Мода 80 х годов в ссср доклад

Обновлено: 04.07.2024

Что пер­вым делом при­хо­дит на ум, когда мы вспо­ми­на­ем совет­скую моду вось­ми­де­ся­тых? Навер­ня­ка, это варён­ки, огром­ные пле­чи, сума­сшед­шие при­чёс­ки и яркая пома­да. Кто-то счи­та­ет эту эпо­ху пери­о­дом кри­ча­щей без­вку­си­цы, а кто-то, наобо­рот, до сих пор копа­ет­ся на бара­хол­ках в поис­ках цве­та­стых блуз и гро­мозд­ких пиджа­ков. При нали­чии тер­пе­ния и натре­ни­ро­ван­ных рук, спо­соб­ных на про­тя­же­нии пары-трой­ки часов раз­гре­бать зава­лы тря­пок на рын­ках и в секонд-хен­дах, сей­час эти вещи най­ти куда про­ще, чем в совет­ское вре­мя — тогда, в эпо­ху тоталь­но­го дефи­ци­та, мод­ни­кам при­хо­ди­лось прой­ти через огонь, воду и бес­ко­неч­ные оче­ре­ди для того, что­бы обза­ве­стись желан­ны­ми вещами.

Олимпиада-80 и спортивный стиль

Сим­во­ли­ка игр ста­ла появ­лять­ся вез­де — на фут­бол­ках, знач­ках, брел­ках, сум­ках, олим­пий­ках и даже шей­ных шар­фи­ках. Но если эмбле­ма Олим­пи­а­ды — коль­ца с пятью бего­вы­ми дорож­ка­ми, увен­чан­ны­ми звез­дой — вско­ре поте­ря­ла попу­ляр­ность, то Олим­пий­ско­го Миш­ку мож­но уви­деть на одеж­де и сейчас.



Олим­пий­ские игры сде­ла­ли спор­тив­ный стиль в одеж­де неве­ро­ят­но популярным.


Увле­че­ние спор­тив­ным сти­лем этим не огра­ни­чи­ва­лось. Люди ста­ли носить спор­тив­ную одеж­ду и обувь в повсе­днев­ной жиз­ни. Напри­мер, попу­ляр­ность набра­ли крас­ные олим­пий­ки с белой отдел­кой — совет­ские спортс­ме­ны высту­па­ли в таких на сорев­но­ва­ни­ях. Спор­тив­ные костю­мы наде­ва­ли на про­гул­ки и дискотеки.


Плечи

Но как извест­но, мода все­гда воз­вра­ща­ет­ся. В 1980‑х годах объ­ём­ные пле­чи — не толь­ко важ­ный эле­мент сти­ля силь­ной и реши­тель­ной жен­щи­ны, пре­успе­ва­ю­щей в поли­ти­ке и биз­не­се, но и остро­мод­ный тренд, попу­ляр­ный сре­ди мод­ниц по все­му миру. Новый фасон про­ник и в муж­ской гар­де­роб — широ­ко­пле­чие пла­щи, паль­то, пиджа­ки и курт­ки были очень распространены.

Во вто­рой поло­вине деся­ти­ле­тия на стра­ни­цах жур­на­ла ста­ли появ­лять­ся моде­ли пря­мо­го или при­та­лен­но­го кроя с мас­сив­ны­ми пле­ча­ми. Пле­чи чаще все­го соче­та­ют с про­стым ворот­ни­ком с лац­ка­на­ми, но есть и более роман­тич­ные вари­а­ции — ворот­ник-бант, ворот­ник-стой­ка, рюши и вышив­ка в народ­ном сти­ле. Талию под­чёр­ки­ва­ют рем­нём или широ­кой обор­кой — бас­кой. Под­плеч­ни­ки в огром­ных коли­че­ствах начи­на­ют шить и при­ши­вать само­сто­я­тель­но — в таких же огром­ных коли­че­ствах эти про­дол­го­ва­тые кус­ки поро­ло­на нач­нут лихо­ра­доч­но спа­ры­вать в девяностые.




Потёртые джинсы, варёнки и бананы

Их шьют из тон­ких глад­ких мате­ри­а­лов, напо­ми­на­ю­щих шёлк, и носят в тёп­лое вре­мя года, а те, кто и в холо­да не хотел рас­ста­вать­ся с люби­мы­ми брю­ка­ми, кро­и­ли их из более плот­ных костюм­ных тканей.

Космическая мода — комбинезоны, шапки-трубы, сапоги и куртки-дутики

В первую оче­редь сто­ит упо­мя­нуть ком­би­не­зо­ны — эта неотъ­ем­ле­мая часть эки­пи­ров­ки кос­мо­нав­та, пре­тер­пев ряд мод­ных транс­фор­ма­ций, ста­ла объ­ек­том жела­ния мно­гих жен­щин. Сход­ство с ори­ги­на­лом допол­ня­ла длин­ная мол­ния, кото­рая вши­ва­лась спе­ре­ди. Ком­би­не­зо­ны дела­ли при­та­лен­ны­ми, носи­ли с рем­нём, поя­сом или затя­ги­ва­ли на кулис­ку. Верх с пря­мой лини­ей пле­ча и все­воз­мож­ны­ми фор­ма­ми ворот­ни­ков допол­ня­ли брю­ки-бана­ны. В зави­си­мо­сти от тка­ни, деко­ра и фур­ни­ту­ры, фор­му кос­мо­нав­тов теперь мож­но было надеть на рабо­ту, в ресто­ран или на тан­цы. В холод­ное вре­мя года осо­бым шиком счи­та­лись тёп­лые лыж­ные ком­би­не­зо­ны, кото­рые носи­ли в городе.

Ещё один футу­ри­сти­че­ский тренд — сапо­ги-дути­ки или луно­хо­ды. В СССР они нача­ли появ­лять­ся уже в кон­це 1970‑х годов и почти сра­зу заво­е­ва­ли серд­ца тех, кто ста­рал­ся успе­вать за мод­ны­ми тен­ден­ци­я­ми. Несмот­ря на внеш­ний вид, такие сапо­ги спор­тив­ной обу­вью не счи­та­лись — их носи­ли с паль­то, дуб­лён­ка­ми и даже шубами.



Кста­ти, дети девя­но­стых навер­ня­ка пом­нят дет­ские шапоч­ки-тру­бы с кисточ­кой и тре­мя раз­но­цвет­ны­ми пом­по­на­ми на макушке.

Мини-юбки, тюльпаны и годе

Спо­ры о том, кто пер­вым создал новую уко­ро­чен­ную модель юбки, идут до сих пор. Кто-то убеж­дён, что сво­им появ­ле­ни­ем мини обя­за­на бри­тан­ско­му дизай­не­ру Мери Куант, дру­гие счи­та­ют её созда­те­лем фран­цу­за Андре Кур­ре­жа. Так или ина­че, в 1960‑е годы мини-юбка поль­зо­ва­лась огром­ной попу­ляр­но­стью сре­ди моло­дё­жи наря­ду с пла­тья­ми А‑силуэта ана­ло­гич­ной дли­ны. В 1970‑е годы ноги деву­шек сно­ва спря­та­лись под скром­ны­ми миди и богем­ны­ми мак­си, но нена­дол­го — корот­кие юбки и пла­тья вер­ну­лись в восьмидесятые.

Гово­ря о корот­кой юбке, нель­зя не вспом­нить и её посто­ян­но­го спут­ни­ка — остро­мод­ные кол­гот­ки с ажур­ным рисун­ком. Девуш­ки, кото­рые не мог­ли поз­во­лить себе такую рос­кошь, дела­ли такие кол­гот­ки сами — у обыч­ной хлоп­ча­то­бу­маж­ной пары отре­за­ли носок и рас­пус­ка­ли изна­ноч­ные ряды по вер­ти­ка­ли. Кто-то пытал­ся выво­дить ажур­ные узо­ры с помо­щью иголки.


Дей­стви­тель­но, юные девуш­ки их люби­ли, осо­бен­но в соче­та­нии с низ­кой тали­ей. Поль­зо­ва­лись попу­ляр­но­стью и дру­гие похо­жие моде­ли — юбки-тюль­па­ны и юбки-бочон­ки. Все они появи­лись бла­го­да­ря фран­цуз­ско­му дизай­не­ру Пье­ру Кар­де­ну, кото­рый, кста­ти, очень любил при­ез­жать в Союз и гово­рил, что на созда­ние футу­ри­сти­че­ских дизай­нов его вдох­но­вил полёт Юрия Гага­ри­на в кос­мос. Кар­ден шил наря­ды для Майи Пли­сец­кой, кото­рую назы­вал сво­ей музой, а в 1986 году открыл в СССР своё про­из­вод­ство. Так что тёп­лые отно­ше­ния фран­цуз­ско­го моде­лье­ра с совет­ской мод­ной инду­стри­ей не мог­ли не повли­ять на жен­ский гардероб.




Бас­ка — ещё один мод­ный тренд, появив­ший­ся на стра­ни­цах жур­на­лов во вто­рой поло­вине 1980‑х годов. Широ­кая обор­ка, кото­рая изна­чаль­но была пред­на­зна­че­на для того, что­бы обра­тить вни­ма­ние на затя­ну­тую в тугой кор­сет талию при­двор­ной дамы, ста­ла появ­лять­ся повсе­мест­но — бас­ка дей­стви­тель­но выгод­но под­чёр­ки­ва­ла фигу­ру, даже если её обла­да­тель­ни­ца не мог­ла похва­стать­ся изящ­ны­ми фор­ма­ми. Мно­гие навер­ня­ка пом­нят пла­тья, коф­точ­ки и даже юбки с такой обор­кой, кото­рые вер­ну­лись в моду в нача­ле 2010‑х годов и дол­гое вре­мя мель­ка­ли в соци­аль­ных сетях и на пол­ках магазинов.

Лоферы, лодочки, мыльницы



Аксессуары

Сре­ди мод­ных аксес­су­а­ров сто­ит выде­лить широ­кие кожа­ные рем­ни, кото­рые дела­ли фигу­ру жен­щи­ны, обла­чён­ной в широ­ко­пле­чую блу­зу и про­стор­ные брю­ки-бана­ны более изящ­ной. Носи­ли шар­фы, кото­рые были задра­пи­ро­ва­ны, завя­за­ны бан­том или хит­ро­ум­ны­ми узлами.

Носи­ли и шля­пы — свои необыч­ные дизай­ны демон­стри­ро­вал на совет­ских (а поз­же — на евро­пей­ских) поди­у­мах Вяче­слав Зай­цев, не отста­вал от него и горя­чо люби­мый в сою­зе Карден.

Кол­лек­ция Вяче­сла­ва Зайцева Кол­лек­ция Пье­ра Кардена

Сре­ди моло­дё­жи было очень мод­но повя­зы­вать на голо­ву яркий узкий шар­фик — такой аксес­су­ар часто мож­но было встре­тить на дис­ко­те­ках — или скру­чен­ную в жгут бан­да­ну — так дела­ли брей­ке­ры и дру­гие пред­ста­ви­те­ли моло­дёж­ных субкультур.

Причёски и макияж

Это деся­ти­ле­тие ста­ло эпо­хой сума­сшед­ших при­чё­сок и испор­чен­ных впо­след­ствии волос. Загра­нич­ные крас­ки, счи­тав­ши­е­ся более береж­ны­ми, появи­лись в про­да­же ещё в 1970‑х годах, но пер­гид­роль для освет­ле­ния шеве­лю­ры всё ещё исполь­зо­ва­ли. Увле­че­ние хими­че­ской завив­кой мог­ло при­ве­сти к пре­вра­ще­нию здо­ро­вых и густых волос в подо­бие жёст­кой мочал­ки. Кро­ме того, воло­сы ста­ра­тель­но начё­сы­ва­ли и зали­ва­ли лаком, а если лака не было — укла­ды­ва­ли при­чёс­ку слад­кой водой или пивом.


Соби­ра­ясь на дис­ко­те­ку, девуш­ки нано­си­ли яркие тени, под­чёр­ки­ва­ли ску­лы кон­траст­ны­ми румя­на­ми и выби­ра­ли соч­ные оттен­ки пома­ды — осо­бен­но полю­бил­ся мод­ни­цам ярко-розо­вый цвет. Пер­ла­мут­ро­вый эффект стал попу­ля­рен на зака­те СССР — теперь мы ассо­ци­и­ру­ем его с модой 1990‑х годов.

Неформалы

В СССР нефор­ма­лы ста­ра­лись выгля­деть как их зару­беж­ные собра­тья, но, если гово­рить о повсе­днев­но­сти, а не о сце­ни­че­ских обра­зах совет­ских роке­ров, оде­ва­лись они в то вре­мя менее вызы­ва­ю­ще. Кожа, цепи, рем­ни с тяжё­лы­ми бля­ха­ми, клёп­ки и шипы мог­ли соче­тать­ся с менее экс­тре­маль­ны­ми веща­ми — джин­са­ми, рубаш­ка­ми и кроссовками.


Майк Нау­мен­ко

И, конеч­но же, самый извест­ный пред­мет гар­де­роба, кото­рый до сих пор любят не толь­ко нефор­ма­лы — косуха.


Харак­тер­ные при­ме­ты сти­ля улич­ных тан­цо­ров: курт­ки и шта­ны с боль­шим коли­че­ством кар­ма­нов — ино­гда их шили само­сто­я­тель­но — фут­бол­ки и тол­стов­ки с ино­стран­ны­ми над­пи­ся­ми, цепи, застёж­ки-мол­нии, напульс­ни­ки, повяз­ки на голо­ву. Важ­ный атри­бут — белые пер­чат­ки и крос­сов­ки, что­бы дви­же­ния тан­цо­ра были хоро­шо раз­ли­чи­мы в темноте.


С пред­ста­ви­те­ля­ми мно­гих нефор­маль­ных тече­ний враж­до­ва­ли любе­ра. Они обла­да­ли хоро­шей физи­че­ской фор­мой бла­го­да­ря посто­ян­ным тре­ни­ров­кам в качал­ках, заня­ти­ям бок­сом, руко­паш­ным боем, бегом и дру­ги­ми вида­ми спорта.

Суровая реальность

Трен­ды-трен­да­ми, но суро­вая совет­ская дей­стви­тель­ность дик­то­ва­ла свои пра­ви­ла. Мно­гие хоте­ли запо­лу­чить мод­ную загра­нич­ную вещи­цу, но дале­ко не все мог­ли себе это поз­во­лить. В сто­ли­це и пор­то­вых горо­дах ещё мож­но было купить что-то с рук при нали­чии денег, но на пери­фе­рии хоро­шие вещи были боль­шой редкостью.

Совет­ская лёг­кая про­мыш­лен­ность мод­ны­ми веща­ми не бало­ва­ла. Если моде­льер раз­ра­ба­ты­вал новый фасон, его нель­зя было сра­зу отдать на про­из­вод­ство, для это­го тре­бо­ва­лось согла­сие спе­ци­аль­ной худо­же­ствен­ной комис­сии. Часто после мно­го­чис­лен­ных исправ­ле­ний и согла­со­ва­ний изна­чаль­ный замы­сел худож­ни­ка менял­ся до неузна­ва­е­мо­сти, и дале­ко не в луч­шую сто­ро­ну. Свя­за­но это было с тем, что мас­со­вый пошив слож­ных моде­лей был более тру­до­ём­ким, а сле­до­ва­тель­но — невыгодным.

Спра­ши­ва­ют об отно­ше­нии к оте­че­ствен­но­му лег­про­му и саму моло­дёжь. На вопрос, какую вещь — нашу или загра­нич­ную — ты выбе­решь, если обе будут выгля­деть оди­на­ко­во мод­но, улыб­чи­вый пар­ниш­ка отве­ча­ет — конеч­но же загра­нич­ную, у них каче­ство луч­ше! Ана­ло­гич­ные отве­ты дают прак­ти­че­ски все опро­шен­ные. Дело здесь не толь­ко в каче­стве — одеж­да совет­ско­го про­из­вод­ства у моло­дё­жи попу­ляр­но­стью не поль­зо­ва­лась в прин­ци­пе, носить импорт­ные вещи было престижнее.

А вот кол­кий сти­шок про каче­ство дет­ской одежды:

И тут же про обувь:

Раз­го­во­ры об улуч­ше­нии каче­ства про­дук­ции и выпус­ке новых мод­ных изде­лий шли посто­ян­но, но, види­мо, без осо­бо­го успе­ха, так как люди про­дол­жа­ли искать дефи­цит­ную одеж­ду, выста­и­вая в оче­ре­дях и тор­гу­ясь с фарцовщиками.

В выгод­ном поло­же­нии ока­зы­ва­лись и работ­ни­ки почты — жур­на­лы, кото­рые полу­ча­ли, в основ­ном, жёны боль­ших началь­ни­ков, перед выда­чей мож­но было на свой страх и риск на одну ночь уне­сти домой и пере­снять выкройки.

Дру­гая про­бле­ма тех, кто мог шить наря­ды само­сто­я­тель­но — недо­ста­ток хоро­ших тка­ней. Даже Кар­ден, открыв­ший про­из­вод­ство в СССР во вто­рой поло­вине 1980‑х годов, жало­вал­ся на каче­ство мате­ри­а­лов. Что уж гово­рить о про­стых совет­ских жен­щи­нах (и муж­чи­нах — неко­то­рые из них тоже шили себе сами или рабо­та­ли в ателье).

На одном из фору­мов опи­сан слу­чай: когда в одном из теат­ров меня­ли зана­вес и ста­рые што­ры соби­ра­лись выбро­сить за нена­доб­но­стью, этот тяжё­лый пыль­ный бар­хат рас­та­щи­ли на кус­ки — каж­до­му доста­лось по три мет­ра. Кто-то даже умуд­рил­ся из этой тка­ни сшить сво­е­му сыну костюм на выпускной.

В кол­лек­ции извест­но­го исто­ри­ка моды, Алек­сандра Васи­лье­ва, есть курт­ка Любо­ви Поли­щук, сши­тая из белых и голу­бых лос­ку­тов — не дань моде, а попыт­ка сде­лать кра­си­вую вещь из остат­ков кожи, кото­рые уда­лось достать.


Дефи­цит все­гда мож­но было купить у фар­цов­щи­ков — людей, кото­рые тор­го­ва­ли импорт­ны­ми веща­ми в част­ном поряд­ке, про­да­вая их по беше­ным ценам. В то вре­мя фар­цо­ва­ли все, у кого была такая воз­мож­ность — в пор­то­вых горо­дах это были моря­ки даль­не­го пла­ва­ния, совер­шав­шие рей­сы за гра­ни­цу. Тор­го­ва­ли мод­ным дефи­ци­том работ­ни­ки сфе­ры туриз­ма, общав­ши­е­ся с ино­стран­ца­ми, и, конеч­но, те, кто был занят в сфе­ре тор­гов­ли — они про­да­ва­ли ред­кие това­ры из-под при­лав­ка. Най­ти про­дав­ца было не так-то про­сто — мно­гие счи­та­ют, что сто­и­ло толь­ко прий­ти на тол­куч­ку, как к тебе сра­зу сле­та­лась тол­па фар­цов­щи­ков с джин­са­ми и кроссовками.

В дей­стви­тель­но­сти такой тол­пой мог­ли обсту­пить толь­ко для того, что­бы обла­по­шить. Обыч­но, так как сдел­ка часто про­ис­хо­ди­ла меж­ду незна­ко­мы­ми людь­ми, осто­рож­ни­ча­ли все — и поку­па­те­ли, и спекулянты.

Но, несмот­ря ни на что, те, кто хотел успе­вать за мод­ны­ми тен­ден­ци­я­ми или исполь­зо­вал одеж­ду как спо­соб само­вы­ра­же­ния, ста­ра­лись изыс­ки­вать пути при­об­ре­те­ния жела­е­мой вещи. Тогда воз­ве­де­ние в культ тех или иных пред­ме­тов одеж­ды или обу­ви — явле­ние, с кото­рым в СССР боро­лись и без­успеш­но пыта­лись иско­ре­нить — это не столь­ко при­знак лег­ко­мыс­лия и узко­го кру­го­зо­ра, сколь­ко след­ствие тоталь­но­го дефи­ци­та и закры­то­сти страны.

Мода 1980‑х годов оста­ёт­ся с нами и сего­дня. Мно­гие девуш­ки носи­ли и про­дол­жа­ют носить пиджа­ки пря­мо­го кроя с объ­ём­ны­ми пле­ча­ми, кото­рые сно­ва ста­ли попу­ляр­ны пару лет назад, уко­ро­чен­ные брю­ки-бана­ны вер­ну­лись к нам в сере­дине 2010‑х годов наря­ду с варён­ка­ми, а косу­ха уже дав­но счи­та­ет­ся частью как жен­ско­го, так и муж­ско­го базо­во­го гар­де­роба. Сей­час эти вещи мож­но купить прак­ти­че­ски вез­де, а узнать об акту­аль­ных трен­дах про­ще про­сто­го — доста­точ­но загля­нуть в соци­аль­ные сети. Вре­мя идёт, мир меня­ет­ся, а вме­сте с ним меня­ет­ся и мода. Но каж­дый раз она всё рав­но воз­вра­ща­ет­ся к нам, напо­ми­ная, что новое — это хоро­шо забы­тое старое.

Моду 80-х годов можно охарактеризовать, как спортивный авангард, одежда прямоугольного силуэта, с широкими плечами, прослеживалась тенденция к геометризму, наряды декорируется асимметричными треугольными вставками, бесчисленными карманами.
Модницы носят дутые плащи, куртки, сапоги, мужчины и женщины предпочитают одежду одинакового покроя.






Показ Валентина Юдашкина



Ирина Понаровская





В начале 80-х годов на пике популярности были брюки-бананы, заканчивающиеся внизу пышной оборкой, как правило, их носили с топами.









Из аксессуаров отдавали предпочтение украшениям из цветной пластмассы: клипсам, бусам, многочисленным браслетам.





В почете было занятие аэробикой, вместе с модой на аэробику пришли полосатые шерстяные гетры, которые носили не только во время занятий спортом, но и просто так.









Вячеслав Бутусов



Атрибутами рок-направления были кожаные куртки с заклепками, перчатки без пальцев (митенки), обилие значков, заклепок, в которую облачалась молодежь. Появились такие неформальные движения, как панки, металлисты, скинхеды.
Неформалы 80-х

Советская мода 1960-1980 годы

Манекенщица Янина Черепкова в модельном костюме. Поках мод в ГУМе 24 июня 1960 г., Москва.

Новое время предлагало свои эталоны красоты. Одной из самых красивых женщин в СССР того времени считалась актриса Наталья Фатеева. Очень гламурным образом этой поры была актриса Ирина Скобцева. Образами-секси были Светлана Светличная и Наталья Селезнева.

Советская мода 1960-1980 годы

Слева: Наталья Фатеева, Москва, 1965 г. Справа: Киноактриса Ирина Скобцева в летней гипюрововй блузке. Москва, 1960 г.

В 1965-м г., по окончании Текстильного института, во Всесоюзный дом моделей пришел работать Вячеслав Зайцев. Это было большим событием, важным для развития моды в СССР. До него в советском модном бизнесе практически не было мужчин. Зайцев был и остается талантливым художником, он интересовался западными тенденциями и воплощал их в русском прочтении. Он был первым отечественным модельером, к которому потянулись звезды театра и кино. Зайцев, безусловно, был главным модельером страны в конце 1960-х – начале 1970-х гг. Ему принадлежат многие широко известные модные образы тех лет – он одевал Эдиту Пьеху, он создал знаменитый балахон Аллы Пугачевой и т.п.

Советская мода 1960-1980 годы

Слева: Актриса Наталья Селезнева в модном плаще с металлическими пуговицами и в полосатом поло. Москва, 1968 г. Справа: Киноактриса Светлана Светличная - звезда 1970-х гг., Киев, 1977 г.

Советская мода 1960-1980 годы

Певица Алла Пугачева в платье-хитоне с черными разводами. Концерт на стадионе в Симферополе 1979 г.

В 1970-е гг. во всем мире и в СССР в моде присутствуют несколько главных тенденций. Это эклектично-фольклорное направление – восточноевропейские вышитые дубленки, народные блузки и вышитые кофты, турецкая обувь, сумки через плечо, изделия из кожи, жилеты, индийские сари, марлевые кофты, цыганские юбки и т.п. Кумир этого периода Ив Сен-Лоран ввел в моду стиль ретро, вернувшись к довоенной эпохе начала 1930-х гг. Стиль ретро стал одним из главных направлений и продолжает оставаться таковым вплоть до сегодняшнего дня. Также в моду вошел стиль поп, часто аляповатый и граничащий с безвкусицей.

Советская мода 1960-1980 годы

Эстонские манекенщицы в пляжных костюмах из набивного ситца и сатина работы Саймы Крик. "Силуэт", лето 1973г. Таллин.

Основным конструктивным отличием моды 1960-х от моды 1970-х гг.было то, что в 1960-е гг. основной упор делался на цельность ансамбля – платье, брючный костюм и т.п. А в 1970-е костюм представлял собой набор самостоятельных элементов одежды со значительными вкраплениями трикотажа – например, батник (приталенная блузка типа мужской рубашки), вязаный жилет в стиле ретро и длинная юбка. Силуэт юбок макси и миди был, в основном, расклешенным, часто спиралевидного кроя.

Любимым цветком этого времени стала ромашка, сменившая популярный в 1950-е ландыш. Она встречалась в текстах популярных песен, изображалась на тканях, в вышивках и т.п. Новинкой 1970-х гг. стало возвращение в русле моды на ретро обуви на платформе, в частности – сабо.

Советская мода 1960-1980 годы

Манекенщица Валентина Малахова в брючном костюме и репсовой куртке. "Мода стран социализма", 1968г.

Фольклорная направленность одежды проявлялась в простоте кроя и используемых материалов. Именно благодаря этому в СССР обрела большую популярность одежда собственного или кустарного производства. Появилось множество мастеров, шивших на продажу батники, джинсы, юбки-спирали и вязавших модные шапочки, длинные шарфы и т.д.

Советская мода 1960-1980 годы

Манекенщицы Галя Иванова и Татьяна Михалкова, в шерстяном жилете и пончо отделанных гуцульским орнаментом. Москва, 1971 г.

Основными источниками модных предметов одежды в 1970-е гг. были не магазины, а толкучие рынки, в первую очередь, в крупных портовых городах – Одессе, Владивостоке, Калининграде, Ленинграде. Из стран социализма наиболее продвинутой в отношении моды была Польша, и польские туристы везли в СССР модные вещи, а в обмен увозили икру, водку и золотые украшения. В Ленинград, гонимые действовавшим у них на родине сухим законом, по однодневной визе ехали финны, которые также везли чемоданы модных вещей для обмена на водку.

Советская мода 1960-1980 годы

Манекенщица Элла Шарова в костюме из штапеля на показе моделей Славы Зайцева и Общесоюзном доме моделей одежды.Москва, начало 1970-х гг.

В советских домах моды того времени часто устраивались показы, которые отличала своя специфика. Манекенщиц было мало, они должны были показать всю коллекцию, многократно переодеваясь. Им часто не предоставлялась обувь, т.е. они должны были пользоваться на показах своей или одевать одну пару обуви по-очереди.

Для изменения внешности очень популярно было использовать парики. Манекенщиц никто не обучал ни движению, ни профессиональным приемам работы на подиуме. В целом показы оставляли впечатление доморощенности и самодеятельности. Представляемые на показах коллекции, как правило, воспроизводили модные западные тенденции, но лишали их особых остромодных деталей и делая более обыденными.

Особой проблемой было найти мужчин-манекенщиков, поэтому в их роли часто выступали случайные люди, вроде шофера или охранника дома моделей.

Советская мода 1960-1980 годы

В 1976-м г. в Лондоне появились первые панки. Непосредственного влияния на советскую моду они в тот период не оказали, но тенденции стиля панк проявились в аксессуарах – вошли в моду украшения из металла, часто в форме бритвочки; стало популярным носить на одежде множество булавок; вошла в моду юбка из шотландки с запахом, закалывающаяся на огромную декоративную булавку.

Нововведением стиля панк стал вошедший в моду после цветового буйства предыдущих лет черный цвет и мода на кожаные вещи, в частности, черные кожаные брюки-дудочки. Заметно повлиял стиль панк и на прически – после длинных волос в моду вошли стрижки, начесы и залаченные волосы, которые продержались в СССР еще 10 лет. Джинсы и все джинсовое вновь заняли абсолютно лидирующие позиции – джинсовым было все: от обуви до головных уборов и от зонтиков до детских колясок. Существовала целая индустрия по производству поддельных джинсов в СССР, продавались и нелицензионные копии фирменных джинсов, сделанные в Турции, Египте, Польше, Венгрии и др.

девушки в стиле 80-х

Что представляет собой мода 1980-х

Мода 1980-х вызывает у всех одинаковые ассоциации: обилие красок, аксессуаров, пестрый макияж и отсутствие чувства меры во всем. На такое развитие событий повлияла, безусловно, политическая подоплека. Стиль 1980-х в СССР и мире немного отличался.

В СССР

Советские 1980-е — это время перехода от застоя до перестройки. Бунтарство в одежде и желание следовать западной моде — главные отличительные черты эпохи.

В страну хлынул поток заграничных изделий — не очень качественных, но ярких и притягивающих взгляд. Наряды стали более откровенными, нарочито подчеркивающими сексуальность. Тренды задавали музыкальные стили хип-хоп, синтипоп и электронная музыка.

В женских образах преобладала раскрепощенность:

  1. В каждом девичьем гардеробе были яркие леггинсы.
  2. Тренд 1980-х — мини-юбки, но не милые, как в 1960-х, а облегающие и сексуальные.
  3. Платье-карандаш — обязательный элемент образа деловой леди.

В то же время в моде был оверсайз — огромные пиджаки с акцентными плечами, брюки-бананы. Безразмерные спортивные костюмы в кислотных цветах предназначались не для фитнеса, а на выход. Носили вареные джинсы, которые большинство делало самостоятельно: молодые люди покупали белизну и преображали обычное изделие в писк моды.

Советские люди узнали о зарубежных модных домах. И хоть найти и позволить себе брендовую вещь мог далеко не каждый, нашивки с логотипами мелькали практически везде.

За рубежом

В мире 1980-е были эпохой перемен. В среде модных дизайнеров появились новые громкие имена — Жан-Поль Готье, Кристиан Лакруа, Клод Монтана. Маститые дома старались делать классические модели более оригинальными. Особенно ценились брендовые аксессуары — сумки Louis Vuitton, Chanel, Dior, часы Rolex и пр.

Культовые образы того времени можно разделить на три направления:

  1. Бизнес-леди — короткие юбки и приталенные пиджаки с акцентными плечами.
  2. Романтика — широкие шляпы и безупречные платья принцессы Дианы.
  3. Секси — облегающие юбки, платья, леггинсы из лайкры.

Мужчины тоже стремились создать смелый и неординарный стиль. Помогали в этом футболки с яркими принтами, кислотная спортивная одежда и вязаные свитера с необычным узором. Сдержанность считалась признаком безвкусия, а иконами стиля были Майкл Джексон и Дэвид Боуи.

Самые яркие образы можно было встретить именно на улицах Америки. Девушки надевали пестрые костюмы из хлопка и трикотажа, пластмассовые бусы, поясные сумки и обтягивающие брюки. В это же время молодежь начала носить джинсы мом, которые станут символом моды 1990-х во всем мире. А парни наряжались в пастельные классические костюмы.

Появление различных субкультур — яркий признак 1980-х. Особой популярностью пользовались панки. Поэтому на улицах было много черной кожи, курток с металлическими цепями и заклепками, колготок в сеточку и высоких грубых ботинок.

Тренды 1980-х в современной моде: образы для женщин и мужчин

Несмотря на противоречивость стиля 1980-х, дизайнеры заимствуют многие тренды эпохи для современных коллекций. Тенденции прошлого века возвращаются в моду прямо сейчас. Их полезно знать и применять в своих образах.

Женская мода

Создавая коллекцию осень–зима 2020/2021, стилисты Chanel совершили путешествие в прошлое и обратились к традициям Карла Лагерфельда — одного из главных дизайнеров той эпохи. Следуя их примеру, можно позаимствовать из 1980-х все самое лучшее:

  • костюмы с юбками в клетку;
  • экстремально короткие юбки и платья;
  • объемный цветочный декор;
  • приталенные силуэты;
  • широкие рукава.

костюм Chanel

Мода 1980-х в коллекции Chanel FW 2020/21: YouTube/CHANEL

Применяя эти приемы, можно создавать цельный образ в духе десятилетия, который будет выглядеть актуально.

Еще один ностальгический тренд, который заполонил модные подиумы, — широкоплечие жакеты. Их можно надеть с:

  • кроп-топом, подчеркнув сексуальность;
  • платьем или с брюками;
  • широкими спортивными брюками и кедами, как в новой коллекции Boss, — необычное сочетание с налетом 1980-х.

Кроме того, в моду возвращаются укороченные жакеты по линию талии.

Не исчезли с глянцевых страниц кислотные цвета. Дом Kenzo посвятил этому тренду целую коллекцию. Возьмите на заметку стилистическое правило: используйте максимум два ярких цвета в одном образе. Тогда будете выглядеть оригинально, но не аляповато.

Мужская мода

Спустя десятки лет мужской стиль снова приобретает краски и необычные формы. Свободные рубашки с пестрыми принтами, вязаные свитера с узорами, цветные брюки — все это доступно и вновь актуально.

Под влиянием новых тенденций американский бренд Bode создал целую коллекцию мужской одежды в стиле 1980-х. Так, дизайнеры рекомендуют обратить внимание на:

  • красочные изделия в клетку и полоску;
  • костюмы в единой расцветке;
  • джемперы с рисунками, надписями и геометрическими узорами;
  • укороченные брюки.

В тренды возвращается культовая вещь того времени — бомбер. По мнению стилистов Boss, его можно носить не только с джинсами, но и классическими брюками. Также Инго Вилтс, креативный директор бренда, возвращает к жизни мужские комбинезоны.

Важный элемент мужского гардероба — классический костюм. Сюда изменения тоже добрались. Место приталенных нарядов занимают более свободные брюки и жакеты — их советуют носить стилисты Gucci и Amiri.

Тренды 1980-х нужно добавлять в образы очень аккуратно и дозировано, но избегать их не стоит. Эпоха привнесла в моду комфорт и свободу самовыражения. Если цветовые сочетания модников того времени могут повергнуть в шок, то фасоны, силуэты и некоторые элементы помогут сделать образ более интересным.

Читайте также: