Модернизация вооруженных сил россии доклад

Обновлено: 02.07.2024

Тем не менее модернизация вооруженных сил началась. Чтобы судить о ее возможных результатах, нужно ответить на два вопроса: 1) кому поручается проведение соответствующих мероприятий; 2) какие реальные действия предприняты к настоящему времени. Попытаемся дать ответы на эти вопросы применительно к основным направлениям модернизации.

Принципы комплектования армии

Не меньшую обеспокоенность вызывает ответ и на второй из поставленных вопросов. Начальные шаги по реализации ФЦП благоразумными назвать трудно: вместо рекомендованного гражданскими специалистами скорейшего и существенного повышения денежного довольствия солдатам-контрактникам (на 10–20% выше средней зарплаты по стране) министр обороны в 2003 году поспешил подписать приказ о повышении денежного довольствия военнослужащим центральных органов управления министерства обороны.

МВД к концу 2005 года намеревалось полностью укомплектовать по контракту лишь 46-ю отдельную бригаду внутренних войск, дислоцируемую в Чечне [3]. Однако полный перевод этих войск на контрактную форму комплектования, о чем президент РФ говорил в послании 2003 года, сейчас отвергается. На каком основании? Внятных объяснений это ведомство пока не дает.

И все же появление в российской армии не только воинских частей, но и соединений, полностью укомплектованных по контракту, на добровольной основе, следует расценивать как огромное достижение.

Вероятно, из-за этой неясности министерство обороны до сих пор не выполнило п. 4 упомянутого постановления правительства от 25.08.03 (о ФЦП) и не представило вовремя — т.е. к четвертому кварталу 2003 года! — законопроект об изменении порядка призыва на сокращенный срок и самого назначения такой службы. Вместо этого нас взбудораживают законопроектами об отмене отсрочек, о ликвидации военных кафедр и т.п. Недавно выяснилось, что таких кафедр слишком много. Но напомним: по нашим законам ни одной военной кафедры без ведома министерства обороны создать нельзя. Так кто же эти ненужные кафедры наплодил?

Ниже на графиках показаны некоторые результаты моделирования.

Рисунок 1. Изменение темпов (тыс. чел. в полугодие) пополнения призывного контингента, призыва, набора и пополнения контрактников, а также общей численности призывного контингента (тыс. чел.) — по варианту, предложенному министерством обороны

Большая глубина прогнозирования — до 2035 года — объясняется тем, что только так можно учесть демографические колебания, расхождение во времени между процессами призыва в армию, демобилизации, перехода граждан в мобилизационный ресурс и пребывания в нем, а с экономической точки зрения — все виды расходов, включая пенсионное обеспечение будущих пенсионеров из числа РМКС, набираемых сейчас по контракту. Количество лиц, проходящих службу, находящихся в резерве и ушедших на пенсию, существенно зависит от проводимой кадровой политики; то же относится и к соответствующим расходам.

Утверждают, что планы ГОМУ обусловлены экономическими факторами. Но и этот аспект был всесторонне изучен негосударственными организациями и независимыми экспертами. Расчеты показывают, что при реализации про граммы министерства обороны (вначале — выполнение ФЦП, затем перевод на контракт всех сержантов) расходы на все виды довольствия РМКС, включая жилье для тех, кто станет профессиональным военнослужащим, а потом — военным пенсионером, возрастут примерно до 125 млрд. руб. в год (в ценах 2005 года). В этих расчетах учтены все компоненты расходов, а также то обстоятельство, что, повышая денежное довольствие военнослужащим РМКС, одновременно придется поднять его офицерам, прапорщикам и мичманам. Ну и, конечно же, предполагается, что кадровая политика будет разумной и не все военнослужащие, заключившие первый контракт, будут дослуживать до пенсии, как говорилось ранее в статье начальника ГОМУ В.В. Смирнова и понимается многими до сих пор [11]. В большинстве государств, имеющих крупные вооруженные силы (например, в США), после каждого контрактного срока приблизительно половина военнослужащих остается в кадровом составе, остальные — уходят. Именно на это направлены система стимулов и законодательство. Отрадно, что В.В. Смирнов хотя бы сейчас, в конце 2005 года, признал такую политику эффективной и для России [12].

Рисунок 2. Бюджетные расходы на реформу системы комплектования военной организации военнослужащими РМКС (млрд. руб. в год) по варианту, предложенному министерством обороны

Моделированием установлено, что высказывания военачальников об экономической непосильности для страны полного перевода военной организации на добровольный принцип комплектования не соответствуют действительности.

Рисунок 3. Дополнительные суммарные расходы на ускорение перевода военной организации на добровольный принцип комплектования (по сравнению с вариантом, предложенным министерством обороны; млрд. руб. в год)

Формы перехода на добровольный принцип комплектования:
В 1–2 после выполнения ФЦП к 2008 г.
В 2–2 немедленный переход (в скобках — месяцы службы).

Даже если не сокращать численность РМКС и вообще всех военнослужащих, то при форсировании федеральной целевой программы превышение расходов, которые понадобились бы при реализации варианта министерства обороны, составит всего лишь несколько процентов от нынешних совокупных расходов на оборону. На рисунке представлены шесть вариантов ускорения перехода, их подробные описания можно найти в публикациях ИЭПП. Эти расчеты никем не были опровергнуты!

Оснащение и содержание военной организации

Можно говорить об успехах применительно к военно-техническому и социально-экономическому аспекту модернизации? Несомненно. Прежде всего это создание унифицированных систем материально-технического и иных видов обеспечения всей военной организации РФ. Очевидны и некоторые успехи в обеспечении военнослужащих жильем, в оснащении ВС РФ новейшими системами вооружения. Общество оценило их по достоинству, однако сейчас его тревожит другое. По-прежнему оставляет желать лучшего качество вооружений и уровень их применения: последнее обусловлено как техническими причинами, так и человеческим фактором (недостаточной выучкой личного состава, боевая подготовка которого не финансируется в полном объеме).

Министерство обороны должно содействовать унификации производства военной техники и продукции народно-хозяйственного назначения, комплексному подходу к инновационным процессам, поскольку само по себе это министерство сейчас не может сделать заказ крупносерийным, экономически выгодным. Если инновации будут опираться на единство материалов, элементной базы и конструктивных составных частей для изделий военного и гражданского назначения, сразу появится возможность межотраслевой унификации, а значит, начнет работать фактор снижения себестоимости продукции при увеличении серийности. Напомним, что удвоение объема выпуска современных изделий машиностроительного профиля обычно снижает их себестоимость на 15–20%, а на прорывных направлениях — и того больше.

Таким образом, при грамотной инновационной политике можно даже снизить военные расходы при сохранении уровня обороноспособности страны, или, что сейчас разумнее, повысить уровень военной безопасности без привлечения дополнительных средств. Полезной для военной организации России станет такая военно-техническая политика, при которой инновации двойного назначения естественно будут включаться в планы военного строительства. Но готов ли к осуществлению именно такой политики министр обороны С. Б. Иванов, ставший по совместительству еще и заместителем Председателя Правительства РФ? Пока, к сожалению, мы не слышали его заявлений, свидетельствующих о готовности принять радикальную и совершенно необходимую меру: не утверждать впредь ни Государственную программу вооружения, ни Гособоронзаказ, если их проекты не будут подкреплены не только традиционными военно-техническими, но и унификационными обоснованиями, гарантирующими рациональное гражданское применение военных технологий.

Системы планирования и контроля

Роль российского общества в реформировании военной организации

Обязательными его участниками должны стать представители администрации президента, Совета безопасности, военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, и, главное, одной из комиссий при Общественной палате, сформированной этим новым институтом. Но одной Общественной палаты отнюдь недостаточно. Нужно сделать так, чтобы все общественные организации, все граждане имели реальную возможность оказывать на военную организацию России благотворное воздействие в интересах общества и государства.

Важнейшая и безотлагательная задача, которую должен решить этот орган, — создание двух взаимосвязанных систем: 1) стратегических целей в области военной безопасности и 2) детальной классификации бюджетных расходов, выделяемых на их достижение. Только он, руководствуясь законом о государственной тайне (а не ведомственными положениями) и международными нормами (стандартами), будет вправе решать, какие статьи и виды расходов должны быть секретными.

Все мы не хотели бы конфликта между обществом и военным руководством. Но еще больше мы заинтересованы в том, чтобы новый замысел модернизации армии не был загублен, чтобы президент РФ проявил волю и не отступил перед силами противодействия. И здесь общество должно сказать веское слово.

[2] Актуальные задачи развития Вооруженных сил Российской Федерации. М.: Военинформ МО РФ, 2003.

[3] Черкасов В., Козаченко А. 46-я: Пять лет в Чечне // Красная звезда. 26.10.05.

[4] ВПК (Военно-промышленный курьер). № 26 от 20–26.07.05.

[5] Удманцев В. Контрактная дивизия уже существует, а критериев оценки труда военных профессионалов все еще нет // ВПК. № 30 от 17–23.08.05.

[6] Оборонные приоритеты России // Российское военное обозрение. 2005. № 12. С. 7.

[8] Основы теории и методологии планирования строительства Вооруженных сил Российской Федерации / Под общей редакцией А.В. Квашнина. М.: Воентехиздат, 2002.

[9] Проблемы и практика перехода военной организации России на новую систему комплектования / Под ред. Гайдара Е.Т. и Цымбала В.И. М.: ИЭПП, 2004. С. 283.

[11] Смирнов В.В. Контрактная армия в России: проблемы и пути решения // Военная мысль. 2003. № 2. С. 2–7.

[12] Северинов С. Выбор добровольцев (беседа с В. Смирновым) // Красная звезда. № 242 от 29.12.05.

[13] Шлыков В. Черный хлеб военного бизнеса // Отечественные записки. 2003. № 2(11). С. 459–472.

[14] О рациональности использованной в нем классификации военных расходов применительно к бюджетному планированию в РФ см., например, монографию: Военный бюджет государства: Методы обоснования и анализа. М.: Воениздат, 2000.

Боевой потенциал Вооружённых сил РФ за последние годы увеличился более чем в два раза. Об этом сообщил министр обороны России Сергей Шойгу, выступая на парламентском часе в Совете Федерации. По его словам, значительно возросшая мощь отечественной армии позволила обеспечить стратегический паритет с НАТО. С 2012 года доля современной техники в ВС РФ возросла с 16 до 68,2%. Войска начали получать оружие нового поколения, включая гиперзвуковые и лазерные комплексы.

Боевая закалка

Согласно данным, которые привёл в речи перед сенаторами Шойгу, с 2012 по 2019 год доля современной и модернизированной техники в войсках выросла с 16 до 68,2%. В 2020 году этот показатель должен составить 70%.

Российские корабли на военно-морском параде в Кронштадте

Глобальный охват: как развиваются средства связи для Военно-морского флота России

В России создано новое поколение приёмных и передающих антенн для кораблей дальней морской и океанской зон плавания, а также береговых.

Также Шойгу заявил, что с 2012 года в Сухопутные войска поступило более 12 тыс. современных образцов вооружений и техники. В Воздушно-космические силы и авиацию ВМФ было поставлено более 1,4 тыс. самолётов и вертолётов. Андреевский флаг был поднят над более чем 190 кораблями, катерами и судами обеспечения.

Положительную роль в модернизации армии, как полагает Шойгу, сыграли кадровые перемены. За минувшие семь лет количество контрактников увеличилось более чем в два раза, превысив 405 тыс. человек, а число призывников сократилось до 225 тыс. человек.

Военнослужащими контрактной службы полностью укомплектованы сержантские и старшинские должности, подразделения спецназа, морской пехоты, батальонные тактические группы, а также должности, связанные с эксплуатацией сложной техники.

В беседе с RT военный эксперт Дмитрий Литовкин подчеркнул, что Минобороны уделяет большое внимание вопросам повышения профессионализма солдат и офицеров. По его словам, сирийская операция, с одной стороны, стала экзаменом для российских военнослужащих, с другой — продемонстрировала их высокую боеспособность, умение выполнять плановые задачи и адекватно действовать в критических ситуациях.

Также эксперт напомнил, что в сирийской операции были использованы новейшие образцы вооружений. Их боевое применение позволило выявить недочёты и запустить работу по их устранению. По информации Минобороны, в борьбе с терроризмом в САР были апробированы 359 единиц современной военной техники.

В докладе министра обороны по итогам прошлого года сообщалось, что в 2020-м Вооружённые силы РФ ожидает достаточно масштабная поставка вооружений.

Переноса весеннего призыва из-за ситуации с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 не будет. Об этом заявил министр обороны.

Дмитрий Литовкин назвал Россию мировым лидером по доле прироста современных и модернизированных вооружений. По его мнению, средства, которые вкладываются в модернизацию промышленности, разработку новых вооружений и человеческие ресурсы ВС, позволяют возлагать на армию РФ масштабные боевые задачи, в том числе на удалённом театре военных действий.

В этом году заканчивается ГПВ-2020 – первая успешная программа модернизации вооружений в постсоветской истории России. Она реализуется с 2011 года для того, чтобы полностью преодолеть отставание российской армии после кризиса 1990-х. В 2020 году долю современного оружия в ВС РФ доведут до 70 процентов и будут поддерживать на этом уровне в ближайшей перспективе.

Тотальное перевооружение

План реализации российской Государственной программы вооружений (ГПВ-2020) Владимир Путин утвердил еще в 2011 году. Совокупный бюджет программы превысил 19 триллионов рублей.

Именно столько времени и денег понадобилось для того, чтобы нивелировать последствия провала 90-х в поставках вооружений, вывести российскую армию на современный уровень, по-настоящему укрепить обороноспособность страны.

Действовавшие ранее образцы техники во всех видах и родах войск последовательно заменяются на современные.

Только в 2019 году Минобороны РФ направило более 1,5 трлн. рублей на закупку вооружений в рамках гособоронзаказа (ГОЗ).

Поступление в 2019 году более 6,5 тыс. единиц нового и модернизированного вооружения позволило довести долю современных образцов до 68,2 процентов. При этом уровень оснащенности в ядерной триаде достиг 82 процентов.

Он также подчеркнул, что Минобороны России действует в условиях установленного Правительством РФ запрета на иностранную продукцию при закупках для нужд обороны и безопасности государства и таким образом обеспечивает решение задач импортозамещения и поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса РФ.

Первые в мире

Теперь перед российской оборонной промышленностью стоит более сложная задача - начать серийное производство принципиально новых образцов, основанных на самых последних российских разработках.

Многие образцы российского оружия на сегодняшний день не имеют аналогов в ведущих армиях мира. Часть из них уже поступила в войска, часть только выходит в серийное производство и поступит на вооружение в 2020 году.

В результате, как и планировалось, доля современного вооружения в Вооружённых Силах РФ в 2020 увеличится до 70 процентов.

Круговая оборона

В этом году завершится разработка плана обороны России на 2021—2025 годы. Президент РФ поручил министерству обороны в полной мере учесть и оценить произошедшие изменения военно-политической обстановки в мире, провести всесторонний анализ потенциальных военных угроз.

Поводов для беспокойства хватает.

В прошлом году из-за выхода США в одностороннем порядке из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) была полностью разрушена мировая система контроля над ядерным оружием.

Осенью 2019-го Соединённые Штаты провели испытания ранее запрещённых ракет дальностью от 500 до 5500 км, а сегодня планируют разместить ударные ракетные комплексы на своих базах в Европе и в странах Азиатско‑Тихоокеанского региона.

В прошлом году заметно возросла разведывательная активность альянса вблизи российских границ - число полётов самолетов-разведчиков увеличилось на треть, проходов военных кораблей — на четверть по сравнению с 2018 годом.

Продолжение следует

Номинально расходы на военную технику останутся на прежнем уровне. Но фактически они возрастут, поскольку почти все закупки будут сделаны на российских предприятиях и объемы сделок будут защищены от колебаний курса рубля к доллару.

Приоритет в финансировании закупок будет отдан сухопутным войскам и модернизации ядерных вооружений – им уступят место военно-морские силы, имевшие самый высокий уровень финансирования в ГПВ-2020.

Главнокомандующий Владимир Путин на коллегии Минобороны России поручил уделить приоритетное внимание повышению доли новой военной техники в сухопутных войсках, которые по данному показателю сейчас отстают от других видов и родов ВС РФ.

Министр обороны РФ заявил, что уже в 2020 году Вооруженные силы России получат около 4 тыс. единиц новой бронетанковой и автомобильной техники, 1700 единиц современного ракетно-артиллерийского вооружения. Планируется поставить в Сухопутные войска, Береговые войска ВМФ и ВДВ 565 современных бронированных машин, 436 основных образцов ракетно-артиллерийского вооружения, два дивизионных комплекта "Бук-М3", а также свыше 300 единиц бронетанковой техники.

Расходы на гособоронзаказ в 2020-м, как и в прошлом году, составят полтора триллиона рублей.

Что касается инноваций, то, по словам Шойгу, будет расширен спектр научных исследований в технополисе "Эра", а также более эффективно использован потенциал Международного военно-технического форума "Армия", который в этом году пройдет одновременно с Армейскими международными играми.

В декабре встал на боевое дежурство первый ракетный полк РВСН, вооруженный комплексом "Авангард" с межконтинентальной баллистической ракетой, которая оснащена гиперзвуковым планирующим крылатым боевым блоком. Это первый российский боевой комплекс на новых физических принципах, о создании которого впервые рассказал Президент России в марте 2018 года.

В позиционных районах пяти ракетных дивизий РВСН на боевое дежурство стали и лазерные комплексы "Пересвет" для прикрытия подвижных грунтовых ракетных комплексов.

Мнения экспертов

Зарубежные СМИ отмечают, что Россия сегодня следует концепции сдерживания противника путем создания повышенной опасности для дислоцирования или перемещения его сил в защищаемую местность.

Российские системы A2/AD (ограничение и воспрещение доступа и маневра) созданы за счет размещения вдоль восточных границ систем ПВО С-300 и С-400, противокорабельных ракетных систем, а также крылатых и баллистических ракет в Калининграде у берегов Балтийского моря, на Крымском полуострове и в других участках побережья Черного моря.

Командующий ВМС США в Европе адмирал Джеймс Фогго посоветовал брать пример с России всем, кто стремится укрепить обороноспособность при ограниченных ресурсах.

По сути, Фогго отметил частный случай общей закономерности - военный бюджет снижается, но темпы перевооружения российской армии сохраняются на высоком уровне.

Министр обороны Сергей Шойгу заявил, что решение задач модернизации позволит нарастить боевые возможности вооруженных сил и гарантированно обеспечить сдерживание агрессии против России.

Силы стратегического сдерживания России. Справка

Все виды вооружения

Стратегические силы сдерживания (ССС) — это основа боевой мощи вооруженных сил. Они предназначены для сдерживания агрессии против России и ее союзников, а также разгрома агрессора в войне с применением различных видов оружия, в том числе ядерного.

ССС включают в себя Стратегические наступательные силы (СНС) и Стратегические оборонительные силы (СОС). Основу СНС, оснащенных ракетными и авиационными комплексами межконтинентальной дальности, а также высокоточным оружием большой дальности, составляют стратегические ядерные силы, в которые входят Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Путин отдал приказ Шойгу касательно сил сдерживания

Путин отдал приказ Шойгу касательно сил сдерживания

Главная ударная сила РВСН — ракетные комплексы РС-24 "Ярс". По данным из открытых источников, на боевом дежурстве их более сотни, как в мобильном, так и в шахтном исполнении. Планировалось, что Россия полностью перейдет на это оружие к 2024-му году.

Дальность полеты "Ярса" — 12 тысяч километров. Ракеты способны преодолеть все существующие системы ПРО, а каждый боевой блок индивидуально наводится на цель. Кроме того, на боевом дежурстве приняты комплексы "Авангард" с гиперзвуковыми планирующими крылатыми блоками. Путин дал старт учениям сил стратегического сдерживания

Путин дал старт учениям сил стратегического сдерживания

С воздуха и моря

В составе СНС — стратегические неядерные силы как силы двойного назначения: соединения и части стратегических и дальних бомбардировщиков Дальней авиации ВВС, подводные лодки, надводные корабли и морская ракетоносная авиация ВМФ с обычным высокоточным оружием большой дальности.

В частности, на боевом дежурстве — атомные подводные лодки четвертого поколения "Борей", каждая из которых несет по 16 межконтинентальных ракет "Булава".

А 21 декабря прошлого года в состав флота принят атомоход "Князь Олег" усовершенствованного проекта "Борей-А". В нем реализованы принципиально новые технические решения, усовершенствовано оборудование, снижен уровень физических полей, повышена безопасность, выполнен комплекс работ по импортозамещению.

Закрытое небо

Одна из последних разработок — зенитная ракетная система С-500 "Прометей". Это универсальный комплекс дальнего действия и высотного перехвата нового поколения с повышенным потенциалом противоракетной обороны. "Пятисотая" поражает не только баллистические, но и аэродинамические цели (самолеты, вертолеты, другие воздушные цели), а также крылатые ракеты.

Радиус поражения С-500 — около 600 километров. Она обнаруживает и одновременно обстреливает до десяти баллистических сверхзвуковых целей, летящих со скоростью до семи километров в секунду, в том числе боевые блоки гиперзвуковых ракет. По характеристикам С-500 значительно превосходит стоящую на вооружении С-400 и ее американского конкурента Patriot Advanced Capability-3.

Боевое дежурство — особый вид дежурства специально выделенных сил и средств, которые находятся в постоянной (установленной) готовности к выполнению боевых задач.

Читайте также: