Мораль и сознание в теории ф де вааля доклад

Обновлено: 02.07.2024

проявления своего рода нравственности присущи и обезьянам, и собакам, и слонам, и даже рептилиям".

У Ницше определение ценностей,их значение закреплено за рыцарско-аристократическим сословием.Только им дано право определять ,что является

хорошим ,а что плохим,что есть зло ,а что добро и всеже "изобретение"собственных правил (морали), ограничено у них сугубо интересами данного сословия и

оставшимися возможностями т.е.моралями не имеющие пока еще личностного определения.
-------------
Современное происхождение морали(основные виды).

1. Божественная теория происхождения морали..
2.Теория социального договора
3.Натуралистическая теория

Понять ,что это всё из себя представляет,каковы задачи и цели,приблизительно допустимо, исходя только из одного названия.

Можно не трудиться в поиске истоков морали,в нем принимало участие все человеческое сообщество ,как выяснилось ,и приматы тоже.Поскольку приматы

заложили основополагающие нормы взаимоотношений ,то мы вправе рассматривать развитие моралей идущих "снизу вверх" ,а не "сверху вниз" ,как старательно это нам предлагал немец.
-----------
Ницше только частично прав в отношении аристократического сословия, ведь этими "правами", как выяснилось, обладают и низшие сословия и религиозные конфессии,а вдобавок оказалось и приматы.
-----------------

Основные нормы взаимоотношений, фундаментальные ,закладывались у приматов и в эволюционном значении даже близко не походили на провление ницшевской "Воли

к власти", чаще наоборот,выказывалось поведение и некие "моральные правила",направленные на избежание конфликтов,агрессии ,способных привести к последствиям в виде физ.страданий.

Подобное поведение у приматов оформляется в виде инстинкта,а это по наблюдениям и чувство справедливости,и эмпатия,и взаимовыручка,и солидарность,и равенство и т.д.
Мораль - в инстинктах,к тому же основополагающая ,находящаяся в проявлении десятки тысяч лет. И НИЦШЕ собирался "прихлопнуть"её двумя - тремя книжонками.

..Ницше - провинициал ,а основное свойство провинициала заключается в противоречии между намерениями и исполнением, подход к решению задач

выбирается попроще, не сказать примитивней,с чем мы и имеем дело на каждом шагу. странице.
И лишь там ,где намерения и цели отсутствуют ,Ницше любопытен и как философ и как мыслитель,а это весьма немалая доля в его работах.
--------------------
То ,что Ницше прекрасно осозновал недостоверность своей работы - "Гениалогия морали", не вызывает никакого сомнения.

Не имея прямых доказательств,мы все же можем с большой долей вероятности это утверждать ,основываясь на его же текстах,принимая во внимание их значительный

,логический и когнетивный уровень ,который не оставляет никаких сомнений : Ницше понимал лживое изложение "Моральных оценок", однако,упорно продолжал

следовать своим намерениям. : присвоение этого права рыцарско-аристократическому сословию.
-----------------
Если в человеке есть фанатичная идея ,с искаженным
представлением,она неминуемо испортит и здравый смысл и
сознание.
-----------
-----------
Ницше полагал ,что его читать и чтить будут в 2000г. Пришло это время, и что мы видим ?"Генеалогию морали" - в топку,соответствующие разделы в (ЧСЧ),(НР),(ВН),(УЗ),,и других книгах - в печь , как вредные ,не истинные.
-----------
Человек - существо социальное.

"Нападки на религию и мораль повсеместно закончились тем ,что сегодня никто не имеет права публично одернуть

собрата и наставить его на путь истинный — а в результате
общество стало менее цивилизованным".(Ф.де Вааль)
------------------
"Воля к власти","Вечное возвращение","Сверхчеловек" - та
ценность, какую закладывал НИЦШЕ в эти понятия ,не состоятельны.

Все являются плагиатом и мало-мальски приличные интерпретации
этих "идей НИЦШЕ". чаще субъективны, с большой долей собственных

представлений автора и к пониманию мировозрения философа не имеющие никакого отношения.
---
"Волю к власти" НИЦШЕ определяет ,как стремление объекта к господству ,доминированию ,преодалению,увеличению могущесва.

Однако ,этимология словообразования "Воля к власти" в нашем сознании, никак не соотносится с неживой материей,так как её понимал сам НИЦШЕ.Философ

Приписывать приматам "Стремление к сохранению" и мы воздержимся.Полагаю, это присуще более высокому сознанию и организации.Неосознанно происходить подобное возможно.

А вот эволюция идет этим путем и человек, как самое слабое звено, стал господствовать и доминировать в природе,благодаря

моральным правилам в основании которых,полагаю ,предотвращение страданий.

Парадокс. Человек - существо социальное,однако, именно в социуме его зачастую настигает страдание.В Буддизме уход от страданий -это уход от людей.
--------

И все же мы высоко ценим этого немецкого философа,который поведал нам сотни идей ,мыслей,оценок .
имеющих непреходящее экзистенциональное значение.

И главное, на мой взгляд,НИЦШЕ действительно привел к пересмотру,пускай не в таком объеме на который расчитывал ,

моральных оценок: эгоизма,корысти,злости,карьеризма,и т.д.
Мораль, оставаясь по оценке отрицательной,в определенных обстоятельствах способна нести положительное значение,

при этом не искажая экзистенциональной действительности и
эволюционного вектора развития.

Неумеренное допущение отрицательных моралей испортит среду обитания для большинства её обитателей.
--------------
Аристотель релятивизируя добро и зло предлагает следовать добродетелям в сознании того,что они никогда не принесут полноты счастья.

Будет еда, будет и мораль.
Гиппократ всю жизнь прожил на острове Кос, где очень плодородная земля.

А вот клятву ему дают бедные студенты из зоны рискованного земледелия.

Не потому ли у нас так много болеют?

Может наооборот? Будет мораль будет и ЕДА.

В лесотундре или пустыне с едой и моралью сложно, потомуу как там никто не живет добровольно в свое удоволтствие.

Излюбленный отдых в арабских странах ,это отдых в пустыне. ,так называемая ДИВАНИЯ. и ДОБРОВОЛЬНО И С УДОВОЛЬСТВИЕМ .

Ну да на внедорожнике с кондиционером и холодильником . .
А еще там верблюжью мочу пьют вместо пива.

Отдыхать и проживать все же разные вещи.

Борьба за ЕДУ породила МОРАЛЬ. МОРАЛЬ в итоге повысила шансы выживаемости вида ЧЕЛОВЕК. ТАМ где её нет , нет и ПИТАНИЯ, во всех смыслах.Как у вас с ПИТАНИЕМ,перевариваете .

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Интересно, что в оригинале книжка называется "The Bonobo and the Atheist. In Search of Humanism Among the Primates". Весьма сильно изменили название для российского рынка, не правда ли?

Интересно, что в оригинале книжка называется "The Bonobo and the Atheist. In Search of Humanism Among the Primates". Весьма сильно изменили название для российского рынка, не правда ли?

Вы никогда не задумывались, что было бы, если религии никогда не существовало? Как жили бы люди в этом, без сомнений, гипотетическом мире, ведь в реальности не существовало обществ, в которых не возникла бы религиозная концепция? Что было бы с моралью и нравственностью?Неужели в отсутствие указаний свыше все приняли бы аргумент в стиле Ивана Карамазова из романа Достоевского: "Если Бога нет, то всё позволено !"? Франс де Вааль, приматолог и этолог, уверяет, что мораль не приходит свыше в виде скрижалей, а является нашей природной внутренней составляющей. Такие понятия как дружба, стремление к равенству, чувство достоинства и справедливости, общественное мнение, понятие о смерти (в том числе и собственной) - все эти сущности имеют место, когда речь идёт не только о человеке, но и о высших приматах, а иногда и о многих млекопитающих, включая собак и крыс.

Обезьяны бонобо. Одни из ближайших родственников человека с удивительным построением общества: матриархат, жизнелюбие и решение всех проблем через секс.

Обезьяны бонобо. Одни из ближайших родственников человека с удивительным построением общества: матриархат, жизнелюбие и решение всех проблем через секс.

С первых страниц чувствуется, что работа автора - это его жизнь. Книга по большей части является потоком сознания человека, проработавшего всю свою жизнь с приматами. Его кабинет выходит своими стеклами в вольер с подопечными, обедает он с миролюбивыми обезьянами бонобо, а к вечеру опять приходится разнимать что-то не поделивших шимпанзе. Франс де Вааль закономерно задается вопросом, почему такие чувства как сострадание, взаимовыручка и жажда справедливости часто приписываются исключительно людям? В своей книге он убедительно показывает, что животным эти чувства свойственны не менее, чем человеку.

Какое-то время считалось, что человек изначально греховное и эгоистичное существо, и лишь догма может держать его в узде. Мораль - есть напыление "лака" на его истинную сущность. Именно такой позиции придерживался, в частности, Томас Гексли, самый ярый сторонник Дарвина, однако под конец лишившийся его одобрения как раз из-за своих радикальных взглядов на природу человека.

"Теория лакировки" была популярна в XIX веке, утверждая, что лишь тонкий слой морали в человеческом сознании удерживает его "животные" инстинкты. Как оказалось, тут должны обидеться скорее животные.

"Теория лакировки" была популярна в XIX веке, утверждая, что лишь тонкий слой морали в человеческом сознании удерживает его "животные" инстинкты. Как оказалось, тут должны обидеться скорее животные.

Томас Генри Гексли, он же "Бульдог Дарвина". Был самым ярым его сторонником. Дарвин, не любивший публичности, нуждался в воинствующем апологете своих идей. Гексли, прочитав "Происхождение видов", с готовностью предложил Дарвину свои услуги: "Я точу когти и клюв в ожидании схватки".

Томас Генри Гексли, он же "Бульдог Дарвина". Был самым ярым его сторонником. Дарвин, не любивший публичности, нуждался в воинствующем апологете своих идей. Гексли, прочитав "Происхождение видов", с готовностью предложил Дарвину свои услуги: "Я точу когти и клюв в ожидании схватки".

Но де Вааль уверяет читателя, что все хорошее в человеке - альтруизм и добродетель, - распространены и в животном мире. Примерно треть книги занимают примеры из животного мира, когда приматы, слоны, собаки и даже крысы помогают друг другу, не требуя ничего взамен. Как приходят на выручку неродственным особям, как ухаживают за раненными или потерпевшими неудачу, как умеют договариваться и справедливо делить добычу. Это самые интересные моменты книги: ты словно стоишь рядом с автором и наблюдаешь, как существа, так похожие на нас, живут и решают многие знакомые любому человеку проблемы.

Шимпанзе умеют договариваться. У них также развито чувство справедливости, и если один видит, что кто-то получает больше награды за какое-то действие, чем он, то может отказаться от участия в эксперименте из-за чувства несправедливости.

Шимпанзе умеют договариваться. У них также развито чувство справедливости, и если один видит, что кто-то получает больше награды за какое-то действие, чем он, то может отказаться от участия в эксперименте из-за чувства несправедливости.

Но автор не посвятил всю свою книгу обзору исключительно поведения животных. Примерно треть книги, как ни странно, занимает анализ произведений Босха и его огромных сюрреалистичных полотен.

Автора явно интересует творчество художника XV столетия Иеронима Босха. На мой взгляд, в книге уделено слишком большое внимание этой теме. Без сомнений, разбирать религиозные мотивы, переданные через сюр, занимательно, но это здорово делать, смотря на саму картину, а не читая пересказ ее сюжета в книге.

Автора явно интересует творчество художника XV столетия Иеронима Босха. На мой взгляд, в книге уделено слишком большое внимание этой теме. Без сомнений, разбирать религиозные мотивы, переданные через сюр, занимательно, но это здорово делать, смотря на саму картину, а не читая пересказ ее сюжета в книге.

Остальную часть книги Франс де Вааль рассуждает на религиозную тему. Автор на самом деле очень компромиссно относится к религии, хоть и является атеистом. Он жестко критикует современных адептов воинствующего атеизма, таких, например, как Докинз (вообще де Вааль много критикует Докинза по любому поводу, не могу сказать, что я согласен со всем), сравнивая подобную позицию с фразой "яростно спать".

Де Вааль утверждает, что понятие догматизма свойственно и науке.

"Всю жизнь я провел в академической среде и могу сказать, что для ученого услышать о своей ошибке столь же приятно, как найти таракана в кофе. Типичный ученый - это тот, кто в начале карьеры делает интересное открытие, а всю оставшуюся жизнь заботится о том, чтобы все остальные уважали его вклад и никто бы в нем не усомнился"

В общем, в книге досталось всем. И религии, все время рвущейся дать человеку мораль, которая и так заложена в нем природой, и воинствующему научному атеизму, который с религией борется, но не способен дать человеку альтернативу в тех тяжелых случаях, в которых его от опасных поступков спасает вера.

В итоге книга оставляет после себя противоречивые чувства. И дело не в основных тезисах, а в манере подачи. Очень сильно в ней смешаны сюрреализм Босха, истории из жизни приматов, философские темы и критика очень многого. В любом случае читать ее будет интересно любому, кто интересуется живым миром, психологией, поведением, принятием решений, а также интересующимся религией, атеизмом и сюжетами Босха.

Ну а я пошел читать следующую книгу. Спасибо, что прочли мой небольшой обзор на этот замечательный труд.

Мастера коммуникации

Мастера коммуникации

Мастера коммуникации запись закреплена

Франс де Вааль изучает мир животных. Общественные животные, к которым относятся некоторые млекопитающие и птицы, так же как и человек, подчиняются нормам своей социальной группы. Наибольший интерес представляют шимпанзе и бонобо — ближайшие родственники нашего вида.

Эксперименты и полевые исследования показали наличие у этих животных эмпатии, необходимой для формирования межличностной морали. Шимпанзе и бонобо живут в иерархических обществах и обладают необходимыми для выживания в таких обществах способностями: осознанием последствий своих действий, самоконтролем, способностью к планированию.

Яркий пример проявления этой способности: в одном из зоопарков жил шимпанзе, который каждое утро готовился к встрече с посетителями, собирая по вольеру камушки.

Необходимость кооперации привела животных к социальным правилам, которые могли стать источником формирования морали. Таким образом, мораль — это не порождение религии или философской мысли, а нечто врожденное, что было заложено в человека природой и что мы можем наблюдать у человекообразных обезьян.

В то же время он напоминает нам, что грубое отрицание и подмена религиозной догмы другой, идеологический или научной догмой, — лишь повторение пути, которым идет большинство религиозных течений. Пути в никуда, уводящем человечество от раскрытия истинных секретов мироздания.

1. Человекообразные обезьяны

До второй половины XX века эволюционные деревья строились исходя из анатомических сходств и различий, однако открытие структуры ДНК и накопление генетической базы данных упростили задачу — сравнивая геномы, ученые могут определить время расхождения видов.

Гоминиды разошлись с человекообразными обезьянами не позднее 5,4 млн лет назад: с гориллами и орангутангами пораньше — больше 7 млн лет назад, а нашими ближайшими родственниками являются шимпанзе и бонобо.

Поэтому изучению этих приматов ученые уделяют больше внимания, однако не следует считать, что наши предки выглядели как шимпанзе или бонобо, за последние пару миллионов лет эти виды тоже
эволюционировали, хотя и в разной степени — шимпанзе испытали большее эволюционное давление, так как в свое время покинули привычную среду обитания.

Датировки на эволюционном дереве регулярно уточняются — появляются новые находки, секвенируются геномы других видов. На данный момент родословная человекообразных обезьян недостаточно изучена.

Существует стереотип, что гоминиды до появления вида Sapiens — грубые глупые существа, однако датировки возникновения некоторых умений — от прямохождения до обработки камня и творчества — постоянно сдвигаются назад.

Сложнее зафиксировать у гоминид примеры сострадания, однако известно, например, что неандертальцы заботились о слабых и больных людях. Не в пользу человека и физиологическое сравнение: объем мозга у неандертальцев был больше, а размер префронтальной коры, отвечающей за эмоции, у современного человека достаточно типичный для приматов.

Сам по себе объем мозга не является показателем развития, у слонов мозг большой, а у воронов крошечный, хотя последние умеют, например, считать. Поэтому правильнее говорить об относительном объеме мозга и относительных объемах некоторых его частей. Абсолютный размер префронтальной коры человека больше, чем у других приматов, однако относительный размер находится на том же уровне.

Когда бонобо впервые попали в поле зрение ученых, их посчитали просто карликовой разновидностью шимпанзе, однако различия между этими двумя видами приматов серьезнее, чем размеры особей.
С одной стороны, человек имеет больше общего с самцами шимпанзе, борющимися за статус и власть, чем с бонобо, практикующими свободную любовь.

Однако в плане эмпатии бонобо более чуткие, чем шимпанзе, и здесь они к ближе к человеку. Еще одно сходство можно проследить на физиологическом уровне — у бонобо обнаружены веретенообразные нейроны, которые ученые связывают с наличием самосознания.

В настоящее время веретенообразные нейроны обнаружены не только у бонобо, но и у других человекообразных обезьян, слонов и китообразных.

Бонобо и шимпанзе — групповые животные, они ценят социальные связи. Можно говорить о существовании целой социальной экономики у приматов: утренний груминг влияет на распределение пищи во второй половине дня, а отказ от поддержки в схватке одного из самцов может привести к более тяжелым последствиям, чем поражение в этой схватке.

Приматы также обладают социальными инстинктами, например, после конфликта следует примирение — с грумингом и сексом. Если самцы не хотят примирения, то самки могут их потащить мириться насильно, отбирая оружие.

Приматы проявляют просоциальное поведение — поведение, которое приносит пользу другим членам общества. Группа де Вааля усовершенствовала эксперимент на просоциальный выбор (устранила отвлекающие факторы), и он дал новые результаты.

В ходе эксперимента две обезьяны, разделенные сеткой, хорошо видят действия друг друга. У одной обезьяны есть ведро с фишками двух цветов, она достает по одной фишке и дает экспериментатору. В зависимости от цвета фишки награду получает одна обезьяна или обе.

В итоге в парах шимпанзе просоциальные фишки (дающие награду обеим обезьянам) выбирались два раза из трех. При этом дело вовсе не в страхе — более просоциальное поведение проявляли высокоранговые особи. Для сравнения: дети в аналогичном эксперименте выбирали просоциальные фишки в 78% случаев.

Приматы знакомы с понятием справедливости. Классический пример на неприятие несправедливости выглядит следующим образом. Одна из обезьян получает за свою работу огурец, другая за те же усилия — виноград. Видя это безобразие, обезьяна, получающая огурец, отказывается от вознаграждения и начинает всячески выказывать недовольство.

Что, казалось бы, иррационально, ведь огурец — это лучше, чем ничего. Кроме того, ученые зафиксировали неприятие несправедливости второго рода: обезьяна с виноградом, видя, что вторая особь получает огурец, также начинает отказываться от вознаграждения.

Эмпатия — это эмоциональное сопереживание, в основе которого лежит стирание границ между собой и другим существом. Эмпатия к тем, кто нуждается в помощи, побуждает к альтруизму. Сострадание, утешение, отзывчивость — это тоже грани эмпатии.

Проявление эмпатии отмечают у многих животных — от слонов и приматов до лоренцовых гусей, как в полевых условиях, так и в ходе экспериментов.

При этом отсутствие доказательств тестируемых способностей у животных не является доказательством отсутствия этих способностей, потому что проблема может крыться в самом эксперименте, например, в его слишком антропоморфном дизайне.

В силу того, что эмпатия встречается у большого количества видов животных, возможно, эта способность была и у наших общих пресмыкающихся предков.

Считалось, что проявление эмпатии требует когнитивных усилий, однако она может работать на бессознательном уровне. Благодаря зеркальным нейронам, мы считываем телесные сигналы другого человека (в том числе выражение лица, голос) и можем поставить себя на его место.

Аналогичным образом на нас действует искусство. Зеркальные нейроны обнаружены не только у человека, но и у других приматов и животных. Таким образом, эмоциональные сопереживания животных схожи с человеческими.

Зеркальные нейроны в целом отвечают за способность к имитации, необходимую для обучения и адаптации.

Эмпатия пристрастна. В экспериментах с заражением зевотой приматы реагировали только на тех особей, с которыми были знакомы. В аналогичных экспериментах люди также быстрее реагировали на родственников и друзей, чем на незнакомых людей.

Сопереживать можно пассивно, однако более высокий уровень эмпатии — это переход к утешению. Особи шимпанзе и бонобо, потерпевшие поражение в схватке, имеют большие шансы на утешение в основном со стороны друзей или родственников.

Следующий уровень эмпатии — целевая помощь. Наш первый эмоциональный порыв проходит через когнитивные фильтры, после чего мы принимает решение: действовать или бездействовать. Как и человек, способный вытащить из горящего дома другого, потерявшего сознание, так и бонобо может оттащить менее опытного сородича от ядовитой змеи.

Случаи альтруизма у приматов фиксируются постоянно: от помощи попавшему в воду сородичу и ухода за больным животным до усыновления неродных детей.

Альтруизм проявляют не только приматы, но и другие млекопитающие, например, слоны. Описан случай, как одна слониха помогала перемещаться своей слепой подруге, издавая звуки и тем самым указывая свое местоположение, при этом слонихи не были родственниками.

Поведение животных, в том числе проявление альтруизма, в популярных источниках часто сводят к естественному отбору: если животное помогает сородичу, значит, это нужно для выживаемости вида.

Однако группы животных, в частности приматов, могут не иметь генетического единства, а значит, к ним нельзя применить эволюционные сценарии. То есть корректнее говорить о групповом отборе или о кин-отборе — отборе внутри близких родственников.

Геноцентричный взгляд на эволюцию получил широкое распространение, однако замечу, что Франс де Вааль занимается приматологией больше сорока лет и является членом нескольких академий наук, а Ричард Докинз — автор книг и обладатель премий за популяризацию науки.

Эксперименты с приматами и маленькими детьми показали, что выбор в пользу доброго поступка делается на эмоциональном уровне, и только затем в голове формируется рационалистическое объяснение. Таким образом, человек по природе склонен к кооперации.

Еще одно важное открытие — помощь другим стимулирует в нашем мозгу зону вознаграждения, а природа связывает с удовольствием только самые необходимые вещи. При этом причина, по которой у некой особенности возникла связь с зоной удовольствия, может отличаться от ее применения в настоящее время.

4. Социальный кодекс

Социальный кодекс у приматов регламентирует все сферы жизни: как и -с кем спариваться, как распределять пищу, как воспитывать малышей и как относиться к чужой собственности. Этот кодекс определяется, с одной стороны, иерархией, а с другой — моральным законом, который основывается на эмпатии.

Когда человек ведет себя некрасиво, не сдерживая свои инстинкты, ему говорят, что он ведет себя как животное, однако это несправедливо по отношению ко многим животным.

1. Животные могут осознавать последствия своих действий и это влияет на их поведение.

2. Многие животные, в том числе бонобо и шимпанзе, живут внутри строгой иерархии, что является сильным сдерживающим фактором для их импульсов. Чем более иерархичны животные, тем больше они боятся последствий. Например, молодые самцы шимпанзе могут серьезно пострадать, если начнут привлекать внимание самок, находясь в поле зрения доминантных самцов.

Когда человек стыдится, наши рефлексы (съежиться, закрыть лицо руками) напоминают о позе подчинения, характерной для сообществ со строгой иерархией. Единственная особенность, которая есть у человека и которая не наблюдается у других приматов, — способность краснеть. Когда мы краснеем, мы сигнализируем о том, что понимаем, к чему привели наши поступки.

Мораль и эмпатия

Мораль возникает на эмоциональном уровне и тесно связана с эмпатией. Мы моральны по своей природе, человек не может просто так сделать больно другому, потому что на бессознательном уровне ставит себя на его место.

Некоторые случаи социального поведения нельзя списать на боязнь наказания со стороны доминантных самцов. Например, когда старый шимпанзе отдаляется от общества из-за смерти своего друга.

Человек — групповое животное, поэтому в нем развилась чуткость по отношению к другим людям. В нас зашита способность искать компромиссы.

Если в обществе снижается роль религии, значит ли это, что вместе с религией из нашего общества уходит и мораль? Существует мнение, что лишь религия удерживает человека от возвращения к животными инстинктам? Но действительно ли религия — первоисточник моральной составляющей нашей жизни?

Франс де Вааль отвечает на этот вопрос по-своему, изучая мир животных. Общественные животные, к которым относятся некоторые млекопитающие и птицы, так же как и человек, подчиняются нормам своей социальной группы. Наибольший интерес представляют шимпанзе и бонобо — ближайшие родственники нашего вида. Эксперименты и полевые исследования показали наличие у этих животных эмпатии, необходимой для формирования межличностной морали. Шимпанзе и бонобо живут в иерархических обществах и обладают необходимыми для выживания в таких обществах способностями: осознанием последствий своих действий, самоконтролем, способностью к планированию.

Яркий пример проявления этой способности: в одном из зоопарков жил шимпанзе, который каждое утро готовился к встрече с посетителями, собирая по вольеру камушки.

Необходимость кооперации привела животных к социальным правилам, которые могли стать источником формирования морали. Таким образом, мораль — это не порождение религии или философской мысли, а нечто врождённое, что было заложено в человека природой и что мы можем наблюдать у человеко­образных обезьян.

1. Человеко­образные обезьяны

До второй половины XX века эволюционные деревья строились исходя из анатомических сходств и различий, однако открытие структуры ДНК и накопление генетической базы данных упростили задачу — сравнивая геномы, учёные могут определить время расхождения видов. Гоминиды разошлись с человеко­об­разными обезьянами не позднее 5,4 млн лет назад: с гориллами и орангутангами пораньше — больше 7 млн лет назад, а нашими ближайшими родственниками являются шимпанзе и бонобо. Поэтому изучению этих приматов учёные уделяют больше внимания, однако не следует считать, что наши предки выглядели как шимпанзе или бонобо, за последние пару миллионов лет эти виды тоже эволюци­о­нировали, хотя и в разной степени — шимпанзе испытали большее эволюционное давление, так как в своё время покинули привычную среду обитания.

Датировки на эволюционном дереве регулярно уточняются — появляются новые находки, секвенируются геномы других видов. На данный момент родословная человеко­образных обезьян недостаточно изучена.

Существует стереотип, что гоминиды до появления вида Sapiens — грубые глупые существа, однако датировки возникновения некоторых умений — от прямохождения до обработки камня и творчества — постоянно сдвигаются назад. Сложнее зафиксировать у гоминид примеры сострадания, однако известно, например, что неандертальцы заботились о слабых и больных людях. Не в пользу человека и физиоло­гическое сравнение: объём мозга у неандер­тальцев был больше, а размер префрон­тальной коры, отвечающей за эмоции, у современного человека достаточно типичный для приматов.

Сам по себе объём мозга не является показателем развития, у слонов мозг большой, а у воронов крошечный, хотя последние умеют, например, считать. Поэтому правильнее говорить об относительном объёме мозга и относительных объёмах некоторых его частей. Абсолютный размер префрон­тальной коры человека больше, чем у других приматов, однако относительный размер находится на том же уровне.

Когда бонобо впервые попали в поле зрение ученых, их посчитали просто карликовой разновидностью шимпанзе, однако различия между этими двумя видами приматов серьёзнее, чем размеры особей.

Шимпанзе

  • Ареал обитания: Западная и Центральная Африка.
  • Более крупные и сильные особи.
  • Во главе колонии — самец.
  • Сексуальных контактов меньше, чем у бонобо, а сексуальные отношения тесно связаны с социальной иерархией.
  • Более агрессивные, ведут борьбу за доминирующее положение в колонии. Взаимоот­ношения внутри стаи напоминают политические игры с интригами и противо­бор­ствующими партиями (самки тоже участвуют в этой борьбе, поддерживая ту или иную группировку).
  • Больше склонны к соперничеству.
  • В поисках пищи разбиваются на небольшие группы, могут передвигаться по одиночке.

Бонобо

  • Ареал обитания: Демокра­тическая республика Конго, большая часть — в заповеднике.
  • Размер особей меньше, однако пропорции задних и передних конечностей ближе к человеческим.
  • Во главе колонии — самка.
  • Сексуальные контакты широко распространены и являются формой социального взаимодействия — секс используется для приветствия, знакомства и примирения.
  • Ведут более мирный образ жизни, иногда происходят стычки, но без смертельного исхода. Разрешение конфликтов часто происходит с помощью секса.
  • Больше склонны к кооперации.
  • Держатся вместе, дожидаются отставших.

С одной стороны, человек имеет больше общего с самцами шимпанзе, борющимися за статус и власть, чем с бонобо, практикующими свободную любовь. Однако в плане эмпатии бонобо более чуткие, чем шимпанзе, и здесь они к ближе к человеку. Ещё одно сходство можно проследить на физиоло­гическом уровне — у бонобо обнаружены веретено­образные нейроны, которые учёные связывают с наличием самосознания.

В настоящее время веретено­образные нейроны обнаружены не только у бонобо, но и у других человеко­образных обезьян, слонов и китообразных.

2. Кооперация

Социальная экономика

Бонобо и шимпанзе — групповые животные, они ценят социальные связи. Можно говорить о существовании целой социальной экономики у приматов: утренний груминг влияет на распределение пищи во второй половине дня, а отказ от поддержки в схватке одного из самцов может привести к более тяжёлым последствиям, чем поражение в этой схватке.

Приматы также обладают социальными инстинктами, например, после конфликта следует примирение — с грумингом и сексом. Если самцы не хотят примирения, то самки могут их потащить мириться насильно, отбирая оружие.

Просоциальный выбор

Приматы проявляют просоциальное поведение — поведение, которое приносит пользу другим членам общества. Группа де Вааля усовершен­ствовала эксперимент на просоциальный выбор (устранила отвлекающие факторы), и он дал новые результаты. В ходе эксперимента две обезьяны, разделённые сеткой, хорошо видят действия друг друга. У одной обезьяны есть ведро с фишками двух цветов, она достаёт по одной фишке и даёт экспери­ментатору. В зависимости от цвета фишки награду получает одна обезьяна или обе. В итоге в парах шимпанзе просоциальные фишки (дающие награду обеим обезьянам) выбирались два раза из трёх. При этом дело вовсе не в страхе — более просоциальное поведение проявляли высокоранговые особи. Для сравнения: дети в аналогичном эксперименте выбирали просоциальные фишки в 78% случаев.

Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 600 пересказам нонфикшен-книг. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Электронная книга

Обложка книги

Я родился в Ден Босе <1>– голландском городе, по названию которого выбрал себе псевдоним Иероним Босх. Это, конечно, не означает, что я глубоко разбираюсь в творчестве художника, но значение имеет то, что вырос в городе, где на рыночной площади красовалась его статуя, и поневоле проникся игрой сюрреалистического воображения мастера и его символизмом, научился видеть его глазами место человека во Вселенной, все больше удаляющейся от Господа.

проявления своего рода нравственности присущи и обезьянам, и собакам, и слонам, и даже рептилиям".

У Ницше определение ценностей,их значение закреплено за рыцарско-аристократическим сословием.Только им дано право определять ,что является

хорошим ,а что плохим,что есть зло ,а что добро и всеже "изобретение"собственных правил (морали), ограничено у них сугубо интересами данного сословия и

оставшимися возможностями т.е.моралями не имеющие пока еще личностного определения.
-------------
Современное происхождение морали(основные виды).

1. Божественная теория происхождения морали..
2.Теория социального договора
3.Натуралистическая теория

Понять ,что это всё из себя представляет,каковы задачи и цели,приблизительно допустимо, исходя только из одного названия.

Можно не трудиться в поиске истоков морали,в нем принимало участие все человеческое сообщество ,как выяснилось ,и приматы тоже.Поскольку приматы

заложили основополагающие нормы взаимоотношений ,то мы вправе рассматривать развитие моралей идущих "снизу вверх" ,а не "сверху вниз" ,как старательно это нам предлагал немец.
-----------
Ницше только частично прав в отношении аристократического сословия, ведь этими "правами", как выяснилось, обладают и низшие сословия и религиозные конфессии,а вдобавок оказалось и приматы.
-----------------

Основные нормы взаимоотношений, фундаментальные ,закладывались у приматов и в эволюционном значении даже близко не походили на провление ницшевской "Воли

к власти", чаще наоборот,выказывалось поведение и некие "моральные правила",направленные на избежание конфликтов,агрессии ,способных привести к последствиям в виде физ.страданий.

Подобное поведение у приматов оформляется в виде инстинкта,а это по наблюдениям и чувство справедливости,и эмпатия,и взаимовыручка,и солидарность,и равенство и т.д.
Мораль - в инстинктах,к тому же основополагающая ,находящаяся в проявлении десятки тысяч лет. И НИЦШЕ собирался "прихлопнуть"её двумя - тремя книжонками.

..Ницше - провинициал ,а основное свойство провинициала заключается в противоречии между намерениями и исполнением, подход к решению задач

выбирается попроще, не сказать примитивней,с чем мы и имеем дело на каждом шагу. странице.
И лишь там ,где намерения и цели отсутствуют ,Ницше любопытен и как философ и как мыслитель,а это весьма немалая доля в его работах.
--------------------
То ,что Ницше прекрасно осозновал недостоверность своей работы - "Гениалогия морали", не вызывает никакого сомнения.

Не имея прямых доказательств,мы все же можем с большой долей вероятности это утверждать ,основываясь на его же текстах,принимая во внимание их значительный

,логический и когнетивный уровень ,который не оставляет никаких сомнений : Ницше понимал лживое изложение "Моральных оценок", однако,упорно продолжал

следовать своим намерениям. : присвоение этого права рыцарско-аристократическому сословию.
-----------------
Если в человеке есть фанатичная идея ,с искаженным
представлением,она неминуемо испортит и здравый смысл и
сознание.
-----------
-----------
Ницше полагал ,что его читать и чтить будут в 2000г. Пришло это время, и что мы видим ?"Генеалогию морали" - в топку,соответствующие разделы в (ЧСЧ),(НР),(ВН),(УЗ),,и других книгах - в печь , как вредные ,не истинные.
-----------
Человек - существо социальное.

"Нападки на религию и мораль повсеместно закончились тем ,что сегодня никто не имеет права публично одернуть

собрата и наставить его на путь истинный — а в результате
общество стало менее цивилизованным".(Ф.де Вааль)
------------------
"Воля к власти","Вечное возвращение","Сверхчеловек" - та
ценность, какую закладывал НИЦШЕ в эти понятия ,не состоятельны.

Все являются плагиатом и мало-мальски приличные интерпретации
этих "идей НИЦШЕ". чаще субъективны, с большой долей собственных

представлений автора и к пониманию мировозрения философа не имеющие никакого отношения.
---
"Волю к власти" НИЦШЕ определяет ,как стремление объекта к господству ,доминированию ,преодалению,увеличению могущесва.

Однако ,этимология словообразования "Воля к власти" в нашем сознании, никак не соотносится с неживой материей,так как её понимал сам НИЦШЕ.Философ

Приписывать приматам "Стремление к сохранению" и мы воздержимся.Полагаю, это присуще более высокому сознанию и организации.Неосознанно происходить подобное возможно.

А вот эволюция идет этим путем и человек, как самое слабое звено, стал господствовать и доминировать в природе,благодаря

моральным правилам в основании которых,полагаю ,предотвращение страданий.

Парадокс. Человек - существо социальное,однако, именно в социуме его зачастую настигает страдание.В Буддизме уход от страданий -это уход от людей.
--------

И все же мы высоко ценим этого немецкого философа,который поведал нам сотни идей ,мыслей,оценок .
имеющих непреходящее экзистенциональное значение.

И главное, на мой взгляд,НИЦШЕ действительно привел к пересмотру,пускай не в таком объеме на который расчитывал ,

моральных оценок: эгоизма,корысти,злости,карьеризма,и т.д.
Мораль, оставаясь по оценке отрицательной,в определенных обстоятельствах способна нести положительное значение,

при этом не искажая экзистенциональной действительности и
эволюционного вектора развития.

Неумеренное допущение отрицательных моралей испортит среду обитания для большинства её обитателей.
--------------
Аристотель релятивизируя добро и зло предлагает следовать добродетелям в сознании того,что они никогда не принесут полноты счастья.

Будет еда, будет и мораль.
Гиппократ всю жизнь прожил на острове Кос, где очень плодородная земля.

А вот клятву ему дают бедные студенты из зоны рискованного земледелия.

Не потому ли у нас так много болеют?

Может наооборот? Будет мораль будет и ЕДА.

В лесотундре или пустыне с едой и моралью сложно, потомуу как там никто не живет добровольно в свое удоволтствие.

Излюбленный отдых в арабских странах ,это отдых в пустыне. ,так называемая ДИВАНИЯ. и ДОБРОВОЛЬНО И С УДОВОЛЬСТВИЕМ .

Ну да на внедорожнике с кондиционером и холодильником . .
А еще там верблюжью мочу пьют вместо пива.

Отдыхать и проживать все же разные вещи.

Борьба за ЕДУ породила МОРАЛЬ. МОРАЛЬ в итоге повысила шансы выживаемости вида ЧЕЛОВЕК. ТАМ где её нет , нет и ПИТАНИЯ, во всех смыслах.Как у вас с ПИТАНИЕМ,перевариваете .

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: