Модели коррупционного поведения доклад

Обновлено: 25.04.2024

Антикоррупционное воспитание молодежи: проблемы формирования российской модели

Коррупция, как и любой вид криминальных деяний, возникла и будет существовать только в условиях государственно организованного общества. Сегодня коррупция в России — это самая актуальная проблема управления и прямая угроза национальной безопасности государства. В России, конституционно позиционирующей себя правовым государством, коррупция, к сожалению, стала привычным явлением, и что самое тревожное — проявление вполне терпимого отношения к ней в обыденной жизни как к неизбежному и свойственному новым условиям хозяйственной деятельности.

Тем не менее, несмотря на пристальное внимание к столь порочному социальному явлению, коррупция с каждым годом разрастается. Исходя из криминолого-криминалистической характеристики этого деяния, специалисты всех стран мира пытаются выработать эффективные методики и сформировать действенные модели борьбы с коррупцией. Есть вполне успешные примеры борьбы с ней. До мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. Греция являлась самой коррумпированной страной ЕС, обходя по этому показателю только Румынию и Болгарию. Однако с 2012 г. в стране развернулась жестокая борьба с коррупцией. Была создана Генеральная инспекция, напрямую подчиненная парламенту. Разработан и действует комплекс политических, идеологических, правовых и воспитательных мер. В результате на скамье подсудимых оказался и был осужден на 20 лет лишения свободы, например, бывший министр обороны Цохадзапулос!

Кстати, он получал так называемые бонусы от крупного бизнеса за заключение выгодных оружейных контрактов.

Есть сингапурский вариант борьбы с коррупцией. Там установлен высокий уровень зарплаты для госслужащих, но при этом принимаются жесткие меры. Например, были поголовно уволены все сотрудники таможенной службы. Заметим, что по этому же пути пошли в Грузии периода президентства М. Саакашвили, когда изгнанию с государственной службы подвергся весь личный состав действующей системы дорожно-патрульной службы.

Коррупция как негативный социальный феномен, являющийся не только национальной, но и глобальной проблемой современных государств, является подвидом девиантного (отклоняющегося) поведения. Ее нельзя минимизировать лишь силовыми или законодательными методами. Влияние на сознание молодого человека и воспитание в нем нетерпимости к коррупции являются весьма значимыми факторами в борьбе с данным феноменом.

Статистика показывает, что коррупционные модели поведения особенно присущи современной молодежи, которая зачастую выбирает их в качестве приоритетного способа решения возникающих проблем в различных сферах. Ярким примером служит пласт высших учебных заведений, однако практика показывает, что в школе ситуация обстоит не менее удручающе.

Анализируя данную проблему, можно с уверенностью сказать, что такое поведение является отклоняющимся не только от правовых норм, но и от норм нравственности и этики. Ускоренный прогресс указанного подтипа поведения служит причиной социальной аномалии, неправильной социализации молодежи, изначальному недоверию к закону и системе правосудия, падению ее духовного и нравственного развития, укоренению стереотипов незаконного поведения, снижения законопослушности и др. Неслучайно особо пристальное внимание в рамках молодежной политики уделяется феномену коррупции на поведенческом уровне в среде молодежи. Государство четко понимает, что антикоррупционное воспитание общества является решающим фактором повышения эффективности борьбы с коррупцией в России.

Именно антикоррупционное образование и воспитание молодежи, от которых зависит будущее страны, способствуют решению указанной проблемы посредством устранения глубинных причин, связанных с массовым сознанием, правовой и политической культурой.

Антикоррупционное воспитание в рамках образовательных учреждений воздействует на самое главное — чувственные, подсознательные, рациональные и ценностные компоненты массового сознания. Это является весьма важным условием успешности борьбы с коррупционными моделями поведения в молодежной среде.

Следует выделить основные задачи антикоррупционного воспитания молодежи: знакомство студентов с феноменом коррупции (понятием, характеристиками, типами, классификациями, причинами, последствиями, механизмами распространения и т.д.); формирование нетерпимости к проявлениям коррупции; ознакомление с возможностями и механизмами борьбы с коррупцией; воспитание ценностей и установок, необходимых для формирования нетерпимости к коррупции. При этом, на наш взгляд, целесообразно было бы выделить отдельный вид подготовки профессионалов по борьбе с коррупцией, в том числе это мог бы быть специальный курс обучения.

Современная молодежь характеризуется достаточно сильным уровнем деформации правосознания. Зачастую взятка и другие коррупционные практики кажутся чем-то привычным, обыденным и даже нормальным. Именно антикоррупционное воспитание, активно внедряемое в образовательную систему и молодежную политику в настоящее время, будет способствовать формированию личности, которая наделена знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности нашего государства.

Далее, не менее важной проблемой является отсутствие антикоррупционного воспитания в традиционной системе воспитания. В данном аспекте справедливо задают вопрос о том, во сколько лет необходимо начинать антикоррупционное воспитание и конкретно на какую возрастную категорию направлены те или иные разработанные методические рекомендации, а также, что не менее важно, как организовать эту работу? Выделить тему коррупции из контекста жизни в стране в детской аудитории затруднительно. В настоящее время почти отсутствуют специалисты, которые готовы жертвовать свое время на проведение воспитательных бесед с детьми, не хватает и материала, который был бы наработан и готов к применению, адаптирован под нынешнее жесткое общество, в том числе подростковую среду. Не менее важной проблемой является и консервативность педагогической деятельности.

Также следует отметить: одной из проблем в области антикоррупционного воспитания является тот факт, что увеличение числа лекций и бесед по проблемам коррупции способствуют обогащению знаний учащихся о данном явлении, но не отказу от коррупционных действий в будущем, когда у них появится такая возможность. Как мы отмечали выше, опасность состоит еще и в том, что эта программа (при формальном подходе) может превратиться в курс информирования о возможностях коррумпированного поведения. Такую роль, собственно, играет телевидение, тиражируя различные криминальные сериалы, являющиеся по сути систематизированными наглядными пособиями по противоправной деятельности.

Нельзя обойти тот факт, что в нашем обществе сложилось устойчивое мнение о силе закона, коррупции и в целом государстве. Данные социологических исследований показывают, что проблема коррупции прочно укоренилась в общественном сознании и воспринимается уже как естественная составляющая российского общества. Существенную роль в этом вопросе играет роль средств массовой информации, так как каждый день с газетных полос и телеэкранов, гражданам говорится о низкой эффективности работы государственных органов в данном направлении. Исходя из этого, у учащихся, особенно в школах, формируется негативное отношение к мероприятиям, направленным на воспитание правового сознания. Особо примечательно то, что мы с уверенностью, на основе данных ведущих научных школ по психологии, можем утверждать: данное устойчивое мнение передается с психологическими задатками, т.е. ребенок рождается уже подготовленным к реалиям, а реалии плачевны.

В рамках антикоррупционного воспитания нельзя недооценивать роль семьи. Проблема в данном аспекте состоит в том, что родители зачастую недостаточно заинтересованы в подготовке ребенка к взрослой, осознанной жизни. Наоборот, они застольными, бытовыми рассуждениями о состоянии коррупции в России служат негативным элементом в антикоррупционном воспитании общества.

Таким образом, проанализировав проблему борьбы с коррупцией через призму подготовки общества в котором уважают закон, в котором любое отступление от закона общественно порицается, можно сделать вывод о том, что основным ожидаемым результатом антикоррупционного воспитания видится подготовка человека, способного выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями властных структур на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества, и т.д. В работе с учащимися начальных классов необходимо обращать особое внимание на формирование культуры поведения и потребности соблюдения правил. С нашей точки зрения это базовая задача системы антикоррупционного воспитания. Если человек убежден, что должностные лица всегда будут действовать по правилам, то он не будет нарушать правила и предлагать взятки за их нарушения.

Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупционной деятельности, должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения. Разработка и реализация комплекса мер по повышению уровня внутренней культуры личности и укреплению морально-этических принципов человека, особенно детей и молодежи; воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, формирование особой, крайне неблагоприятной для коррупционной системы психологической среды в обществе должны быть поставлены в разряд важнейших направлений деятельности школы.

Завершая рассмотрение данной темы, отметим: мы не убежденными в том, что только благодаря работе с молодым поколением и посредством лишь антикоррупционного воспитания можно победить коррупцию. Антикоррупционное воспитание заслуженно занимает свое место в построении правового государства, так как является элементом повышения равно правового сознания общества и его правовой культуры.

что такое коррупция

На самом деле эта тема очень интересная, многосторонняя и распространённая. Так как сегодня о коррупции говорят все кому не лень, и винят во всех бедах и неудачах. Жалуются на чиновников, которые все сплошь и рядом взяточники, и знают, что это злейший враг социального благополучия и экономического развития страны. Но самое парадоксальное, что бороться с коррупцией по-настоящему особо никто и не стремится. Ну а зачем, если на самом деле коррупция это так удобно?

Что такое коррупция

Простыми словами, коррупция – это злоупутребление государственной властью с целью получения личной выгоды.

К лицам, которые злоупотребляют собственной властью могут относиться как политики, чиновники, так и представители медицины и образования. А сама коррупция включает в себя злоупотребление властью, мошенничество, вымогательство, отмывание денег и растрату.

Виды коррупции и ее формы

По направленности ее можно поделить на политическую, экономическую и криминальную:

Экономическая — осуществляется с целью получения материальных выгод от действий чиновников.

Это, как правило, подкуп, взятки, лоббистскую деятельность, направленные на принятие властью выгодных экономических решений. Сюда же включается незаконное отмывание денег.

Политическая — применяется для получения властных полномочий в обход установленного избирательного процесса путем вмешательства в выборы, незаконного финансирования партий, принятия решений, противоречащих принципам равноправия граждан и политических сил.

Криминальная — основана на насилии и преступной деятельности.

Предполагает втягивание должностных лиц в криминальные схемы с помощью угроз, шантажа, взяток.

В зависимости от отрасли, коррупция бывает:

  • судейской;
  • парламентской;
  • корпоративной;
  • политической;
  • экологической;
  • полицейской;
  • образовательной;
  • профсоюзной;
  • церковной и т. д.

Основные формы коррупции это:

  • Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция;
  • Мелкая коррупция;
  • Политическая (большая, грандиозная) коррупция.

Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция.

На самом деле это самый наименее опасный вид коррупции, который встречается очень редко и не способен повлиять на общие процессы в обществе.

Мелкая коррупция (маломасштабная и бюрократическая).

Это повседневная коррупция, которая происходит, когда государственные чиновники встречаются с общественностью. Это, как правило, взяточничество в связи с применением существующих законов, правил и положений, таким образом, что все выглядит якобы законным, но с вкраплением обходных путей. Данная форма коррупции связана с небольшими суммами, так как основывается на решении самых обыденных вопросов. Сюда можно отнести взяточничество в больницах, школах, местных органах лицензирования, полиции и налоговой.

Политическая (большая, грандиозная) коррупция.

Политическая коррупция является самой губительной для страны, так как, политики, имеющие право создавать и применять законы от имени народа, используют эту власть для поддержания своей власти, статуса и богатства. Политическая коррупция не только приводит к нерациональному использованию ресурсов, но также извращает принцип управления государством. Правительство становится клептократическим.

Основные коррупционные методы

что такое коррупция

Для достижения своих целей коррупционеры используют множество метод, к самым основным и которых являются:

1.Взятки и подкуп.

Это самое распространенное средство влияния на чиновников. Как правило, самыми распространенными видами здесь являются деньги, подарки, сексуальные услуги, развлечения, занятость, льготы, политические выгоды, доли компаний и т.п..

2.Расхищение, воровство.

Этим методом пользуются должностные лица, имеющие доступ к материальным ценностям или контролирующим активам. Основной пример здесь – это вывод денег в оффшоры, фирмы-однодневки с последующей передачей средств коррумпированным сотрудникам.

3.Вымогательство и шантаж.

Здесь свои цели достигаются целей с помощью угроз, как с применением, так и без насилия, совершением преступления, обнародованием поступков или предоставлением ложной информации.

4.Мошенничество.

Подразумевает под собой обман владельцев активов, с целью завладения их имуществом.

5.Фаворитизм, кумовство, непотизм

Это предоставление должностей, привилегий или иных благ лицам, не обладающим должными качествами.

6.Лобби

Это поддержка, отраслей, регионов, предприятий или социальных групп в законодательных органах власти.

7.Злоупотребление полномочиями

Принятие неправомочных решений в силу принадлежности к власти. Например, отклонение дела судьей по надуманным причинам, или разрешение провоза запрещенных вещей через границу.

Причины появления коррупции

На самом деле причин появления такого явления как коррупция, великое множество. И рассматривать их все нет никакого смысла. Перечислим только некоторые и них, которые являются основными и самыми распространенными.

Самой основной и банальной причиной появления коррупции является ЖАДНОСТЬ. Да именно банальная человеческая жадность. Именно ОНА толкает людей на подобные поступки и заставляя забыть о моральных устоях.

Другими первоочерёдными мотивами выступают:

  • низкий уровень образования, воспитания, социальной ответственности, самосознания, отсутствие чувства долга и другие личные характеристики участников акта коррупции;
  • низкий уровень доходов, отсутствие возможностей роста и самореализации;
  • дисфункция правовой и судебной системы, отсутствие адекватного наказания за подобное правонарушение, двойственность законов (одна и та же статья может трактоваться по-разному);
  • отсутствие единства исполнительной власти, профессиональная некомпетентность, бюрократизм;
  • низкий уровень правовой грамотности населения;
  • заинтересованность обеих сторон-участников акта коррупции.

Основные меры противодействие коррупции

что такое коррупция

На сегодняшний день не существует таких мер противодействия коррупции, которые гарантировали бы полное ее исключение. Однако пример стран с низкой коррупцией позволяют выявить ряд действий, которые способствуют ее снижению:

Внутренний контроль — включает в себя стандартизацию действий чиновников и строгий надзор за госслужащими.

Внешний контроль — создание независимых механизмов наблюдения за чиновниками.

Демократическая система выборов — свободные выборы способствуют отстранению людей, совершивших преступление, от власти.

К мерам общего характера относятся снижение ограничений, вызывающих коррупцию, создание открытых ведомственных систем, повышение социальной обеспеченности чиновников и др.

Чем опасна коррупция

На самом деле коррупция – явление далеко не безобидное и несет в себе кучу негативных последствий и проблем:

  • неадекватное распределение и использование государственного бюджета и ресурсов или же нерациональное управление доходами и расходами компании;
  • недополучение налогов (прибыли);
  • снижение эффективности функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • ухудшение условий функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • снижение инвестиционной привлекательности экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • снижение качества предоставляемых услуг (речь идёт как об общественном сервисе, так и об услугах, предоставляемых коммерческим сектором);
  • нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что приводит к увеличению долгового бремени государства; нецелевое использование кредитных средств, что нередко приводит к банкротству предприятий;
  • увеличение социального неравенства;
  • рост организованной преступности;
  • рост социального недовольства и т.д.

В заключение….

В этой статье мы коротко и ясно дали определение коррупции, рассмотрели ее негативные последствия и то, как с ней бороться.

Коррупция оказывает губительное влияние на экономику и благосостояние страны, способствует росту и процветанию взяточничества, мы делаем хуже. Может быть вам кажется, что эта проблема вас не касается, но в действительности это далеко не так. Коррупция касается всех и каждого. Не нужно снимайте с себя ответственность. В конце концов, от каждого из нас зависит успех борьбы с разложением общества.

Хотя абсолютная победа над коррупцией невозможна, ее можно загнать в такие рамки, которые не будут влиять на развитие общества.

Понятие, сущность и возникновение инфляции, характеристика и отличительные черты видов её проявлений. Описание нарушений конституционных, административных и уголовных норм в системе государственной службы. Особенности форм коррупционных проявлений.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 07.09.2015
Размер файла 21,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Виды проявления коррупции

2. Формы коррупционных проявлений

Список использованной литературы

Сложное социально-правовое явление и понятие, которое имеет комплексный и системный характер - это только одно из определений коррупции. Ее справедливо связывают со всеми социальными процессами, происходящими в обществе. Коррупционные процессы протекают с учетом социально-политических, демографических, национально-психологических, этнических особенностей конкретной страны или государства.

Сегодня совершенно очевидно, что коррупция в России приняла масштабный характер и наносит серьезный ущерб социально-экономическому развитию и безопасности государства. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации говорится о том, что коррупция, представляя собой угрозу национальной безопасности России, имеет еще и значительную потенциальную опасность, которая при определенных условиях в сочетании с иными негативными факторами может стать реальностью и способна нанести ущерб как общественным, так и государственным интересам.

Коррупция как общественно опасный социально-правовой феномен является следствием негативных тенденций, которые присущи общественно-политической и экономической жизни многих современных государств, в том числе и России. Наибольшую опасность для российского общества представляет коррупция в органах государственной власти и местного самоуправления, прежде всего в сфере государственного управления. Ее широкое распространение и системный характер привели к тому, что корпоративные и индивидуальные интересы часто превалируют над интересами целых регионов и всего государства. Опасность коррупции существенно усугубляется тем, что коррупционные преступления зачастую сопряжены с иными видами преступной деятельности.

1. Виды проявления коррупции

Коррупцию можно классифицировать, используя различные признаки, критерии и особенности проявления. В частности, можно выделить следующие виды коррупции:

- административную и как ее разновидность бытовую;

- коррупцию, связанную с "пленением" или захватом государства;

Под административной коррупцией понимается намеренное внесение искажений в процесс предписанного исполнения существующих законов, правил с целью предоставления преимуществ заинтересованным лицам. Классическим примером административной коррупции является мелкий торговец, вынужденный давать взятки бесконечной веренице официальных инспекторов, районным начальникам, местным правоохранительным органам, различного рода "крышам" и др. Кроме того, к административной коррупции можно отнести взятки с целью получения различного рода разрешений, таможенного оформления, получения государственных заказов и др. инфляция нарушение уголовный конституционный

Разновидностью административной коррупции является бытовая коррупция, которая порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм). Этот вид коррупции наиболее распространен в сфере услуг.

Деловая коррупция возникает при взаимодействии бизнеса и власти. Деловая коррупция - плата предпринимателями денежных средств или материальных ценностей государственным или муниципальным служащим по делам своей фирмы. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

Результаты различных научных исследований свидетельствуют, что в мире нет государства, где вера в чиновника была бы абсолютной. Распространение коррупции среди чиновников приводит к тому, что в ней оказываются заинтересованными и подчиненные, и начальники.

"Пленение государства" как разновидность коррупции в мировой практике рассматривается как деятельность отдельных лиц, групп или фирм как в государственном, так и в частном секторе с целью воздействия на формирование законов, законодательных актов и других инструментов государственной политики. Тем самым обеспечиваются определенные преимущества в процессе перераспределения государственной собственности и финансовых ресурсов в свою пользу.

Среди основных видов деятельности, подпадающих под это определение, можно выделить следующие:

- формирование структуры органов исполнительной и законодательной власти;

- выпуск необходимых нормативно-правовых актов;

- неправомерное распоряжение средствами Центрального банка;

- незаконные взносы в партийные кассы со стороны частных лиц;

- "продажа" частным предпринимателям парламентских голосов и др.

В истории современной России сильное влияние на исполнительную и законодательную власть в середине 90-х годов прошлого столетия оказывали избранные, или, как их называли, "назначенные олигархи". Сложившуюся ситуацию в тот период в России можно назвать фактическим пленением государства. Поскольку среди олигархов большинство имели отношение к банковской сфере, в народе эта ситуация получила название "семибанкирщина".

Особой разновидностью коррупции на международной арене является политическая коррупция. Политические аспекты феномена коррупции весьма многогранны и противоречивы. Под империей мы понимаем государства, которые занимаются экспортом институтов, идей, культуры, стиля жизни своего основного народа за пределы своих границ для обеспечения собственных национальных интересов. Эти институты и культура могут насильственно насаждаться за пределами страны, а могут перениматься в добровольном порядке.

Конец ХХ в. ознаменовался небывалым всплеском коррупционных скандалов в отношении первых лиц целого ряда государств. Для любых правителей государства коррупция выступала, как писал М. Бакунин, в качестве средства управления. Одним из важных факторов благоприятствующих развитию коррупции, является низкая зарплата чиновников. Чтобы минимизировать риски коррупции некоторые страны законодательно утверждают систему высоких зарплат для высокопоставленных чиновников.

2.Формы коррупционных проявлений

В системе государственной службы сюда относят различные виды нарушений конституционных, административных, уголовных и иных норм права лицами, осуществляющими функции государственного управления во всех сферах деятельности.

Среди данных нарушений можно выделить:

- многие виды прямого или скрытого совмещения должностей на государственной гражданской службе и в негосударственных коммерческих организациях;

- оказание государственными служащими прямых или косвенных услуг негосударственным коммерческим организациям за прямое или завуалированное вознаграждение, представление тех или иных льгот, выгод и преференций, в которых эти организации заинтересованы. Сюда можно отнести различные виды прикрытия бизнеса;

- использование государственными служащими личного либо ведомственного влияния и неформальных связей для оказания услуг негосударственным коммерческим организациям за вознаграждение. В этом плане характерным является использование для выяснения отношений между коммерческими организациями силовых структур;

- передача информации о принятых, но еще не опубликованных решениях государственных органов по вопросам, представляющим интерес для коммерческих структур, например сроках проверки рынков для выявления продукции, завезенной контрабандным путем;

- учреждение коммерческих структур с использованием имущества государственных предприятий, на которых работает должностное лицо, использование должностного положения в процессе приватизации государственной и муниципальной собственности;

- неправомерная передача коммерческим организациям финансов и кредитов, предназначенных на государственные нужды;

- лоббирование прохождения, принятия контрактов, программ, других документов, позволяющих получить преимущества определенным лицам. Особенно это проваляется при проведении конкурсов;

- протекционизм малоспособных работников;

- установление платы за услуги, предоставление которых входит в круг служебных обязанностей чиновника;

Профессор Я.И. Кузьминов выделяет характерные для России формы коррупционных отношений, а также отношений, скрывающих потенциальную возможность коррупции: рынок бюрократических услуг, чиновник на содержании, чиновничье предпринимательство. сети взаимных обязательств и экономика обязательств.

Приведенный перечень форм проявления коррупции в системе государственной службы России содержит наиболее часто встречающиеся в современный период. Вывод очевиден: коррупция появляется там, где есть публичная власть, есть чиновник, который распоряжается государственными ресурсами и разрешительным правом для работы юридических и физических лиц. Коррупция возникает и процветает только во властных структурах. Поэтому нельзя называть коррупционерами врачей, учителей и т.д. -- они не чиновники и поэтому не могут продать долю публичной власти. Они могут продать только свои услуги, свое профессиональное мастерство. Вне власти это явление на бытовом уровне называется не коррупцией, а взяткой. Коррупция как явление оказывает разлагающее воздействие на все стороны жизни российского общества. Последствия коррупции в России следующие:

- сложность, а порой и невозможность осуществления государством стоящих перед ним задач, если это противоречит интересам олигархических групп, имеющих средства для подкупа чиновников;

- подрыв доверия к высшим эшелонам власти, вследствие чего ставится под сомнение их легитимность;

- снижение уровня жизни населения, принуждающее к систематическим незаконным платежам и резервированию части доходов для подкупа;

- создание угрозы демократическим институтам, поскольку население не видит нравственных стимулов участия в выборах, в том числе из-за использования различных технологий в выборах необходимых кандидатов;

- необоснованное перераспределение бюджетных средств в пользу силовых структур, уменьшающее основу перспективных социальных программ в области образования, здравоохранения, социального обеспечения;

- ухудшение инвестиционного климата, в результате чего частному бизнесу создаются непредсказуемые условия, так как условия для долгосрочного инвестирования отсутствуют;

- обессмысливание правосудия, поскольку богатство обеспечивает нередко правоту;

- прием за взятки в престижные государственные вузы, что лишает общество значительной части интеллектуального потенциала;

- назначение на должности не по личным, деловым и профессиональным качествам, а за взятки (покупка должности);

- повышение уровня коррупции в государственных органах и снижение уровня национальной безопасности.

Опасным явлением является криминализация государственного аппарата, квалифицируемая как коррупция, которая, по сути, представляет собой использование в личных либо узкокорпоративных интересах официальных служебных полномочий, авторитета и возможностей. Опасность коррупции -- в изъятии общественных средств из распределения, и ее масштабы постоянно растут. Об этом свидетельствуют криминологические исследования, это подтверждают сотрудники правоохранительных органов.

Анализ обстановки в области обеспечения экономической безопасности свидетельствует об активных попытках криминальных элементов проникнуть во властные структуры, чтобы взять под контроль предприятия, банки, завладеть рычагами влияния на конкретных территориях.

Итак, коррупция как социально-правовое явление зародилась еще в глубокой древности, в период формирования первых государственных образований. Сегодня коррупция уже вышла за рамки отдельных преступлений, совершаемых властными органами, и может быть отнесена к одному из самых опасных и всепроникающих социально-негативных явлений. Россия на данный момент уверенно выбивается в мировые лидеры по коррупции. Коррупция пронизывает все слои общества, чем наносит невосполнимый вред стране. Это явление появилось не вчера и представляет собой серьезную опасность.

В сегодняшней России коррупция проявляется в весьма разнообразных формах. Со временем это многообразие расширяется, появляются новые формы, которые еще не имеют названия и точного описания. Влияние коррупции столь велико, что она снижает эффективность рыночной экономики, разрушает существующие демократические институты, подрывает доверие людей к правительству, усугубляет политическое и экономическое неравенство, порождает организованную преступность, ставит под угрозу национальную безопасность страны. Масштабы коррупции в России так велики, что власти грозит полная утрата контроля над жизнедеятельностью государства.

Коррупцию, однако, можно уменьшить путем принятия комплексных мер по борьбе с ней. Конечно же, ее нельзя устранить за один день, но все-таки должны осуществляться действия в этом направлении. Нельзя сказать, что в России борьба с коррупцией идет полным ходом, но, во всяком случае, эта проблема выносится на обсуждение и разрабатываются различные стратегии, что не маловажно. Можно сказать, что первый шаг - осознание вреда коррупции - уже сделан в России. Теперь дело стоит за правительством и самим президентом.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.).

2. Гражданский Кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (редакция от 05.05.2014).

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195 - ФЗ (редакция от 22.10.2014).

4. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ (редакция от 04.08.2014).

5. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ О противодействии коррупции (редакция от 28.12.2013).

6. Артемьев А. Антропология коррупции.- Москва: Проспект, 2011.- 272 с.

7. Годунов И. Азбука противодействия коррупции от А до Я.- Москва: Академический Проект, 21012.- 296 с.

8. Манько А. Коррупция в России. Особенности национальной болезни.- Москва: Аграф, 2012.- 171 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Автор: Пухнавцев Егор Андреевич

Руководитель: Исаченко Валерия Андреевна

Могилевский район, аг.Буйничи, ул. Школьная 1

В с овремен н ых у словиях корруп ц ия представляет реальную оп а сно с ть для эф фекти в но г о ф у нкциониро в ания сист е мы гос у дарствен н ого у правления, верховенства закона, дем о крати и , социальной сп р аведливости. Она м о жет с у щ е ст в енно затр у днять экономи ч е с кое р а з в итие страны, у сили в ая при этом социа л ьное и им у ществе н ное расс л оение о бщ е ства. О с озна в ая степень у грозы о бщест в енной и национа льной б езо п асн о с т и от корр у пции об щ ест в о и г ос у да р ст в о п остоянно вносят коррект и вы в антикоррупционную политику и ан т и корр у пционное закон о д а тельст в о.

Понятие коррупции в общественно-социальном значении является наиболее широким, из него могут быть вычленены отдельные составляющие. Так, например, одна из целей коррупции заключается в получении различного рода выгод, благ и преимуществ, большая часть из которых носит материальный характер. Но достижение целей нематериального характера, например, касающихся захвата, удержания, укрепления и перераспределения власти невозможно без материальной основы, т. е. без ресурсного обеспечения. Следовательно, одним из важнейших аспектов коррупции является вопрос об отношении к собственности любой формы, в том числе материальным ресурсам общества и государства, ее захвата, использования, распоряжения ею. При этом способы получения доступа к собственности, ресурсам могут быть как формально правомерными, так и прямо нарушающими закон.

В с овременной соци о л о гии и криминол о гии возобла д ала то ч ка зрени я , что к орр у пцию не сл е д у ет расс м атривать как ко н кретн о е п р ест у пление или правон а р у шение, а как совок у пн о сть д е стр у кти в ных в ластных факто р ов в системе у правления и противоправны х, раз л а гающих систему упра в ления деяний лиц, обл а д ающих вл а стн ым и полномочи я ми для личн о й выго д ы. Поэтому каж д ое госуда р ство и збиратель н о с у четом с л о жи в шейся сит у ации и с у ществ у ющих р и сков корр у пционного пове де н и я опред е ляет пр е де л ы к р имин а лизации корр у пционных д е ликто в , их в иды и сис т ем у .

Д а нное опр е де л ение с о д ержит с у ществен н ые п р и з н а к и противоправных деяний к орр у пционной направленност и . Мо ж но выд е лить след у ющ и е в а ж не й шие и з них: деяния сове р ш а ют лица, о блеченные п у блич н ой властью (к а к в г ос у дарствен н ом упра в лени и , так и в не г ос у дарст в енных организ а ц и ях); деяния св я з аны с у мышленным и спользованием д о лжн о стны м и лицами сл у жеб н ых полномочий и с л ужебн о го по л о ж ения вопреки интер е сам с л у жб ы ; мотив коррупцио н ной д е ятельности долж н остного лица – пол у чение личной выгоды посре д ством использо в а н ия своего сл у жебн о го поло ж ения.

К орр у п ц ия многолика. В ыдел я ют с л ед у ющие ви д ы к оррупци и :

А дм и нистрати в ная к ор р у п ц ия – намерен н ое в н есен и е работниками гос у дарствен ны х у чреж д ений и других орга н изаций иск а ж ений в процесс пр е дписанн о го исполнения существ у ю щих законов и п р авил с целью предос т авл е н и я преим у ществ и ль гот заи н тересованным лицам.

Б ы то в ая к орр у пция я в л яется разновидностью адм и нистративной корр у пции и порож д ает с я взаи м одейст в и е м ряд о в ых граж д а н и ч иновн и ков.

Д е ловая ко р р у пция – н е форма л ьные п л ате ж и при возникно в ении в заимодейст в ия в ласти и би з неса.

Корпорати в ная ко р р у пция – ме ж фирмен н ые п одк у пы р а бот н иков коммер ч еск и х стр у к ту р.

П олитическая к орр у пция – это использование лицом, заним а ющим г ос у да р ст в енн у ю д олжнос т ь, дов е рен н ых е му г ос у дарствен н о -властных полномочий и прав, сл у жебно г о полож е н и я и с та т у са в с и с теме госуда р ственной вл а сти, стат у са органа г о с у дарст в енной власт и , который он п р едс т авляе т , в целях противоправн о го из в лечения л и чной и ( или) гр у пповой, в том числе и в пользу тре т ьих лиц, полити ч еской в ы го д ы (п о лити ч е с кого об о га щ ения). В ы д е л я ются т а кие ви д ы полити ч еской корр у пции как эле к т о раль н ая к ор р у пция и привати з а ци я в ласти.

К орр у п ц ия проя в ляе т ся в сл е дующих ф орма х : в з ято ч ничест во, в ымогате л ьство, прот е к ц иони з м, лоб б и з м, непот и з м, незаконное р а спреде л ение о б щест в ен н ых рес у рсов, нез а кон н ая привати з аци я , необоснованное пр е достав л ен и е льготных кр е дитов и заказо в , нез а к о нное ф и н ансиро в ание по л и т ических п артий и об щ е ствен н ых органи з аций и т. д.

Та кже выд е л я ют акти в н ый и пассивный подк у п. Пассивный п о д к у п – э т о по л у че н и е д о л ж н ос тн ы м л и цо м в з я т к и, а а к ти в н ы й подк у п – э то дача д о лжн о стно м у лицу в з ятки. [ 1, c.8 ]

К орр у п ц ия зародилась и з обы ч ая людей д елать подар к и ( п о д н ош е ния) м о г у ществен н ым силам л и бо др у гим л юд я м. Цель т а кого п одарка – п ол уч и т ь подд е ржку либо б л аг о ск л онн о сть тех, кто мо ж е т обеспеч и ть п о л у чение дарителем ка к о й - либо выгоды. Корни это г о антисоциальн о го я в ления у ходят в глубок у ю др е вность, в эпоху п о я в ления первых гос у да р ст в енных об р азо в аний. При этом перво н ачально под о бные практ и ки воспринимались как у н и версальная н о рма. В пери о д ранней Античности, когда е щ е н е б ы ло професс и ональн ы х госуда р ст в ен н ых чи н овнико в , масшт а бы коррупции были малозначите ль н ым и . С р аз в итием гос у дарственн о го апп а рата, с у в еличен и ем числа е го р а б о тников с и т у ация начала измен я тьс я . До появления централизованных госуда р ств и у силения мо н архическ о й в ласти, которое произ о шло в позднем Средне в еко в ье, пр а кт и чес к и отс у тство в ала борьба со зло у потреблениями чи н овнико в . Не стоит пре у велич ив ать рез у льтативность начав ш ейся бо р ьбы с ко р р у пцией. Ее цели о г р ан и чи в ались подде р жанием доп у сти м ых м а сшт а бов к о рр у пционного по в едения, доста т очно терпи м ым отнош е нием к к о рр у пции. Пресекали с ь то л ько наи б олее опас н ые ее проя в лени я .

Перелом в отно ш ении к коррупции произо ш ел в Западной Е в ропе в Но в ое время ( XV I–X I X вв.). В у словиях сло ж ных и б у рных об щ е с твенных изме н ений той исторической эпохи ( ц ер к о в ная ре ф орма, п р омышл е н н ая рево л юция, у рбани з ация, просвеще н ие, либе р ализм, д емократизация) в о бщ е ст в енном мнении сформ и ро в алась и дея о общест в енном д о говоре м е ж д у г ос у дарством (влас т ь ю ) и г р а ж дана м и (под д ан н ыми). С у ть этого договора за к люч а ется в том, что подд а н ные п л ат я т нал о ги и добровольно п одч и ня ю тся власти в об м е н н а обеспе ч ен и е п р авопоря д ка и в ыра б отку раз у м н ы х законов. Поэтому пол у чение чи н овником дополнительного дох о да к и м ею щ ем у ся ж алованью нача л о трактов а ться как нар у шение нра в ст в енных и пра в овых норм. Э та т енденция пол у чила дальне й шее р а зв итие в ХХ в., к огда факт и че с ки оф о рм и л ась госуда р ствен н ая антикорр у пционная п о литика , которая пр и о бре л а систе м н ы й и постоя нн ы й хара к т ер.

П е рвопричинами возникно в ения к орр у пции я в ляе т ся несове р ш е нст в о человече с кой при р оды, а т а к же н е совер ш енст в о социа л ьн о -политическ о го и эконо м и ческ о г о у стройст в а об щ ест в а, кото р ое с о здает предп о сы л ки и во з можности д ля д анной раз н овидности анти с оци а льного пов е дения . С у ще с тв у е т м н о г о причин в озникновен и я и распрост р анен и я корруп ц ии. Эти причи н ы можно разбить н а н е скол ь ко отд е льных гр у пп: историческ и е, политические, экономи ч еские, пс и хол о гическ и е, н равс тв енн о - э т и ческие и п равовые.

К историческим причинам можно отнести сло ж и в шиеся на про т яжении длительного пер и ода в ремени у стой ч и в ые практики корр у пционного х а ра к т ера и т ерпимое отн о ш е ние к н им общ е ст в енно г о м н ени я .

С лабость и ли отс у тст в ие незав и симой с у дебной с исте м ы, с т е п ень в мешател ь ст в а г ос у да р с т ва в эконо м и ч еск у ю ж изнь об щ ества, раз н о видность политическ о го режима, с т епень отк р ыт о сти п у бличного а п парата гос у дарства и м н огие д р у гие политиче с к ие причи н ы м о г у т спосо б ство в ать либо пр е п я тст в о в ать во з никновению и распростра н ению корруп ц ии.

К эконо м и ч ес к им причи н ам относя т ся след у ющие: эконом и чес к ая нестаби л ьность, мо н опо л изация экономики и отд е льных е е отр а сле й , в ысокие н алоги, ни з кая з аработная п лата государ с т в ен н ых служ а щи х . Они оказы в ают в лиян и е н а у ровень и ч астоту проя в ле н ий корруп ц ии.

С у щ е ст в у ют сл е д у ющие психологическ и е при ч и н ы к оррупции: у ровень к оррупционного давления, ант и корр у п ц ионная у стойчи в ость лиц, обл е чен н ых власт ь ю, их готовность и же л а ни е противостоять подобным соб л азнам и т. д .

Н ес оверше н ство и противореч ив ос т ь дейст в у ющего законодательства, правовой н и гили з м относятся к нравственн о - э т и ческим и п р аво в ым прич и нам корр у пции.

В разные эпохи в разных государствах и об щ ест в ах проя в ление и соотношен и е пе р еч и сле н ных причин возн и кнове н ия и расп р остра н ения корр у пции отличает ся .

2.1 Правонарушения, создающие условия для коррупции

· в ме шател ь ст в о г о с у да р ственного до л жностно г о лица с исполь з ованием своих с л у жеб н ых полномочий в деят е льно с ть других гос у д а рст в енных ор га нов и иных ор г анизаций, если это не входит в к р у г его полномочий и н е основа н о н а закон о дат е льном а к т е;

· оказание гос у дарст в ен н ым дол ж н остным лицом при подготовке и принят и и реш е ний не п равомерного п редпочте н ия интересам фи з ических или юриди ч еских лиц либо п р едо с т авлен и е им необ о сно в а нных льгот и привил е гий или о к азан и е с о дейст в ия в их пре д оста в л ении;

· использование гос у да р ст в енным до л жностным или приравн е нным к нему лицом служ е бного п ол о жения при р е шении вопросов, з атрагивающих е го личн ы е, гр у пповые и иные внеслужебные инте р е с ы, если это не с в язано со сл у ж ебной (тр у довой) д ея т е л ьно с ть ю ;

· у час т и е г осударст в енн о го д о л ж н о стного лица в кач е с тв е пр е дставителя третьих лиц в д е лах г о с у дарствен н ого о р гана, иной ор г а н изац и и, сл у ж ащим (р а бот н иком) кот о рого (кото р ой) он я в ляется, либо подчиненного ( п одч и не н ной) и ( или) по д контро л ь ного ( по д контро л ьной) ему (ей) гос у да р ст в енного органа, иной о рга н изации;

· использование гос у да р ст в енным до л жностным или приравн е нным к нему лицом во в н есл у жеб н ых инте р есах и нформац и и, р асп р остранение и ( и ли) пр е д о ста в ление которой о г ра н ичено, пол уч енной при исполнении им сл у ж е б ны х ( т р у довых) о бя з ан н остей;

· отказ г осуда р ст в енного дол ж н остного и ли прира в ненного к н ему лица в предоставлении информации физиче с ким или ю ридическим лицам, пр е доста вл ен и е которой этим лицам пре д у смотрено а к т ами законода т ельств а , у мы ш ленное н е свое в ремен н о е ее п р едос т авление или предос т авлен и е н еп о лной либо н е достов е рной и н формаци и ;

· требование гос у да р ств е н н ым до л жн о стным или прирав н енным к нему лицом от физи ч ес к их или ю ри д иче с ких лиц информации, в т ом числ е д о к у ме н то в , пред о ста в ление которой не пр е д у смо т р е но ак т ами законода т ельств а ;

· нар у ш е ние государст в енным до л жностным л и цом в личных, гр у пповых и иных вне с лу жебных инт е рес а х у ст а но в ленного з а ко н одатель н ыми а кта м и п ор я дка ра с смотрения о бр а щ е н и й г р а ждан, в том числ е индивид у альных п редпринимат е лей, юр и д и ческих лиц и п р инятия решений по вопросам, входящим в е го к ом п е тен ц ию;

· с оздание г о с у дарст в е н ным должностным или прирав н енным к нему лицом препятст в ий физическим или юриди ч еским лицам в р е ализации их прав и з акон н ых интер е сов;

· де легиро в ание г о с у дар с тв енным дол ж н остным л ицом полно м очий на государст в енное регулирование предпр и ниматель с кой д е ятельности ли б о на конт р оль за ней лиц у , ос у ще с т в ляющему так у ю деятельн о сть, е сли это н е пред у смотрено з а конода т ельны м и а кта м и ;

· нар у ш е ние г о с у дарств е н н ым до л жност н ым или приравненным к нему лицом устано в ленного а кт ам и з а коно д ат е л ь с т в а порядка про в еде ни я конк у рсов, а у кци о но в , процед у р зак у пок;

· требование гос у да р ств е н н ым до л жн о стным или п риравненным к нему лицом предоставления без в озме з дной (спонсор с кой) помощи, а равно нар у шение гос у да р ст в енным до л ж ност н ым или прирав н енным к нему лицом п оряд к а ее пр е доста в л ения, пол уч ения и испо л ьзо в ания, у становленного ак т а ми з аконо д ател ь ст в а. За соверш е ние по д обных действий д е йств у ющим законода т ель с т в ом Респ у блики Б е л ар у сь пред у смотрена у голов н ая, адм и нистрат и вная и дисциплинарная от в етст в енность.

2.2 Сист е ма гос у дарс тв енных органов и о р ган и заций, коор д и нирующих и осуществляю щ их борьбу с коррупцией

Все г о с у дарства м и р а , ос у ществляющие борьбу с корр у пцией, с о здают с п ециализиро в ан н ые антик о рр у п ц ионные стр у кт у ры. Мо ж н о в ыделить два основн ы х подхода в ре ш ении д а н н ого в опроса: соз д ание одного, нового, спе ц иализиро в анного анти к о р р у пционного ор г а на, на д еление с о ответст в у ющими полномо ч иями нескольких у же с ущ е ств у ющих п р авоохра н ительных органов. В Р е сп у блике Б елар ус ь реализован второй п о дх о д. След у ет различать гос у д а рст в ен н ы е и н е гос у дарс т в енные стр20+ у кт ур ы, осуществля ю щие б о рьбу с к орр у пцией и участв у ющ и е в ней. П ервые н а де л ены о со б ы м и полномо ч и я ми для вы я в л е ния, пресе ч ен и я и пред у преждения к орр у пционных проявлени й . Вторые выполня ю т в спомогате л ьн у ю роль в борьбе с к орр у пцией л иб о реализ у ют о т дельн ы е нап р авления этой работы.

Для того, чтобы уровень коррупции в нашей стране начал снижаться, надо действовать систематически и прогрессивно.

· Дать полную свободу печати другим СМИ, ведущим свои независимые расследования. Необходимо создавать различные структуры контроля за работой чиновников. Постоянно совершенствовать законодательство, способное поспеть за появлением новых видов правонарушений. Использовать прозрачную банковскую систему для оплаты штрафов и др. денежных расчетов. Не делать исключений ни для кого и штрафные санкции накладывать на людей любого социального уровня. Увеличить материальную и социальную обеспеченность чиновников. Уличать сотрудников государственных органов во взяточничестве - все население должно понять, что надо начать с того, что прекратить давать взятки, что получение прибыли и увеличение доходов в краткосрочном периоде выльется в значительное ухудшение экономического развития нашей страны в долгосрочном периоде.

1. Б е рестень, В . И. Корр у пция и е е о бщ е ствен н ая о пасность : у чеб.-метод . пос о бие / В. И. Берестень. – Мин с к : РИ В Ш , 200 5. – 8 с.

2. Коррупционн а я прест у п ность: крими н ол о ги ч е с к а я харак т ерис т ика и н а у ч . - п р ак т . к о мм е нт. к з ак о н ода т е ль с т в у о б о рь б е с к о рр у п ц ие й / В . В . Асано в а [и д р .] ; под ре д . В . М . Х ом и ч а . – М инск : Тесей, 2008. – 5 0 4 с.

3. О бо р ьбе с к о р р у п ц ией : Закон Респ. Б елар у сь от 15 июл я 2015 г . № 305 - З / / Нац. реестр правовых а к тов Респ. Б елар у сь. – 201 5 . – № 29. – С . 127–156.

4. О выпл а т е во з наг р а ж д е н и я и других выплат ф и з и ч ескому лиц у , способств у ющему выя в лению к орр у пции : п ос т ановление Со в е т а Министров Респ. Белар у сь от 5 ф евр. 2016 г. № 101 / / Н ац. ре е стр право в ых ак т ов Респ. Б е л ар у сь. – 2016. – № 8. – С . 39.

Читайте также: