Алексий 2 патриарх доклад

Обновлено: 03.07.2024

В миру Ридигер Алексей Михайлович, родился 23 февраля 1929 года в городе Таллине в семье Михаила Александровича Ридигера и Елены Иосифовны, урожденной Писаревой (1902 - 19 августа 1959).

С 7-летнего возраста прислуживал в церкви под руководством своего духовного отца, протоиерея Иоанна Богоявленского. В 1944-1947 годы был иподиаконом - сначала у архиепископа Павла (Дмитровского), а затем у епископа Исидора (Богоявленского). Обучался в Таллинской средней школе.

В 1945 году ему было поручено подготовить к открытию Таллинский Александро-Невский собор для возобновления в нём богослужения (собор в оккупационное время был закрыт).

С мая 1945 по октябрь 1946 года был алтарником и ризничим собора.

С 1946 года служил псаломщиком в Симеоновской, а с 1947 года - в Казанской церкви города Таллина.

В 1947 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1949 году.

Священство

15 апреля 1950 года, на первом курсе Ленинградской духовной академии, рукоположен в сан диакона, а 17 апреля того же года - в сан священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви Таллинской епархии.

В 1953 году окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

15 июля 1957 года назначен настоятелем Успенского собора города Тарту и благочинным Тартуского округа.

Священник Алексий Ридигер 1952 год
Священник Алексий Ридигер 1952 год
17 августа 1958 года возведён в сан протоиерея.

30 марта 1959 года назначен благочинным объединенного Тарту-Бильяндинского благочиния Эстонской епархии.

Монашество

3 марта 1961 года пострижен в монашество в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры города Загорска.

14 августа того же года определено быть епископом Таллинским и Эстонским с поручением временного управления Рижской епархией.

23 августа 1961 года возведён в сан архимандрита.

Епископ Таллинский

3 сентября 1961 года хиротонисан во епископа Таллинского и Эстонского. Хиротонию в Таллинском Александро-Невском кафедральном соборе совершали: архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов), архиепископ Горьковский и Арзамасский Иоанн (Алексеев), и епископ Костромской и Галичский Никодим (Руснак).

14 ноября того же года назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.

23 июня 1964 года возведён в сан архиепископа с правом ношения креста на клобуке.

22 декабря того же года назначен Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода по должности.

Еп. Таллинский, Алексий (Ридигер).
Еп. Таллинский, Алексий (Ридигер).
7 мая 1965 года назначен председателем Учебного Комитета Русской Православной Церкви, который осуществляет руководство духовно-учебными заведениями Русской Православной Церкви.

С 17 октября 1963 по 1979 год был членом комиссии Священного Синода по христианскому единству и межцерковным сношениям.

19 октября 1967 года избран почетным членом Ленинградской духовной академии.

25 февраля 1968 года возведён в сан митрополита.

26 августа того же года избран почетным членом Московской духовной академии.

в 1968 году назначен членом Комиссии по подготовке и проведению празднования 50-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви.

10 марта 1970 года возложено общее руководство Пенсионным Комитетом, осуществляющим пенсионное обеспечение духовенства, вдов и сирот священнослужителей и лиц, работающих в церковных организациях.

18 апреля 1970 года назначен председателем Комиссии по организации похорон патриарха Алексия I.

Избран в состав Комиссии Священного Синода по подготовке Поместного Собора РПЦ 1971 года и назначен председателем процедурно-организационной группы, а также председателем секретариата Поместного Собора РПЦ 1971 года.

В 1978 году назначен членом Комиссии по подготовке и проведению празднования 60-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви.

23 октября 1979 года избран почётным членом Критской православной академии, Греция.

25 июня 1982 года присуждена почетная степень доктора богословия гонорис кауза Советом Богословского факультета имени Коменского в Праге. Докторская промоция состоялась 12 ноября 1982 года.

5 апреля 1984 года присуждена ученая степень доктора богословия Советом Ленинградской духовной академии за представленный труд "Очерки по истории православия в Эстонии". 12 апреля в Актовом зале ЛДАиС состоялось вручение докторского креста и диплома.

23 декабря 1980 года назначен заместителем председателя Комиссии по подготовке и празднованию 1000-летия Крещения Руси и председателем организационно-финансовой группы этой комиссии.

25 мая 1983 года назначен председателем ответственной комиссии для разработки мероприятий по приему зданий ансамбля Даниловского монастыря, организации и проведения всех реставрационных работ по созданию на его территории Административного центра РПЦ.

На Ленинградской кафедре

митрополит Алексий (Ридигер)
митрополит Алексий (Ридигер)
29 июля 1986 года назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским, постоянным членом Священного Синода по кафедре, с поручением ему управления Таллинской епархией и освобождением от должности управляющего делами Московской Патриархии.

16 сентября 1986 года освобождён от обязанности председателя Учебного Комитета при Священном Синоде и председательства в Ответственной комиссии по реставрации и строительству Даниловского монастыря.

Поручено возглавить Богословскую рабочую группу Комиссии Священного Синода по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси.

12 мая 1987 года ему поручено окормление приходов в Хельсинки.

Патриарх Московский и всея Руси

Патриарх Алексий II (Ридигер)
Патриарх Алексий II (Ридигер)
7 июня 1990 года избран патриархом Московским и всея Руси на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Интронизация состоялась 10 июня того же года в Богоявленском кафедральном соборе Москвы.

До 20 июля 1990 года оставался правящим архиереем Ленинградской епархии, и до 11 августа 1992 года - Таллинской епархии.

С 8 мая 1999 по 3 марта 2000 года взял на себя временное управление Японской Православной Церковью.

Патриарх Алексий II (Ридигер)
Патриарх Алексий II (Ридигер)
17 мая 2007 года с первоиерерхом РПЦЗ митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром подписал "Акт о каноническом общении", знаменующий воссоединение Русской Православной Церкви Зарубежом с Московским Патриархатом.

Скончался 5 декабря 2008 года в своей резиденции в Переделкино, на 80-м году жизни.

9 декабря в Храме Христа Спасителя после заупокойной Литургии, которую возглавил местоблюститель патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), состоялось отпевание почившего патриарха в заупокойном богослужении приняли участие предстоятели и представители всех Поместных Православных Церквей. Затем состоялось погребение в Богоявленском кафедральном соборе в Елохово.

Экуменическая и общественная деятельность

Делегат 3-й Генеральной Ассамблеи Всемирного Совета Церкви в Нью-Дели в 1961 году; член Центрального комитета Всемирного Совета Церквей с 1961 по 1968 гг.; участник сессии ЦК РСЦ в Париже (Франция) - 1962 г.; Рочестере (США) - 1963 г.; Онугу (Нигерия) - 1965 г.; Женеве (Швейцария) - 1966 г.; Президент Всемирной конференции "Церковь и общество" - 1966 г. в Женеве (Швейцария); член комиссии "Вера и устройство" ВСЦ с 1964 по 1968 гг. и участник сессии в Архусе (Дания) 12-26 августа 1964 г.

Глава делегации РПЦ на богословских собеседованиях с делегацией Евангелическо-Лютеранской Церкви Германии, ФРГ, Арнольдсхайн II - 20-25 октября 1962 г.

Глава делегации РПЦ на богословских собеседованиях с делегацией Союза Евангелических Церквей в ГДР - "Загорск-V", 13-16 ноября 1984 г. в Троице-Сергиевой Лавре г. Загорска.

С 1971 года - вице-председатель Президиума и Совещательного комитета Конференции Европейских Церквей. На первых заседаниях Президиума и Совещательного Комитета КЕЦ, после VII и VIII Генеральных Ассамблей 1974 и 1979 гг. переизбран на пост вице-председателя Президиума Совещательного комитета.

Возглавлял делегации Русской православной Церкви на Генеральные Ассамблеи КЕЦ: 1964 г. - Борнхольм (Дания); 1967 г. - Петшах (Австрия); 1971 г. - Ниборг (Дания); 1974 г. - Энгельберг (Швейцария); 1979 г. - Крит (Греция).

  • Вена, Австрия - 1965 г.; Фальстербо, Швеция - 1966 г.;
  • Бухарест, Румыния - 1967 г.; Тун, Швейцария - 1968 г.;
  • Эль-Эскориаль, Испания - 1969 г.; Аут-Пулхейст, Голландия - 1970 г.:
  • Марсель, Франция - 1971 г.; Пухсерг, Австрия - 1972 г.;
  • Либфраунберг, Франция - 1975 г.; Москва, СССР - 1976 г.;
  • Яссы, Румыния - 1977 г.; Трондхейм, Норвегия - 1978 г.;
  • Сигтуна, Швеция - 1979 г.; Зальцбург, Австрия - 1980 г.;
  • Карри ле Руа, Франция - 1981 г.; Афины, Греция - 1982 г.;
  • Оксфорд, Англия - 1983 г.; Лез Аван, Швейцария - 1984 г.;
  • София, Болгария - 1985 г.
  • Бухарест, Румыния - 1965 г.; Неаполь, Италия - 1968 г.;
  • Виндзор, Англия - 1969 г.; Пояна-Брашов, Румыния - 1970 г.;
  • Женева, Швейцария - 1971 г.; Загорск, СССР - 1972 г.;
  • Крит, Греция - 1974 г.; Бад-Гандерсхейм, ФРГ - 1976 г.;
  • Женева, Швейцария - 1976 г.; Манчестер, Англия - 1977 г.;
  • Варшава, Польша - 1978 г; Хельсинки, Финляндия - 1980 г.;
  • Прага, ЧССР - 1981 г.; Эрнст Силлем Хове, Голландия - 1982 г.;
  • Женева, Швейцария - 1983 г.

На заседании Президиума и Совещательного Комитета КЕЦ в Лез Аване 4 мая 1984 г. избран членом комитета по избранию Генерального Секретаря КЕЦ. Март 1987 г. - избран председателем Президиума и Совещательного Комитета КЕЦ.

На юбилейном заседании комитета программы Церквей по правам человека в свете выполнения условий Заключительного Акта Хельсинки 12-16 июня 1985 г. в Арвепняя, Финляндия, представлял руководство Конференции Европейских Церквей.

  • Женева, Швейцария - 1972 г. Локкум, ФРГ - 1977 г.
  • Франкфурт-на-Майне, ФРГ - 1973 г. Копенгаген, Дания - 1979 г.
  • Цюрих, Швейцария - 1974 г. Байэнроде, ФРГ - 1981 г.
  • Женева, Швейцария - 1975 г. Санкт-Галлен, Швейцария - 1982 г.
  • Бад-Гандерсхейм, ФРГ - 1976 г. Картиньи, Швейцария - 1983 г.
  • Женева, Швейцария - 1977 г. Люксембург - 1984 г.

Участник первой широкой встречи между Конференцией Европейских Церквей и Советом Епископских Конференций в Шантини, Франция, 10-14 апреля 1978 г.

Участник второй широкой встречи между Конференцией Европейских Церквей и Советом Епископских Конференций Европы Римско-Католической Церкви, 16-19 ноября 1981 г., Легумклостер, Дания.

Участник третьей широкой встречи между КЕЦ и СЕКЕ, 3-7 октября 1984 г. в Рива дель Гарда, Северная Италия, на тему: "Наше кредо - источник надежды".

Инициатор и председатель Первого семинара Церквей Советского Союза - членов КЕЦ и Церквей, поддерживающих с Европейской экуменической организацией братское сотрудничество, 27-29 июня 1982 г. в Пюхтицком Успенском женском монастыре и Второго семинара - "Пюхтице-2", 15-17 мая 1984 г.

  • с 1962 г. - член Эстонского Республиканского Комитета защиты мира;
  • с 1963 - член Правления Советского фонда мира, участник Всесоюзных конференций и заседаний Бюро Правления фонда мира; участник учредительного собрания общества "Родина", на котором избран членом Совета общества с 15 декабря 1975 г.;
  • делегат 2-й Всесоюзной Конференции общества "Родина". Переизбран членом Совета общества "Родина" 27 мая 1981 г.;
  • 24 октября 1980 г., на V Всесоюзной Конференции общества Советско-Индийской дружбы, избран вице-президентом этого Общества;
  • делегат IV Эстонской Республиканской Конференции Общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами. 13 февраля 1981 г. избран членом Правления Эстонского Республиканского Общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами;
  • делегат Конференции представителей советской общественности за всеобщее разоружение и мир, 29-30 мая 1962 г.;
  • делегат Всесоюзной Конференции представителей советской общественности за мир, национальную независимость и разоружение, 17-18 июня 1965 г.;
  • делегат Советской конференции сторонников мира, 9-10 октября 1974 г.;
  • делегат Всемирного Форума миролюбивых сил, 14-16 января 1977 г.;
  • делегат Всемирного конгресса за мир и мирное сотрудничество, Нью-Дели, Индия, ноябрь 1964 г.;
  • председатель секретариата и делегат Конференции представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами, 1969 год;
  • делегат Всемирной Конференции "Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами", 6-11 июня 1977 г. в Москве;
  • участник Всесоюзной Конференции, посвященной итогам 9-го Всехристианского конгресса в Праге, Москва, 14-16 ноября 1978 г.
  • глава делегации РПЦ на коллоквиуме КЕЦ "Церкви Европы и Хельсинки", Буков, ГДР, октябрь 1975 г.
  • делегат 2-го Всехристианского мирного конгресса в Праге - 1964 год;
  • председатель комиссии "Мир и экумена" Христианской Мирной конференции с 1964 по 1968 годы;
  • делегат от РПЦ на международной межрелигиозной встрече по созыву Всемирной Конференции религиозных деятелей 1982 г., 1-2 октября 1981 г.;
  • почетный гость Всемирной Конференции "Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы", 10-14 мая 1982 года г. Москва;
  • делегат Всемирной Христианской Конференции "Жизнь и мир", 20-24 апреля 1983 года г. Упсала, Швеция. Избран на этой конференции одним из ее президентов;
  • участник Исследовательской Консультации КЕЦ "Динамика надежды: доверие, разоружение, мир", 26-31 мая 1983 года г. Москва;
  • с 19 декабря 1983 г. - член общественной комиссии Советского Комитета защиты мира по связям с религиозными кругами, выступающими за мир;
  • сопредседатель встречи религиозных деятелей Советского Союза и Индии, посвященной современному международному положению и, в частности, в районе Индийского океана, 1-2 октября 1984 года г. Москва;
  • делегат Всесоюзной Конференции сторонников мира 23 января1985 года г. Москва.

С 26 по 31 октября 1980 года находился с визитом в Финляндии в качестве гостя Лютеранской и Православной Церкви Финляндии;

С 4 по 12 июня находился в Финляндии по приглашению Главы Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии архиепископа Викстрема и посетил Хельсинки, Лахти, Куопио, Порво, Н.-Валаамский и Линтульский монастыри;

С 11 по 28 ноября 1980 года возглавил паломническую группу РПЦ, посетившую Св. Гору Афон и Святыни Элладской Церкви.

5-6 мая 1982 г. вторично посетил Св. Пантелеимоновский монастырь на Афоне.

Награды

  • орден св. равноап. князя Владимира 2-й степени 11/V-1963 г.
  • орден св. равноап. кн. Владимира 1-й степени 27/V-1968 г.
  • орден прп. Сергия Радонежского 1-й степени 21/II-1979 г.
  • орден св. равноап. Кирилла и Мефодия 1-й степени Чехословацкой Православной Церкви 20/Х-1962 г.
  • ордена Болгарской Православной Церкви св. Иоанна Рыльского 1-й степени (май 1968) и св. царя Бориса-Крестителя (1998) [1]
  • орден апостола Марка Александрийской Православной Церкви 1969 г.
  • право ношения двух панагий (18 июня 1971).
  • орден Животворящего Креста 1 и 2 степени Иерусалимской Православной Церкви 1968, 1984 г.
  • орден св. вмч. Георгия Победоносца 1-й и 2-й ст. Грузинской Православной Церкви 1968, 1972 г.
  • орден ап. Петра и Павла 2-й степени Антиохийской Православной Церкви 1/IХ-1981 г.
  • ордена митрополий Антиохийского Патриарха
  • медаль 1500-летия Иерусалимского Патриархата 1965 г.
  • золотая медаль 1-й ст. св. великомуч. Димитрия Солунского (Греция) 25/IХ-1980 г.
  • золотая медаль 1-й ст. св. вмч. Екатерины Митрополия Катерини (Греция) 4/V-1982 г.
  • именная панагия (9 сентября 1986, к 25-летию архиерейской хиротонии)
  • именная панагия (4 июля 1988 г. за активное участие в подготовке и проведения празднования 1000-летия Крещения Руси).
  • Государственный орден СССР "Дружбы народов" 22/11-1979 г.
  • почетная грамота Советского фонда мира 23/VII-1969 г.
  • медаль Советского фонда мира и почетной грамотой 13/ХII-1971 г.
  • памятная настольная именная медаль Советского фонда мира 1969 г.
  • медаль Всемирного совета мира, в связи с 25-летием движения сторонников мира 1976 г.
  • медаль Советского комитета защиты мира, в связи с 25-летием образования комитета 1974 г.
  • почетная грамота Советского комитета защиты мира 11.1979 г.
  • почетная грамота Советского фонда мира и памятной медалью 11.1979 г.
  • памятная медаль Всемирного Совета Мира, в связи с 30-летием движения сторонников мира 1981 г.
  • почетный знак Правления Советского фонда мира за активное участие в деятельности фонда 15/ХII-1982 г.
  • грамота общества советско-индийской дружбы (ЖМП. 1986, № 5, 7).

Сочинения

Литература

Использованные материалы

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

(Ридигер Алексей Михайлович; 23.02.1929, Таллин, Эстония–5.12.2008, Москва), Патриарх Московский и всея Руси.

Род Ридигеров. Детство и юность

Съезд РСХД. Первые слева в верхнем ряду Михаил Александрович и Елена Иосифовна Ридигеры, в центре прот. Сергий Четвериков. Нач. 30-х гг. XX в.


Съезд РСХД. Первые слева в верхнем ряду Михаил Александрович и Елена Иосифовна Ридигеры, в центре прот. Сергий Четвериков. Нач. 30-х гг. XX в.

Священническое служение (1950-1961)

Иером. Алексий (Ридигер) с отцом, прот. Михаилом, в день монашеского пострига. Троице-Сергиева лавра. 3 марта 1961 г.


Иером. Алексий (Ридигер) с отцом, прот. Михаилом, в день монашеского пострига. Троице-Сергиева лавра. 3 марта 1961 г.

Епископское служение (1961-1990)

Хиротония архим. Алексия (Ридигера) во епископа Таллинского и Эстонского в Александро-Невском соборе Таллина. 3 сент. 1961 г.


Хиротония архим. Алексия (Ридигера) во епископа Таллинского и Эстонского в Александро-Невском соборе Таллина. 3 сент. 1961 г.

14 авг. 1961 г. постановлением Свящ. Синода во главе со Святейшим Патриархом Алексием I иером. Алексию определено было стать еп. Таллинским и Эстонским с поручением временного управления Рижской епархией. Буд. епископ просил, чтобы его хиротония была совершена не в Москве, а в городе, где ему придется нести свое служение. После возведения в сан архимандрита 3 сент. 1961 г. в Александро-Невском кафедральном соборе Таллина состоялась хиротония А. во епископа Таллинского и Эстонского, хиротонию возглавил архиеп. Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов). В слове при наречении во епископа А. говорил о сознании своей немощи и неопытности, о своей молодости, о предчувствии трудностей служения в пределах Эстонской епархии. Говорил о заветах Христа Спасителя пастырям св. Церкви душу свою полагать за овцы своя (Ин. 10. 11), являться для верных образцом словом, житием, любовью, духом, верою, чистотою (1 Тим. 4. 12), в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости, подвизаться добрым подвигом веры (1 Тим. 6. 11-12), свидетельствовал о своей дерзновенной вере, что Господь укрепит его и сподобит как делателя непостыдна, право правяща слово истины (2 Тим. 2. 15) дать достойный ответ на суде Господнем за души паствы, вверяемой водительству нового архиерея.

Визит зарубежной делегации в Пюхтицкий мон-рь в рамках ХМК. Богослужение в Успенском соборе совершает архиеп. Таллинский Алексий (Ридигер). 1964 г.


Визит зарубежной делегации в Пюхтицкий мон-рь в рамках ХМК. Богослужение в Успенском соборе совершает архиеп. Таллинский Алексий (Ридигер). 1964 г.

В 60-х гг. было закрыто неск. храмов, не столько из-за давления властей, к-рое в большинстве случаев удавалось нейтрализовать, сколько из-за того, что в сельской местности среди эст. населения число верующих людей резко сокращалось в результате смены поколений - новое поколение воспитывалось в лучшем случае равнодушным к Церкви. Нек-рые сельские храмы пустели и постепенно приходили в упадок. Однако, если оставалось хотя бы небольшое число прихожан или надежда на их появление, А. в течение неск. лет поддерживал такие храмы, выплачивая за них налоги из епархиальных, общецерковных или собственных средств.

Тем же указом, каким А. был назначен на Таллинскую кафедру, ему было поручено временно управлять Рижской епархией. За недолгое время управления Рижской епархией (до 12 янв. 1962) он дважды посетил Латвию и совершал богослужения в кафедральном соборе, рижском Сергиевом жен. мон-ре и рижской Преображенской пуст. В связи с новыми обязанностями заместителя председателя ОВЦС А. по собственной просьбе был освобожден от управления Рижской епархией.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и члены Свящ. Синода: Пимен (Извеков), митр. Крутицкий, Никодим (Ротов), митр. Ленинградский, Алексий (Ридигер), митр. Таллинский,- с руководителями Советского Фонда мира. Кон. 60-х гг. XX в.

Ридигер Алексий Михайлович

Алексий II, в миру известный как Алексий Михайлович Ридигер, на протяжении долгого времени был патриархом Московским и всея Руси и епископом РПЦ.

Детские и отроческие годы

Алексий II родился в городе Таллин, который является столицей Эстонии. Датой рождения будущего патриарха стало 23 февраля 1929 года. Корни родословной мальчика восходят к династии российских дворян. Его родителями стали диакон и участница христианского движения:

  1. Отец – Михаил Александрович Ридигер (период жизни: 28 мая 1902 – 9 апреля 1964)
  2. Мать – Елена Иосифовна Ридигер, в девичестве носившая фамилию Писарева (период жизни: 12 мая 1902 – 19 августа 1959).

Родители — Михаил Александрович и Елена Иосифовна

Родители — Михаил Александрович и Елена Иосифовна

В детские годы Алексий приобщался к церковной службе благодаря частым походам в монастырь вместе с родителями. Из-за этих походов в период отрочества Алексий решил, что обязательно станет священником.

Алексий II в детстве

Алексий II в детстве

Его путь к достижению цели начался с 12 лет, когда мальчик устроился работать алтарником в Валаамском храме. На этой должности Алексий проработал три года.

В молодости

Основные сведения из биографии

Патриарх Алексий II

Личная жизнь патриарха

Весной 1950 года юный Ридигер взял в жёны Веру. Девушка была его бывшей одноклассницей и дочерью настоятеля собора, в котором работал Алексий. Венчание прошло в Александро-Невском соборе, но брак Алексия и Веры не продлился долго. Между супругами достаточно быстро произошёл разлад, который и привёл к разводу. Получив разрешение на прекращение брака от митрополита собора, Алексий и Вера развелись.

Вывод

Для патриарха Алексия II церковная служба с самого детства являлась главной целью. Он смог исполнить свою детскую мечту и стал митрополитом Московским. Помимо церковной деятельности Алексий II также сотрудничал с государственными органами Советского Союза, руководствуясь благими целями, и участвовал в деятельности общественно-политических организаций, что, несомненно, имело в дальнейшем положительное влияние на государство и общество в целом. Ридигер не стремился к браку, всю свою жизнь он посвятил церковной службе, как и планировал изначально.

В миру Ридигер Алексей Михайлович, родился 23 февраля 1929 года в городе Таллине в семье Михаила Александровича Ридигера и Елены Иосифовны, урожденной Писаревой (1902 - 19 августа 1959).

С 7-летнего возраста прислуживал в церкви под руководством своего духовного отца, протоиерея Иоанна Богоявленского. В 1944-1947 годы был иподиаконом - сначала у архиепископа Павла (Дмитровского), а затем у епископа Исидора (Богоявленского). Обучался в Таллинской средней школе.

В 1945 году ему было поручено подготовить к открытию Таллинский Александро-Невский собор для возобновления в нём богослужения (собор в оккупационное время был закрыт).

С мая 1945 по октябрь 1946 года был алтарником и ризничим собора.

С 1946 года служил псаломщиком в Симеоновской, а с 1947 года - в Казанской церкви города Таллина.

В 1947 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1949 году.

Священство

15 апреля 1950 года, на первом курсе Ленинградской духовной академии, рукоположен в сан диакона, а 17 апреля того же года - в сан священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви Таллинской епархии.

В 1953 году окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

15 июля 1957 года назначен настоятелем Успенского собора города Тарту и благочинным Тартуского округа.

Священник Алексий Ридигер 1952 год
Священник Алексий Ридигер 1952 год
17 августа 1958 года возведён в сан протоиерея.

30 марта 1959 года назначен благочинным объединенного Тарту-Бильяндинского благочиния Эстонской епархии.

Монашество

3 марта 1961 года пострижен в монашество в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры города Загорска.

14 августа того же года определено быть епископом Таллинским и Эстонским с поручением временного управления Рижской епархией.

23 августа 1961 года возведён в сан архимандрита.

Епископ Таллинский

3 сентября 1961 года хиротонисан во епископа Таллинского и Эстонского. Хиротонию в Таллинском Александро-Невском кафедральном соборе совершали: архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов), архиепископ Горьковский и Арзамасский Иоанн (Алексеев), и епископ Костромской и Галичский Никодим (Руснак).

14 ноября того же года назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.

23 июня 1964 года возведён в сан архиепископа с правом ношения креста на клобуке.

22 декабря того же года назначен Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода по должности.

Еп. Таллинский, Алексий (Ридигер).
Еп. Таллинский, Алексий (Ридигер).
7 мая 1965 года назначен председателем Учебного Комитета Русской Православной Церкви, который осуществляет руководство духовно-учебными заведениями Русской Православной Церкви.

С 17 октября 1963 по 1979 год был членом комиссии Священного Синода по христианскому единству и межцерковным сношениям.

19 октября 1967 года избран почетным членом Ленинградской духовной академии.

25 февраля 1968 года возведён в сан митрополита.

26 августа того же года избран почетным членом Московской духовной академии.

в 1968 году назначен членом Комиссии по подготовке и проведению празднования 50-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви.

10 марта 1970 года возложено общее руководство Пенсионным Комитетом, осуществляющим пенсионное обеспечение духовенства, вдов и сирот священнослужителей и лиц, работающих в церковных организациях.

18 апреля 1970 года назначен председателем Комиссии по организации похорон патриарха Алексия I.

Избран в состав Комиссии Священного Синода по подготовке Поместного Собора РПЦ 1971 года и назначен председателем процедурно-организационной группы, а также председателем секретариата Поместного Собора РПЦ 1971 года.

В 1978 году назначен членом Комиссии по подготовке и проведению празднования 60-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви.

23 октября 1979 года избран почётным членом Критской православной академии, Греция.

25 июня 1982 года присуждена почетная степень доктора богословия гонорис кауза Советом Богословского факультета имени Коменского в Праге. Докторская промоция состоялась 12 ноября 1982 года.

5 апреля 1984 года присуждена ученая степень доктора богословия Советом Ленинградской духовной академии за представленный труд "Очерки по истории православия в Эстонии". 12 апреля в Актовом зале ЛДАиС состоялось вручение докторского креста и диплома.

23 декабря 1980 года назначен заместителем председателя Комиссии по подготовке и празднованию 1000-летия Крещения Руси и председателем организационно-финансовой группы этой комиссии.

25 мая 1983 года назначен председателем ответственной комиссии для разработки мероприятий по приему зданий ансамбля Даниловского монастыря, организации и проведения всех реставрационных работ по созданию на его территории Административного центра РПЦ.

На Ленинградской кафедре

митрополит Алексий (Ридигер)
митрополит Алексий (Ридигер)
29 июля 1986 года назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским, постоянным членом Священного Синода по кафедре, с поручением ему управления Таллинской епархией и освобождением от должности управляющего делами Московской Патриархии.

16 сентября 1986 года освобождён от обязанности председателя Учебного Комитета при Священном Синоде и председательства в Ответственной комиссии по реставрации и строительству Даниловского монастыря.

Поручено возглавить Богословскую рабочую группу Комиссии Священного Синода по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси.

12 мая 1987 года ему поручено окормление приходов в Хельсинки.

Патриарх Московский и всея Руси

Патриарх Алексий II (Ридигер)
Патриарх Алексий II (Ридигер)
7 июня 1990 года избран патриархом Московским и всея Руси на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Интронизация состоялась 10 июня того же года в Богоявленском кафедральном соборе Москвы.

До 20 июля 1990 года оставался правящим архиереем Ленинградской епархии, и до 11 августа 1992 года - Таллинской епархии.

С 8 мая 1999 по 3 марта 2000 года взял на себя временное управление Японской Православной Церковью.

Патриарх Алексий II (Ридигер)
Патриарх Алексий II (Ридигер)
17 мая 2007 года с первоиерерхом РПЦЗ митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром подписал "Акт о каноническом общении", знаменующий воссоединение Русской Православной Церкви Зарубежом с Московским Патриархатом.

Скончался 5 декабря 2008 года в своей резиденции в Переделкино, на 80-м году жизни.

9 декабря в Храме Христа Спасителя после заупокойной Литургии, которую возглавил местоблюститель патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), состоялось отпевание почившего патриарха в заупокойном богослужении приняли участие предстоятели и представители всех Поместных Православных Церквей. Затем состоялось погребение в Богоявленском кафедральном соборе в Елохово.

Экуменическая и общественная деятельность

Делегат 3-й Генеральной Ассамблеи Всемирного Совета Церкви в Нью-Дели в 1961 году; член Центрального комитета Всемирного Совета Церквей с 1961 по 1968 гг.; участник сессии ЦК РСЦ в Париже (Франция) - 1962 г.; Рочестере (США) - 1963 г.; Онугу (Нигерия) - 1965 г.; Женеве (Швейцария) - 1966 г.; Президент Всемирной конференции "Церковь и общество" - 1966 г. в Женеве (Швейцария); член комиссии "Вера и устройство" ВСЦ с 1964 по 1968 гг. и участник сессии в Архусе (Дания) 12-26 августа 1964 г.

Глава делегации РПЦ на богословских собеседованиях с делегацией Евангелическо-Лютеранской Церкви Германии, ФРГ, Арнольдсхайн II - 20-25 октября 1962 г.

Глава делегации РПЦ на богословских собеседованиях с делегацией Союза Евангелических Церквей в ГДР - "Загорск-V", 13-16 ноября 1984 г. в Троице-Сергиевой Лавре г. Загорска.

С 1971 года - вице-председатель Президиума и Совещательного комитета Конференции Европейских Церквей. На первых заседаниях Президиума и Совещательного Комитета КЕЦ, после VII и VIII Генеральных Ассамблей 1974 и 1979 гг. переизбран на пост вице-председателя Президиума Совещательного комитета.

Возглавлял делегации Русской православной Церкви на Генеральные Ассамблеи КЕЦ: 1964 г. - Борнхольм (Дания); 1967 г. - Петшах (Австрия); 1971 г. - Ниборг (Дания); 1974 г. - Энгельберг (Швейцария); 1979 г. - Крит (Греция).

  • Вена, Австрия - 1965 г.; Фальстербо, Швеция - 1966 г.;
  • Бухарест, Румыния - 1967 г.; Тун, Швейцария - 1968 г.;
  • Эль-Эскориаль, Испания - 1969 г.; Аут-Пулхейст, Голландия - 1970 г.:
  • Марсель, Франция - 1971 г.; Пухсерг, Австрия - 1972 г.;
  • Либфраунберг, Франция - 1975 г.; Москва, СССР - 1976 г.;
  • Яссы, Румыния - 1977 г.; Трондхейм, Норвегия - 1978 г.;
  • Сигтуна, Швеция - 1979 г.; Зальцбург, Австрия - 1980 г.;
  • Карри ле Руа, Франция - 1981 г.; Афины, Греция - 1982 г.;
  • Оксфорд, Англия - 1983 г.; Лез Аван, Швейцария - 1984 г.;
  • София, Болгария - 1985 г.
  • Бухарест, Румыния - 1965 г.; Неаполь, Италия - 1968 г.;
  • Виндзор, Англия - 1969 г.; Пояна-Брашов, Румыния - 1970 г.;
  • Женева, Швейцария - 1971 г.; Загорск, СССР - 1972 г.;
  • Крит, Греция - 1974 г.; Бад-Гандерсхейм, ФРГ - 1976 г.;
  • Женева, Швейцария - 1976 г.; Манчестер, Англия - 1977 г.;
  • Варшава, Польша - 1978 г; Хельсинки, Финляндия - 1980 г.;
  • Прага, ЧССР - 1981 г.; Эрнст Силлем Хове, Голландия - 1982 г.;
  • Женева, Швейцария - 1983 г.

На заседании Президиума и Совещательного Комитета КЕЦ в Лез Аване 4 мая 1984 г. избран членом комитета по избранию Генерального Секретаря КЕЦ. Март 1987 г. - избран председателем Президиума и Совещательного Комитета КЕЦ.

На юбилейном заседании комитета программы Церквей по правам человека в свете выполнения условий Заключительного Акта Хельсинки 12-16 июня 1985 г. в Арвепняя, Финляндия, представлял руководство Конференции Европейских Церквей.

  • Женева, Швейцария - 1972 г. Локкум, ФРГ - 1977 г.
  • Франкфурт-на-Майне, ФРГ - 1973 г. Копенгаген, Дания - 1979 г.
  • Цюрих, Швейцария - 1974 г. Байэнроде, ФРГ - 1981 г.
  • Женева, Швейцария - 1975 г. Санкт-Галлен, Швейцария - 1982 г.
  • Бад-Гандерсхейм, ФРГ - 1976 г. Картиньи, Швейцария - 1983 г.
  • Женева, Швейцария - 1977 г. Люксембург - 1984 г.

Участник первой широкой встречи между Конференцией Европейских Церквей и Советом Епископских Конференций в Шантини, Франция, 10-14 апреля 1978 г.

Участник второй широкой встречи между Конференцией Европейских Церквей и Советом Епископских Конференций Европы Римско-Католической Церкви, 16-19 ноября 1981 г., Легумклостер, Дания.

Участник третьей широкой встречи между КЕЦ и СЕКЕ, 3-7 октября 1984 г. в Рива дель Гарда, Северная Италия, на тему: "Наше кредо - источник надежды".

Инициатор и председатель Первого семинара Церквей Советского Союза - членов КЕЦ и Церквей, поддерживающих с Европейской экуменической организацией братское сотрудничество, 27-29 июня 1982 г. в Пюхтицком Успенском женском монастыре и Второго семинара - "Пюхтице-2", 15-17 мая 1984 г.

  • с 1962 г. - член Эстонского Республиканского Комитета защиты мира;
  • с 1963 - член Правления Советского фонда мира, участник Всесоюзных конференций и заседаний Бюро Правления фонда мира; участник учредительного собрания общества "Родина", на котором избран членом Совета общества с 15 декабря 1975 г.;
  • делегат 2-й Всесоюзной Конференции общества "Родина". Переизбран членом Совета общества "Родина" 27 мая 1981 г.;
  • 24 октября 1980 г., на V Всесоюзной Конференции общества Советско-Индийской дружбы, избран вице-президентом этого Общества;
  • делегат IV Эстонской Республиканской Конференции Общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами. 13 февраля 1981 г. избран членом Правления Эстонского Республиканского Общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами;
  • делегат Конференции представителей советской общественности за всеобщее разоружение и мир, 29-30 мая 1962 г.;
  • делегат Всесоюзной Конференции представителей советской общественности за мир, национальную независимость и разоружение, 17-18 июня 1965 г.;
  • делегат Советской конференции сторонников мира, 9-10 октября 1974 г.;
  • делегат Всемирного Форума миролюбивых сил, 14-16 января 1977 г.;
  • делегат Всемирного конгресса за мир и мирное сотрудничество, Нью-Дели, Индия, ноябрь 1964 г.;
  • председатель секретариата и делегат Конференции представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами, 1969 год;
  • делегат Всемирной Конференции "Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами", 6-11 июня 1977 г. в Москве;
  • участник Всесоюзной Конференции, посвященной итогам 9-го Всехристианского конгресса в Праге, Москва, 14-16 ноября 1978 г.
  • глава делегации РПЦ на коллоквиуме КЕЦ "Церкви Европы и Хельсинки", Буков, ГДР, октябрь 1975 г.
  • делегат 2-го Всехристианского мирного конгресса в Праге - 1964 год;
  • председатель комиссии "Мир и экумена" Христианской Мирной конференции с 1964 по 1968 годы;
  • делегат от РПЦ на международной межрелигиозной встрече по созыву Всемирной Конференции религиозных деятелей 1982 г., 1-2 октября 1981 г.;
  • почетный гость Всемирной Конференции "Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы", 10-14 мая 1982 года г. Москва;
  • делегат Всемирной Христианской Конференции "Жизнь и мир", 20-24 апреля 1983 года г. Упсала, Швеция. Избран на этой конференции одним из ее президентов;
  • участник Исследовательской Консультации КЕЦ "Динамика надежды: доверие, разоружение, мир", 26-31 мая 1983 года г. Москва;
  • с 19 декабря 1983 г. - член общественной комиссии Советского Комитета защиты мира по связям с религиозными кругами, выступающими за мир;
  • сопредседатель встречи религиозных деятелей Советского Союза и Индии, посвященной современному международному положению и, в частности, в районе Индийского океана, 1-2 октября 1984 года г. Москва;
  • делегат Всесоюзной Конференции сторонников мира 23 января1985 года г. Москва.

С 26 по 31 октября 1980 года находился с визитом в Финляндии в качестве гостя Лютеранской и Православной Церкви Финляндии;

С 4 по 12 июня находился в Финляндии по приглашению Главы Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии архиепископа Викстрема и посетил Хельсинки, Лахти, Куопио, Порво, Н.-Валаамский и Линтульский монастыри;

С 11 по 28 ноября 1980 года возглавил паломническую группу РПЦ, посетившую Св. Гору Афон и Святыни Элладской Церкви.

5-6 мая 1982 г. вторично посетил Св. Пантелеимоновский монастырь на Афоне.

Награды

  • орден св. равноап. князя Владимира 2-й степени 11/V-1963 г.
  • орден св. равноап. кн. Владимира 1-й степени 27/V-1968 г.
  • орден прп. Сергия Радонежского 1-й степени 21/II-1979 г.
  • орден св. равноап. Кирилла и Мефодия 1-й степени Чехословацкой Православной Церкви 20/Х-1962 г.
  • ордена Болгарской Православной Церкви св. Иоанна Рыльского 1-й степени (май 1968) и св. царя Бориса-Крестителя (1998) [1]
  • орден апостола Марка Александрийской Православной Церкви 1969 г.
  • право ношения двух панагий (18 июня 1971).
  • орден Животворящего Креста 1 и 2 степени Иерусалимской Православной Церкви 1968, 1984 г.
  • орден св. вмч. Георгия Победоносца 1-й и 2-й ст. Грузинской Православной Церкви 1968, 1972 г.
  • орден ап. Петра и Павла 2-й степени Антиохийской Православной Церкви 1/IХ-1981 г.
  • ордена митрополий Антиохийского Патриарха
  • медаль 1500-летия Иерусалимского Патриархата 1965 г.
  • золотая медаль 1-й ст. св. великомуч. Димитрия Солунского (Греция) 25/IХ-1980 г.
  • золотая медаль 1-й ст. св. вмч. Екатерины Митрополия Катерини (Греция) 4/V-1982 г.
  • именная панагия (9 сентября 1986, к 25-летию архиерейской хиротонии)
  • именная панагия (4 июля 1988 г. за активное участие в подготовке и проведения празднования 1000-летия Крещения Руси).
  • Государственный орден СССР "Дружбы народов" 22/11-1979 г.
  • почетная грамота Советского фонда мира 23/VII-1969 г.
  • медаль Советского фонда мира и почетной грамотой 13/ХII-1971 г.
  • памятная настольная именная медаль Советского фонда мира 1969 г.
  • медаль Всемирного совета мира, в связи с 25-летием движения сторонников мира 1976 г.
  • медаль Советского комитета защиты мира, в связи с 25-летием образования комитета 1974 г.
  • почетная грамота Советского комитета защиты мира 11.1979 г.
  • почетная грамота Советского фонда мира и памятной медалью 11.1979 г.
  • памятная медаль Всемирного Совета Мира, в связи с 30-летием движения сторонников мира 1981 г.
  • почетный знак Правления Советского фонда мира за активное участие в деятельности фонда 15/ХII-1982 г.
  • грамота общества советско-индийской дружбы (ЖМП. 1986, № 5, 7).

Сочинения

Литература

Использованные материалы

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

В 60-х гг. было закрыто несколько храмов, не столько из-за давления властей, которое в большинстве случаев удавалось нейтрализовать, сколько из-за того, что в сельской местности среди эстонского населения число верующих людей резко сокращалось в результате смены поколений – новое поколение воспитывалось в лучшем случае равнодушным к Церкви. Некоторые сельские храмы пустели и постепенно приходили в упадок. Однако если оставалось хотя бы небольшое число прихожан или надежда на их появление, владыка Алексий в течение нескольких лет поддерживал такие храмы, выплачивая за них налоги из епархиальных, общецерковных или собственных средств.

Тем же указом, каким епископ Алексий был назначен на Таллинскую кафедру, ему было поручено временно управлять Рижской епархией. За недолгое время управления Рижской епархией (до 12 января 1962) он дважды посетил Латвию и совершал богослужения в кафедральном соборе, рижском Сергиевом женском монастыре и рижской Преображенской пустыни. В связи с новыми обязанностями, заместителя председателя ОВЦС владыка Алексий по собственной просьбе был освобожден от управления Рижской епархией.

Избрание Патриархом. 3 мая 1990 г. почил Святейший Патриарх Пимен. Последние годы его Предстоятельства, когда Патриарх тяжело болел, были сложными, а подчас просто трудными для общецерковного управления. Митрополит Алексий, 22 года возглавлявший Управление делами, может быть, лучше многих представлял себе реальное положение Церкви в конце 80-х гг. Он был уверен, что рамки деятельности Церкви заужены, ограничены, и в этом видел главный источник нестроений. Для избрания преемника почившего Патриарха был созван Поместный Собор, которому предшествовал Архиерейский Собор, состоявшийся 6 июня в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре. Архиерейский Собор избрал 3 кандидатов на Патриарший Престол, из которых наибольшее число голосов (37) получил митрополит Ленинградский Алексий.

Через несколько дней после интронизации, 14 июня, Патриарх Алексий отправился в Ленинград, для того чтобы совершить прославление св. праведного Иоанна Кронштадтского. Торжество прославления совершилось в Иоанновском монастыре на Карповке, где погребен угодник Божий. Вернувшись в Москву, 27 июня Патриарх встретился с московским духовенством в Свято-Даниловом монастыре. На этой встрече он говорил о том, что новый Устав об управлении РПЦ позволяет возрождать соборность на всех уровнях церковной жизни и что начинать надо с прихода. Первое выступление Предстоятеля перед московским духовенством содержало емкую и конкретную программу преобразований в церковной жизни, направленных на то, чтобы нормализовать ее в условиях существенного расширения свободы Церкви. 16-20 июля 1990 г. под председательством Патриарха Алексия состоялось заседание Священного Синода. В отличие от прежних заседаний, на которых по преимуществу рассматривались вопросы, связанные с внешней церковной деятельностью, на этот раз в центре внимания стояли темы внутренней жизни Церкви. При Патриархе Алексии Священный Синод стал заседать значительно чаще, чем раньше: раз в месяц или в 2 месяца. Этим обеспечивалось соблюдение канонической соборности в церковном управлении.

В феврале 1999 г. Русская Церковь и общественность России праздновали 70-летие Патриарха Алексия. Юбилейные торжества стали крупным событием в жизни страны, поздравить Первосвятителя в Большой театр, где отмечался юбилей, пришли архипастыри и пастыри Русской Церкви, видные государственные и политические деятели разных направлений и партий, выдающиеся ученые, писатели, художники, артисты.

В светлые пасхальные дни 2000 г., совпавшие с празднованием 55-летия Победы в Великой Отечественной войне, Алексий вместе с Президентом России В. В. Путиным, Президентом Украины Л. Д. Кучмой и Президентом Беларуси А. Г. Лукашенко посетил Прохорово поле в Белгородской епархии. После Божественной литургии в храме-памятнике во имя св. апостолов Петра и Павла на Прохоровом поле и молитвы о всех жизнь свою за Отечество положивших Патриарх освятил Колокол единения 3 братских славянских народов.

31 марта 1992 г. в Даниловом монастыре открылся Архиерейский Собор РПЦ, заседания которого продолжались до 5 апреля. Во вступительном слове Святейший Патриарх сделал обзор программы Собора: канонизация новомучеников Российских и святых родителей преп. Сергия Радонежского; вопрос о статусе Украинской Церкви и о церковной жизни на Украине, взаимоотношения Церкви и общества. Архиерейский Собор принял решение о канонизации преподобных схимника Кирилла и схимонахини Марии, родителей преп. Сергия Радонежского, а также о канонизации новомучеников митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского), митрополита Петербургского и Ладожского Вениамина (Казанского) и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина), Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, вел. княгини Елисаветы и инокини Варвары. В деянии о канонизации было сказано, что это только начало церковного прославления новомучеников и исповедников, пострадавших в годы революционной смуты и послереволюционного террора.

11 июня 1992 г. в Даниловом монастыре состоялся Архиерейский Собор под председательством Святейшего Патриарха, специально созванный для рассмотрения дела по обвинению бывшего митрополита Филарета в антицерковной деятельности. Рассмотрев все обстоятельства дела по обвинению бывшего митрополита Киевского Филарета (Денисенко) и епископа Почаевского Иакова (Панчука) в тяжких церковных преступлениях, Собор постановил извергнуть из сана митрополита Филарета и епископа Иакова.

29 ноября 1994 г. в Даниловом монастыре открылся очередной Архиерейский Собор, деяния которого продолжались до 2 декабря. В первый день соборных заседаний Святейшим Патриархом был зачитан отчетный доклад, в котором нашли отражение важнейшие события церковной жизни за 2,5 года, прошедших после предыдущего Архиерейского Собора: возобновление регулярных богослужений в кремлевских храмах и соборе Василия Блаженного, освящение восстановленного Казанского собора на Красной площади, начало восстановления храма Христа Спасителя, всенародное празднование 600-летия со дня кончины преп. Сергия Радонежского. Патриарх отметил в своем докладе повсеместное возрождение монашеской жизни.

В 1989-2000 гг. число епархий РПЦ выросло с 67 до 130, количество монастырей – с 21 до 545, число приходов увеличилось почти в 3 раза и приблизилось к 20 тыс., существенным образом изменилось и число священнослужителей – с 6893 до 19417. За годы своего архиерейского служения Патриарх Алексий возглавил 70 архиерейских хиротоний: 13 в сане митрополита Ленинградского и Новгородского и 57 – будучи Патриархом Московским и всея Руси. В 2000 г. РПЦ насчитывала до 80 млн. человек.

В конце 1990 г. в одном из служебных помещений Музея истории религии и атеизма, находящегося в Казанском соборе Санкт-Петербурга, были обнаружены св. мощи преп. Серафима Саровского. 11 января 1991 г. Святейший Патриарх прибыл в Петербург и после молебна в часовне блаженной Ксении и в Иоанновском монастыре на Карповке отправился в Казанский собор. Мощи преп. Серафима были перенесены из Казанского собора в Троицкий собор Александро-Невской лавры и оставались там до 6 февраля, за это время тысячи православных петербуржцев пришли поклониться св. угоднику Божию. Из Санкт-Петербурга святые мощи в сопровождении Первосвятителя были доставлены в Москву и крестным ходом перенесены в кафедральный Богоявленский собор. 5,5 месяцев они пребывали в Москве, и каждый день выстраивалась длинная очередь желающих приложиться к ним. 23-30 июля 1991 г. св. мощи крестным ходом в сопровождении Святейшего Патриарха были перенесены в Дивеевскую обитель, возрожденную незадолго до вторичного обретения мощей святого основателя этого монастыря. Происходили и др. знаменательные события: второе обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского (28 февр. 1991), чудесное обретение нетленных мощей св. Патриарха Тихона (22 февр. 1992). В Успенском соборе Московского Кремля, при сохранении в нем музейного режима, стали регулярно совершаться богослужения, и этот древний храм вновь стал Патриаршим собором РПЦ.

Сферой особой пастырской ответственности Патриарх считает окормление лиц, находящихся в местах лишения свободы. Первосвятитель убежден, что пастырское служение в тюрьмах и колониях – совершение Таинств, оказание заключенным гуманитарной помощи – может и должно содействовать исправлению людей, некогда преступивших закон, наилучшим образом способствовать их возвращению к полноценной жизни. За годы Предстоятельства Патриарха Алексия только в Российской Федерации в местах заключения и тюрьмах создано более 160 православных храмов и 670 молитвенных комнат.

Внешние связи РПЦ в Патриаршество Алексия II. В области внешних церковных связей Патриарх Алексий последовательно проводит независимую, ясную и реалистичную политику, основанную на безусловной верности Православию, точном соблюдении канонических установлений, христианском понимании любви и справедливости.

Твердая позиция Русской Церкви и решительная поддержка Патриархом Алексием канонического Священноначалия Болгарской Церкви, ее Предстоятеля Патриарха Максима помогли преодолеть раскол в одной из древних православных Церквей. Патриарх Алексий стал одним из инициаторов встречи в Софии Предстоятелей и иерархов Поместных Церквей (30 сент.– 1 окт. 1998) для всеправославного обсуждения и уврачевания церковного раскола в Болгарии.

Отношения между Русской и Константинопольской Церквами осложнились также из-за не вполне ясной позиции Патриарха Варфоломея в вопросе о церковном расколе на Украине. Со стороны раскольничьей т. н. Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) предпринимаются активные попытки найти поддержку у Константинопольского Патриарха. Дабы избежать конфронтации между двумя Патриархатами из-за украинской церковной проблемы, Патриарх Алексий благословил вступить в переговоры с Константинопольским Патриархатом в надежде, что через сотрудничество двух Церквей и при поддержке всей Православной Полноты будет найдено правильное решение, которое поможет преодолеть расколы и объединит украинское Православие.

Год 2000-летия Рождества Христова стал важной вехой в укреплении межправославных отношений: 7 января 2000 г., в праздник Рождества Христова, в вифлеемской базилике сослужением Предстоятелей Поместных Православных Церквей было вновь засвидетельствовано миру единство Святой Соборной и Апостольской Церкви. За время Первосвятительского служения Патриарх Алексий неоднократно посещал с визитами братские Поместные Церкви, гостями Патриарха Московского и всея Руси были Патриарх Константинопольский Варфоломей, Патриарх Александрийский Петр, Патриарх-Католикос Грузинский Илия II, Патриарх Болгарский Максим, Патриарх Румынский Феоктист, Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Митрополит Варшавский и всея Польши Савва, Предстоятели Церкви Митрополиты Чешских земель и Словакии Дорофей и Николай, Митрополит всей Америки и Канады Феодосий.

Сегодня возглавляемая Патриархом Алексием Русская Православная Церковь – наиболее многочисленная по своему составу, количеству епархий и приходов в семье братских Поместных Православных Церквей. Этот факт налагает немалую ответственность на Предстоятеля Русской Церкви за развитие православной жизни во всем мире, особенно в тех странах, где возможно и необходимо православное миссионерское служение и где существует русская диаспора.

С Восточными (дохалкидонскими) Церквами Русская Церковь поддерживает связи как в рамках общеправославного диалога, так и самостоятельно. В двусторонних отношениях важнейшим направлением является ведение сложного и ответственного богословского диалога по христологической проблематике. Святейший Патриарх и Священный Синод в определении Синода от 30 марта 1999 г. подчеркнули необходимость активизировать взаимное изучение богословских традиций Русской и Восточных Церквей, сделать результаты совместной работы богословов более ясными для широкого круга верующих. Важным является тот факт, что Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II в сопровождении епископов и клириков Армянской Апостольской Церкви дважды в юбилейном 2000 г. был гостем Святейшего Патриарха Алексия II и РПЦ. В беседах Патриарха Алексия с предстоятелем Армянской Церкви были приняты решения о принципиальном расширении сотрудничества в сферах богословского образования и социального служения.

В период Первосвятительского служения Патриарха Алексия имели место взаимные визиты глав и представителей христианских Церквей, продолжились двусторонние диалоги с Евангелической церковью в Германии, Евангелическо-Лютеранской церковью Финляндии, Епископальной церковью в США.

В 90-х гг. XX в. Русская Церковь столкнулась с прозелитической активностью некоторых протестантских деноминаций, зачастую в своих целях использовавших предоставляемую РФ гуманитарную помощь. Такого рода деятельность, а также дальнейшая либерализация протестантских церквей, подорвали доверие православной паствы России к экуменическим контактам с протестантскими Церквами, вызвали сомнения в целесообразности участия Русской Церкви в ВСЦ, где преобладает влияние протестантских Церквей. В этих условиях Священноначалие РПЦ при поддержке братских Поместных Церквей инициировало процесс радикального реформирования ВСЦ, дабы межхристианский диалог мог осуществляться более эффективно, без привнесения новых экклезиологических проблем и разделений внутри Православных Церквей. На встрече представителей всех Поместных Православных Церквей в Салониках в апреле-мае 1998 г., состоявшейся по инициативе РПЦ и Сербского Патриархата, было принято решение о кардинальных преобразованиях в существующей структуре ВСЦ, которые позволили бы Православным Церквам осуществлять свое свидетельство неправославному миру, избегая экклезиологических и канонических коллизий, весьма болезненно воспринимаемых значительной частью православного духовенства и верующих.

Важнейшее значение Патриарха Алексия придает участию Церкви в миротворческой деятельности. В докладе на Архиерейском Соборе 1994 г. Святейший Патриарх дал позитивную оценку участию Русской Церкви в деятельности КЕЦ, особо отметив большие усилия, предпринятые КЕЦ по примирению враждующих сторон в бывшей Югославии, содействие примирению и устранению пагубных последствий вражды, конфликтов и бедствий в Армении, Азербайджане, Грузии, Молдове, Украине, странах Балтии. В мае 1999 г. была создана неформальная межхристианская миротворческая группа, которая способствовала окончанию бомбардировок Югославии и выработке справедливого отношения христианских Церквей и организаций к проблеме Косова.

Читайте также: