Московский городской суд доклад

Обновлено: 25.06.2024

Моско́вский городско́й суд, или кратко Мосгорсу́д — высший судебный орган города Москвы по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В качестве суда первой инстанции рассматривает дела, отнесённые федеральными законами к компетенции судов уровня субъекта Российской Федерации. Является апелляционной инстанцией для районных судов города Москвы.

Содержание

Председатель суда — Михаил Юрьевич Птицын. Заместители председателя — Ишмуратова Любовь Юрьевна, Ивченко Максим Николаевич, Иванов Алексей Викторович.

  • Электронная канцелярия [2]
  • Список судебных заседаний первой инстанции [3]
  • Список судебных заседаний второй инстанции (апелляция)
  • Список судебных заседаний надзорной инстанции (президиум) [4]
  • Отдел по обеспечению судопроизводства по уголовным делам первой инстанции
    • Уголовная канцелярия 1-я инстанция
    • Уголовная канцелярия 2-я инстанция
    • Гражданская канцелярия 1-я и 2-я инстанции
    • Канцелярия Президиума Московского городского суда
    • Экспедиция
    • Группа исполнения
    • Спецчасть
      • Канцелярия спецчасти (секретные дела)
      • Надзорная инстанция по уголовным делам
      • Надзорная инстанция по гражданским делам


      Здание Московского городского суда на улице Богородский Вал, дом 8 состоит из трёх построенных в 1988—2012 годы корпусов. Общая его площадь в границах внутренних стен составляет 29 677,7 квадратного метра, из которых 4 340 квадратных метров приходится на подземную часть. [5]

      В 2012 году для апелляционной инстанции Мосгорсуда на средства Правительства Москвы было построено новое здание. Помимо служебных помещений, в здании есть три квартиры для судей, находящихся под госзащитой.

      Гост

      ГОСТ

      Иерархия судов РФ

      Суды субъектов РФ образуют собой следующую иерархию:

      • Верховные суды республик в составе РФ;
      • областные (краевые) суды;
      • суды городов федерального значения;
      • суд автономной области;
      • суд автономного округа.

      Юрисдикция Московского городского суда

      В соответствии с этой иерархией в городе Москва функционирует суд города федерального значения - Московский городской суд.

      Московскому городскому суду в качестве суда города федерального значения подведомственны, согласно его юрисдикции, гражданские, административные, уголовные дела и дела об административных правонарушениях.

      • уголовных дел о преступлениях По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Уголовная ответственность за коррупционные преступления подробнее , которые предусматриваются 2 частью 105 статьи, 5 части 131 статьи, 5 части 132 статьи, 6 части 134 статьи, 4 части 210 статьи, 5 части 228.1 статьи, 4 части 229.1 статьи, 277 статьи, 3 части 281 статьи, 295 статьи, 317 статьи, 357 статьи УК РФ, исключая уголовные дела, по которым согласно положениям УК РФ в качестве наиболее строгой разновидности наказания не могут назначаться смертная казнь либо пожизненное лишение свободы, а также уголовные дела по преступлениям, которые предусмотрены 3 частью 126 статьи, 209 статьи, 1-3 частей 211 статьи, 1части 212 статьи, 227 статьи, 275 статьи, 276 статьи, 278 статьи, 279 статьи, 1,2 частей 281 статьи, 353 – 356 статей, 358 статей, 1,2 частей 359 статьи, 360 статьи УК РФ;
      • уголовных дел, касающихся судей Конституционного Суда РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционный Суд РФ подробнее , членов Совета Федерации, любых депутатов Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее , мировых судей и судей федерального суда общей юрисдикции либо федерального арбитражного суда, а также судей конституционного (уставного) суда субъекта РФ по их ходатайству, которое было заявлено до начала разбирательства в суде;
      • уголовных дел, в материалы которых включены сведения, составляющие государственную тайну.

      Готовые работы на аналогичную тему

      В компетенцию Московского городского суда входят:

      • рассмотрение в границах собственных полномочий дел в форме суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по открывшимся вновь обстоятельствам;
      • производство надзора за судебной деятельностью районных судов, изучение и обобщение практики судов, анализ судебной статистики;
      • реализация иных полномочий, которые предоставлены ему законодательством.

      В форме суда первой инстанции он занимается рассмотрением гражданских дел, связанных с государственной тайной; по оспариванию нормативно-правовых актов органов гос. власти субъектов РФ; по приостановлению деятельности и прекращении деятельности регионального отделения общественных объединений, политической партии и т.п.; об оспаривании решений избирательных комиссий на уровне субъектов РФ и т. п.

      Также ему подсудна некая категория уголовных дел, которые перечислены в 3 части 31 статьи УПК РФ, а конкретно - преступления тяжкие и особо тяжкие.

      Юрисдикция районных судов Москвы

      Также на территории города Москва функционирует тридцать пять районных судов: Бабушкинский, Басманный, Замоскворецкий, Кунцевский, Нагатинский, Пресненский, Таганский, Хамовнический, Черемушкинский, Щербинский и др.

      Районный суд в России является органом федеральной судебной власти, который включен в систему судов общей юрисдикции, он занимает положение второго звена системы, он располагается на ступени выше мировых судей, но на ступени ниже судов уровня субъектов РФ, а также Верховного Суда РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Верховный суд РФ подробнее .

      В Москве районные суды образованы в районах в городах.

      Райсуд представляет собой суд первой инстанции для большей части уголовных, гражданских и административных дел. Не вступившие в силу решения или приговоры районного суда, которые были вынесены им по первой инстанции, могут обжаловаться в апелляционном порядке (для вступивших — в кассационном) в суде общей юрисдикции на уровне субъекта РФ.

      Райсуд представляет собой суд апелляционной инстанции в отношении мировых судей.

      Деятельность районных судов города Москвы по реализации правосудия базируется на принципах, которые являются общими для всех органов судебной власти РФ, а именно:

      • единство судебной системы;
      • независимость судей и самостоятельность судов;
      • обязательность постановлений суда;
      • равенство каждого перед судом и законом;
      • гласность в судебной деятельности;
      • неприкосновенность и несменяемость судей.

      Полномочия судей районных судов в процессе отправления ими правосудия конкретизируются в УПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ, других нормативных актах.

      Районные суды образуются, ликвидируются лишь при помощи принятия соответственных федеральных законов.

      Райсуд не вправе рассматривать по первой инстанции гражданские дела, отнесенные к юрисдикции вышестоящих и военных судов, а также мирового судьи (ст. 24 ГПК РФ).

      Районный суд занимается рассмотрением решением по первой инстанции уголовных дел обо всех преступлениях, которые совершены на территории соответственного административно-территориального образования, исключая уголовные дела, которые отнесены к подсудности военных и вышестоящих судов, а также мирового судьи (2 часть 31 статьи УПК РФ).

      Районный суд занимается рассмотрением дел по административным правонарушениям, производство по которым реализуется в форме административного расследования. Такое расследование может назначаться при совершении административного правонарушения в сфере валютного, антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, рекламе, законодательства в сфере налогов и сборов и в некоторых иных случаях. Помимо этого, судьи районных судов занимаются рассмотрением дел об административных правонарушениях, которые влекут административное выдворение за пределы РФ либо административное приостановление деятельности (3 часть 23.1 статьи КоАП РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Статья КоАП 5.33 подробнее ).


      3 августа 1932 г. постановлением исполкома Моссовета был создан Московский городской суд. Соответствующее решение коллегии НКЮ состоялось только 13 декабря этого года, а высших органов государственной власти – еще позднее. За более чем полувековой период деятельности структура советского Мосгорсуда неоднократно корректировалась, причем наиболее радикальные изменения произошли в годы Великой Отечественной войны. 10 ноября 1941 г. Управление НКЮ РСФСР по г. Москве распорядилось "переформировать" Мосгорсуд в городской военный трибунал. На место участковых народных судов пришли учрежденные в приказном порядке сессии военного трибунала, каждая – в составе трех постоянных членов. Трибуналы действовали по упрощенной процедуре, рассматривая дела в течение не более трех дней, руководствуясь как действующим Уголовным кодексом, довоенными указами, так и законами военного времени. Их окончательные и обжалованию не подлежащие приговоры следовало приводить в исполнение немедленно.

      Архив Московского военного трибунала не сохранился (несколько тысяч его дел, хранившиеся в Мосгорсуде, как "потерявшие практическую ценность" были уничтожены в начале 1960-х гг.; судьба десятков тысяч остальных неизвестна), но и из имеющихся разрозненных документов видно, что даже за незначительные преступления он выносил суровые приговоры.

      В годы войны несколько десятков московских судей были призваны в действующую армию, на фронт ушло 12 членов Мосгорсуда. Свыше 60 сотрудников столичного суда были награждены боевыми орденами и медалями, более 20 – медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.", "За оборону Москвы", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.".

      Первым председателем Мосгорсуда был назначен И. А. Смирнов. 16 декабря 1932 г. он издал приказ по Мосгорсуду № 1, которым извещал подчиненных о своем вступлении в должность. Первоначально его ведомство заняло несколько комнат в здании областного суда в доме №13 по улице Воровского (ныне вновь Поварской), но вскоре получило собственное помещение на ул. Каланчевской, 46.


      В 1934 г. Московский городской суд въехал в трехэтажный дом №43 по той же улице, где и помещался в течение почти 60 последующих лет.

      Московский городской суд и подведомственные ему участковые, а затем и районные судебные учреждения всегда находились под партийным контролем, который отнюдь не исчерпывался подбором и расстановкой кадров. Нередко к вопросам "укрепления социалистической законности" и "дальнейшего улучшения работы судебных и прокурорских органов" обращались съезды правящей партии и ее ЦК.

      В годы, когда должность Генерального секретаря ЦК ВКП(б) занимал И.В. Сталин, в числе сотен тысяч необоснованно репрессированных оказались многие судебные деятели – судьи Верховных судов РСФСР и СССР, союзных и автономных республик, краевых, областных, городских и районных судов.

      Для московского судейского корпуса эти страшные годы также не прошли бесследно. В ночь на 11 марта 1938 как выдвиженец "врага народа" Н.В. Крыленко был арестован председатель Мосгорсуда И.А. Смирнов. Только в 1976 г. для рассмотрения дисциплинарных проступков судей в составе МГС была создана специальная коллегия по дисциплинарным делам под председательством члена президиума Мосгорсуда М.Н. Макаровой.


      Подбор кандидатов в народные судьи руководители московской юстиции также передоверяли партийным учреждениям, вернее – не могли поступить иначе.

      В 1930–1980-е гг. продолжением декретного законодательства первых лет советской власти явилось судопроизводство по указам и постановлениям ЦИК, президиума Верховного Совета и Совнаркома (впоследствии – Совета Министров) СССР. В середине – второй половине 1930-х гг. вновь стала расширяться практика упрощенного судопроизводства, а уголовное законодательство развиваться в направлении ужесточения санкций.

      Результатом подобной уголовно-правовой политики, констатируют современные специалисты, стал последовательный рост числа осужденных к лишению свободы и содержащихся в местах заключения.

      Смерть И.В. Сталина в начале марта 1953 г. повлекла за собой заметное смягчение карательной политики государства в целом, но особенно в отношении политических преступников и преступлений против порядка управления.

      Постановление ЦК КПСС от 19 января 1955 г. "О мерах дальнейшего укрепления социалистической законности" и последовавшее затем одноименное постановление Московского комитета партии указали на необходимость строжайшего соблюдения советских законов всеми учреждениями, должностными лицами и гражданами. На совещании в МГК КПСС, проведенном в этой связи, были отмечены ошибки судебных коллегий и подвергнута критике работа отдельных членов Московского городского суда.

      В октябре 1960 г. были введены в действие новый республиканский Закон о судоустройстве, а также обновленные Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР. Новый уголовный кодекс сократил максимальный срок лишения свободы до 10 лет, смягчив меры наказания преступникам, не представляющим большой общественной опасности;


      "Суды, судьи – не механические исполнители закона, [они] не должны штамповать приговоры, решения, – подчеркивал председатель Мосгорсуда Л. А. Громов. – У народных судей к каждому делу должен быть творческий подход с учетом конкретных обстоятельств, особенностей, причин, условий, связанных с ним". Все эти, казалось бы, азбучные истины, стали для тогдашней советской судебно-карательной системы большой новацией и бесспорным шагом в сторону цивилизованного правосудия.

      С 1 июля 1963 г. в Мосгорсуде начал функционировать специальный состав судей для рассмотрения в кассационном порядке дел о преступлениях, совершенных подростками.

      В годы, когда пост главы страны занимал Н.С Хрущев, важный сдвиг произошел и в кадровой политике столичного суда. Судейский корпус стал целенаправленно профессионализироваться, судья без высшего юридического образования и солидного стажа работы по специальности стал редкостью, заместительство профессиональных судей народными заседателями было отменено.

      В результате, как по количеству сотрудников и их качественному составу, так и по числу рассмотренных дел Мосгорсуд превратился в одно из крупнейших и наиболее авторитетных судебных учреждений страны. Неудивительно, что в послевоенные годы председателями Мосгорсуда становились крупные государственные деятели в области юриспруденции.

      Системный кризис, поразивший советское общество на рубеже 1980–1990-х гг., не обошел и московские судебные учреждения, нагрузка на которые продолжала расти.

      Концепция судебной реформы РСФСР, подготовленная в 1991 г. и одобренная постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября этого года, констатировала, что российская судебная система переживает глубочайший кризис. Окончательный отказ от пороков судебной системы тоталитарного прошлого, возврат к установлению подлинной независимости судебной власти и построению новой судебной системы с учетом отечественного и мирового опыта, стали, таким образом, неизбежными.


      Вступив на должность председателя городского суда 13 октября 1986 года, В. М. Лебедев в первую очередь обратил внимание на подбор судебных кадров и обеспечение суда новыми помещениями. При его участии началось оформление документации на возведение нового здания столичного суда.

      11 октября 1989 г. впервые в истории Московского городского суда на должность председателя была назначена женщина – З. И. Корнева. В начале 1990-х гг. пришлось решать массу проблем переходного периода. Многие судьи не выдерживали огромных нагрузок и увольнялись. Найти замену ушедшим судьям, сформировать достойный столичных судов кадровый резерв становится задачей номер один для председателя Московского городского суда.

      В эти непростые годы в городском суде впервые формировалась практика по новым категориям дел: выборы, обжалование действий правительства, защита чести и достоинства высших должностных лиц. Усилия были направлены на обеспечение независимости судей при принятии таких сложных правовых решений.

      29 декабря 2000 г. председателем Московского городского суда назначена О. А. Егорова. Новый председатель поставила на особый контроль формирование руководящего состава Московского городского суда, заполнение вакансий в городском и районных судах, обеспечение доступности к правосудию, ликвидацию судебной волокиты и, что самое главное, воплощение в жизнь судебной реформы, в частности, создание мировой и ювенальной юстиции и суда присяжных в г. Москве.

      Что касается создания института мировых судей, то здесь Москва выбрала отличный от других субъектов путь. Он позволил работать на перспективу. Столица пошла по направлению создания в первую очередь материально-технической базы для работы мировых судей, а уже в последующем – комплектования корпуса мировых судей и их назначения. Кандидаты в мировые судьи в течение полугода проходили интенсивную подготовку и обучение под контролем руководства городского суда. Первые 20 мировых участков открылись в июне 2002, и на сегодняшний день в Москве, как ни в одном другом субъекте, созданы достойные условия для мировых судей.

      К введению института суда присяжных судебное сообщество отнеслось весьма серьезно, велась сложная подготовка, решалось множество проблем, и в 2003 году он наконец появился.

      Вместе с тем, в мае 2005 года председателем Московского городского суда О. А. Егоровой был образован специализированный судебный состав по делам несовершеннолетних.

      Во исполнение концепции открытости деятельности государственных органов, председателем Московского городского суда была организована работа Отдела по связям со средствами массовой информации и общественностью и создан официальный сайт Московского городского суда. А в 2011 году в столице впервые начала свою работу Общественная комиссия по взаимодействию с органами судейского сообщества г. Москвы - уникальный орган, в состав которого вошли судьи, главы ведущих средств массовой информации и правозащитных организаций. На сегодняшний день Комиссия является важным инструментом открытого диалога с обществом.

      Московский городской суд

      И самым судьбоносным для российского правосудия событием стала судебная реформа. Она является органической частью преобразования всей экономической, политической и общественной системы новой России, а по целому ряду направлений носит поистине революционный характер.

      Главным достижением судебной реформы стало утверждение самостоятельной судебной власти - сильной, независимой, авторитетной, действующей в системе единой государственной власти страны.

      Место в судебной системе

      В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

      В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.

      Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

      Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.

      Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.

      В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:

      1) связанные с государственной тайной;

      2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;

      3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;

      4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

      Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).

      В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:

      1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

      2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй — четвертой, 208 частью первой, 209 — 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 — 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 — 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 — 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

      3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).

      Читайте также: