Музыка в системе искусств доклад

Обновлено: 04.07.2024

Музыка возникла на низших ступенях общественного развития, выполняя преимущественно утилитарную роль — ритуальную, ритмическую в трудовой деятельности, способствуя при этом объединению людей в едином процессе. История музыки насчитывает тысячелетия, хотя первоначально она выступала в неразложимом единстве с поэзией и мимической пляской. Но с тех пор как возникла попытка теоретически осмыслить природу музыки, существуют разногласия и споры по этому вопросу.

. Характер и природа музыки как вида искусства в античном представлении

. Анализ воздействия музыки на человека в Новое время

. Европейское музыкальное искусство XIX в.

. Музыкальное искусство в XX в.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Список использованной литературы

Музыка возникла на низших ступенях общественного развития, выполняя преимущественно утилитарную роль — ритуальную, ритмическую в трудовой деятельности, способствуя при этом объединению людей в едином процессе. История музыки насчитывает тысячелетия, хотя первоначально она выступала в неразложимом единстве с поэзией и мимической пляской. Но с тех пор как возникла попытка теоретически осмыслить природу музыки, существуют разногласия и споры по этому вопросу.

Музыка — вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие и отличающийся прямым и особо активным действием на чувства людей. Главным выразительным средством здесь является звук и другие стороны и компоненты музыкальной формы: мелодия, полифония, гармония, ритм, композиция и т.п.

1. Характер и природа музыки как вида искусства в античном представлении

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Итак, сущность музыки у Платона в том, что она отражает душевные качества. Качество же музыки мыслитель связывает с характером человека: та музыка будет высокого качества, которая создает удовольствие для хороших людей. Хорошими людьми Платон считал людей с благородной душой и самых образованных.

Аристотель в музыке видел искусство подражательное. Он считал, что обладая ритмом и мелодией, музыка способна отображать гнев и кротость, мужество, умеренность и другие нравственные качества. Даже мелодия без слов, по мнению Аристотеля, заключает в себе этические свойства, не присущие другим видам искусства. Причину этого преимущества музыки Аристотель видел в том, что музыка способна возбуждать энергию, а энергию он считал признаком этического свойства.

Достоинством мелодии как важнейшей характеристики музыки Аристотель считал воспроизведение характеров. Подтверждает Аристотель это следующим образом. При слушании музыкальных ладов, существенно различающихся между собой, у разных людей возникают различные настроения. Миксолидийский лад вызывает подавленное настроение, дорийский — уравновешенное, фригийский действует возбуждающее.

Кроме того, считает Аристотель, музыка имеет еще более высокое назначение, Это разумное наслаждение, что, по мнению Аристотеля, делает ее учебной дисциплиной. Такой музыка является не только для юношества, но и для государственного деятеля, поскольку, ослабляя напряжение в душе, она наполняет его досуг благородным занятием и, в конечном случае, оказывается средством построения хорошего государства.

Однако еще до Платона и Аристотеля природа музыки интересовала Пифагора (580-500 до н. э.). Пифагорейцы усматривали в музыке подтверждение своей гипотезы о том, что число — сущность действительности и изучали математическую основу музыки, что привело к созданию акустики.

Эта наука установила, что все музыкальные звуки — следующие один за другим через определенные интервалы, — колебания воздуха, а высота звука зависит от длительности интервала.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Другая группа пифагорейцев исследовала собственно эстетический аспект, утверждая, что музыка является подражанием, а образцом ее — гармония небесных тел. Одновременно у пифагорейцев была доктрина о душе как гармонии. Этим пифагорейцы объясняли то особое удовольствие, которое человек получает, слушая музыку.

Душа отличается способностью к совершенствованию под воздействием музыки. Музыка, как проводник божественной мелодии, может настроить душу на извечную гармонию, и задача музыканта в том, чтобы эту гармонию передавать с неба на землю. Таким образом, будучи божественного происхождения, музыка запечатлевает эту божественность в душе слушателя.

Пифагорейцы различали два вида музыки — мужественную и мелодичную, вызывавшие соответствующие реакции в душах людей, благодаря чему музыка оказывалась неоценимым средством формирования характера и облегчения душевных мук.

Эти идеи пифагорийцев оказали влияние на формирование эстетических взглядов Платона, а также на всю последующую музыкальную эстетику.

Последователь Аристотеля Аристоксен (354-350 до н.э.), о котором уже в XX в. писали, что он совершил переворот в философии музыки, утверждал, что высшим критерием музыкальных звуков служит слух человека, а природа музыкального звука определяется не длиной струны, нужной для его звучания, а его динамическим взаимоотношением с другими звуками, воспринимаемым нашим слухом. Аристоксен построил новую систему гармонии, новую систему музыкальных строев.

2.Анализ воздействия музыки на человека в Новое время

В XVIII в., когда во Франции и Италии музыка становится доминирующим видом искусства, эстетики, в первую очередь французские, такие, как Дидро и Руссо ставят вопрос о национальных особенностях музыки.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Руссо восхищается итальянской музыкой как непосредственным отражением чувств и страстей народа, перенесенных в лирическую оперу. Ссылаясь на популярность итальянской музыки во Франции, Руссо вообще заявил о невозможности существования французской музыки, поскольку французский язык слишком монотонен и сух, а язык, по его мнению, является основой музыкальной мелодии.

Главным в музыке Руссо считал арию. Он видел в ней аналог пьесы, придающий единство и смысл всему произведению. Именно ария была сильнейшим и важнейшим элементом итальянской оперы, за что Руссо и превозносил ее. Справедливости ради следует отметить, что двадцать лет спустя Руссо отрекся от своих выпадов в адрес французской музыки. Однако его позиция была отражением напряженности, существовавшей в музыкальной культуре XVIII столетия.

Наряду с небывалым расцветом музыкальной культуры в Европе, в духе века Просвещения, отмеченного острыми дискуссиями по всем вопросам общественной жизни — религии, политики, культуры и искусства, — велись острые споры и по всем вопросам музыки.

В XVIII в. в Европе сложилось большое количество музыкальных школ и центров, наиболее известными среди которых были венская, лондонская, неаполитанская, парижская школы.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Повсеместно создаются музыкальные салоны, камерные оркестры. В 1750 г. во Франции впервые появляется кларнет, к струнным инструментам оркестра французский XVIII в. добавляет духовые инструменты — флейту, рожок, гобой, фагот — открытие оркестром Мангейма, познакомившего парижан с камерной немецкой музыкой, существование которой во Франции до этого игнорировали.

Наряду с инструментальной музыкой развивается опера, рождается новая форма музыкального спектакля — комическая опера, предложившая музыкальным гурманам тонкую патетику.

У истоков этого жанра были философы-эстетики, литераторы, драматурги. Они были недовольны некоторыми музыкальными жанрами и хотели дискуссий о музыке, подобных тем, что они вели о политике, науке, религии.

. Европейское музыкальное искусство XIX в.

Музыкальная жизнь Европы в XIX в. была насыщенной и разнообразной. Один перечень имен европейских композиторов первой величины занял бы несколько страниц. А. Адан, Л. ван Бетховен, В. Беллини, Г. Берлиоз, Ж. Бизе, Р. Вагнер, К.М. Вебер, Дж. Верди, Г. Доницетти, Л. Делиб, К. Дебюсси, Э. Лало, Р. Леонкавалло, Ф. Лист, П. Масканьи, Дж. Мейербер, Ж. Массне, Дж. Пуччини, Дж. Россини, М. Равель, С. Франк, Г. Форе, Р. Шуберт, Р. Шуман, И. Штраус-отец, Р. Штраус, Ф. Шопен.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В XIX в. расширяется европейская география музыки, и достойное место среди итальянских, австрийских, французских композиторов занимает венгр Ференц Лист (1811 — 1886), гениальный пианист-виртуоз, создатель нового направления в пианизме и как пианист по сей день никем не превзойденный.

Появление феномена Листа расширило содержание музыкальной эстетики. Стало очевидно, что в музыке, в отличие от изобразительного искусства, существуют и играют большую роль такие понятия, как исполнительство и интерпретация. В определенных условиях исполнитель превращается в соавтора композитора.

Основными музыкальными центрами в Европе по-прежнему оставались Италия, Париж и Вена. И господствующие там музыкальные направления, как правило, были взаимоисключающими, в силу чего музыкальная жизнь века была не только разнообразной, но и напряженной.

Прежде всего, в этот период музыка отставала от развития литературы и пластических искусств. Тогда как первые тридцать лет века изобилуют в Париже новыми поэтическими шедеврами, а оригинальность писателя В. Гюго и художника Э. Делакруа вызывает скандалы, музыкальный горизонт остается безоблачным и не обеспокоенным никакими новациями, никакой борьбой мнений.

Безусловно, на такое поведение оказали влияние и взгляды Руссо, критиковавшего Рамо и прославлявшего Перголези, утверждавшего приоритет мелодии над симфонией.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

С этого момента в Париже начинается период музыкального эксперимента, покончивший с безраздельным владением вкусами публики и оперными сценами изысканной и легкой оперной мелодии.

Р. Вагнер утвердил свою концепцию лирической драмы, основанной на синтезе поэзии и музыки. Вагнеровский эксперимент приводит к подчинению музыки и музыкального языка различным музыкальным школам.в. — это век совершенствования музыкальной оперной формы, развития ее все более органичной связи с текстом, но это и век совершенствования интерпретации музыкальных произведений, что было связано с совершенствованием исполнительского, дирижерского мастерства.

Несмотря на свою специфику, на свой идеальный характер, в XIX в., как и в веке предыдущем, музыкальное искусство существовало в условиях напряженной полемики по профессиональным проблемам.

Утверждаются новые эстетические идеи и на смену Вагнеру, Верди, Сен-Сансу приходит новое поколение музыкантов, тяготеющее к таким музыкальным направлениям, как веризм, символизм, импрессионизм и экспрессионизм. Выразителями новых музыкальных идей в начале века были французские композиторы Клод Дебюсси и Морис Равель, немецкий композитор Рихард Штраус, норвежский композитор Эдвард Григ и финский композитор Ян Сибелиус.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Как и произведения Дебюсси, произведения Р. Штрауса в начале века принимались не с первого раза и вызывали сомнение даже у крупных специалистов-музыковедов, таких, как Р. Роллан. Экспрессионизм влиятельный в начале века в музыке, после Первой мировой войны развивается в двух направлениях: неоклассицизм, (музыка Р. Штрауса) и додекафонизм, представленный в творчестве А. Шёнберга (1874-1951), теоретика экспрессионизма и основоположника атональной музыки. После Первой мировой войны Шёнберг разработал двенадцатитоновую систему музыкальной композиции — додекафонию. В своих вокальных произведениях он заменил пение йотированным говором. Это нечто среднее между обычной речью и музыкальным речитативом. Для достижения желаемого звучания додека-фонисты использовали магнитные и электронные инструменты.

Конструктивизм отрицал эмоциональность в музыке. На основе этого принципа известный французский деятель культуры Кокто (1889-1963) объединил вокруг себя композиторов Д. Кюрея, Д. Мийо, А. Онеггера, Ж. Орит, Ф. Пуленка, Ж. Тайфыа. Это объединение в 1920 г. получило название «Шестеркам Сам Кокто, человек всесторонне одаренный — поэт, художниц, театральный режиссер, кинорежиссер, сценарист, романист был сторонником сюрреализма.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Пришедший во второй половине XX в. в европейскую культуру стиль постмодернизма затронул и музыкальное искусство.

В этот период популярно было также сонорное направление в музыке, для представителей которого особенно важным является не высота звука, а тембр (окраска звука). В поисках новых музыкальных красок сторонники сонористики играли на тростях, на пиле, хлопали по деке, играли палочками по струнам рояля. Родоначальник сонорной музыки — польский композитор К. Пендерецкий. Российский композитор Альфред Шнитке (1934-1998) темы жизни и смерти, веры и скепсиса воплотил с помощью полистилистики, коллажа в своих симфониях, инструментальных концертах, сонатах.

музыка эстетический искусство

В музыкальном творчестве, если иметь в виду и его исполнительскую сторону, больше, чем в других видах первоначальных искусств, присутствует коллективность. Вот почему понятие фольклора ассоциируется, прежде всего, с музыкой, песней и стихами, также связанными с музыкальным началом.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Музыкальную речь, состоящую из ряда интонационных единиц, можно рассматривать как образно-познавательную деятельность сознания, связанную с выражением звукообразов, звуко-идей. Эстетическое восприятие музыкальной интонации предполагает её сопряжённость с человеческой речью, а через неё и с человеческими мыслями и чувствами. Это обстоятельство позволяет воспринимать музыкальное отражение души и разума человека.

Вторая сторона специфики восприятия и понимания музыкального образа состоит в особенностях его гносеологического статуса. У музыкального искусства есть объективная основа. Но лежит она не в натуралистическом воспроизведении эмоций, не в воссоздании звуковых картин предметного мира, не в перенесении акустических явлений в область музыкального мышления. Человек интонирует о мире и о себе с помощью исторически сложившихся средств музыкальной выразительности, часто называемых музыкальным языком. Интонируемая музыкальная мысль всегда обличена в форму музыкального языка и от этого превращается в художественный язык — особый язык человеческого общения.

Менялась форма музыкальных произведений, тональная система, мелодия, гармония, оркестровка. Но, тем не менее, лучшее, что было создано в XIX, XX вв. и создается в XXI в. любимо и является ценностью.

Список использованной литературы

1.Астафьев Б. Музыкальная форма как процесс.- СПб.: Музыка, 2007 — 400 с.

.Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура. — М.: Знание, 2006 — 225 с.

.Тельчарова Р.А. Музыка и культура (личностный подход). — М.: Знание, 2007 — 279 с.

Реферат на тему: Музыка как вид искусства
Реферат на тему: Музыка как вид искусства

Музыка - это искусство интонирования смысла, поскольку природа музыки не столько звук (звук как акустическое, физическое явление), сколько интонация - от тона, интонации человеческой речи, несущей смысл, мысль.

Как известно, музыкальное искусство - одно из самых чувственных искусств. Он оказывает сильное эмоциональное воздействие, с одной стороны, заряжает наши эмоции, обладает способностью вызывать особый подъем чувств, может вызывать прямую физиологическую реакцию, не влияющую на интеллект в виде ритмичных движений тела, на С другой стороны, он разряжает, способствует очищению, катарсису, успокаиванию и умиротворению.

Музыка (греч. Musa - муза). Музыка - это искусство, которое воздействует на человека посредством звуковых образов, отражающих его различные переживания и окружающую его жизнь.

В отличие от пространственного искусства (живопись, скульптура, архитектура) музыка, наряду с хореографией, театром и кино, относится к временным видам искусства. Одна из главных особенностей музыки в том, что она действительно существует только в исполнении, в живом звуке.

Музыка окружает человека с древних времен до наших дней. Особенно много музыки звучит сегодня - в эпоху радио и телевидения, в эпоху грамм-аудио и видеозаписи, когда концерты так доступны, и практически каждый может научиться играть на музыкальном инструменте.

Мы слышим самые разные звуки на улице, в транспорте, на работе, дома. Природа встречает нас множеством звуков: листья деревьев шелестят на ветру, кузнечик щебечет в траве, дятел стучит по стволу дерева. Человек настолько привыкает к звукам, что некоторые замечает только тогда, когда они исчезают (возможно, вы случайно проснулись из-за того, что часы перестали тикать после остановки).

Музыка - это искусство звука. Своими особыми средствами он передает впечатления об окружающем мире. Он может заставить слушателя почувствовать свет или тьму, дневную летнюю жару или ночную прохладу.

Основными элементами и выразительными средствами музыки являются мода, ритм, метр, темп, динамика громкости, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка.

Понятие и содержание музыки

Музыка, которая изначально развивалась в тесной связи с литературой и танцами. Здесь отражение действительности и воздействие на слушателя достигается с помощью специально организованных звуковых комплексов. Музыка - это не столько образ объективного мира, сколько отражение чувств и мыслей человека. Музыкальный образ лишен прямой видимости, но все это как бы соткано из человеческих чувств. Его природа - это эмоциональное переживание и идея, окрашенная чувством, выраженная через особые звуки, основанные на интонации человеческой речи.

Ритм, мелодия и гармония - три основных элемента музыки, удачное сочетание которых определяет хорошее качество музыкального произведения. Ритм - основная характеристика музыки, временное расположение нот. В классическом произведении редко можно услышать без мелодии и гармонии. Но он может существовать самостоятельно, скажем, в барабанной дроби африканских племен.

Еще один важный аспект в музыке - метр. Это регулярное и даже повторение музыкального рисунка. Пьесы с одинаковым размером могут иметь совершенно разные ритмы.

Мелодия или мотив - это душа музыки. Мелодия состоит из одной или нескольких музыкальных фраз, вплетенных в композицию. Мелодия не только придает определенный характер музыкальному произведению, но и в его повторении и трансформации является наиболее узнаваемой чертой музыкальной формы.

Мелодия не существует без ритма, и редко можно найти в музыке, особенно в классической музыке, мелодию без гармонии. Последнее определяется формой и структурой мелодии. Считается, что наиболее близкими к мелодии, лишенной ритма и гармонии, являются средневековые монашеские песнопения. В целом музыкальное произведение, как правило, представляет собой синтез всех названных элементов: ритма, мелодии и гармонии.

Музыку чрезвычайно сложно описать словами, и ее нельзя определить, поскольку прослушивание музыки - это очень субъективный опыт. Сотни определений музыки были записаны на протяжении веков, но большинство из них либо содержат восхищение неземной красотой музыки, либо стремятся свести ее форму искусства к простой научной формуле. Вот некоторые из них: музыка - глаза слуха (Томас Дракс, начало 17 века); музыка - единственное чувственное наслаждение, не содержащее порока (д-р Сэмюэл Джонсон, 17 век); музыка - тайная и бессознательная математическая проблема души (Г. В. Лейбниц, 17 в.); музыка - единственный шум, за который нужно платить (А. Дюма, XIX век); музыка - универсальный язык человечества (Генри Лонгфелло, 19 век); музыка - это искусство мышления звуками (Жюль Комбарье, XIXXX вв.); музыка - это такая же арифметика звука, как оптика - это геометрия света (Клод Дебюсси, XIX-XX вв.).

На фоне приведенных выше утверждений наиболее интересными, однако, являются размышления о музыке Генриха Гейне (XIX век), пытавшегося уловить всю сложность и противоречия выразительной формы музыкального произведения. Он считал, что музыка находится на полпути между мыслью и явлением, между духом и материей, это что-то вроде нечеткого посредника, похожего и не похожего на эти полярности - духа, который требует выражения во времени, и материи, которая может обходиться без пространства.

Это делает музыку временным видом искусства, основными жанрами которого являются инструментальная и вокальная, сольная и ансамблевая, оркестровая и хоровая музыка.

Музыкальные функции

Функции музыки как вида искусства представляют собой разветвленную систему. Музыкальная культура, как и культура в целом, играет важную социально-психологическую роль. Он направлен как на общество в целом. Так и для отдельного человека, будучи инструментом формирования личности. В зависимости от того, каким социальным силам служит музыкальное искусство, какие художественные тенденции оно развивает, оно может служить мощным средством очеловечивания человека или, наоборот, средством подавления в нем человеческого начала.

Из приведенного выше утверждения о рефлексивной природе музыкального искусства следует прежде всего познавательная функция музыки. Музыку можно рассматривать как одну из форм познания, как форму отражения действительности в сознании человека. Человек также является основным объектом музыкальной рефлексии, поскольку музыка способна передавать богатое и разнообразное психологическое содержание, прежде всего эмоциональные переживания и образ мышления человека. Но музыка также отражает социальную жизнь, которая нас окружает.

Одна из важнейших функций музыки - образовательная. Музыка участвует в формировании духовного мира человека, его мыслей и чувств, его представлений о реальности и отношения к ней. Воспитательное воздействие музыки осуществляется не прямым и не навязчивым образом, а через развитие у человека чувства прекрасного, привитие ему определенного состояния души, соотнесенного с тем или иным аспектом действительности. Также следует отметить, что образовательная функция музыки осуществляется через различные жанры, как через произведения высокого искусства, так и через музыку, звучащую в повседневной жизни, связанной с повседневной жизнью человека (песня, танцевальная музыка и т. д.). Образовательное воздействие этого пласта музыкальной культуры особенно важно для общества, поскольку оно адресовано широким слоям населения.

Музыка может выполнять организующие и мобилизующие функции, призывать человека к определенному действию. Пример тому - народная трудовая песня, которая не только облегчила, но и украсила трудовой процесс. Функциональная музыка используется для аналогичных целей на современных предприятиях. С одной стороны, он задает ритм совместной деятельности, с другой - способствует созданию комфортных условий труда с психологической точки зрения. В годы Великой Отечественной войны массовая песня была мощным мобилизующим орудием, призывавшим людей к подвигам, помогавшим им переносить тяготы войны.

Более того, наиболее важной общей функцией любого вида искусства, в частности музыки, является эстетическая. Музыка доставляет человеку удовольствие, является предметом его удовольствия и развлечения, активизирует его жизненный тонус. Эти чувства переживаются на разных психологических уровнях. Прежде всего, это прямое сенсорное удовольствие - форма оценки музыки, которая соответствует уровню восприятия психики, восприятию звукового материала и способам его организации. Эмоциональный уровень поднимается выше этого - более духовный, но все же связанный с прямыми звуковыми структурами музыки. Наконец, высшая форма художественно-эстетической оценки - это как бы очищенная от чувственности духовная радость, соотнесенная с восприятием и усвоением воплощенных в музыке образов, идей и настроений. Все это вместе способствует эстетизации действительности посредством музыки.

Существенная черта музыкального искусства отражается в его компенсаторной функции. Это следует из его основного эстетического назначения.

Компенсирующую функцию музыки можно понимать в том смысле, что человек восполняет с ее помощью определенные недостатки своего существования. В первую очередь, можно говорить о компенсации недостатка впечатлений и переживаний.

Коммуникативная функция соотносится с компенсирующей функцией музыки. Посредством музыкального искусства (когда оно воспринимается и находится в процессе создания музыки) люди в значительной степени компенсируют отсутствие общения и взаимопонимания. При этом речь идет об особом общении, основное содержание которого - эмоциональный контакт и эмоциональная эмпатия.

3. Умение отображать мысли человека с помощью музыки.

Музыка в звуковых образах выражает в целом основные жизненные процессы. В произведениях Бетховена звучат отголоски тяжелых военных событий, величественных походов и побед, интонации и ритмы революционных маршей. Это финал его Пятой симфонии. Ромен Роллан назвал эту музыку эпосом славы, музыкой военных действий и грандиозных триумфов.

Музыка возникла на низших ступенях общественного развития и играла преимущественно утилитарную роль: сначала она была ритуально-суггестивной, а затем мелодия, повторяя ритм рабочих движений, облегчала их и поощряла труд; ритм служил для объединения людей в единый процесс. Вначале музыка была неразрывно связана с литературой. Поэтическое произведение было напевно, напевно. Музыка была синтезирована с танцем.

Аристотель писал, что нравственный смысл музыки заключается в том, что под ее влиянием мы испытываем чистое удовольствие - истинную любовь или ненависть.

Шкала европейской музыки состоит из семи основных тонов. Одновременное объединение трех или более тонов создает аккорд. Основа музыки - интонация. Структура музыки - это ритм и гармония, которые в своем сочетании дают мелодию. Громкость, тембр, темп, ритм и другие элементы также играют важную смысловую роль в музыке. Эти знаки составляют музыкальную фразу, музыкальный образ, а их система образует музыкальный текст. Музыкальный язык - это иерархия уровней: отдельные звуки, звуковые комбинации, аккорды. Важнейшими элементами и выразительными средствами музыкального языка являются мелодическая и интонационная структура, композиция, гармония, оркестровка, ритм, тембр, динамика.

Музыкальный образ лишен прямой видимости живописи и конкретности слова. Он не передает точных концепций, не создает визуально воспринимаемых картинок, не пересказывает события.

Музыка близка к архитектуре и огромному значению в ней ритма, формы, далекой от форм самой жизни, а также высокой степени художественной абстракции от конкретного жизненного материала, включенного в образ в "выстреленная" форма, и возможности отражения не столько отдельных сторон и особенностей жизни, сколько ее сути и духа.

Краткая история музыки, основных школ и представителей

Вся история развития музыкального искусства - это развитие разных сторон единого звукового пространства.

Сегодня о музыке далекого прошлого можно судить по сохранившимся остаткам музыкальных инструментов, старинным рельефным изображениям, маленьким фигуркам, словесным текстам гимнов и песнопений, свидетельствам древних историков. Ритуалы племен, все еще сохраняющих первобытнообщинный строй, очень помогают историкам музыки.

Уже в древности четко сформировались две концепции возникновения музыки. Согласно первой точке зрения, музыка возникла из желания имитировать звуки природы - пение птиц, крик животных, шум воды, свист ветра. По второму - от крика, от желания выбросить накопившиеся эмоции радости или горя. Обе концепции успешно просуществовали до наших дней, обусловив разделение единого музыкального мира на живописный и выразительный.

В древнем мире музыка - это всегда толпа. Причем, чаще всего это не только слушатели, но и исполнители. Сегодня считается, что музыкальная культура, например, Древнего Египта - это культура больших масс. В придворных церемониях приняли участие до тысячи музыкантов. Выступать вместе с такой публикой довольно сложно. Музыкантами нужно умело управлять. И постепенно в Египте (аналогично тому, что наблюдается в других странах) появляется уникальное искусство хирономии, которое возникает из непроизвольных движений певцов во время выступления.

Большое развитие получили приветственные восклицания за поэтические тексты, праздничные песни-прославления в исполнении хоров. Они часто сопровождались органом и трубами. Была известна инструментальная музыка (ансамбль) цимбалистов и трубачей.

Вплоть до IX века. Византийская музыка играла заметную роль в Европе. Она проникла в Рим, Франконию, Южную Италию, Ирландию.

Однако многие достижения музыкальных теоретиков Древнего мира так и остались чисто теоретическими построениями. Время их воплощения в звуках наступит позже, в Средние века.

Музыка Средневековья и Возрождения была неразрывно связана с религиозно-поэтическими текстами (написанными на соответствующих текстах и ​​сопровождаемыми их исполнением), а также с религиозной эстетикой (отстраненно возвышенной или драматической в ​​религиозном смысле - переживанием ужаса. и страх загробной жизни, переживание божественной тайны и восторга, смешанные со страхом и т. д.). Музыка Средневековья и Возрождения была полифонической, и одни голоса не совпадали по интонации с другими.

Венская классическая школа и ее самые выдающиеся мастера Йозеф Гайдн (1732–1809), Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) и Людвиг ван Бетховен (1770–1827) оказали огромное влияние на музыкальное искусство Европы. Венская классика переосмыслила и заставила по-новому звучать все музыкальные жанры и формы. Их музыка - высшее достижение эпохи классицизма по совершенству мелодий и форм.

Основоположником русской классической музыки был М. И. Глинка (1804–1857). По своему вкладу в развитие музыкальной культуры Глинка занимает в литературе место, равное Пушкину. Основой его стиля была народная музыка, в первую очередь русская.

Середина 19 века стала временем зарождения нового музыкального жанра - оперетты - легкой оперы, включающей в себя танец и диалог (заимствованный из комической оперы). Родина оперетты - Франция, ее основоположниками были композиторы Ф. Эрве и Ж. Оффенбах.

Для европейской музыкальной культуры ХХ века характерны две основные тенденции: связь с классикой и дальнейшее развитие классической музыкальной культуры, а также стремление к новым средствам звукового выражения. Первая тенденция проявилась в итальянской опере.

Заключение

Музыка - это искусство, которое воздействует на человека посредством звуковых образов, отражающих его различные переживания и окружающую его жизнь. В отличие от пространственного искусства (живопись, скульптура, архитектура) музыка, наряду с хореографией, театром и кино, относится к временным видам искусства. Одна из главных особенностей музыки в том, что она действительно существует только в исполнении, в живом звуке.

Ритм, мелодия и гармония - три основных элемента музыки, удачное сочетание которых определяет хорошее качество музыкального произведения.

Музыкальные функции:

  • познавательная функция музыки - музыку можно рассматривать как одну из форм познания, как форму отражения действительности в сознании человека;
  • образовательная - музыка участвует в формировании духовного мира человека, его мыслей и чувств, его представлений о действительности и отношения к ней;
  • музыка может выполнять организующие и мобилизующие функции, призывать человека к определенному действию;
  • эстетический - музыка доставляет человеку удовольствие, является объектом его удовольствия и развлечения, активизирует его жизненный тонус;
  • компенсирующая - человек восполняет определенные недостатки своего существования;
  • коммуникативная функция - посредством музыкального искусства (при восприятии и в процессе воспроизведения музыки) люди во многом компенсируют отсутствие общения и взаимопонимания.

Для европейской музыкальной культуры ХХ века характерны две основные тенденции: связь с классикой и дальнейшее развитие классической музыкальной культуры, а также стремление к новым средствам звукового выражения.

Список литературы

  1. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник. - М .: Высшее. шк., 2006. - 511с.
  2. Борисова Е.М., Джохадзе Н.И., Смирнов Ю.Б., Ивлев В.Ю. Культурология. - М .: МЭСИ, 2006. - 88 с.
  3. Иоффе А.И. Статьи по истории культуры. / Пер., Сост. и вошел. Изобразительное искусство. Д.В. Сильвестрова; Комментарий. Д.Е. Харитонович. - М .: Прогресс - Традиция, 1996. - 416 с.
  4. Маркова А. Н. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов. - 2-е изд., Перераб. И доп. - М .: ЮНИТИ, 2004. - 600 с.
  5. Розин В. М. Культурология: Учебник. - 2-е изд., Перераб. И доп. - М .: Гардарики, 2004. - 462 с.

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

Музыка - сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности. Роль музыки в эстетическом воспитании заключается в развитии у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного.

ВложениеРазмер
statya_muzyka_v_sisteme_iskusstva.doc 30 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Музыка в системе искусства.

Музыка - сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности. Роль музыки в эстетическом воспитании заключается в развитии у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного.

Искусство становится мощным фактором гуманизации личности, поскольку стимулирует развитие духовной сферы, формирование целостной картины мира в соответствии с каноном прекрасного, выработанным человеком.

Музыкальное искусство, оказывая сильное эмоциональное воздействие, с одной стороны заряжает наши эмоции, с другой — разряжает, способствует очищению, катарсису, успокоению и умиротворению.

Приобщение к музыкальному искусству в ансамбле танца осуществляется музыкальными руководителями и педагогами на занятиях по хореографии, праздниках и развлечениях. Поэтому педагоги должны иметь специальное образование, а также необходимые знания о специфике возраста.

Само музыкальное искусство, его особенности, выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке.

2. Обогащать впечатления детей

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности навыки в области пения, ритмики, танца и игры на детских инструментах.

4. Развивать общую музыкальность детей

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса.

6. Развивать творческое отношение к музыке

Таким образом, необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому, развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности.

Танцевальные занятия под музыку хорошо влияют на общую культуру поведения ребенка. Исполняются произведения различного характера, меняются виды деятельности, чередуются учебные задания. Во время игры или занятия каждый ребенок должен соблюдать определенный порядок, организованность, быстроту реакции, кому – то уступить, кому - то помочь. Все это воспитывает культуру общения, поведения, коллективизм, т. е. создает условия для формирования нравственных качеств личности ребенка.

Музыка на занятиях хореографии имеет познавательное значение. Она отражает многие жизненные явления, которые обогащают детей представлениями об обществе, о природе, о быте и традициях. Концертмейстер ансамбля танца поддерживает, формирует даже незначительные еще творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение. Педагог придает деятельности ребенка поисковый характер, а поиск всегда требует умственной активности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Музыка в системе воспитания.

Статья учителя музыки высшей квалификационной категории МБОУ гимназии 11

г.Железнодорожного Московской области

Устиновой Елены Юрьевны.

- Представитель философской и эстетико-педагогической мысли в эпоху античности – Аристотель, разработал целостную систему музыкально-эстетического воспитания детей, включавшую четыре предмета: музыку, изобразительное искусство, грамматику и гимнастику. Аристотель особое внимание уделял музыке, выдвигая своеобразное обоснование нравственного воздействия музыки на психику человека. Аристотель первым из античных философов и педагогов подчеркнул необходимость практической музыкальной деятельности в процессе обучения детей. Наряду со слушанием музыки, опыт игры на музыкальных инструментах, пение является, по мысли Аристотеля, неотъемлемой частью музыкального воспитания подрастающего поколения.

В России еще в XVIII в. выдающиеся деятели русской культуры А.Н. Радищев, Е.Р. Дашкова и Н.И. Новиков призывали к серьёзному отношению в деле музыкального воспитания, к глубокому изучению музыкального искусства, последовательным и систематическим занятиям.

Возникновение и стремительное развитие российской теории музыкального образования и воспитания относится к ХIХ веку. Появление консерваторий, музыкальных школ, музыкальных обществ, теоретических трудов, посвященных музыкальному образованию, привело к подъёму музыкальной педагогики. Во многих учебных заведениях (кадетских корпусах, губернских гимназиях, женских институтах) вводились обязательные музыкальные занятия.

Музыкальные педагоги России конца ХIХ – первой половины ХХ века С.И. Миропольский, А.И. Пузыревский, С.В. Смоленский утверждали, что способности могут развиваться в соответствующей деятельности и стремились доказать необходимость и возможность всеобщего музыкального образования.

Василий Александрович Сухомлинский:

«Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.

Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Слушая музыку, человек познает себя, и познает, прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, что бы быть прекрасным, и если в нем есть что – то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка.”

Практически все выдающиеся деятели педагогики и музыкального образования подчеркивали необходимость построения целостной системы музыкального образования в массовой школе.

Особую роль в музыкальном образовании ХХ столетия сыграли музыкально-педагогические концепции К. Орфа и З. Кодая. Эти музыкальные педагоги считали, что музыкальные представления, начиная с элементарного уровня, накапливаются по мере общего созревания личности и поэтому важно следить, чтобы музыкальное развитие не отставало от общего развития.

Ведущими принципами концепции З. Кодая стали следующие:

- в процессе образования музыке отводится центральная роль;

- хороший музыкальный вкус воспитывается с детства;

- задача школы – приобщение к серьёзной музыке;

- ежедневное пение развивает тело и душу;

- основой музыкального воспитания является народная музыка;

- пение и движение должны быть связаны;

- музыкальное воспитание положительно воздействует на развитие разнообразных способностей ребёнка.

В высказываниях Белинского четко выражено его отношение к музыкальному искусству и проблеме музыкального воспитания:

Одним из первых в России предпринял практические шаги в деле музыкального просвещения и образования Владимир Федотович Одоевский - выдающийся русский музыкальный ученый и публицист, и общественный деятель. В многочисленных, талантливо написанных статьях, Одоевский выступал активным популяризатором и пропагандистом выдающихся достижений русской музыкальной классики духовного направления.

Среди наиболее видных и последовательных поборников детского музыкального воспитания в России конца 19 века можно назвать:

Е. Альбрехта, К. Вербера, В. Гутора, В. Корганова, А. Маслова, В. Шацкую, представителей славной семьи Гнесиных. В их работах подчеркивается общественное значение музыкального, духовно-нравственного воспитания, говориться о необходимости обязательного повсеместного и общедоступного музыкального образования, которое сможет выявить и развить скрытые таланты. Главную задачу музыкально - педагогических учреждений В. Корганов, как и другие авторы, видит в распространении музыкального образования в обществе.

Начало 20 века приносит интересный и ценный опыт в практической музыкальной педагогике. Появляются первые методисты- практики школьного музыкального воспитания.

ШАЦКАЯ Валентина Николаевна- советский педагог, пианистка и деятель в области музыкально-эстетического воспитания. Заложила основы советской системы музыкально-эстетического воспитания, включающей дошкольное, школьное, внешкольное воспитание. Определяла понятие эстетического воспитания как часть гармоничного воспитания личности.

Главную задачу общего музыкального воспитания В. Шацкая видела в том, что с помощью самого искусства можно вырастить людей, понимающих музыку, получающих истинную радость и духовно-нравственное развитие от общения с ней.

Проблема преподавания музыки в школе, как носителя духовно-нравственного воспитания, всегда стояла остро перед педагогами. Несмотря на общие тенденции каждый преподаватель решал ее в большинстве индивидуально. Видный деятель музыкального просвещения Н.М. Ковин считает: « Для того чтобы музыкальное образование было полным и отражалось на духовно-нравственном развития детей, необходимы:

1) развитие способности воспринимать музыку и возможно интенсивнее переживать возбуждаемые ею эмоции;

2) развитие необходимых как для этого, так и для воспроизведения в той или иной форме музыкальных произведений способностей и умения;

3) усвоение нужных для этого знаний.

Эти три стороны музыкального образования неразрывно слиты между собой. Исполнение или преобладание какой либо из них делают само музыкальное образование неполным, односторонним. Программой, которая предусматривает равномерное воздействие на все три стороны в продолжении всего учебного курса школы, является программа Д.Б.Кабалевского.

Работа большинства общеобразовательных школ основана на программе Д.Б. Кабалевского. Он внес величайший вклад в развитие методики музыкального воспитания школьников, создав систему и концепцию музыкального воспитания. Программу Д.Б. Кабалевского, с методической точки зрения, можно назвать фундаментальной, основополагающей, ведь она содержит множество положительных принципов: тематизм, последовательность, принцип взаимосвязи жизни и искусства, связь с другими предметами. И ни для кого не секрет, что принципиально нового в методике музыкального воспитания еще никто не придумал.

Урок музыки, особенно в младших классах, должен очищать душу ребенка от психологического напряжения, снимать стресс, настраивать на волну радости, счастья, удовольствия.

Как отмечает психолог Лев Семенович Выготский, природа катарсиса (возвышение, очищение, оздоровление) заключается в том, что в процессе восприятия произведений искусства происходит уничтожение тяжелого жизненного переживания его прекрасной формой. Поэтому произведение драматического или трагического характера также должны включатся в обучение детей, т.к. они несут определенный терапевтический эффект. С другой стороны, для установления душевного равновесия, для успокоения детей нужно слушать или пропевать мелодии, несущие образы спокойствия и безмятежности.

Уроки музыки как уроки нравственности ориентированы не на сумму знаний, обучение основам музыкальной грамоты, сольфеджио, не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на духовное становление. Музыка включается в общую систему духовного формирования личности человека.

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания.

Музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти. Радостная, бодрая, героическая музыка поднимает настроение, возбуждает, повышает работоспособность. Спокойная, лирическая - снимает напряжение, успокаивает, устраняет гнетущую усталость.

Музыка - это искусство. Музыка обладает несравнимыми ни с каким другим видом искусства возможностями. Она обладает силой наибольшего эмоционального воздействия на человека.

Остановимся кратко на вопросе специфики музыкального искусства, выделим его основные и неповторимые черты.

Музыка – интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого является человек и окружающий его мир.

Развиваясь в процессе звукового общения, музыка была вначале неразрывна с речью и танцем. Она приспосабливалась к ритму трудовых движений, облегчала их, объединяла людей единым стремлением. Как живописец подражает формам и краскам природы, так и музыкант подражает звучанию - интонациям, тембру, модуляциям голоса. Однако суть музыки не в звукоподражаниях и изобразительных моментах.

Музыка, в отличие от пространственных искусств (живопись, скульптура и т.п.), которые обладают средствами объективного изображения действительности, представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей (музыкальный образ лишен непосредственной, конкретной видимости,, но он динамичен по своей природе и обобщенно, звуковыми средствами выражает существенные процессы жизни).

В связи с этим содержанием музыки прежде всего является эмоциональная сторона психических переживаний человека, и только через эти переживания происходит отражение образов окружающей действительности. Музыка углубляет эти образы и ярко раскрывает их содержание.

Сила воздействия музыки на человека заключается в ее способности в определенные моменты сближать людей в едином настроении, переживаний, порыве, вызывать чувства любви, веселья, торжества, гордости, печали, ненависти.

При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его. Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает ее преобразованию, изменению. Музыка проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства, позволяет осмысливать судьбы личности и состояние мира.

Одним из главных средств создания музыкального образа является мелодия, организованная ритмически, обогащенная динамикой, тембром и т.п., поддерживаемая сопутствующими голосами.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Характер воздействия музыкального сочинения зависит от того, насколько конкретизировано его содержание. С этой точки зрения различают музыку со словесным текстом, программную и непрограммную чисто инструментальную музыку.

К первой относят песню, романс, хор, кантату, ораторию, оперу и др.

Программа и музыка программного сочинения находятся в единстве. Как нельзя оторвать чувства человека от его мышления, поскольку не существуют абстрактные чувства, так нельзя разрывать программу и выражающую ее музыку.

К непрограммным инструментальным произведениям относятся, например, соната, квартет, трио, прелюдия и т.д. Содержание непрограммной музыки составляют эмоции. Насыщенная живыми интонациями, выражающими определенные человеческие переживания, она отражает реальную жизнь, которая является источником этих переживаний, но отражает через эмоции. Итак, непрограммная музыка выражает только эмоциональное содержание. Но это содержание обязательно есть. Им определяются особые познавательные возможности музыкального искусства. Музыка не дает новых конкретных фактических знаний, но она может углубить имеющиеся, эмоционально насытив их.

Особенности музыки как искусства, по мнению Н. Ветлугиной:

- возможность отображать переживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ — это выливается в торжественные и радостные звуки музыки; поет солдат в походе — песня придает особое бодрое настроение, организует шаг; мать скорбит о погибшем сыне — печальные звуки помогают выразить горе.

- другая особенность музыки — объединить людей в едином переживании, стать средством общения между ними

- еще одна ее особенность. Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания.

- еще одна особенность музыки — воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребенок сосредоточивается, затихает. Но вот раздается бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания.

Музыка - самое сложное из искусств. Особенности музыки как искусства отражения не только простых, но и очень сложных эмоций, как искусства выражения многогранных отношений человека к миру и самому себе делают содержание и язык музыки закрытым для человека на ранних этапах его развития. Ребёнка надо постепенно ввести в мир музыки, помочь ему понять содержание музыкальных художественных образов, а значит, дать возможность их пережить.

Читайте также: