

Что же такое хореографический образ? Хореографический образ – целостное выражение в танце чувства и мысли, человеческого характера. Создавать хореографический образ – значит обрисовать в танце действие или характер, воплотить на основе правдивого выражения чувства, определённую идею. Это конкретный характер человека, проявляющийся в его отношении к окружающей действительности. Характер героя раскрывается на сцене в линии его поведения, в его действиях и поступках средствами хореографического искусства.

В современном танце, так же как и в народном, классическом, народно-сценическом, историко-бытовом и других танцах, суть состоит в том, чтобы воспитать творческую личность, мыслящую движениями, думающую своим телом и способную создать определенные художественные образы только с помощью движений и их композиций. Таким образом, на современном этапе развития хореографии способ рационального интеллектуального мышления становится не эффективным, сейчас хореограф должен овладевать аффективным и парадоксальным наглядно-образным мышлением, которое способно управлять индивидуальными способностями и эмоциями посредством превращения движений, выражающих эти эмоции и действия в пластический образ.

К современному танцу в настоящее время относятся все направления хореографии, которые были рождены в XX веке. В настоящее время существуют пять основных систем танца со своей эстетикой, школой и техникой исполнения: классический, народный, модерн-джаз, модерн и постмодерниский танцы (термин, предложенный И. Райнер для обозначения американского направления), или contemporary (термин, предложенный для обозначения европейского современного танца). Это те системы, которые имеют свою историю, свой эстетический модуль, свою технику, свою методику подготовки исполнителей, свой язык движений. Одновременно существуют и развиваются стили танца, к ним можно отнести: break dance, степ, хип-хоп. Эти направления имеют свою лексику, свою историю, но не имеют эстетической парадигмы или школы воспитания исполнителей.

Первопроходцами в современном танце называют четырех американских танцовщиц: Лои Фуллер (1862-1928), Айседору Дункан (1877-1927) и Рут Сен-Дени́ (1879-1968), а также канадку Мод Аллан (1873-1956). В начале ХХ века именно они пришли к отказу от классических канонов и поиску новых форм танца. Искусство было посвящено эмансипации танца и самих себя, а также настоящему творческому исследованию.

Современный танец, как и любой другой вид хореографии, имеет свои выразительные средства, используемые для создания сценического образа. Балетмейстер-постановщик и исполнитель исследуют язык движений, возможности тела создать свою индивидуальную хореографическую манеру.

Хореографическая лексика – это танцевальный язык, который состоит из движений, жестов, поз, мимики, относящихся к определенной танцевальной системе. Танцевальный язык для хореографического произведения столь же важен, как литературный язык для произведения литературы.

Современное танцевальное искусство вмещает в себя сплав различных выразительных средств, некоторые из которых присущи и другим видам хореографии (классическому, народному и т.д. танцам), а также имеет и свои специфические выразительные средства. Далее представлены выразительные средства современной хореографии, используемые для создания сценического образа:

пантомима и жест,

ритм и движение,

рисунок танца и работа в пространстве,

энергия движения, импульс,

синтез движений современного танца с другими видами хореографического искусства.

Таким образом, при создании хореографического образа необходимо по максимуму использовать выразительные средства современного хореографии: танцевальный язык, пантомиму и жест, работу в пространстве и музыкальность, которые будут являться помощниками раскрытия художественного образа внешнего и внутреннего мира человека.

Эйфман говорил, что не ставит движения, он ставит типы, характеры своих героев. Каждый герой – это свой внутренний мир, возле которого происходят страсти, какие-то внутренние трагедии. И для их воплощения нужны не только выразительные профессиональные тела, но и умение через движение, язык тела выразить смысл, передать эмоциональное состояние человека.

Движения, комбинации, технические усложнения являются средствами любого вида танцевального искусства, но танец мне может быть ради танца, его задача убежда т ь зрителя в том, что хореографическое искусство есть отображение жизни и способно помочь человеку постичь себя .

Читайте также: