Музейный цех фарфора доклад

Обновлено: 30.06.2024

Год назад 17 марта 2011 года в день рождения русского предпринимателя Ивана Емельяновича Кузнецова, монополиста фарфорового производства на Северо–Западе России в Великом Новгороде открылся первый объект индустриального туризма – уникальный объект ?Музейный цех фарфора?.

Уникальность проекта состоит в том, что в едином пространстве представлены элементы технологической линии по изготовлению фарфора, элементы музеефицированного фарфорового производства, коллекция новгородского фарфора из фондов музея, архивные документы и материалы.

Экспозиция ?Музейный цех фарфора? создана в рамках проекта ?Синий кобальт уходит в музей? в течение 2010-2011г. В 2010 году этот проект стал победителем VII грантового конкурса музейных проектов ?Меняющийся музей в меняющемся мире?, который проводит Благотворительный фонд В. Потанина при поддержке Министерства культуры РФ и оперативном управлении Ассоциации менеджеров культуры (АМК). В 2011 году проект ?Синий кобальт уходит в музей? Государственного музея художественной культуры Новгородской земли был назван лучшим реализованным музейным проектом конкурсного сезона 2010-2011 гг.

За этот период в неиспользованном помещении западного корпуса Десятинного монастыря на средства гранта Благотворительного фонда В. Потанина при поддержке Министерства культуры РФ, а также на бюджетные средства, выделенные по программе ?Культура Новгородской области?, и благотворительные пожертвования удалось провести ремонтно-реставрационные работы и создать экспозицию – впечатление, где мультимедиа-?чудеса? сочетаются с авторскими инсталляциями.

Выбор темы фарфора для создания новой отдельной экспозиции не случаен. Ведь, как известно, на территории Новгородской губернии до 1917 года находилось 6 стекольных и фарфоровых заводов. Преуспевающим владельцем фарфоровых предприятий был Иван Емельянович Кузнецов, семья которого в начале XX века стала монополистом фарфора на севере России. Уникальная технология и изысканная роспись фарфоровых изделий, выпускаемых на этих заводах, впоследствии стали визитной карточкой мастеров Новгородской земли. В настоящее время производство фарфора в области продолжается только на ООО ?Фабрика И.Е. Кузнецова на Волхове? в Чудово. Да и то это в основном вещи массового потребления: сувенирные кружки с изображением памятников Санкт-Петербурга, Новгорода и других городов, простые тарелки и чашки. На заводах ?Пролетарский фарфор? (п. Пролетарий) и ?Возрождение? (п. Бронница) производства и вовсе прекращены, а заводы признаны банкротами.

- Сегодня много говорится о том, какой именно должен быть бренд Новгородчины: кто-то предлагает бересту, другие вечевой колокол, - говорит директор музея художественной культуры Новгородской земли Юлия КОЛОМЫЦЕВА. - Но не стоит забывать, что в советское время одним из таких брендов Новгорода и была как раз фарфоровая посуда, особенно с синим кобальтовым покрытием. ?Синяя посуда?, как называли её в народе, была не только в каждой новгородской семье, но и в домах у многих россиян. Имеено её привозили из города на Волхове многочисленные туристы. Ведь предметом музейного показа не обязательно должен быть лишь объект, связанный с историй Древнего Новгорода. История фарфорового производста на Новгородчине не менее интересна и богата.

На момент создания экспозиции в фондах Государственного музея художественной культуры Новгородской земли находилось около 1200 единиц хранения. Среди них помимо предметов, выпускаемых на поток, есть и уникальные авторские сервизы и отдельные изделия, датированные началом XX века. Если раньше посетители могли видеть порядка 3% этой уникальной коллекции, то в новой экспозиции представлено большая часть имеющихся в коллекции музея.

В создание экспозиции приняли участие и оказали финансовую поддержку также 17 фирм и организаций Великого Новгорода. Благодаря такой поддержке и слаженной работе партнёров в сжатые сроки удалось провести ремонтно-реставрационные работы. Теперь, переступив порог с виду ничем не примечательного каменного здания, вы попадаете в …горн. То место, где на заводе происходит процесс обжига фарфоровой посуды.

Посетители могут видеть все процессы создания фарфоровых произведнйи искусства – от глины до росписи посуды и сувениров. Помимо большой коллекции фарфора, здесь представлено и настоящее заводское оборудование. А современное мультимедийное оборудоние позволяет словано на машине времени перенсетись в заводской цех. Наример, ?Пропадающая стена?, имитируящая кирпичную кладку стены горна, совмещенная с экраном с переменной прозрачностью, позволит познакомиться с фарфоровым производством: интерьерами, оборудованием, технологией. ?Заглянув? в язычок – задвижку ?пироглаз?, позволит увидеть процесс обжига изделий внутри печи (горна). Сенсорынй экран, вмонтированный в стену, позволяет посетиетлям самостоятельно познакомиться с историей появляения фарфора в мире, получить информацию о том или ином изделии. Автором художественного проекта выступил музейного цеха фарфора – член Правления Гильдии художественного проектирвоания России Леонтий Озерников.

И ещё, самое интересное: в рамках мастер – классов посетителям предоставлена возможность самостоятельно расписать готовую фарфоровую форму под руководством профессионального художника и забрать изделие с собой.

За год работы Музейного цеха фарфора значительно выросло количество экскурсионных групп. Этот объект вошел в программу иногородних туров Санкт-Петербурга и Москвы. Благодаря отклику новгородцев фонды музея пополнились на 1200 единиц, в том числе уникальным ?кузнецовским? фарфором конца XIX века. Сейчас сотрудники музея продолжают работать над проектом с целью расширения его до уровня хорошего туристического продукта. Сегодня ?Музейный цех фарфора? - самый современный объект показа в Новгородском регионе. Экспозиция оборудована аудиогидами.

Завтра на территории Десятинного монастыря в 15.00 пройдёт музейный праздник ?Фарфоровый перезвон? для школьников п.Бронница, где на протяжении длительного периода фарфоровый завод ?Возрождение? был градообразующим предприятием.

Адрес:
Десятинный монастырь 3, Великий Новгород, Новгородская область, 173007

Режим работы:
10:00 – 17:30
Выходной: Пт

Open: 10:00 a.m. – 5:30 p.m.
Closed: Fri

100 roubles (adults)
50 roubles (students)

Мастер-класс:
взрослый – 250 руб.,
льготный – 200 руб.,
дошкольники – 150 руб.

GPS-координаты:
58.51758200, 31.26351100


в обычные дни


Экскурсии по экспозиции проводятся по Вс в 15:00, мастер-классы проводятся по Вс в 16:00.

Мастер-классы также можно заказать индивидуально в любое удобное время.

Экспозиция открыта для индивидуальных туристов во время, свободное от посещения групп.

Экскурсионное обслуживание пока возможно только по предварительной записи для малых групп (от 1 до 20 человек) с соблюдением рекомендаций по социальной дистанции.


В музее есть аудиогиды на русском языке!

Уникальность экспозиции в том, что в едином пространстве представлены элементы технологической линии по изготовлению фарфора, элементы музеефицированного фарфорового производства, коллекция новгородского фарфора, архивные материалы.

Внимание! Музейный цех фарфора приглашает посетить познавательные программы:

Для музыкального оформления использованы произведения С. В. Рахманинова.


в обычные дни


Экскурсии по экспозиции проводятся по Вс в 15:00, мастер-классы проводятся по Вс в 16:00.

Мастер-классы также можно заказать индивидуально в любое удобное время.

Экспозиция открыта для индивидуальных туристов во время, свободное от посещения групп.

Вывеска

По дороге к выставке нас встретили забавные фигуры людей:

Люди

Один как будто ловит капли дождя и восхищается ими, даже молится.

Капли дождя

А второй взирает на все равнодушно. Хотя может скульптур задумывал что-то другое.

Равнодушие

История Новгородского фарфора можно проследить по клеймам. От купечества до СССР.
Первый фарфор в XVIIIв. производился купцом первой гильдии Иваном Кузнецовым. У него было три завода - Волховский, Бронницкий, Грузинский.
В 1918г. заводы были национализированы и появился "НовГубФарфор".
В 1921г. по инициативе рабочих (. ) были переименованы в "Пролетарий".

Кузнецов

Производили как необычные изделия, так и простые белые тарелки.

Тарелки

В Советское время заводу в Великом Новгороде было разрешено расписывать фарфор золотом. Велся отдельный учет слюды, продукции и даже тряпок о которые вытирали кисти после росписи золотом.

Посуда

Новгородцы гордятся кобальтовой посудой. Тут не кобальтовая сетка, как в знаменитом Петербургском фарфоре, а полное покрытие.

Кобальтовый фарфор.

Фарфор

Помню у моей бабушки были такие фигурки.

Шут

Изделия

Чайник

Вот формы для изделий.

Фантазии

Металлические "держалки", чтобы изделие не деформировалось во время обжига.

Чайник

Необычно оформленная стена. Думаю сделать такое на даче.

Стена

Дополнительно оплатили мастер-класс росписи по фарфору.
Милая девушка рассказала, как расписывается фарфор, как обжигается.

Как расписывается фарфор

Сам мастер-класс проходил в печи, где раньше обжигался фарфор. Я думала, будет настоящий процесс нанесения краски и обжига. Но нет.

Роспись

Расписывали обычными красками. Если помыть художества, то все смоется. Блюдечки очень маленькие. Рисовать, можно было как объяснял мастер или свой дизайн. Вот, что получилось, пусть остаётся на память.

Тарелка Великий Новгород

Тарелка

Тарелка роспись солнце

Тарелка

Из плюсов - эти тарелочки можно повесить, есть дырочка для крючка.

Дырочка

Резюме:
- выставка стоимость 120 руб. (оценка 4)
- мастер класс стоимость 250 руб. (оценка 3+).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1.3 . Императорский фарфоровый завод имени Ломоносова……………………………………………………. 5

2.1 Изделия из фарфора ……………………………………………. 5

2.3. Сувенир из холодного фарфора своими руками…………. ………………………….5

Цель исследовательской работы:
Узнать, какой вклад внёс М. В. Ломоносов в развитие фарфорового дела в России.

Проследить, как зарождалось производство фарфора в России.

Узнать, какой вклад внёс М. В. Ломоносов в развитие фарфорового дела в России.

Найти информацию об изделиях Императорского фарфорового завода имени М. В. Ломоносова в наши дни.

Сделать выводы по работе.

История производства фарфора в Росии

Нужно было подходить к решению этой проблемы с другого конца . Императорский фарфоровый завод , основанный в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу дочери Петра Великого императрицы Елизаветы стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе.

1.2 Вклад М. В. Ломоносова в развитие фарфорового дела в России.

Для суждения о работах Ломоносова по технологии фарфора сохранились весьма ограниченные материалы, еще более скудные, чем по химии и технологии стекла. В них записаны рецепты его фарфоровых масс и качество получавшегося фарфора после обжига. [8].

По всей вероятности, фарфором Ломоносов занимался менее продолжительное время, чем стеклом. Однако и в области технологии фарфора его работы так же вполне оригинальны, как и в области стеклоделия. Объясняется это не только том, что Ломоносов не хотел заимствовать что-либо со стороны в своих исследованиях по фарфору, но и тем, что не смог бы этого сделать. В его время достоверных и надежных знаний по технологии фарфора было так мало, что Ломоносов не мог воспользоваться чем-либо существенным для своих исследований в этой области. То достоверное, что знали на немногих фарфоровых фабриках, было строго засекречено и скрыто от непосвященных [10].

Наступивший 1750 г. застает Ломоносова за исследовательской работой над получением фарфора и стекла.

27 апреля этого года он подает в Канцелярию Академии Наук рапорт, в котором отчитывается о своей работе за первую треть года. [11].

Ломоносов избрал для своих работ по фарфору гжельскую глину, о свойствах которой он знал по опытам других.

Глины гжельского месторождения находили применение в промышленности также и после работ Ломоносова и Виноградова; они подвергались неоднократному исследованию и описанию различными исследователями.

Общим для всех фарфоровых масс Ломоносова является то, что они двухкомпононтные . Все массы сходны в том, что состоят из глины и кварцсодержащего компонента.

Кварцевые материалы Ломоносов вводит либо горным хрусталем, либо кварцем; он подвергает их той или иной предварительной обработке - обжигу-промывке, отмучиванию и различной степени измельчению.

Часть образцов из этой серии была испорчена при обжиге по вине муфеля, который был изготовлен на стекольном заводе и при нагреве погнулся и лопнул. [12].

Иногда находятся лучшие образцы фарфора Ломоносова, позволяющие нам сделать вывод, что он успешно решил задачу получения своего фарфора.

Ломоносов подобрал режим обжига фарфора. Он получил, наконец, такие образцы фарфора, которые по белизне, блеску и прозрачности были лучше саксонского, считавшегося лучшим в Европе до появления русского фарфора. Фарфор Ломоносова был получен им самостоятельно, путем исследовательской работы, исключавшей какое-либо подражание. [13].

Фарфор Ломоносова двухкомпонентный, но отличается по своему составу от двухкомпонентного китайского, составленного из неизвестных европейцам во времена Ломоносова материалов Фарфор Ломоносова отличается и от современного типичного фарфора. [14], [15].

Ломоносов пробыл в 1762 г. директором фарфоровой фабрики менее месяца и был освобожден от этой должности, вероятно, вследствие своего отказа.

2. Императорский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова в наши дни.

В наши дни Императорский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова продолжает дело русских мастеров фарфорового дела. Его изделия славятся на весь мир и могут удовлетворить вкус даже самых взыскательных любителей фарфора.

Процесс изготовления фарфоровых изделий весьма сложен. К примеру, чтобы получить одну готовую чашку, необходимо выполнить до 80 технологических операций. В целом, на заводе сохранена основа технологии производства классического фарфора, разработанная еще в середине ХVIII века Д. И. Виноградовым.

Фарфоровая масса изготавливается из тонких смесей каолина (белой глины), кварца, полевого шпата и других алюмосиликатов и включает до 40 различных добавок.

3. Основное сырье:

кварц, полевой шпат, пегматит;

Широкую мировую известность заводу принесла ручная высокохудожественная роспись. Целый ряд изделий декорируется натуральным золотом с нанесением гравировального рисунка. Многие сервизы, вазы и почти вся анималистическая скульптура декорируются подглазурными красками. Широко применяется сочетание насыщенного подглазурного кобальта с яркими надглазурными красками и золотом, что придает особый эффект продукции ИФЗ.

Запланированный ввод в строй нового литейно–формовочного цеха и установка в нем оборудования для современных технологий. Уже сегодня на заводе успешно осваивается современная технология компьютерного 3D моделирования, которая позволит значительно сократить время изготовление новых моделей для производства фарфоровых изделий, а значит появится возможность чаще обновлять ассортимент

В настоящее время завод выпускает около 4000 наименований изделий по форме и росписи. Э

Практическая часть.

Оборудование: сковорода, деревянная лопаточка, стеки, кисточка.

Материалы: холодный фарфор, акриловые краски, клей ПВА, кукурузный крахмал.

Смешиваем крахмал и клей ПВА 1:1 и нагреваем на сковороде до образования комка. Массу остужаем и вымешиваем.

Даём заготовке высохнуть 1 день.

Раскрашиваем акриловыми красками. (Приложение 2)

История фарфора в России уходит корнями глубоко в прошлое. Многие великие люди, такие как царь Пётр 1, М. В. Ломоносов внесли свой вклад в развитие этого дела. И по сей день мы не перестаем восхищаться изделиями из фарфора. Он плотно вошёл в нашу жизнь. В каждом доме найдутся тарелки, вазы, сервизы, чашки, которые являются, как необходимыми в быту предметами, так и украшением интерьера.

Фарфор пришёл в Россию с Петром 1.

М. В. Ломоносов разработал свой рецепт изготовления фарфора, тем самым внёс необходимый вклад в развитие фарфорового производства в России.

Узнали, какие изделия выпускает Императорский фарфоровый завод в наши дни.

Читайте также: