Доклад по программе тропинки

Обновлено: 05.07.2024

Кудрявцев Владимир Товиевич

доктор психологических наук , профессор , заведующий кафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ

направления образовательного процесса в ДОУ

В различных типах дошкольных образовательных организаций вне

зависимости от их вида.

-Возможность замены модулей программы парциальными программами;

-использование модулей программы как парциальных программ, дополняющих образовательные области Основной образовательной программы.

Общее психическое развитие дошкольников 3 - 7 лет средствами развития

творческих способностей, в частности, формирование у детей готовности к современному (развивающему) школьному обучению.

Основная идея проекта

Задачи проекта

Инициирование и психолого-педагогическое сопровождение процессов творческого освоения культуры детьми в рамках различных видов их деятельности; развитие творческого воображения дошкольников, основанной на нем системы творческих способностей ребенка (продуктивного мышления, рефлексии и др.); Развитие и поддержание у детей специфической познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций.

Задачи проекта

расширение перспективы детского развития путем включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности со взрослым и друг с другом; формирование у детей творческого ценностного отношения к собственному физическому и духовному здоровью; развитие у ребенка начал будущего умения учиться (предпосылки УУД).

Направления программы:

Развитие культуры общения; развитие культуры познания; развитие культуры речи; развитие художественно-эстетической культуры; развитие культуры движений и оздоровительная работа.

Выделенные линии работы не составляют альтернативы пяти

образовательным областям, представленным во ФГОС ДО, как и не являются их модификацией: содержание пяти разделов Программы разработано с учётом задач этих образовательных областей.

Особенности программы:

Учтены принципы междисциплинарного подхода; выстроена как исходное звено целостной системы непрерывного развивающего образования; реализована идея единства развивающей и оздоровительной работы.

Структура программы

Кудрявцев Владимир Товиевич Тропинки Концептуальные основы проекта

развивающего дошкольного образования

Развитие культуры речи

Елизавета Михайловна Струнина

Дидактические материалы по развитию речи

Пособия содержат демонстрационный и раздаточный наглядный материал, необходимый для занятий по развитию речи и ознакомлению с литературой в каждой возрастной группе ДОО

Развитие культуры Познания М.Н. Султанова «Путешествие в страну

Развитие художественно-эстетической культуры

Коррекционная работа в ДОО

Лебедева И.Л. Тайны шипящих звуков. Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить.

Безруких М.М. Леворукий ребёнок в школе и дома. Методическое пособие. Безруких М.М. Ребёнок-непоседа. Тетрадь для занятий с детьми. Безруких М.М. Леворукий ребёнок.Тетрадь для занятий с детьми.

Бакланова Татьяна Ивановна
Глебова Анна Олеговна
Журова Лидия Ефремовна
Карпова Юлия Викторовна,
Кожевникова Виктория Витальевна
Кудрявцев Владимир Товиевич
Лабутина Наталия Викторовна
Лыкова Ирина Александровна
Милаева Марина Сергеевна
Новикова Галина Павловна
Павленко Татьяна Андреевна
Полковникова Наталья Борисовна
Сечкина Ольга Константиновна
Султанова Марина Наумовна
Ушакова Оксана Семёновна

Цель – создание условий для сохранения и поддержания
психологического здоровья дошкольников.
Задачи:
- обучение положительному самоотношению и принятию других
людей
- обучение рефлексивным умениям
- формирование потребности в саморазвитии
- содействие росту, развитию детей.

Эмоционально-символические методы основываются на представлении К.
Юнга и его последователей о том, что формирование символов отражает
стремление психики к развитию и превращение символов или образцов
фантазии в осязаемые факты с помощью рисования, сочинения рассказов и
стихов, лепки способствует личной интеграции. В программе используются
две основные модификации эмоционально-символических методов,
предложенные Дж. Алланом.
А) Групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха,
печали, интереса. Как необходимый этап обсуждения, используются детские
рисунки, выполненные на темы чувств. Причём на стадии рисования иногда
исследуются и обсуждаются чувства и мысли, которые не удаётся раскрыть в
процессе вербального общения.
Б) Направленное рисование, то есть рисование на определённые темы. В
программе используется рисование при прослушивании терапевтических
метафор. Детям предлагается рисовать всё, что называется метафорой.

Релаксационные методы построены как антипод стресса. В
программу включены упражнения, основанные на методе
активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона,
дыхательные и визуально-кинестетические техники.
Метод нервно-мышечной релаксации предполагает достижение
состояния релаксации через чередование сильного напряжения и
быстрого расслабления основных мышечных групп тела. Из
дыхательных техник используются глубокое дыхание и ритмичное
дыхание с задержкой. Визуально-кинестетические техники
предполагают использование визуально-кинестетических образов.

2 Цель: с помощью развития творческих способностей создать условия для общего психического развития детей 3-6 лет.

3 Задачи: Инициирование и психолого – педагогическое сопровождение процессов творческого освоения культуры Развитие творческого воображения и основанной на нём системы творческих способностей ребёнка Развитие и поддержание у детей специфической познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций; Расширение перспективы детского развития путём включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности с взрослым и друг с другом; Формирование у детей творческого ценностного отношения к собственному физическому и духовному здоровью; Развитие у ребёнка начал будущего умения учиться.

7 Приоритетом развивающей работы с детьми является формирование творческого воображения, как универсального свойства, пронизывающего всю жизнь ребенка.

8 Основная отличительная черта проекта – принцип необыденности.

11 Принцип необыденности имеет шанс стать одним из основных принципов дошкольной педагогики. Он позволяет наметить вектор движения от педагогики повседневной к педагогике развития.

12 Принцип проекта общность приоритета творческого развития. Одно из главных составляющих этого принципа – реализм воображения.

14 Позиции относительно преемственности развивающего дошкольного и начального образования: 1. На дошкольной ступени формируется не прообраз учебной деятельности, а ее универсальное психологическое предпосылки. Ключевая из них продуктивное воображение. Которое развивается средствами игры. Восприятия сказок, художественного творчества и.т.д.

15 2. Слагаемые психологической готовности к обучению в школе: наличие у детей тенденции к включению в учебную ситуацию; способность содержательно строить деловое сотрудничество со взрослыми.

16 Особенности деятельности дошкольника: открытость проблемам – исследовательская активность; инициативность, мотивация; универсальная пластичность; эмоциональная насыщенность и выразительность

17 Допускается применение предметно- тематического принципа обеспечения дошкольного и начального образования.

18 Результат практической реализации развивающей модели преемственности дошкольного и начальной ступеней системы непрерывного образования должно стать формирование у детей предпосылок и основ умения учиться.

19 Предшкольное образование может быть только развивающим Вооружение ребёнка средствами ориентации в собственном внутреннем мире и изменения этого мира в ходе построения контактов с другими людьми. Ребёнок получает возможность впервые приоткрыть для себя социальное значение и индивидуальный смысл учения, как на расширение собственных возможностей. В процессе предшкольного образования ребёнок овладевает способами построения собственной деятельности, своей авторской позицией.

  • самостоятельности;
  • инициативности;
  • ответственности.
  • Что может удивить людей?
  • Почему люди не всегда находят общий язык?
  • Откуда рождаются мои мысли?
  • Зачем я нужен другим людям? И зачем они нужны мне?

5. Каждое занятие — событие, которое выделяется на фоне обыденной жизни, продукт, совместно создаваемый взрослыми и детьми.

Тропинки-2.jpg

Эвристическое естествознание и живая геометрия

В конце сказки корова обещает расстроенным деду с бабой не нести больше никаких яичек — ни золотых, ни простых.

Когда история завершилась, детям показывают коробочку с игрушечными яичками и спрашивают, кто там может находиться. Дети отвечали, что в них сидят цыплята (или птенцы). Каково было их удивление, когда в разборных яичках оказались не только фигурки цыплят, но и ящерки, черепашонка, змееныша, муравьишки и даже маленькой рыбки!

Таким образом, на этом занятии у детей сложилось первичное, пока еще недифференцированное представление о сущности млекопитающих. Хотя педагог только предоставил пищу и среду для размышлений, не обобщая информацию и не вводя никаких научных терминов и понятий.

Тропинки-3.jpg

Такие знания запоминаются с удовольствием, легко и непроизвольно, в отличие от скучных, утомительных занятий за столом.

Примерная программа дошкольного образования включает стандартные линии работы с детьми, предусмотренные ФГОС (, речевое, познавательное, и физическое развитие).

Традиционные направления по введению ребят в мир литературы, математики, изобразительного искусства и музыки глубоко раскрываются и дополняются новыми.

Тропинки-4.jpg

Информация, представленная на нашем сайте в том или ином виде, носит информационно - рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом.

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Уровень развития речи является мощным диагностическим показателем психического и интеллектуального развития ребенка.

Цель: - Определить значение игр на занятиях по речевому развитию. Задачи: - изучить процесс формирования грамматического строя речи; - рассмотреть сущность и значение игр на занятиях по развитию речи.

Поэтому в своей педагогической деятельности со старшими дошкольниками много внимания уделяю речевому развитию, стимулирую речевые возможности, создаю такую обстановку в которой ребенок сам захочет пользоваться речью. Ведь речь развивается тогда, когда у ребенка есть возможности расширять свои познания об окружающем, узнавать что - то новое, накапливать опыт.

Что же такое игровые приемы? Это способ совместно( педагог и дети) развивать сюжетно –игровой замысел путем постановки задач и выполнения соответствующих действий, направленный на обучение и развитие детей.

Читайте также: