Моральный кодекс ученого доклад

Обновлено: 05.07.2024

Российский Союз научных и инженерных общественных организаций определяет основные моральные принципы творческой деятельности и взаимоотношений членов общественных объединений.
Эти принципы выработаны социальной и научно-технической практикой развивающегося общества, отражают нравственные ценности, накопленный опыт входящих в Российский Союз НИО общественных объединений, образованных как по профессиональным творческим интересам, так и по региональному признаку, опираются на славную историю и традиции Русского технического общества, созданного в ноябре 1866 года.

1.1 Базовые принципы профессиональной этики Российских ученых и инженеров

Базовые принципы профессиональной этики Российских ученых и инженеров исходят из того, что свободный, творческий труд на благо человека, стремление к новаторству – дело чести и профессионального достоинства членов общественных объединений Российского Союза НИО, главный мотив научной и инженерной деятельности.
Уважая достижения прежних поколений, профессиональный инженер, ученый нацелен на их совершенствование и поиск принципиально новых решений, открывает или создает новое, способствует его утверждению, распространению. Открытия, изобретения, рационализация, создание принципиально новой техники и технологии, внедрение инноваций в жизнь общества для блага человека – основа его творческой деятельности.

1.2 Основные нравственные принципы творческой личности

1.3 Нравственные ценности инженера

В целях возрождения и развития лучших традиций российской научно-технической общественности члены общественных творческих объединений РосСНИО считают необходимым соблюдать и развивать такие нравственные ценности как:

2. NATIONAL SOCIETY OF PROFESSIONAL ENGINEERS, USA

2.1 Фундаментальные положения

Инженеры, при исполнении своих профессиональных обязанностей, должны:

2.2 Правила работы

Инженер должен считать для себя первостепенными безопасность, здоровье и благосостояние людей.

Инженер действует только в сфере своей компетенции.

Инженер делает только объективные и правдивые публичные заявления.

Инженер должен добросовестно представлять интересы своего работодателя или клиента.

Инженер не должен вводить других в заблуждение.

2.3 Профессиональные обязанности

Инженер должен руководствоваться во всех своих поступках самым высоким стандартом честности и добросовестности.

Инженер должен все время стремиться служить общественным интересам.

Инженер должен избегать любых действий, вводящих людей в заблуждение.

Без согласия своего нанешнего или бывшего клиента, работодателя или государственного органа, где инженер проходит службу, он не должен разглашать конфиденциальную информацию о состоянии дел и технологических процессах.

На инженеров не должен влиять конфликт интересов в их профессиональной деятельности.

Инженер не должен пытаться получить работу или продвижение по службе, или иные блага несправедливой критикой других инженеров, или другими неправомерными и сомнительными методами.

Инженер не должен портить злонамеренно или случайно, прямо или косвенно профессиональную репутацию, планы, практику или работу других инженеров. Инженер, улучивший других в незаконной или неэтичной практике должен представить информацию об этом в соответствующий орган для принятия мер.

Инженер должен принять личную ответственность за свою профессиональную деятельность, при условии, однако, что он может получить компенсацию за свои услуги (за исключением, разумеется, случаев его грубой небрежности).

Инженер должен предоставить право другим на использование своих инженерных работ, когда это необходимо, и признавать права собственности других.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учёные — тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо. Однако они занимаются очень специфичной деятельностью. Поэтому со временем сообщество людей, занимающихся наукой, выработало определённый кодекс этики учёного. Какие же нормы он включает?

  • Общечеловеческие нормы поведения: не укради, не лги, не убий, почитай старших и так далее — всё это должны соблюдать представители любых профессий.
  • Научная честность . Любой учёный мечтает совершить грандиозное открытие, но происходит это не всегда. Поэтому в истории науки случаются подделки, выдаваемые за сенсационные открытия.

в \(1912\) году в Англии был найден древний череп, сочетавший в себе черты и человека, и обезьяны. Только через \(40\) лет выяснилось, что это искусная подделка, и составлена знаменитая находка из человеческого черепа возрастом около \(500\) лет, челюсти орангутанга и окаменелых зубов шимпанзе. Есть версия, что автор подделки — знаменитый писатель Артур Конан Дойль.

южнокорейский биолог заявил о том, что ему удалось клонировать человеческие стволовые клетки. После независимой проверки выяснилось, что результаты исследований были сфальсифицированы.

Джордано Бруно пошёл на костёр инквизиции, но не отрёкся от своих убеждений, утверждая, что Земля вращается вокруг Солнца.

  • Ответственность за последствия своих открытий перед обществом. Учёный должен всегда предполагать, чем может обернуться сделанное им открытие, не пойдёт ли оно во зло людям.

великий учёный Николо Тесла уже в первой трети \(XX\) века разрабатывал поистине фантастические устройства и проводил опыты, секрет которых не разгадан до сих пор. Его работы были направлены на беспроводную передачу энергии на большие расстояния. Но после его смерти практически не осталось дневников, записей, расчётов. Есть версия, что Тесла уничтожил свои записи, когда осознал, что его труды послужат для создания мощнейшего оружия.

Но как бы ни была сложна и противоречива наука, именно она движет человечество вперёд. Задача людей — обратить её достижения во благо.

1. Свои достижения и открытия ученый использует только во благо человечеству.

2. Возможные последствия научных опытов не должны причинять вред окружающим людям и самому ученому.

3. Ученый должен выявлять, анализировать и полностью осознавать риск, связанный с проведением научных исследований.

4. Главными критериями при выборе форм использования научного знания являются: развитие человека и охрана природной среды.

5. Научная честность требует от молодого ученого соблюдение норм авторского права: обязательную ссылку на источник и имя автора (авторов) при использовании результатов интеллектуального труда других людей.

ОБЛАСТИ ЗНАНИЯ, В КОТОРЫХ МЫ БУДЕМ ДЕЛАТЬ СВОИ ОТКРЫТИЯ

История – география – биология– математика – литература – изобразительное искусство – музыка – физкультура и спорт – технология (труд/ информационные технологии)

В этом году попробуем сосредоточиться на познавательном чтении. Для этого предлагается список различных тематических энциклопедий. Ты познакомишься с жанром информационно-справочной литературы. Читая энциклопедию по той или иной теме, выбирай статьи, которые тебя заинтересовали. После соответствующей доработки они войдут в содержание твоей личной энциклопедии.

Это специальный раздел рабочей тетради, в котором собраны слова (статьи), посвященные разным темам и расположенные в алфавитном порядке. За год работы у тебя накопится не менее 12 статей, на разные буквы алфавита. При оформлении материалов энциклопедии ориентируйся на наши рекомендации и примеры.

НАШИ ПЛАНЫ

М. Монтень

Жорж Дюамель

ОПРЕДЕЛИМСЯ С ПОНЯТИЕМ

Будет абсолютно верным отнести это высказывание и к энциклопедиям!

Энциклопедия (от греч. enkýklios paidéia — обучение по всему кругу знаний) - научное или научно-популярное справочное издание, содержащее наиболее существенную информацию по всем или отдельным областям знания или практической деятельности.

Вопрос для исследователя:

Найди другие определения этого слова. Запиши результат.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ - ЭТО

Определение Источник ( где удалось найти?)

ТРУДНОСТИ КЛАССИФИКАЦИИ

Мы уверены, что у тебя уже есть опыт обращения к энциклопедиям. Наверняка, и в библиотеках, и в книжных магазинах тебе приходилось видеть стеллажи с энциклопедиями, большими и малыми, тематическими и посвященными одному знаменитому человеку. От такого многообразия и красочного оформления разбегаются глаза?! Трудно разобраться и сделать правильный выбор? Попробуем вместе!

Есть несколько критериев, по которым энциклопедии делятся на виды и типы.

Ø Содержание.

Пожалуй, это главный критерий! Энциклопедии могут рассказывать о достижениях всех отраслей науки и техники, о культуре и традициях народов мира, знаменитых людях, и…. Одним словом, они дают знания обо всем на свете!

Вот почему такие энциклопедии относят к УНИВЕРСАЛЬНЫМ. Такие энциклопедии, состоящие из нескольких десятков томов, отражают уровень развития научной мысли, идеологию государства, и являются его национальной гордостью.

NOTA BENE ( На заметку):

В Советском Союзе существовало три универсальных национальных энциклопедии, вышедших в разные периоды истории страны. Работа над каждым изданием велась несколько десятков лет с привлечением лучших ученых, политиков, общественных деятелей, военных специалистов. Вполне возможно, что в твоей домашней или публичной библиотеке еще есть последнее, третье, издание Большой советской энциклопедии, в количестве 30 томов.

Вопрос для исследователя:

В каких еще странах есть широко известные национальные энциклопедии? Результат поиска оформи в таблице:

Страна Название энциклопедии Годы издания ( указываются первый и последний) Количество томов
Россия

Задание для исследователя: Продолжи список:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ø ОТРАСЛЕВЫЕэнциклопедии рассматривают развитие той или иной профессиональной отрасли. Например, Популярная медицинская энциклопедия, Педагогическая, Историческая, Краткая географическая энциклопедии и т.д.

Задание для исследователя: Продолжи список:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ø ПЕРСОНАЛЬНЫЕэнциклопедии посвящены одному человеку.

Задание для исследователя:

Продолжи список. В него могут войти как русские, так и зарубежные энциклопедии о жизни и творчестве поэтов, писателей, ученых. Не будет ошибкой, если ты перечислишь и персональные энциклопедии, готовящиеся к изданию.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Следующий критерий классификации энциклопедий - ОБЪЕМили КОЛИЧЕСТВО ТОМОВ.Конечно, ты мог видеть и сможешь привести примеры.

Ø МНОГОТОМНЫХизданий национальных универсальных энциклопедий, таких как:________________________________________________________

___________________________________________________________

Ø МАЛЫХ ( 10 -12 тт), таких как:

Малая советская энциклопедия,_______________________________

___________________________________________________________

Ø КРАТКИХ (4 -6 тт.), таких как:Краткая философская энциклопедия,______________________________________________

К критериям смело можно отнести ВОЗРАСТ И ПОЛ ЧИТАТЕЛЯ.

_____________________________________________________________

В наше компьютерное время нельзя не вспомнить и оСПОСОБАХ

ИЗДАНИЯ. Мы можем пользоваться:

Ø Бумажными вариантами

Ø Электронными версиями

Ø Сетевыми энциклопедиями

ГЛАВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ

Не запутали мы тебя, наш юный исследователь? Мир энциклопедий, действительно, метафорично можно представить как космос, Вселенную, Галактику знаний. Путешествовать здесь можно бесконечно и долго, что в наш век скоростей не все могут себе позволить! Как же найти тот самый главный элемент, который позволит быстро отыскать нужную информацию?

Оказывается, главным элементом каждой энциклопедии является СТАТЬЯ.

Статьяможет содержать в себе полную информацию о научном открытии, стране, явлении. И тогда ее называют ОБЗОРНОЙ.

Если тебе встретится краткая статья, в которой сжато изложены факты, даны точные цифры и т.д., значит, ты имеешь дело со статьей СПРАВОЧНОЙ.

И, конечно, если в статье содержится определение какого- либо слова, то ты встретился со статьей –ТОЛКОВАНИЕМ.

Самая немногословная статья в этом энциклопедическом семействе – статья –ОТСЫЛКА.Она лишь только укажет тебе путь к более полной информации на других страницах.

Как нельзя обойтись без карт, схем при путешествии в космосе, так и на страницах энциклопедий тебе обязательно встретятся графики, чертежи, карты, фотографии, иллюстрации, портреты, репродукции картин, изображения монет, гербов, флагов и т.д.

СПАСИТЕЛЬНАЯ НАВИГАЦИЯ

Стоит запомнить, что спасительным якорем является СЛОВНИК – полный перечень терминов, которым посвящены статьи.

В ИМЕННЫХуказателях в алфавите упоминаются фамилии всех лиц, о которых идет речь в статьях.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ указатель объединяет все географические названия.

В ТЕМАТИЧЕСКОМ- отражены и темы статей, и основные термины.

Итак, попробуем подвести итоги .

(свод правил, которые надо знать, занимаясь наукой [1] )

1. Свои достижения и открытия ученый использует только во благо человечеству.

2. Возможные последствия научных опытов не должны причинять вред окружающим людям и самому ученому.

3. Ученый должен выявлять, анализировать и полностью осознавать риск, связанный с проведением научных исследований.

4. Главными критериями при выборе форм использования научного знания являются: развитие человека и охрана природной среды.

5. Научная честность требует от молодого ученого соблюдение норм авторского права: обязательную ссылку на источник и имя автора (авторов) при использовании результатов интеллектуального труда других людей.

ОБЛАСТИ ЗНАНИЯ, В КОТОРЫХ МЫ БУДЕМ ДЕЛАТЬ СВОИ ОТКРЫТИЯ

История – география – биология– математика – литература – изобразительное искусство – музыка – физкультура и спорт – технология (труд/ информационные технологии)

В этом году попробуем сосредоточиться на познавательном чтении. Для этого предлагается список различных тематических энциклопедий. Ты познакомишься с жанром информационно-справочной литературы. Читая энциклопедию по той или иной теме, выбирай статьи, которые тебя заинтересовали. После соответствующей доработки они войдут в содержание твоей личной энциклопедии.

Это специальный раздел рабочей тетради, в котором собраны слова (статьи), посвященные разным темам и расположенные в алфавитном порядке. За год работы у тебя накопится не менее 12 статей, на разные буквы алфавита. При оформлении материалов энциклопедии ориентируйся на наши рекомендации и примеры.

НАШИ ПЛАНЫ

М. Монтень

Жорж Дюамель

ОПРЕДЕЛИМСЯ С ПОНЯТИЕМ

Будет абсолютно верным отнести это высказывание и к энциклопедиям!

Энциклопедия (от греч. enkýklios paidéia — обучение по всему кругу знаний) - научное или научно-популярное справочное издание, содержащее наиболее существенную информацию по всем или отдельным областям знания или практической деятельности.

Вопрос для исследователя:

Найди другие определения этого слова. Запиши результат.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ - ЭТО

Определение Источник ( где удалось найти?)

ТРУДНОСТИ КЛАССИФИКАЦИИ

Мы уверены, что у тебя уже есть опыт обращения к энциклопедиям. Наверняка, и в библиотеках, и в книжных магазинах тебе приходилось видеть стеллажи с энциклопедиями, большими и малыми, тематическими и посвященными одному знаменитому человеку. От такого многообразия и красочного оформления разбегаются глаза?! Трудно разобраться и сделать правильный выбор? Попробуем вместе!

Есть несколько критериев, по которым энциклопедии делятся на виды и типы.

Ø Содержание.

Пожалуй, это главный критерий! Энциклопедии могут рассказывать о достижениях всех отраслей науки и техники, о культуре и традициях народов мира, знаменитых людях, и…. Одним словом, они дают знания обо всем на свете!

Вот почему такие энциклопедии относят к УНИВЕРСАЛЬНЫМ. Такие энциклопедии, состоящие из нескольких десятков томов, отражают уровень развития научной мысли, идеологию государства, и являются его национальной гордостью.

NOTA BENE ( На заметку):

В Советском Союзе существовало три универсальных национальных энциклопедии, вышедших в разные периоды истории страны. Работа над каждым изданием велась несколько десятков лет с привлечением лучших ученых, политиков, общественных деятелей, военных специалистов. Вполне возможно, что в твоей домашней или публичной библиотеке еще есть последнее, третье, издание Большой советской энциклопедии, в количестве 30 томов.

Вопрос для исследователя:

В каких еще странах есть широко известные национальные энциклопедии? Результат поиска оформи в таблице:

Страна Название энциклопедии Годы издания ( указываются первый и последний) Количество томов
Россия

Задание для исследователя: Продолжи список:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ø ОТРАСЛЕВЫЕэнциклопедии рассматривают развитие той или иной профессиональной отрасли. Например, Популярная медицинская энциклопедия, Педагогическая, Историческая, Краткая географическая энциклопедии и т.д.

Задание для исследователя: Продолжи список:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ø ПЕРСОНАЛЬНЫЕэнциклопедии посвящены одному человеку.

Задание для исследователя:

Продолжи список. В него могут войти как русские, так и зарубежные энциклопедии о жизни и творчестве поэтов, писателей, ученых. Не будет ошибкой, если ты перечислишь и персональные энциклопедии, готовящиеся к изданию.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Следующий критерий классификации энциклопедий - ОБЪЕМили КОЛИЧЕСТВО ТОМОВ.Конечно, ты мог видеть и сможешь привести примеры.

Ø МНОГОТОМНЫХизданий национальных универсальных энциклопедий, таких как:________________________________________________________

___________________________________________________________

Ø МАЛЫХ ( 10 -12 тт), таких как:

Малая советская энциклопедия,_______________________________

___________________________________________________________

Ø КРАТКИХ (4 -6 тт.), таких как:Краткая философская энциклопедия,______________________________________________

К критериям смело можно отнести ВОЗРАСТ И ПОЛ ЧИТАТЕЛЯ.

_____________________________________________________________

В наше компьютерное время нельзя не вспомнить и оСПОСОБАХ

ИЗДАНИЯ. Мы можем пользоваться:

Ø Бумажными вариантами

Ø Электронными версиями

Ø Сетевыми энциклопедиями

ГЛАВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ

Не запутали мы тебя, наш юный исследователь? Мир энциклопедий, действительно, метафорично можно представить как космос, Вселенную, Галактику знаний. Путешествовать здесь можно бесконечно и долго, что в наш век скоростей не все могут себе позволить! Как же найти тот самый главный элемент, который позволит быстро отыскать нужную информацию?

Оказывается, главным элементом каждой энциклопедии является СТАТЬЯ.

Статьяможет содержать в себе полную информацию о научном открытии, стране, явлении. И тогда ее называют ОБЗОРНОЙ.

Если тебе встретится краткая статья, в которой сжато изложены факты, даны точные цифры и т.д., значит, ты имеешь дело со статьей СПРАВОЧНОЙ.

И, конечно, если в статье содержится определение какого- либо слова, то ты встретился со статьей –ТОЛКОВАНИЕМ.

Самая немногословная статья в этом энциклопедическом семействе – статья –ОТСЫЛКА.Она лишь только укажет тебе путь к более полной информации на других страницах.

Как нельзя обойтись без карт, схем при путешествии в космосе, так и на страницах энциклопедий тебе обязательно встретятся графики, чертежи, карты, фотографии, иллюстрации, портреты, репродукции картин, изображения монет, гербов, флагов и т.д.

СПАСИТЕЛЬНАЯ НАВИГАЦИЯ

Стоит запомнить, что спасительным якорем является СЛОВНИК – полный перечень терминов, которым посвящены статьи.

В ИМЕННЫХуказателях в алфавите упоминаются фамилии всех лиц, о которых идет речь в статьях.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ указатель объединяет все географические названия.

В ТЕМАТИЧЕСКОМ- отражены и темы статей, и основные термины.

Итак, попробуем подвести итоги .


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

В науке взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. В нормах научной этики находят свое воплощение как общечеловеческие моральные требования и запреты, приспособленные к особенностям научной деятельности ("не укради", "не лги"), так и требования для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей (например, бескорыстный поиск и отстаивание истины). В повседневной научной деятельности обычно бывает непросто сразу же оценить полученное значение как истину или заблуждение. И это обстоятельство находит отражение в нормах научной этики, которые не требуют, чтобы результат каждого исследования непременно был истинным знанием. Они требуют лишь, чтобы этот результат был новым знанием и так или иначе - логически, экспериментально и пр. - обоснованным. Ответственность за соблюдение такого рода требований лежит на самом ученом, и он не может переадресовать ее кому-нибудь другому. Для того, чтобы удовлетворить этим требованиям, он должен: хорошо знать все то, что сделано и делается в его области науки; публикуя результаты своих исследований, четко указывать, на какие исследования предшественников и коллег он опирался, и именно на этом фоне показывать то новое, что открыто и разработано им самим.Кроме того, в публикации ученый должен привести те доказательства и аргументы, с помощью которых он обосновывает полученные им результаты; при этом он обязан дать исчерпывающую информацию, позволяющую провести независимую проверку его результатов.

Этические нормы охватывают самые разные стороны деятельности ученых: процессы подготовки и проведения исследований, публикации научных результатов, проведения научных дискуссий, когда сталкиваются различные точки зрения. В современной науке особую остроту приобрели вопросы, касающиеся не столько норм взаимодействия внутри научного сообщества, сколько взаимоотношений науки и ученого с обществом. Этот круг вопросов часто обозначают как проблему социальной ответственности ученого. Социальная ответственность ученого - нравственная и моральная оценка ученым возможных негативных последствий для людей от использования обществом его открытия или изобретения. Другими словами ученый несет перед обществом ответственность за то в чьи руки попадет его работа. Кроме того ученый должен оценивать готово ли общество принять новое.

Другая позиция значительно более пессимистична: она связана с убеждением, что обнаруженные нарушения — лишь верхушка айсберга, который в перспективе будет расти из-за коллективизации науки и размывания ответственности. Многими разделяется мнение, что преднамеренное мошенничество в науке встречается сравнительно редко, но мелкие и тонкие отклонения от норм научного исследования повсеместно распространены.

В результате оказалась востребованной также явная формулировка внутренних этических правил науки.




Кодекс Мертона критиковали за абстрактный характер, за несоответствие реалиям эпохи (например, идее интеллектуальной собственности), но ведь этика не обязана быть дескриптивной, она задает идеал, выражающий генеральные направленность и принцип научного исследования. И в этом отношении кодекс Мертона сохраняет свое значение.

Но сформулировать кодекс – лишь половина дела. Какие средства существуют в научно-исследовательской деятельности для обеспечения его выполнения? Позиции, существующие на этот счет в литературе, можно обозначить какэтическую, нормативную и социологическую. Представители этической позиции в качестве способов решения проблемы предлагают акцент на воспитание молодых ученых, в том числе посредством соответствующих учебных курсов, перестройка образования (в т.ч. изучение истории и философии науки), повышение моральной роли института наставничества и общее оздоровление морального климата в обществе.

Нормативный подход акцентирует внимание на отсутствии эффективной системы контроля за качеством научных результатов. Воздействие на ситуацию предполагается через повышение ответственности редакторов и рецензентов за качество публикуемых материалов и развитие независимых комитетов, куда можно было бы обращаться с подозрениями по поводу фальсификаций и которые обладали бы правом экспертной проверки в любом сомнительном случае.

Социологический подход ставит во главу угла внешние по отношению к исследовательской деятельности факторы и ценности, воздействующие на науку (поощрение оригинальности и первенства, зависимость административной карьеры от научных званий, конкурентный характер современной науки, распространенность внешних способов оценки научной деятельности, таких как количество публикаций и ссылок). Соответственно основную роль в решении проблем научной этики должна сыграть самоорганизация научных сообществ и деятельность органов государственного регулирования.

Ни один из этих подходов не создает уверенности в достижимости решения проблемы. Этический подход не может быть жестким, как всякая этическая регуляция. Сторонники социологического подхода отмечают, что ученые не склонны ему следовать, так как опасаются появления форм организации научной деятельности, существенно отличающихся от привычных, и сомневаются в применимости идеально сконструированных форм к современной реальности. Действенность и статус процедур нормативного контроля вызывает вопросы — насколько возможно, скажем, для редактора научного журнала выявить по содержанию статьи допущенные при ее подготовке нарушения, если речь не идет о плагиате или прямом подлоге?

В науке взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. В нормах научной этики находят свое воплощение как общечеловеческие моральные требования и запреты, приспособленные к особенностям научной деятельности ("не укради", "не лги"), так и требования для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей (например, бескорыстный поиск и отстаивание истины). В повседневной научной деятельности обычно бывает непросто сразу же оценить полученное значение как истину или заблуждение. И это обстоятельство находит отражение в нормах научной этики, которые не требуют, чтобы результат каждого исследования непременно был истинным знанием. Они требуют лишь, чтобы этот результат был новым знанием и так или иначе - логически, экспериментально и пр. - обоснованным. Ответственность за соблюдение такого рода требований лежит на самом ученом, и он не может переадресовать ее кому-нибудь другому. Для того, чтобы удовлетворить этим требованиям, он должен: хорошо знать все то, что сделано и делается в его области науки; публикуя результаты своих исследований, четко указывать, на какие исследования предшественников и коллег он опирался, и именно на этом фоне показывать то новое, что открыто и разработано им самим.Кроме того, в публикации ученый должен привести те доказательства и аргументы, с помощью которых он обосновывает полученные им результаты; при этом он обязан дать исчерпывающую информацию, позволяющую провести независимую проверку его результатов.

Этические нормы охватывают самые разные стороны деятельности ученых: процессы подготовки и проведения исследований, публикации научных результатов, проведения научных дискуссий, когда сталкиваются различные точки зрения. В современной науке особую остроту приобрели вопросы, касающиеся не столько норм взаимодействия внутри научного сообщества, сколько взаимоотношений науки и ученого с обществом. Этот круг вопросов часто обозначают как проблему социальной ответственности ученого. Социальная ответственность ученого - нравственная и моральная оценка ученым возможных негативных последствий для людей от использования обществом его открытия или изобретения. Другими словами ученый несет перед обществом ответственность за то в чьи руки попадет его работа. Кроме того ученый должен оценивать готово ли общество принять новое.

Другая позиция значительно более пессимистична: она связана с убеждением, что обнаруженные нарушения — лишь верхушка айсберга, который в перспективе будет расти из-за коллективизации науки и размывания ответственности. Многими разделяется мнение, что преднамеренное мошенничество в науке встречается сравнительно редко, но мелкие и тонкие отклонения от норм научного исследования повсеместно распространены.

В результате оказалась востребованной также явная формулировка внутренних этических правил науки.

Кодекс Мертона критиковали за абстрактный характер, за несоответствие реалиям эпохи (например, идее интеллектуальной собственности), но ведь этика не обязана быть дескриптивной, она задает идеал, выражающий генеральные направленность и принцип научного исследования. И в этом отношении кодекс Мертона сохраняет свое значение.

Но сформулировать кодекс – лишь половина дела. Какие средства существуют в научно-исследовательской деятельности для обеспечения его выполнения? Позиции, существующие на этот счет в литературе, можно обозначить какэтическую, нормативную и социологическую. Представители этической позиции в качестве способов решения проблемы предлагают акцент на воспитание молодых ученых, в том числе посредством соответствующих учебных курсов, перестройка образования (в т.ч. изучение истории и философии науки), повышение моральной роли института наставничества и общее оздоровление морального климата в обществе.

Нормативный подход акцентирует внимание на отсутствии эффективной системы контроля за качеством научных результатов. Воздействие на ситуацию предполагается через повышение ответственности редакторов и рецензентов за качество публикуемых материалов и развитие независимых комитетов, куда можно было бы обращаться с подозрениями по поводу фальсификаций и которые обладали бы правом экспертной проверки в любом сомнительном случае.

Социологический подход ставит во главу угла внешние по отношению к исследовательской деятельности факторы и ценности, воздействующие на науку (поощрение оригинальности и первенства, зависимость административной карьеры от научных званий, конкурентный характер современной науки, распространенность внешних способов оценки научной деятельности, таких как количество публикаций и ссылок). Соответственно основную роль в решении проблем научной этики должна сыграть самоорганизация научных сообществ и деятельность органов государственного регулирования.

Ни один из этих подходов не создает уверенности в достижимости решения проблемы. Этический подход не может быть жестким, как всякая этическая регуляция. Сторонники социологического подхода отмечают, что ученые не склонны ему следовать, так как опасаются появления форм организации научной деятельности, существенно отличающихся от привычных, и сомневаются в применимости идеально сконструированных форм к современной реальности. Действенность и статус процедур нормативного контроля вызывает вопросы — насколько возможно, скажем, для редактора научного журнала выявить по содержанию статьи допущенные при ее подготовке нарушения, если речь не идет о плагиате или прямом подлоге?

Читайте также: