Музыка в храмовом синтезе искусств от прошлого к будущему доклад

Обновлено: 05.07.2024

На протяжении всего периода существования человечества существует и искусство. В масштабах всего общества, искусство – особый способ познания и отражения действительности, часть духовной культуры человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

Каждый вид искусства говорит на своем языке о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о красоте мира и души человека, о комичности и трагичности жизни. Различные виды искусства взаимно обогащаются, постоянно взаимодействуя друг с другом. Такое единение и взаимосвязь называют синтезом искусств.

Синтез таких видов искусств как архитектура, музыка, декоративно-прикладное искусство, монументальное искусство, скульптура, религиозная живопись находит свое воплощение в культовых постройка – Храмах. Издавна образ Храма содержал в себе выходящую за пределы человеческого сознания идею Божественного и в то же время вбирал все представления о мироустройстве в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам, иудаизм). Храм для верующего человека является земным жилищем неземного и вездесущего Бога, местом общения с Богом через молитву, местом единения с Богом через таинство, местом спасения души.

Огромный и сложный мир Православного Храма открывается каждому из нас по-своему. Одному – глубиной святоотеческой мысли, другому – возвышенной красотой фресковой росписи и иконописи, а кому-то – торжественностью и величием обрядов.

Каждый Православный Храм неповторим. Вспомним о величественном Храме Христа Спасителя – самом крупном Кафедральном Соборе России. Он относится к числу так называемых обетных Храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Этот необыкновенный Храм был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России, как памятник мужеству русского народа в борьбе с Наполеоновским нашествием 1812 г.

Автором проекта был русский архитектор К. А. Тон, который посвятил Храму Христа Спасителя почти полвека. Имея характерный для России силуэт пятиглавого собора, Храм в плане представлял собой равноконечный крест с выступами в углах. Над созданием Храма под руководством К. А. Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени.

Свой вклад внесли архитекторы Н. В. Дмитриев, И. С. Каминский, И. И. Свизяев, К. К. Рахау, А. И. Резанов. Уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии Художеств В. Суриковым, Т. Неффом, Н. Кошелевым, Г. Семирадским, И. Крамским, В. Верещагиным, П. Плешановым, В. Марковым. Авторами фасадных скульптур были П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский, Н. Пименов, П. Ставассер. Врата Храма были исполнены по моделям графа Ф. Толстого. Известны имена каменных дел мастеров, которые вели работы: К. Анисимов, М. Филиппов, Рябков.

Скульптурное и живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство, выражающее все милости Господни, ниспосланные молитвами праведников на Россию. Поэтому на всех стенах Храма были помещены фигуры святых заступников, кто потрудился для утверждения веры православной, а также князей русских, положивших свои жизни за свободу и целостность России. Имена доблестных героев были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма.

В Храме Христа Спасителя был собственный хор – один из лучших в Москве. В Храме звучали голоса Ф. Шаляпина и К. Розова. Исполнялись произведения П. Чайковского, А. Архангельского, П. Чеснокова, А. Кастальского.

В 1931г. Храм Христа Спасителя по решению ЦИК СССР был уничтожен.

Считалось, что эти строки, ходившие в 1931 г. в списках, написал академик Н. В. Арнольди.

В 1999г. новый Храм Христа Спасителя был восстановлен как условная внешняя копия первоначального архитектурного шедевра.

Полное единение архитектуры, скульптуры, религиозной живописи, декоративно-прикладного искусства, религиозного пения, звуков органа присутствует в величественном образе католического Храма.

Обратимся к конкретному образу – Римско-католическому собору непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Это самый большой католический Храм России, один из двух действующих Храмов Москвы. Собор был построен в начале 20 столетия на средства польской общины Москвы и католиков других городов России. Проект архитектора Ф. О. Богдановича - Дворжецкого был выполнен в неоготическом стиле. Прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстере, а прообразом купола явился купол кафедрального собора в Милане. Планировка собора крестообразная.

На шпиле центральной башенки Храма установлен крест. В притворе собора находится скульптурное изображение Креста Господня с Христом Распятым. Стрельчатые оконные проемы украшены витражами, которые делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром.

В пресвитерии собора, на стене апсиды находится Распятие. По обе стороны от Распятия установлены 2 гипсовых фигуры – Матери Божьей и Евангелиста Иоанна. Обе скульптуры выполнены подмосковным скульптором С. Захлебиным. В 2005 г. в соборе установлен новый орган, подаренный лютеранским собором швейцарского города Базель.

Примечателен образ древнего буддийского Храма. Древние Храмы в виде пагод (ступ) возникли в древней Индии. Они имели форму перевернутой чаши. В фундамент таких построек замуровывали буддийские реликвии, священные писания, драгоценности.

В древнем Китае, а впоследствии и в Японии, пагоды трансформировались в высокие многоярусные башни с далеко выступающими и загнутыми кверху карнизами крыш. На кровлях подвешивали многочисленные колокольчики, которые защищали святилище от проникновения злых духов.

В состав храмового комплекса входили пагоды, колокольня, зал для проповедей, библиотека, зал для медитаций, помещение – жилище монахов и трапезная. Буддийские Храмы были украшены настенной живописью, живописными свитками и скульптурами, отображавшими образы Будды, образы богов-хранителей, гневных и благостных, а также буддийских святых. Буддийская скульптура – деревянная, бронзовая, глиняная и лаковая – служила неотъемлемой частью буддийского ритуала, объектом молитвенного поклонения. Древние буддийские Храмы становились произведениями зодчества и центрами многих искусств – архитектуры, садово-паркового искусства, скульптуры, живописи, каллиграфии, декоративно-прикладного искусства.

Обратимся к образу одного из самых крупных буддийских памятников на земле – Храму Боробудур. Храм расположен на острове Ява в Индонезии, построен между 750 и 850 гг. Боробудур выстроен в форме ступы, которая напоминает гигантскую мандалу. Эта мандала отражает схему мироздания в соответствии с буддийскими представлениями. Фундамент ступы квадратный со стороной 118метров. У ступы имеются восемь ярусов, пять нижних – квадратные, а три верхние – круглые. На верхнем ярусе расположено72 малых ступ вокруг большой центральной ступы. Каждая ступа в форме колокола с большим количеством украшений. Внутри ступ помещены статуи Будды.

Сотни лет Храм лежал под слоем вулканического пепла. В 1984г. Боробудур был восстановлен при содействии ЮНЕСКО. В настоящее время Храм является местом паломничества и молитв. По мере совершения ритуального обхода каждого яруса, паломники знакомятся с жизнью Будды и с элементами его учения. А прикосновение к каждому Будде из ступ на верхнем ярусе, через выемки в ступе, согласно поверьям, приносит счастье.

В религиозной культуре ислама главным священным сооружением является мечеть. Мечеть – это мусульманское молитвенное архитектурное сооружение. С точки зрения мусульманина мечеть – это модель и символ мира. Архитектура мечети символична. Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства – открытый двор и затененный молитвенный зал. Великий купол мусульманской мечети символизирует единого Бога – Аллаха. Башни, находящиеся рядом с мечетью – минареты – его пророка Магомета.

Художественный стиль ислама – декоративный. Мусульмане на протяжении многих веков считали святотатством изображать человеческий облик или образы животных. Мусульманские святыни обильно украшались сложнейшими орнаментальными композициями, в которых гармонично взаимодействовали элементы растительного и геометрического орнамента. Также каллиграфическое искусство в мусульманских странах было доведено до совершенства. Арабская вязь, возникшая в Ираке, первоначально использовалась как способ украшения мечетей. Ею же переписывали священные тексты.

Одной из крупнейших в мире мусульманских святынь является мечеть Джами Масджида (Пятничная или Соборная мечеть), находящаяся в Индии. Это строение поражает величием своей архитектуры и законченностью. Высшая точка мечети находится на высоте 61,3 м. Высота боковых минаретом достигает 41 м. Внутри мечети – просторный молельный двор площадью в 400 кв. м.

Для верующих эта мечеть имеет особое значение. Здесь хранятся бесценные реликвии мусульманского мира: тапок пророка Мухаммеда, отпечаток его ноги на камне, рыжеватый волос из его бороды, глава Корана, начертанная под его диктовку и осколок надгробья, некогда стоявшего над могилой пророка.

Проблема национальной культуры становится сегодня особенно острой. А между тем, возникновение, развитие и существование искусства разных народов мира обладают удивительным сходством. Это свидетельствует об общечеловеческих законах искусства, которые находят свое воплощение в архитектуре, оформлении храмов, в религиозных обрядах и ритуалах, музыкальном сопровождении богослужения. Храмовый синтез искусств являет нам представление человека о самом себе, о мире, о той роли и мисси, которая предначертана каждому из нас в этом мире.

Образ России с древних времён ассоциировался с церковью, с колокольным звоном, с церковным пением. Храмовый синтез искусств — взаимодействие слова, иконописи, хорового пения, архитектуры, внутреннего убранства помещений, в которых совершаются религиозные обряды, — глубоко воздействует на человека, его чувства, эмоции и мысли. Церковь никогда не остаётся в стороне от главных событий человеческой жизни. В храме совершаются таинства крещения и причастия, венчания и благословения человека в последний путь. Частью уклада жизни всегда были церковные праздники: Рождество Христово, Пасха, Троица, Благовещение и др. Каждый из православных праздников посвящён важнейшим событиям жизни Иисуса Христа и Божьей Матери или памяти святых угодников. Праздничные дни отличаются от обыкновенных дней особенными торжествами, обрядами и церемониями.

Важнейшей особенностью православного богослужения является хоровое пение без сопровождения (a capella). Оно сопровождает все части службы: литургию (обедню), вечерню и утреню (в канун больших праздников — всенощное бдение). Каждому событию годового богослужебного цикла соответствует свой круг песнопений — восьмигласие — цикл напевов (гласов), смена которых происходит на воскресной всенощной службе.


В православном богослужении до XVII в. господствовало одноголосное пение — знаменный распев, на смену которому пришло многоголосие. Во второй половине XVIII века получил распространение духовный концерт — многочастное хоровое сочинение с контрастными приёмами изложения, образцы которого представлены в творчестве М. Березовского и Дм. Бортнянского.


Самой простой манерой исполнения богослужения является чтение нараспев Евангелия и Пророчеств (псалмодия), а самым торжественным песнопением службы — кондак, широкий распев, украшенный мелодическими вставками, в которых строфы, исполняемые солистом, перемежаются хоровыми рефренами. Наряду с кондаком распространены такие жанры, как тропарь, стихира, величание — песнопения, выражающие содержание праздника, главные черты события или прославляющие святых. Церковные напевы — плавные, спокойные, либо гимнического характера, обычно небольшого диапазона — позволяют верующим сосредоточиться на текстах Евангелия. В церковном пении слышатся искренность, чистота и возвышенность чувств.

Храмовый синтез искусств : от прошлого к будущему

Первый слайд презентации: Храмовый синтез искусств : от прошлого к будущему

ВЫПОЛНИЛА УЧЕНИЦА 6А КЛАССА СОРОКИНА АРИАНА

Храмовый синтез искусств : от прошлого к будущему

Слайд 2

Русская духовная музыка. В X веке, а точнее в 988 г., произошло очень важное событие для русского народа - Крещение Руси. Киевский князь Владимир(Красно Солнышко) по примеру своей бабушки-княгини Ольги провозгласил на Руси христианскую веру, веру в единого Бога-Иисуса Христа.Обряд крещения киевлян Происходил в водах Днепра.

Храмовый синтез искусств : от прошлого к будущему

Слайд 3

Прежде чем избрать веру, князь Владимир отправил в разные страны послов. Красота богослужения увиденная ими в Греции, входивший в состав государства Византии, потрясла их. Этот восторг запечатлен в древних летописях. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали- на небе или на земле мы : ибо нет такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмёт потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве. Церковное песнопение 31

Храмовый синтез искусств : от прошлого к будущему

Слайд 4

Слайд 5

Для записи древней церковной музыки на Руси употреблялась специальная нотация, которая называлась знаменной (от славянского слова знамя- знак ).Запись музыки осуществлялась безлинейными знаками. Позднее знаменная нотация получила название крюковой, по названию одного из главных её знаков- крюка.

Храмовый синтез искусств : от прошлого к будущему

Слайд 6

Слайд 7

Богоматерь Икона XVII века Русская церковная музыка была частью храмового синтеза искусств, воздействовала на чувства и мысли верующих людей наряду с красотой храма, иконописи, обряда богослужения.

Храмовый синтез искусств : от прошлого к будущему

Слайд 8

Глагол таинственный небес, Тебя лишь сердце разумеет Н.Львов В Русской православной церкви с середины XVII в. Стало распространяться многоголосной пение. Так как количество голосов в пении колебалось от трёх до сорока восьми, то сочинение и исполнение такой музыки требовало большого мастерства- знания вокальных возможностей человеческого голоса, искусства управления хором. В XVII в. в русской музыке появился новый жанр- многоголосный духовный концерт. Максим Созонтович Березовский (1745- 1777) прожил короткую жизнь, всего тридцать два года. Музыкальные творения этого замечательного русского композитора XVIII в. долгие годы не были известны профессиональным музыкантам и любителям музыки. Музыкально одарённый ребёнок был привезён в Петербург из маленького городка Глухова, что на Украине. Всестороннее дарование позволяло М. Березовскому не только петь, но и играть на различных инструментах (в том числе и народных), сочинять музыку. Талантливого молодого придворного композитора отправляют за государственный счёт на учёбу в Италию, в Болонскую филармоническую Академию. Титул члена Академии был почетным: он давал право быть капельмейстером- руководителем хорового коллектива или оркестра. Здание Придворной певческой капеллы в Петербурге.

Храмовый синтез искусств : от прошлого к будущему

Слайд 9

Максим Созонтович Березовский

Храмовый синтез искусств : от прошлого к будущему

Слайд 10

Последний слайд презентации: Храмовый синтез искусств : от прошлого к будущему

Храмовый синтез искусств, слайд 1

Цели и задачи:
Знакомство с храмовым синтезом искусств Духовно- нравственное воспитание, православное просвещение Овладение всем богатством родной культуры , характерное всесторонне развитой личности Приобщение к культуре малой Родины

Слайд 3

Храмовый синтез искусств, слайд 3

Синтез искусств — органичное соединение разных искусств или видов искусств в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Храмовый синтез подчиняет единому замыслу элементы архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, словесного творчества, музыки, а также обрядовые действия и выступает как организующее начало. В эпоху мрачного средневековья главными очагами культуры были монастыри и храмы. Там писали летописи, творили иконы, пели богослужебную музыку, создавали шедевры зодчества. На примере Свято – Георгиевского женского монастыря, мы попытаемся наглядно доказать, что храм является синтезом всех видов искусства.

Слайд 4

Храмовый синтез искусств, слайд 4

История создания Свято – Георгиевского женского монастыря

Слайд 5

Храмовый синтез искусств, слайд 5

Слайд 6

Храмовый синтез искусств, слайд 6

Слайд 7

Храмовый синтез искусств, слайд 7

Слайд 8

Храмовый синтез искусств, слайд 8

11 апреля 2006 года Священным Синодом Русской Православной Церкви на Кавказских Минеральных Водах (на КМВ) был официально открыт Свято-Георгиевский женский монастырь с назначением монахини Варвары (Шурыгиной) настоятельницей монастыря.

Слайд 9

Храмовый синтез искусств, слайд 9

Архитектура и оформление храма
Общий вид на центральный марш, ведущий к соборной площади, и на соборный ансамбль с его Георгиевским храмом, колокольней и водосвятной часовней.

Слайд 10

Храмовый синтез искусств, слайд 10

Паперть – это главный вход в собор
Устройство купольного храма
Основание - кубическое
Главный купол
Барабан
Портал - боковые двери

Слайд 11

Храмовый синтез искусств, слайд 11

Слайд 12

Храмовый синтез искусств, слайд 12

Слайд 13

Храмовый синтез искусств, слайд 13

Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной Церкви
Три главы знаменуют Святую Троицу
Одна глава знаменует единство Бога.
Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа.
Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света.

Слайд 14

Храмовый синтез искусств, слайд 14

Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов.
Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов.
Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.
Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов.

Слайд 15

Храмовый синтез искусств, слайд 15

Цвет купола тоже символичен: золотой - символ небесной славы, храм посвящен Христу
Голубые и синие – Пресвятой Богородице

Слайд 16

Храмовый синтез искусств, слайд 16

Слайд 17

Храмовый синтез искусств, слайд 17

Слайд 18

Храмовый синтез искусств, слайд 18

Слайд 19

Храмовый синтез искусств, слайд 19

Слайд 20

Храмовый синтез искусств, слайд 20

Молитва Федоровской Божией Матери О Пресвятая Владычице Богородице и ПриснодевоМарие, единая надежно нам грешным, к Тебе прибегаем и Тебе молим, яко велиеимаши дерзновение пред родшимсяот Тебе по плоти Господом Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Не презри слез наших, не возгнушайся воздыханий наших, не отрини скорби нашея, не посрами упования нашего на Тя, но матерними молениями Твоими умоли Господа Бога, да сподобит нас грешных и недостойных свободитися от грехов и страстей душевных и телесных, умрети миру и житии Ему единому во вся дни живота нашего. Пресвятая Владычице Богородице, путешествующим спутешествуй, и ограждай, и охраняй оныя, избави плененных от пленения, свободи страждущих от бед, утеши сущих в печалех, скорбех и напастех, облегчи нищету и всяко злостраданиетелесное, и даруй всем вся потребная к животу, благочестию и жизни временней. Спаси, Владычице, все страны и грады, и сию страну и сей град, имже сия чудотворная и святая икона Твоя дадеся во утешение и ограждение, избави я от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, и отврати всякий гнев на ны праведно движимый. Даруй нам время на покаяние и обращение, избави нас от внезапныя смерти, и во время исхода нашего предстани нам явльшися, Дево Богородице, и избави нас от воздушных мытарств, князей века сего, сподоби на Страшном судищи Христовом стати одесную и соделай нас снаследники вечных благ, да славим во веки великолепое имя Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным Его Отцем и Святым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
По преданию, Феодоровская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Кем и когда она принесена в Россию – неизвестно, но уже в XII веке икона находилась в часовне недалеко от города Городца и считалась чудотворною.

Слайд 21

Храмовый синтез искусств, слайд 21

Молитва Георгию Победоносцу Святый, славный и всехвалъныйвеликомучениче Христов Георгие! Собраннииво храме твоем и перед иконою твоею святою покланяющиисялюдие, молим тя, известный желания нашего ходатаю: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и да укрепит же данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разрушит силы возстающих враг, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имамы Божественную помощь; и всем в скорби и обстоянии сущим многомощное яви твоезаступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и твое исповедуем предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Слайд 22

Храмовый синтез искусств, слайд 22

Архитектура, скульптура, живопись, таинство литургического действа в православном храме соотносятся с хоровым пением без сопровождения (акапелла)

Слайд 23

Храмовый синтез искусств, слайд 23

Певучесть Слова, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей и храмов, монументальность, сдержанная пластика скульптур, звучащая церковная музыка с ее строгими и возвышенными мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства — все это вызывает высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии,рождает стремление к истине и идеалу. Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и одухотворение.

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Читайте также: