Подготовка к олимпиадам по географии доклад

Обновлено: 15.06.2024

Олимпиада — целенаправленный процесс, развивающий самостоятельную познавательную деятельность. Поэтому учитель в процессе подготовки школьников к олимпиадам играет роль помощника, но не натаскивателя на результат, иначе происходит формирование у школьника психологии потребителя.

В основе работы со школьником должен лежать интерес к процессу познания. Чем раньше этот интерес будет выявлен, тем полнее сможет раскрыть себя ученик. В связи с этим должна быть изменена современная практика проведения региональных олимпиад только с 9-го класса. Нужно находить формы более ранней активизации мыслительной деятельности школьников. В качестве таких форм могут выступать:

— кружковая работа с учащимися начиная с 5-го класса;

— заочные региональные олимпиады;

— региональные фестивали ученических проектов;

— региональные конкурсы знатоков предмета;

— олимпиады для 6-го и 7-го классов внутри городов и районов региона в конце учебного года, когда школьники приобрели достаточно знаний по предмету;

Снижается уровень преподавания, что обусловлено несколькими причинами. Нам не удается достаточно ясно и доходчиво донести до общества идею о важности географии. Происходит старение учителей, что приводит к потере ими интереса к внеурочной работе со школьниками, с одной стороны, и утрате желания приобретать новые знания — с другой. Очень недостает учителей географии с профессиональным образованием, а так как науку считают всего лишь землеописанием, то и полагают, что преподавать ее может любой имеющий диплом. Такая позиция зачастую приводит к парадоксальной ситуации: учитель-профессионал лишается часов, а неспециалист начинает преподавать географию, — с этим можно столкнуться даже в Москве. Ухудшается качество учебников — они все больше становятся чем-то вроде беллетристики, из них выхолащивается сущность географии. В итоге, чем более старый учебник по году издания, тем больше информации для развития мышления и знаний мы можем рекомендовать ученикам, увлеченным географией.

Российская олимпиада по географии обладает следующими особенностями. В ней участвуют школьники 9—11-х классов, но отвечают они на одни и те же вопросы.

В теоретическом туре предлагается ответить на 4 задания из 6 (по выбору). Среди них несколько обязательно имеют физико-географическую направленность, а задания по экономической географии базируются на физико-географических знаниях.

Задания для теоретического тура отражают сущность современной географии — взаимодействие природы и общества в процессе производства материальных благ и услуг. Ежегодно одно из заданий теоретического тура посвящено вопросам истории географических открытий. Задания теоретического тура основаны на работе с атласом.

Задания практического тура ориентированы на проверку знаний участников по использованию приборов, навыков ориентирования на местности, умения применить теоретические знания.

Традиционно предлагается задание на знание особенностей той территории, где проводится олимпиада. Исходя из этих особенностей, можно предложить учителям, занимающимся подготовкой своих учеников, следующие рекомендации.

Обратить особое внимание на знание важнейших закономерностей физической географии, так как это позволит ученикам 9-го класса на равных соревноваться со старшими школьниками.

Организовать для учащихся практические занятия с целью углубления знаний горных пород, умения их определять в лабораторных и природных условиях, закрепления навыков ориентирования на местности.

Формировать умение школьников работать с различными источниками информации и в первую очередь читать карты.

Обучать школьников грамотно распределять время при выполнении всего объема заданий: в российских олимпиадах задания рассчитаны на 4 часа.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической.

ВложениеРазмер
doklad_na_temu_podgotovka_uchashchihsya_k_olimpiade._.doc 56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение

учителей географии, биологии, химии

«Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников

МБОУСОШ п. Зеленоборск

Петухова Людмила Павловна

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической .

Методические подходы подготовки учащихся к олимпиадам могут быть различными. Но прежде, чем учитель начнет заниматься с учениками и готовить их к олимпиаде, необходимо произвести отбор.

Условия подготовки к олимпиадам:

1. Отбор учащихся, выявляющих общие и определенные способности по предмету.

Отбор осуществляю в ходе наблюдения на уроках, организации внеурочной деятельности (кружки например), проведения внеклассных мероприятий (тематические недели).

Обычно перед началом школьного этапа ВОШ провожу беседы с учащимися 6 класса для привлечения их к участию в олимпиаде по географии. В 6 классе они не выходят на район. Но уже можно сделать вывод с кем можно работать в будущем!

2 . Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия.

4. Подготовка к олимпиаде (в некоторых случаях) возможна лишь в случае постоянного тандема учитель-ученик-родитель . Есть дети с высокой познавательной активность, но есть дети способные от природы, но не мотивированные. Поэтому приходится встречаться с родителями и объяснять, что у их ребенка есть возможность проявить себя. Часто помогает.

6. Работа с банком олимпиадных работ . За многие годы работы в школе собрала олимпиадные задания для 6 – 11 классов школьного и муниципального уровня. При подготовке к школьному и муниципальному уровню прорабатываем эти задания.

Большим подспорьем являются образовательные ресурсы сети Интернет, предлагающие различные варианты заданий, в том числе онлайн-тестирование.

Благодарна коллегам, которые на заседаниях РМО делятся всевозможными материалами и адресами сайтов для подготовки учащихся к олимпиадам, ВПР и ГИА.

7. Анализ результатов прошедших олимпиад.

При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки. Например, при подготовке к олимпиаде заметила, что у учащихся вызывают трудности в запоминании столиц стран мира. Тогда я стала использовать на уроках технику скоростного запоминания. Суть, которой заключается в подборке к названию ассоциации.

Пример:
Мальта — столица Валетта .
Сюжет: МАЛЬ вина танцует с ВАЛЕТ ом (валет — игральная карта).
Сирия — столица Дамаск .
Сюжет: СИР ень нюхает ДАМА в МАСК е.
Куба — столица Гавана .
Сюжет: КУБ ики плавают в ГАВАН и.
Эквадор — столица Кито .
Сюжет: Вдоль ЭКВАтОР а плавают огромные КИТ ы.

Чили — столица Сантьяго .
Сюжет: Соус "Чили" (очень острый соус) ели САНТ а-клаус и баба ЯГА . (Оживите как следует картинку, представьте, как они ели, как у них "горело" во рту).
В начале предлагаю готовые, потом дети составляют свои. Такая игровая форма способствует запоминанию.

И конечном итоге, сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик стремиться не подвести своего учителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация о приёмах работы по подготовке учащихся к олимпиаде по географии.

Подготовка обучающихся к олимпиадам МАОУ СОШ №5 г.Тюмени Арефьева И.В.

Подготовка обучающихся к олимпиадам

г.Тюмени Арефьева И.В.

Подготовка обучающихся Внеурочная подготовка Урок (дифференцированные, индивидуальные задания) Участие в конкрсах, викторинах, олимпиадных различновго уровня Способность решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи средствами учебных предметов на основе научного знания и опыта деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания

Подготовка обучающихся

Урок (дифференцированные, индивидуальные задания)

Участие в конкрсах, викторинах, олимпиадных различновго уровня

Способность решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи средствами учебных предметов на основе научного знания и опыта деятельности по получению, преобразованию

и применению нового знания

 Основная форма занятий - индивидуальные или групповые Основное направление-установление связей между отдельными темами Основной принцип- не дать забыть пройденный материал Основная цель –обобщение, систематизация и расширение уже имеющихся знаний Дополнительные внеурочные занятия

Основная форма занятий - индивидуальные или групповые Основное направление-установление связей между отдельными темами Основной принцип- не дать забыть пройденный материал Основная цель –обобщение, систематизация и расширение уже имеющихся знаний Дополнительные внеурочные занятия

Стратегия обучения решению нестандартных заданий Ускорение - учет потребности и возможности определенной категории учащихся, отличающихся разным темпом развития Погружения, творческие мастерские, мастер-классы Углубление - эффективно по отношению к одаренным детям, которые обнаруживают экстраординарный интерес к предмету Более глубокое изучение тем конкретной области знаний, обучение в школе, классе с углубленным изучением предмета Погружение учащихся в исследовательские проекты, интеллектуальные турниры и конкурсы Обогащение - ориентир на качественно иное содержание обучения учащихся, изучение нетрадиционных тем за счет установления связей с другими темами Проблематизация - стимулирование личностного развития учащихся Использование проблемных ситуаций, оригинальных объяснений, поиск новых трактовок и альтернативных интерпретаций

Стратегия обучения решению нестандартных заданий

Ускорение - учет потребности и возможности определенной категории учащихся, отличающихся разным темпом развития

Погружения, творческие мастерские, мастер-классы

Углубление - эффективно по отношению к одаренным детям, которые обнаруживают экстраординарный интерес к предмету

Более глубокое изучение тем конкретной области знаний, обучение в школе, классе с углубленным изучением предмета

Погружение учащихся в исследовательские проекты, интеллектуальные турниры и конкурсы

Обогащение - ориентир на качественно иное содержание обучения учащихся, изучение нетрадиционных тем за счет установления связей с другими темами

Проблематизация - стимулирование личностного развития учащихся

Использование проблемных ситуаций, оригинальных объяснений, поиск новых трактовок и альтернативных интерпретаций

Формирование умений учащихся по обработке и интерпретации информации

Работа с терминами, определение понятий, выявление этимологии термина, соотнесение термина с понятием

Заполнение простых и комбинированных таблиц для развития умения отбора необходимой информации

Работа с иллюстрациями, рисунками, схемами, диаграммам для систематизации информации по заданными признакам, выделение главной мысли

Сравнительно-аналитическая работа с информацией

Этапы работы по подготовке обучающихся к олимпиадам муниципального уровня:

Дистанционные олимпиады:

Обучающие задачи С. В. Рогачев, кафедра экономической и социальной географии зарубежных стран, географический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Страна Х имеет сухопутную границу с несколькими другими. Определите Х, основываясь на следующих сведениях о соседних странах (их названия впишите в правую колонку таблицы):

Здесь находится высшая точка Африки

Здесь из самого большого озера Африки выходит Нил

По ее территории проходит большая часть течения самой полноводной реки Африки

Имеет выход к северо-восточной части побережья второго по глубине озера мира

 Задания на формирование географической зоркости и на проверку качества географического образования

Задания на формирование географической зоркости и на проверку качества географического образования

Задания на умение анализировать, синтезировать:

А)полевой шпат, мрамор, базальт, кварц;

Б)Анды, Гималаи, Альпы, Аппалачи;

В)мордва, чуваши, татары, хакасы;

Г)Волга, Амур, Селенга, Янцзы;

Д)Япония, Исландия, Ирландия, Малагасийская республика.

Найти смысловую ошибку в тексте: Природная зона занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива. Почвы красно-желтые ферраллитные. Растительность леса многоярусна. Резкие колебания температур в течение суток.

Найти смысловую ошибку в тексте:

Задание на установление причинно-следственных связей

А)глина -глинистые сланцы, гранит-…, песчаник-…;

Б)моренный холм – ледник, котловина выдувания - …, морской пляж - ….

Словарь … терминов

  • Африка: самум, хабуб, хамсин, шоты, хамады, эрги, латерит, пигмеи, нилоты, масаи, африканеры, бушмены, сафьян, банту.
  • Австралия: чуринги, вилли-вилли, малли, буш, ксантрии, бумеранг, матты, скрэб, крики.
  • Южная Америка: арауканы, кампос, кебрачо, гаучо, мулаты, самбо, метисы, пуна, араваки, мате, сельва, пампа, Сьерра, льянос.
  • Северная Америка: торнадо, каньоны, тундра, тайга, прерии, ацтеки, майя, анклав, ковбои. Евразия: узбои, моренные гряды, тайфуны, дельта, фьорды, моренны, смог, чум, иглу,

Продуктивные задания

Моя система подготовки к олимпиадам по географии. Учитель географииМОУ СОШ№50Сит

№ слайда 1

Моя система подготовки к олимпиадам по географии. Учитель географииМОУ СОШ№50Ситникова Евгения ВалентиновнаГ. Комсомольск-на-Амуре

Предметные школьные олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочно

№ слайда 2

Предметные школьные олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по учебным предметамОлимпиады для школьников – это конкурс на лучшие знания по предметуОлимпиады способствуют подготовке учащихся к жизни в современных условиях – условиях конкуренции

Предметные олимпиады признаны решать задачи:Выявление одарённых детейПовышение э

№ слайда 3

Предметные олимпиады признаны решать задачи:Выявление одарённых детейПовышение эффективности обученияФормирование активной личности

Олимпиадные задания, какими бы сложными они не были, строятся на основе школьных

№ слайда 4

Олимпиадные задания, какими бы сложными они не были, строятся на основе школьных курсов географии. Задачи лишь развивают, логически усложняют базовые знания, облекают их в более занимательную форму.

Для того чтобы подготовить отлично ученика к олимпиаде необходимо:Готовить учени

№ слайда 5

Для того чтобы подготовить отлично ученика к олимпиаде необходимо:Готовить ученика системно, а не периодически Использовать базовую, качественную литературу по предметуБыть в курсе всей информации по олимпиадам текущего периода

При подготовке к олимпиаде весь материал разбиваю на блоки:Наша планета ЗемляМат

№ слайда 6

При подготовке к олимпиаде весь материал разбиваю на блоки:Наша планета ЗемляМатерики и части светаРоссия на карте мираЭкономико-географическая характеристика мираСтраны мираПонемногу обо всём. Занимательная географияНаш Хабаровский крайЭкологический калейдоскопРабота с картами

При этом в каждом блоке необходимо учитывать определённую цикличность:Ядро знани

№ слайда 7

При этом в каждом блоке необходимо учитывать определённую цикличность:Ядро знанийТренингТворчество

Используемая литература В.П. Максаковский – «Географическая картина мира ( 230 к

№ слайда 9

Дополнительная литература Винсон Браун – настольная книга любителя природы – «Ка

№ слайда 10

Задания по карте из атласа О.В. Крыловой

№ слайда 12

Задания по карте из атласа О.В. Крыловой


№ слайда 13


№ слайда 14

Ученики стремятся на олимпиаде:Проверить свои знанияПомериться силамиУзнать неиз

№ слайда 15

Ученики стремятся на олимпиаде:Проверить свои знанияПомериться силамиУзнать неизвестноеСамореализоваться

Читайте также: