Модель мира в традиционной культуре осетин доклад

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Караева Агунда

Язык осетин.

Уже полтора века известно, что скифы исчезли не бесследно: их последними потомками являются через алан, (как их называли армянский историки) кавказцы-осетины. Оба диалекта осетинского языка- иронский и несколько более архаичный дигорский- произошли от скифского точно так же, как итальянский и испанский произошли от латинского.

Неумирающее искусство.

Симд- подлинная жемчужина осетинского народного танцевального искусства, по красоте и величию он занимает первое место среди осетинских народных танцев.

Осетинский народ- это народ, имеющий в своей природе, по существу, великую театральность, это музыкальный народ, пластичный народ, такой поэтичный народ. В Осетии самой первой осетинской профессиональной балериной стала Аврора Газданова.

Гостеприимство.

Нищих людей, которым нечего есть, негде приютиться, не бывает в осетинском ауле. Родные, хотя бы самые дальние, сочли бы себе позором, если бы человек их крови не получил у них приюта и куска хлеба.

Когда гость объявлял, что он уезжает, то седлали его коня. Готового к походу коня ставили, как правило, головой к дверям дома, а не к воротам, к выходу, давая этим понять, что от него не хотят избавиться и что ему рады всегда.

Уважение к женщинам.

По осетинскому этикету, всадник, встретившийся с женщиной, должен был сойти с лошади еще до того, пока не поравняется с нею, и пропустить ее мимо себя, а потом только продолжить свой путь. Когда женщины проходят мимо сидящих мужчин, даже глубоких стариков, то последние встают, приветствуя их. Женщины застенчиво приостанавливаются, и если среди них есть старуха, то она довольно громко благодарит их за внимание и просит сесть. Затем продолжает свой путь. Оскорбить женщину считается величайшим преступлением.

У горцев северо-восточного Кавказа женщина считалась низшим существом. Она не пользовалась правом голоса ни в семье, ни в обществе. У осетин, при таких же, в общем, как и у других горцев Кавказа, обычаях, положение женщины, однако, было менее жестоким. Вероятно, такое положение женщин у осетин восходит к обычаям алан, а еще раньше- сарматов. Дело в том, что у сарматов женщина была равноправна с мужчиной. Сарматские женщины, особенно девушки, участвовали в сражениях наравне с мужчинами (отсюда греческий миф об амазонках, якобы обитавших на Северном Кавказе).

Краткое описание документа:

Уже полтора века известно, что скифы исчезли не бесследно: их последними потомками являются через алан, (как их называли армянский историки) кавказцы-осетины. Оба диалекта осетинского языка- иронский и несколько более архаичный дигорский- произошли от скифского точно так же, как итальянский и испанский произошли от латинского.

Симд- подлинная жемчужина осетинского народного танцевального искусства, по красоте и величию он занимает первое место среди осетинских народных танцев.

Осетинский народ- это народ, имеющий в своей природе, по существу, великую театральность, это музыкальный народ, пластичный народ, такой поэтичный народ. В Осетии самой первой осетинской профессиональной балериной стала Аврора Газданова.

Нищих людей, которым нечего есть, негде приютиться, не бывает в осетинском ауле. Родные, хотя бы самые дальние, сочли бы себе позором, если бы человек их крови не получил у них приюта и куска хлеба.

Когда гость объявлял, что он уезжает, то седлали его коня. Готового к походу коня ставили, как правило, головой к дверям дома, а не к воротам, к выходу, давая этим понять, что от него не хотят избавиться и что ему рады всегда.

Уважение к женщинам.

По осетинскому этикету, всадник, встретившийся с женщиной, должен был сойти с лошади еще до того, пока не поравняется с нею, и пропустить ее мимо себя, а потом только продолжить свой путь. Когда женщины проходят мимо сидящих мужчин, даже глубоких стариков, то последние встают, приветствуя их. Женщины застенчиво приостанавливаются, и если среди них есть старуха, то она довольно громко благодарит их за внимание и просит сесть. Затем продолжает свой путь. Оскорбить женщину считается величайшим преступлением.

У горцев северо-восточного Кавказа женщина считалась низшим существом. Она не пользовалась правом голоса ни в семье, ни в обществе. У осетин, при таких же, в общем, как и у других горцев Кавказа, обычаях, положение женщины, однако, было менее жестоким. Вероятно, такое положение женщин у осетин восходит к обычаям алан, а еще раньше- сарматов. Дело в том, что у сарматов женщина была равноправна с мужчиной. Сарматские женщины, особенно девушки, участвовали в сражениях наравне с мужчинами (отсюда греческий миф об амазонках, якобы обитавших на Северном Кавказе).

Данная статья посвящена выявлению архетипов, маркирующих трехуровневую структуру Модели Мира в мифологии осетин. Основными источниками изучения мифологии осетин являются эпические сказания о Нартах, Даредзанах и Царциатах, а также мифологические предания, легендарные рассказы, трудовые и обрядовые песни, молитвословия, притчи, сказки, пословицы и поговорки. Цель работы: на основе фактического материала доказать, что в основе мифологической системы осетин лежит деление Мира на три уровня. Трехуровневая система Модели Мира прослеживается как в образах, так и в ритуалах, поступках, деяниях. Некоторые сюжеты в аллегорической форме воспроизводят творение трех миров. Проведенное исследование позволяет выявить семантику различных мифологем для реконструкции архаических структур осетинской космогонии. Выявленные архетипы Модели Мира позволяют по-новому взглянуть и на некоторые обычаи скифов, зафиксированные древними авторами. Результаты исследования могут быть применимы при изучении религиозно-мифологических воззрений, фольклора и этнографии осетин.


5. Ирон адæмон сфæлдыстад (Народное творчество осетин) / сост. З.М. Салагаева. – Т. II. – Орджоникидзе, 1961.

7. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. – М., 1996.

8. Нарты кадджытæ. Ирон адæмы эпос (Нартовские сказания. Эпос осетинского народа). – I – IV тт. / составит. Т.А. Хамицаева. – Владикавказ, 2003, 2004, 2005, 2007. (на осет. языке).

9. Пфафф В.Б. Материалы для древней истории осетин // Сборник сведений о кавказских горцах. – Вып. 4. – Тифлис, 1870.

10. Раевский Д.Н. Очерки идеологии скифо-сакских племен: опыт реконструкции скифской мифологии. – М., 1977.

12. Царциаты таурæгътæ: ирон адæмы эпос (Легенды о Царциата. Эпос осетинского народа) / составит. Ф.М. Таказов. – Владикавказ, 2007. (на осет. языке).

Осетинская мифология – совокупность мифологических представлений народа, уходящая своими корнями в глубокую древность. В процессе своего развития она испытала различные внешние влияния, сохранив, при этом, в своей основе древнюю мифологическую систему.

На первый взгляд трудно судить о том, что представляла собою мифология осетин до XVII в., но, как показали исследования последних 100 лет, корни осетинской мифологии уходят корнями к скифской и даже еще более отдаленной – арийской и праиндоевропейской эпохе. И не удивительно, что многие авторы находили параллели осетинской мифологии в мифологиях разных народов от Китая до Исландии. Так, например, В.Б. Пфафф, познакомившись с эпическими сказаниями о нартах, сделал заключение, что осетинская мифология происходит от греческой [9, с. 173].

Начальный этап формирования осетинской мифологии относится к эпохе индоиранской общности (II – первая половина I-го тыс. до н.э.). В ходе многовековых миграций древнеиранские племена скотоводов и земледельцев заселили в I-м тыс. до н.э. Среднюю Азию (Хорезм, Бактрию, Согд), Иран (Мидию), Афганистан. С оседанием иранцев-кочевников в этих областях развитие иранской мифологии пошло обособленными путями. К VII–VI вв. до н.э. оформились самостоятельные ее циклы: древнемидийская, древнеперсидская, скифо-сарматская мифология, согдийская и ряд более мелких мифологий. При общности культовой терминологии и ярко выраженных рефлексах общеиндоевропейских представлений идеологические основы всех этих циклов заметно различались, отражая разницу в уровнях социально-экономического и культурного развития [2, т. 1, с. 560].

Дальнейшее формирование осетинской мифологии связано с аланами, мифологией народов Кавказа, христианства и ислама.

Основными источниками изучения мифологии осетин являются эпические сказания о Нартах, Даредзанах и Царциатах, а также мифологические предания, легендарные рассказы, трудовые и обрядовые песни, молитвословия, притчи, сказки, пословицы и поговорки.

Наиболее фундаментальным и типичным видом мифотворчества осетин являются космогонические мифы. Космогонические мифы повествуют о происхождении космоса в целом и его частей, связанных в единой системе. Основным начальным сюжетом творения мироздания является трехуровневая Модель Мира, ставшая основой всей мифосистемы осетин.

Для выявления структуры всей мифосистемы необходимо, прежде всего, вычленить архетипы маркеров Модели Мира. Но сложность вычленения архетипов заключается в том, что осетинская космогония в своей эволюции достигла пика своего развития, в результате чего мифологическое мировоззрение стало частью религиозной системы. Но в силу того, что формирование религиозных верований осетин происходило в собственно осетинской мифосистеме, а не были привнесены извне, архетипы продолжали жить в сознании народа, продолжая служить фундаментом и в мифотворчестве современных осетин. Вследствие эволюционных процессов в мифологическом сознании, на которых огромное влияние оказывали различные исторические и социально-культурные процессы, многие мифологемы приобретали иногда совершенно противоположную семантику, превращая архетипы в полисемантические мифологические единицы. Потому, вычленяя, к примеру, в мифе о появление трех нартских родов (Ахсартагката, Бората, Ацата) архетип Модели Мира, необходимо учитывать, что в результате эволюции этот миф мог подвергнуться влиянию социально-политических и идеологических процессов в древнем обществе, что расширило бы семантику архетипа. Соответственно, это позволило Ж. Дюмезилю выделить в мифе про три нартские рода архетип трифункционального социального деления общества (у скифов, нартов и осетин) [3, с. 153–194].

В осетинском фольклоре бытуют различные варианты о сотворении мира. К наиболее архаичному мифу по праву относится сюжет о появлении Царциат.

Эпические сказания осетин о Царциатах представляют собой мифы о сотворении мира, появлении человека и развитии общества, о борьбе первочеловека за выживание и о развитии культуры. По представлениям осетин Царциаты предшествовали эпическим Нартам.

Согласно мифам о Царциатах, в какой-то момент двери неба внезапно распахнулись, и полился ливень. Это Бог сидел за столом со своими сотрапезниками. Что выпивали, остальное выливали [12, с. 7].

Безусловно, перед нами не проявление богохульства, а символическое описание хаоса перед началом творения и упорядочения мира.

Если до этого Солнце и Луна кружились по всему небосводу, то в результате конфликта с Богом они были лишены возможности двигаться. Солнце разозлилось, выхватило кресло, к которому был прикован Богом, и разбило его. Осколки разлетелись, но Луна успел вдохнуть в них душу, и они превратились в облака. И сегодняшние облака, по утверждениям осетин, являются слезами Луны [12, с. 9]. Облака начали нападать на всех, и Бог кинул в них комок земли. От влажных облаков комок набух и превратился в Землю [12, с. 9]. По другим вариантам Земля возникла от кусочка, отпавшего от Солнца, в которое Бог кинул свой нож и отсек у того хвост. Отпавший кусок, пылая, устремился в бездну, но Луна плеснула на него воду, и тот остыл, превратившись в Землю. С тех пор Луна стала кружиться вокруг Земли, оберегая ее от бед [12, с. 13].

Таким образом, осетинские мифы рассказывают о начале творения и упорядочения мира и о возникновении Солнца, Луны, Земли.

Мифы о сотворении космоса представляют в мифологии осетин архетип творения верхнего мира.

Вслед за творением космоса Бог начинает творить животный мир на Земле.

Вначале Бог творит всяких пресмыкающихся и насекомых – змей, жуков, червей, мух и прочих тварей. Но они ползали по всей Земле, портили ее поверхность, ловили друг друга. Затем Бог творит различных зверей – волков, медведей, зайцев, лис, оленей, туров и других. Затем Бог создал живое существо, который, по замыслу, смог бы оценить красоту Земли и защитить эту красоту, а своим умом превосходил бы всех уже сотворенных тварей.

Один из зэдов посоветовал сотворить из плоти самой Земли существо, отличающееся от остальных тварей, при этом чтоб для него была закрыта дорога к небожителям, а в жизни он пусть будет одиноким.

Бог взял глину, замесил ее, взял пласты от скалы и скрепил их раствором глины. Облил он это создание горной родниковой водой и у него получился человек. Глина превратилась в мышцы, пласты скалы – в кости, а родниковая вода – в кровь.

Человек зашевелился, но был немым. Он не мог ни говорить, ни открывать рот. И тогда повелитель ветров Галагон засвистел в ушах человека. Задрожали, подобно гармошке, уши человека, и он открыл рот [12, с. 11].

Перед нами не просто миф о сотворении человека, но миф, соотносимый с архетипом творения среднего мира.

В мифологии осетин просматривается и архетип творения нижнего мира. По одним вариантам нижний мир создается после среднего, по другим – раньше среднего.

Как правило, нижний мир в осетинской мифологии символизируют существа, противопоставляемые человеку. Согласно эпическим сказаниям о Царциатах, первочеловек, сотворенный Богом, завладел небесным огнем. Зэды, боясь его возвышения, решили отобрать у него огниво, из которого тот высекал огонь. Украденное у человека огниво спрятали на месте своего обитания, на горе Уарп (Эльбрус). Но человек взобрался на эту гору и начал истреблять зэдов и дуагов, вернув себе свое огниво. Зэды пожаловались Богу и стали просить его убить человека, пока тот не поднялся к самому Богу. На это Бог ответил им, что он не убивает свои творения, а лишь учит. В то же время, идя навстречу зэдам и дуагам, Бог создает еугуппаров, существ, превосходящих человека силой. По замыслу Бога они должны были или убить, или умерить пыл человека. Еугуппары обрушиваются на первочеловека, но уступают ему в уме и ловкости. К тому времени первочеловек сделал себе из небесного камня меч, с помощью которого он начал отражать нападки еугуппаров. Первочеловек, боясь оказаться в окружении, встал спиной к воде. Еугуппары боялись заходить в воду, а лицом к лицу не могли одолеть человека, т.к. не умели пользоваться подручными материалами как оружием.

Видя, что еугуппары не могут одолеть человека, Бог создает Донбеттаров, водных жителей. Донбеттары напали на человека со спины, поразив его стрелами [12, с. 26–29].

Несомненно, противопоставленные человеку существа – представители нижнего мира, сотворенного Богом для баланса среднего мира. Водная стихия в осетинской мифологии часто выступает символом нижнего мира.

Таким образом, Бог творит три мира: верхний, средний и нижний. Архетип творения трехуровневой Модели Мира становится основой всей мифосистемы осетин.

Трехуровневая Модель Мира просматривается в эпических сказаниях о Нартах во многих сюжетах, часто выступая сюжетообразующим мотивом. Распространенный мотив проникновения Уастырджи в склеп Дзерассы является одним из таких архетипов Модели Мира.

После смерти Дзерассу похоронили в склепе. Его по очереди должны были трое суток охранять сыновья Урузмаг и Хамиц, но на третий день, заслышав звуки музыки со свадьбы, отлучились, оставив без охраны могилу матери. В этот момент с неба спустился Уастырджи, проник в склеп, оживил Дзерассу и пробыл с ней некоторое время, затем пустил к ней своего коня, после – свою охотничью собаку. Мертвая Дзерасса родила девочку, названную впоследствии Шатаной, коня чистокровной породы и собаку Силам.

В данном сюжете в концентрированном виде представлены символы, заключающие в себе опять же архетип творения трехуровневого мира:

1) Конь – символ верхнего мира;

2) Собака – символ нижнего мира;

3) Шатана – символ среднего мира.

Таким образом, дух, представленный в сюжете образом Уастырджи, творит три уровня мира.

На первый взгляд, доводы Ж. Дюмезиля и В.И. Абаева убедительны. Но обращает на себя внимание тот факт, что в самом нартовском обществе все три рода живут в отдельных селах, и для того чтобы попасть из одного села в другое, нужен проводник [8, т. 1, с. 221–224]. В реальной жизни разные социальные группы жили не столь изолированно друг от друга, как нартовские роды. Кроме того, такая система социальной градации должна была быть известно самому осетинскому обществу. Сказители, передававшие нартовские сказания, часто оговаривались: так было принято у Нартов. Это в том случае, если поведение или какие-то детали образа жизни Нартов не соответствовали современному быту осетин. Нет ни одной такой оговорки сказителей, хотя осетинское общество не знает такого деления.

1. Сослан рождается от камня. Отцом его по одним вариантам является Уастырджи, по другим – Сосаг-алдар, некий пастух.

2. Шатана – рождается от дочери Донбеттара, владыки вод, и небесного Уастырджи.

3. Батраз только по отцу является нартом, но на его божественную сущность указывает необычность его рождения из опухоли на спине Нарта Хамица, а также его воспитание у Донбеттаров.

Несомненно, трехуровневая Модель Мира в социальной среде представляется как антропоморфная система. Три уровня маркируются как три социальные функции. Поэтому трехуровневая Модель Мира является первичной, а трехфункциональная система нартовского общества – вторичной. Эта система, на которую ссылаются Ж. Дюмезиль [3, с. 165–186] и В.И. Абаев [1, с. 423–428], в культуре осетин сохраняется до сегодняшнего дня. Осетинский традиционный стол всегда возглавляют три старших. Но их трудно отнести к трехфункциональной системе, т.к. их функции никак не связаны с социумом. Учитывая антропоцентричность трехуровневой модели в функциях трех старших за столом, а также три пирога (выражающие три мира), голову жертвенного животного, лопатку, шейные позвонки (или сердце), которые ставятся перед ними, можно говорить о том, что они являются маркерами единства трех миров.

Необходимо учитывать, что любой символ со временем становится полисемантичным. Точно так же архетип трехуровневой модели мира эволюционировал в полисемантичный символ.

Таким образом, три нартовских рода – маркеры трех миров. В ходе же эволюции космогоническая система стала переноситься и на социальные явления, становясь оправдательным инструментом различных социальных слоев и перейдя в разряд этиологических мифов. Происходит моделирование космоса на социальную структуру нартовского (скифского/осетинского) общества.

Таким образом, мифопоэтическая Модель Мира осетин восстанавливается на основании сведений по этнографии и фольклору. Наиболее широко мифологемы, отражающие Модель Мира, представлены в эпических сказаниях и сказках. С привлечением же этнографических материалов, служащих как для выявления семантики различных мифологем, так и для дополнения фольклорных текстов, становится возможным реконструировать архаические структуры, включая и архетипы осетинской космогонии.

Безусловно, в данной работе затронута лишь небольшая часть фольклорного материала, отражающего маркеры архетипа Модели Мира, но и проанализированного материала достаточно, чтобы сделать вывод: архетип Модели Мира в мифологии осетин представляет собой трехуровневую систему мироздания.

Рецензенты:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Традиционная культура осетин. Изучение праздников и традиций.

Традиционная культура осетин

Программа для средней общеобразовательной школы

Составители: Р.С. Бзаров, В.С. Газданова

Настоящая программа рассчитана на изучение традиционной культуры осетин в 8 и 9 классах средней общеобразовательной школы. Курс традиционной культуры занимает особое место среди дисциплин национально-регионального компонента. Его изучение в школе предоставляет учащимся возможность освоить тот минимум этнологических и историко-культурных знаний, который необходим для правильной интерпретации сохранившихся до настоящего времени традиционных институтов, определения их места в социальной и духовной жизни современного общества.

Введение (1 час)

Происхождение и основные этапы истории, родственные и цивилизационные связи осетинской культуры.

Классификация культурных явлений. Материальная и духовная культура. Профессиональная и народная (этнографическая, традиционная) культура. Подсистемы традиционной культуры: гуманитарная или познавательна культура, культура первичного производства, культура жизнеобеспечения, соционормативная культура.

Место традиционной культуры в процессах развития национальной культуры, в жизни современного общества.

Глава 1. Гуманитарная культура (23 часа)

Модель мира в традиционной культуре осетин. Различные способы моделирования пространства и времени. Образы пространства. Символы зоологические, цифровые, цветовые.

Время и ритуал. Мифологическое представление о циклическом времени. Центр мира или мировая ось.

Картина мира. Роль родного языка в формировании картины мира. В.И.Абаев – выдающийся исследователь осетинского языка и фольклора.

Единый Бог – Хуыцау. Святые-покровители и их функции.

Храмы-святилища и святые места. Приготовление к богослужению и правила поведения в святом месте. Служитель дзуарылæг.

Осетинская молитва. Содержание и порядок молитвословия.

Мировые религии в Осетии. Православное христианство и ислам.

Осетинский календарь. Типы времени: мифологическое, историческое, реальное, физическое. Календарь как система счисления временных промежутков. Год. Времена года: связанные с ними природные явления, хозяйственные заботы, цветовые и музыкальные символы.

Месяцы и их названия. Дни недели и их святые-покровители.

Устное народное творчество. Сказители и их роль в сохранении осетинского фольклора. Жанры устного народного творчества. Отражение в фольклоре народных идеалов.

Нартовский эпос. Место сказаний о нартах в мировой типологии эпических произведений. Ж. Дюмезиль – выдающийся исследователь осетинского эпоса и мифологии.

Предания, легенды, былички.

Песни: историко-героические, обрядовые, трудовые.

Сказки волшебные и бытовые, сказки о животных.

Загадки. Пословицы, басни и притчи.

Народная музыкальная культура. Народная музыка и ее жанры. Формы исполнения. Музыкальные инструменты и их классификация: духовые, струнные, ударные, клавишно-язычковые инструменты.

Б.А.Галаев – основоположник изучения осетинской народной музыки.

Народная хореография и театр. Осетинская народная хореография. Хороводные, парные, мужские танцы. Место хореографии в народной культуре.

Народный театр. Драматические и песенно-плясовые представления. Маски и обрядовое ряжение. Сатирические и шуточные сценки. Кукольные представления. Обрядовые игры.

М.С. Туганов – выдающийся художник и этнолог, исследователь народной хореографии и театральной культуры.

Профессиональное ремесло и прикладное искусство. Осетинский орнамент. Мотивы орнамента, их древнее происхождение. Функции орнамента, его применение в прикладном искусстве.

Женское художественное шитье. Золотое шитье. Художественное ткачество и плетение. Вышивка и аппликация.

Строительное ремесло. Архитектурно-строительное мастерство. Каменное и деревянное строительство. Особенности строительства башен.

Обработка металла. Традиции металлургии и металлообработки в Осетии. Кузнечное дело. Мастерство оружейников, ювелиров, медников.

Народная медицина. Методы лечения. Народная хирургия. Использование лекарственных трав. Лечение водами. Внимание к больному. Религиозные обряды.

Народная гигиена. Отношение осетин к чистоте физической и моральной.

Меры измерения длины, площади, объема и веса.

В.Ф. Миллер – выдающийся исследователь осетинского языка, фольклора и народных знаний.

Глава 2. Производственная культура (2 часа)

Земледелие и скотоводство. Кавказ – древнейший очаг производящего хозяйства.

Земледелие. Хлебопашество. Земельные угодья. Хлебные злаки. Системы севооборота. Трудовые процессы и орудия труда. Садоводство и огородничество.

Скотоводство. Породы домашних животных. Отрасли скотоводства. Виды пастушеских занятий. Обряды и поверья, связанные со скотоводством.

Домашние ремесла. Обработка кожи и шкур. Обработка шерсти и ткачество. Валяние войлока. Обработка дерева.

Торговля продуктами хозяйства и домашнего ремесла.

Промыслы. Охота. Правила охоты и охотничьи обычаи. Охотничий язык. Рыболовство. Пчеловодство и бортничество.

Способы передвижения и перевозки грузов. Транспортные животные. Виды колесного и иного транспорта. Обувь для передвижения по горам.

Глава 3. Культура жизнеобеспечения (12 часов)

Поселения. Организация и структура осетинских поселений. Формы поселений в горах. Внутреннее членение территории поселения. Селение как часть гражданской общины. Сюжет основания поселений как часть генеалогических преданий осетин.

Основные формы архитектурных сооружений в горах. Развитие осетинских поселений на равнине.

Жилище. Выбор места для жилья и строительства дома. Внешний облик и внутренняя структура осетинского жилища в горах и на равнине.

Функциональное разделение жилых помещений. Хадзар как центр повседневной жизни и обрядовой практики осетинской семьи. Организация пространства и интерьер хадзара. Очаг, надочажная цепь, центральный столб. Обряды и верования, связанные с очагом. Осетинский дом и традиционная модель мира.

Одежда. Повседневная, праздничная и ритуальная одежда. Женский праздничный костюм. Детали верхней одежды и аксессуары.

Мужской праздничный костюм. Головные уборы и обувь. Оружие.

Повседневная пища. Пища повседневная и ритуальная. Блюда и снедь. Мучная пища. Растительная пища. Молочная пища. Мясная пища. Повседневные напитки.

Отношение осетин к еде.

Ритуальная пища. Модель мира осетинской культуры и религиозно-мифологический смысл ритуальной пищи. Виды и формы выпечки. Виды ритуальных мясных блюд. Виды осетинского пива и легенда о происхождении этого напитка.

Глава 4. Соционормативная культура (21 час)

Общинные отношения. Сельская (соседская) община, ее хозяйственная и общественная жизнь. Формы общинной взаимопомощи. Гражданская община – социально-политическое объединение. Происхождение и устройство гражданской общины. Государственная община в XIX – начале XX вв.

Формы общественного самоуправления. Ныхас – народное собрание. Функции и место проведения ныхаса. Глашатай. Общественные приговоры и наказания.

Обычное право. Традиционный посреднический суд. Народные судьи и судопроизводство.

М.М. Ковалевский – выдающийся исследователь социальной жизни и обычного права осетин.

Родственные отношения. Место отношений родства в традиционной культуре осетин. Семья. Патронимия. Фамилия. Братство. Формы искусственного родства. Генеалогические предания как форма устной истории родственных объединений.

Возрастные классы у женщин. Возрастные группы: девочки до шести лет, до десяти лет, до четырнадцати лет, девушки на выданье, замужние женщины, пожилые женщины. Воспитание девочек. Отношение к женщинам в осетинском обществе. Права и обязанности разных возрастных групп.

Этикет. Правила этикета. Речевой этикет. Отношения между старшими и младшими. Институт гостеприимства и связанные с ним обычаи. Взаимоотношения между гостями и домочадцами.

М.А. Мисиков – исследователь повседневной жизни и традиционных норм поведения осетин.

Семейные обряды. Обряды жизненного цикла. Рождение ребенка. Наречение ребенка именем и особенности осетинской антропонимии. Обряды, сопровождающие вхождение человека в жизнь.

Вступление в брак. Традиционные правила брачной политики. Свадебная обрядность. Послесвадебные обряды. Правила поведения молодоженов.

Уход из жизни. Представления о переходе человека в иной мир. Посвящение коня покойнику. Поминальные обряды.

Народный праздник. Основные виды праздников у осетин. Обрядовый пир и молитва. Правила организации ритуального застолья. Осетинское молитвословие. Игрище и его религиозно-мифологический смысл.

Одним из ираноязычных народов, живущих по разные стороны Кавказского хребта, являются осетины, потомки древних аланов, скифов и сарматов, скрывавшихся здесь от татаро-монгольских захватчиков. Пройдя сложный путь развития, республика Осетия сумела сохранить свою самобытность, родной язык и богатую культуру.

Осетины: история и культура, традиции и обычаи

История происхождения

Происхождение осетин

Эти средневековые племена общались со многими народами, то заключая с ними мирные договоры, то сталкиваясь на поле брани. Таким образом, история алан тесно переплелась с историей народов не только Кавказа, но и Юга России. И именно эти народности, которые расселялись по верховьям Кубани и Терека, дали начало истории современных осетин.

Эту точку зрения о происхождении народа, которой придерживались многие исследователи, подтвердил русский этнограф Андрей Шегрен, собрав огромный языковой материал.

Учеными доказана четкая преемственность: скифы — сарматы — аланы — осетины. Скифы, совершившие победоносные походы в Малую Азию, создавшие искуснейшие золотые украшения, еще в VIII веке до нашей эры селились в Крыму и Северном Причерноморье, по нижнему течению Дона и Дуная.

В начале IV века царь скифов Атей, объединив племенные союзы, создал могучее государство. Но в III веке на них напали сарматские племена, часть скифов рассеялась, а другая, более значительная, образовала скифо-сарматское царство. Вскоре в него вошли готы, затем — гунны, вовлекшие всех в Великое переселение народов. Но из скифо-сарматского государства вышли самые стойкие аланы, часть из них ушла с гуннами на Запад, а другая, уйдя в предгорья Кавказа, соединилась с местным населением.

Чингисхан

Она и дала начало будущему государству Алания. Когда в Аланию вторгся Чингисхан со своей ордой и захватил равнинные плодородные земли, остатки разгромленного им аланского войска отошли в горы. Целых пять столетий аланы не появлялись на исторической сцене и возродились под именем осетин. Осетинами аланов стали впервые называть их соседи — грузины, с этим именем они и вошли в состав России в XVIII веке, и история Осетии стала общей историей с Россией.

На 2018 год численность осетинской национальности составляла около 702 тысяч человек. Сегодня есть много мест в СНГ и других странах, где живут осетины: не только в горах Южной и Северной Осетии, но и в Грузии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, России, Турции.

Сословное деление

Осетины, согнанные в горы, очень трудно осваивались в новых условиях. Путешественники, которые редко забредали в эти суровые места, вспоминают об этой стране как о замкнутой и недоступной даже для врагов, поскольку их отпугивали покрытые льдами горы, тесные и высокие утесы и скалы, реки с большим течением. Леса было мало, печи топили кизяком. Почвы неплодородные, вымороженные, поэтому родились только пшеница, овес и ячмень. В XVII—XVIII вв. у осетин образовалось пять основных групп, которые отличались и по бытовому укладу, и по языку.

У дигорцев был свой диалект, алагирцы, куртатинцы, тагаурцы объединялись под общим иронским говором.

Дигорцы

Позднее князья из соседней Кабарды стали владеть выходами из ущелий, где жили осетины, просили с них дань. Наибольшее влияние кабардинцы оказали на своих ближайших соседей — дигорцев, немного меньше — на тагаурцев. У куртатинцев не было выработано сословного деления, но оно и не отрицалось. И только самые дальние от Кабарды алагирцы, полностью отрицавшие сословное неравенство, сохранили родовую демократию.

Язык и вероисповедание

Осетинский язык принадлежит к иранской группе индоевропейских языков. В Северной Осетии существует два диалекта — иронский и дигорский, так как выделяются две субэтнические группы — иронцев и дигорцев. Диалект иронцев принят за литературный язык. У дигорского диалекта также имеется литературная форма. Издание книг и журналов осуществляется на обоих диалектах.

За жителями Южной Осетии закрепляется игорский диалект, но в нем выделяется два наречия. Если у населения южных территорий больше заимствовано слов из грузинского языка, то в северной части страны заимствования относятся в основном к русским словам.

Религия осетин

Что касается веры и религии, то осетины относятся к двум мировым конфессиям — христианству и исламу. В республике также присутствуют традиционные осетинские верования. Например, по опросу 2012 года, традиционная религия предков наблюдалась в ответах почти у 30% опрошенных.

Православные и мусульманские общины участвуют в совместных обрядах древних верований. Осетин — мусульман больше проживает в Северной половине республики. Система древних верований предполагает почитать верховного бога Хуыцау, который подчиняет себе божества природных стихий.

Православие пришло сюда из Византии в V веке, а только через пять столетий оно было признано в качестве официальной религии страны. Мусульманство пришло в страну вместе с Золотой Ордой.

Народные традиции

Осетинская нация всегда славилась и славится гостеприимством и семейными ценностями. С особым уважением относятся здесь к старшим по возрасту. Существуют незыблемые правила, которые никто в семье не нарушает:

Традиции осетин

  1. При входе в дом старшего по возрасту каждый осетин должен встать и поприветствовать его.
  2. При разговоре с отцом даже взрослые сыновья стоят.
  3. Хозяин не садится за стол раньше гостя.
  4. В обществе гостей большое значение придается щедрому угощению.

Если кто-то из стариков затягивал за столом песню, все должны были поддержать. Сидели долго, но ели мало, так как для осетина много есть — стыдно, и уговорить его даже голодного сесть за стол почти невозможно. Что касается народных развлечений, то петь могли раньше только мужчины, в танцах, наоборот, больше участвовали женщины. Шедевром танца до сих пор считается древний хороводный танец под названием симд, уважаемы также парные танцы, где очень много различных движений:

  • хонга-кафт с приседаниями;
  • шуточный гогыз-кафт и другие.

В старину любимым проведением свободного времени девушек были посиделки, которые проводились осенью после уборки урожая. Их было несколько видов, парни не приглашались. Собирались обычно в одном доме и в течение всей ночи веселились, пряли конопляную пряжу, пели песни, делились секретами.

В течение многих веков горцы соблюдали неписаные законы — адаты, бывшие для них своеобразным кодексом чести. Каждое горное общество имело своего старейшину, спорные вопросы решал народный суд. При грозящей какому-то роду опасности все мужчины других селений вставали на защиту. По мнению осетин, человек должен не сносить любые оскорбления, а проявлять мужской характер. В ответ на удар плетью или палкой могло последовать убийство. Оскорблением считалось и дотронуться до головного убора осетина. Шапка для горца является вещью священной и неприкосновенной.

Головной убор осетина

Во время Великой Отечественной войны многие осетины показали себя настоящими героями на поле боя. Более 70 человек получили звание Героя Советского Союза. Из осетин вышли такие известные личности, как писатель Коста Хетагуров, режиссер Евгений Вахтангов, актеры Вадим и Егор Бероевы, много призеров Олимпийских игр (знаменитые борцы Андиев и Рамонов, Артур Таймазов и другие).

Одежда и национальная кухня

Осетины в большинстве темноволосы и темноглазы, цвет кожи слегка смугловатый. Встречаются среди них и голубоглазые, с каштановыми и светлыми волосами. Осетинки очень красивы. И мужчины, и женщины отличаются стройным телосложением и физической силой. Национальный костюм осетин сейчас используется редко, только по праздникам. У женщин он состоит из рубахи, корсета, светлого платья, шапочки и фаты-вуали, на груди много застежек с птицами. В мужском костюме считается обязательным наличие следующих элементов:

Черкеска

  • шаровар;
  • черкески;
  • бешмета;
  • ноговиц;
  • башлыка;
  • папахи;
  • узкого пояса;
  • кинжала.

У женщин самым популярным был бордовый цвет, сверху наносилась вышивка золотыми нитями. Зимой верхней одеждой мужчин была бурка — плащ без рукавов, обычно темного цвета, сшитая из войлока. Повседневная одежда состояла из бешмета, рубахи, шаровар и черкески, сшитой из бурки или холста. На голову в зимнее время надевали папаху — высокую барашковую шапку, а летом носили войлочную шляпу.

Традиционная осетинская кухня, которая формировалась в кочевом образе жизни, довольно своеобразна. Основным блюдом является мясной цахтон, который варится в казане и заправляется острым сметанным соусом.

Шашлык

Важное место, как и везде на Кавказе, уделяется шашлыку. В давние времена рацион был скудным: хлеб чурек и молоко, но чаще вода или пиво; блюда из овсянки. Самыми излюбленными напитками национальной кухни Осетии являются квас, пиво, брага и арака. Осетинское пиво любят на северном Кавказе и в России, качество его отметили и многие иностранные туристы.

Кухня осетин

Обязательное блюдо на праздничном столе — пироги: с сыром и картошкой, с мясом, черемшой с сыром, тыквой, фасолью. Готовятся они всегда из дрожжевого теста. В традиционном мясном пироге главным считается правильно соблюсти пропорции: теста — 300 граммов, мяса — 700. Стоит отметить, что Осетия — это родина всеми любимого кефира. Готовится он здесь по-особому: в деревянной кадке или в специальном кожаном мешке.

По некоторым предположениям, грибок кефира получается при долгом настаивании молока козы в телячьем или верблюжьем желудке.

Читайте также: