Три великих пути каббалы доклад

Обновлено: 02.07.2024

С помощью каббалистических знаний человек может и должен начать свое осознанное развитие. До сих пор человечество шло вперед под воздействием внешних сил: его подгоняли страдания или привлекали наслаждения. В современную эпоху страдания проявляются все сильнее, и потому нам просто необходимо поставить перед собой новую цель - более высокую ступень духовного развития. Тогда мы сменим долгий путь страданий на быстрое и уверенное движение к цели.

Наука каббала - это раскрытие Высших законов, исходящих от единственного, абсолютного источника. Постепенно они раскрываются каждому человеку в нашем мире, чтобы он правильно использовал их для подъема к своему совершенному состоянию.

Кроме того, Бааль Сулам рассказывает в этой статье о языке корней и ветвей и о том, как каббала передавалась через поколения, чтобы раскрыться в наше время всему человечеству.

Сегодня главной задачей является распространение в мире образовательной, просветительской методики, которая обеспечит каждого средствами для духовного подъема. Чтобы взять верный курс, необходимо донести до всех информацию о цели творения.

От редакции

СУТЬ НАУКИ КАББАЛА

Что является основой науки Каббала

Наука каббала представляет собой причинно—следственный порядок нисхождения Высших сил, подчиняющийся постоянным и абсолютным законам, связанным между собой и направленным на раскрытие человеком Высшей управляющей силы (Творца) в этом мире.

Закон общего и частного

Закон общего состоит в том, что все человечество в конце своего развития неизбежно должно прийти к раскрытию Высшей управляющей силы и полностью постичь ее. Закон частного состоит в том, что и до достижения такого совершенного состояния всем человечеством, отдельные личности в каждом поколении также смогут достичь такого состояния.

Множественность духовных тел, сфирот, миров

Наука каббала изучает пути достижения человеком Высшей цели — тождественности Высшей силе. Вследствие этого она исследует строение и взаимосвязи множества духовных тел. Чтобы пояснить это, возьмем для примера любое животное, вся роль которого заключается лишь в том, чтобы прокормить самого себя и просуществовать в мире определенное время, необходимое для того, чтобы родить себе подобных, тем самым обеспечив существование своего вида. При его исследовании мы обнаружим, что оно представляет собой сложное соединение из множества волокон и жил, как и установлено физиологами и анатомами в результате исследований. Но есть еще много соединений, еще не известных человеку. Из этого примера по аналогии можно понять разнообразие великого множества различных соединений и связей, которые нам необходимо изучить, чтобы достичь Высшей цели.

Два пути: сверху вниз и снизу вверх

Наука каббала изучает два параллельных пути постижения Высшей управляющей силы. Различие между ними лишь в том, что первый путь ведет сверху вниз до этого мира, а второй путь начинается в этом мире и поднимается снизу вверх по тем же ступеням, которые были образованы первым путем.

Человек, постигающий Высшую силу, обязан идти снизу вверх, постепенно постигая каждую деталь и каждую ступень, в полном соответствии с теми законами, которые установлены при нисхождении Высшей силы сверху вниз.

Полное постижение Высшей управляющей силы происходит постепенно и проявляется в ощущениях человека в течение определенного времени, в зависимости от скорости очищения от эгоизма, пока он не постигнет все свойства всего множества ступеней, нисходящих сверху вниз.

Последовательное постижение всех ступеней предопределено, каждое последующее постижение выше предыдущего, что напоминает лестницу со ступенями.

Абстрактные названия

Многие полагают, что все названия и понятия, используемые в науке каббала, относятся к разряду абстрактных. Это ошибочное представление возникло потому, что каббала изучает Высший мир, находящийся вне времени и пространства, что дано узреть только тому, кто овладел каббалистической методикой.

А поскольку лишь немногие осваивают эту науку и постигают Высший мир, то бытует мнение, что термины, описывающие Высшие миры, являются лишь абстрактными категориями, абсолютно оторванными от реальности.

Постижение в каббале означает высшую ступень понимания. До тех пор пока не достигнуто такое абсолютно ясное осознание, как будто держишь предмет в руках, каббалисты не называют это постижением, а обозначают другими названиями: понимание, знание и т. д.

Реальность, заключенная в науке каббала

Более того, как не дано нам постичь суть Высшей управляющей силы, точно в такой же степени не дано нам постичь суть созданных ею творений. Все материальные явления мы постигаем только из реакции наших органов ощущений на их воздействие. Это дает нам полное удовлетворение, несмотря на то что нет у нас никакого представления об их сути. Нам не дано постичь также собственную суть, все, что нам известно о себе, — это лишь порожденный ею процесс.

Поэтому все названия и термины, встречающиеся в каббалистических книгах, реальны, несмотря на то что мы не постигаем их сути. У исследователей Высшего мира возникает совершенное удовлетворение от исчерпывающего знания, хотя они постигают лишь реакции человека на его взаимодействие с Высшей управляющей силой. Такое постижение является совершенно достаточным и не вызывает в нас ощущения неполноценного знания, как не возникает у нас потребности в шестом пальце на руке, поскольку нам вполне достаточно пяти пальцев.

Трудность выражения высшего постижения

Мы не в состоянии выразить словами или буквами нашего мира понятия Высшего мира, поскольку весь наш словарь отображает ощущения пяти органов чувств. Трудность усугубляется тем, что мы должны выразить словами и обнародовать для обсуждения некое знание, как это принято в научных исследованиях. Поэтому каббалист должен пользоваться абсолютно точными определениями.

Закон корня и ветви в мирах

Четыре мира — Ацилут, Брия, Ецира, Асия, составляющие мироздание, начиная с высшего из них мира Ацилут, и кончая нашим материальным миром Асия, имеют одинаковое, полностью совпадающее во всех деталях строение. То есть, реальность и все ее проявления, существующие в первом мире, существуют и во втором, расположенном под ним, более низком мире. И так во всех последующих мирах, вплоть до нашего мира.

В то же время объекты и формы в каждом мире одинаковы во всех деталях как по количеству, так и по качеству. Это можно сравнить с печатью и ее оттиском: мельчайшие детали печати полностью переходят на оттиск. Так и с мирами: низший мир является оттиском высшего по отношению к нему мира. Все формы, существующие в высшем мире, как количественно, так и качественно, полностью отпечатаны в низшем мире.

Язык каббалистов — это язык ветвей

Любое явление в нашем мире является ветвью и соответствует своему корню — аналогу этого явления в высшем мире. На основе соответствия ветви своему корню каббалисты создали язык ветвей.

Нет ничего в низшем мире, что не брало бы свое начало и не проистекало бы из высшего мира. Корень, находящийся в высшем мире, обязывает соответствующую ему ветвь в низшем мире принять свою форму и приобрести свои качества.

Исходя из связи корня с ветвью, каббалисты создали словарный запас, позволяющий им говорить о духовных корнях высших миров, применяя название низшей ветви, четко определяемой в ощущениях этого мира. Такой подход позволяет человеку понять высший корень, поскольку являющаяся следствием своего высшего корня материальная ветвь, ясно указывает на него.

Так любой объект ощущаемого нами мира позволяет использовать точное название, указывающее на его Высший корень. При этом сам корень невозможно назвать никаким словом, поскольку он выше всякого воображения. Однако, благодаря наличию ветвей, доступных органам ощущения человека в нашем мире, словесное выражение Высших корней обрело право на существование.

Такова суть языка общения каббалистов, с помощью которого их высшие постижения передаются от поколения к поколению устно и письменно. Точность определений явлений высшего мира позволяет каббалистам хорошо понимать друг друга, что является обязательным условием в любом научном исследовании. Ими установлены такие точные рамки, которые не позволят ошибиться, так как каждая ветвь имеет естественное определение, присущее только ей, и потому однозначно указывает на свой духовный корень.

Передача знаний от учителя к ученику

Глядя на низшие ветви, ощущаемые в нашем мире, совершенно невозможно представить никакой аналогии их высшим корням. Сначала ученик должен сам постичь высшие корни. Тогда он сможет количественно и качественно понять все соотношение между каждой ветвью и ее корнем в высшем мире.

Только после того, как ученик хорошо поймет связи корня с ветвью, у него возникнет общий язык с учителем-каббалистом. Тогда учитель на языке ветвей сможет передать ему все тонкости своей мудрости и знание о происходящем в высших мирах — все то, что он получил от своих учителей, и то, что постиг самостоятельно. Ведь теперь есть у них общий язык, и они понимают друг друга.

Если ученик еще не понимает этого языка, не знает, каким образом ветвь указывает на свой корень, то из-за отсутствия общего языка у учителя нет никакой возможности объяснить ни одного слова из высших знаний и разговаривать об исследованиях каббалы. То есть передать каббалистические знания можно лишь тому, кто их сам понимает.

Но как ученик сам постигнет язык ветвей? Посредством изучения каббалистических книг, постепенно вводящих его в ощущение Высшего мира. Поднявшись хотя бы на самую малую ступень Высшего мира, с ее уровня сверху вниз он постигает язык ветвей. Только теперь, с появлением общего языка, ученик может получать знания от учителя-каббалиста.

Если отказаться от использования какого-то названия, потеряется соответствующее ему понятие высшего духовного мира, поскольку нет больше никакого слова, пригодного для описания этого корня. При этом будет нанесен ущерб всей науке в целом. Ведь в таком случае из общей цепи науки выпадает одно звено, а поскольку все звенья переплетены друг с другом, то рушится вся цепь.

Поэтому не должно вызывать удивления использование любых названий. Они не выбираются произвольно, и нельзя заменить название, так как каббалисты обязаны точно использовать название ветви, указывающее на ее высший корень.

© Материалы сайта предоставлены независимой, некоммерческой ассоциацией – Международной академией каббалы. Использование материалов сайта разрешается только при условии неизменности содержания и со ссылкой на соответствующую страницу материала.

Название указывает на то, что каббала как тайное учение была получена в виде особого Откровения немногими избранниками. Далее это знание передавалось тем, кто был способен воспринять его, понять мистические законы и использовать их должным образом.

Каббала подразделяется на две части: теософскую и практическую. Первая по характеру приближается к догматической религии и состоит из ряда теософских постулатов, в основе которых лежит представление о мире как об эманации Божества.

Теософская каббала заимствовала элементы египетской, вавилонской и греческой философии, философии Филона Александрийского, а также учений ранних христианских гностиков. В каббалу вошли представления о перевоплощении и переселении душ, о награде и наказании после смерти.

Практическая каббала имеет дело с теургической стороной мистических и эзотерических учений. В ее основе лежит вера в то, что посредством определенных действий можно совершать чудеса и ускорить приход Мессии. Для этого каббалисты оперируют именами Бога, определенными словами, используют талисманы, амулеты, теософские арифметические вычисления, прибегают к аскетическим упражнениям. Ангелы, вызванные по желанию каббалиста, могут исполнять его волю, а духи и демоны отгоняются молитвами и амулетами.

Из Вавилонии каббала проникла в Италию, затем в Прованс и Испанию. В Испании она служила утешением евреям, страдавшим от преследований инквизиции. После изгнания евреев из Испании (1492) центр каббалы переместился в Палестину, в Цфат, где жила группа великих каббалистов, среди которых были Соломон Алькабец, Исаак Лурия и Хаим Виталь. Каббала Лурии (в основном практическая) получила распространение в Польше и сыграла важную роль в становлении хасидизма. Многие христианские ученые занимались изучением каббалы, некоторые из их идей нашли отражение в учении о Троице. Одним из выдающихся христианских каббалистов был Пико делла Мирандола (1463–1494). В библиотеке его современника, папы Сикста IV, имелось много каббалистических трудов (в латинском переводе).

ПУТИ КАББАЛЫ

На четыре вопроса отвечают: Константин Бурмистров, Ишая Гиссер, Аркадий Ровнер, Александр Фейгин

Беседу ведет Афанасий Мамедов

Константин Бурмистров,

– Вы не так давно вернулись с конференции, проходившей, если не ошибаюсь, в Нидерландах и посвященной каббале в современном мире. Кто ее участники? Какие вопросы показались вам наиболее актуальными?

– Действительно ли исламский суфизм по своей структуре почти повторяет каббалу?

– Экстатическая каббала… Что это такое?

– Можно сказать о каббале, что это явление еще и поэтическое?

– Собственно говоря, речь идет об особой практике решения каких-то вопросов или предсказания будущего. Она состоит в том, что перед сном человек, находясь в особом, сосредоточенно-молитвенном состоянии, задает Б-гу некоторый вопрос, ответ на который он предполагает получить во сне. В принципе, это довольно древняя практика, специально к каббале отношения не имеющая. В традиции к таким занятиям всегда было настороженно-отрицательное отношение, особенно если они касаются достижения личной выгоды. Обычным людям делать это не рекомендуется, поскольку это может быть либо бесполезно (но лишь введет в заблуждение), либо опасно. Другое дело, когда к этой практике прибегают благочестивые и ученые люди для решения каких-то важных вопросов, касающихся блага общины и тому подобного. В практической каббале процедура шеилат халом детально разработана и играет важную роль, но здесь мы выходим на более общий вопрос, касающийся роли сновидений, то есть видений, даруемых во сне, в каббалистической традиции. Существовали специальные техники вызывания так называемых пророческих снов (длительный пост в уединенном замкнутом помещении, самоуничижение, вызывание состояний скорби и рыданий и прочее), сходные с таковыми уже упоминавшихся суфиев, а также в христианской аскетике. В каббале дарованные во снах видения чрезвычайно важны; например, в подобных пророческих или экстатических снах мистики удостаивались видения Шхины или восходили в небесные академии, где и получали ответы на волновавшие их вопросы. Среди наиболее известных каббалистов, имевших подобные сны, упомяну р. Шломо Молхо, р. Хаима Виталя и, конечно, р. Ицхака Лурию. Все сказанное имеет отношение к проблеме сна и сновидений в мистике в целом, а шеилат халом – это, что ли, наиболее простая форма ее проявления в каббалистической традиции.

ЗА КАББАЛУ МОЖНО НЕ БЕСПОКОИТЬСЯ.

Ишая Гиссер,

– Насколько современная традиционная каббала защищена от профанов и людей нечистоплотных, жаждущих наживы за счет этого мистического учения? Какой урон наносит берголайтмановщина современной каббале? По кому в первую очередь бьет?

– Практики и идеи каббалы вплетены в повседневную жизнь любого религиозного еврея. Вся наша литургика и обрядность по сути – каббалистические. А поскольку вся наша жизнь пронизана этим, то и никаких особых переживаний за собой не влечет, в силу обыденности и привычности. Что же происходит с теми немногими мудрецами-каббалистами, кто достиг высоких уровней личной святости и праведности и приобрел глубокие знания в этой области, мне не известно. Поскольку в чужую душу не войдешь.

Отсутствие просветлениЯ опасно длЯ жизни

Аркадий Ровнер,

поэт, прозаик, эссеист, автор книг по истории русского оккультизма, основоположник Института культуры состояний

– Человеческие языки имеют сходную структуру: наличие гласных и согласных звуков, синтаксическое построение. Это дает основание полагать, что когда-то был один на всех язык. Можно ли в этой связи предположить, что и важный разговор с небом велся поначалу на одном языке? Богатство того или иного языка или, напротив, очевидная скудость его не говорят ли о стремлении их носителей пробиться к истине?

– Вопрос об истоках, сходстве и различиях человеческих языков, а также о семьях языков занимает исследователей не одно тысячелетие. Есть языки, оказавшиеся способными вместить в себя откровение, и есть другие, на которые оказалось возможным перевести эти откровения. Сегодняшние языки – продукты эрозии, которой они подверглись в последние два-три столетия, – едва ли способны обеспечить их носителей инструментом постижения Истины. Вопрос о современном языке Традиции – открытый вопрос и актуальная задача. Однако подходы к решению этой задачи лежат не только в области лингвистики, прежде всего это дело духовного богатства, если те, кто им обладают, захотят и смогут передать его своим близким.

ХАСИДИЗМ ДЕЛАЕТ ИЗУЧЕНИЕ КАББАЛЫ БЕЗОПАСНЫМ

Александр Фейгин,

– Есть какие-то принципиальные различия между хасидским каббализмом, сефардским и йеменским? Правда ли, что сегодня с помощью учения хасидизма мы имеем относительно понятное изложение системы еврейской каббалы?

– Начну со второй части вопроса. Хасидизм – это не популяризация каббалы, хотя именно в этом учении каббалистическое знание получает наиболее систематизированную и доступную относительно неподготовленному ученику форму. Хасидизм делает изучение каббалы по возможности безопасным. Мы ведь знаем, что мистическое знание может быть опасно для целостности личности. Что касается других каббалистических школ, мне кажется, что обсуждение тонких различий между ними требует изрядной подготовки и невозможно в формате короткого интервью.

– Ицхак Башевис Зингер, Шмуэль-Йосеф Агнон – это нобелевские лауреаты, которые вспоминаются с ходу. Кстати, есть интересная книга на иврите, непереведенная, насколько я знаю, о еврейском не только происхождении, но и культурном бэкграунде Кафки, там тоже есть глава о каббале и хасидизме. Кстати, еврею вовсе не вредно прислушаться к хлопку одной ладони, даже если он раздается с другого берега реки. Сам я лет десять назад издал сборник переводов суфийской поэзии на иврит. Это первый перевод Руми с персидского на наш язык. Два тиража уже ушли в песок, евреи читают с интересом.

– Я не думаю, что два эти явления связаны. Они даже не тезки. Каббала, само слово это, означает предание, бережно передаваемое из поколения в поколение знание, изначально внешнее для человека. Я полагаю, что Фулканелли ответил бы на этот вопрос иначе. Но я не Фулканелли и потому позволю себе проиллюстрировать свой ответ бородатым еврейским анекдотом о том, что Карл Маркс был экономистом, в отличие от Розы Моисеевны, которая была старшим экономистом. Каббала – часть еврейской мудрости, самая внутренняя и сокровенная. Она не может быть вынесена из здания Торы, как не может рыбка, будучи переселена из реки на дерево, остаться в живых.

11.3.1. Два пути развития: путь страданий и путь Каббалы .

Высшая управляющая сила имеет свойство абсолютного добра и управляет нами целенаправленно, исходя из своего совершенства абсолютного добра, без всякой примеси зла. Это означает, что целенаправленность ее управления обязывает нас принять порядок прохождения различных состояний, связанных законом причины и следствия, пока не достигнем состояния, в котором сможем получить желаемое благо, тем самым, достигнув цели нашего создания, подобно великолепному плоду в конце его созревания. Этот результат обеспечен всем нам, абсолютно всем.

Замысел творения прост: Творец пожелал создать творение, которое бы постигло Его, стало бы таким же совершенным, как Он.

Творение — это значит нечто, не находящееся в Творце, то есть находящееся вне Его, и значит находящееся вне единства. Все мы созданы таким образом, что ощущаем отсутствие единства. Это наша первоначальная природа — тьма, кли (желание), хисарон (недостаток). Недостаток чего? В итоге, недостаток единства, отсутствие ощущения слияния всех противоположностей и их взаимной поддержки, дополнения друг друга.

Мы созданы в отсутствии единства, и наша задача состоит в том, чтобы раскрыть его. Эту задачу обязаны решить абсолютно все — каждая из частных душ и все души вместе, желаем мы того или не желаем. Следовательно, в чем заключается наша задача? Чтобы самим устремиться к раскрытию на каждом нашем этапе, в каждом состоянии отсутствия единства. В чем же оно заключается? В том, что существуем я, Творец и расстояние между нами, то есть отсутствует подобие, отсутствует единство между нами.

Бааль Сулам пишет, что в каждом состоянии человек должен себя, средства достижения Творца и Творца соединять как одно целое. Он пишет, что человек должен устремляться к Творцу, как влюбленный устремляется к своей любимой, для того чтобы соединиться с ней. Поэтому духовное слияние уподобляется такому состоянию в нашем мире, как сексуальное соитие.

Во всевозможных описаниях мы уподобляем процесс сравнения с Творцом, соединения с Ним, слиянию — то есть состоянию, в котором не существует совершенно никаких отличий. А в чем они не существуют, если творение противоположно Творцу? В том, что поддерживают друг друга, определяют друг друга — без творения нет Творца и без Творца нет творения.

Замысел высшей управляющей силы состоит в том, чтобы каждая душа в своем жизненном опыте на этой земле, стоя двумя ногами в этом мире (в состоянии, противоположном высшему) реально раскрыла все противоположности, противоречия, которые возникают в человеке, в каждом его состоянии, — раскрыла единство, то есть исходящее из высшей цели, из единого источника, воздействие на себя.

Замысел высшей управляющей силы состоит в том, чтобы привести нас к подобию ее свойству — абсолютному добру, то есть полной отдаче. Если я уподобляюсь высшей силе, между нами не возникает больше никаких противоречий, мы соединяемся вместе.

Если я решаю эту задачу, мне становится понятным Творец, я соединяюсь с Ним. Только в мере подобия свойств я понимаю Его, и противоречие исчезает. То есть подобие свойств является средством слияния.

Поэтому работа с экраном над эгоистическим желанием называется зивуг дэ-акаа (ударное соединение). Ударяя себя против своего эгоистического желания, желая слиться с Творцом, я соединяюсь с Ним, и это соединение происходит в состоянии, обратном первоначальному.

Почему в обратном? Потому что первоначально свет и сосуд противоположны, и моя задача заключается в том, чтобы действовать вопреки сосуду и сделать его подобным свету. Такое состояние называется зивуг, как бы вход одного в другого, подобно слиянию в половом акте.

Замысел высшей управляющей силы в том, чтобы привести нас к подобию ее свойству — абсолютному добру, и этой целью продиктованы все ее действия над нами.

Мы должны раскрыть, что любое действие Творца, каким бы оно не казалось порочным, ужасным (по нашим представлениям), — на самом деле, желательно, необходимо, вынуждено со стороны Творца относительно нас, потому что продиктовано теми ступенями развития, которые мы должны пройти.

И невозможно проскочить какую-то ступень, а только если мы постепенно, одну за другой, проходим их все, мы достигаем цели. И этой целью продиктованы все действия.

Для приведения нас к цели, нам уготованы два пути развития:

1. Путь страданий.

2. Путь Каббалы.

Однако не думайте, что есть два пути. Двух путей нет.

Чтобы раскрыть единство Творца, человек должен решать эту задачу в каждом своем состоянии — в каких бы обстоятельствах он ни был, в какие бы ситуации ни помещал его Творец.

Я нахожусь в мире, вокруг меня много разных сил, мнений. У меня возникает проблема, — и я должен сквозь это воздействие сказать себе: "Внутри находится Творец, который создает во мне такую картину. Всю эту картину из всех возможных состояний, воздействий, моих мыслей об этом, сомнений (в каждый момент во мне это меняется), — я должен привести к единому источнику, который стоит за ней.

В итоге я выясняю, что не в состоянии этого сделать ни самостоятельно, ни с участием группы — и я обращаюсь к Творцу и решаю эту проблему вместе с Ним. Но это я ее решаю! Я взываю к Творцу, призываю Его, вынуждаю Его помочь мне, — я все равно решаю эту задачу вместе с Ним.

Это не путь, но это последовательные действия, которые он будет сейчас ощущать на себе, как острые, неприятные, вновь направляющие его к той точке, из которой он должен сам искать решение проблемы единства.

Он представляет собой порядок саморазвития творения, которое, исходя из своей природы, вынуждено следовать ему, переходя из одного состояния к другому, связанному с предыдущим зависимостью причины и следствия. Так мы очень медленно развиваемся до осознания необходимости выбора добра, то есть выбора единства. Мы все равно приходим к тому же выводу. После очень многих ударов мы все равно приходим к осознанию необходимости отрицания зла и достижения целенаправленной связи, которой желает управляющая сила. Этот путь, однако, долог по времени и полон страданий и боли.

К чему нас вынуждает Творец, если мы падаем? Если мы падаем, то падаем только внутри себя, в своих ощущениях. На самом деле мы никуда не падаем. Просто если из этой картины исключается Творец, она сразу же начинает ощущаться в нас как страдания.

Немного поднимаясь на уровень осознания высшего управления, я вдруг вспоминаю, что существует Творец, существует картина мира, которую Он мне дает (а не просто этот мир), и я в ней только для того, чтобы найти контакт с Ним посредством этой картины мира, которая между нами.

А когда ты Его чувствуешь, но не можешь еще сопоставить себя с Ним — это уже не изгнание — это уже освобождение, подобное выходу из Египта, но еще прохождение по пустыне. Ты ищешь Творца, ты не видишь, как соединиться с Ним — возникают противоположности, всевозможные проблемы, люди воюют, падают и так далее. Пятикнижие описывает это как бы в историческом жанре — поиск человеком формулы, по которой он может соединиться с Творцом, со свойством Бины.

Путь страданий — это падение из уровня ощущения Творца вниз, когда человек, не чувствуя Творца, начинает ощущать наш мир во всевозможных плохих состояниях. Плохих — то есть, забывая о необходимости постижения единства, о том, для чего существует этот мир.

И тогда те же законы действуют на него естественным путем. Творец не меняет к нему своего отношения: но как только Творец исчез из его поля видимости, человек начинает ощущать этот мир по-другому — как бесцельный, полный страданий, никчемный.

К этому нас приводит эгоизм в своем развитии, поэтому сегодня мы и все человечество так ощущаем наш мир.

2. Путь Каббалы.

Он легкий, приятный, способный сделать нас достойными нашего предназначения за короткое время и без страданий.

Он легкий и приятный, потому что если человек идет им, находится в поиске, то даже вопреки тому, что он страдает и прикладывает усилия, — он это делает в ощущении цели, и тогда эти усилия подобны усилиям ради любви.

Когда человек ощущает, что должен сделать какие-то усилия ради того, чтобы сблизится с любимым, то эти усилия ему даже приятны, потому что позволяют затем ощутить большую сладость от соединения с любимым.

В этом случае наша конечная цель заранее задана, обязательна, мы ее видим перед собой, и нет никакой возможности уклониться от нее, ибо высшая сила твердо управляет нами двумя способами — путем страданий и путем Каббалы.

Мы все время думаем о Цели, а если забываем, выпадаем, то мгновенно окружающее общество, группа, которую мы создали, помогает нам, формирует нас, немедленно пробуждает нас снова к этой цели. То есть мы всегда пытаемся, насколько возможно, более сознательно идти к поиску контакта с Творцом.

В окружающей нас действительности мы видим, что управление осуществляется одновременно двумя путями.

Поэтому, на самом деле, управление нами происходит практически двумя путями — путем страданий и путем Каббалы.

Поучение 4-е. Св. великомученица Екатерина (Уроки из ее жизни: а) молитва к Царице Небесной о нашей верности Иисусу Христу; б) необходимость самоотвержения для христианина; в) путь в рай есть путь скорбный и другого пути в него нет)

Поучение 4-е. Св. великомученица Екатерина (Уроки из ее жизни: а) молитва к Царице Небесной о нашей верности Иисусу Христу; б) необходимость самоотвержения для христианина; в) путь в рай есть путь скорбный и другого пути в него нет) I. Ныне ублажаемая св. великомученица

Св. апостол и евангелист Марк (О том, отчего путь к небу есть путь скорбный)

Св. апостол и евангелист Марк (О том, отчего путь к небу есть путь скорбный) I. Св. евангелист Марк, ныне прославляемый, один из 70 апостолов, был родом иудей. Св. апостол Петр в одном из своих посланий (1 Пет. 5, 3) называет Марка своим сыном, из чего можно заключить, что Марк был

Путь Марфы и путь Марии. Память преподобного Сергия Радонежского и преподобномученицы Великой княгини Елизаветы

Путь Марфы и путь Марии. Память преподобного Сергия Радонежского и преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Сегодня Русская Православная Церковь совершает память двух великих святых, которые жили в разное время, шли разными путями, но каждый из которых явил своей

Поучение 2-е. Преп. Симеон Столпник (Уроки из его жизни: а) наше жительство на небе; б) должно упражняться в молитве и в) путь в Царствие Небесное – путь скорбей)

Поучение 2-е. Преп. Симеон Столпник (Уроки из его жизни: а) наше жительство на небе; б) должно упражняться в молитве и в) путь в Царствие Небесное – путь скорбей) I. Преподобный Симеон, ныне прославляемый, будучи тринадцати лет, усердно молился Богу, да покажет ему путь

4:10—19 Путь мудрых и путь нечестивых

4:10—19 Путь мудрых и путь нечестивых И снова внимание слушателя переключается на обетования о долголетии, обретении жизненной стабильности (10–13). Снова звучат предостережения против соблазна вступить на стезю нечестивых, которые избирают пути нечестия и насилия, даже

Два подхода к Ветхому Завету: возвышенный путь и смиренный путь

Два подхода к Ветхому Завету: возвышенный путь и смиренный путь Новый Завет может мешать нам читать Ветхий Завет и еще по одной причине, которую иллюстрирует то же Послание к Евреям. В частности, я имею в виду знаменитую главу 11 о вере. Если вы ее внимательно прочтете, а

Путь к созданию своей семьи, или путь в грихастха-ашрам

Путь Православия и путь неоязычества

Путь Православия и путь неоязычества 9 февраля 2014 года в Южно-Сахалинске пьяным неоязычником Степаном Комаровым в храме были убиты монахиня Людмила (Пряшникова) и Владимир Запорожец. Понятно, что с христианской точки зрения они — славные мученики за Христа, а их убийца —

Путь к созданию своей семьи, или путь в грихастха-ашрам

Путь медитации и путь завершения

Путь медитации и путь завершения Теперь перейдем к объяснению достижения как пути медитации. Пугь медитации заключается в том, чтобы привнести в практику качества абсолютного, достигнув уровня махамудры радужного тела.Хотя состояние твоего ума во время медитации не

Путь исправления и путь страданий

Путь исправления и путь страданий 6.1. Определения в

8. Премудрость. Широкий путь и узкий путь

8. Премудрость. Широкий путь и узкий путь Теперь мы поговорим о том, как Иисус учил о пути, об этой второй важнейшей теме учителей мудрости. Иисус говорил о характере и желании Бога, а кроме того — о пути, о путешествии преображения, которое ведет нас от обычного

(2) ПУТЬ ОТРИЦАНИЙ И ПУТЬ УТВЕРЖДЕНИЙ

(2) ПУТЬ ОТРИЦАНИЙ И ПУТЬ УТВЕРЖДЕНИЙ Бог познается в откровении как в личном общении. Откровение всегда есть откровение кому-то: оно состоит из встреч, которые образуют историю. Поэтому откровение в своей полноте — это история, это историческая реальность, от сотворения

Путь к пути

Путь к пути Сокай уже год находился в общине дзэнского наставника Дайю, когда в один из дней, выходя из медитации, он внезапно пережил опыт пробуждения. Явившись к наставнику, Сокай поведал ему об обретенном понимании.Дайю сказал: "Ты вошел в зал, но еще не вступил в

Артур Ястребов: Путь к нации, путь к исламу


Происхождение и история Каббалы окутаны легендами. Некоторые утверждают, что это учение было дано еще Адаму после его изгнания из райского сада. Другие приписывают его Аврааму, который, как считают, составил известную каббалистическую книгу — Сефер Ецира (ספר יצירה). Третьи говорят о появлении Каббалы вместе дарованием Торы на горе Синай. Согласно этому взгляду Каббала должна рассматриваться как одна из нескольких частей устной Торы.

Но если отложить в сторону предания, которые невозможно подтвердить никакими историческими фактами, и взглянуть на ту сложную систему, которая известна в наше время под именем Каббалы, то ее историю уместно начать с 12-13 веков, когда она оформилась в своих основных концепциях и терминах. Имеет ли она более ранние исторические корни? Безусловно, да! Тайная духовная традиция существовала к тому времени уже много веков и постепенно развивалась. Однако, на этом пути она также трансформировалась и меняла свои обличья. Поэтому, если начать отслеживать ее истоки, нам придется говорить уже не о Каббале (в том виде, в каком она известна сегодня), а о ранней еврейской мистике, о Меркаве и о ряде других учений, имеющих сущностное родство с Каббалой, но выраженных в иных понятиях.

В 12-13 веках испанскими каббалистами были составлены несколько комментариев на Сефер Ецира (сама эта книга была известна среди ближневосточных еврейских общин еще с 9-го века, а может быть, и раньше), а также ряд толкований к некоторым книгам Танаха и отрывкам Талмуда. Примерно в это же время или чуть раньше стала известна книга Баир (ספר הבהיר). Ортодоксальная традиция приписывает ее одному из учителей Мишны — раби Нехунии бен а-Кана, вместе с его учениками. Также и знаменитая книга Зоар (ספר הזוהר), которую традиция связывает с раби Шимоном бар Йохаем (2-й век), оказывается опубликована примерно в конце 13-го, начале 14-го веков. Существовала ли она задолго до этого, возможно, будучи спрятана в каком-то укромном месте, или же ее написал кто-то из средневековых каббалистов — оставим этот вопрос для ученых-историков. Как бы то ни было, основные произведения, легшие в основу каббалистического учения, появляются или становятся известны в указанный период 12-13 веков.

Универсальный дух Каббалы и богатый эзотерический инструментарий, который она содержала в себе, сделали ее центральным хребтом оккультной традиции, включающей такие области, как алхимия, астрология и магия. Естественно, попав в христианскую культуру, Каббала не ушла из еврейской и продолжила развиваться и там. Самым ярким откровением более поздней Каббалы, определившим ее дальнейший путь, стало учение Ари (рава Ицхака Лурии Ашкенази), преподававшего в Цфате в 16-м веке. От него пошли основные направления Каббалы как в ашкеназских общинах евреев (хасидизм), так и в сефардских (школа Рашаша и др.).

С 17-го века известны вполне конкретные упоминания о Масонстве. В это же время оформились степени Ученика, Подмастерья и Мастера примерно в том виде, в каком масонская традиция хранит их до сих пор. Однако, о том, как именно в ту пору проходили масонские работы в ложах, мы знаем не так уж много. Более ярко масонское братство заявило о себе в 1717 году, когда была создана первая Великая ложа в Англии. Начиная с этого времени и далее история масонов описана многими авторами и обсуждается в обширной литературе.

Не секрет, что начиная с 17-18 веков и до нашего времени именно Масонство стало главным проводником оккультно-эзотерических знаний и практик в Европе. Более поздние магические ордена — такие, как Орден Мартинистов, Золотая Заря и Орден Восточных Тамплиеров — были созданы масонами высоких степеней посвящения, и сами ритуалы и устройство этих организаций по большей части заимствованы из масонской системы. Каббала, как уже отмечалось, была в центре того огромного свода знаний, который изучался и преподавался в этих оккультных школах.

Начало творения или точка в круге

Эта статья не случайно была начата с краткой истории Каббалы. Едва лишь заходит речь о какой-либо преемственности между Каббалой и более поздним европейским Оккультизмом, обычно утверждают, что именно христианская Каббала 15-16 веков внесла свой вклад в его содержание. Что же касается Каббалы Ари, которая начала свое победоносное шествие по еврейским общинам после 1572 года, ее роль в традиции западного Оккультизма несправедливо преуменьшается. Однако, как мы сейчас увидим, именно ее идеи и символы чрезвычайно близки Масонству.

Ари начинает излагать свое каббалистическое учение с описания Бесконечного, предшествующего творению:

Точка в круге

Знак Масонства

Знак Масонства

Геометрия чрезвычайно важна при планировке сооружений. Если чертеж здания составлен с погрешностями, вся конструкция может быстро развалиться. Масоны видят Бога как верховного Архитектора Вселенной, поэтому геометрический символизм приобретает для них огромное значение. Каждый вольный каменщик, проходя путь своего ордена, сам стремится в некоторой степени уподобиться Творцу, а следовательно, осваивает (в буквальном или только в символическом смысле) архитектурное и строительное искусство.

* [Среди исследователей-историков обсуждается вопрос, был ли на самом деле Исраэль Саруг учеником Ари. Г. Шолем высказывает мнение о том, что он вовсе не был прямым учеником, но заимствовал учение Ари из рукописей, которые были украдены из сундука Хаима Виталя и скопированы, а затем разошлись в Цфате среди некоторых заинтересованных каббалистов].

Среди тех, кто явился преемником каббалистического знания Исраэля Саруга, можно назвать рава Менахема-Азарию из Фано, рава Якова Лифшица и рава Йосефа Шломо Дельмедиго. В целях нашего исследования есть смысл особенно подробно остановиться на последнем из них.

Рав Йосеф Шломо Дельмедиго, часто называемый

Рав Йосеф Шломо Дельмедиго, часто называемый “Яшар из Кандии”

* [Это различение в изначальном божественном бытии Отца и Сына, причем равных по силе, вызывает явные ассоциации с христианской теологией. В действительности для тех, кто глубоко изучает Каббалу, вполне очевидно, что между еврейским и христианским эзотерическим представлении о Божественном нет принципиальных расхождений. Однако, в рамках данной статьи мы не можем уделить этой теме дополнительного внимания].

Этот Сын-Бесконечное в дальнейшем изложении представлен Верховным Строителем мироздания. Здесь также речь идет о круглом ограниченном пространстве, внутри которого создавались миры. Автор задает вопрос: если ограниченного круга было достаточно, чтобы вместить внутри все миры, зачем понадобилась изначальная бесконечность? И вот что он пишет в ответ на это:

Однако, в любом случае смысл последовательного перехода от более широкого круга к более узким — один и тот же. Он сводится к постепенному ослаблению божественной силы или затемнению света, что позволяет оставить для творения определенную степень свободы и возможность осознавать себя чем-то самобытным.

Итак, здесь мы видим уже не просто Бесконечное как нечто неподдающееся определению. Это не просто единый все собой заполняющий свет или абсолютная божественная сила. Скорее, Бесконечное предстает перед нами в роли Архитектора или Строителя, вооруженного чертежными и измерительными инструментами. Это великий Масон, созидающий Храм всего мира. Ведь согласно как масонским, так и многим другим древним учениям (включая и каббалистическое), храм — это отражение мироздания, и в самой его структуре заключена универсальная аналогия с ним. А циркуль, линейка и другие инструменты строителя — важнейшие символы в любой масонской ложе*.

Отметим, что к таким описаниям Каббала пришла в первой половине 17-го века — как раз в то же время, когда, по-видимому, учреждались ритуалы спекулятивного Масонства. Существовала ли связь или какая-то преемственность между одним и другим? То, что Масонство приняло в себя многое из традиции Каббалы, уже было показано ранее (см. цитату из книги Папюса). Что же касается строительного символизма, циркуля, линейки и т. д., историки, скорее всего, будут утверждать, что все это пришло в Масонство из цехов мастеров-строителей средневековья, которые могли получить это от своих еще более древних предшественников. Однако, это нисколько не мешает тому, что эти же идеи и символы могли получить дополнительную духовную глубину благодаря Каббале.

* [Определенные сведения об этом раннем периоде Масонства можно почерпнуть из записей Элиаса Эшмола, — известного в ту пору английского мистика, ученого и коллекционера, — который в 1646 году был принят в масонскую ложу].

Читайте также: